Это исследовательская работа по основным технологиям обработки древесины , методам работы с использованием здоровье сберегающих технологий
Вложение | Размер |
---|---|
Технологии обработки древесины | 58.94 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение Алексейковская
средняя общеобразовательная школа.
Учебно – исследовательский проект
« Технологии обработки древесины »
Ученика 8 класса Курчёва Виталия Викторовича
Под руководством учителя технологии
Веселова Андрея Алексеевича
Тверская область Лесной район
Село Сорогожское
2014
Содержание
Введение 3
1.1 Технология деревообработки 5
1.2 Типы изделий из древесины 16
1.3 Структура технологического процесса 19
1.4 Особенности обработки древесины 22
1.5 Обработка древесины 23
1.6 Способы обработки древесины 25
1.7 Проектирование как метод организации познавательной деятельности учащихся 30
1.8 Здоровье сберегающие технологии на уроках трудового обучения и технологии 38
Введение
Стремительное развитие технологий, их системное проникновение во все сферы профессиональной деятельности человека констатирует формирование принципиально нового статуса технологии как области научных знаний и деятельностному процессу, что соответственно, предъявляет новые требования к структуре и содержанию технологического образования всех уровней, включая и обучение ОО «Технология» в школе. Технологическая образованность и культура эволюционно становятся одними из ключевых компонентов общей культуры человека и оказывают самое существенное влияние на формирование таких значимых качеств личности подрастающего поколения как конкурентоспособность, адаптивность, социализация учащихся, их эффективное профессиональное самоопределение в условиях формирующегося рынка образовательных услуг, труда и профессий.
Свершившийся переход от трудового обучения к технологическому образованию призван обеспечить учащимся не только познание и, по возможности, практическое овладение основными способами и средствами технологического преобразования окружающей действительности и применение научных знаний на практике, но и способствовать формированию гармоничной и творчески активной личности.
Структурная и содержательная многогранность и многоаспектность ОО «Технология» предполагает не только овладения основами научных технологических знаний, но и приобретение умений и навыков технологической деятельности, неразрывно связанных с самобытной национальной культурой, художественным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Именно поэтому в программы обучение технологиям обработки различных материалов включены разделы
«Художественная обработка материалов» и «Художественно-декоративное творчество», изучение которых призвано в процессе обучения технологиям, в том числе и технологиям обработки древесины, способствовать приобщению учащихся к миру прекрасного и их эстетическому развитию через знакомство с декоративно-прикладным искусством. Технология обработки древесины является одним из видов технологий, где исторически наиболее ярко проявляется взаимодействие и взаимопроникновение технологической деятельности и декоративно-прикладного искусства, что предопределяет необходимость и потенциальную возможность активного использования средств декоративно-прикладного искусства в обучении технологии деревообработки в школе.
Общеизвестно, что одной из задач, стоящих перед основной школой и перед каждым изучаемым учебным предметом, в том числе и перед ОО «Технология», является формирование познавательного интереса к учебе, его развитие, укрепление и преобразование в увлеченность. При этом, не смотря на системный характер процесса технологизации и социальную значимость технологического образования, в школьном образовании отмечается очевидная тенденция снижения интереса к обучению ОО «Технология». Этот парадокс объясняется как влиянием объективно присутствующих факторов (содержательной не завершенностью перехода от трудового обучения к технологическому образованию, недооценкой администрацией, учителями и родителями роли ОО «Технология» в формировании подрастающего поколения, ухудшением материально-технической базы школ), а также субъективными факторами, характерными для технологической деятельности - однообразность операций, их повторяемость, кропотливость. При этом именно эти особенности выполнения технологических операций развивают мелкую моторику, что способствует развитию мышления учащихся, формируют внимание, аккуратность, организованность. Очевидна необходимость поиска путей, нестандартных подходов к обучению технологии обработки древесины, способствующих инициации, активизации, формированию познавательного интереса учащихся.
1.1. Технология деревообработки
Установкой называют часть технологической операции, выполняемую при одном закреплении заготовки в станке или приспособлении. Так, сверление нескольких отверстий в заготовке на многошпиндельном сверлильном станке может выполняться за одну установку, т. е. при одном закреплении за готовки на столе станка. Эта же операция при выполнении на одношпиндеольном сверлильном станке без специальных приспособлений потребует Древесина - древнейший конструкционный материал, которым человечество стало пользоваться для изготовления орудий охоты и труда уже на самых ранних стадиях своего развития.
В большинстве стран, и особенно в странах богатых лесом, развитие материальной культуры человеческого общества на всех этапах его истории было теснейшим образом связано с все расширяющимся применением древесины в строительстве, быту, технике и искусстве, с развитием и совершенствованием ее обработки и переработки. Из древесины строили жилища и хозяйственные постройки, сооружали мосты и суда, изготавливали орудия охоты и рыболовства, разнообразный хозяйственный инвентарь, мебель, посуду, транспортные средства, всевозможные емкости, музыкальные инструменты и др.
Древесина применялась для изготовления разнообразных орудий труда в сельском и домашнем хозяйстве, а с появлением ремесел стала одним из. Первых конструктивных материалов для изготовления прядильных, ткацких, мельничных, гончарных и других станков. С развитием промышленного производства древесина применялась в качестве одного из основных конструкционных материалов во многих отраслях машиностроения, особенно транспортного. Еще в первой четверти нашего столетия древесина широко применялась в вагоностроении, судостроении, автомобилестроении и авиастроении. Из древесины изготавливали многие детали сельскохозяйственных машин, каркасы кабин легковых и грузовых автомобилей, фюзеляж, обшивку и винты самолетов, каркасы и обшивку пассажирских и товарных вагонов, многие детали конструкций пассажирских и грузовых судов и др.
Начиная со второй четверти текущего столетия развитие производства высокопрочных легированных сталей и легких металлов (в первую очередь алюминия), а также успехи химии полимеров и развитие их производства привели к постепенному вытеснению этими материалами древесины из основных отраслей транспортного машиностроения, и в первую очередь из авиа- и вагоностроения, крупнотоннажного судостроения и др. Тем не менее большое значение древесины и изделий из нее в народном хозяйстве не снизилось и, несомненно, сохранится и в будущем. Объясняется это многими причинами, и прежде всего рядом ценных свойств древесины как конструкционного материала, а также и тем обстоятельством, что успехи химии и химической промышленности приводят не только к созданию новых синтетических материалов, но и расширяют возможности переработки традиционных материалов, в том числе и древесины за счет лучшего ее использования в сочетании с новыми материалами, а во многих случаях и за счет изменения самих свойств древесины в нужных направлениях. В настоящее время из древесины изготавливаются изделия тысячи наименований; сюда относятся прежде всего мебель всевозможных видов и назначений, разнообразные детали зданий и сооружений, детали и части сельскохозяйственных и многих других машин, всевозможные футляры точных приборов, радио- и телевизионных приемников, разнообразнейший хозяйственный инвентарь, чертежные и канцелярские принадлежности, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, игрушки и многое другое, причем производство некоторых из этих изделий выросло в стране в громадных размерах.
