Среда Интернет как сфера социализации учащихся, занятых научно-поисковой, исследовательской деятельностью [на примере микрогруппы учащихся гимназии, изучающих нанотехнологии и нанохимию]
Автор: Рогулина Анна; научный руководитель: Ампилова Н.Ф.
Интернет сегодня стал неотъемлемой частью жизни миллионов людей, и с каждым годом число его пользователей только увеличивается. Интернет позволяет людям, в том числе разделенным большими расстояниями, коммуницировать друг с другом - посредством обмена письмами по электронной почте, видеоконференций, видеозвонков, чатов, ICQ, форумов и т.п.
В последние годы Интернет также стал вместительным хранилищем оцифрованной информации – монографий, учебников, журналов, газет, и т.п. В Интернете размещаются также отчёты о новых научно-исследовательских работах в различных областях научного знания. Наметилась тенденция, когда даже материалы конференции издаются не печатным сборником, а выпускаются на электронном носителе (CD-дисках) и размещаются в Интернете.
Поэтому когда в ГБОУ Гимназия№1526 образовалась микрогруппа учащихся (5 человек), интересующихся вопросами нанотехнологий, нанохимии, наноматериалов, она при разработке своих исследовательских проблем широко применяла ресурсы Интернет как источники информации. Как оказалось, «бумажные» версии многих изданий в области нанотехнологий издаются очень ограниченным тиражом; стоят дорого (из-за необходимого качества печати фотоматериалов иллюстраций); отдельные издания невозможно найти даже в столичных библиотеках.
Среди Интернет-источников были также материалы Летней школы СУНЦ (дистанционно-очной школы по нанотехнологиям при МГУ) для учащихся 8-11 классов; специализированные форумы.
В Интернете микрогруппа учащихся смогла выстроить и многомерное общение по разрабатываемой ими проблематике – нанотехнологиям и нанохимии; развивать своё самосознание через самостоятельную работу с информацией, информационно-поисковую деятельность по проблематике их исследования; самооценку личных достижений (на основе сопоставления с достижениями других школьников, в т.ч. на материалах опубликованных в Интернет отчётов Летней школы СУНЦ по нанотехнологиям); включаться в многообразные виды деятельности. Это позволяет оценивать современный Интернет как обладающий возможностями выступать специфичной средой социализации учащихся, занятых научно-поисковой, исследовательской деятельностью.
Вывод: Интернет может выступать средой и средством социализации учащихся, занятых научно-исследовательской деятельностью в области естественнонаучных дисциплин.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_rogulinoy.doc | 214.5 КБ |
XVI Окружная научно-практическая конференция учащихся
«Человек в изменяющемся мире. Человек – объект и субъект социализации»
ГБОУ Гимназия №1526 г.Москвы
Творческая работа
на тему: «Среда Интернет как сфера социализации учащихся занятых научно-поисковой, исследовательской деятельностью»
[на примере микрогруппы учащихся гимназии, изучающих нанотехнологии и нанохимию]
Выполнила:
учащаяся 9 «А» класса
Рогулина Анна
Руководитель:
учитель химии
Ампилова Н.Ф.
Москва – январь, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I: Феноменологическое описание нового социального явления - Интернета
§1.1 Ключевые понятия Интернет
§1.2 Интернет как социальный феномен
§1.3 Интернет как медийное пространство
§2.1 Общая характеристика микрогруппы учащихся гимназии, изучающих нанотехнологии и нанохимию
§2.2 Изучение использованных возможностей Интернет в решении задачи социализации учащихся гимназии
Список использованных источников
Введение
Omne ignotum pro magnifico est.
Tacit. «Agricola»[1]
Актуальность темы исследования. Интернет в последние годы стал неотъемлемым элементом жизни миллионов людей, превратившись из медийного посредника чуть ли не в саму среду социальной (виртуальной) жизни человека. Интернет позволяет людям, в том числе разделенным большими расстояниями, коммуницировать друг с другом - посредством обмена письмами по электронной почте, видеоконференций, видеозвонков, чатов, ICQ, форумов и т.п.
В последние годы Интернет также стал вместительным хранилищем оцифрованной информации – монографий, учебников, журналов, газет, и т.п. В Интернете размещаются также отчёты о новых научно-исследовательских работах в различных областях научного знания. Наметилась тенденция, когда даже материалы конференции издаются не печатным сборником, а выпускаются на электронном носителе (CD-дисках) и размещаются в Интернете.
На современном этапе развития общества Интернет является реализацией гипермедийной среды, обладающей уникальными образовательными характеристиками, благодаря которым он выступает в двух ипостасях:
Эти новые тенденции сказываются на образовательном контенте, который способствует созданию информационно-коммуникационной среды на макро-, и микро-уровнях.
