Проект, составленный учениками 10 класса по закономерностям наследования, установленным Г.Менделем. В ходе работы над проектом учащимися были составлены генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание.
Вложение | Размер |
---|---|
gregor_mendel.ppt | 2.25 МБ |
proekt_10_klass_2014.doc | 102 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алгасовская средняя общеобразовательная школа
Моршанского района Тамбовской области
Новотомниковский филиал
Проект
Закономерности наследственности, установленные Г.Менделем
Подготовлен:
Учащимися 10 класса
Учитель биологии:
Лосева Т.А.
Новотомниково. 2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………… Список литературы …………………………………………………… | 3 4 10 12 14 15 |
ВВЕДЕНИЕ
Данный проект посвящен изучению закономерностей наследственности, установленных Г.Менделем.
Цель проекта – изучение закономерностей наследственности для решения и составления генетических задач.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Генетика представляет собой одну из основных, наиболее увлекательных и вместе с тем сложных дисциплин современного естествознания. Место генетики среди биологических наук и особый интерес к ней определяются тем, что она изучает основные свойства организмов, а именно наследственность и изменчивость.
Законы наследственности Г.Менделя заложили основу теории гена – величайшего открытия естествознания ХХ века, а генетика превратилась в быстро развивающуюся отрасль биологии. Современные возможности генетики открывают огромные перспективы направленного вмешательства в явления наследственности и селекции растительных и животных организмов.
Кроме того, закономерности наследственности широко используются в медицине. Медицинская генетика изучает этиологию и патогенез наследственных болезней, изменчивость клинических проявлений и течения наследственной патологии в зависимости от влияния генетических факторов и факторов окружающей среды, а также разрабатывает методы диагностики, лечения и профилактики этих болезней.
Грегор Иоганн Мендель родился в 1822 году в крестьянской семье в маленьком городке Хейнцендорфе (Австрийская империя, позже Австро-Венгрия,)
Интерес к природе он начал проявлять рано, уже мальчишкой работая садовником. Проучившись два года в философских классах института Ольмюца (в настоящее время Оломоуц, Чехия), в 1843 он постригся в монахи Августинского монастыря Святого Фомы в Брюнне (ныне Брно, Чехия) и взял имя Грегор. С 1844 по 1848 год учился в Брюннском богословском институте. В 1847 году стал священником. Самостоятельно изучал множество наук, заменял отсутствующих преподавателей греческого языка и математики в одной из школ. Сдавая экзамен на звание преподавателя, получил, как ни странно, неудовлетворительные оценки по биологии и геологии. В 1849—1851 годах преподавал в Зноймской гимназии математику, латинский и греческий языки. В период 1851—53 годов, благодаря настоятелю, обучался естественной истории в Венском университете, в том числе под руководством Унгера — одного из первых цитологов мира.
Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации растений и, в частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями.
В 1843 году Мендель был принят в августинский монастырь святого Томаша в Альтбрюнне. В свободные часы занимался он маленьким ботанико-минералогическим собранием, предоставленным в монастыре в его распоряжение. Его пристрастие к области естествознания становилось тем большим, чем большие возможности получал он отдаваться ему. В 1846 году Мендель слушал также относящиеся к этой области лекции по хозяйствованию, садоводству и виноградарству в Философском институте в Брюнне.
Мендель занимался опытами в области ботаники, в частности –культивированием растений. Мендель доставлял из дальних и ближних окрестностей Брюнна растения, которые особенно интересовали своей атипичностью, и приносил домой, чтобы культивировать в специально для него отведенной части монастырского сада при различных внешних условиях. Мендель очень был занят исследовательской работой.
Он изучал проблемы изменчивости – наследственности.
Он ставил, наконец, эксперименты с горохом, который, начиная с 1854-го, из года в год каждую весну высевал в маленьком садике под окнами прелатуры. А поскольку переопыление исключено, сорта гороха представляют собою, как правило, «чистые линии» с неизменяющимися от поколения к поколению константными признаками, которые очерчены крайне четко.
И Мендель прозорливо выделил «элементы», определявшие межсортовые различия: окраску кожуры зрелых зерен и – отдельно – зерен незрелых, форму зрелых горошин, цвет «белка» (эндосперма), длину оси стебля, расположение и окраску бутонов.
Он использовал в эксперименте множество различных сортов, и каждый из сортов предварительно был подвергнут двухлетнему испытанию на «константность», на «постоянство признаков», на «чистоту кровей» – в 1854-м и в 1855-м.