Изделия из древесины, как и любые другие, должны проектироваться и изготавливаться так, чтобы в достаточной степени отвечать потребностям народного хозяйства в целом и требованиям людей, которые пользуются этими изделиями. Для этого изделия должны обладать высокими эксплуатационными и технико-экономическими показателями, и прежде всего: соответствие своему функциональному назначению, высокие эстетические качества, прочность, долговечность, технологичность, малая материалоемкость и по возможности малая себестоимость. Первые четыре требования могут быть отнесены к эксплуатационным, последние три - к технико-экономическим.
Требования полного соответствия изделий их назначению также разнообразны, как и их функции. Для мебели, например, это удобство пользования ею, согласованность размеров мебели с анатомической особенностью строения и размерами (антропометрией) человеческого тела, размерами предметов, хранящихся в мебели, согласованность с высотой и планировкой помещений и т. д. Для оконных блоков это высокий процент световой поверхности от всей площади оконного проема, малые воздухопроницаемость и теплопроводность.
Требования к показателям, обеспечивающим достаточное соответствие изделия его функциональному назначению, обычно обусловливаются в технических условиях или стандартах. Так, например, ГОСТ 5994-79 <Парты школьные> устанавливает типы и функциональные размеры парт для школьников в зависимости от роста учащихся и основные параметры их размеров, обеспечивающие удобное положение учащихся, размещение портфелей или ранцев, учебников и карандашей. В связи с этим изделия могут изготавливаться только по соответствующей нормативно-технической документации на них в форме стандартов или технических условий.
Однако стандарт не исключает возможность и желательность постоянного совершенствования изделий в конструктивных решениях, отделки и т. д., обеспечивающих повышение эффективности производства.
В тесной взаимосвязи с функциональным назначением изделий находятся эстетические требования. Основную массу изделий из древесины составляют предметы, окружающие человека в его повседневной жизни. Исходя из этого, изделия должны быть совершенны в эстетическом отношении.
Известно, что свойства окружающей человека обстановки, удобство и красота вещей, их расположение, условия освещения, наличие или отсутствие шумов и запахов оказывают непосредственное влияние на психику человека, уменьшают или повышают его работоспособность в одних условиях, способствуют или не способствуют отдыху в других условиях и т. д. Все это относится к любым изделиям, которые формируют предметную среду, в которой находится человек на работе, в быту и отдыхе. Поэтому требования к эстетическим качествам современных изделий должны решаться на научной основе. Такой основой является техническая эстетика и эргономика - наука о законах художественного творчества в технике, выявленных на основе изучения взаимосвязи между человеком и окружающей его средой.
В промышленном изделии красота и полезность неразрывно связаны. Изделие не может быть признано хорошим, если оно красиво, но неудобно в пользовании. Поэтому удобство пользования является первым условием эстетически полноценного промышленного изделия. Конструкция и форма изделия должны органически сочетаться и обусловливаться его назначением, учитывать свойства материала и рациональную технологию изготовления изделия. Привлекательность и красота изделия должны достигаться за счет органического сочетания формы и назначения, пропорциональности размеров, правильного сочетания цветов, выявления фактуры материала и назначения изделий. Изделие должно соответствовать рациональному типажу и -номенклатуре, т. е. должна быть действительная потребность именно в таких изделиях, учитывается спрос на такие изделия.
Изделие должно гармонично согласовываться с другими изделиями, с которыми оно будет совместно находиться в эксплуатации. Для мебели, например, это требование можно выразить так, что каждый предмет мебели должен входить в современный интерьер, не нарушая его гармоничности. Изделие должно отвечать действующим санитарным и гигиеническим требованиям.
Изделия из древесины должны быть в достаточной мере (в соответствии с назначением) прочны и долговечны. Это достигается не за счет больших сечений и массивности изделий, а за счет рациональной конструкции и выбора материалов (вида древесного материала, породы древесины, вида клея) и особенно качественного изготовления соединений.
Долговечность изделий из древесины во многом зависит от условий их эксплуатации. В комнатных условиях изделия, не подвергающиеся интенсивному Износу (мебель, музыкальные инструменты и др.), могут находиться длительное время. И хотя в расчетах срок амортизации, например, для некоторых видов мебели обычно принимается равным 20 годам, нередки случаи эксплуатации таких изделий несколькими десятилетиями. В этих условиях древесина как конструкционный материал значительно превосходит большинство видов современных пластмасс.
На долговечность изделий из древесины может влиять периодическое кратковременное воздействие влажности. Связанные, с изменениями влажности явления набухания и усушки древесных материалов могут приводить к нежелательной деформации (короблению) и растрескиванию деталей. В этом случае большое значение для долговечности изделия имеет форма и размер устойчивость его конструкции и наличие на изделии защитно-декоративных покрытий.
Технология изделий из древесины является научной и практической деятельностью в наиболее рациональных и эффективных способах изготовления изделий из древесных материалов. Технологический процесс включает не только механическую обработку древесины резанием, прессованием, гнутьем, соединение деталей, но и физические процессы нагрева и сушки материалов, химические явления при склеивании и отделке.
Процессы сушки и отделки древесины резко отличаются от процессов механической обработки, поэтому они являются предметом самостоятельных учебных дисциплин.
Изделия из древесных материалов обычно отличаются сложной конструкцией и состоят из большого количества разнообразных деталей, форма и размеры которых заданы чертежом изделия. В изделиях детали могут быть цельными и составными (клееными). Цельные детали вырабатывают из массивной древесины, а составные или клееные - из составных частей, Склеивают из шпона или вырезают из клееной фанеры, столярной плиты и т. д. Каждая деталь отличается своими характерными признаками, имеет свой технологический процесс изготовления. Технологический процесс производства всего изделия - это совокупность технологических процессов изготовления его деталей, сборки их в изделие и, если необходимо, обработки собранного изделия до полной готовности.
Технологический процесс изготовления каждой детали и изделия может быть разделен на ряд этапов - стадий, отличающихся друг от друга характером обработки (например, гнутье, резание, склеивание и т. д.) или различием цели, которая ставится на данном этапе (раскрой, механическая обработка и др.).
