Исследовательская работа в рамках конкурса "Малая академия"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_volkovy_yulya_i_aleksey_3.zip | 45.69 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Берёзовская средняя общеобразовательная школа
Конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников
«Я – исследователь»
Исследовательская работа
Что такое снег?
Работу выполнили:
Волковы Алексей и Юлия,
2 класс, 8 лет
МБОУ Березовской СОШ
Нижегородской обл.
Руководитель:
Волкова Наталья Евгеньевна,
учитель начальных классов
Адресу: Индекс 607600
Нижегородская область,
Богородский район,
д. Березовка,
ул. Школьная, д. 1а
контактный телефон
47- 192(раб.)
д. Берёзовка
2013 год
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 3
Практическая часть. Наши опыты.…………………………………… 7
Введение.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
А под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
И. З. Суриков
Мы родились зимой. Это наше самое любимое время года. А почему мы любим зиму? Потому что мы вместе зимой играем в снежки, катаемся всей семьёй на лыжах и санках, лепим снеговиков. А самое главное – зимой много снега! И нам стало интересно, а что такое снег, как он образуется, какие свойства есть у снега. Поэтому мы захотели исследовать снег и поставили перед собой
Проблему: Что такое снег?
Цель: Собрать сведения о том, что такое снег и как он образуется;
больше узнать об этом удивительном явлении природы.
Объект исследования: снег и лёд.
Предмет исследования: физические свойства.
В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
Задачи исследования:
1.Главное слово зимы.
1.1 Рождение снега
Какие же главные слова зимы? Снег, лёд, холод, мороз, пурга…
Самым главным словом зимы является слово снег, потому что с него и начинается это время года.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
О зиме можно рассказать очень много. Поэты написали о ней красивые стихи.
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Сергей Есенин.
Художники заменили слова красками А композиторы написали музыку, например Георгий Свиридов написал кантату “Памяти С.Есенина”вторая часть “Поет зима, аукает…” (Кантата – это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов).
Фотографы сделали прекрасные фотографии. Стихи, картины, музыка, фотографии – всё это может создать весёлое зимнее настроение.
Так что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок. Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды.
А оказалось, что капельки воды могут стать градинками – комочками непрозрачного льда, которые иногда выпадают летом вместе с дождём. Но они никогда не превращаются в снежинки – шестиугольные звёздочки. Всё происходит по – другому.
Водяные пары поднимаются высоко над землёй, туда, где очень холодно. И там сразу же из водяных паров (а не из капелек воды) образуются крохотные льдинки - шестиугольные кристаллики. Но это ещё не те снежинки, что падают на землю. Они ещё очень малы. Но кристаллик всё время увеличивается и становятся красивой звёздочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются. Они собираются хлопьями и падают на землю.
Снег – это осадки, выпадающие в виде кристалликов. У слова снег 42 однокоренных слова.
Снег – это замёрзшая вода, а как мы знаем, лёд бесцветный.
1.2. Снежинка – это мельчайший ледяной кристалл.
Снежинки всегда шестиугольные, если только от столкновений не сломали свои уголки. А почему?
Вы помните, что снежинка – твёрдое тело? А каждое твёрдое тело состоит из мельчайших частиц, которые как бы держатся друг за друга, соблюдая строгий порядок в своём расположении (как физкультурники на параде).
Как же ведут себя частицы водяных паров, прежде чем стать снежинками? Представьте себе свой класс на перемене. Все бегают по коридору туда-сюда. Так же ведут себя и частицы водяных паров в облаке. Но вот учитель говорит: «Второй класс! По порядку становись!» По команде ученики сбегаются и образуют ровный и правильный строй.
В облаке командует мороз. При охлаждении частицы водяного пара перестают «бегать» и по строгим правилам природы начинают притягиваться и присоединяться друг другу.
Они собираются в шестиугольные многоугольники, образуя снежинку. Если частица не успела присоединиться к одному из многоугольников, могут наращивать свои лучики в шесть сторон, присоединяя всё новые и новые частицы. Так в небе и рождаются шестиугольные снежинки.
2. Исследовательская часть
2.1. Анкетирование школьников.
Результаты анкетирования.
Когда мы стали искать информацию и проводить опыты со снегом, то нам стало интересно, а что ученики нашего класса знают о снеге.
Анкетирование мы провели среди учащихся своего класса. И вот какие результаты мы получили:
- замёрзшая вода – 10 ч. Из 18 человек.
- вода – 5 ч.
- не знают – 3 ч.
