Комплексное изучения системы процесса перехода к всеобщему среднему образованию ТАССР.
Вложение | Размер |
---|---|
issled.rabotakhabibullina_a.mbou_gimnaziya_no20.docx | 44.73 КБ |
Городская научно-практической конференция
«Ломоносовские чтения»
Секция: История Татарстана
Исследовательская работа
Государственная политика в области народного образования 1960-1970–е годы в документах высших органов власти страны и ТАССР
Автор:Хабибуллина Алия Муршитовна,10 класс. МБОУ «Гимназия №20»
Руководитель:Хуснутдинова
Гульнур Гумаровна, МБОУ
«Гимназия № 20»,учитель
истории, вторая квалификационная
категория
Казань-2013
Содержание
1.Введение
2. Перестройки системы народного образования
3. Переход ко всеобщему обязательному среднему образованию
4. Судьба татарского языка
5. Заключение
6. Использованная литература
Введение
Известно, что в годы Советской власти руководящие органы страны вплотную занимались вопросами развития системы народного образования, повышением общего образования населения. Огромные достижения СССР в области народного образования широко известны, они получили международное признание не только в то время ,но это признается и сейчас.
В Советском Союзе все учебные заведения находились в ведении государства, оно их финансировало, государственные органы направляли их практическую деятельность. Благодаря этому обеспечивалось реализация государственной политики в области народного образования, единство учебных планов и программ. Государственные органы также контролировали школьное строительство, решали вопросы размещения школ и других учебных заведений, снабжения их учебными материалами, пособиями и т.д.
По этим вопросам на разных этапах развития страны высшими руководящими органами Советской власти и Коммунистической партии неоднократно принимались различные постановления и другие решения. А именно: совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, решения сессии Верховного Совета СССР, а также органов власти Российской Федерации ,республик ,краев и областей.
Эти документы сами по себе являются важным источником для научного освещения истории развития народного образования.
Таким образом целью нашей научно – исследовательской работы является комплексное изучение процесса системы перехода к всеобщему среднему образованию в ТАССР. Для достижения данной цели было изучено законы и уставы министерство образовании ТАССР и СССР, также рассмотрено ряд литературы.
Перестройки системы народного образования
В данной научно-исследовательской работе рассматриваются вопросы истории одного из важнейших этапов развитии народного образования – процесса осуществления повсеместного обязательного среднего образования молодежи школьного возраста. Первым в числе таких документов по этим вопросам является Закон, «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»,принятый Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 года[1]. В соответствии с ним в стране вместо всеобщего обязательного 7-летнего образования вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование. Оно было осуществлено в 1962 году.
Перспективный план развития народного образования в республике, составленный по реализации этого Закона, был утвержден постановлением ОК КПСС и Советам Министров ТАССР 10 марта 1959 года.
В основу планирования новой школьной сети были положены такие принципы, как обязательный охват восьмилетним обучением всех детей школьного возраста, обеспечение доступности школы для учащихся с учетом языка обучения, организация восьмилетних школ в тех населенных пунктах, где имеется устойчивый контингент учащихся с перспективой его роста, наличие благоприятных условий для производственного обучения школьников.
Выполняя Закон о перестройке школы, Министерство просвещения ТАССР и органы народного образования на местах с помощью партийных и советских организаций провели значительную работу по реорганизации семилетних школ в средние, а также развитию сети вечерних (сменных) средних школ; были проведены республиканские и кустовые совещания секретарей РК КПСС ,заместителей председателей исполкомов, заведующих рай(гор)оно и директоров средних школ по вопросу перестройки системы народного образования; с целью оказания практической помощи в районы республики выезжали представители Министерства просвещения ТАССР.
Было широко развернуто строительство новых школьных зданий, многие восьмилетние и средние школы были преобразованы в школы с производственным обучением. В 1959/60 учебном году в республике начали работать 79 восьмилетних и 83 средних школ с производственным обучением.
В эти же годы был создан новый тип учебно-воспитательных учреждений - школы-интернаты. В них в первую очередь принимали детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда, сирот, а также детей, для воспитания которых не было необходимых условий в семье. На полное государственное обеспечение зачислялись дети, не имеющие родителей, а также, в отдельных случаях, дети из многодетных, малообеспеченных семей. На начало 1959/60 учебного года в республике было 9 школ-интернатов, в них обучалось 2709 человек.[2]
Всего в этом учебном году в ТАССР работало 3492 общеобразовательных школ, из них 1502 были татарские.
Успешное выполнение планов перехода ко всеобщему восьмилетнему образованию явилось хорошей базой для достижения нового уровня развития системы народного образование - перехода ко всеобщему обязательному среднему образованию молодежи.