Технологический процесс изготовления изделий из древесины может быть разделен на типичные стадии, в той или иной последовательности, которые встречаются почти на каждом предприятии.
Сырьем для всех изделий служат древесные материалы в виде досок, древесностружечных, древесноволокнистых или столярных плит, фанеры и облицовочных материалов. Методы обработки древесных материалов в большей степени определяются их свойствами. Употреблять в производстве древесину необходимо при определенной влажности. Сушка или до сушка древесины и материалов перед запуском их в обработку - одна из первых стадий технологического процесса любого предприятия, изготавливающего изделия из древесины.
Механическая обработка древесных материалов на станках обычно начинается с раскроя, деления досок, фанеры, столярных плит и других материалов на отрезки определенных размеров, из которых путем фрезерования и других операций могут быть получены нужные детали. Такие отрезки после раскроя называют черновыми заготовками деталей.
При раскрое древесных материалов на заготовки необходимо добиваться наиболее рационального использования сырья, т.е. получения наибольшего количества заготовок, по качеству отвечающих установленным требованиям, которые регламентируются допустимыми дефектами древесных материалов.
Раскрой древесных материалов на заготовки также типичная стадия технологического процесса. Последовательность первых стадий технологического процесса (сушки и раскроя) зависит от конструкции изделий и может быть различной. Возможна сначала сушка древесных материалов, а затем раскрой их и, наоборот, сначала раскрой, а затем сушка заготовок. На практике находит применение и тот и другой порядок.
Заготовки обычно проходят две стадии механической обработки. На первой стадии заготовки обрабатывают с четырех сторон по сечению и оторцовывают для придания правильной геометрической формы и точных размеров. Эту стадию обработки называют механической обработкой черновых заготовок. В результате ее выполнения получаются чистовые заготовки. Вторая стадия обработки заготовок включает формирование шипов и проушин, сверление отверстий, выборку гнезд, шлифование и т. д. Эту стадию называют механической обработкой чистовых заготовок. В результате ее выполнения получают готовые детали в заданной в соответствии с чертежами форме.
Такая последовательность превращения заготовок в детали необходима потому, что только на заготовках с обработанными поверхностями и заготовках, имеющих правильную форму и точные размеры, могут быть точно сформированы шипы, высверлены отверстия, гнезда и т. д. Приведенные две стадии превращения заготовок в готовые детали характерны только для деталей из цельной древесины. Составные (клееные) или облицованные детали проходят еще одну стадию - склеивание и облицовывание. В таком случае сначала выполняют склеивание и облицовывание, а затем окончательную механическую обработку заготовок.
Процесс сборки изделий из готовых деталей также можно разделить на ряд стадий. Первая из них - сборка деталей в сборочные единицы (рамки, щиты, коробки и т. д.). Такие сборочные единицы, прежде чем собирать в изделия, обрабатывают на станках для снятия провесов, выверки размеров и, если нужно, сверления гнезд, отборки профилей и т. д.
Последовательность дальнейших стадий технологического процесса зависит от конструктивных решений и может быть различной. Возможна сначала сборка подготовленных сборочных единиц в изделие, а затем отделка собранного изделия, и наоборот, сначала отделка сборочных единиц и деталей, а затем сборка их в изделия или упаковка в разобранном виде.
Рассматривать технологический процесс производства изделий нецелесообразно в указанной на схеме последовательности, исключив стадии сушки и отделки как изучаемые в специальных курсах. При более детальном рассмотрении технологического процесса видим, что каждая стадия обработки разделена на ряд технологических операций. Технологической операцией называется законченная часть технологического процесса, выполняемая непрерывно на одном рабочем месте при изготовлении одной и той же продукции. Например, стадия раскроя досок на заготовки обычно состоит из операций распиливания досок поперек (торцевания) и полученных отрезков вдоль. Каждую из этих операций выполняют на разных станках и обычно разные рабочие. Иногда к операциям поперечного и продольного распиливания добавляется самостоятельная операция предварительной разметки доски.
Операция не является неизменной частью технологического процесса. В большинстве случаев операция состоит из ряда рабочих приемов обработки детали (или изделия). В зависимости от уровня техники и организации производства она может состоять из большего или меньшего количества рабочих приемов. Например, фрезерование брусков (делянок) с трех сторон для склеивания в щиты можно выполнить на фуговальном станке и считать за одну операцию. Обработка широкой стороны (пласти) может быть выполнена на фуговальном станке, а обработка узких сторон (кромок) на фрезерном. В этом случае обработка будет состоять из двух операций. Такое деление операции называют дифференциацией. Дифференциация операции на более мелкие способствует повышению производительности труда, так как позволяет рабочему лучше освоить приемы выполнения несложной операции и применить специальные приспособления с меньшими умственными напряжениями. Каждая операция может быть разделена на части, состав и число которых может изменяться в зависимости от характера и объема операции.
В составе операции различают технологический переход, проход, установку и позицию.
Переходом называют часть технологической операции, заключающуюся в обработке какой-либо одной поверхности заготовки одним и тем же инструментом, без ступенчатого изменения режимов работы. Например, в упоминавшемся примере обработки заготовки с трех сторон на фуговальном станке операция состоит из трех переходов: первый - обработка пласти, второй и третий - последовательная обработка сначала одной, затем другой кромки. Эти, как и другие, переходы могут выполняться раздельно и последовательно, например, на обычных фуговальных станках, и одновременно, если обработка будет сразу со всех сторон заготовки, например на трех- и четырехсторонних продольно-фрезерных станках. Очевидно, что в последнем случае обработка будет отличаться наиболее высокой производительностью.
В свою очередь переход может состоять из одного или нескольких проходов. Следовательно, проход представляет собой часть операции, при которой снимается один слой материала и которая выполняется за одно перемещение инструмента относительно заготовки. Эти операции называются проходной обработкой, выполняемой при непрерывном движении материала относительно инструмента, на фуговальных, многосторонних продольно-фрезерных станках, станках для продольного распила и др. Такая обработка отличается наиболее высокой производительностью, так как в большинстве случаев заготовки проходят через станок только в одном направлении, не требуется затрат времени на возврат заготовок из станка или на обратный ход инструмента. Заготовки можно подавать без разрывов, торец в торец, обработка осуществляется непрерывно. Производительность еще более увеличивается, когда одновременно обрабатывают несколько заготовок (многоручьевая обработка) или несколько сторон одной заготовки (одновременное выполнение нескольких переходов). Однако проходную обработку не всегда можно осуществить. В ряде случаев, например при сверлении, в заготовке гнезд и отверстий, осуществляется позиционная обработка.
