Исследовательская работа "Мнемотехника: скорая помощь для памяти"
Вложение | Размер |
---|---|
ssylka_na_rabotu_mishi.doc | 26 КБ |
proekt_mnemotekhnika_ugryumov.docx | 177.83 КБ |
ССЫЛКА на презентацию исследовательской работы https://cloud.mail.ru/public/d635769a46e7/%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B0%20%D0%9B%D1%83%D1%87%20%D0%A3%D0%B3%D1%80%D1%8E%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%B0
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОДИНЦОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА №2
143006, Московская область, г. Одинцово, ул. Солнечная, д. 18
тел. +7 (495) 593-41-27
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
СКОРАЯ МНЕМОПОМОЩЬ
как работа памяти зависит от подбора приемов мнемотехники
и учета типа восприятия человека
ИССЛЕДОВАНИЕ
Выполнил:
Угрюмов Михаил Андреевич, 4 Б класс
Московская область, г. Одинцово,
ул. Комсомольская, д. 18, кв. 69
Руководитель:
Винокурова Ксения Владимировна,
учитель начальных классов
Одинцовской начальной школы №2
Одинцово 2014
Предмет исследования (что я исследую) – мнемотехника, восприятие, память.
Объект исследования (у кого я исследую) – ученики моего класса.
Цель исследования (зачем я исследую) – доказать зависимость работы памяти от типа восприятия и применения мнемотехники на примере моего класса.
Проблема (что меня беспокоит) – не все ребята в классе быстро и хорошо запоминают новый материал, из-за чего страдает успеваемость.
Задачи (что я хочу получить на пути к цели)
В современном мире человеку приходится сталкиваться с огромным потоком информации. Быстро находить, правильно сортировать информацию, запоминать нужную и «выбрасывать» ненужную с помощью приемов мнемотехники важно для эффективной работы. А эффективная работа дает человеку дополнительные возможности: дошколенку – уверенность в себе, школьнику (которым являюсь я) и студенту – хорошие оценки и перспективы, взрослому – высокий доход и уровень жизни.
Важность методик мнемотехники подтверждена практикой[1] и результатами последних отечественных и зарубежных исследований, открытием в России и за рубежом школ мнемотехники.[2]
Для меня исследование восприятия и памяти учеников моего класса очень актуально. Я хочу, чтобы мой класс по успеваемости был лучшим не только в родной школе, но и в районе. И надеюсь, что мнемотехника поможет мне этого добиться.
Выполняя данную исследовательскую работу, я обнаружил, что мнемотехника сродни скорой медицинской помощи - чем раньше поспеет и чем регулярней будет оказываться такая помощь, тем лучше мы запоминаем информацию и тем "свежее" наши мозги. Именно поэтому я назвал свою работу "Скорая мнемопомощь". Ввиду отсутствия в известной мне литературе подобных аналогий и терминов, смею считать эту концепцию и этот термин своим ноу-хау.
Исследовать взаимосвязь памяти и восприятия учеников моего класса, достигнуть цели исследования и решить поставленные задачи не возможно без ознакомления с теорией и ее осмысления.
Восприятие – это познание и понимание мира. В современной литературе по психологии выделяются четыре типа (способа) восприятия: визуальный – «вижу», аудиальный – «слышу», кинестетический – «чувствую» и дискретный (дигитальный) - «думаю».[3]
Мой пример на определение типа восприятия
Предположим, пятеро ребят знакомились с творчеством Алексея Толстого: слушали аудио-сказку «Золотой ключик», смотрели мультфильм «Буратино», ставили кукольный спектакль про Буратино (при этом сами делали кукол и декорации из разных материалов). После каждого этапа ребятам задавали вопросы по содержанию.
