Исследовательская работа по МХК
Вложение | Размер |
---|---|
Три крестных хода в русской живописи 19 века. Исследовательская работа | 421.5 КБ |
Муниципальная научно-практическая конференция
«Я И МОЙ МИР ИСКУССТВА»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2 р. п. Степное
Советского района Саратовской области
Ул. Димитрова 20, тел. (884566) 5-29-19
Три крестных хода в русской живописи XIX века
Работу выполнила
Обучающаяся 9В класса
МБОУ-СОШ №2 р.п. Степное
Советского р-на Саратовской обл.
Новичкова Марина Александровна
Руководитель
учитель истории и МХК
Баландина Оксана Владимировна
Степное 2012
Введение
Крестный ход – что может быть интересного в этой теме для ученицы 9-го класса – спросите вы? Может быть, год назад и я удивилась бы собственному выбору темы работы. А сегодня не сомневаюсь в том, что интерес к проблеме является неслучайным.
Недавно моя знакомая рассказала мне любопытную историю. Жарким летом 2010 года, когда в России полыхали лесные пожары, произошло возгорание лесного массива рядом с селом Алексеевка Базарно-Карабулакского района. Жители села бросились на тушение пожара, который усугублялся сильными порывами ветра. Возникла угроза возгорания домов на окраине села. И тогда из расположенного в Алексеевке женского Свято-Сергиевского монастыря вышли с иконами и хоругвями монахини и послушницы и под церковное пение обошли крестным ходом село. Жители скептически смотрели на эту затею, но на следующее утро неожиданно начался дождь, хотя всю ночь на небе сияли звезды, и не было ни облачка. Пожар был потушен на подступах к селу. Но очевидно, что не только усилия жителей и специальных служб уберегли людей от огня, но и живая вера, способная творить невозможное.
А летом прошедшего года в поселке состоялся крестный ход на храмовый престольный праздник Святого великомученика и целителя Пантелеимона, в котором приняли участие сотни жителей. Именно тогда у меня и возник вопрос – что же такое крестный ход, каковы его цели, правила. А поскольку на протяжении ряда лет я посещала художественное отделение Детской школы искусств, то эту тему попыталась раскрыть через призму художественных образов, созданных художниками XIX века.
Любое время, любая эпоха дает свое видение истории предыдущих поколений, свое осмыслении идей прошлого. Эту задачу решает историческая наука, философия, социальная психология, экономика и целый ряд других наук об обществе. Можно воспринимать события через призму собственного опыта. Однако этот подход возможен, только если речь идет о событиях настоящего времени. Если же изучаешь исторические события то можно опираться на исторические источники и книги, повествующие об эпохе. Но не всегда мы можем за скупыми строчками книг уловить биение пульса времени, эмоции, чувства, невыразимо тонкую ткань человеческих отношений. Это под силу только искусству: музыке, живописи, кинематографу. Наиболее ярко и образно формирует отношение к истории живопись, обладая удивительными приемами передачи атмосферы, колорита временны, создавая образы потрясающей художественной убедительности.
Цель работы: изучить особенности художественного восприятия крестного хода как элемента церковной жизни русского народа в живописи художников XIX века.
Круг рассматриваемых картин ограничен тремя работами: «Сельский крестный ход на Пасху» В.А.Перова, «Крестный ход в Курской губернии» И.Е.Репина, и «Крестный ход в Ярославле» А.П.Боголюбова. Выбор данных картин обусловлен как объективными, так и субъективными обстоятельствами. Работы В.А. Перова и Е.И. Репина, вероятно, самые известные картины на данную тему. К тому же, находясь в Москве, осенью минувшего года я посетила Третьяковскую галерею, в собрании которой находиться работа Е.И. Репина, которая произвела на меня огромное впечатление. Картина А.П.Боголюбова известна в меньшей степени, но интересна для меня потому, что находиться в экспозиции Саратовского художественного музея имени Радищева, и выполнена художником, который специализировался на пейзажной, а не на жанровой живописи.
Источниковая база исследования представлена картинами художников XIX века[1], их письмами, воспоминаниями, литературными произведениями (все три художника, творчество которых рассматривается в работе, были незаурядными литераторами)[2].