Однако до настоящего времени вопросы влияния Интернета на личностную социализацию в процессе информационно-поисковой работы учащихся не нашли должной научно-теоретической, научно-методической, научно-практической разработки. Должным образом не исследован и образовательный контент, который претерпевает существенные изменения в иной медийной среде. Этим обусловлен выбор цели исследования: изучить возможности Интернет в социализации учащихся, занятых информационно-поисковой работой в области нанотехнологий, нанохимии и наноиндустрии.
Объект исследования: среда Интернет.
Предмет исследования: влияние Интернет среды на процесс личностной социализации учащихся.
Гипотеза исследования: Интернет среда как медиа-ресурс оказывает влияние на процесс личностной социализации учащихся, поскольку изучая контент этих ресурсов, школьники формируют и развивают многообразные представления об окружающем мире, получают знания, которые являются неотъемлемым элементом социализации .
Задачи исследования:
Методы исследования: изучение научной, научно-популярной литературы по теме, обзор, анализ, обобщение.
Обобщая степень научной разработанности проблемы исследования, нужно отметить, что изучение феномена Интернета неразрывно связано с исследованием информационного общества. Среди зарубежных авторов, рассматривающих проблемы медиатизации современного общества, медиаэволюции, конвергенции медиа, следует отметить работы Д. Белла, П. Дракера, М. Кастельса, М. Маклюэна, И. Масуды, М. Постера, Э. Тоффлера, Т. Стоуньера, Ю. Хаяши и др. В отечественной науке можно выделить труды О.В. Кедровского, И.Н. Курносова, А.И. Ракитова, Г.Л. Смоляна, O.A. Финько, Д.С. Черешкина и др. В этих исследованиях представлена социальная прогностика и футурологические концепции, посвященные новому этапу техногенной цивилизации и носящие собирательное название «теории информационного общества».
Следует отметить, что само понятие «информационное общество» появилось во второй половине 1960-х годов, автором которого считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши. В эти же годы в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций, впервые даются основные характеристики общества знания. По мнению авторов, движущей силой образования и соответственно развития общества становится производство информационного, а не материального продукта[2]. Эти идеи развивает и Д. Белл в книге «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» (1973 г.)[3]. Существенной чертой этого общества, по мнению автора, является переход от производства вещей к производству услуг, связанных с образованием, здравоохранением, исследованиями и управлением.
Несмотря на значительное число работ, в которых изучались возможности и принципы применения информационно-коммуникационных технологий в различных видах образования (В.П. Беспалько, Ю.С. Брановский, В.В. Годин, С.Л. Лобачев, С.И. Макаров, Ю.Б. Рубин, В.А. Стародубцев, Б.Ю. Щербаков и др.), проблема реализации контентного потенциала глобальной сети Интернет и его способности влиять на процесс личностной социализации учащихся не являлась предметом пристального внимания исследователей.
Новизна исследования.
1) Было исследовано влияние Интернет среды на процесс социализации учащихся при выполнении ими информационно-поисковых работ в области нанотехнологий, нанохимии и наноиндустрии.
2) Было установлено, что по совокупности воздействий Интернета на личностную социализацию учащихся (общение, самосознание и деятельность) его следует рассматривать как специфическую среду социализации учащихся, занятых информационно-поисковой работой в области нанотехнологий, нанохимии и наноиндустрии.
3) Было выявлено, что Интернет может выступать средством социализации учащихся, занятых научно-исследовательской деятельностью в области естественнонаучных дисциплин.
Исследование было проведено в 4 этапа: на первом этапе (октябрь 2012) был осуществлен теоретический обзор литературы по теме исследования; на втором этапе (ноябрь 2012) была подобрана методика эксперимента и выполнено собеседование с учащимися, занятыми информационно-поисковой работой в области нанотехнологий, нанохимии и наноиндустрии; на третьем этапе (01 – 14 декабря 2012) были обобщены результаты ОЭР, а также личных наблюдений всего периода работы микрогруппы над областью исследования (первое полугодие 2012-2013 учебного года); на четвертом этапе (18 декабря 2012 – январь 2013) был составлен отчёт о творческой работе.
Часть I: Феноменологическое описание нового социального явления - Интернета
Интернет - это компьютерная сеть, которая во всем мире связывает друг с другом миллионы отдельных, частных компьютеров и обеспечивает коммуникацию между предприятиями, школами, государствами, правительствами и частными лицами. В 90-х годах Интернет распространился наиболее широко. Количество пользователей неисчислимо; миллионы людей круглосуточно подключены к Интернету (он-лайн). Наряду с постепенно увеличивающимся числом пользователей, также растет количество услуг, предлагаемых Интернетом. Интернет уже стал настолько значимым за последние несколько лет, что можно уверенно говорить о "феномене культуры".