Позиционной обработкой называют такую, при которой заготовку сначала устанавливают неподвижно и закрепляют в определенном положении на рабочем столе, в станке или в приспособлении, а затем надвигают на нее рабочий инструмент. Примером позиционной обработки может служить высверливание в заготовке отверстий на сверлильном станке, выборка гнезд на цепно-долбежном и т. д. При позиционной обработке операция в зависимости от сложности может со стоять из одной или нескольких установок, столько установок заготовки, сколько в ней будет сверлиться отверстий.
Позицией называют часть технологической операции или установки, выполняемую при определенном положении заготовки относительно режущего инструмента или станка без ее раскрепления. Так, сверление в заготовке нескольких отверстий на одношпиндеольном станке при помощи кондуктора может быть выполнено за одну установку (одно закрепление за готовки в кондукторе), позиция заготовки относительно инструмента будет меняться столько раз, сколько будет сверлиться отверстий.
1.2. Типы изделий из древесины
Для изучения основ конструирования и технологии изготовления изделий более важная классификация изделий по конструктивному признаку.
Такая условная классификация для учебных целей может быть построена на основе особенностей и степени сложности конструкций изделий. В соответствии с ней все изделия из древесины можно разделить на два класса: одноэлементные и многоэлементные. К классу одноэлементных изделий относятся простейшие изделия, состоящие из одной детали (элемента). Такая деталь-изделие может быть цельной, т. е. изготовленной из одного куска (заготовки) древесины, и клееной, т. е. изготовленной из предварительно склеенных нескольких заготовок (для предупреждения возможного коробления и увеличения прочности) и обработанных как одна деталь. К таким изделиям можно отнести цельные и клееные лыжи, бильярдные кии, ткацкие челноки, трости, линейки, спиннинговые удилища, разделочные доски и тому подобные изделия.
Другой класс классификации составят многоэлементные изделия, т. е. изделия, состоящие из нескольких или многих деталей, каждая из которых до сборки подвергается механической обработке для придания ей определенных размеров и формы. Внутри этого класса можно различать два подкласса - подкласс изделий плоской конструкции и подкласс более сложных изделий пространственной конструкции.
В подклассе изделий плоской конструкции различают две группы изделий: рамной и щитовой конструкции. К первой группе относятся оконные и дверные блоки, чертежные угольники, рамки различного назначения (для картин, каминных экранов и др.). В другую группу входят изделия в виде щитов, например чертежные доски, двери щитовой конструкции, паркетные щиты и доски и др.
В подклассе изделий пространственной конструкции различают две группы изделий: решетчатой и корпусной конструкции. К первой группе изделий относятся стулья, этажерки, обеденные и журнальные столы и др., ко второй группе - всевозможные корпусные изделия. Они могут быть каркасной и бескаркасной конструкции. К каркасным относятся изделия, конструкция которых предусматривает образование сначала из брусьев или брусков жесткого каркаса, обшиваемого затем брусками или щитами, как это иногда бывает при изготовлении деревянных контейнеров и маломерных судов, фургонов и т. д.
В рассматриваемой классификации можно проследить постепенное усложнение конструкции изделий из древесины. Одноэлементные и простейшие плоские многоэлементные изделия повторяются в тех или иных сочетаниях, в более сложных в конструктивном отношении решетчатых и корпусных изделиях.
Кроме этого используется метод серийного проектирования. Серийное проектирование позволяет на основе стандартных элементов получать новые изделия, отличающиеся в художественном отношении, но базирующиеся на единстве типовых технологических процессов их изготовления с гарантированным обеспечением стабильности высокого качества всех конструируемых изделий. При серийном проектировании стандартизация согласует две противоположные особенности современного производства: массовость изготовления и индивидуальность потребления. По степени обоснования и глубине проработки различают разновидности стандартизации, к ним относятся:
симплификация - сокращение неоправданного числа объектов. Устраняются те объекты, которые могут быть заменены без особого ущерба другими, близкими к ним из имеющихся;
унификация - установление оптимального ограничения количества объектов, которое обеспечивает достаточное разнообразие и исключает излишние типы, виды и размеры;
типизация - разработка типовых решений, сокращение возможных вариантов до необходимого минимума;
взаимозаменяемость - обеспечение практически приемлемой равнозначности параметров и свойств объектов стандартизации;
агрегатирование - конструирование на основе использования унифицированных объектов и типовых решений с обеспечением их взаимозаменяемости.
Стандарты оказывают прямое влияние на формирование качества изделий, обеспечивают его стабильность и эффективность функционирования массового производства. Ведущая роль стандартов в обеспечении качества продукции очевидна и признана.
1.3. Структура технологического процесса
Процесс изготовления изделий состоит из непосредственной обработки материала (например, сушки древесины, механической обработки деталей, склеивания, сборки и т. д.), контроля качества, обеспечения рабочих мест энергией, инструментом, учета выработанной продукции. Производственный процесс включает в себя все необходимое для планомерного и рационального изготовления изделий: проектирование, основное производство, техническое, материальное и общее обслуживание.
Таким образом, одна и та же технологическая операция может быть выполнена при одной установке и одной позиции, при одной установке и нескольких позициях, при нескольких установках и нескольких позициях. На изменение установки и позиции требуется затратить труд и время. Производительность рабочего будет наивысшей при наименьшем числе установок и позиций. Поэтому сокращение числа установок в операции имеет большое значение. При обработке древесины время, затрачиваемое на выполнение самого резания, значительно меньше времени, затрачиваемого на перемещение заготовки на столе станка, закрепление, раскрепление ее и т. д.
Сокращением числа установок достигается лучшее использование станка и повышение производительности труда. Для выполнения основной технологической операции иногда необходимо осуществить вспомогательные операции, например, установить заготовку в приспособление и др.
Рассмотренное деление операции на переходы, проходы, установки и позиции не является исчерпывающим. Анализируя технологические операции, видим, что они состоят из рабочих приемов, повторяющихся при обработке каждой новой заготовки, например взятия заготовки из штабеля, перемещения ее к станку, закрепления в станке, включения подачи станка и т.д.
В структуре технологического процесса важное значение имеет объем технологической операции. В некоторых случаях целесообразно совмещать технологические операции, в других - дифференцировать. Если изделие и его детали имеют значительные размеры, то перемещение их для осуществления технологических операций с одного рабочего места на другое нецелесообразно. В таких случаях все технологические операции осуществляются при неподвижном изделии на одном месте.