Выяснилось, что Аня активнее всех отвечала после прослушивания аудио-сказки. Она запомнила очень много мелких деталей. Можем предположить, что девочка – аудиал. Света хорошо запомнила сказку только после просмотра мультфильма. Вероятнее всего, она - визуал. Валере было скучно на первом и втором этапах, он оживился только когда стал делать кукол и декорации для кукольного спектакля. Мальчик долго рассказывал, что «трава получилась на ощупь как натуральная», что «курточку для Буратино он сделал из алой бархатной бумаги» и др. Типичный кинестетик. Ваня одинаково хорошо отвечал на всех этапах, но после окончания знакомства с творчеством А. Толстого сказал: «Мне больше понравилась аудио-сказка, потому что там было много подробностей, которые пригодились мне при написании на «пятерку» сочинения в школе». По существующей классификации, Ваня - дискрет. Его память хорошо работает и при визуальном, и при аудиальном, и при кинестетическом способах получения информации. А какой способ предпочесть, решает сам Ваня, «обдумывая» свою выгоду. Эдакий «эгоист».
Но среди детей была еще девочка Лиза, которая блестяще отвечала на вопросы на всех этапах. При этом, она не выделила предпочтительный для себя способ получения информации и заявила, что в одинаковом восторге и от книги, и от мультика, и от спектакля. Как и Ваня, она и аудиал, и визуал, и кинестетик одновременно. Но работа памяти девочки не связана с «эгоистическим» (думающим) компонентом, как у дискретов. К какому же типу отнести ее восприятие?
Я пересмотрел существующую классификацию и пришел к выводу, что не могу причислить Лизу ни к одной группе. Поэтому у меня созрела мысль: ввести вместо дискретов (дигиталов) новое более широкое понятие, которое бы описывало и Ванин, и Лизин типы восприятия.
Квамикс (ударение на первый слог) – это составное название типа восприятия, придуманное мною во время выполнения этой исследовательской работы. В нем две части: КВА (первые три буквы от «кинестетик», «визуал» и «аудиал») и микс (от английского слова mix – «смешивать»).
Квамиксы – это люди, одинаково хорошо воспринимающие два (аудиальный и визуальный, аудиальный и кинестетический, визуальный и кинестетический) или три (аудиальный, визуальный, кинестетический) типа информации одновременно.
Почему я предлагаю заменить дискретов на квамиксов? Потому, что дискреты – это, по сути, подгруппа квамиксов. Это квамиксы - «эгоисты»: у них хорошо работают несколько типов восприятия, но всегда присутствуют логика и выбор – каким типом воспользоваться для конкретного случая, чтобы достичь своей цели. Чего нет у других квамиксов - «альтруистов».
Мой пример про квамиксов - «эгоистов»
У пятиклассника Сережи есть выбор: поехать на устную олимпиаду по математике или на письменную по информатике. Олимпиады пройдут в один день в разных местах, в разное время. Сережа знает, что устные работы и письменные работы ему даются одинаково. Однако для победы в олимпиаде по информатике ему придется выучить две новые темы, в то время как олимпиада по математике затронет лишь пройденные темы. К тому же, учительница математики Тамара Константиновна пообещала всем, кто поедет на олимпиаду, вне зависимости от результатов, поставить пятерки. Сережа принимает решение ехать на устную олимпиаду по математике.
Слова "мнемотехника" и "мнемоника" обозначают одно и тоже. Они происходят от греческого "mnemonikon" - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал мыслитель Пифагор в 6 веке до н.э. в честь древнегреческой богини памяти Мнемозины.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются 86-82 годами до н.э. и принадлежат перу Цицерона.
Многие известные исторические личности пользовались мнемотехническими приемами - древнегреческий ученый Аристотель, командующий французской армии Наполеон Бонапарт, английский поэт Уильям Шекспир, русский художник Иван Айвазовский и другие. Древнеримский полководец Юлий Цезарь, например, знал по имени и в лицо каждого солдата из своей тридцатитысячной армии.
Современные словари дают следующее определение мнемотехники - это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти.
Книжный персонаж Шерлок Холмс любил говаривать: "Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела". Так вот, мнемотехника не даст мозгу заржаветь!
Существуют сотни, даже тысячи мнемотехнических приемов для разных целей и ситуаций.[4] Охватить их все в одной работе просто невозможно. Поэтому приведу лишь несколько мнемотехнических приемов, чтобы показать, как работает вся эта "машина запоминания".
