Исследовательская работа посвящена теме «Этапы развития почтовой связи и её роль в жизни людей с проблемами зрения».
В мире давно кардинально изменилось представление о роли инвалидов в обществе. Многие из "людей с ограниченными физическими возможностями" получают образование и становятся хорошими специалистами.
Одна из главных проблем людей с нарушениями зрения - это то, что они имеют ограниченные возможности самостоятельно пользоваться компьютером, вследствие чего оторваны от информационного пространства. Перед человеком с нарушением зрения, умеющим пользоваться компьютером, открывается огромный мир различных видов деятельности, где он может найти себя, почувствовать себя равным всем окружающим его людям, стать нужным. Он может получить любую необходимую ему информацию, как для обучения, так и просто для развития своих знаний, расширения кругозора. И, главное, он может всё это сделать абсолютно самостоятельно, без посторонней помощи.
Интеграция инвалидов в информационное общество является неоспоримым достоинством развития цивилизованного общества.
Почта - это традиционное средство связи, позволяющее обмениваться информацией, по крайней мере, двум абонентам.
Почта существует более тысячи лет, и за эти годы претерпела колоссальные изменения от посланий на бересте до электронного письма.
За последнее время многое изменилось в почтовой связи: оборудование, способы передачи данных, виды и качество услуг.
Сегодня возможности связи преодолели все границы, появились спутниковая телефонная связь, электронная почта. Однако и обычная почтовая связь не потеряла своего значения, своей важности. По-прежнему она является одним из способов доставки информации, и нет ничего приятнее весточки, написанной знакомым почерком на открытке.
Выбранная тема представляет для ученика интерес не только на данный момент, но и на перспективу, так как жизнь человека невозможна без общения с людьми, находящимися вдали от него, а, значит, придётся всю жизнь пользоваться услугами почтовой связи, как классической, так и электронной.
Выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога, потому что в учебниках по информатике работа незрячих с электронной почтой никак не отражена.
Работа над темой реализуема в имеющихся школьных условиях, так как ученикам доступны хорошее оборудование и литература.
С целью получения объективной и качественной информации мы посетили Всероссийский Центр реабилитации слепых, который находится в нашем городе, побеседовали с руководством и представителями этого учреждения, был произведён опрос всех учащихся старших классов, сотрудников нашей школы и жителей близлежащего микрорайона. Кроме этого, обратились к интернет - ресурсам, посетили сайты, ознакомились со всеми аспектами поднятой проблемы.
Занимаясь разработкой плана исследования и познакомившись с источниковой базой, мы пришли к выводу, что проектов такой направленности практически нет. Новизна работы заключается в том, что мы сравниваем работу незрячих в разных браузерах и почтовых программах, похожих по типу, существующих практически в одинаковых условиях, но имеющих собственный интерфейс, и не все они подходят для незрячих. Нас заинтересовала вся информация, начиная от истории развития почтовой связи, заканчивая стоимостью услуг связи. Считаем, что у такого проекта есть перспектива.
Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида»
Исследовательская работа
Этапы развития почтовой связи и её роль в жизни людей с проблемами зрения
Естественно-научная секция
Выполнил: ученик 11б класса
Гамов Егор
Руководитель: учитель информатики
Мотовилова Надежда Ивановна
Бийск – 2013
Содержание:
№ стр. | |
Визитная карточка проекта……………………………………………... | 3 |
Введение…………………………………………………………....……. | 4 |
Глава 1. Из истории почтовой связи….……………………………….. | 5 |
Глава 2. Электронные письма………………….………………………. | 10 |
Глава 3. Особенности пользования почтовыми услугами незрячими людьми …………………………………………………………………. | 15 |
Заключение……………………………………………………………… | 20 |
Литература………………………………………………………………. | 21 |
Визитная карточка проекта
Тип доклада: исследовательский проект
Заказчик: Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи
Управление образования Администрации города Бийска
Цель исследования: анализ путей развития почтовой связи и выявление положительных её аспектов для улучшения жизни незрячего человека в современном обществе
Задачи:
Методы исследования:
Структура исследования:
Предмет исследования: сервисы почтовой связи, классической и электронной.
Объект исследования: виды почтовых услуг, предоставляемые гражданам общества, современные компьютерные технологии.
Гипотезы исследования:
Проблемные вопросы:
Предполагаемые результаты проекта:
Основополагающий вопрос проекта – доклада:
являются ли средства доступа к информационным ресурсам, в частности, сервисы почтовой связи, актуальными и перспективными для людей с ограниченными возможностями здоровья?
Введение
Исследовательская работа посвящена теме «Этапы развития почтовой связи и её роль в жизни людей с проблемами зрения».
В мире давно кардинально изменилось представление о роли инвалидов в обществе. Многие из "людей с ограниченными физическими возможностями" получают образование и становятся хорошими специалистами.
Одна из главных проблем людей с нарушениями зрения - это то, что они имеют ограниченные возможности самостоятельно пользоваться компьютером, вследствие чего оторваны от информационного пространства. Перед человеком с нарушением зрения, умеющим пользоваться компьютером, открывается огромный мир различных видов деятельности, где он может найти себя, почувствовать себя равным всем окружающим его людям, стать нужным. Он может получить любую необходимую ему информацию, как для обучения, так и просто для развития своих знаний, расширения кругозора. И, главное, он может всё это сделать абсолютно самостоятельно, без посторонней помощи.
Интеграция инвалидов в информационное общество является неоспоримым достоинством развития цивилизованного общества.
Почта - это традиционное средство связи, позволяющее обмениваться информацией, по крайней мере, двум абонентам.
Почта существует более тысячи лет, и за эти годы претерпела колоссальные изменения от посланий на бересте до электронного письма.
За последнее время многое изменилось в почтовой связи: оборудование, способы передачи данных, виды и качество услуг.
Сегодня возможности связи преодолели все границы, появились спутниковая телефонная связь, электронная почта. Однако и обычная почтовая связь не потеряла своего значения, своей важности. По-прежнему она является одним из способов доставки информации, и нет ничего приятнее весточки, написанной знакомым почерком на открытке.