Суть и значение крестного хода в духовной жизни православных христиан рассмотрены на основе изучения периодических изданий Саратовской епархии.[3]
Значительный объем информации был почерпнут из различных Интернет-источников, в том числе официальных сайтов музеев и православных образовательных порталов.[4]
Практическим результатом работы является составление сравнительной таблицы по обстоятельствам написания трех картин, рассматриваемых в работ.[5]
Глава I. Крестный ход в духовной жизни христиан
Электронное издание энциклопедического словаря[6] определяет Крестный ход как торжественное церковное шествие из одного храма в другой или к какому-либо назначенному месту, с иконами, хоругвями и другими святынями храма, а главным образом с большим крестом (запрестольным или выносным), от которого и самое шествие получило свое название.
Крестные ходы существуют как в православной церкви, так и в католической, и бывают двух родов: совершаемые по установлению, ежегодно в известные дни, и чрезвычайные. К первым принадлежат, например, крестный ход вокруг церкви в пасхальную неделю, каждый день за литургией; в праздник Богоявления для освящения воды, в память крещения Иисуса Христа. Крестные ходы поместные совершаются в честь великих местных святынь и замечательных событий церковной и государственной жизни, а также в память освобождения местности от эпидемии, нашествия врагов и т. п. Чрезвычайные крестные ходы проводятся с разрешения епархиального начальства по особым важным случаям: закладки нового храма, или по случаю засухи или неурожаев.
Разумеется, этой скупой информации недостаточно для понимания смысла и назначения крестных ходов. Тем более непонятно почему это событие было настолько значимо для духовной жизни людей позапрошлого века, что оставило такой заметный отпечаток в живописи этого периода.
Примеры торжественных шествий известны еще со времен Ветхого Завета. К прообразам первых крестных ходов можно отнести: путешествие сынов Израилевых из Египта в обетованную землю; семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, вследствие чего неприступные стены Иерихона пали от гласа священных труб и возглашений всего народа, а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием.[7] В России крестные хода были приняты от греческой Церкви и существовали на всем протяжении ее истории.
Сама церковная история Руси начиналась крестным ходом на Днепр для крещения киевлян. Летописцы сохранили многочисленные примеры крестных ходов во все последующее время - начиная от великих князей русских Ярослава I, Изяслава I, Владимира Мономаха, торжественно переносивших мощи святых князей Бориса и Глеба, крестные ходы совершались по самым разнообразным поводам по обычаю Церкви Константинопольской. Кроме постоянных и общецерковных (в Пасху, Богоявление) на Руси было много специальных крестных ходов, вызванных различными обстоятельствами ее исторической жизни. С особой торжественностью и особым благолепием совершались они при непременном участии патриархов и царей всея Руси.[8]
Во время общественных бедствий, когда люди не знали, что им делать, то они прибегали к помощи Божьей и для этого совершали крестные хода. Также во время войны – люди осознавая свое бессилие, прибегали к помощи Божией и Его угодников, совершая крестные хода. Крестные хода совершались также при перенесении святых икон.
При таком разнообразии форм совершения крестных ходов, образ совершения крестных ходов различен. Есть традиция совершения многодневных крестных ходов. Известна традиция совершения крестных ходов, когда в какой-либо местности есть чудотворная икона, мощи святого или другая почитаемая святыня.
Крестные хода в Православной Церкви, с древних времен, были: умилостивительные, покаянные, благодарственные и торжественные
Крестные хода могли иметь и торжественный характер и быть как ежегодные так и одноразовые, которые совершались по какому-либо торжественному случаю духовной жизни .К крестным ходам, совершаемым ежегодно можно отнести те, которые были в день памяти святых или явления чудотворных икон.
