Проектная работа "Загадки воздуха" для выступления на НПК для младших школьников "Первые шаги в науке". Рома выступал с этой работой в прошлом учебном году, когда учился в 3 классе и среди четвероклассников района занял 4 место.
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_vozdukha_tsykunov_roma.docx | 19.74 КБ |
prilozhenie_opyty_s_sharikom_i_so_svechoy.docx | 1.73 МБ |
муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №111 г. Новосибирска, Дзержинского района
Первые шаги в науке
Загадка воздуха
Автор: Цыкунов Роман Вадимович 3"А" класс
Руководитель: Прохорова Александра Александровна
учитель начальных классов, высшей категории
Новосибирск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Это исследование подсказал мне обыкновенный воздушный шарик.
Я был на дне рождения у моей сестры. Всем гостям в конце праздника раздали шарики, наполненные гелием[1]. Спустя некоторое время шарик немного сдулся и оказался в проеме между верандой и комнатой. Когда я выходил из комнаты на веранду, шарик резко рванул в сторону веранды. Я удивился и спросил маму, почему так случилось. Но на мой вопрос мама не ответила. А, наоборот, озадачила меня еще больше. Она предложила мне опустить воздушный шарик к полу и отпустить его удивительно, но теперь шарик резко полетел в комнату. Я стал расспрашивать маму, удивляясь этому фокусу. Но мама сказала, что это не фокус, а загадка воздуха, которую я могу отгадать, если захочу. Я, конечно, захотел.
Сначала мама спросила меня, как я думаю, почему так происходит? Кто или что толкает шарик? У меня возникла гипотеза, что скорей всего шарик толкает воздух. Но почему вверху шарик вылетает на веранду, а внизу залетает в комнату? Вот в чем проблема.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: опытным путем объяснить движение шарика в разные направления под потолком и над полом.
ЗАДАЧИ: Познакомиться с некоторыми свойствами воздуха, сделать выводы. Провести эксперименты с шариком и найти закономерность движения воздуха
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Информационно -поисковый
Исследовательский
Аналитический
Воздух и его свойства
Воздух- это смесь газов. Он бесцветный, прозрачный, не имеет запаха, содержится во всём, что нас окружает. Воздух имеет массу. В воздухе действует выталкивающая сила, оказывает давление на все находящиеся в нём предметы. Он расширяется при нагревании, становится легче и поднимается вверх , и сжимается при охлаждении, становится тяжелее и опускается вниз.
Знание свойств воздуха помогает человеку успешно применять их в быту, хозяйстве, строительстве и многом другом. Меня заинтересовало одно из свойств воздуха, а именно то , что теплый воздух поднимается вверх. Это свойство широко применялось в прошлом в воздушных шарах. Оказывается эту летательную конструкцию изобрели французы — братья Монгольфье. По одной из легенд изобретению способствовал курьез. Жена одного из братьев Монгольфье слишком близко подошла к камину, и теплый воздух поднял ей юбку выше колен. Наблюдательный Жозеф Монгольфье понял, что именно теплый воздух поможет поднять шар. Братья решили обклеить шар бумагой, благо они были владельцами бумажной фабрики. И вот, летом 1783 г., братья Жозеф и Этьен Монгольфье решились на публичную демонстрацию своего изобретения. На площади города Аннона они наполнили огромный с трехэтажный дом шар дымом от костра, и когда шар расправил все свои складки, жители города увидели на нем надпись: «К звездам». С этого времени воздушные шары стали называть «Монгольфьерами».
В дальнейшем это свойство воздуха использовалось в разных целях. Например в Японии во время второй мировой войны , был создан огненный воздушный шар. Использовали его в качестве оружия. Заполненный водородом аэростат нёс бомбу и четыре зажигательных боеприпаса.
В 1890 в России был создан Учебный воздухоплавательный парк, для подготовки офицеров и рядовых к воздухоплавательной службе, испытаний «воздухоплавательных снарядов» и изготовления снаряжения для воздухоплавательных частей .
Опыты с шариком, наполненным гелием, и свечой
Мы с мамой решили провести эксперименты, чтобы проверить это свойство воздуха.