Прием №1: Рифма
Люди давно заметили, что стихи легко запоминаются. Если нужно что-то точно запомнить – зарифмуйте слова.
Мой пример к приему №1 «Рифма»
Предположим, завтра, возвращаясь с занятий по рисованию из Одинцовского центра эстетического воспитания (ул. Маршала Жукова), мне нужно: зайти в Сбербанк (ул. Молодежная, 21), навестить друга (ул. Союзная, 8), зайти на почту (ул. Комсомольская 4, рядом с Комсомольская 6). Рифмую:
Молодежка твенти ван -
Деньги я несу в Сбербанк.
На Союзную дом восемь
Я иду сегодня в гости.
Комсомольская дом 6 -
Рядом в доме почта есть.
Прием №2: Таблица
Чтобы запомнить какую-либо историю, сказку, научный доклад, можно составить таблицу, в каждой клетке которой будет картинка - «запоминалка».
Мой пример к приему №2 «Таблица»
Предположим, маленькому ребенку нужно выучить сказку «Колобок».
Ключ к таблице: плита – колобок - два овала (уши зайца) - серый цвет (волк) - коричневый цвет (медведь) - оранжевый цвет (лиса) - зачеркнутый колобок (лиса съела).
Прием №3: Мнемоническая фраза
Это очень известный прием, который помогает запомнить не только большой объем информации, но даже ее последовательность. Предложение-«запоминалка» легко получится, если создать искусственные ассоциации.
Мои примеры к приему №3 «Мнемоническая фраза»
А) Предположим, мне нужно запомнить последовательность и названия остановок электрички от города Одинцово до первой московской станции: Баковка, Трехгорка, Немчиновка, Сетунь.
Составляю такое предложение: "С баком на горку немцы за сеткой спешат". Бак - созвучно с Баковкой, горка - часть Трехгорки, немцы - будто бы жители Немчиновки, сетка - по первым трем буквам Сетуни. Теперь точно не запутаюсь!
Б) Предположим, гуляю я на улице и вдруг звонит мама - просит зайти в аптеку и купить сироп от кашля "Трависил", спрей от боли в горле "Стопангин" и мазь "Левомеколь". Бумаги и ручки с собой у меня нет, батарея у телефона тут же разрядилась. До аптеки идти далеко. Боюсь, что все позабуду. Придумаю-ка «запоминалку»: "Сильные травы убили ангину у Лёвы и Оли". Теперь мамино поручение точно будет выполнено!
Прием №4: Ассоциации
Метод ассоциаций очень широко используется. Интересно проиллюстрировать его на примере запоминания чисел.
Самый простой способ запоминания чисел носит имя бравого солдата Швейка. Он заключается в том, что к каждой цифре (числу) нужно привязать свою ассоциацию - размер обуви, номер квартиры, дату рождения, количество зубов, похожесть цифры на какой-то предмет.
Мой пример к приему №4 «Ассоциации»
Придумаю произвольное число 86934 и буду запоминать его так: 8 - это очки, 69 - номер моей квартиры, 34 - размер моей обуви.
Прием №5: Копилка
Смысл этого метода заключается в том, чтобы подбирать одинаковые по важности факты (предметы) и объединять их в одну группу - "копилку".
Мой пример к приему № 5 «Копилка»
Я родился 13 июня. Моя мама Ольга родилась 13 мая. Мои мама и папа поженились 13 декабря. Мой дядя Сережа родился 13 сентября - в один день с моей любимой учительницей Ксенией Владимировной. Моя бабушка Валя родилась 13 ноября. У моего друга Саши день рождения 13 апреля. В моем классе 13 мальчиков. И сборная России на Олимпиаде в Сочи завоевала 13 золотых медалей. Все эти даты в моей голове хранятся в "копилочке" под названием "Счастливое число тринадцать".
Ученики будут лучше запоминать информацию, если:
А) пользоваться приемами мнемотехники
Б) выбирать приемы мнемотехники с учетом типа восприятия ученика
Для исследования я сформировал группу из учеников своего класса – 25 человек. Согласно Федеральному Закону от 27 июля 2006 года «О персональных данных (статья 6 пункт 3) «обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных». Поэтому в моих выводах вместо фамилий ребят будут введены условные обозначения.