Каково же назначение крестного хода? «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, - говорит святитель Филарет, - что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает Святыню Небесную».[9]
Освящение всех стихий природы есть первое побуждение к совершению крестных ходов. Прежде всего, в крестном ходе освящается земля, по которой мы ходим, на которой живем, освящается как бы стопами Самого Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери и святых Божиих, шествующих по ней в своих ликах. Затем, в связи с богослужением, которым сопровождается и для которого совершается крестный ход, освящаются все главные стихии - воздух, огонь, вода, без коих мы не можем обходиться в земной своей жизни. Освящается они окроплением их святой водой и осенением на все четыре стороны престольным крестом в местах, где останавливается крестный ход, наконец, священным пением во время крестного шествия. Огненная стихия получает освящение от огня, носимого впереди всего крестного хода, - от огня, горящего пред святыми иконами. Водная стихия освящается в реках, источниках или колодезях погружением в нее Животворящего Креста Господня. А когда все эти стихии в высшей степени рассвирепеют против земнородных за их грехопадения, когда станут сильно карать нас, грешных, по Божию повелению и попущению, тогда Церковь совершает крестные ходы для того, чтобы упокоить разбушевавшуюся стихию.
Понять смысл этой устоявшейся церковной традиции мне помогли современные периодические издания, повествующие о современной духовной жизни России и Саратовской губернии.
Просмотрев подшивку издания Саратовской Епархии «Православная вера» всего лишь за один год я смогла убедиться в том, насколько прочно вошли крестные ходы в духовную жизнь современного российского общества. Одно перечисление названий статей говорит об этом: «Крестный ход в Вавилов Дол. Прикоснутся к небу»[10], «Крестный ход в Вавилов Дол. Зачем мы идем»[11], «В Покровске прошел крестный ход»[12], «Крестный ход в Саратове»[13]. Вот уже в течение шести лет в Саратовской епархии существует традиция совершать крестный ход в Вавилов Дол. В первые годы он начинался в Балаково, протяженность пути составляла около 130 километров. Сейчас крестный ход совершается из Саратова, его длительность составляет 21 день, а протяженность – порядка 500 километров. Его маршрут пролегает через несколько районов Саратовской области, в нем принимают участие сотни верующих. Кто-то проходит весь путь, кто-то половину. Кто-то всего несколько километров. Но и этот короткий путь приносит радость.[14]
Приведу слова участницы крестного хода в Вавилов Дол Натальи Музафаровой, которая идет вместе со своей годовалой дочкой Верой. «Не объяснить мне, зачем мы идем по жаре, зачем тащу с собой дитя. Вот повторить бы слово в слово проповедь в Свято-Никольском женском монастыре! Батюшка говорил о евангельских сестрах Марии и Марфе. Мария – бездельница в глазах своей сестры (не помогает накрывать на стол), она просто сидит у ног Господа нашего Иисусу Христа и внимает. Нас крестоходцев проповедник причисляет к ее, Марииной родне. С ее генами. С ее кровью. Все отдать за Слово Божие. Идти за ним. А пожелание было не сворачивать никуда на этом единственном пути. Быть как колесо, по выражению Амвросия Оптинского: касаться земли одной всего лишь точкой. Все остальное должно быть устремлено в небо.»[15]
У людей это событие остается в сердце, как частичка чего-то родного. Каждый человек ищет в крестном ходе что-то только ему нужное, то чего душа просит, возможно, достижения своего духовного спокойствия или может, старается найти ответ на мучающий его вопрос. Лично мне почувствовать суть крестного хода помогла статья Николая Кокухина, посетившего в Страстную Пятницу 2011 года Иерусалим и принявшего участие в крестном ходе, повторявшем путь Спасителя на Голгофу[16]. «Идет главный Крестный ход Вселенной, течет, словно великая полноводная река! Идут взрослые и дети, женщины и мужчины, идут здоровые и инвалиды, на костылях и на колясках. Идут верные православные христиане, собравшиеся сюда со всех концов света, в руках у них кресты – самое сильное и грозное оружие против духов злобы».[17]И еще: «Пройдя Крестный путь, мы насколько могли, сострадали мукам и болям Господа Иисуса Христа и простили виновников той страшной казни, как это сделал некогда Он».[18]
Глава II. Три крестных хода в русской живописи XIX века
О несомненно высокой роли крестного хода как элемента церковной жизни православных христиан говорит тот факт что картины на данный сюжет появлялись в русской живописи довольно часто. И даже ученик старших классов без особой искусствоведческой подготовки может, опираясь на знания из курса истории и МХК, назвать не менее трех картин. Такие произведения – «Сельский крестный ход на Пасху» В.Г. Перова, Крестный ход в Курской губернии Репина и Крестный ход Прянишникова. А если ученик посещает и школу искусств, то к этому списку прибавиться и картина Кустодиева. Да и современное искусство не остается в стороне от темы крестного хода. Современные художники используют нетрадиционные, оригинальные приемы для передачи глубинного смысла церковного шествия.