Новейшая услуга Интернета называется World Wide Web (WWW). Прежде всего, пользователи увлекаются WWW в связи с доступностью использования и в связи с возможностью объединения звука, изображения, текста и анимации, которые обеспечивают полное восприятие информации. WWW - это самая наиболее быстро развивающаяся услуга Интернета. В нем так называемые "веб-страницы" связаны друг с другом при помощи гиперссылок. Все страницы WWW имеют свои адреса, известные как URL (Uniform Resourse Locator).
В 90-е годы XX века в работах П. Дракера и М. Кастельса" было обосновано положение о том, что с развитием информационно-телекоммуникационных технологий человечество получило реальный шанс преобразовать существующее общество в общество, основанное на знаниях. Кроме того, было введено понятие «сетевое общество».
Важнейшими чертами данного общества являются:
- переориентация экономики с товаропроизводства на информационный сервис, в который входят и медиа;
- преобладание интеллектуальных технологий в производственной сфере и уменьшение значимости и фундаментальности материальной составляющей в системе общественных ценностей, что должно обеспечить конкурентное преимущество информационной и научной деятельности над материальным производством;
- повышение значимости образования как основы технологической и социально-политической структур развития общества, что неизбежно приведет к формированию потребности трансляции знаний. Целевая установка медиа -перемещение внимания в сторону научной и образовательной журналистики, выполняющей роль поставщика инструментального знания;
- смещение семантических и аксиологических акцентов в структуре социальной организации, т.е. реорганизация культурной сферы, подразумевающая императивную ориентацию на приоритеты интеллектуализма и развития информационной культуры, трансформация этики и нравственности личности, самоопределяющейся через осознание себя как производителя знаний. Целевая установка медиа - отказ от однонаправленных способов коммуникации в пользу интерактивных, подразумевающих навигацию в информационно-образовательном пространстве[4]
Благодаря этому сегодня в Интернете можно найти очень много разнообразной информации почти из любой отрасли научного знания, из сферы жизни и деятельности человека.
В соответствии с системным подходом взаимосвязь учреждений, предметов, представлений, функционально связанных определенным элементом социума, называется социальным комплексом. То есть, если принять Интернет за отдельный канал социального взаимодействия, то все учреждения, институты, образцы поведения, связанные с функционированием Интернета, образуют отдельный социальный комплекс.
С точки зрения системного подхода, появление или видоизменение одного комплекса или элемента влечет за собой соответствующие изменения в других. Посредством подобного механизма Интернет, будучи отдельным элементом социума, привносит изменения в общество в целом. Распространение Интернета влечет за собой серьезные изменения в обществе, появление новой субкультуры Интернет-сообщества, а значит, модернизацию и трансформацию социума в целом. И в результате мы можем наблюдать, как изменяются: факторы, детерминирующие поведение индивидов в социальных институтах и. организациях, в процессах межличностного и социального взаимодействия в Интернете, ценностных ориентаций, мотивации и степени участия индивидов в сетевой жизни и другое.
Соответственно, значительно видоизменяется содержание некоторых социальных ролей. Изменяется специализация в разделении ролей и функций, иерархия статусных позиций, механизмов контроля и оценки поведения. К примеру, нормой жизни обывателя становится повседневное использование Интернета в быту и работе, избирательность в отношении медийных каналов, перенос в Интернет традиционных действий актора. Например, походы в Интернет-магазины, где совершаются покупки от пиццы и молока до бытовой техники и автомобилей; поиск спутника жизни и общение с друзьями; поиск работы посредством размещения резюме на соответствующих сайтах, так и наоборот, поиск работодателем специалистов через Интернет.
§1.1 Ключевые понятия Интернет
Сайт - от англ. site - место. Определенное своим адресом (называемым ссылкой) место в Интернете, на котором располагается тематическая информация. Сайт может состоять из одной или многих страниц, каждая их которых, при условии тематического выделения, может также называться сайтом. В социальном смысле сайт является СМИ или средством саморепрезентации владельца сайта.
Форум - инструмент Интернет-коммуникации, расположен как страница сайта или как отдельный сайт. Он состоит из сообщений, имеющих имя автора, тему и содержание, вносимых в соответствующие поля для отсылки, и представляет собой древовидную структуру из ряда сообщений и ответов на них. Владелец форума называется модератором, в его компетенции входит возможность удалять сообщения и комментарии, а также допуск и запрет участия пользователей. В социальном смысле форум является общественным, относительно демократичным средством коммуникации.
Блог - от англ. web log - wee-blog - blog - запись событий. Аналог дневника, который ведется на личном сайте или на сайте, специально предназначенном для ведения блогов, с возможностью публичного или приватного (для определенных пользователей) чтения и комментирования другими пользователями. Блог может вестись одним (личный блог) или несколькими (сообщество) пользователями. Сообщества в блогах похожи на форум по структуре и контенту. Личный блог отличается от форума тем, что сообщения в нем оставляются только одним пользователем и в социальном смысле он является местом саморепрезентации автора блога.