Выбранная тема представляет для ученика интерес не только на данный момент, но и на перспективу, так как жизнь человека невозможна без общения с людьми, находящимися вдали от него, а, значит, придётся всю жизнь пользоваться услугами почтовой связи, как классической, так и электронной.
Выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога, потому что в учебниках по информатике работа незрячих с электронной почтой никак не отражена.
Работа над темой реализуема в имеющихся школьных условиях, так как ученикам доступны хорошее оборудование и литература.
С целью получения объективной и качественной информации мы посетили Всероссийский Центр реабилитации слепых, который находится в нашем городе, побеседовали с руководством и представителями этого учреждения, был произведён опрос всех учащихся старших классов, сотрудников нашей школы и жителей близлежащего микрорайона. Кроме этого, обратились к интернет - ресурсам, посетили сайты, ознакомились со всеми аспектами поднятой проблемы.
Занимаясь разработкой плана исследования и познакомившись с источниковой базой, мы пришли к выводу, что проектов такой направленности практически нет. Новизна работы заключается в том, что мы сравниваем работу незрячих в разных браузерах и почтовых программах, похожих по типу, существующих практически в одинаковых условиях, но имеющих собственный интерфейс, и не все они подходят для незрячих. Нас заинтересовала вся информация, начиная от истории развития почтовой связи, заканчивая стоимостью услуг связи. Считаем, что у такого проекта есть перспектива.
Глава 1. Из истории почтовой связи
Почта (от лат. posta) — вид связи и учреждение для транспортировки известий (например, писем и открыток) и мелких товаров, иногда и людей. Письмо́ — сообщение, выраженное в компактной форме и предназначенное для обмена информацией между людьми.
История почты — исследование развития почтовой связи. Потребность в получении известий из других местностей и стран восходит к глубокой древности и первоначально удовлетворялась через посредство гонцов, которые приносили сообщения, как устные, так и письменные или облечённые в символическую форму. С развитием человеческой цивилизации происходили изменение и развитие способов, средств и форм почтовой связи.
Изначально письмо подразумевалось в виде текстового сообщения, написанного на бумаге или аналогичном носителе (глиняном черепке, листе пергамента или куске бересты).
Доисторические люди использовали для передачи важной информации голос, что способствовало появлению членораздельной речи. Однако устная передача вестей была несовершенна, так как человеческий голос слышен лишь на близком расстоянии. Для усиления передаваемого звука тысячелетия назад стали использовать полые стволы деревьев и позднее барабаны.
Такими видами связи могли пользоваться и незрячие.
С помощью условных ударных сигналов новости передавались от одного поселения к другому. Кроме того, человек использовал для передачи вестей огонь и дым. Барабаны тамтамы до сих пор используются для связи на большие расстояния африканскими племенами.
У разных народов почтовые отправления имели разный вид, почтальоны по-разному извещали о своём появлении.
Индийский гонец звуками погремушек извещал о своём приближении.
Почтовое послание инков было узелковым и называлось «Кипу».
Почтовый курьер инков подавал сигналы, трубя в раковину.
Следующим видом связи в истории человечества стали гонцы — вначале пешие, позднее конные. В Древней Греции, Персии, Египте, Китае, Римской империи существовала хорошо налаженная государственная почтовая связь: письменные сообщения пересылались с пешими и конными гонцами по принципу эстафеты.
Гонцы должны были преодолевать длинные расстояния за как можно короткое время. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.
Представление о почтовом деле в Древнем Египте можно получить из документа на папирусе, датированного примерно 255 годом до н. э. Папирусные свитки (до 40 метров длиной) наматывали на деревянные или костяные стержни и прятали в кожаные футляры.
Подобная высокоразвитая почтовая система вскоре стала распространяться в других странах.
Пересылка вестей на территории России известна с древнейших времен. В последней четверти IX в., почти в самом начале существования Киевской Руси, закладываются основы русской почты - одной из старейших в Европе.
При раскопках городов учёные обнаружили грамоты из берёсты XI века. Буквы на берёсте не писали, а выдавливали заострёнными палочками из кости или дерева.
У инков в период их наибольшего развития между XIII и XVI столетиями была слаженная система гонцов—бегунов, которые рассылались из столицы инков по всей стране, для которых на равномерных расстояниях (3—5 км) были устроены почтовые дома. Перед домом всегда находились наготове два курьера. Завидев вдалеке приближающегося гонца, они спешили ему навстречу и забирали переносившиеся сообщения. Если сообщения были очень важные или срочные, гонцы при приближении дополнительно трубили в рожки.
Гонцы ацтеков передавали почти все сообщения устно. Они вплетали в волосы красные ленты или размахивали кинжалом при радостном известии (например, о победе); дурные вести передавались царю, стоя на коленях.
Древние греки писали на табличках из воска заострённой палочкой.
У феодалов существовала своя, особо секретная почта, поэтому гонцы заучивали наизусть слова сеньора и стремглав неслись к соседнему замку, чтобы в дороге не позабыть их, либо сохраняли тайну письменного послания особой печатью, которая являлась знаком отправителя. За разглашение тайны гонцу грозила казнь.
Любые регулярные или случайные передвижения использовались для пересылки почты. Для доставки почты использовали животных: верблюдов, слонов, лошадей, оленей…
Иногда почтальон передвигался на ходулях – в непогоду на узких улочках старинных городов была непроходимая грязь.
С конца XV в., после того как Русское государство сбросило оковы татаро-монгольского ига, начинается расцвет ямской гоньбы. Появляются первые почтовые учреждения, возникает новый вид почтовых услуг, оказываемых населению, - платная доставка судебных повесток-повозок.
Жители должны были давать лошадей для проезда княжеских посланцев. Вдоль дорог стояли "ямские дворы", где заменяли уставших лошадей свежими. Такая эстафета удивляла быстротой поездок на дальние расстояния. Ямская гоньба помогла в XII – XV веках наладить на Руси почтовую связь.