Но художники позапрошлого века к этой теме относились с особым чувством, превращая картины в своеобразные духовные послания нынешним поколениям. Сюжет картины являлся для них отправной точкой размышления о духовном облике российского общества, его проблемах и вершинах. Не случайно и то, что каждая из этих картин становилась событием в культурной жизни того времени, вызывала самые противоречивые отзывы: от бурных восторгов до абсолютного неприятия позиции автора. Да и сами художники подчас меняли свое мнение. Ведь художественное произведение отражает определенный этап духовного мировоззрения автора, его искания, сомнения, а не закостеневшую навек позицию.
Рассматриваемые произведения увидели свет практически в течении двух десятков лет, однако кроме темы у них нет ничего общего, настолько разный смысл вкладывает каждый художник в свое творение. Причиной такого отношения вероятно является разный уровень духовного опыта, обусловленный глубиной религиозного чувства каждого художника, возрастом, обстоятельствами общественной и личной жизни, оказавшими влияние на раскрытие сюжета церковного крестного хода. Рассмотрим эти причины подробнее.
Хрестоматийным примером язвительной критики «пороков» церкви советские критики считали картину В.Г.Перова «Сельский крестный ход на Пасху». Картина была написана 27-летним художником в 1861 году, и пронизана идеями критического реализма, расцветшего в пореформенной России. В этот период Перов вслед за разночинскими идеологами был уверен, что главным смыслом и целью искусства является обличение пороков российского общества.
На фоне хмурого деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и хоругвями после праздничной пасхальной службы. Картина произвела на современников убийственное впечатление контрастом между смыслом обряда и тем почти животным состоянием, до которого может опуститься человек. Наиболее выразительны лица пьяного священника, и молодой крестьянки со спущенными онучами. Захмелев, она истово поет молебен, полузакрыв глаза. Выразителен и мужичок, держащий перевернутую икону. Из крестьянского дома, в котором батюшка с причтом «наотмечались» Воскрешение Христово, предстоит нелегкий путь в церковь, виднеющуюся вдали.
Картина написана талантливо и хлестко. Лихо и жестко даны социальные и психологические характеристики картинных персонажей. Удачен пейзаж ранней деревенской весны, на фоне которого происходит церковное шествие.
Через год полотно было выставлено на петербургской ежегодной выставке Общества поощрения художников, и начался общественный скандал. Благочестивые зрители были шокированы. Нигилисты и «передовая» общественность, исповедовавшая Чернышевского и Писарева, восприняли картину «на ура». Между тем Стасов заметил, что такая сатира «больно кусается». Известный скульптор Микешин критиковал за «выхваченность … из живой действительности», «видя в этом одну грязь».[19]
Картину сняли с выставки, чтобы убрать подальше, где ее никто бы не увидел. Но вмешался Павел Третьяков. Он успел купить полотно, невзирая на предупреждение, что автор может угодить и в Соловецкий монастырь по обвинению в богохульстве.
Этим все и закончилось. Молодой художник прочно вошел в число самых известных жанристов своего времени. Он был молод, честолюбив, мечтал о поездке за границу для продолжения учебы. Он был счастлив и готовился соединиться узами брака с любимой женщиной. Ему импонировала шумная слава. И до 1863 года В.Г. Перов оставался тверд в своем «критическом направлении» что подтвердил такими сатирическими картинами, как «Чаепитие в Мытищах» и «Монастырская трапеза».