Чат - от англ. to chat - болтать. Сайт, предоставляющий возможность обмениваться текстовыми сообщениями сразу нескольким пользователям в режиме реального времени. В социальном смысле чат является коммуникационным каналом, местом саморепрезентации, а также моделирует одновременное присутствие пользователя среди определенного количества знакомых и незнакомых людей.
IP - аббревиатура от англ. Internet Protocol Address - уникальный адрес компьютера, подключенного к Интернету или локальной сети. По IP-адресу, если он не замаскирован, можно узнать реальный (почтовый) адрес местонахождения компьютера пользователя. В социальном смысле - это связующая нить между реальной и виртуальной Интернет – средой обитания человека.
Живой Журнал (ЖЖ)— «это место, где вы можете поделиться со всеми своим мнением и найти новых друзей», - такое описание приведено на главной странице этого ресурса (http://Livejournal.com). На сайте "Свободная энциклопедия" Википедия (http://ru.wikipedia.org/) приведен список известных пользователей Живого Журнала (ЖЖ), все они имеют высокий статус в сообществе ЖЖ и престиж в реальной жизни (популярные писатели, редакторы известных изданий, политики, аналитики и т.д.).
Юзерпик - от англ. userpic, user picture - изображение, выбранное пользователем для ассоциации с его личностью в Интернете. В настоящее время это слово подвинул его синоним «аватар». Последние два года понятие «аватар» получило большее хождение в кругах пользователей Интернета.
Домен - область иерархического пространства в Интернете, которая обозначается уникальным именем и служит для адресации узлов сети Интернет и расположенных на них сайтов. Различаются по уровням: первый уровень определяется тематикой расположенной в домене информации (edu - образовательные, gov - правительственные и т.д.) и географией домена (ru - Россия, de - Германия и т.д.); второй уровень добавляется к первому и определяется уникальным авторским именем (yandex.ru); третий уровень добавляется ко второму, (ivanov.yandex.ru), домены третьего уровня, как правило, бесплатные. В социальном смысле домены определяют территорию нахождения пользователей.
Интернет-провайдер - от англ. provide - предоставлять. Поставщик услуг Интернета, компания, подключающая пользователей к сети через свои компьютеры. В социальном смысле провайдер - экономический агент Интернет-обеспечения.
§1.2 Интернет как социальный феномен
Из специализированной компьютерной сети Интернет за короткий срок приобрел черты социальной системы. Подобно тому, как Земля населена миллионами людей, Интернет "населяют" миллионы компьютеров, которые благодаря использованию единого протокола обмена информацией ТСРДР, особой системе адресации (IP-адреса, доменные имена) идентифицируют и находят друг друга. Взаимодействие в сети Интернет привело к появлению множества "виртуальных миров", субъектами которых являются реальные и виртуальные личности, группы и общности.
Под реальными личностями здесь следует понимать пользователей, которые выходят в Интернет под своим именем и сетевая активность которых коррелирует с реальной жизнью. Например, ученые, деятели культуры или простые обыватели заводят личные сайты1, форумы2, блоги3, посредством которых анонсируют и обсуждают события своей личной или общественной жизни. Виртуальные личности именуются псевдонимами (username, nickname), а их биография в Интернете является вымышленной4. Это маски, за которыми скрываются их создатели, примеряющие их на себя. Конечно, возможны вариации, когда под реальным именем публикуются вымышленные истории, когда реальная жизнь спрятана за псевдонимом, или когда одним автором создается сразу несколько личностей (реальная и виртуальные).
Интенцией к созданию виртуальной личности может служить неудовлетворенность реальной жизнью (попытка "прожить" другую, лучшую жизнь), пресыщенность реальной жизнью, желание получить новые ощущения, потребность в конструировании иной - символической реальности для творческого самовыражения, конспирация (желание скрыть информацию о себе от широкой общественности или донести до нее достоверные факты инкогнито). Причиной выхода в Интернет в качестве реальной личности может быть социальная ригидность (негибкость, неготовность проявить себя в измененных социальных условиях), самодостаточность (удовлетворенность реальной жизнью, достаточная для ее позиционирования в любой среде).
Реальные общности и группы в Интернете, как правило, представляют собой первичные социальные группы, сформированные в реальной жизни и представленные на сайтах, форумах, блогах, созданных для анонсирования и обсуждения мероприятий, проводимых этими общностями и группами, а также для коммуникации их членов. Примером может послужить форум группы студентов определенного вуза, корпоративный портал какой-либо организации и т.д. Участники таких объединений, в основном, знакомы между собой в реальной жизни.
Виртуальные общности и группы создаются как вторичные социальные группы (блог любителей футбола, форум web-программистов, сайт фанатов В. Цоя) знакомыми или незнакомыми между собой в реальной жизни людьми, к которым впоследствии примыкают другие пользователи Интернета, объединенные общей идеей или целью.
