Исследовательская работа "Слова-паразиты" выполнена обучающимися 4 класса
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_slova-_parazity.rar | 599.69 КБ |
Защита исследовательской работы
«Употребление слов – паразитов в речи школьников»
Своё выступления мне хочется начать со слов Рыленкова Н.
Язык народа и богат и точен,
Но есть, увы, неточные слова,
Они растут, как сорная трава
У плохо перепаханных обочин.
Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь измененилась. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении с друзьями и одноклассниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?
Когда мы только начали проводить исследование, выяснили что оказывается, и нормальные слова могут загрязнять язык. «Как бы», «типа», «короче», «это» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. Но не всегда все слова несут в себе определенное значение, такие не несущие никакой информации слова называют словами-паразитами (сорняками). Сорняки «пристают» к человеку и очень часто повторяются им в высказываниях даже небольшого размера, что очень затрудняет понимание и негативно сказывается на имидже говорящего. Нам приходилось слышать от одноклассников целые предложения из таких слов «Ну блин короче ты даешь». Использование слов-паразитов характерно для речи людей, которые не только с бедным словарным запасом, но и из-за возникшей «моды» на то или иное слово.
Их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте.
Этот класс слов мало изучен. В литературе нет точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.
Актуальность данной темы вызвана тем, что наш прекрасный, богатый, могучий русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Поэтому выбранная нами тема «Слова-паразиты в нашей речи» актуальна в наше время. Современные школьники в своей речи употребляют очень много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.
В своей работе мы попытаемся разобраться, что же представляют собой слова – паразиты, как они появляются, когда и где используются.
Цель исследования: привлечение внимания школьников к своей речи. определить причины употребления слов «сорняков».
Задачи:
Объект исследования: речь учащихся
Предмет исследования: употребление слов-паразитов.
Гипотеза: верно ли, что большинство школьников употребляют «слова-паразиты» и чаще всего не замечают их в своей речи, потому что имеют скудный словарный запас.
Методы исследования, которые мы использовали в своей работе вы видите на слайде:
Работа проводилась в несколько этапов, которые тоже представлены на экране.:
Приступая к нашей работе, мы распространили среди уч-ся 4-11 классов анкету «Слова-паразиты». Всего в нашем эксперименте участвовало 25 человек. Участие в эксперименте было добровольное.
Перед вами вопросы аккеты.
Обработав результаты ответов, мы получили следующие результаты:
Многие участники анкетирования употребляют в своей речи слова – паразиты. Но если сравнить ответы на вопросы «Употребляете ли Вы слова-паразиты?» и «Употребляют ли ваши одноклассники слова-паразиты?», то мы увидим, что школьники чаще замечают, когда слова-сорники присутствуют в речи одноклассников и реже их замечают в своей речи. И наконец, на вопрос «Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?» всего 4 человека ответили «да».
Продолжая исследование, поработав с различными источниками информации, мы выяснили, что наблюдения за речью окружающих позволили классифицировать слова данной категории по разным признакам.
В качестве слов-паразитов чаше всего выступают:
(Слайд ) Существует ещё одна классификация слов-паразитов с точки зрения их функционального значения. Эти слова разделены на пять групп:
Первая группа слов служит для сокращения и ускорения речи. Это действительно паразиты. Они засоряют нашу речь, зачастую препятствуют взаимопониманию собеседников. Это слова типа, значит, короче, ну, да, э-э, это самое и другие.
Другая группа слов отражает наши эмоции. Главная их особенность заключается в том, что они позволяют одним словом выразить несколько эмоций. Например, удивление и радость, возмущение и огорчение, что очень популярно в подростковой среде. Это слова реально, собственно говоря , ёклмн, обалдеть и другие.
Вопросительные слова служат для уточнения информации. Например, чё, чево, реально и др.
Слова-обзывательства – это обидные слова, с помощью которых пытаются обидеть или оскорбить собеседника (гад, тормоз, ёшкин кот).
И, наконец, матерные слова. Некоторые сегодня пытаются узаконить мысль, что сквернословие – глубоко русская традиция, национальная особенность и даже гордость народа. Многие дети, стараясь выглядит взрослыми, сквернословят. Им необходимо понять, что сквернословие – свидетельство деградации человека: умственной, чувственной и моральной.
Наше исследование на этом не закончилось, и мы предложили ребятам анкету «Слова – паразиты в вашей речи». Вопросы которой вы также можете увидеть на экране.
Анкета «Слова-паразиты в нашей речи»
1.Какие слова – паразиты вы употребляете в своей речи?
Ну, короче, блин, щас, типа, как бы, значит, это самое, а-а-а, чёрт, как его…
Другие _________________________________________________________
Анализ анкет показал, что наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слова щас, типа, как бы, ништяк, прикинь, реально. Втором и третьем местах по частоте употребления – ё-моё, короче, клево, пофиг, чё и тормоз. Реже употребляемые слова-сорняки – э-э, ну, блин, то есть. Если вернуться к классификации, то мы увидим, что чаще в разговоре школьников можно увидеть слова, связанные с припоминанием; слова, выражающие эмоции и вопросительные слова. Реже в разговоре употребляются слова – обзывательства.
(Слайд ) На вопрос «В каких случаях ты произносишь или слышишь эти слова?» 13 человек ответило «в ссоре», 3чел. – «в гневе», 4 чел. – «на уроке», «в спокойной беседе» - 5 человек. Это говорит о том, что чаще всего употребляются в речи слова-паразиты тогда, когда человек эмоционально не уравновешен.
На вопрос анкеты «Как Вы думаете, почему люди употребляют в речи слова-паразиты?» 24 учащихся ответили, что не задумываются над этим вопросом. И лишь 6 человек ответило, что не подготовленная речь.
Анализ вопроса «Считаете ли вы, что слова - «паразиты» нужно искоренять из русской речи?» показал, многие хотели избавить от слов, засоряющих речь и лишь два человека ответили. Что не хотят искоренять из своей речи такие слова.
Те школьники, которые хотели бы избавить от слов-паразитов, выбрали следующие способы борьбы с ними: больше читать – 5 чел., следить за своей речью - 9 чел, пополнять словарный запас - 2 чел., делать замечания тем, кто произносит такие слова – 4 чел. И 3 человека ответили, что надо думать о том, что этими словами можно обидеть окружающих нас людей.
По результатам анкеты можно сделать вывод: многие учащиеся употребляют в своей речи слова-паразиты, это происходит у каждого по разным причинам.
Вернемся к вопросам, которые были поставлены в начале нашей работы: Отчего это зависит? Как с этим бороться? Психологи рекомендуют выполнять специальные упражнения, чтобы вывести употребление «паразитов» из нашей речи, ну а мы предложили школьникам памятки «Как избавиться от слов-паразитов». Какая будет наша речь будет зависеть от каждого из нас, от нашего желания сделать её чище.
Работая над исследовательской работой, мы узнали, что слова становятся «паразитами» от чрезмерного употребления, при этом они утрачивают первоначальное значение.
На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за небольшого словарного запаса, неподготовленности речи. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью.
Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов.
Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен.
Народная мудрость гласит: Есть только один путь заставить человека говорить грамотно – научить его любить свой язык.
Так давайте беречь и любить наш великий русский могучий язык!
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Ласточка
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Неньютоновская жидкость
Швейня