В современной деревообрабатывающей промышленности производство изделий занимает вполне определенное место. Среди всех производств, занятых механической и химико-механической обработкой древесины (лесопиление, производство стружечных и волокнистых плит, фанеры, строительных деталей, стандартного деревянного домостроения, мебельного, лыжного, канцелярских принадлежностей и др.), можно различать две большие группы. Группу производств первичной обработки древесины (производство пиломатериалов, плит, фанеры, шпона) и группу производств вторичной обработки (производство всевозможных изделий из древесины, а также деталей машин, столярных деталей для строительства и др.).
Характерным для производств первой группы является потребление в качестве сырья продукции лесозаготовительной промышленности, т. е. бревен, кряжей, дров, сучьев и выпуск в качестве продукции полуфабрикатов в виде пиломатериалов (досок, брусьев, заготовок), древесностружечных и древесноволокнистых плит, лущеного и строганного шпона, фанеры и др.
Для группы производств вторичной обработки древесины характерно использование в качестве сырья продукции предприятий первичной обработки древесины, т. е. полуфабрикатов (пиломатериалов, плит и др.), и выпуск в качестве продукции готовых изделий или законченных механической обработкой деталей машин и зданий. Как правило, из этой группы разнообразных производств по вторичной переработке древесины, в свою очередь по особенностям технологического процесса, принято выделять подгруппу производств, вырабатывающих изделия из древесины, для технологического процесса которых характерно применение в качестве основных способов соединения деталей склеивания и шиповых вязок и как следствие этого повышенные требования к точности механической обработки деталей. К таким производствам относятся производство мебели, футляров телевизоров и радиоприемников, музыкальных инструментов, спортивного инвентаря, канцелярских принадлежностей и др.
Несмотря на большое разнообразие видов и назначения изделий из древесины, их конструкции и технологические процессы строятся на основе одних и тех же принципов, причем наиболее полно и развернуто все особенности конструирования и производства изделий из древесины можно проследить на примерах из производства мебели и столярно-строительных деталей. Эти производства являются наиболее значимыми по объемам их производства и значению в народном хозяйстве. Поэтому в дальнейшем изложении вопросы конструирования и производства изделий из древесины чаще всего иллюстрируются примерами из производства мебели и столярно-строительных деталей.
Надо заметить, что и в части механизации и автоматизации технологических процессов и применения новейших достижений техники эти производства в настоящее время являются ведущими, наиболее передовыми и оснащенными по сравнению с другими производствами столярных изделий.
1.4. Особенности обработки древесины
Материал. Древесина является ценным природным сырьем, которое можно обрабатывать простейшими инструментами. Она обладает значительной прочностью, упругостью, имеет небольшой удельный вес. Но древесина растрескивается, усыхает, коробится, отчего меняется форма и размеры сделанных из нее предметов. Прежде всего, непосредственно заняться художественной обработкой дерева, необходимо получить хотя бы самое общее представление о свойствах древесины, ее строении и пороках.
Ствол древесины состоит из волокон, сгруппированных в радиальные кольца вокруг сердцевины. Это хорошо видно на поперечном разрезе. При разрезе, параллельном оси ствола, видны параллельные линии волокон. Если же разрез сделан под углом к оси ствола, появляются эллипсовидные линии, очертания которых становятся причудливее с уменьшением этого угла. Рисунок на поверхности древесины, получаемый при перерезании годовых слоев, известен под названием текстуры. Она различна у разных пород древесины. У липы и ольхи она почти незаметна, а у ореха, сосны, можжевельника она четко выражена. Текстуру древесины можно выявлять при обжигании, лакировании, травлении.
Породы дерева имеют разную твердость. Клен, дуб, самшит, груша, пальма, тис, орех считаются твердыми, мягкими — липа, осина, ольха, тополь, ива, сосна, ель, кедр. Береза занимает промежуточное положение. Для резьбы применяются преимущественно лиственные породы деревьев, из хвойных чаще используются сосна, кедр, тис.
Выбирая древесину для художественных работ, следует помнить: для рельефной резьбы пригодна древесина, лишенная свилеватости, косослоя (неравномерное, запутанное или косое строение волокон); портят резьбу сучки, а также отлуп (трещины по годичным слоям), что может обнаружиться только в процессе работы. Трещины получаются от неравномерности сушки древесины, поэтому следует изготавливать широкие доски для резьбы, склеивая их из нескольких узких, чтобы в каждой было противоположное расположение волокон. В таком случае коробление досок будет минимальным. Не следует применять древесину с червоточиной, гнилью и с проростью, омертвевшими и заросшими в стволе тканями.
Предназначенная для резьбы древесина должна быть высушена до 10 — 16% влажности. Сухая древесина лучше обрабатывается. Сушат древесину воздушным способом, под навесом, либо в специальных сушильных камерах.
1.5. Обработка древесины
Физические и механические свойства древесины являются факторами, влияющими на качество изготовления изделия.
• цвет; важной декоративной особенностью и диагностическим признаком древесины является ее цвет. Каждая древесная порода имеет только ей присущий цвет. Цвет может меняться в зависимости от возраста, влияния воздушной среды, воздействия прозрачных отделочных материалов, угла отражения светового потока от изделия, сроков и условий эксплуатации вещи и т.д. Интенсивность цвета древесины усиливается с возрастом дерева и под влиянием прозрачных отделочных материалов. Степень декоративности древесины повышает ее блеск — способность отражать направленные световые лучи. Блеск зависит от породы древесины, степени гладкости поверхности и характера освещения.
• текстура; не менее чем цвет, она определяет декоративную ценность древесины. Текстура — естественный рисунок на радиальном и тангенциальном срезах древесины, который зависит от характера расположения годичных колец и различной окраски в них ранней и поздней зон, строения самой древесины — рассеянно - или кольцепорового, наличия мелких или крупных сердцевинных лучей, отличающихся от окружающей их древесины по цвету, структуре, размеру и форме.
• запах; почти каждой породе в той и или иной мере присущ своеобразный запах, зависящий от содержания в древесине различных смол. Дубильных веществ и пр. Сильный запах исходит от свежесрубленных деревьев хвойных пород: липы, осины, дуба и др. Слабый — от выдержанной древесины. По запаху порой можно судить о доброкачественности дерева, а в некоторых случаях он служит дополнительным признаком для определения породы дерева.
• влажность; от нее во многом зависят свойства древесины. В древесине различают влагу связанную, находящуюся в стенках древесных клеток в виде тончайших прослоек, и свободную, заполняющую полости клеток и межклеточные пространства. Количество свободной влаги зависит главным образом от пористости древесины и ее наполненности, насыщенности водой. Чем древесина плотнее и тяжелее, тем меньше пор, и наоборот — чем легче и рыхлее, тем пор больше. Максимальная влажность древесины твердых пород колеблется от 80 до 120, а мягких — от 200 до 250 процентов.