Дилижансы (крытые экипажи), которые перевозили почту, появились в Англии в XVI веке. В городах дилижанс останавливался на базарной площади. Кондуктор (так тогда называли сопровождавшего дилижанс проводника) раздавал почту, забирал местную почту, трубил в рог, и почтовый экипаж трогался с места. В сельской местности почтовый дилижанс на перекрёстках ждали всадники, чтобы получить почту до ближайших селений. В курьеры конной почты принимались выносливые, стреляющие без промаха на полном скаку, холостые парни не старше 18 лет.
Указы 1770 и 1772 гг. предусматривали создание линий почтовых дилижансов или, как их тогда называли, "тележной почты".
С 1773 г. русская служба связи начинает повсеместно принимать для пересылки векселя и деньги. В то же время зарождаются новые термины: эстафета, постпакет, куверт (конверт), почтовый колокольчик, тройка. И самое главное - почта наконец-то стала доходным предприятием.
Большой вклад в развитие русской почты внёс выдающийся государственный деятель А.Л. Ордин-Нащёкин. Им была создана регулярная почтовая гоньба с зарубежными странами и почтовая гоньба для доставки частной корреспонденции. Ордин-Нащёкин при подписании договора о мире с Польшей включил в него пункт о "правильной почте" между двумя государствами. Так в русском языке появилось слово "почта" (на польском оно по звучанию близко к слову "дорога").
Со второй половины XVIII в. почтовые линии подходят к некоторым уездным городам, особенно к тем, которые являлись промышленными центрами или местами добычи жизненно необходимых полезных ископаемых.
До конца XVII в. в России для запечатывания мешков с корреспонденцией применялись различные печати: приказные, воеводские, таможенные, личные штемпеля почтмейстеров. Появляются специальные штемпеля, оттискиваемые краской на каждом отдельном письме.
В XIX веке построили государственную почтовую дорогу из Европы в Азию. Самый длинный в мире путь почты протянулся на 13868 км. Помчались по нему правительственные курьеры – фельдъегери, потянулись обозы с товарами, не умолкал над трактом перезвон бубенцов и колокольцев почтовых троек. Вдоль тракта построили более 300 почтовых станций. Почтовые отправления сопровождались "подорожной грамотой", подтверждающей, что человек заранее оплатил почте дорожные расходы. Обладатель такой бумаги имел право на каждой почтовой станции заменять загнанных лошадей свежими.
В середине XIX века в Лондоне построили пневматическую почту – письма сжатым воздухом доставлялись по подземным трубам в специальных капсулах. В это же время коренной переворот в почтовом деле был вызван распространением железных дорог и пароходства. Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.
В 1820 году торговцем бумаги Бревером в Брайтоне изобретён конверт. Важной вехой в истории почтовой связи стал выпуск почтовой марки в 1840 году в Великобритании. Изобретатель почтовой марки, англичанин Роланд Хилл. Его изобретение облегчило труд миллионов работников почты и сотен миллионов людей, пользующихся её услугами. С 1840 года и до наших дней письмо оплачивается при отправке простым наклеиванием марок. В России массовый выпуск почтовых марок начался с 1858 года. В середине XIX века почта действовала почти во всех государствах земного шара.
Письмо как способ передачи информации специалисты традиционно делят на три вида: пиктографическое, идеографическое и фонетическое.
Самое древнее – пиктографическое (рисунчатое), которое берет свое начало из глубины веков – где-то с наскальных рисунков первобытных людей. Следующим этапом развития письменности стало идеографическое (или иероглифическое) письмо. Появление иероглифов датируется III тысячелетием до нашей эры. Фонетическое письмо возникает еще позже – в самом конце II тысячелетия до нашей эры.
История сохранила свидетельства о существовавших в древности, но позднее забытых, рельефных шрифтах из дерева или металла, которыми пользовались незрячие люди. Сведения о возрождении рельефных шрифтов относятся к XVII-XVIII векам.
Процесс изобретения наиболее удобной системы передачи информации, воспринимаемой осязанием растянулся на несколько веков. Пробовались разные варианты, пока Луи Брайль не осуществил качественный скачок. В 1829 году разработал используемый до настоящего времени во всём мире рельефно-точечный шрифт незрячих (шрифт Брайля). Письма незрячих отправлялись и отправляются в настоящее время по почте в специальном письме, которое называлось секограмма.
«Секограмма» — почтовое отправление, подаваемое в открытом виде, с вложением, предназначенным исключительно для слепых.
Требования к секограммам в части упаковки и обработки такие же, как к бандеролям соответствующих категорий.
На простых (заказных) секограммах отправителем делается отметка «Секограмма простая (заказная). Бесплатно».
Допустимые размеры для секограмм:
Предельный вес: 7 кг.
Максимальный размер:
сумма длины, ширины и толщины — не более 0,9 м; наибольшее измерение — 0,6 м.
Для рулонов сумма длины и двойного диаметра — не более 1,04 м; наибольшее измерение — 0,9 м.
Минимальный размер :
105х148 мм.
Для рулонов сумма длины и двойного диаметра — не более 0,17 м; наибольшее измерение — 0,1 м.
С изобретением телеграфа (1832), телефона (1876) и радио (1895) почтовая связь не утратила своей важной роли средства общения миллионов людей. В телеграфе почта нашла могущественное содействие и завершение, вследствие чего почти все государства объединили почтовое дело с телеграфным к большой выгоде для обоих ведомств.
Самуэль Морзе продемонстрировал свой телеграфный аппарат 24 мая 1844 года. Первая в мире телеграмма, переданная из Вашингтона в Балтимор, состояла всего из одной фразы: «Вот что творит Бог». Морзе знал, что это событие войдет в историю, и выбрал достойную случая фразу. Телеграф стал первым средством связи, работающим с помощью электричества.