Вместе с тем «Сельский крестный ход» можно понимать не как выступление против христианской православной веры вообще, но как обличение недостатков отечественных приходских священнослужителей. Даже советский А.А. Федоров-Давыдов признавал что: «Будучи антиклерикальной, как и остальные картины Перова на ту же тему, по существу она не была антирелигиозной. В ней разоблачалось духовенство, как слуга самодержавия, показывалась мертвечина официальной религии, но отнюдь не отрицалась религия вообще...»[20]
В 1863 году в мировоззрении художника происходит перелом. Находясь на учебе в Париже в качестве стипендиата Академии, он пишет письмо, прося сократить срок обучения, так как «Посвятить же себя на изучение страны чужой несколько лет я нахожу менее полезным, чем по возможности изучать и разрабатывать бесчисленное богатство сюжетов как городской, так и сельской жизни нашего отечества». А далее следуют слова, как раз свидетельствующие о переломе его отношения к «сюжетам из русской жизни, которые, — как пишет Перов, — я бы исполнил с любовью и сочувствием»[21].
И заглох навсегда саркастический смех Перова, ушло в небытие его огульное, безоглядное отрицание. Мир живописных образов стал все более наполняться подлинно духовным содержанием. В середине 70-х годов XIX века Василий Григорьевич Перов исчезает из поля зрения не только критиков, но и своих собратьев-художников. Все биографы мастера отмечают возросший у него как раз в последние годы жизни интерес к религии, когда любимым его чтением стало Евангелие.
В картине 1878 года «Христос в Гефсиманском саду» художник не смеет написать облик Спасителя, настолько тонко он чувствует смысл грядущей искупительной жертвы. Перов становится подлинным христианским художником.
А буквально за несколько месяцев до его кончины «Художественный журнал» опубликовал последний его рассказ «Новогодняя легенда о счастье», в котором есть такие слова: «...счастье имеет единственный глаз на макушке, который устремлен постоянно в небо, где живет Бог»[22]
В.Г. Перов начинал с произведений, где проблемы церкви заострялись им лихо, с критикой наотмашь. Критическая мысль раннего Перова при всей яркости и даже талантливости выражения все же оказалась разрушительной потому, что не несла в себе никакого положительного заряда. «Искусство осмеивать остроумно, — писал В.А. Жуковский, — только тогда бывает истинно полезным, когда оно соединено с высокостью чувств, неиспорченным сердцем и твердым уважением обязанностей человека и гражданина»[23]
Саратовский государственный художественный музей им. Радищева занимает в истории русской культуры особое место. Открытый в 1885году внуком мятежного писателя Александра Радищева, Алексеем Боголюбовым, музей стал первым общедоступным художественным собранием в дореволюционной России. Еще семь лет оставалось до открытия Третьяковской галереи. Это была одна из причин интереса к творчеству именно этого художника. А то что картина «Крестный ход в Ярославле» находиться в собрании нашего художественного музея поразило и прибавило решимости продолжить изучение темы. Хотя картина Боголюбова представляет собой пейзаж, а не жанровое полотно, но интерес к этому художнику неслучаен.
Эта работа была написана в 1863 году, во время одного из путешествий по России цесаревича Николая Александровича - первого сына Александра II, который должен был унаследовать престол, но умер еще в молодости. Боголюбов входил в свиту наследника. В июне путешественники несколько дней провели в Ярославле, где осматривали соборы и монастыри.
В этюде мотив крестного хода является для Боголюбова средством "оживить" пейзаж. Несомненно, художника гораздо больше привлекала сама церковь. Боголюбов интересовался древностями и неплохо в них разбирался. А церковь Ильи Пророка была одним из немногих памятников архитектуры середины XVII века, почти полностью сохранившим свой первоначальный облик. И в наши дни она является одной из главных достопримечательностей Ярославля[24].
В "Крестном ходе в Ярославле", как и во многих своих этюдах, Боголюбов стремился к картинной завершенности. Как мастер реалистического направления художник правдиво трактовал мотив, пытался передать воздух и световые эффекты, однако не смог избежать некоторой сухости, от чего старался избавляться впоследствии. Эта работа написана в самом начале зрелого этапа его творчества.
Боголюбов был одним из талантливых художников-реалистов середины - второй половины XIX века. К сожалению, этот мастер до сих пор незаслуженно остается в тени имен крупных художников второй половины XIX века. Он начал свой творческий путь как яркий романтик и как художник, работавший в русле академического пейзажа, и позднее внес свой вклад в становление и расцвет русского реалистического пейзажа. А.П. Боголюбов рано остался без отца и воспитывался доброй, нежной матерью, которая была глубоко верующим человеком. Это чувство, без сомнения передалось и сыну.
