1. 27 января 2014 года вся страна и наш любимый город будут отмечать 70-летие полного снятия блокады. Коллектив учащихся 7-х классов подготовил к этому событию свой небольшой подарок – макет города, который отражает картины 1944 и 2014 годов.
2. «Да! Это мстит, ликует, дышит победоносный Ленинград!» - такими словами можно охарактеризовать состояние горожан сначала 18 января 1943 года – в день прорыва блокады, затем 27 января 1944 года – в день полного снятия блокады.
3. 22 июня 1941 года в 4 часа утра гитлеровские войска вероломно напали на нашу Родину. Гитлер рассчитывал на «блицкриг» - стремительную войну. Но этого не произошло – все советские люди, от мала до велика, встали на защиту своей страны. На представленных на слайде картах хорошо видно, как глубоко в пределы нашей страны проникли вражеские полчища, уже захватившие почти всю Европу.
Вложение | Размер |
---|---|
900_blokadnykh_dney_1.docx | 35.07 КБ |
900 БЛОКАДНЫХ ДНЕЙ
Презентация, посвящённая 70-летию полного снятия блокады.
Презентация подготовлена учащимися 7-х классов Бутко Артёмом
Позднее, в мирное время подвигу тех, кто вёл подводы и машины по Дороге Жизни, был установлен памятник «Разорванное кольцо»:
«Потомок, знай! В суровые года
Верны народу, долгу и Отчизне,
Через торосы Ладожского льда
Отсюда мы вели Дорогу Жизни,
Чтоб Жизнь не умирала никогда!»
Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки. Теперь у станков стояли женщины и подростки.
На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. На одном из фото - женский стрелковый батальон.
Гитлер был уверен, что дух горожан будет быстро сломлен, но он глубоко ошибался.
В 1980 году в Советском Союзе на экран выходит фильм под названием «Мы смерти смотрели в лицо». Режиссер Наум Бирман, в главной роли военного балетмейстера - Олег Даль. Так случилось, что это была одна из последних его работ. Не стали знаменитыми, их не узнавали на улице, не просили автографов – молодые актеры, которые снимались в этом фильме. Одним словом, позабыли, не заметили. Между тем, фильм снят по реальным событиям. Итак, Ленинград. Блокада.. Зима 1942 года. Старший лейтенант Аркадий Ефимович Обрант, до войны руководивший хореографическим коллективом Дворца пионеров, по заданию политуправления 55-ой армии Ленфронта, привёл в часть своих кружковцев (кто не был эвакуирован и мог ещё дойти).
Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е. Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но, тем не менее, ансамбль родился! Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже 30 марта 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей.
Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями "За оборону Ленинграда".
Между Марсом и Юпитером находится малая планета Обрант – это имя теперь увековечено в масштабах солнечной системы. Ровно через три года после того, как вышел на экраны художественный фильм о ленинградском ансамбле, малой планете под номером 8471 присвоено имя первого военного балетмейстера – ленинградской звезды по имени Обрант.
К изумлению всего мира блокадный город живет насыщенной культурной жизнью: ставятся новые спектакли, работают театры, филармония, кинотеатры. Работают библиотеки. Люди покупают вновь изданные книги…
Таблица красноречиво показывает, сколько хлеба в годы блокады получали горожане. И это при том, что других продуктов питания, по сути дела, просто не было!
Во Всесоюзном институте растениеводства находилась уникальная коллекция образцов зерновых, оставшаяся нетронутой, хотя многие из её хранителей умерли от голода. При этом до 50 % хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки. Все остальные продукты почти перестали выдаваться: уже 23 сентября прекратилось производство пива, а все запасы солода, ячменя, соевых бобов и отрубей были переданы хлебозаводам, для того, чтобы уменьшить расход муки. На 24 сентября хлеб на 40 % состоял из солода, овса и шелухи, а позже целлюлозы (в разное время от 20 до 50 %).
Часть урожая поставлялась также в немногие действующие детские сады.
В мирное время в Летнем саду на аллее, названной «Школьная», был поставлен памятник детям блокады.
Среди 140 эвакуированных детей 5 оказались инфицированными. У Тани оказался туберкулёз кишечника. Именно поэтому её и не удалось спасти.
2 даты считают днём рождения Тани Савичевой – 23 25 января 1930 года. День смерти – 1 июля 1944 года. Композитор Евгений Дога и поэт В. Гин написали «Балладу о Тане Савичевой», которую поют оставшиеся в живых Савичевы. Первой исполнительницей баллады была наша любимая Эдита Пьеха: «Таня, Таня,.. твоё имя – как набат на всех наречьях…»
На знаменитом Нюрнбергском процессе эти листочки из блокнота 12-летней школьницы сыграли свою роль в качестве обвинителя. Позднее странички ей «дневника» были бережно сохранены: бумажные листочки – в музейном павильоне Пискарёвского кладбища, а сохранённые в граните находятся на территории самого кладбища.
Детям блокадного города посвящён и этот памятник - «Цветок жизни» на Дороге жизни. Немало их погибло в страшные годы блокады, которую они переживали наравне со взрослыми…
Истощённые голодные люди ещё пытались хоть как-то помогать друг другу – это видно на рисунках очевидцев.
1 сентября 1941 года ребятишки пошли в школу. Занятия, правда, начались позже – 3 ноября – но дети учились!!! Настоящим вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, многие ленинградские дети учились – их число достигало 30 тысяч! Уроки прерывались сигналами воздушной тревоги и артиллерийскими обстрелами. Холода не позволяли проводить письменные работы. Нередко уроки приходилось проводить в бомбоубежищах. Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились». Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы. В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса печурка-«буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
«Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунину, заслуженную учительницу РСФСР, — вспоминает блокадница, Ольга Николаевна Тюлева, — было ей уже за 60 лет. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном темном платье, белоснежном воротничке и такой же подтянутости требовала от нас, школьников. Я смотрела на нее и думала: В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу. Своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу – в нечеловеческих условиях суметь остаться человеком».
Кроме памятников детям блокадного города в нашем Санкт-Петербурге есть и памятник учителям – это олицетворение деятельности учителя – отправлять детей в большую жизнь подобно тому, как любители голубей выпускают своих питомцев в небо.
Памятник Учителю — памятный знак, установленный в Калининском районе города Санкт-Петербурга на пересечении улиц Учительской и Ушинского. Изготовлен скульптором Андреем Гуляевым. Открыт 5 октября 2010 года, в День учителя. На гранитном постаменте можно увидеть слова выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского: «Дело учителя — скромное по наружности — одно из величайших дел в истории».
Открытая книга, женские руки, направленные к небу и четыре молодые птицы, взмывающие ввысь - так выглядит Памятник учителю, возвышающийся на пересечении улиц Учительской и Ушинского. И сразу вспоминаются слова замечательной песни советских лет: «Летите голуби, летите! Для вас нигде преграды нет»….
Каменная стела несет на себе бронзовые двухметровые ладони. Со всей возможной нежностью они направляют полет голубей… Эти руки символизируют наших учителей, чей наставнический подвиг, бесконечное терпение и всеобъемлющая забота о детях сродни труду матери.
Учимся ткать миленький коврик
Без сердца что поймём?
Рисуем "Осенний дождь"
Самый главный и трудный вопрос
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?