Потом наступила эра телефонии. Она началась 10 марта 1876 года с фразы, которую по телефону сказал Александр Грэхэм Белл своему помощнику: «Мистер Уотсоп, подойдите сюда. Вы мне нужны».
Чуть позже появилось радио. К сожалению, текст самой первой в мире радиограммы, переданной Гульельмо Маркони в 1885 году, не сохранился. Зато историки техники знают текст, переданный по радио А. С. Поповым. Это всего два слова «Генрих Герц». Радиограмма была послана из Химического института, а принята в физическом кабинете Петербургского университета на Васильевском острове. Расстояние между ними составляло 250 метров.
В 1874 году на 1-м Международном почтовом конгрессе 22 страны, в том числе Россия, подписали Всеобщий почтовый договор и образовали Всеобщий почтовый союз (с 1878 года — Всемирный почтовый союз). В 1878 году была заключена Всемирная почтовая конвенция, регулирующая обмен корреспонденцией, которая содержит письменные сообщения.
Один из основателей Всемирного почтового союза Генрих фон Cтефан.
Во время Первой мировой войны нашла своё применение пчелиная почта. На брюшко пчелы прикреплялись тонкие шёлковые нити: красная означала появление пехоты, зелёная - артиллерии, синяя - кавалерии. Возвращаясь в родной улей, пчелы перелетали линию фронта и приносили сообщения.
После падения российской монархии в феврале 1917 года Временное правительство Керенского переименовало Главное управление почт и телеграфов в Министерство почт и телеграфов.
После прихода к власти в ноябре 1917 года большевиков Министерство почт и телеграфов было переименовано в Народный Комиссариат почт и телеграфов.
В 1922г. началась воздушная перевозка почты на международных и внутренних линиях.
В 1926г. в Наркомате почт и телеграфов был организован отдел почтовой техники, началась работа по механизации предприятий почтовой связи.
Начавшаяся в июне 1941г. война с Германией поставила перед почтовой связью новую задачу: организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом. Почтовое обслуживание воинских частей и соединений действующей армии было возложено на органы военно-полевой и военно-морской почты.
В 1945г., в год победы Советского Союза над фашистской Германией, деятельность органов связи была возобновлена практически на всей территории страны.
В 1946г. Народный Комиссариат связи СССР был преобразован в Министерство связи СССР. Руководство почтовой связи стало осуществляться Почтовым управлением, входившим в состав Министерства связи вместе с другими управлениями отраслей электросвязи.
История почты представляет самостоятельный интерес как таковая. В работе почтовой связи еще остается много неизвестного.
Созданные музеи связи в Москве и Санкт-Петербурге помогают сегодняшнему поколению представить, с каким упорством и настойчивостью поколение за поколением совершенствовали всё, что касалось такой привычной нам простой вещи, как обыкновенное письмо.
Но прогресс идёт все быстрее. И уже сейчас многие жители нашей планеты под словом «письмо» подразумевают не привычный конверт, а сообщение, полученное по электронной почте.
Глава 2. Электронные письма
Сегодня, в эпоху Интернета, электронная почта является очень удобным и популярным средством связи. Письмо, посланное через Интернет, уже через несколько минут приходит к адресату на другом конце планеты! К тому же затраты на его пересылку минимальны.
Для такого письма не надо покупать конверт и наклеивать на пего марку. Правда, его всё-таки приходится опускать в почтовый ящик. Но ящик этот - виртуальный. Так называется особая компьютерная программа, которая помогает отправлять и получать электронные письма.
Как же возникла электронная почта?
В далёком 1968 году в США начались работы над военной компьютерной сетью под названием Arpanet. Название было составлено из первых букв наименования сети «Агентство перспективных исследований» и слова Net (по-английски «сеть»). Спустя год заработали первые четыре узла - в университетах Лос-Анджелеса, Санта-Барбары, Солт-Лейк-Сити и Стэнфордском университете.
Компьютер в то время был очень дорогой и громоздкой техникой, поэтому на каждой машине работало несколько десятков человек. Чтобы компьютер не простаивал, трудиться приходилось по сменам - и днём, и ночью. Для того чтобы операторы могли общаться между собой, была написана программа, которая позволяла тем, кто работал на одной машине в разное время, писать сообщения для своих коллег. Послания располагались друг за другом, как в современных гостевых книгах. Программа получила имя SndMsg (Send Message), а файл, хранящий сообщения - «почтовый ящик». Такая программа позволяла обмениваться письмами только на одном компьютере. Пересылать сообщения на разные компьютеры сети Apranet программа ещё не могла.
В конце 1971 года решением данной проблемы занялся программист Рэй Томлинсон. Он-то и написал программу, делавшую то же самое, что и Send Message, только на удалённом от отправителя письма компьютере. К тому времени сеть Аrpanet составляли уже 23 компьютера. Программа посылала сообщение на удалённую машину и там помещала его в тот же «почтовый ящик», что локальная Send Message. Появилась возможность вести переписку с разных компьютеров, находящихся друг от друга на многие километры. Так и появилась электронная почта.
Именно Рэй Томлинсон ввел в обращение символ @, пытаясь научить почтовую программу различать пользователей, "Это просто счастливое стечение обстоятельств, - вспоминал он позже. - Я составлял программу, и мне потребовался какой-нибудь символ для разделения имени пользователя и его местонахождения. Взглянув на клавиатуру, я вдруг понял, что выбор не так уж и велик. Пары секунд хватило на то, чтобы остановиться на символе @».
В английском языке @ называется «хвост обезьяны». Итальянцы именуют его «свиток», испанцы знают его как «arroba» (мера веса, равная 25 фунтам), ну а мы чаще называем его «собакой» или ласково - «собачкой». Речь идет о символе @. Он знаком всякому, кто хоть раз писал или получал электронное письмо.
