Электронный учебник- продукт нового поколения
Вложение | Размер |
---|---|
elektronnyy_uchebnik-_produkt_novogo_pokoleniya.docx | 1023.52 КБ |
Автор работы
Варфоломеев Никита
ученик 8 «Б» класса
МОУ СОШ № 1 с. Новоселицкого
Научный руководитель:
учитель математики и информатики
Варфоломеева Оксана Владимировна
Новоселицкое 2014, Ставропольский край
ВВЕДЕНИЕ
Компьютер сегодня – это не инструмент монолога – это интерактивный помощник.
Современная ситуация в российском образовании характеризуется активным поиском средств и способов повышения эффективности обучения, одним из которых являются электронные учебники. Книга давно уже перестала быть единственным источником знаний. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили её информационную монополию и всё активнее внедряются во все сферы человеческой деятельности.
Мы живем в век высоких технологий, где каждый может заняться самообучением, то есть самостоятельно получать знания и опыт. Качество получаемых знаний при самообучении напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала. Практика распространения электронных учебников широко используется уже долгое время, так как из него можно получить больше информации, представленной в наглядном виде, чем из других источников.
Важной целью повышения качества обучения на основе электронного учебника является развитие умений самостоятельной работы с электронным учебным материалом.
В своей работе я рассмотрел процесс создания одной из современных интерактивных форм обучения с использованием средств новых информационных технологий - электронного учебника.
Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость разработки и внедрения новых технологий. Применение ИКТ на уроках при изучении отдельных тем и разделов обеспечивает усиление наглядности, визуального представления различных процессов и операций, использование компьютерных обучающих средств, в частности электронных дидактических материалов, позволяющих использовать тот или иной вид иллюстрации, для наглядного разъяснения, оживления учебного материала. Интерактивные электронные учебники становятся своеобразными домашними репетиторами, позволяющими сэкономить массу средств и времени. Многие существующие электронные образовательные ресурсы бывают либо недоступны, либо их содержание не соответствует школьной программе, либо интерактивные элементы не позволяют закреплять и проверять знания.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Проект рассчитан на 3 года
1 год (2013-2014 учебный год). Создание интерактивного электронного пособия «Занимательная азбука», с применением гиперссылок. Результат: 1 место – школьная, районная научно-практическая конференции. 1 место - Соревнования молодых исследователей «Шаг в будущее» в Северо-Кавказском Федеральном округе России. 1 место - Всероссийский форум Научной молодежи «Шаг в будущее»
2 год (2014-2015 учебный год). Изучить литературу и в соответствии с основными принципами создания цифровых образовательных ресурсов разработать электронное учебное пособие: «Веселая математика», с применением гиперссылок, макросов и языка программирования Visual Basic, для проведения автоматизированного контроля знаний.
3 год (2015-2016 учебный год). Создание интерактивной рабочей тетради.
Актуальностью исследования является интенсивное внедрение компьютерных средств обучения в учебный процесс, а именно электронных учебников. При изучении данного вопрос, была выявлена следующая проблема, которая заключается в разработке методики создания и использования электронного учебника для повышения качества образования. В процессе размышлений над путями решения данной проблемы была выдвинута гипотеза: повышение качества образования за счет применения электронных учебных пособий на уроках и внеурочной деятельности.
Цель исследования: изучить литературу, имеющиеся электронные учебные пособия и в соответствии с основными принципами создания цифровых образовательных ресурсов разработать с помощью доступных компьютерных технологий электронное учебное пособие: «Веселая математика».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
Объект исследования: технология разработки электронных учебных пособий.
Предмет исследования: процесс создания электронных интерактивных учебников.
Новизна исследования заключается в обосновании возможности эффективного использования электронного учебника для повышения качества самостоятельной работы учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования учителем и учениками разработанного учебного пособия как на уроках, так и для самостоятельного изучения в домашних условиях.
Для достижения цели, проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, сравнительно-сопоставительный анализ печатных изданий и электронных пособий, беседы с учителями и учащимися.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В настоящее время существует два вида учебной литературы – это печатные учебники и электронные учебые пособия. Иногда электронное пособие понимают как совокупность информации в цифровом виде, то есть отсканированный учебник. Рассмотрим в чем отличие электронных и печатных изданий.
Электронный учебник отличается от печатного прежде всего в возможности создания и воспроизведения информации в разнообразных формах, которые нельзя применить в печатных книгах. Для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, отсканировать его, снабдить навигацией, добавить иллюстрации и мультимедийные средства.