На первом этапе тестирования я предложил ребятам тест на определение типа восприятия. Тест включает 12 вопросов.[5]
Выяснилось, что в классе всего один аудиал, два квамикса, остальные – визуалы и кинестетики.[6]
Также обнаружилось, что среди визуалов большинство – мальчики, среди кинестетиков большинство – девочки, а среди квамиксов равное количество девочек и мальчиков.[7]
Во время второго этапа тестирования я в течение 30 секунд показывал ребятам слова, расположенные в столбик (при помощи электронной доски). В течение следующей минуты они записывали на листочки то, что смогли запомнить.
Первый тест был на запоминание с мнемотехническим приемом «Пары по смыслу». Предлагалось запомнить следующие 7 пар слов: хлеб-масло, запад-восток, вода-огонь, уши-глаза, круг-квадрат, заяц-волк, утро-вечер.
Второй тест был на запоминание группы из 14 несвязанных по смыслу слов без мнемотехнических приемов: лиса, поле, ромашка, лист, дача, изба, урок, хлеб, парта, молоко, дорога, оса, коза, лужа.
У 15 ребят результат запоминания парами по сравнению с запоминанием списка слов был лучше (на 7 – 43%), у 6 – хуже (на 14 – 22%), а у 4 не изменился.[8]
Средний прирост памяти в классе составил 8,5% и был рассчитан мною по общей формуле, которую я сформулировал сам:
ОПП (%) = сумма ППУ в группе (%) : число ребят в группе (чел.)
Ключ к формуле: ОПП – общий прирост; ППУ – прирост памяти каждого ученика (положительный, отрицательный или нулевой).
Результат прироста памяти в отдельных группах и в целом классе хорошо виден на гистограмме.
Я также решил проверить, вырастет ли эффективность запоминания, если подбирать приемы мнемотехники с учетом типа восприятия каждого ученика в отдельности. Для этого я выделил из общей группы исследования подгруппу кинестетиков. Кинестетикам труднее выполнять работу с запоминанием с картинки (в отличие от визуалов), поэтому я предположил, что их результаты должны быть лучше средних по классу.
Всего в подгруппе кинестетиков 13 ребят: У2, У3, У5, У7, У9, У10, У11, У13, У15, У17, У19, У20 и У23. Средний прирост памяти составил 12,5%.
Получается, что средний прирост памяти в подгруппе кинестетиков на 4,5% выше, чем средний прирост памяти в общей группе исследования.
В школе мы много работаем с электронной и обычной досками (визуальный канал), а также на слух при диктантах (аудиальный канал). В своем исследовании я выяснил, что в моем классе самыми большими являются подгруппы кинестетиков и визуалов. Следовательно, им нужно уделять особое внимание. У визуалов слабое место – диктанты. Им нужно подбирать мнемотехнические приемы для запоминания аудио-информации с помощью визуальных техник. А у кинестетиков сразу два слабых места – и диктанты, и электронная доска. Им нужна кинестетическая мнемотехника запоминания аудиальной и визуальной информации.
Кроме того, в своем исследовании я выяснил, что среди кинестетиков в моем классе большинство девочки - легкоранимые и чувственные натуры, а среди визуалов – большинство мальчики. Хотя я не ставил в исследовании цели доказать зависимость работы памяти от пола, результаты тестирования ребят подтолкнули меня к мысли: для еще большего повышения эффективности запоминания любой мнемотехнический прием нужно «подстраивать» отдельно под мальчиков и отдельно под девочек – добавлять элементы женственности или брутальности. Возможно, эта тема станет основой следующего моего исследования.
При оказании кинестетикам и визуалам грамотной скорой мнемопомощи, эффективность запоминания и успеваемость в этих подгруппах возрастут максимально. А, следовательно, максимально вырастет успеваемость всего класса.