Как выяснилось дальше, свою родословную символ @ ведёт из ещё более древних времён. В арабско-итальянском словаре 1492 года дотошный профессор обнаружил арабский символ @, переведённый неведомыми авторами как «амфора». В англоязычных странах символ @ и поныне используется торговцами для обозначения цены товара (в значении «товар по такой-то цене»). Недаром в английском языке он имеет и второе имя - «эт коммерческий». Ну а с начала 70-х годов XX века благодаря Рэю Томлинсону этот значок стал неотъемлемой принадлежностью электронных почтовых адресов.
Но электронной почте пришлось пройти ещё долгий путь, прежде чем она стала такой простой и удобной программой, как сейчас.
В марте 1972 года Томлинсон доработал свою программу. Теперь можно было отправлять и загружать из почтового ящика те сообщения, которые предназначались конкретному человеку. А уже через полгода создаётся программа с множеством сервисных функций: возможность выборочного чтения загруженных в программу сообщений, сохранения их в отдельном файле и т. д. Кроме того, эта программа могла автоматически посылать ответы на полученные письма.
Электронная почта быстро завоевала популярность. Всего полтора года потребовалось на то, чтобы три четверти всей передаваемой по Аrpаnet информации стали занимать электронные письма. В 1975 году появилась и первая почтовая рассылка - Стив Уолкср и Эйнар Стефферуд взяли па себя обязательство регулярно отправлять на ряд электронных адресов письма с полезной информацией. Число подобных услуг стремительно росло. Самым популярным стал бюллетень научной фантастики.
В 1981 году к быстро разраставшейся Аrраnеt присоединилась Computer and Science Network - сеть, специально созданная для обмена информацией между университетами. С этого момента сообщество компьютерных сетей начало стремительно расширяться, пока не превратилось в Интернет. В переводе Интернет означает просто-напросто «междусетие».
Сегодня мы видим, насколько изменился мир, и насколько изменилась сама электронная почта. Из небольшой программки, связывавшей пользователей нескольких удалённых компьютеров, она выросла в целую систему, позволяющую быстро передавать большие объёмы информации в любую точку планеты. Электронная почта позволяет людям оперативно общаться, невзирая на тысячекилометровые расстояния и государственные границы.
Точной даты отправки первого сообщения электронной почты история не сохранила. По утверждению самого разработчика первой почтовой программы Рэя Томлинсона, случилось это где-то в конце 1971 года. «Я посылал сам себе кучу тестовых сообщений, бегая от компьютера к компьютеру. Что это были за сообщения - теперь и не вспомнить...», - утверждает изобретатель.
Чтобы проверить, как работает новая программа, Рэй Томлинсон набрал на клавиатуре верхний ряд клавиш и отправил это «содержательное» послание на другой компьютер. Электронная почта заработала!
Электронная почта довольно быстро развивается. Ещё совсем недавно единственным видом информации, подлежащим передаче по е-mail, был простой текст, а сейчас нетрудно сделать письмо со встроенным видеороликом или музыкальным произведением.
Значок е-mail, которым обычно обозначается электронный адрес, расшифровывается просто. Mail по-английски «почта», е - сокращение от слова «электронный». Произносится это как «и мейл». Правда, многие пользуются созвучным словом «мыло».
Удобство электронной почты оценили даже коронованные особы. 26 марта 1976 года электронной почтой стала пользоваться английская королева Елизавета II.
Адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей:
имя_пользователя@имя_сервера
Имя_пользователя, чаще всего, имеет произвольный характер и задается самим пользователем.
Имя_сервера жестко связано с выбором пользователем сервера, на котором он разместил свой почтовый ящик.
Пример: gamov@yahoo.com, bobrova@yandex.ru, doro@mail.ru, bshsd@hotmail.com, planeta@yahoo.it.
Условное разделение адресов электронной почты:
провайдерские (почтовый ящик на сервере провайдера — организации-поставщика сетевых услуг);
корпоративные (ящик на сервере по месту работы);
коммерческие (ящик на сервере платной почтовой службы);
бесплатные (ящик на сервере бесплатной почтовой службы, например: mail.ru, yahoo.com, yandex.ru, rambler.ru, hotmail.com).
Почтовый ящик представляет собой часть дискового пространства на сервере с определенным именем (адресом), где может храниться почтовая информация для пользователя сети Интернет.
Работать с электронной почтой можно при помощи почтовой программы (почтового клиента), установленной на компьютере пользователя или при помощи браузера, с помощью web-интерфейса.
Почтовая программа (клиент электронной почты, почтовый клиент) — программное обеспечение, устанавливаемое на компьютере пользователя, предназначенное для получения, написания, отправки, хранения и обработки сообщений электронной почты пользователя.
В системе пересылки электронной почты еще необходим почтовый сервер (сервер электронной почты). Почтовый сервер - это компьютерная программа, которая передаёт сообщения от одного компьютера к другому. Почтовые серверы работают на узловых компьютерах Интернета, а почтовые клиенты должны быть у каждого пользователя e-mail.
Почтовые программы обычно предоставляют пользователю также многочисленные дополнительные сервисы по работе с почтой (выбор адресов из адресной книги, автоматическую рассылку сообщений по указанным адресам и др.). Любой пользователь Интернета может получить свой «почтовый ящик» на одном из почтовых серверов Интернета (обычно на почтовом сервере провайдера), в котором будут храниться передаваемые и получаемые электронные письма.
Программа Microsoft Outlook Express - простейший почтовый клиент. Она входит в стандартный пакет Windows 98, XP, Vista.
На каждом компьютере, работающем в этой операционной системе, имеется в наличии.
Широкой популярностью у пользователей пользуются: The Bat! и бесплатные почтовые клиенты Mozilla Thunderbird, Crawler Email, Incredimail.
У каждой сетевой службы должен быть свой протокол. Он определяет порядок взаимодействия клиентской и серверной программ. От него зависит, что может запросить та или иная сторона, а что — не может; на что может ответить сторона, а на что — не должна. Он же определяет, в какой форме должен быть сделан запрос и как должен быть представлен ответ.