Переход ко всеобщему обязательному среднему образованию
Перспективы дальнейшего развития народного образования в стране были намечены в новой Программе партии, принятой на XXII съезде КПСС в октябре 1961 года. В течении ближайшего десятилетия в стране предстояло осуществить обязательное среднее общее и политехническое одиннадцатилетнее образование для всех детей школьного возраста и образование в объеме восьми классов для той части молодежи, которая была занята в народном хозяйстве и не имела соответствующего образования. Всеобщее среднее образование предусматривалось обеспечить путем развития общего и политехнического обучения, профессиональной подготовки в сочетании с посильным общественно полезным трудом школьников, значительным расширением сети всех типов общеобразовательных школ.
Эти вопросы по нашей республике были рассмотрены 30 января 1962 года на пленуме Татарского обкома КПСС.
Пленум постановил: в целях выполнения Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» обеспечить: а) выполнение плана охвата девятыми классами выпускников восьмилетней школы, добиться такого размещения одиннадцатилетних школ, чтобы каждый желающий мог продолжать образование и получить специальность; б)всемерно расширять сеть вечерних(сменных), заочных школ, классов ускоренного прохождения курса восьмилетней школы и создать условия для сдачи экзаменов экстерном; в) обратить особое внимание на работу татарских и других национальных школ республики, на преподавании в них родного и русского языков; укрепить их материальную базу ,укомплектовать учителями, хорошо владеющими родным и русским языками.
Было отмечено, что за годы перестройки системы народного образования в ТАССР 667 семилетних школ были реорганизованы в восьмилетние, 144 средних десятилетних - в одиннадцатилетние с производственным обучением. Силами колхозов и общественности было построено 546 школ на 45 000 мест,2591 учебная мастерская на 8817 мест,231 школьный интернат на 7807 мест. К 517 школам организовали подвоз детей,17944 ученика жили в школьных интернатах, в большинстве которых было организовано горячее питание.
Достигнуты некоторые успехи средними школами с производственным обучением. В 1961/62 учебном году 13 500 учащихся 9-11 классов овладели различными профессиями. Более тесными стали связи между школами и промышленными предприятиями ,колхозами, совхозами и стройками. Успешно решали задачу соединения обучения с производительным трудом казанские школы №37,26,31,99,5; чистопольские №1,2; Куйбышевская, Ст. Тябердинская, Балтасинская и др.[3]
Многие педагогические коллективы творчески работали над совершенствованием методов учебно-воспитательного процесса. За три последних года (1959-1962) количество второгодников сократилось на 12 тысяч человек. Лучшие учителя активно формировали у учащихся любовь к знаниям, к труду. Школы –интернаты становились настоящими учебно-воспитательными учреждениями нового типа.
Увеличилась сеть школ рабочей и сельской молодежи, число учащихся в них возросло в 1,6 раза. Школы рабочей молодежи–казанские №5,11,12,13,бавлинская,зеленодольская №1,бугульминская №1 давали учащимся глубокие и прочные знания ,успешно решали задачи повышения профессиональной квалификации учащихся.[4]
Новые высоты в развитии всеобщего обязательного среднего образования молодежи были намечены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 года "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы"[5].Верховный Совет Татарской АССР отмечает, что в соответствии с постановлением в республике проведена определенная работа по расширению среднего образования.
В школах республики проводилось большая целенаправленная работа по распространению и внедрению передового опыта и перестройке содержания и методов обучения. На этой основе из года в год повышались качественные показатели успеваемости учащихся, заметно увеличилось количество школ, учителей, работающих без второгодников.1967/68 учебный год более 15 тысяч учителей закончили без второгодников.
Была упорядочена и более рационально размещена школьная сеть, проведена значительная работа по укреплению материальной базы школ, несколько улучшен состав педагогических кадров. Расширена работа по внедрению в практику школ передового педагогического опыта и эффективных методов обучения. Несколько повысился уровень обучения и воспитания учащихся.
В соответствии с Уставом средней общеобразовательной школы от 8 сентября 1970 года, в зависимости от местных условий, создавались отдельно начальные школы в составе 1—3-х классов, 8-летние школы в составе 1—8-х классов и средние школы в составе 1—10-х классов, при сохранении единства и преемственности всех ступеней общего среднего образования.