Реальные и виртуальные общности и группы могут быть формальной (например, научные Интернет-конференции) и неформальной направленности (например, чаты по интересам). Среди них для частных пользователей образуются ингруппы и аутгруппы, которые трансформируются друг в друга в зависимости от облика виртуальной личности пользователя, моделируя содержание его социальной идентичности [3]. Так, для мужчины, выходящего в сеть с женским именем, ингруппой может стать женское сообщество или чат лесбиянок, в то время как чисто мужские сообщества будут для него аутгруппой.
Попадая в Интернет-сообщество, пользователь обретает определенный статус, который определяется его востребованностью или/и властью в этом сообществе. В блогах высоким статусом обладает пользователь, у которого большое количество читателей и оставляемых ими комментариев к тому, что он пишет. Так, например, блоггеры, имеющие более 1000 читателей (френдов), называются тысячниками и обладают высоким статусом. На Интернет-форумах самым высоким статусом обладает модератор, имеющий полномочия разрешать или удалять записи и комментарии пользователей, а также допускать/исключать пользователей из сообщества или ранжировать их по уровням доступа.
Еще одним показателем престижа является количество посещений (кликов) страницы пользователя (блога, форума, конференции или отдельной записи на них), которое измеряется по IP-адресам6 запрашивающих страницу и фиксируется специальными счетчиками. Увеличение количества посещений выводит страницу на более высокие позиции рейтингов поисковиков, что приводит к еще большему количеству посещаемости страницы.
Как и в реальной жизни, в Интернете статусы могут быть предписанными и достигаемыми. Предписанным статусом обладает пользователь, выходящий в сеть без маски виртуальности, как реальная личность. Его статус будет определенным образом коррелировать со статусом в реальной жизни. Если статус в реальной жизни высок, он будет высоким и в Интернете.
Однако в противоположном случае бывают исключения, когда пользователь с невысоким статусом в реальной жизни постепенно завоевывает авторитет в Интернете. Например, малоизвестный художник и дизайнер Олег Куваев создал персонаж Масяня и серию flash- мультфильмов про нее, которые стали очень популярными в Интернете, а впоследствии и за его пределами, и прославили автора. Проект "Масяня" выложен на сайте.
Для достижения высокого статуса разработано несколько технологий, все они направлены на привлечение внимания общественности. Наиболее распространенная из них - публикация "острых материалов", таких как политическая и экономическая аналитика, порнография и эротика и т.д. Это могут быть авторские работы-обзоры происходящих в мире событий, автобиографические очерки или дайджест имеющегося в Интернете (собрание ссылок на тематические материалы). Такая технология - достаточно честный способ завоевания авторитета и привлечения читателей и комментаторов к своему творчеству.
Базовые свойства сети Интернет позволяют выстроить образовательный процесс как в рамках традиционных дидактических принципов и технологий, так и инновационных, подразумевающих большую степень самостоятельности обучающихся. Новые формы представления и работы со знанием и новые дидактические приемы приводят к изменениям образовательной парадигмы в целом, которая осуществляется в соответствии с трансформацией медийной парадигмы. Это является весомым аргументом в пользу родственности медийных и образовательных социальных практик.
§1.3 Интернет как медийное пространство
Современное общество не только пронизано медийными коммуникациями, но и в значительной мере сформировано ими. Новые информационные технологии стремительно меняют пространственно- временной порядок жизни общества, воздействуя тем самым на все его «поля» – экономическое, политическое, культурное и пр. Эффекты медиа тотальны, социальная реальность приобретает качество медиареальности, онтологический статус которой определить весьма непросто.
Медийное пространство – это, прежде всего, материальное пространство информационно-коммуникативных сетей и потоков. Если медиированное пространство соотносится с контентом, медиатизированное – со средой его распространения и потребления, то медийному пространству соответствуют каналы передачи информации, то есть сами медиа и система их взаимосвязей. Медийное пространство может иметь как физическую, так и виртуальную географию. Например, у многих традиционных СМИ (газеты, журналы, телекомпании и радиостанции) сегодня есть свои Интернет-версии, ряд СМИ изначально создается как онлайновые медиа. Появляются конвергентные редакции, интегрирующие в своей работе все типы имеющихся форматов – печатный, онлайновый, мобильный и вещательный. Медийное пространство – это система не только массовых, но и межличностных коммуникаций с помощью технических средств связи. Социологический анализ «медиарынка» или «медийного ландшафта» какого-либо региона является традиционным вариантом эмпирического изучения медийного пространства в этом понимании. Особый интерес для современных исследователей представляет киберпространство и действующие на базе Интернет-технологий «новые медиа».
Согласно П. Бурдье, «социальное пространство – не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно» [2, с. 39]. Пространство города – это пространство смысла, возникающее в результате социальных взаимодействий, то есть символическое пространство. Однако это применимо только к людям: для иных обитателей городских улиц, крыш, подвалов и канализаций город остается физическим пространством. Город – это место, где пересекается множество пространств, социальных и несоциальных.