В электронной почте e-mail используют не один прикладной протокол, как в других службах Интернета, а два. По одному протоколу происходит отправка почты, а по другому — ее прием. Необходимость в двух протоколах связана с требованиями безопасности. Так, например, при отправке сообщений можно не проверять личность отправителя — это аналогично тому, что письмо брошено в уличный почтовый ящик. Другое дело — получение сообщений. Здесь надо предъявить свои права и пройти идентификацию. Так, например, при получении заказных писем в почтовом отделении всегда необходимо предъявить паспорт или заменяющий его документ. Кому попало чужую почту в руки не отдадут.
Для отправки на сервер и для пересылки между серверами используют протокол, который называется SMTP (Simple Mail Transfer Protocol — простейший протокол передачи сообщений). Он не требует идентификации личности.
Для получения поступившей почты используется протокол РОРЗ (Post Office Protocol 3 — протокол почтового отделения, версия 3). Он требует идентификации личности, то есть должно быть предъявлено регистрационное имя (Login) и пароль (Password), который подтверждает правомочность использования имени.
Как работает электронная почта?
Электронная почта основана на принципе эстафеты, как и работа обычной почты. С помощью почтовой программы создается почтовое сообщение на локальном компьютере. Затем, после подключения Интернет, оно передается на почтовый сервер, а далее движется по цепочке почтовых серверов, пока не достигнет сервера адресата. Как только адресат подключится к своему почтовому серверу, он автоматически получит все, что накопилось в его «почтовом ящике».
За удобство, доступность и практическую бесплатность электронной почты, равно как и за другие «бесплатные» ресурсы Интернет, вам неизбежно придется платить, тратя огромные усилия на борьбу с рекламными письмами, которые будут каждый день сваливаться в ваш почтовый ящик.
Представьте себе, что к вам в почтовый ящик кто-то постоянно сует рекламные листовки. Посланий так много, что в них может затеряться нужное письмо или, скажем, счёт за телефонные переговоры. Ничего не поделаешь: гору ненужной бумаги придётся просмотреть и разобрать.
Так же бывает и с электронной почтой. Ненужные вам рекламные письма, присланные по электронной почте, называются СПАМ. Разбирая эту рекламу, нам придётся потратить своё драгоценное время на очистку электронного почтового ящика. Самое досадное, что спам не только засоряет электронный ящик, но и опустошает кошелёк: за его доставку придётся платить именно вам!
Слово «спам» произошло от названия мясных консервов «SРАМ». В начале 80-х годов XX века комедийная британская группа «Моnty Рython» создала пародийный ролик о том, как посетителей ресторана донимают навязчивой рекламой, многократно употребляя в названии всех блюд слово sраm. Позже этот термин широко распространился и стал применяться для обозначения навязчивой рекламы.
Подсчитано, что спам составляет примерно 80% от числа электронных писем. Эксперты оценивают ущерб от спама только в Европе на уровне 9 миллиардов евро. Ежегодно этот ущерб растёт на 70-80%. В него входят и потери рабочего времени, и снижение производительности труда, и дополнительные затраты на оплату трафика, техническое обеспечение почтовых систем и программного обеспечения для защиты от спама.
Доходы же тех, кто строит свой бизнес на использовании спама, тоже впечатляют. При этом они практически не платят налогов. Как правило, пользуются спамовой рассылкой только мелкие фирмы. Серьёзные организации дорожат своей репутацией и ни за что не унизятся до спама.
Электронная почта - это средство связи между людьми, и без соблюдения определённых правил вежливости в ней не обойтись. Начинать письмо надо с приветствия (здравствуйте, добрый день...), а в конце не забывать подписываться (с уважением Вася Иванов). Ответ на письмо лучше посылать в течение суток. Также надо помнить, что невежливо оставлять послание без ответа. Преимущества электронной почты в быстром, практически немедленном контакте. Но оборотная сторона этой стремительности - потеря эмоциональности послания. Но и тут находчивые пользователи электронной почты нашли выход: они придумали смайлики. Смайлик - это картинка, составленная из букв и специальных символов, которая выражает определённое чувство или настроение. Смайлики ставятся в личных письмах. Они украшают и оживляют послание. Но в официальных письмах смайлик совершенно неуместен.
Глава 3. Особенности пользования почтовыми услугами незрячими людьми
Результаты анкетирования пользователей электронной почты.
Участников анкетирования: а) зрячих – 23
б) незрячих - 37
Как часто вы пользуетесь услугами обычной почты? | А) Редко -10 Б) Не очень часто - 21 В) Часто - 3 Г) Никогда -26 |
Как давно последний раз вы пользовались услугами обычной почты? | А) Очень давно -10 Б) Месяц назад – 18 В) 2 месяца назад – 2 Г) 6 месяцев назад -2 Д) Неделю назад - 2 |
Какими услугами почтовой связи вы пользуетесь чаще? (отправка посылок, писем, бандеролей) | А) Письма и открытки – 25 Б) Бандероли – 3 В) Оплата услуг - 3 |
Пользуетесь ли вы электронной почтой? | А) Да – 45 Б) Нет – 12 В) Лично нет, но в семье пользуются -3 |
Как часто вы пользуетесь электронной почтой? | А) Каждый день – 7 Б) Через день – 6 В) По необходимости – 2 Г) редко – 4 Д) Не пользуются -15 |
Пользуетесь ли вы почтовыми программами для отправки электронных писем, например, skype, icq, outlook express? и если да, то какой? | А) Skype – 14 Б) Outlook Express – 10 В) ICQ – 7 Г) Мail.ru агент – 4 Д) Пользуются браузерами - 41 |
Какой браузер вы предпочитаете? (Opera, Internet Explorer, Mozilla Firefox) | А) Opera – 15 Б) Internet Explorer – 6 D) Firefox - 23 |
Какими способами вы пользуетесь для чтения кода с картинки? (для незрячих) | Практически все с помощью зрячих |
Что вы хотите изменить в работе электронной почтовой связи? | А) Безопасность сообщений – 20 Б) Увеличить размер отправляемых файлов - 2 |
Какого вида информацию вы чаще всего отправляете по электронной почте (просто письма, фотографии, аудиоинформацию)? | А) Просто письма – 20 Б) Фотографии - 17 В) Другое - 8 |
Из результатов опроса пользователей сети можно сделать выводы:
Для получения и отправки электронной почты сейчас существует большое количество почтовых программ. Самые популярные - Outlook Express и Мail.ru агент. Из них, на мой взгляд, проще всего пользоваться программой Outlook Express, которая является стандартной, и доступна сразу после установки операционной системы. Outlook Express почти полностью озвучивается популярными программами для чтения с экрана, например jaws или nvda. Программа имеет очень простое управление.