Опыт№1 Движение шарика под потолком
Мы брали один и тот же шарик и выпускали его по 3 раза, стоя на пороге комнаты и веранды сначала вверху, а затем внизу.
Сначала я поднимал шарик к верху проема двери (Прил, рис1). Наблюдал, куда летит шарик. Выпускал шарик 3 раза (чтобы исключить случайность). Шарик все три раза вылетал на веранду.
Опыт№2 Движение шарика над полом
Потом шарик 3 раза (для чистоты эксперимента) выпускал внизу дверного проема. Все 3 раза шарик летел в комнату (Прил., рис 3).
Пока я еще был потрясен загадкой воздуха.
Опыт№3 Направление пламени свечи под потолком и над полом
А тут мама зажгла свечу. Странно, зачем? Ведь было и так светло. Но мама предложила поднести свечу сначала к верхней части дверного проема, а потом к нижней. Фокусы продолжались. Удивительно, но пламя внизу было направлено в комнату (Прил., рис 4), а пламя свечи вверху было направлено на веранду(Прил., рис 5). Я понял, что это не случайность. Что есть какой-то секрет движения воздуха.
Я стал просить маму объяснить мне, почему так происходит. Она сказала, что я сам могу догадаться. Мама предложила мне почувствовать РАЗНИЦУ…(и не сказала, в чем). Сначала я побыл в комнате, а потом на веранде (мама почему-то предложила мне постоять на веранде минут пять). Вскоре на веранде я замерз. Зато в комнате очень жарко ). Я стал понимать, что все дело в разной температуре воздуха. Конечно, теплый воздух легче (я прекрасно помню, что пар из чайника поднимается вверх). Теплый воздух всегда стремится вверх. И собирается вверху. А холодный воздух тяжелее теплого. Он накапливается внизу.
А еще я понял, почему наш кот старается спать на стуле или на диване. Батарея находится выше пола, тепло от труб не опускается на пол, а поднимается выше. Кот ищет более тёплое место.
Вывод: тёплый воздух лёгкий. Он поднимается вверх и вылетает из комнаты. Это он толкал шарик вверху. Поэтому вверху шарик вылетал на веранду. И пламя свечи направлено в сторону холодной веранды. А холодный воздух тяжелее. Он опускается вниз и заходит в комнату снизу. Это он толкал шарик в комнату и направлял пламя свечи в теплую комнату. Поэтому шарик внизу влетал в комнату.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, опыты закончены, сделаны выводы. Тёплый воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх и вылетает из комнаты, это он толкал шарик кверху. Подтвердил наше предположение опыт со свечой. Под потолком пламя свечи направлено в сторону холодной веранды.
Холодный воздух тяжелее, а теплый -легче. Загадка воздуха разгадана.
Но так всегда бывает, что одни загадки разгадываются, и тут же возникают другие загадки. Например, мне захотелось самому сделать летательный аппарат и запустить его в небо. Но это будет мой следующий шаг и другой проект.
Хочу сказать спасибо своей маме за то, что проводила со мной эти интересные эксперименты, помогла сделать презентацию.
Литература
Детская энциклопедия. Познай мир, читая он-лайн. Действительно ли воздушные шары наполняют воздухом. http://poznaiko.ru/novosti/dejstvitelno-li-vozdushnye-shary-napolnyayut-vozduxom.html
[1] Гелий очень легкий, инертный, бесцветный газ. Он добывается из природного газа.
Астрономический календарь. Февраль, 2019
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Привередница
Любимое яичко
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Комментарии
Загадка этики и совести:
Загадка этики и совести: Зачем же еще и ребенка учить врать?!
http://www.selezneva-lichnost.ru/nashi-proekty-i-issledovaniya/756-zagad...
плагиат и экспертиза
К вопросу о плагиате и экспертизе работ. Можно предположить, что учитель не в курсе, не имел возможности проверить, но куда смотрят эксперты при предварительной оценке работы? Сегодня проверка на антиплагиат уже данность для конкурсов. Выставляя работу на конкурс, как условие она должна быть уникальной, а тут даже рисунок девочки не удосужились заменить, не говоря уж о содержании.