• гигроскопичность; гигроскопичностью древесины называется ее свойство поглощать влагу из окружающего воздуха. Гигроскопичность зависит от породы дерева меньше, чем от температуры и влажности воздуха. С повышением температуры влагопоглощение понижается. А повышением влажности воздуха увеличивается. Влагопоглощение вызывает изменение формы, размеров и прочности древесины, и именно от этого зависит прочность изделий. Гигроскопичность уменьшается при отделке продукции водоотталкивающими составами.
• усушка и разбухание; усушка вызывает уменьшение в древесине содержания связанной влаги. Полное удаление такой влаги приводит к сокращению линейных и объемных размеров, и, наоборот — при увлажнении сухой древесины свыше точки насыщения волокон, то есть более 30 процентов влажности, она разбухает и увеличивается в размерах. Усушка вызывает такое нехорошее свойство как хрупкость и ломкость древесины.
• твердость и прочность обычно представляют большой интерес для резчика. Твердость древесины – способность сопротивляться проникновению в данный материал постороннего тела, в данном случае — резца. Большие колебания в прочности вызывает неоднородность строения древесины в пределах одной породы и даже одного дерева. Большое влияние на твердость и прочность древесины оказывает влажность. Влажная древесина — мягче, лучше обрабатывается.
• упругость и пластичность; упругость — способность возвращаться к первоначальному состоянию и размерам после прекращения воздействия на нее внешних сил. Упругость зависит от влажности и некоторых других факторов. Пластичность — способность материала сохранять ту или иную приданную ему форму, зависит от породы, возраста, влажности древесины
1.6. Способы обработки древесины
Обработку древесины можно разделить на несколько этапов:
— выбор заготовки
— предварительная разметка
— черновая обработка
— чистовая обработка
— разметка деталей изделия
— подгонка деталей
— соединение деталей в изделие
Способы обработки:
1. пиление — обычно первая операция по обработке древесины ручным способом. Даже при хорошем инструменте от правильности пиления зависят и степень физических усилий, и производительность, и качество. Различают продольное и поперечное пиление. При пилении учитывают припуски не менее 3 мм;
2. строгание — резание древесины закрепленным в корпусе или незакрепленным резцом;
3. долбление — выполняется долотом (стамеской);
4. резание — используются стамески самой различной конфигурации для зачистки, подгонки соединений и при подгонке криволинейных поверхностей;
5. сверление — применяется для получения круглых отверстий под шканты, нагели и т.п., для черновой выборки фона — в резьбе;
6. сплачивание и склеивание — соединение между собой кромками узких элементов;
7. фрезерование — используются фрезы различных видов для выборки и черновой обработки поверхностей заготовок;
8. шлифование — чистовая операция;
9. полирование — очень часто — заключительная операция;
10. нанесение покрытий — отделка поверхности изделия для придания соответствующего вида изделию.
Столярные изделия отделывают лакокрасочными и пленочными материалами, предохраняющими их от воздействия окружающей среды. Отделанные изделия имеют хороший внешний вид, их легче содержать в чистоте. Все виды отделки могут быть разделены на следующие основные группы: прозрачная, непрозрачная, имитационная и специальная.
При прозрачной отделке поверхность древесины покрывают бесцветными отделочными материалами, сохраняющими или еще более проявляющими текстуру древесины. Применяют ее для отделки мебели и высококачественных строительных изделий: окон, дверей, панелей, изготовленных из древесины ценных пород.
Прозрачную отделку получают лакированием, полированием, воскованием и покрытием прозрачными пленками. При отделке лакированием используют лаки, имеющие в своем составе пленкообразующие вещества в органических растворителях, растворители и др.
Наиболее часто для отделки древесины применяют полиэфирные, нитроцеллюлозные и мочевиноформальдегидные лаки, реже — масляные и спиртовые лаки. Нитроцеллюлозные лаки хорошо сохнут, дают прочную, эластичную, прозрачную и достаточно атмосферостойкую пленку, которая хорошо шлифуется. Лаки на основе мочевиноформальдегидных смол образуют пленку с блестящей поверхностью, достаточно прозрачную. Пленка, образуемая масляными лаками, эластична, прочна, атмосферостойкая, но недостаточно декоративна; спиртовые лаки дают пленку с недостаточной прочностью, атмосферостойкостью, слабым блеском. По степени блеска различают покрытия глянцевые, полу глянцевые и матовые.
Прозрачная отделка получается также при полировании. В качестве основного материала применяют спиртовую политуру, представляющую собой раствор смолы шеллака в этиловом спирте. На поверхность древесины политуру наносят многократно тонким слоем.
При восковании, т. е. нанесении на поверхность древесины смеси воска с летучими растворителями (уайт-спиритом, скипидаром), также получается прозрачная пленка, образуемая тонким слоем воска (летучие растворители испаряются в процессе сушки). Восковое покрытие наносят обычно на пористую древесину (дуб, ясень). Пленка из воска мягка, поэтому ее покрывают дополнительно слоем спиртового лака. Восковое покрытие имеет матовую поверхность.
При непрозрачной отделке на поверхности создается пленка, закрывающая цвет и текстуру древесины. Непрозрачную отделку применяют при изготовлении школьной, кухонной, медицинской и детской мебели, дверей, окон и др. Для получения непрозрачного покрытия используют масляные, нитроцеллюлозные, алкидные, перхлорвиниловые, водоэмульсионные краски и эмали.
При окраске эмалями с большим содержанием пленкообразующих веществ получаются глянцевые покрытия, с меньшим количеством — полу глянцевые, а при окраске масляными красками — матовые.
Имитационной отделкой улучшают внешний вид изделий, изготовленных из древесины, текстура которых не отличается красивым рисунком. Основными методами имитационной отделки являются глубокое крашение, на прессовка текстурной бумаги с нанесенным на нее рисунком древесины ценных пород, отделка пленками, листовым пластиком.
Специальная отделка заключается в нанесении на поверхность древесины отделочного слоя из расплавленного и порошкообразного металла (металлизация), расплавленных смол и других материалов, а также в выполнении различных декоративных работ на древесине (резьба, инкрустация, выжигание). 'Эксплуатационные качества лакокрасочных покрытий должны обладать рядом физико-механических свойств, а именно: адгезией с древесиной, твердостью, тепло, свето- и водостойкостью. Эти свойства имеют существенное значение в условиях эксплуатации изделий. Они определяются качеством лакокрасочных материалов, условиями нанесения их, сушкой покрытий.
Под адгезией понимают прочность сцепления лакокрасочного покрытия с поверхностью древесины, причем этот фактор зависит от состава лакокрасочных материалов, толщины слоя красок и т. п.