Для использования почтового ящика можно выбрать одно из двух:
А) работать в той службе, в которой был создан. Для незрячих пользователей это может быть неудобным, так как каждая служба имеет свой набор команд для управления, и этот набор не всегда правильно озвучивается.
Б) подключить созданный ящик к стандартной программе Outlook Express или другой популярной программе, например, The Bat. Делать это следует на своём компьютере.
Программа Outlook Express
Для работы с созданным почтовым ящиком в программе Outlook Express необходимо настроить Учётную Запись:
1. Создать новую учётную запись для чтения почты:
- в меню «Сервис» выбрать строку «Учётные записи»;
- в открывшемся окне нажать на кнопку «Добавить», после чего из появившегося меню выбрать строку «почта» и активизировать её. Появится диалоговое окно «Мастер подключения к Интернету»;
- в поле ввода имени указать (написать) имя, которым будут подписаны письма, далее Enter;
- выбрать пункт «у меня уже есть учётная запись, которую я хочу использовать», а в поле ввода адреса электронной почты указать его (например, gamov@mail.ru, где gamov – login, то есть имя, под которым зарегистрирован почтовый ящик. После этого нажать на кнопку «далее» (клавиша Enter);
- в появившемся списке указать адрес сервера входящих и исходящих сообщений, их должен дать провайдер и опять Enter;
- в поле «имя пользователя» написать электронный адрес, Enter;
- в поле «пароль» указать пароль, придуманный вами, в дальнейшем этот пароль будет использоваться при регистрации ящика, или уже использован ранее. Если нужно, чтоб компьютер запомнил пароль, то поставьте галочку в строке «запомнить пароль»; Enter;
- выйдет окно, где сообщится о том, что настройка завершена, можно нажимать кнопку «готово», то есть Enter.
Получение почты.
В зависимости от настройки Outlook Express и наличия связи с Интернет, приём и отправка писем происходит либо автоматически (при вызове Outlook Express и завершении работы с ним), либо вручную (по команде «Доставить почту» или комбинации клавиш Control+ь). Можно настроить Outlook Express так, чтобы после завершения доставки компьютер самостоятельно отключился от Интернета, а при поступлении новых писем сообщил об этом звуковым сигналом. Доставленные письма вместе со своими приложениями попадают в папку «Входящие». Чтобы просмотреть её, нажмите Control+н, с помощью стрелок выберите эту папку и нажмите Enter. Затем нажмите Tab, чтобы перейти в окно полученных писем. Папка «Входящие» вложена в папку «Локальные папки». Если Джоз скажет, что папка закрыта, то нажмите стрелку вправо, и список вложенных папок раскроется. Аналогичным образом можно просмотреть исходящие (ожидающие отправки) письма, отправленные письма, удалённые письма и черновики. После того, как курсор установлен на название письма, возможны 2 варианта чтения:
1) Простым нажатием клавиши «Tab» курсор попадет в поле с текстом выбранного письма. В этом поле Jaws озвучивает текст, как в программе Word, только внесение изменений в полученные письма запрещено.
2) Нажатием комбинации клавиш „Control+щ“ открывается новое окно, в которое выводится текст выбранного письма. Перемещаясь по бланку письма при помощи клавиши „Tab“, можно услышать адрес отправителя, дату получения и пр. У каждой из этих информационных строк есть своё контекстное меню. Например, можно запомнить адрес отправителя, выполнив для строки «Кому» команду «Добавить в Адресную книгу». В конце списка атрибутов письма располагается поле с текстом, как и в предыдущем варианте. Чтобы сохранить письмо во внешнем файле, выбрать нужное письмо, установив на него курсор. Нажатием клавиши „Alt“ вызвать панель меню и выбирать пункт «Файл». В появившемся списке найти строку «Сохранить как» и подтвердить свой выбор нажатием клавиши «Enter». В диалоговом окне указать путь, куда хотите сохранить данный файл, а также можно задать ему имя. Нажатием клавиши „Tab“ перейти к колонке «Тип файла», в которой с помощью курсора выбрать тип файла – TXT. Затем нажать дважды клавишу „Enter“, после чего программа начнёт сохранение нового файла в том месте, которое было указано. Чтобы извлечь приложения из письма во внешние файлы необходимо выбрать нужное письмо, установив на него курсор, выйти в папку «Файл», найти строку «Сохранить вложения» и активизировать. В появившемся окне клавишей „Tab“ перейти к полю ввода «Сохранить как » и указать путь, по которому надо сохранить приложенный к письму файл. Нажать клавишу „Enter“, после чего программа начнёт сохранение файла.
Написание и отправка новых писем.