Мой пример: Как подготовиться к изложению визуалам и кинестетикам
Предположим, наш класс пишет изложение по тексту Михаила Пришвина «Этажи леса». Это рассказ о том, как охотники повалили трухлявую березу, на которой было гнездо птицы-гаечки. Береза развалилась на несколько частей. Прилетевшая птица-мама не могла найти своих птенцов в траве на земле, потому что искала их на среднем уровне стволов деревьев (на своем «этаже»). Охотникам пришлось «собрать» куски березы обратно в «пирамиду». Только тогда встреча мамы и деток состоялась.
Вместо составления обычного плана рассказа в тетради, предлагаем визуалам на электронной доске цепочку образов, помогающих восстановить ход событий: деревья (это лес) – ружье (это охотники) – гнездо (это жилище гаечек) – многоэтажный дом (это этажи леса) – распиленное в бревно (это трухлявая береза) – банка клея (это восстановление березы) – улыбка (это мама нашла птенцов). А кинестетикам предлагаем цепочку слов, ориентированных на ощущения: шелест листьев (это лес), хруст веток под ногами (это охотники), писк птенцов (это гнездо), раскат грома (это береза развалилась), вой сирены (это гаечка беспокоится), теплые объятия (это березу восстановили, и мама нашла детей).
Мой пример:
Как добавить женственности или брутальности в прием мнемотехники.
Предположим, ребятам нужно запомнить правило русского языка: «Жи-ши пиши с буквой И». Воспользуемся мнемотехническим приемом «Рифма». Мальчикам комфортней запоминать: «Жи-ши: в машине едет И, шуршит». А девочки лучше запомнят так: «Жи-ши: жилетки шить мы будем с И».
Завершая данную работу, могу отметить, что мнемотехника – это очень интересная и очень большая область для исследований. Я только начал изучение и уже понял: чтобы получить более информативные результаты, нужны годы работы, несколько серий тестов на разных группах. А еще я понял, что нет универсального приема мнемотехники, который бы подходил всем на свете. Для каждого человека и для каждой группы в отдельности должен быть свой набор скорой мнемопомощи.
5. Приложение
Тест: «Определение типа восприятия»
Выберите из данных словосочетаний только одно, которое, по вашему мнению, больше всего подходит к данному понятию.
1. Скорость – это…
а) быстрая смена пейзажа, мелькание деревьев, домов. (+)
б) шум ветра, шуршание шин, визг тормозов. (*)
в) учащенное сердцебиение, ощущение ветра, бьющего в лицо. (@)
2. Плохая погода - это
а) завывание ветра, стук капель. (*)
б) зябко, ощущение сырости, влажный воздух. (@)
в) тусклое небо, серые тучи. (+)
3. Мёд – это…
а) сладкий запах, липкие губы, тягучий. (@)
б) золотистая, прозрачная жидкость. (+)
в) хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл. (*)
4. Море – это…
а) сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками. (+)
б) тёплая, солёная вода, горячий песок. (@)
в) шум прибоя, шелест волн, крики чаек. (*)
5. Яблоки – это…
а) звонкий хруст укуса. (*)
б) круглый плод красного, желтого или зелёного цвета на высоком дереве. (+)
в) кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья. (@)
6. Снег – это…
а) сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+)
б) холодный, мягкий, пушистый. (@)
в) скрипит под ногами, потрескивание наста. (*)
7. Вечер – это…
а) размытые краски, яркие огни фонарей, длинный тени. (+)
б) приглушенный звук, голоса близких, шкварчащий на сковородке ужин. (*)
в) ощущение приятной усталости, мягкое удобное кресло, чашка горячего чая. (@)
8. У костра – это…
а) тепло, дым щиплет глаза, согревает. (@)
б) языки красного пламени, вспыхивающие угли, сизый дым. (+)
в) потрескивание углей, шипение дров, бульканье воды в котелке. (*)
9. Дерево – это…
а) шелест листьев, треск сучьев, скрип веток. (*)
б) высокий прямой коричневый ствол, зелёная крона, лучи солнца проглядываю сквозь листву. (+)
в) шершавая кора, мягкая листва, запах свежести. (@)
10. Город – это…
а) завлекающие витрины магазинов, разнообразие и смешение различных запахов. (@)
б) высокие здания, серые мостовые, яркие рекламные щиты, разноцветные машины. (+)
в) шум машин, гул голосов, вой сирен, хлопанье дверей. (*)
11. Утро – это…
а) светло-голубое небо, прозрачный воздух, показавшееся из-за горизонта розовое солнце. (+)
б) щебетание птиц, тишина, тихое шуршание листьев. (*)
в) прохладный воздух, влажная трава, тёплые лучи солнца, дышится полной грудью. (@)
12. Ремонт – это…
а) запах пыли, краски, лака; влажные свежеепоклеенные обои. (@)
б) чистые обои, белый потолок, беспорядок. (+)
в) стук молотка, визг дрели, эхо в пустых комнатах. (*)
Ключ к Тесту «Определение типа восприятия»:
(+) – визуал, восприятие окружающего мира преимущественно при помощи зрения
(*) – аудиал, восприятие преимущественно с помощью органов слуха
(@) – кинестетик, восприятие в основном через ощущения
Если больше ответов (+) – ученик визуал, если больше (*) – ученик аудиал, если больше (@) – ученик кинестетик.