Восемь лет шли эксперименты с горохом. Сотни раз за восемь цветений своими руками он аккуратно обрывал пыльники и, набрав на пинцет пыльцу с тычинок цветка другого сорта, наносил ее на рыльце пестика. На десять тысяч растений, полученных в итоге скрещиваний и от самоопылившихся гибридов, было заведено десять тысяч паспортов. Записи в них дотошно аккуратны: когда родительское растение выращено, какие цветы у него были, чьей пыльцой произведено оплодотворение, какие горошины – желтые или зеленые, гладкие или морщинистые – получены, какие цветы – окраска по краям, окраска в центре – распустились, когда получены семена, сколько из них желтых, сколько зеленых, круглых, морщинистых, сколько из них отобрано для посадки, когда они высажены и так далее.
Задача каждого данного опыта и заключалась именно в том, чтобы подвергнуть наблюдению эти изменения для каждой данной пары расходящихся признаков, соединенных в гибридных формах, и вывести закон, по которому эти признаки переходят из поколения в поколение.
Грегору Менделю пришла мысль заменить описание признаков растений абстрактным кодом «А, B, C, D, E, F, G» и «a, b, c, d, e, f, g» и тогда от наблюдения за судьбой одной пары признаков он перешел к наблюдению за двумя, тремя, четырьмя парами одновременно.
Большими A, B, C, D, E, F, G он обозначил «доминантные», господствующие, подавляющие признаки; малыми a, b, c, d, e, f, g – «рецессивные», отступающие.
Основываясь на полученных результатах, Г. Мендель сформулировал закон расщепления. В потомстве, полученном от скрещивания особей гибридов первого поколения, наблюдается явление расщепления: ¼ особей из гибридов второго поколения несет рецессивный признак, ¾ — доминантный.
Скрещивание, в котором участвуют две пары аллелей, называют дигибридным скрещиванием.
Формулировка второго закона Менделя: расщепление по каждой паре генов идет независимо от других пар генов.
8 марта 1865 года Мендель доложил результаты своих опытов брюннскому Обществу естествоиспытателей, которое в конце следующего года опубликовало конспект его доклада в очередном томе «Трудов Общества…» под названием «Опыты над растительными гибридами». Этот том попал в 120 библиотек университетов мира. Мендель заказал 40 отдельных оттисков своей работы, почти все из которых разослал крупным исследователям-ботаникам. Но работа не вызвала интереса у современников.
Мендель сделал открытие чрезвычайной важности, и сам сначала был, по-видимому, в этом убеждён. Но потом он предпринял ряд попыток подтвердить это открытие на других биологических видах, и с этой целью провёл серию опытов по скрещиванию разновидностей ястребинки — растения семейства Астровые, затем — по скрещиванию разновидностей пчёл. В обоих случаях его ждало трагическое разочарование: результаты, полученные им на горохе, на других видах не подтверждались. Причина была в том, что механизмы оплодотворения и ястребинки, и пчёл, имели особенности, о которых в то время науке ещё не было известно (размножение при помощи партеногенеза), а методами скрещивания, которыми пользовался Мендель в своих опытах, эти особенности не учитывались. В конце концов великий учёный сам разуверился в том, что совершил открытие.
Только в начале XX века, с развитием представлений о генах, была осознана вся важность сделанных им выводов (после того, как ряд других учёных, независимо друг от друга, заново открыли уже выведенные Менделем законы наследования).
Труды Менделя были напечатаны в журнале местного общества любителей естествознания. В XIX веке подобные публикации различных ученых обществ были довольно распространены, общества обменивались ими друг с другом, поэтому работы Менделя знали. Но не обратили на них внимания.
А в 1900-1901 годах произошло повторное открытие данных закономерностей. Австрийский селекционер-растениевод Эрих Чермак-Зейзенегг, чех по происхождению, в то время уже известный селекционер зерновых культур, работая со злаками, обнаружил, что при скрещивании разных сортов различные признаки во втором поколении дают интересное расщепление - 3:1. У него в лаборатории были, конечно, эти труды общества в Брно, он даже читал работу Менделя и вспомнил про нее. Поглядел и обнаружил, что его результаты схожи с результатами Менделя.
Чермак состоял в постоянной переписке, с немецким ботаником, уже тогда довольно известным биологом Карлом Корренсом, который занимался разведением и скрещиваниям «ночной красавицей» (Mirabilis jalapa). Собственно, Корренс и навел Чермака на отношение 3:1, он писал ему, что у него с Mirabilis jalapa получился такой же результат. Он скрещивал красные с белоцветущими, и в первом поколении гибриды были розовые, а во втором поколении одна четверть была красная, две четверти розовые и одна четверть белая. В общем, похожее расщепление, что и у Менделя.