Медиированное пространство является социальным конструктом и культурным феноменом, независимо от его онтологического статуса. Это пространство-репрезентация, медийный образ мест, территорий и миров, могущих иметь как физическую, так и социальную природу (а по большей части, видимо, гетерогенную), как реальных, так и воображаемых. Такое пространство становится текстом, требующим дискурс- анализа в качестве инструмента его эмпирического изучения, и/или изображением – в этом случае необходим визуальный анализ медийных образов. Фотография моря в лучах закатного солнца, которая снята и прислана по мобильному телефону – это не просто отражение физического пространства. Это медиатизированное «ощущение места», связанное с человеческими ценностями красоты, гармонии, романтизма и т.д. В основе «ощущения места» как места проживания или пребывания лежат различные критерии его оценки и восприятия, поэтому исследователи наблюдают его разные проявления [9]: «социальное» (когда для человека важны, прежде всего, сложившиеся в данном месте социальные отношения и связи), «инструментальное» (когда место оценивается с точки зрения возможностей работы, развлечений, уровня жизни), «ностальгическое» (образ места связан с переживаниями прошлого), «театральное» (место воспринимается как сцена, на которой разворачивается драма жизни), «инвайроментальное» (когда важен эстетический опыт и чувство единения с природой) и т.д. Все эти представления и оттенки чувств, возникающие у «обитателей» конкретных мест в их повседневной жизни, могут усиливаться и направляться воздействием медийных коммуникаций.
Любые визуальные медиа могут выступать в качестве пособия по поведению в определенной социальной ситуации, которая всегда имеет пространственные координаты, физический контекст. Это еще один вариант исследования формирования «чувства места»: массмедиа учат индивидов распознавать ситуации взаимодействия как латуровские гетерогенные пространства сетей, где социальное тесно сплетено с материальным. Медийные репрезентации пространства практически неотделимы от пространственных характеристик и практик самих медиа – например, организации экранного пространства как места действия. И дело здесь не только в наличии планов, ракурсов и других выразительных средств экрана, включая технологии 3D, 4D и т.п. В случае с массмедиа «реальные» пространства могут специально создаваться с целью их медиации, они симулированы и вне этой медиации существовать не могут. Это временные декорации, создающие пространство медийного перформанса. Таковы студийные пространства дискуссии в телевизионных ток-шоу (эксплуатирующие архетип древнегреческой агоры) или замкнутые пространства реалити-шоу (жизнь «в периметре» участников «Дома-2»), пространства-симулякры рекламных роликов и музыкальных клипов. Иначе говоря, это игровые пространства с заранее заданной драматургией. Впрочем, само присутствие камеры практически любое социальное пространство превращает в игровое. Моделирование социального и физического пространства в компьютерных играх (виртуальных мирах) – еще один интересный объект для исследования способов репрезентации пространств, их восприятия и «переживания».
Медиаобразованность и медиакультура, под которыми подразумевается способность индивида к взаимодействию с медиасредой с целью извлечения смыслов и знаний, является не только профессионально значимым качеством личности во многих областях деятельности, но и императивным качеством человека современного общества. Однако для приобретения этого качества требуется специальная образовательная политика, ориентированная, прежде всего, на использование Интернета и гипертекстовых и интерактивных интернет-медиа на всех уровнях и во всех формах образования, обучения, воспитания.
§1.4 Интернет как диагноз
Интернет не может разрушить нам жизнь, семью, здоровье. Это можем сделать только мы сами - пусть даже с помощью Сети.
За последние два-три года Интернет столько раз воспевали и нахваливали в прессе, что у нормального человека этот поток панегириков просто обязан был вызвать естественную реакцию протеста. Ну не бывает же так, чтобы все непременно было хорошо. Обязательно должен быть какой-то подвох! Такая мысль рано или поздно одинаково неизбежно приходит в голову и постоянным пользователям Сети, и тем, кто знаком с ее чарами лишь понаслышке. Первые от этой мысли подчас становятся ипохондриками, вторые создают и тиражируют мифы о страшной болезни - интернетомании, верными признаками которой являются бегающие глаза, впалая грудь, понос, судороги и мучительная смерть во младенчестве. Национал-патриоты твердят нам, что Интернет - часть глобального заговора ЦРУ против России; им вторят акулы пера, объявляющие Сеть "игрушкой для американских дебилов"... Настало время, наконец, разобраться с вопросом о негативных последствиях Интернета для его постоянных пользователей. Говоря простым языком, сосчитать, во что Сеть нам обходится. Не в денежном выражении, а - по жизни.