Динамика количества общеобразовательных школ, численности учащихся и учителей в городах и поселках городского типа в 1965/66 – 1969/70 учебных годах представлена в таблице №1:[6]
1965/66 г. | 1966/67 г. | 1967/68 г. | 1968/69 г. | 1969/70 г. | |
Число школ –всего В том числе: | 3404 | 3364 | 3314 | 3185 | 3109 |
начальных | 2031 | 1984 | 1929 | 1735 | 1721 |
восьмилетних | 1027 | 935 | 889 | 877 | 860 |
средних | 315 | 413 | 463 | 475 | 489 |
Численность учащихся- тыс. | 278.9 | 281.9 | 291.3 | 296.2 | 301.0 |
В том числе в школах: | |||||
начальных | 13.1 | 12.6 | 10.6 | 9.8 | 9.7 |
восьмилетних | 127.8 | 99.8 | 66.7 | 59.3 | 57.7 |
средних | 135 | 166.2 | 210.2 | 223.2 | 228.9 |
Численность учителей (включая совместителей)-тыс. | 12.0 | 12.5 | 12.9 | 13.4 | 13.6 |
Динамика количества общеобразовательных школ, численности учащихся и учителей в сельских местностях в 1965/66 -1969/70 учебных годах представлена в таблице №2:[7]
1965/66 г. | !966/67 г. | !967/68 г. | !968/69 г. | 1969/70 г. | |
Число школ –всего В том числе: | 3042 | 2995 | 2945 | 2815 | 2737 |
начальных | 1966 | 1917 | 1869 | 1740 | 1672 |
восьмилетних | 869 | 804 | 785 | 778 | 762 |
средних | 193 | 259 | 275 | 279 | 288 |
Численность учащихся- тыс. В том числе в школах: | 350.4 | 355.0 | 360.4 | 367.8 | 369.4 |
начальных | 71.0 | 67.7 | 68.1 | 66.9 | 64.3 |
восьмилетних | 180.0 | 165.8 | 163.2 | 164.8 | 164.0 |
средних | 98.1 | 120.1 | 127.7 | 134.3 | 139.7 |
Численность учителей(включая совместителей)-тыс. | 21.3 | 21.7 | 21.8 | 21.8 | 21.8 |
Таким образом ,как в городских, так и сельских местностях шло сокращение сети начальных и восьмилетних школ и заметное увеличение количества средних общеобразовательных школ. Соответственные изменения происходили и в распределении контингента учащихся.
19 июля 1973 года Верховным Советом СССР был принят новый важный документ - утверждены "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании"[8]. В них были определены наиболее важные принципы организации народного образования в СССР: равенство всех граждан в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения; обязательность образования для всех детей и подростков; государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений; свобода выбора языка обучения (на родном языке или на языке другого народа СССР); бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, выплата стипендий учащимся и студентам; единство системы народного образования и преемственность всех типов учебных заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступеней обучения к высшим; единство обучения и коммунистического воспитания; сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодёжи; связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью. Система народного образования в СССР состояло из звеньев: дошкольное воспитание; общее среднее образование; внешкольное воспитание; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование. Воспитание и образование в СССР являлось общенародным делом в его совершенствовании участвовали очень многие общественные организации; средства массовой информации, литература и искусство. При местных Советах работали постоянные комиссии по народному образованию, науке и культуре.
За годы 8-й и 9-й пятилеток (1966—75) в соответствии с постановлениями партии и правительства была проведена реформа содержания среднего образования: разработаны и внедрены новые научно обоснованные программы и учебники, учитывающие достижения современной науки, культуры, экономики и социального прогресса и вместе с тем освобожденные от излишней детализации и второстепенного материала, установлено начало систематического преподавания основ наук с 4-го года обучения, учебные планы школ изменены в направлении более рационального соотношения гуманитарного и естественно-математических циклов дисциплин, преодоления чрезмерного концентризма в обучении основам наук и правильного распределения учебного материала по годам обучения.
Итоги этой большой работы по осуществлению в стране всеобщего среднего образования были подведены в постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» ,принятом в декабре 1977 г. Отмечалось, что завершение перехода ко всеобщему обязательному среднему образованию является выдающимся достижением нашего народа. С этого времени подрастающие поколения СССР вступали в жизнь, имея полное среднее образование, что создавало новые возможности для дальнейшего роста производительности труда, духовной культуры и сознания людей.
Вместе со всей страной в этой большой работе принимали участие руководящие органы, работники системы народного образования и ТАССР. По многим показателям работа школ и учебных заведений нашей республики занимала наиболее видные места в стране.
В Татарской АССР в 1975/76 учебном году работало 2647 школ, в том числе 2559 дневных общеобразовательных,88 вечерних(сменные)общеобразовательных школ. В них обучалось всего 682 тысячи учащихся, в дневных общеобразовательных школах 618.4 тыс. ,вечерних 64.3 тыс.учащихся.В этих школах работало 29695 педагогов, из них высшее образование имели 62.9%,в объеме учительских институтов и учебных заведений, приравненных к ним-8.9%,среднее специальное и среднее обще-25.7%,неполное среднее -2.4%.[9]
Судьба татарского языка
Вместе с тем ,наряду с отмеченными большими достижениями, в развитии системы народного образования в ТАССР были и серьезные проблемы. Общественность республики тревожила судьба татарского языка. Быстрые темпы роста промышленного развития приводили к соответственному росту городского населения в республике. В городах же средством общения на производстве ,в учреждениях все чаще становился русский язык. Начал резко снижаться авторитет национальных школ.