"Крестный ход в Ярославле" близок к пленэрным этюдам барбизонцев. В этой работе удачно найдена мера натурной достоверности и художественного обобщения. Этот этюд можно назвать этюдом-картиной. Он является вполне законченным, самостоятельным произведением, в нем практически стерта грань между этюдом и картиной. Этюд "Крестный ход в Ярославле" был подарен Боголюбовым профессору Московского университета И.К. Бабсту, экономисту и историку, преподававшему цесаревичу Николаю Александровичу статистику. В Радищевский музей картина поступила от наследников профессора.[25]
Несмотря на явно пейзажный характер работы, картина пронизана высоким духом единения. Светлый, ясный день вокруг храма шествует пестрая толпа прихожан с хоругвями и иконами.
Позже двух других картин появилась на свет картина Репина «Крестный ход в Курской губернии», и это появление стало знаковым событием в истории русской живописи, показав вектор духовных исканий автора.
И.Е. Репин воспитывался в благочестивой семье. Мать художника отличалась религиозностью и принимала в доме странников, которые рассказывали о своих паломничествах. Не раз она с маленьким Ильей совершала путешествия в Кочетов за семь верст, где находилась явленная чудотворная икона, которую носили на колодец. По дороге она делилась с сыном своим духовным опытом. Репин вспоминал: «Маменька очень хорошо понимала живопись и отлично знала всю церковную службу» Под влиянием домашней обстановки у Ильи Ефимовича и зародилось живое религиозное чувство. Он уходил на огород и здесь, глядя в небо, изливал перед Богом свои детские молитвы. Просил у Бога, чтобы ему сделаться святым. Став взрослее И.Е. Репин серьезно увлекся живописью, причем именно канонической. Он работает над созданием икон в местной церкви, расписывает стены храма, даже видит в этом свое призвание.
В 1863 году Репин поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств. Выпускной работой художника, за которую он получил большую золотую медаль, была картина «Воскрешение дочери Иаира». Да и в дальнейшем картины на религиозную тему появляются у него с завидным постоянством. А в 1898 году нескончаемые духовные искания приводят его к паломничеству в Святую Землю.[26]
Именно поэтому сам факт обращения И.Е. Репина к теме крестного хода не является случайным. Советские искусствоведы, словно оправдывая художника, трактовали эту картину как антирелигиозную: «Широкая многогранная картина пореформенной России. Огромное количество лиц представлено на картине, они сгруппированы по определенному замыслу, и в то же время это не мешает художнику дать совершенно естественное и правдивое изображение религиозной процессии, просто и убедительно построить толпу. Тут и народ, одурманенный религией, забитый, покорный и темный, тут и представители господствующих классов и их пособники — духовенство и полиция, разжиревшие и наглые, тут и весь самодержавный режим в виде жандармской нагайки, занесенной над толпой»[27].
В то же время. Современники и нынешние зрители увидят в картине совсем другой смысл. Художник трудился над картиной несколько лет, ездил в окрестности Курска, в знаменитую Коренную пустынь, славившуюся своими крестными ходами, побывал в Киеве и в Чернигове - смотрел крестный ход из Троицкого монастыря. Сделал сотни набросков и эскизов.