Рыхлый – 6
Белый – 11
Не прозрачный - 1
Мягкий – 14
Холодный – 2
Тает - 2
- Играть в снежки – 5
- лепить снеговика – 3
- кататься с горы – 3
- чтоб была зима – 1
- чтоб не замерзали растения - 6
- прячутся в снегу – 1
- спасает от холода – 1.
- когда снег тает, животные пьют эту воду – 1
- не знают ответа – 8
2.2. Изучение физических свойства снега.
Теоретическая часть.
Снег — это вид атмосферных осадков, выпадающих на земную поверхность. Состоит он из мелких кристаллов льда.
Снег образуется, когда маленькие капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают. Так появляются маленькие кристаллики льда, они падают вниз и растут в результате попадания на них влаги из воздуха.
Почему же снег не похож на лёд?
В литературе мы узнали, что снежинка – это скопление маленьких кристаллов льда, которые отражаются друг от друга, потому у снега белый цвет. А твердости нет у снежинок, потому что эти кристаллы очень маленькие и не могут выдержать какого-либо давления.
А теперь нам стало интересно, почему в мороз мы идём под скрип снега, а когда тепло, то этого скрипа не слышно.
Скрип (хруст) снега.
При сдавливании снег издает звук, напоминающий скрип (хруст). Этот звук возникает при ходьбе по снегу, надавливании на свежий снег полозьями саней, лыжами, при лепке снежков, и т. п
Скрип снега слышен при температуре ниже −2 ° (по другим данным, ниже −5 °). Выше этой температуры скрип не слышен.
Скрип снега слышен при температуре ниже −2 ° (по другим данным,
ниже −5 °). Выше этой температуры скрип не слышен.
Считается, что есть две основных причины возникновения звуков:
- ломание кристалликов снега;
- скольжение кристалликов снега друг о друга под давлением.
На характер звука влияет также и форма снежинок.
Скрип, похожий на скрип снега, можно получить, если сжимать, например, смешанные соль и сахар. Это использовалось, даже, при озвучивании фильма «Александр Невский»
Практическая часть. Наши опыты.
Почему же идёт снег? Чтобы это узнать, мы стали проводить опыты.
Опыт № 1. Свойства снега.
Мы взяли снег и стали его рассматривать.
Вывод: Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает.
Опыт № 2. Исследование высоты (толщины) снежного покрова.
8 февраля мы измерили высоту снежного покрова около школы и на открытой местности.
Около школы высота была 78 см, а на открытой местности – 89 см.
Вывод: на открытом пространстве (огороды, поля, луга) снега больше, чем на закрытом.
Дальше мы стали исследовать, а на сколько увеличиться высота сугробов за неделю.
Дата | Высота выпавшего снега | Высота снежного покрова | Примечания |
08.02.2013 | 78 см | Мороз | |
09.02.2013 | 4 см | 81 см | Снег рыхлый , мороз |
10.02.2013 | 1 см | 82 см | Снег плотный, оттепель |
11.02.2013 | 2 см | 83 см | Снег плотный, оттепель, небольшой ветер |
12.02.2013 | 1 см | почти 84 см | Снег рыхлый, ветер, холодно |
Вывод: за 4 дня выпало 8 см снега, а снежный покров увеличился только на 6 см, следовательно, мы увидели, что снег может уплотняться под действием тёплой температуры воздуха и ветра.
Опыт № 3. Исследование таяния и чистоты снега.
Мы набрали в первый стаканчик снег у дороги , а во второй –около леса. Когда снег растаял, то увидели, что около дороги снег очень грязный, вода была мутная, плавало в воде и на дне много грязи. А вода от снега, который взяли около леса была светлая и чистая.
Вывод: от автомобилей и разных отходов снег в посёлке загрязняется, а в лесу и около него, где нет кочегарок, автомобилей снег остаётся чистым.
Опыт №4. Испарение воды в мороз.
Мы повесили постиранное бельё на улицу. Рассмотрели, что на морозе оно замёрзло и покрылось корочкой льда. Значит, на морозе вода превращается в лёд. Через 7 дней бельё высохло, не осталось ни льда, ни воды.
Вывод: при низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберётся на тучу, выпадает снег.
Опыт №5. Что такое иней.
Мы взяли металлический ключ, и стали на него дуть.
Ключ стал покрываться инеем. Чем дольше мы на него дули, тем слой инея становился всё толще, а сам иней — все пушистее.
Потом мама сказала, чтобы мы провели варежкой по ключу. Мы увидели, что иней посыпался вниз. Алёшка очень удивился, а что это сыплется — иней или снег? Получается, что снег и иней одно и тоже. Только есть разница в том, что снежинки — это пар, который замерз в облаках, а иней — это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах.