Чтобы написать письмо следует в окне программы Outlook Express нажать клавиатурную комбинацию Control+т, на экране появится чистый бланк письма и курсор будет находиться в поле ввода «Кому». Здесь можно ввести электронный адрес получателя (переведя клавиатуру на английскую раскладку), или выбрать его из адресной книги. Достаточно в поле «Кому» начать писать имя получателя, как только введенное количество букв станет достаточным для однозначного определения адресата, в поле ввода появится весь адрес (или имя адресата – смотря под каким идентификатором этот адрес зарегистрирован). Поэтому рекомендуется при заполнении Адресной книги пользоваться одним языком. Трудно отыскать адресат, если имена написаны по-разному. В следующем поле – «Тема» - необходимо кратко указать тему сообщения, тема обычно используется для сортировки писем. Далее идёт непосредственно поле для ввода самого письма. (По полям перемещать курсор при помощи клавиши Tab). Текст вводится в стандартном режиме редактирования. В нём можно набирать и исправлять текст, двигаться по строчкам и словам, вырезать и вставлять фрагменты через буфер обмена, сохранять набранный текст в файл. Можно к письму создавать приложения. Для этого выйти в горизонтальное меню, найти и открыть папку «Вставка», выбрать строку «Вложение файла». Откроется диалоговое окно для выбора файла. В нём следует отметить прилагаемый файл и нажать на кнопку «Вложить». В бланке письма между полем «Тема» и текстом письма появится новая строка (поле) – «Присоединить». В нём можно проверить и удалить имена вложенных файлов, прослушать их размер. При повторении команды «Вложение файла» в это поле добавятся новые имена. Рекомендуется архивировать файлы перед их отправкой. Это позволит в несколько раз ускорить передачу письма, экономит место на ящике, защищает содержимое письма от искажения при доставке, а архив с паролем – от чтения писем посторонними лицами. При создании больших вложений узнайте размер почтового ящика адресата и предупредите его заранее отдельным письмом. Если в нём не хватит места, чтобы принять письмо, оно вернется к вам обратно. Обычно, если вложение больше 1 мегабайта, его при архивации делят на тома размером до 1000 килобайт и отправляют по очереди, отдельными письмами. После того как письмо написано, его можно отправить немедленно. Для этого нажать комбинацию клавиш Alt+ы – Ваше сообщение будет размещено в папке «Исходящие». При этом OutLook Express проверит правильность заполнения поля адреса и темы. Если возникнут ошибки, то программа предложит их исправить. Например, при неправильном формате электронного адреса OutLook Express воспринимает его как идентификатор адресата и пытается отыскать в адресной книге. При отсутствии будет предложено исправить адрес или зарегистрировать нового адресата. Jaws озвучивает этот диалог, но поиск причины ошибки может занять более 10 минут. Поэтому лучше очистить поле адреса и повторно его ввести. Можно отправить сообщение позже. При помощи клавиши Alt зайти в горизонтальное меню, в папку «Файл», выбрать строку «Отправить позже». Ещё можно сохранить написанный текст как черновик (комбинация клавиш «Control+ы»). При этом письмо будет перемещено в папку «Черновики»).
Можно написать текст письма прямо в MS Word и отправить его, не выходя из этой программы. Это удобно, так как не надо вызывать Outlook. Однако сам Word не создаёт текст сообщения, он просто прикрепляет созданный Вами файл к новому письму. Поэтому отправка документов производится в 2 этапа:
Этап 1. Подготовка документа.
Создайте или откройте документ Word, и, после завершения работы над ним, обязательно сохраните, всё равно, где.
Этап 2. Подготовка и отправка сообщения.
Выполните команду Word «Отправить» из меню «Файл». В появившемся списке выберите пункт «Сообщение». Откроется стандартная диалоговая форма подготовки нового сообщения. В неё уже будет вставлено название редактируемого файла, тема сообщения, а сам файл присоединён к этому письму. Курсор установится в поле «Кому», так что остаётся только задать адрес получателя и отправить письмо. Можно также написать несколько строк в окне сообщения, поясняющих цель этого письма. Как это сделать, было рассмотрено выше.
Но если в Outlook Express хотя и с некоторыми трудностями для незрячих, но всё-таки можно работать, то в программе Mail.ru агент незрячему человеку, в том числе и мне, работать вообще невозможно. Программы экранного доступа не озвучивают работу с этой почтовой программой.
Работа с браузерами.
Для выхода в интернет используются следующие браузеры: Opera, Mozilla Firefox, Safari, Internet Explorer, и другие. Браузер Internet Explorer, предоставляемый корпорацией Microsoft, озвучивается программой jaws. Но существует следующая проблема: сейчас на многих сайтах при регистрации необходимо ввести код с картинки. Эта функция введена для защиты от ботов и предотвращения автоматических регистраций. Для незрячих это доставляет большие трудности. В Internet Explorer не существует возможности доля незрячих прочитать этот код, а для браузера Firefox существует дополнение Webvisum, которое распознаёт capcha (код с картинки). Оно работает следующим образом: если на странице имеется код с картинки, который нужно прочитать, то надо нажать клавишу контекстного меню для этого объекта и выбрать пункт "распознать capcha". Через некоторое время появится сообщение о том, что результат готов. Остаётся только вставить полученный результат в нужное поле, нажав CTRL+V.
Так же хотелось бы отметить, что работа в браузере Firefox отлично озвучивается как коммерческими, так и бесплатными программами чтения с экрана.
Работать в браузерах Opera и Safari незрячему человеку практически невозможно. Эти браузеры не озвучиваются синтезаторами речи, так как они имеют графический интерфейс.
Заключение
Почта представляет собой мощный сетевой сервис.
Практически каждый из нас пользуется услугами почты. Она сокращает пространство и ускоряет время в решении деловых проблем, соединяет города и континенты, дарит радость общения близких людей на расстоянии.
Для незрячего пользователя Интернет – механизм, позволяющий осуществить возможность самообразования, самосовершенствования, повышение интеллектуального уровня. Уметь управлять этим механизмом – непростая, но вполне посильная задача. Описанные выше приёмы и методы работы в сети – это лишь начало глобального погружения в мир Интернет. Работая самостоятельно в сети, незрячий впоследствии выработает свои приёмы, практикуя и совершенствуя те, которые получил на уроках в классе.
Сегодняшнее молодое поколение гораздо быстрее и легче, чем более старшее поколение, осваивает информационно-коммуникационные технологии, входящие в нашу жизнь. И поэтому старшим ребятам нужно помогать своим родителям в освоении компьютера, чтобы сделать их жизнь более комфортной.
Выводы, сделанные автором работы:
Литература
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Свадьба в Малиновке
Пейзаж
Хризантема и Луковица
Для чего нужна астрономия?