Если число ответов (+)=(*)=(@) или (+)=(*) или (*)=(@) или (+)=(@) – ученик микс.
Таблица 1: «Типы восприятия»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | пол | тип восприятия | |
У 1 | @ | * | * | + | + | + | @ | + | @ | + | * | @ | М | визуал |
У 2 | + | @ | @ | + | + | @ | + | @ | + | + | + | @ | М | кинестетик |
У 3 | * | + | @ | + | + | @ | @ | @ | @ | @ | + | @ | Д | кинестетик |
У 4 | + | @ | @ | * | + | @ | * | @ | * | + | * | * | Д | аудиал |
У 5 | + | @ | @ | @ | + | @ | + | @ | + | * | + | @ | Д | кинестетик |
У 6 | + | * | @ | * | + | @ | + | + | + | + | @ | @ | М | визуал |
У 7 | @ | @ | @ | @ | + | + | @ | @ | @ | @ | + | * | Д | кинестетик |
У 8 | @ | + | @ | + | @ | * | + | @ | + | + | @ | * | М | квамикс |
У 9 | + | @ | + | * | @ | @ | * | @ | @ | @ | @ | + | Д | кинестетик |
У 10 | + | @ | @ | @ | + | @ | @ | * | + | + | * | * | М | кинестетик |
У 11 | + | + | @ | @ | + | @ | @ | * | @ | + | @ | * | Д | кинестетик |
У 12 | @ | + | * | * | @ | + | + | + | @ | + | * | * | М | визуал |
У 13 | @ | @ | @ | @ | + | * | @ | @ | + | + | + | + | М | кинестетик |
У 14 | * | @ | @ | + | + | @ | * | * | + | + | @ | + | М | визуал |
У 15 | + | + | + | @ | + | @ | @ | @ | * | * | @ | @ | Д | кинестетик |
У 16 | + | + | + | * | + | + | * | * | + | * | + | + | Д | визуал |
У 17 | + | * | @ | + | + | @ | @ | @ | @ | * | @ | * | М | кинестетик |
У 18 | + | @ | @ | + | + | * | + | @ | + | + | @ | * | Д | визуал |
У 19 | + | @ | @ | + | + | @ | @ | + | @ | @ | @ | @ | Д | кинестетик |
У 20 | + | * | @ | * | @ | @ | + | * | @ | @ | * | @ | Д | кинестетик |
У 21 | + | @ | + | + | @ | * | + | + | @ | + | + | @ | М | визуал |
У 22 | + | @ | @ | * | + | + | + | * | @ | + | @ | @ | Д | квамикс |
У 23 | @ | @ | + | @ | @ | * | @ | @ | @ | + | + | * | Д | кинестетик |
У 24 | + | @ | @ | + | + | @ | + | + | + | + | + | @ | Д | визуал |
У 25 | + | + | * | + | + | + | + | @ | @ | + | + | + | М | визуал |
Ключ к Таблице 1 «Типы восприятия»:
У1, У2, …, У25 – ученик; 1, 2, 3, …, 14 – номера вопросов; М – мальчик, Д – девочка; (+) – визуал, (@) – кинестетик, (*) - аудиал.