Корренс состоял в переписке с голландцем Де Фризом, который, будучи физиологом растений, скрещивал разные формы энотер и получил расщепление 3:1. Об этом он и сообщил Корренсу. Таким образом, три ботаника - Чермак, Корренс и Де Фриз - обнаружили, каждый на своем объекте, то же самое, что 35 лет тому назад обнаружил на горохе Мендель.
Де Фриз в свою очередь состоял в переписке с двумя зоологами: французом Кено, который изучал наследование окраски шерсти у мышей, и с англичанином Бейтсоном, замечательным зоологом, выпустившем в 90-е годы знаменитую книжку о прерывчатой изменчивости у животных. Бейтсон работал с разными породами кур.
Как раз к этому времени они (Кено на мышах, а Бейтсон на курах) накопили изрядный материал и стали подсчитывать. И опять-таки во втором поколении вышло 3:1.В пяти странах пять разных биологов на пяти разных объектах - трех семействах растений и двух разных классах позвоночных животных - открыли одно и то же. То, что на бобовом растении горохе до них открыл Мендель.
Конечно, ученым стало понятно, что дело тут не в случайности, а в какой-то действительно совершенно общей закономерности. Они сразу же опубликовали свои выводы, которыми заинтересовались другие ботаники. Результатом явилось то, что в ближайшие десятилетия в биологии появилось новое направление менделизм. В самых разных странах и лабораториях, на самых разнообразных объектах исследователи стали проводить точные скрещивания, главным образом между чистыми сортами растений, а также на целом ряде видов животных, стали считать и всюду получали одно и то же.
В течение буквально нескольких лет накопился огромный материал на сотнях видов живых организмов в тысячах опытах, которые давали примерно одинаковые результаты. Так что уже в конце первого десятилетия появились две большие сводки, получившие название менделизма: знаменитый «Менделизм» Пеннета и «Менделевские законы наследственности» английского зоолога Докаттера. Нужно отметить, что Пеннет был ассистентом Бейтсона, когда последний принял участие во вторичном открытии менделевских правил.
ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Все генетические задачи, какой бы темы они ни касались (моно- или полигибридное скрещивание, аутосомное или сцепленное с полом наследование, наследование моно- или полигенных признаков), сводятся к трем типам: 1) расчетные; 2) на определение генотипа; 3) на определение характера наследования признака.
В условии расчетной задачи должны содержаться сведения:
– о характере наследования признака (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом и др.);
– прямо или косвенно (через фенотип) должны быть указаны генотипы родительского поколения.
Вопрос расчетной задачи касается прогноза генетической и фенотипической характеристик потомства.
В условии задачи на определение генотипа должна содержаться информация:
– о характере наследования признака;
– о фенотипах родителей;
– о генотипах потомства (прямо или косвенно).
В условиях задач на установление характера наследования признака:
– предлагаются только фенотипы следующих друг за другом поколений (то есть фенотипы родителей и фенотипы потомства);
– содержится количественная характеристика потомства.
В вопросе такой задачи требуется установить характер наследования признака.
Алгоритм решения генетической задачи:
Использую данные таблицы «Альтернативные признаки», нами были составлены генетические задачи на закономерности наследственности Г.Менделя.
Таблица «Альтернативные признаки»
Доминантный признак | Рецессивный признак |
Горох | |
Желтая окраска семян | Зеленая окраска семян |
Гладкая поверхность семян | Морщинистая поверхность семян |
Красная окраска венчика | Белая окраска венчика |
Высокий рост | Низкий рост |
Томаты | |
Круглая форма плодов | Грушевидная форма плодов |
Красная окраска плодов | Желтая окраска плодов |
Высокий стебель | Низкий стебель |
Муха дрозофила | |
Серая окраска тела | Черная окраска тела |
Нормальные крылья | Зачаточные крылья |
Куры | |
Гороховидный гребень | Простой гребень |
Оперенные ноги | Неоперенные ноги |
Крупный рогатый скот | |
Черная окраска шерсти | Красная (рыжая) окраска шерсти |
Безрогость (комолость) | Рогатость |
Кролик | |
Серая окраска шерсти | Черная окраска шерсти |
Черная окраска шерсти | Белая окраска шерсти |
Пушистая шерсть | Гладкая шерсть |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном проекте нами были изучены закономерности наследственности, установленные Г.Менделем, а также история их открытия;
проанализированы методы составления и решения генетических задач.
На основе полученных данных нами были составлены генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Пейзаж
Заяц, косач, медведь и весна
Н. Гумилёв. Жираф
Ласточка
Интересные факты о мультфильме "Моана"