Более высокой адгезией обладают однородные составы, а именно: нитролак и нитро грунт, масляный грунт и масляный лак. В тоже время неоднородные составы имеют слабое сцепление: воск и масло, масляная краска и клеевая грунтовка, как правило, быстро отслаиваются. Это следует учитывать при подборе составов лакокрасочных покрытий.
Под твердостью понимают сопротивление лакокрасочного покрытия проникновению в него другого твердого тела (недеформируемого), т. е. способностью покрытия сопротивляться воздействию постороннего предмета.
Водостойкость — способность покрытия противостоять воздействию воды на поверхность изделия. Она играет очень существенную роль при эксплуатации столярных изделий (оконных блоков, наружных дверей) в условиях переменной влажности.
Лакокрасочные покрытия должны быть теплостойкими, т. е. не разрушаться при нагревании солнечными лучами или другими источниками тепла. Кроме этого, они должны быть эластичными, так как при изменении атмосферных условий лакокрасочные покрытия усыхают или набухают, вследствие чего образуются трещины, покрытия сморщиваются или отслаиваются.
1.7. Проектирование как метод организации познавательной деятельности учащихся.
Метод проектирования как составная часть познавательной и развивающей деятельности учащихся в процессе изучения деревообработки.
Основная форма обучения в технологии – это практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются лабораторно-практические, учебно-практические, творческие и проектные работы. Проектные работы выполняются по темам, связанным с изучением обработки конструкционных материалов, принципов работы машин и механизмов, проведением опытов. Учитель в соответствие с имеющимися возможностями учащихся выбирает такой объект или тему работы по проекту, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, его общественную или личную значимость, возможность выполнения работ при имеющейся материально-технической базе обучения технологии. При организации проектной деятельности необходимо акцентировать внимание учащихся на потребительском значении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой задачи.
Существуют несколько шагов, по которым учитель может установить программу соответствующую нуждам ученика:
1. определить существующий уровень развития ученика;
2. выбрать какую-то особую цель, которая может быть достигнута в заданных временных рамках, т.е. за день, за неделю;
3. разработать и применять специфические методы, которые дадут возможность достичь цели;
4. нужно постоянно оценивать уровень прогресса, достигнутый учеником;
5. необходимо модифицировать программу, если ученику трудно достичь цели или выбрать новую цель, если ученик оправдал ваши ожидания.
Метод проектирования можно применять очень широко:
В основной школе это может быть ручная обработка конструкционных материалов. В старших классах можно переходить к основам технического конструирования и моделирования. Например, с учащимися 10 класса мы разрабатываем презентацию «История и структура преподавания технологии и трудового обучения в МОУ Алексейковской СОШ».
Использование метода проектирования создает благоприятные условия для развития у обучающихся творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и нужных в практике вещей, трудового и эстетического воспитания, профессионального самоопределения. На выполнение творческого проекта программой отводиться лишь 16 часов учебного времени. Поэтому в классе мы восполняли в основном практическую часть, а теорию учащиеся разрабатывали и оформляли дома, при периодическом контроле выполнения учителем. Но преподаватель вправе корректировать временной отрезок выполнения проекта в рамках учебной программы, изменять алгоритм поставленной учебной задачи.
В некоторых случаях учителя рассматривают передачу материала ученику как свою обязанность, а обязанность ученика выучить этот материал, сделать проект по заранее заготовленному «лекалу». Делать сегодня материал, так, как это делают другие – значит стоять на месте. Основой технологических процессов в обработке конструкционных материалов могут быть те знания и умения, которые накладывает программа школы, но каждый учитель имеющий опыт в решении нестандартных задач, должен открывать ученикам новые горизонты технического творчества.
Проект – это самостоятельная итоговая работа. Качество ее выполнения зависит от того, насколько хорошо усвоено содержание различных разделов программы, насколько прочны знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях. Проект может состоять из отдельных частей, например, эскизов, рисунков, чертежей на изготовление какого-либо изделия или разработку технологического процесса. Он должен содержать расчеты, результаты испытаний, исследований, элементы реконструкции и усовершенствования изделия, экономические расчеты и т.д.
Проект должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя.
Выполнение проекта будет способствовать развитию творческих способностей, инициативы, логического мышления, углублению и закреплению политехнических знаний, умений и навыков. Варианты проектов могут быть самыми разными. Необязательно, чтобы весь проект, особенно сложный выполнялся индивидуально. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена совместно с группой одноклассников, родителями, учителем, при этом работа каждого должна быть четко оговорена.
Выполнение проекта можно разделить на несколько этапов. В этом случае за каждый этап выставляется отдельная оценка.
В зависимости от метода доминирующего в проекте, можно выделить следующие виды проектов.
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальные темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования, обозначения методов исследования и проведения эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулирование выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования. Но этот вид проекта предполагает высокую активность учащихся в работе и высокий уровень самостоятельности.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике «дизайн-петли»: определение потребностей; исследование; обозначение требований к объекту проектирования; выработка первоначальных идей; их анализ и выбор одной; планирование; изготовление; оценка.
Форма предоставления результатов может быть различной (изделие, праздник, экспедиция, репортаж). Этот вид проекта мы тоже не использовали, так как он имеет довольно сложную для разработки структуру.
Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитация социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях.
Обязательно намечаются проблемы и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходимо рефлексия участников и соотношение полученных результатов с поставленной целью. Данный вид проекта скорее подходит для гуманитарных предметов.
Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечный фонд, СМИ, базы данных и т.д.), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), и презентация (доклад, публикация, размещение в Интернет и т.д.). Этот вид проекта сложен для разработки из-за большого количества информации и неумения школьников правильно ее обрабатывать. Больше подходит для использования предметов гуманитарного профиля.
Практико-ориентированные проекты – это проекты четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и четкая координационная работа по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организация презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также внешние оценки объекта.
Мы разрабатываем данный вид проекта в течение двух лет. Сначала с учащимися шестого класса разрабатывали проект «Кухонная лопатка», как наиболее простое в исполнении и оформления изделия. Ребята работали с интересом: изготовили изделие, составили технологическую карту, начертили чертеж, приготовили презентацию и защитили её. На следующий год с этим же классом мы выбрали и разработали проект «Скамейка». Этот проект более сложный по организации и выполнению, т.к. здесь применялись различные методы соединения деталей: гвоздевое, соединение на шурупах, клеевое соединение кроме этого основные элементы скамейки были укреплены металлическими уголками и украшены рисунком, сделанным методом выжигания. Затем все детали были в два слоя покрашены лаком «красное дерево». Было сделано два экземпляра скамейки, которые нашли практическое применение и были установлены в коридорах школы. По окончании работ была проведена презентация проекта, на которой присутствовали учителя районного методического объединения по технологии. Часть работ была оформлена на достаточно высоком уровне с применением компьютера. Были затронуты все основные аспекты и разделы данного вида проектов, кроме финансово-экономического обоснования, т.к. изделие изготавливалось из отходов и почти ничего не стоило.