Вывод: Иней — это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. Волшебные узоры на окне в морозный день - это тоже иней. Но иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах. А то, что осаждается на проводах, на ветках кустов и деревьев, на траве, называется - изморозь.
Опыт № 5. Растения под снегом.
Мы подошли к окраине дороги и стали разгребать снег. Сначала он нам не поддавался. А когда мы его докопали до земли, то увидели зелёный листик одуванчика.
Вывод: Значит, снег действительно согревает растения от морозов и они не вымерзают.
3.Творческая часть.
3.1. Изучение формы снежинок и их исследователей.
Мы очень любим смотреть на падающие снежинки. Трудно сказать, когда человек впервые залюбовался этим чудом природы. А формы снежинок очень разнообразны – их более пяти тысяч.
Разработана даже специальная международная классификация, в которой снежинки объединяются в десять классов: это звёздочки, пластинки, столбики, иглы, град и другие. Размеры снежинок могут быть от маленькой точки до 7 миллиметров.
Первым стал наблюдать за снежинками в 1550 году архиепископ Олаф Магнус из шведского города Упсала. Его рисунки свидетельствуют о том, что он не заметил, что они шестиконечные.
А вот немецкий астроном Иоганн Кеплер сразу обратил на эту главную особенность.
В 1635 году французский философ и учёный Рене Декарта сделал заметки и чертежи, посвящённые формам снежинок.
С изобретением микроскопа в середине 17 века представления о формах снежинок расширились. Английский естествоиспытатель Роберт Гук установил строение снежинок, и пришёл к выводу, что концы снежинок симметричны (расположены ровно друг напротив друга).
Снежинки изучали и японцы. Феодальный правитель Японии Тосицура Онаками Дои составил 97 рисунков «снежных цветков». Сделанные в 1839 году, они с полным правом считаются самыми точными изображениями снежинок до открытия микрофотографии.
А в университете Саппоро исследуют снежинки и в наше время.
Но особенно формами снежинок учёные заинтересовались благодаря Уилсону Бентли – фермеру из американского штата Вермонт. Он родился в 1865 году и в пятнадцатилетнем возрасте получил в подарок от матери микроскоп. На улице мальчик принялся рассматривать снежинки, которые поразили его разнообразием и красотой форм. На протяжении трёх зим он пытался зарисовать снежные кристаллики, но они были слишком сложны и быстро таяли. Фотоаппарат, прикреплённый к микроскопу, разрешил эту трудность, и целых полвека Бентли фотографировал снежинки, делая до 300 снимков за зиму. В 1898 году в журнале «Харперс мэгэзин» он опубликовал статью о снежных кристаллах, и с тех пор слава о нём разнеслась по всему миру. Подборка его самых удачных работ - около двух с половиной тысяч снимков.
Интересные факты: самые крупные снежинки выпали 30 апреля 1944 года в Москве. Пойманные на ладонь, они закрывали её почти всю целиком и напоминали красивые страусиные перья.
3.2 О пользе снега
Зима – прекрасное время года. Особенно когда много снега. Благодаря снегу можно кататься на лыжах и санках, играть в снежки и лепить снеговиков.
А ещё снег зимой увлажняет воздух.
Нам очень нравиться стихотворение Андрея Усачёва «Зимняя сказка»:
Тихо-тихо, сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима,
Тёплым одеялом укрывая
Землю, и деревья, и дома.
Мы задумались, а почему зима укрывает «тёплым одеялом»? Ведь зимой холодно от снега. А оказывается, что снежное покрывало, не зря принято считать тёплым. Оно действительно спасает от морозов растения и животных.
3.3 Приметы про снег
Снегу посвящено много стихов, рассказов, картин, песен и других музыкальных произведений. А ещё со снегом связано много примет. Вот некоторые из них:
Если в ночь на Крещение на деревьях много инея — год будет урожайным.
Если в этот день метель, снег или поземка — быть урожаю,
На Григория по инею предсказывают, какое лето будет: засушливое или дождливое.
Иней на стогах — к мокрому лету. Деревья в инее — лето будет синее. Ветер с юга — к грозному лету.
Снег на Татьяну — лето дождливое. На Татьяну проглядывает солнышко — к раннему прилету птиц.
8 октября - Коли первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день (21 ноября).
13 октября - если снег не выпадет, зима не скоро настанет.
8 ноября Дмитриев день, зима уж лезет на плетень. Коли в этот день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель - зима и весна теплые. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, коли по голу, то и Святая по тому.