Проведя сравнительный анализ традиционных и электронных учебников, можно выделить преимущества электронного учебника по сравнению с традиционными:
компьютер;
По сравнению с традиционными учебно-методическими средствами электронные образовательные ресурсы обеспечивают новые возможности. Современные технологии позволили проводить электронное тестирование, которое является одним из самых эффективных способов оценки знаний, ведь компьютерное оценивание ответов – заманчивая вещь при любом опросе, на любом этапе обучения. Использование интерактивных технологий при тестировании значительно усиливает процесс возрастания мотивации обучающихся. Оно позволяет получать результат одним нажатием на клавишу, и не требует вмешательства учителя.
Следует также отметить, что применение информационных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение учащихся, обладающих различными способностями и возможностями, создать индивидуальную систему обучения.
При создании электронных учебных пособий используется современная компьютерная информационная технология – мультимедиа, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Занятия с привлечением аудиовизуальных материалов, представленных на компьютере, создают условия для расширения границ образовательной деятельности, стимулируют обучающихся к образованию и самообразованию.
Использование электронных учебников позволяет:
Создать условия для активной познавательной и творческой деятельности учащегося.
Создать комфортные условия учебной работы учащихся.
Повысить результативность учебной работы учащихся
Не смотря на все преимущества у электронных пособий есть ряд недостатков, таких как:
Электронное учебное пособие должно соответствовать требованиям, отличающим его от традиционного печатного учебника:
Для достижения максимального эффекта электронное учебное пособие должно быть составлено несколько иначе по сравнению с традиционным печатным пособием: главы должны быть более короткие, содержать от одного до трех текстовых абзаца (абзацы также должны быть короче книжных) или рисунок и подпись к нему, включающие краткое пояснение смысла рисунка.
Оно должно обладать логичным, доступным, научным, наглядным изложения материала, быть удобным в обращении и иметь структурированную форму подачи информации, иметь понятный интерфейс. Управляющие элементы должны быть удобными, заметными и не должны отвлекать от основного содержания. Формат, в котором будет распространяться электронное пособие, в идеале должен быть встроенным в операционную систему или быть лёгким в доступе. Это позволит пользователям сосредоточиться только на изучении материала и не отвлекаться на остальные вещи.
Выявление преимуществ и недостатков, а также анализ требований к созданию электронного учебника дали возможность разработать концепцию электронного пособия по математике для использования в учебном процессе, а так же, для самостоятельной подготовке.
Выбор программного обеспечения для создания электронного учебника.
Для создания электронной книги существует много различных систем:
Я остановился на программе Microsoft PowerPoint, так как это эффективное средство для создания интерактивного учебного материала, который может быть использован в сети Интернет, в системах дистанционного обучения, на компакт-диске или любом другом носителе. Так же Microsoft PowerPoint встроен в операционную систему, и совместим с операционной системой Linux.
Универсальной технологии создания цифрового образовательного ресурса не существует, так как его создание зависит от таких факторов, как цель (назначение) ресурса, опыт разработчиков, наличие инструментов разработки и т.д.
Исходя из вышеизложенного я составил этапы разработки электронного учебника:
В результате исследования мною была создана красочная и удобная электронная версия учебника, содержащая интерактивные упражнения для контроля, повторения и закрепления изученного материала, а также интерактивные игры для самопроверки учеников. Электронный учебник «Веселая математика» представляет собой последовательность слайдов, на которых размещены учебные материалы, упражнения и тест. В процессе прохождения учебного материала обучающийся при необходимости может определить порядок изучения данной темы. Так как данное пособие рассчитано на детей, которые еще не умеют читать, все задания сопровождаются голосовыми подсказками.
Интерфейс подобран так, чтобы, не отвлекать пользователя от изучаемого материала, он интуитивно понятен, что способствует тому, что начинающий пользователь легко сможет разобраться в системе навигации электронного учебника. Главы страниц выполнены в одном стиле. Слева расположена панель навигации, содержащая кнопки, с помощью которых и будет осуществлен переход на нужную главу или страницу учебника с помощью гиперссылки.
Обеспечена оптимальная последовательность действий в процессе самостоятельного обучения, включая произвольную последовательность изучения по усмотрению обучаемого. Вывод информации организован таким образом, чтобы в каждый момент времени концентрировать внимание пользователя на необходимой информации.
Пособие «Веселая математика» имеет несколько режимов работы. Я выделил три основных:
СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ
Правила работы с «Веселой математикой» - данная страница познакомит с основными функциям и возможностями пособия.