Таблица 2: «Типы восприятия и пол»
тип восприятия | число мальчиков | число девочек | всего человек |
аудиал | 0 | 1 | 1 |
визуал | 6 | 3 | 9 |
кинестетик | 4 | 9 | 13 |
квамикс | 1 | 1 | 2 |
Таблица 3: «Запоминание с мнемотехникой и без»
тип восприятия | Т1 | Т2 | % | ||
У 1 | М | визуал | 10 | 6 | +29 |
У 2 | М | кинестетик | 8 | 5 | +21 |
У 3 | Д | кинестетик | 14 | 11 | +21 |
У 4 | Д | аудиал | 10 | 8 | +14 |
У 5 | Д | кинестетик | 8 | 5 | +22 |
У 6 | М | визуал | 8 | 8 | 0 |
У 7 | Д | кинестетик | 12 | 8 | +28 |
У 8 | М | квамикс | 10 | 10 | 0 |
У 9 | Д | кинестетик | 8 | 7 | +8 |
У 10 | М | кинестетик | 12 | 9 | +21 |
У 11 | Д | кинестетик | 12 | 9 | +21 |
У 12 | М | визуал | 6 | 8 | -15 |
У 13 | М | кинестетик | 6 | 5 | +7 |
У 14 | М | визуал | 12 | 6 | +43 |
У 15 | Д | кинестетик | 8 | 8 | 0 |
У 16 | Д | визуал | 6 | 9 | -22 |
У 17 | М | кинестетик | 10 | 10 | 0 |
У 18 | Д | визуал | 14 | 10 | +28 |
У 19 | Д | кинестетик | 9 | 8 | +7 |
У 20 | Д | кинестетик | 12 | 9 | +21 |
У 21 | М | визуал | 8 | 10 | -14 |
У 22 | Д | квамикс | 7 | 9 | -15 |
У 23 | Д | кинестетик | 8 | 10 | -14 |
У 24 | Д | визуал | 10 | 7 | +22 |
У 25 | М | визуал | 8 | 11 | -21 |
Ключ к Таблице 3 «Запоминание парами и запоминание списком»:
У1, У2, …, У25 – ученик; Т1 – количество записанных по памяти слов по Тесту 1; Т2 – количество записанных по памяти слов по тесту Т2; М – мальчик, Д – девочка; % - преимущество запоминания по Тесту 1 относительно Теста 2 (плюс число – положительное преимущество, минус число – отрицательное преимущество, ноль – нулевое преимущество).
Запоминание на основе визуального мышления / Школа рационального чтения, 2000
Использование репрезентативной системы в воспитании и обучении дошкольников. Методические разработки / Социальная сеть работников образования nsportal.ru, 2012
Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков / Феникс, 2007
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Детство-пресс, 2010
Лучше, чем суперпамять: эффективные приемы мнемотехники / Феникс, 2006
Суперпамять: древняя методика мнемотехники / Деловой центр, 1991
[1] Американский психолог Даниэль Лапп, профессор Стэндфордского университета, разработала курс улучшения памяти (1995 г.)
[2] Российские - «Школа быстрого чтения Олега Андреева», «Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon» Козаренко В.А., «Президентская школа» Зиганова М.А.; зарубежные - «Школа эйдотехники» Всеукраинской ассоциации развития творческой личности, английская «Школа Тони Бьюзена» (http://thinkbuzan.com)
[3] См. в литературе из списка на с. 17
[4] См. в литературе из списка на с. 17
[5] См. Тест 1 с. 13 из работы Золотухиной Л.М. «Исследование репрезентативной системы в воспитании и обучении дошкольников» (http://nsportal.ru)
[6] См. Таблица 1 с. 15
[7] См. Таблица 2 с. 15
[8] См. Таблица 3 с. 16
Серебряное копытце
Зимняя сказка
Воздух - музыкант
Заяц-хваста
Невидимое письмо