21 ноября - Михайлов день. Коли на Михайлов день иней, ожидай больших снегов, а коли день зачнется туманом, ростепели быть.
Если 3 декабря шел снег, то 3 июня пойдет дождь.(ПРОКЛ)
Если 6 декабря снег и ветер с севера, то 6 июня будет ветер с севера и дождь.
9 декабря - Если на Егория зимнего выпадет много снега, то на весеннего будет трава.
15 февраля — Сретение. В сретение утром снег — урожай ранних хлебов, в полдень снег — урожай средних хлебов, к вечеру снег — урожай поздних хлебов.
На сретеньев день снежок — весною дожжок.
Частые снегопады и метели в январе — в июле частые дожди.
Февраль богат снегом, апрель — водою.
Снег прилипает к деревьям — тепло будет.
Луна ночью будто покраснела — жди завтра ветра, тепла и снега.
Если в декабре большой иней, сугробы снега, глубоко промерзшая земля — это к урожаю.
Привалит в декабре вплотную снег к заборам — плохое будет лето, в противном случае — урожайное.
Декабрь снежный, холодный обещает урожайную жатву.
3.4 Частушки про снег
Снег копают без лопатки.
Даже хитрому врагу
Не заметить их в снегу.
Снег кружится,
В конуре неважно спится.
Даже смелый пёс Трезор
Стал проситься в коридор
4. Заключение.
Сегодня мы всей семьей ходили на прогулку. Был чудесный день. Тихо шел снег. Белым пушистым одеялом была покрыта вся земля и все деревья. Они как будто заснули, укутавшись в белые пуховички.
Мы поймали на ладонь снежинку и долго ее рассматривали.
Что такое снег и почему снег белый? Мы спросили у мамы. А мама посоветовала нам посмотреть в энциклопедии «Все обо всем». Вот что я узнала.
Капельки воды собираются в облако. Когда температура в облаке опускается, содержащая в нем влага может выпасть на землю не в виде дождя, а в виде легчайших, почти невесомых снежинок. При очень низких температурах облачные капельки переохлаждаются. Переохлажденные капли испаряются, и пар сразу превращается в микроскопические ледяные кристаллики, которые постепенно превращаются в снежинки. Снежинки принимают разные формы в зависимости от температуры и относительной влажности воздуха. Они имеют такую ажурную кристаллическую структуру, что фактически на 90 процентов состоят из воздуха. Благодаря этому снег является тепло- и звукоизолятором. Поэтому, оказывается, он согревает землю, укутывая деревья, защищает их от морозов.
Снег — это вид атмосферных осадков, выпадающих на земную поверхность. Состоит он из мелких кристаллов льда. Снег образуется, когда маленькие капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают. При низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберётся на тучу, выпадает снег.
Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает.
Иней — это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. Но иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах, это - изморозь.
Снег может уплотняться под действием тёплой температуры воздуха и ветра.
Снег согревает растения от морозов, и они не погибают зимой. Весной снег быстрее тает около зданий и деревьев, чем на поле и луге.
Мы знаем, что белый луч света состоит из семи основных цветов. Цвет любого объекта зависит от того, какие лучи он поглощает, а какие - отражает. Если предмет поглощает все лучи, он выглядит черным. А когда предмет отражает все лучи, он выглядит белым. Оказывается, снег отражает более 90 процентов солнечных лучей, потому - то он выглядит таким белым.
Ночью мне (Юле) снился сон. Я – снежинка, легкая, искрящаяся, и ослепительно блестящая. Я лечу с неба на землю, кружась, взлетаю вверх и плавно опускаюсь. Это так замечательно! Я вижу всю нашу улицу, тротуары, крыши домов и деревья, ребят на улице, играющих в снежки. Столько радости и восторга! Настоящая зимняя сказка с белоснежными красавицами – снежинками в главной роли!
И ещё:
- Интересно узнать: как делают искусственный снег и для чего он нужен.
А также: По телевизору мы видели красивые ледяные скульптуры. Было бы здорово тоже сделать ледяной городок около нашей школы или в посёлке.
Список используемой литературы и Интернет – ресурсы
1. Большая энциклопедия школьника. «Планета Земля». «Издательство Росэн-Пресс», А.Ю. Бирюкова, 2001.-657с.
2. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-557 с.: В. А. Маркин..
3.Учебник «Природоведение» 2 класс Москва «Просвещение» 1990.- 128 с.:
4. Мир вокруг нас: Учеб. 1 класс Москва «Просвещение», 2001.- 127 с.:
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Лягушка-путешественница
Ребята и утята
Волшебная фортепианная музыка
Музыка космоса