Начнем с пресловутой "интернетомании", чтобы больше к ней потом не возвращаться. Сколько бы досужие репортеры, падкие на непроверенную сенсацию, не разносили по свету байки из околопсихиатрических кругов, такой болезни нет. Существуют душевнобольные люди, с самым широким набором диагнозов от шизофрении и МДП до посттравматической эпилепсии, страдание которых может, в частности, проявиться в ненормальном пристрастии к Интернету, Паутине, онлайновым системам многопользовательского общения и т.п. Эти люди будут просиживать сутками за компьютером, забыв еду, сон, собственное имя, целиком поглощенные мельканием экранных страниц. Но не стоит думать, что эти же люди до появления в их доме Интернета были здоровы, а тут вдруг появилась Сеть и свела их с ума. Если бы не было на свете ни Интернета, ни компьютеров - эти больные с тем же самым маниакальным упорством смотрели бы телевизор, слушали радио, читали газеты, менялись почтовыми марками или собирали в коммунальной квартире действующую модель Октябрьской ордена Ленина железной дороги. Склонность человека к полной "отключке", к потере социальной адаптации - это симптом душевного страдания, источник которого следует искать в психике больного, а не в Интернете, филателии или расписании "Красной стрелы".
Покончив с мифом, перейдем к реальным проблемам. Ниже они будут перечислены в произвольном порядке. Расположить их по степени важности читатель может самостоятельно.
1. Напрасная трата времени. В одном своем недавнем выступлении Тим Бернерс-Ли, создатель Паутины, набросился на спаммеров. "Даже стирание их писем из почтового ящика, даже настройка антиспамовых фильтров - это пустая трата моего драгоценного времени!" - посетовал он. И был совершенно прав - с одной оговоркой. Если завтра мы проснемся, а спаммеров нет - улетели все, то бесконечная эпопея напрасной траты времени в Интернете на этом отнюдь не закончится. Чем быстрее Сеть богатеет ресурсами, чем стремительней паутинное строительство превращается во всенародную забаву, тем больше становится онлайнового шума, и тем меньше доля полезного сигнала. Когда-то в АльтаВисте можно было набрать "Netscape Navigator" или "Microsoft Internet Explorer" и получить десяток-другой полезных ссылок на документацию по интересующей нас бродилке. А сегодня на подобный запрос поисковая машина выдаст нам несколько миллионов адресов страниц, где просто сказано "Best viewed with Netscape Navigator" (или, соответственно, Explorer). Другая проблема - миграция страниц. По разным оценкам, средний срок жизни любого ресурса Паутины колеблется от 44 до 73 суток, после чего документ либо переезжает, либо начисто пропадает с лица Сети. По чисто субъективному впечатлению, половина адресной базы Yahoo! - самого, на мой взгляд, полезного каталога сетевых ресурсов - состоит из неактуальных на сегодняшний день ссылок. С АльтаВистой ситуация обстоит не лучше. Конечно, роботы сегодня умеют редактировать каталог не только в сторону увеличения (достаточно скормить Скутеру адрес, по которому сервер выдает 404-ю ошибку, чтобы документ, ранее лежавший по этому адресу, был исключен из поисковой базы). И все равно темпы обновления поисковых машин - самого мощного инструмента интернетовской навигации - далеко отстают от скорости обновления ресурсов Паутины. Следовательно, с каждым месяцем одна и та же операция поиска начинает отнимать все больше времени...
2. Потеря круга общения. Человек, проводящий много времени в Сети, неизбежно жертвует при этом теми занятиями, которые прежде занимали его досуг. В частности, страдает общение с офлайновыми друзьями. Вечер, проведенный за компьютером, становится полноценной альтернативой дружеской попойке, вечеринке, просмотру телесериала или походу в кино. Тяжело дозвониться человеку, телефонная линия которого постоянно занята Интернетом, и после многих безуспешных попыток друзья постепенно отказываются от надежды его услышать. Быстро редеет список общих тем для обсуждения с офлайновыми знакомыми... При всех оправданиях, которые можно найти такой смене круга общения (шире выбор, мир без границ, общность интересов), факт остается фактом: по мере погружения человека в онлайновый социум, его связи с окружающим физическим миром заметно ослабевают.
Можно, конечно, на это заметить, что эта ситуация - временная. Рано или поздно, "забытые" в офлайновом мире друзья и родственники догонят вас в Сети, и ваше общение восстановится, причем вы для них станете наставником и гуру. Однако никто не гарантирует вам того, что это произойдет скоро, или что к моменту вступления ваших друзей в Сеть общение с ними будет вам по-прежнему интересно. Особенно, если учесть те идиотские вопросы, ГИФы и форварды, которыми они станут вас на радостях заваливать по электронной почте и ICQ...