Рассмотрим примерные этапы выполнения проектов: организационный, подготовительный, технологический, заключительный.
Организационно-подготовительный этап. Первый шаг на пути проектирования – выбор и обоснование проекта. Тема проекта выбирается после изучения потребности в тех или иных изделиях, возможности их изготовления, наличия материала и т.д. Следующим шагом является процесс конструирования изделия, формирования конструкции. Здесь можно использовать конструкции изделий, увиденных в книгах и журналах, вносить и изменять в них какие-либо конструктивные элементы, конструировать по собственному замыслу. В процессе ее конструирования могут возникнуть трудности с изображение изделия. Эту часть можно выполнить на уроках рисования и черчения, где возможна помощь учителя. Заканчивается организационно-подготовительный этап планированием технологии изготовления, разработкой технологического процесса. Выходным документов при этом являются технологические карты на изготовление деталей изделия, их сборку.
Технологический этап. Здесь выполняются трудовые операции, предусмотренные технологическим процессом. В работе необходимо соблюдать т технологическую, трудовую культуру.
Заключительный этап. На этом этапе осуществляется окончательный контроль и испытание объекта проектирования. Выполняется рекламный проспект, производятся экономические расчеты, определяется себестоимость изделия, предлагаются возможные пути его реализации и, наконец, защита проекта.
Существует определенный алгоритм определения учащимися проекта.
1.выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, сферы обслуживания и т.д.
2.Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей для выполнения проекта, спектра первоначальных идей для разрешения возможных противоречий между потребностями и возможностями деятельности.
3. Сборка и обработка необходимой информации при изучении литературы.
4.Разработка идеи выполнение проекта с учетом экономических и экологических ограничений.
5.Планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка работы; оценка качества выполнения работы.
6.Защита проекта проходит по всем этапам. К защите должны быть представлены: обоснование проекта, техническая документация, рекламный проспект проекта, экономический расчет и само изделие. Защита проекта проводится в виде доклада перед всеми учащимися класса с демонстрацией готового изделия.
Для оценки выполненной работы используются следующие критерии:
1.Конструктивные
а)прочность, надежность
б)тяжесть, распределения массы
в)удобство использования
г)соответствие конструкции назначению изделия.
2.Технологические
а)количество используемых деталей, использование стандартных деталей
б)оригинальность применения и сочетание материалов, их дефицитность и долговечность, расход материалов
в)стандартность технологии, необходимое оборудование
г)сложность и объем выполненных работ
д)расход энергии при производстве.
3.Экологические
а)загрязнение окружающей среды при производстве
б)возможность использования отходов производства
в)возможность повторного использования деталей изделия по окончании срока службы
4.Эстетитческие
а)оригинальность формы
б)композиционная завершенность
в)использование традиций национально-художественной культуры
г)цветовое решение
д)стиль.
5.Экономические и маркетинговые
а)потребность в данном изделии
б)возможность массового производства
в)себестоимость продукта
г)уровень продажной цены
д)целесообразный вид рекламы.
Сроки выполнения проектов в большой степени зависят от содержания, целей и задач и могут составлять от трех-четырех недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом из них. Проект, выполняемый в течение года позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения
Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работы учителя и учащегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы учащихся, особенности регионов. Следует иметь в виду, что проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают с одной стороны отход от авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов и форм обучения. Проекты – это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система. Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. С другой стороны, не следует понимать проект как контрольную работу. Проект является творческой работой, во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса.
Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но, в то же время, при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов выступать «тренером» в работе над проектом. Должна быть обеспечена материальная база для выполнения проекта (демонстрационные, справочные и наглядные средства обучения, оборудование, специальные инструменты, материалы).
1.8 Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения и технологии.
В своей работе я применяю Здоровьесберегающие технологии. Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечения здоровья, формирование бережного отношения к своему здоровью.
За последние годы произошло значительное ухудшение здоровья школьников. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро. Анализ причин «школьных болезней» привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования относятся:
-недостаточная освещенность классов
-плохой воздух школьных помещений
-неправильная форма и величина школьных столов
-перегрузка учебными занятиями.
Психолого-педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:
-стрессовая тактика авторитарной педагогики
-интенсификации учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки.
-несоответствие технологии обучения возрастным особенностям учащихся
-несоблюдение элементарных физико-гигиенических требования к организации учебного процесса
-отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.
Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения и технологии – задача особой важности для преподавателей этих предметов. На уроках технологии, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей:
1.Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:
-время трудоспособности, утомляемости учащихся
-учебная нагрузка, дозирование домашних заданий
-физкультминутки
2.Производится гигиеническая оценка условий и технологии обучения:
-воздушно-тепловой режим,
-световой режим
-режим и организация учебно-воспитательного процесса
3.Формируется здоровый образ жизни.
На уроках технологии проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки). Большое внимание уделяется нормированию домашних заданий, недопущению перегрузок.
В кабинете технологии воздушно-тепловой и световой режим соблюдается полностью, однако в мастерской есть нарушения по тепловому режиму (очень жарко) и из-за отсутствия вытяжной вентиляции и недостаточной уборки скапливается много пыли, что негативно сказывается на работе преподавателя и учащихся. В данное время разрабатываются меры, чтобы если не исключить полностью, то хотя бы смягчить негативные последствия.
Преподавание предмета технология позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашних заданий.
Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что посильный физический труд оказывает благоприятное влияние на развивающийся организм детей и подростков. Это работа на уроках требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость.
Однако при этом необходимо организовать занятия так, чтобы они соответствовали возрастным половым и индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагали обязательное соблюдения правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям. Уроки трудового обучения дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.
Список использованной литературы
1 Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. - Просвещение, 1989
2 Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – Педагогика, 1997
3 Сасова И.А. Метод проектирования в технологическом образовании школьников – Вентана-Граф, 2003
4 Гончаренко Е.Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках труда и технологии – 2009
5 Скаткин М.В. Технологии обработки древесины – Просвещение, 1987
6 Материалы сети Интернет
Мост из бумаги для Киры и Вики
Знакомые следы
Сладость для сердца
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Басня "Две подруги"