Проектно-исследовательская работа "Бабочки"
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 626.62 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №34 г . Сыктывкар
Исследовательская работа:
«БАБОЧКИ»
Выполнила : ученица 4 «а» класса
Давидова Людмила
Руководитель: Фирсова Фирсова Галина Васильевна учитель начальных классов
2013 г.
Введение
Утром ползает,
В полдень недвижима,
А вечером летает.
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным пляшет.
Вы, конечно, правы! Речь пойдёт об увлекательном мире бабочек.
Богат животный мир лугов. Всюду много насекомых. В траве стрекочут кузнечики. На цветущих растениях собирают нектар пчёлы, осы, шмели.
Здесь же находят корм разноцветные бабочки.
Однажды гуляя по лугу моё внимание, привлекли бабочки. Какие они красивые? И друг на друга не похожи. Большие и маленькие, светлые и тёмные, есть даже чёрные. Раньше я не обращала на них внимания, бабочки и бабочки, летают себе и летают. Однажды меня поразило то, какое разнообразие бабочек существует. И мне захотелось больше о них узнать.
И это стало целью моего исследования.
Я поставила перед собой задачи:
1.Познакомиться с литературой по данной теме;
организовать с родителями отбор материала; в летние каникулы понаблюдать за поведением и жизнью бабочек;
2. Провести исследовательскую работу и сравнить, полученный результат с предполагаемым.(Слайд 3)
Я хотела выяснить:
по каким признакам можно объединить бабочек в группы (гипотезы):
1.Все ли бабочки одинаковой формы.
2.В окраске всех бабочек один набор цветов.
3.Почему бабочка погибает, если человек подержал её в руках.
4.Как появляется бабочка. (Слайд 4)
Для подтверждения я:
-Подобрала соответствующую литературу и узнала о жизни бабочек.
-Провела наблюдения за поведением бабочек на лугу. -Сфотографировала их и сделала зарисовки.
-Сравнила форму, окраску. (Слайд 5)
Глава 1. История появления бабочек.
Бабочки появились на Земле одновременно с цветковыми растениями. В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Ведь и вправду бабочка похожа на прелестный летающий цветок. На нашей планете их около 140 тысяч .
Русское название «бабочка» является уменьшительно - ласкательным от слова «баба» и дано им за изящество и красоту. Многие бабочки восхитительны. Их хочется сравнить с красивыми цветами. (Слайд 6)
Над зелёным лугом весело порхают пестрокрылые красавицы бабочки. Каких бабочек здесь только нет! Жёлтые лимонницы , крылышки которых напоминают лимонную дольку украшенную красными точками и, темно красные крапивницы и, голубянки и, капустные белянки и, перламутровки.
(Слайд 7)
1.2. Питание бабочек
Читая книги о бабочках, и на уроках окружающего мира я узнала о питании бабочек. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар длинным хоботком. Если же бабочка проснулась ранней весной, когда цветы ещё не раскрылись, она может полакомиться сладким берёзовым или кленовым соком. Они приносят пользу тем, что опыляют растения. (Слайд8)
1.3.Размножение бабочки
Летом самка бабочки откладывает яички. Кладка яичек может иметь самую разную форму близко друг к другу упакованных шариков, кувшинчиков, цилиндров. Бабочки откладывают яички в почву, в ткани растений, некоторые покрывают их защитной плёнкой, спасающей от высыхания.( Слайд 9)
Через некоторое время из яичек появляются личинки ~ гусеницы. У гусеницы 3 пары грудных ножек и 2~5~брюшных. На ногах у гусеницы есть особые крючочки, которые помогают удержаться на стеблях растений. (Слайд10)
Гусеницы очень прожорливые: они грызут листья и стебли растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми .
За время роста гусеницы увеличивают свою массу в несколько тысяч раз!
Многие гусеницы покрыты густыми жёсткими волосками или имеют защитную окраску.
Птицы не едят невкусных лохматых гусениц, а тех, которые окрашены так же, как стебли или ветки растений, они могут просто не заметить. (Слайд11)
Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются.
Через некоторое время оболочка куколки разрывается на границе усиков с крыльями и головы с грудью.
Через образовавшиеся щели и выбирается на волю уже взрослая бабочка. (Слайд12)
Первое, что бабочка делает, когда вылезет из куколки – она сушит свои крылья. Ведь бабочка жила в жидкости, значит, ее крылья намокли. И их надо расправить и высушить
Когда крылья высохли – бабочка начинает летать. Она летает, осматривает место, где ей теперь предстоит жить. Она целый день и целую ночь может не есть – она ведь еще только вылезла из куколки и еще не успела проголодаться. К тому же, в это время у нее еще не чем есть – ее хоботок, которым она пьет нектар из цветов, еще раздвоен на две половинки. Через сутки, бабочка начинает чувствовать голод. Она садится на цветок и вытягивает к пестику цветка свои две половинки хоботка. Они склеиваются, и теперь у нее целый хоботок и она может пить нектар!
1.4.Бабочки приносят пользу
Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят человеку пользу. Бабочки тутового шелкопряда, которые питаются листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шёлк. А так же опыляют цветковые растения. (Слайд 13)
Глава II. Мои исследования.
1 исследование.
Когда я посетила луг и рассмотрела бабочек, то заметила, что у них разная форма крыльев. Одни имеют закругления на крылышках, у других на концах крылышек интересные узорные разрезы.(Слайд 14 - 15)
Вывод: Не все бабочки имеют одинаковую форму крыльев.
2 исследование.
Подразделяют на две группы: дневных и ночных.
Дневные бабочки яркие, а ночные серые, тёмные
Вывод: Цвет зависит от условий проживания и вида групп. (Слайд16).
3 исследование.
Под микроскопом я рассмотрела бабочек.(Слайд17).
И заметила, что у бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками, поэтому бабочек называют чешуекрылыми.
Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками.
У этих насекомых короткие усики и большие глаза.
Спирально свёрнутый прозрачный хоботок бабочки ~ её рот. (Слайд18).
4 исследование.
Если человек подержит бабочку в руках, то её чешуйки ломаются, и она погибает. Давайте беречь красоту природы – бабочек.
А это я нашла в Интернете фотографии бабочек, которые обитают в нашем районе.
Крапивница, капустница так в народе называют этих бабочек.(Слайд19)
Звенят ручьи в апреле,
Ласкает солнце нас.
На луг мы прилетели
И здесь танцуем вальс.
Мы крылышки расправим ~
Красив на них узор.
Мы кружимся, порхаем ~
Какой кругом простор!
Душистыми цветами
Весна встречает нас,
И кажется, что с нами
Весь луг танцует вальс!
Заключение
Узнав ,о жизни бабочек, я пришла к выводу, что бабочек можно объединить в группы по различным признакам: - не все бабочки имеют одинаковую форму -окраска зависит от условий проживания и вида групп, - если человек подержит бабочку в руках, то ее чешуйки ломаются и она погибает
Берегите бабочек!
Этот проект меня заинтересовал, и я решила продолжить работу по изучению жизни бабочек. В 5 классе дополнить новыми данными.
Мою работу можно использовать на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства.
Список литературы Детская энциклопедия. ООО «Издательство Астрель»,2002 г.
Энциклопедия о животных М.:ОЛМА –ПРЕСС, 2004
Мороз и заяц
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Свадьба в Малиновке
5 зимних аудиосказок