В своей картине Репин противопоставил простой народ и власть. С одной стороны - народ, забитый, угнетенный, с другой - угнетатели этого народа. Вот они, представители власти: лихой урядник лупит толпу нагайкой; другой урядник только грозит плеткой, но того и гляди пустит ее в ход; множество всяких сотских и десятских: с палками в руках они оттесняют крестьян от иконы, дабы они не мешали привилегированным. А вот местная аристократия - толстая, чванная помещица, грубый, самодовольный кулак, как метко определил Стасов, «местное самое влиятельное лицо - откупщик или подрядчик, теперь золотой мешок»; далее - отставной офицер, в форменном сюртуке, вероятно, тоже помещик. Щедро политы маслом волосы, расчесанные на прямой пробор, до блеска начищенные сапоги, широкие яркие кушаки. Вот этим барынькам и кулакам, являющимся оплотом; самодержавия, доверена «высокая честь» нести икону... [28]
Гениально дано противопоставление горожанок, несущих с благоговением пустой киот из-под иконы, и помещицы, чванно несущей самую икону. Довольствуясь малым, они и к ящику относятся как к святыне, едва прикасаясь, бережно держат его, помещица же, получившая икону, относится к этому как к должному и несет ее самодовольно, бесцеремонно приложив к своей груди. Не менее сильно противопоставление исступленно верующего горбуна, слабого хромоножки, опередившего всех, тупой, чванной барыне и ей подобным. В своем религиозном рвении горбун не замечает палки отталкивающего его деревенского старосты. Фигура горбуна предельно одухотворена. Лицо его полно волевой твердости и страстной устремленности. Красота образа воплотилась в силе душевного порыва.
В огромном шествии отчетливо проработано каждое лицо, не только главных персонажей, но и лиц дальних планов и тех, которые едва видны. Если же всмотреться в лица участников шествия, то поражает глубокая психологическая характеристика каждого. Как тонко переданы переживания! Все участники шествия охвачены одним чувством важности происходящего, но каждый человек — четко охарактеризованная индивидуальность со своим восприятием, со своими думами.
Таким предстает перед современным зрителем крестный ход позапрошлого века. В нем есть место и искреннему религиозному чувству, благоговейному прикосновению к вечным истинам, и показному благочестию, лицемерию. В крестном ходе каждый проявляет свою суть, то главное начало, носителем которого он является. Потому что крестный ход в широком понимании – это сама жизнь.
Нам не дано побывать в прошлом, принять участие в событиях минувших веков. Но у нас есть удивительная возможность ощутить свою сопричастность ходу истории через восприятие живописных, литературных и музыкальных образов прошедших столетий. Творчество трех замечательных художников XIX века позволило нам побывать на трех крестных ходах, увидеть вершины и глубины русской духовной жизни этого времени.
Заключение
Крестный ход в русской живописи XIX века занимает особое место. Являясь символом духовного единения православных христиан, их соборности, единомыслия, крестный ход является темой, позволяющей раскрыть особенности духовного состояния русского общества, высвечивающей его проблемы, неоднозначность.
Несомненное влияние на рассмотренные картины оказали и личность самого художника (его возраст, обстоятельства личной жизни, глубина духовного опыта), и современная автору общественно-политическая ситуация. Так созданный в 1861 году молодым В.Г. Перовым образ сельского крестного хода показывает то, какое влияние на успешного, язвительного и духовно-незрелого художника оказали «модные» общественные веяния пореформенной России. Став старше, художник пережил «духовное перерождение» и на смену ироничному высмеиванию пороков общества приходит глубокое сострадание к каждому человеку, «несущему свой крест».
Картина Боголюбова «Крестный ход в Ярославле» также написана в период духовных и эстетических исканий художника и показывает переход в его творчестве от романтического пейзажа к эпическому. Да и написана она была под впечатлением от красоты и шири родной природы, в состоянии духовного единения с Родиной.
Сложно и неспокойно время создания картины И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии». Работа над картиной продолжалась несколько лет, в течение которых продолжались и либеральные реформы Александра II, и произошло его убийство. Сложные противоречия обнажились в русском обществе с удивительной ясностью в конце 70-х – начале 80-х годов XIX века. Именно этими противоречиями и пронизана картина Репина, противоречиями между властью и обществом.
Таким образом, тема крестного хода – не просто очередной сюжет для картины, а символ, соединяющий в себе и единство русского общества, и путь духовного роста и совершенствования православного христианина, и саму жизнь человека. И обращение трех замечательных художников к этой теме в переломные моменты собственной жизни и жизни российского общества не случайность, а закономерность.