На заседаниях Татарского обкома ставился вопрос о необходимости улучшения преподавания русского языка в национальных школах. Это выглядело как забота государства о росте образовательного уровня и татар. Поскольку в отличие от союзных республик ,приемные экзамены в вузы и техникумы здесь проводились только на русском языке.
А татарская школа, состояние преподавания татарского языка в ней оставались вне поля зрения властей. Многие татарские школы ютились в неблагоустроенных помещениях, не были укомплектованы квалифицированными учителями. В республике был отменен государственный экзамен на аттестат зрелости по татарскому языку и литературе, ликвидированы коренизированные группы в средних специальных учебных заведениях.
Многие татары –горожане ,большинство которых составляли недавние сельчане, не желали ,чтобы у их детей, как в свое время у них, возникли проблемы из-за плохого знания русского языка. Видя бесперспективность изучения татарского языка, даже представители татарской творческой интеллигенции стали обучать своих детей в русских школах.[10]
Например: в 1958 году в Казани работало только 2 татарские и 17 смешанных школ,80% татарских детей города обучалось в русских школах. К концу 1950-х гг.значение национальной школы стало быстро снижаться и в других городах и районных центрах республики. Количество детей, обучавшихся в татарских школах, в целом по республике сократилось в несколько раз.
Заключение
Опыт конкретной организационной, научно-методической работы по обеспечению перехода системы народного образования Татарской АССР еще практически не освещена в научной печати. Этот пробел предстоит восполнить и в этом деле важным предоставляется выявление и анализ постановлений высших органов власти страны и ТАССР, а также практической работы проведенной в сфере общеобразовательной деятельности в республике. Это дает возможность проследить основные направления государственной политики в СССР области народного образования .
Использованная литература
I По СССР:
1. Верховный Совет СССР. Созыв 9-й.Сессия 5-я.О Государственном пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР на 1976-1980.И о Государственном плане развития народного хозяйства СССР на 1977г…Байбаков Н.К.Москва,Политиздат,1976
2.Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развития системы народного образования в СССР .М., «Известия»,1958.
3. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов.1917-1973 гг. Составители: А.А.Абакумов, Н.П.Кузин ,Ф.И. Пузырев, Л.Ф.Литвинов. Москва, »Педагогика»,1974.560 с.
4.Устав в средней общеобразовательной школы (положения, приказы, инструкции).Москва, просвещения СССР ,1971.
II По ТАССР:
1.Культурное строительство в Татарии 1941-1970.Документы материалы. Казань, Татарское книжное издательство,1976.520 с.
2.Народное хозяйство Татарской АССР. Статистический сборник. Казань, Татарское отделение в/о «Союзучетиздат»,1972.266 с.
3.Развитие народного образования в Татарской АССР. Горохов В.М. ,Рождественский Б.П. Казань,1958.
4.Султанбеков Б.Ф.Развитие народного образования в Татарской АССР (1956-1964).Автореферат дисс. на соискание учен.степени кандидата ист.наук.Казань,1965.19 с.
5.Татарская АССР за 40 лет. Статистический сборник. Казань, Татарское Книжное издательство.1960.171 с.
6.Татарская АССР за 60 лет. Юбилейный статистический сборник. Казань, статистическое управление Татарской АССР.1977.209 с.
[1] Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов.1917-73 гг. Составители:А.А.Абакумов,Н.П.Кузин,Ф.И.Пузырев,Л.Ф.Литвинов.М.,»Педагогика»,1974.С.53.
[2]Культурное строительство в Татарии 1941-1970.Документы и материалы. Казань, «Татарское книжное издательство», 1976.С.314.
[3] Культурное строительство в Татарии 1941-1970.С.342-343.
[4] Там же,С.343.
[5] Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов.1917-1973 гг. Составители : А.А.Абакумов,Н.П.Кузин,Ф.И.Пузырев,Л.Ф.Литвинов.М., «Педагогика»,1974.С.214.
[6] Народное хозяйство Татарской АССР. Статистический сборник. Татарское отделение в/о «СОЮЗУЧЕТИЗДАТ»,Казань.1972.С.238.
[7] См: «Народное хозяйство Татарской АССР. Статистический сборник».С.239.
[8] См.: «Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов»,с 93.
[9] Народное хозяйство Татарской АССР за 60 лет.Казань,1977.С 179.
[10] Султанбеков Б.Ф.Развитие народного образования в Татарской АССР (1956-1964).Автореферат дисс. на соискание учен.степени кандидата ист.наук.Казань,1965.
Ворона
Лиса и волк
Солнечная система. Взгляд со стороны
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Загадка Бабы-Яги