Оглавление. В оглавлении дети могут выбирать, то, чем они хотят заниматься, достаточно кликнуть мышкой по значку.
Веселый счет – познакомит детей с цифрами, в стихотворной форме. Для малыша цифры - ничего не значащие закорючки, поэтому процесс обучения счету основывается на конкретных предметах, хорошо знакомых ему.
Игра «Покажи цифру» - ребенку необходимо найти предложенную ему цифру.
Учимся складывать – научит детей складывать числа
Учимся вычитать – научит детей вычитать числа.
Задачник – содержит практические задания, которые оформлены красочно и вызывают у детей огромный интерес. В случае затруднения, есть опция "подсказка", которая поможет ребенку разобраться с заданием.
Счетный тренажер - проверит знания на сложения и вычитания чисел. Ребенку необходимо найти результат в и нажать на правильный ответ, если ответ неверный, то выводится фраза, которая говорит об ошибке.
Больше или меньше – в игровой форме малыш научиться сравнивать размеры предметов. Игра поможет развить логическое мышление и внимание.
Тест. В настоящее время тесты популярны и востребованы, так как развивают умение логически мыслить, делать правильные выводы и принимать оптимальные решения.
Структура теста:
Весь текст, написанный на экране, продублирован в звуковой записи. Объяснения и задания сопровождаются красочной иллюстрацией. Управление осуществляется при помощи мыши. Если ребенок совершил ошибку, то он услышит, что его ответ неверный. В случае затруднения, есть опция "подсказка". Так как ребенку долго нельзя сидеть за компьютером, предусмотрена опция «Отдохни», кликнув по ней, звучит веселая музыка, которая поможет ребенку расслабиться.
Учебник –тренажер «Веселая математика» облегчает понимание и запоминание, вовлекая в процесс обучения слуховую и зрительную память, используя компьютерные объяснения, а также представляет неограниченное количество повторений и подсказок. В случае недопонимания изучаемого материала можно просмотреть его еще не один раз.
Данная работа призвана облегчить труд учителя посредством активации учебной деятельности через усиление наглядного представления материала. Цель учебника - помочь не только закрепить изучаемый материал, но и научить самостоятельно решать задачи, большое количество которых разбирается в учебнике и дается для самостоятельного решения.
Созданный учебный продукт используется в деятельности учащихся в качестве дополнительного материала.
Электронное пособие «Веселая математика» предназначено для домашнего обучения. Ребенок может заниматься самостоятельно, без участия родителей. Для ребенка это будет просто игра. Если он увлечется этой книгой, то в ближайшее время от начнет считать наперегонки с родителями. Данное пособие поможет ребенку подготовится к школе. Я старался, чтобы электронное пособие «Веселая математика» получилось, занимательным и красочным и, чтобы детям было интересно и понятно.
ВЫВОД
Современная степень развития коммуникационных ресурсов открыла перед человечеством новые горизонты на поле образовательной деятельности, в том числе и появление новых учебных пособий – электронных учебников, электронных тетрадей которые принципиально отличаются от «бумажных». Электронные учебные пособия - это прекрасный иллюстративный материал. В связи с этим все меньше остается преподавателей, отрицающих пользу новых информационных технологий. Степень восприятия определяется не только качеством электронного учебника, но и способностью обучающегося учиться.
Электронные пособия дают возможность каждому учащемуся независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса обучения, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при информационных технологиях обучения компьютеру на время переданы отдельные функции преподавателя. А компьютер может выступить в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады. Электронные книги способствуют формированию интеллектуальных способностей, быстрому восприятию учебного материала, развитию внимания и умения анализировать, оценивать результат, повышению ответственности ребенка, самостоятельности принятия решений, заряду позитивных эмоций, уверенности в себе.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что преимущество электронных учебников нельзя понимать в том смысле, что они полностью вытеснят и заменят традиционные средства. Они являются дополнительным интерактивным помощником учителям, родителям и учащимся. А сочетание традиционных форм и активного использования электронных учебных пособий в процессе изложения и закрепления материала дают достаточно высокие результаты обучения.
ЛИТЕРАТУРА
Список используемых Интернет-ресурсов:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анализ учебно-методических, дидактических и иных возможностей использования
электронных учебников в учебном процессе (по материалам Федерального института развития образования)
\
Хрюк на ёлке
Можно от Солнца уйти...
Музыка космоса
Агния Барто. Сережа учит уроки
У меня в портфеле