Литература
Периодические издания
Интернет – ресурсы
Приложение 1
Автор | В.Г. Перов | А.П. Боголюбов | И.Е. Репин |
Возраст | 1834-1882; 27 лет | 1824-1896; 37 лет | 1844-1930; 37 лет |
Год создания | 1861 | 1861-1863 | 1881-1883 |
События общественной жизни | — отмена крепостного права — первые студенческие волнения в Петербурге. —создание Совета министров. | Убийство Александра II, начало правления Александра III; Начало контрреформ Возобновлен Союз трех императоров | |
События личной жизни | Признание, ранняя слава остроумного жанриста сатирика, способного ярко выставлять на вид темные стороны жизни; победы на конкурсах Академии | Совершает три поездки по Волге, поражен красотой и ширью этих мест. Из живописи исчезает романтический налет, появляется эпический почерк. | 1880 - поездка по Украине и югу России. Рождение дочери. Знакомство с Л.Н. Толстым. В 80-ые годы начинается самый плодотворный период его жизни, продолжающийся и после того, как в 1882 году он переезжает в Петербург. |
Приложение 2
В.Г. Перов Сельский Крестный ход на Пасху
Приложение 3
А.П. Боголюбов Крестный ход в Ярославле
Приложение 4
И.Е. Репин Крестный ход в Курской губернии
[1] Приложение 3-4
[2] Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. Саратов 1991.; Перов В.А. Новогодняя легенда о счастье.
[3] Музафарова Н. Крестный ход в Вавилов Дол. Прикоснуться к небу.//Православная вера №15(443) 2011 с.6; Музафарова Н. Крестный ход в Вавилов Дол. Зачем мы идем.// Православная вера №14 (442) 2011 с. 6; Крестный ход в Саратове.//Православная вера 2010 №20(425) с. 3; В Покровске прошел крестный ход.// Православная вера №20(424) 2010 с.1
[4] А. Главацкий. Крестный ход. История, виды, назначение./ Православный образовательный портал Слово http://www.portal-slovo.ru; . http://artclassic.edu.ru/ Российский образовательный портал; Сайт Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева www.radmuseumart.ru
[5] Приложение 1
[6]Электронное издание словаря Брокгауза и Эфрона // http//wikipedia.org/wiki/1907.
[7]А. Главацкий. Крестный ход. История, виды, назначение./ Православный образовательный портал Слово http://www.portal-slovo.ru
[8] А. Главацкий. Крестный ход. История, виды, назначение./ Православный образовательный портал Слово http://www.portal-slovo.ru
[9] А. Главацкий. Указ. Соч.
[10] Музафарова Н. Крестный ход в Вавилов Дол. Прикоснуться к небу.//Православная вера №15(443) 2011 с.6
[11] Музафарова Н. Крестный ход в Вавилов Дол. Зачем мы идем.// Православная вера №14 (442) 2011 с. 6
[12] В Покровске прошел крестный ход.// Православная вера №20(424) 2010 с.1
[13] Крестный ход в Саратове.//Православная вера 2010 №20(425) с. 3
[14] Воробьев Михаил, протоиерей. Вавилов Дол. Сокрытая святыня. – Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2011. – 32 с. С. 15
[15] Музафарова Н. Крестный ход в Вавилов Дол. Прикоснуться к небу.//Православная вера №15(443) 2011 с.6
[16] Кокухин Николай Путь скорби// Наука и религия №4 2011, с. 29-33
[17] Кокухин Н. Указ. Соч.. 31
[18] Кокухин Н. Указ. Соч.с. 32
[19] Цитируется по: Пелевин Ю.А. Три шедевра.// http://artclassic.edu.ru/ Российский образовательный портал
[20] Цитируется по: Пелевин Ю.А. Три шедевра.// http://artclassic.edu.ru/ Российский образовательный портал.
[21] Цитируется по: Петрова М.В. Поэт задушевных движений.// http://www.mxat-teatr.ru/docs
[22] Перов В.Г. Новогодняя легенда о счастье.
[23] Цитируется по: Петрова М.В. Поэт задушевных движений.// http://www.mxat-teatr.ru/docs
[24] Приложение
[25] Посохина М.В. // Сайт Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева www.radmuseumart.ru
[26] Кустов В. Град духовный. http://palomnic.org/
[27] Илья Ефимович Репин. Альбом / Автор текста и составитель альбома Н.Д. Моргунова-Рудницкая. — М.: Искусство, 1970. С. 13—14.
[28] www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин
Ёжикина Радость
Подарок
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Филимоновская игрушка