3. Семейные неурядицы. Сильнее всего увлечение Интернетом бьет по отношениям с теми, кто живет с вами под одной крышей. Причин здесь масса - от отчуждения и элементарного непонимания близкими ваших вечерних занятий, до споров и скандалов вокруг единственной в доме телефонной линии. Существует расхожее мнение, что для гармонизации отношений в семье "сетянина" он должен приобщить к виртуальному миру свою половину. До известной степени этот рецепт и в самом деле работает: если половина сумела оценить радости и дары киберпространства, в семье может вновь воцариться гармония, питаемая, вдобавок ко всему прочему, общностью интересов супругов (ни одно из других классических "мужских" увлечений - будь то преферанс, футбол или сауна - такого благотворного воздействия на семью оказать не могут). Однако супружество "сетян" - это палка о двух концах. Особенно если в квартире есть лишь один компьютер и одна телефонная линия...
4. Профзаболевания. Компьютер - это, конечно, не кузнечный пресс и не отбойный молоток, но и он может отнять у своего пользователя немало здоровья. Постоянная работа с клавиатурой вызывает болезни рук; недавно доказано, что слишком частое использование мышки может привести к воспалению сухожилий кисти. Длительное сидение в одной позе может стать причиной остеохондроза; застой крови в малом тазу приводит к самому широкому спектру негативных последствий - от геморроя до импотенции (другой вопрос - насколько часто эти заболевания развиваются у компьютерных пользователей, по сравнению, скажем, с шоферами или государственными чиновниками, пишущими от руки). Известно также, что долгая работа с монитором может вызвать головные боли и расстройства зрения; говорят, что от этого спасают специальные защитные экраны и технологии пропитки стекла, применяемые сегодня производителями большинства популярных мониторов... Впрочем, профессиональные заболевания компьютерщиков и пути профилактики - отдельная большая тема, не связанная напрямую с Интернетом. Поэтому не станем уделять ей здесь слишком много внимания.
5. Изменения личности. Хотя выше мы и отвергли теорию о существовании психических расстройств, вызванных общением с Интернетом, длительное сидение в Сети может весьма заметно сказаться на психологии пользователя, его поведении и привычных реакциях. Привычка к навигации по гипертекстовым ссылкам может разрушить навыки чтения текстов подряд. Общение с виртуальными анонимами, исчезающими так же внезапно, как они появляются, и пользование такими системами отсроченной коммуникации, как электронная почта или ICQ, где на заданный вопрос ответ можно отправлять назавтра, накладывают свой отпечаток на поведение "сетянина" при контакте с невиртуальными собеседниками, на манеру и стиль его разговора. Привычка к переписке в публичных конференциях USENET и ФИДО деформирует лексикон, засоряет речь жаргонизмами и выражениями, которые для несетевого собеседника нуждаются в дополнительном переводе. Сетевой пользователь, злоупотребляющий системами интернетовского общения, может обнаружить, что с каждым разом ему все труднее становится излагать свои мысли на бумаге или в разговоре...
Наш список можно продолжать и дальше, благо сетевая практика неисчерпаема, и в ней можно найти бессчетные иллюстрации вредного воздействия Интернета на слишком увлекшихся им пользователей. К счастью, для всех этих зол, названных и не названных выше, есть один общий - и весьма эффективный - способ профилактики. Просто не надо делать из еды культа, как сказал Остап, отнимая у Паниковского огурец. Следует всегда помнить, что Интернет - это не самоцель. Говоря словами Базарова, Интернет - не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Увлечение не должно превратиться в манию, а фантазия - в бред. Между невинной привычкой и маниакальным пристрастием всегда есть ощутимая, невыдуманная грань. И взрослый, ответственный человек, не страдающий психическими расстройствами, всегда найдет в себе силы, чтобы удержаться от перехода этой грани - или чтобы вернуться, если одной ногой он уже заступил за черту. Но самое главное - не спешить ставить себе диагноз.
ОБОБЩЕНИЕ:
1) Интернет – это мультимедийная среда. Как социальный комплекс Интернет является частью самого социума.
2) Распространение Интернета влечет за собой серьезные изменения в обществе, появление новой субкультуры Интернет-сообщества, а значит, модернизацию и трансформацию социума в целом. И в результате мы можем наблюдать, как изменяются: факторы, детерминирующие поведение индивидов в социальных институтах и. организациях, в процессах межличностного и социального взаимодействия в Интернете, ценностных ориентаций, мотивации и степени участия индивидов в сетевой жизни и другое.
3) Можно наблюдать в современном обществе, насколько изменилось понимание, что такое образование современного человека - это уже не просто сумма определенных знаний, которые быстро морально устареют. На порядок ускорился моральный износ знаний. Время, которое выпускник ВУЗа мог жить за счет «приобретенного запаса знаний в Вузе», сократилось с 20 - 25 лет в 40-е годы до 5-ти лет в начале 90-х годов. А по специальностям, связанным с информационными технологиями, информация устаревает в течение одного года. В этих условиях современный специалист постоянно должен повышать свою квалификацию только для того, чтобы не «отстать от жизни». Его образование — непрерывный процесс, охватывающий весь период трудовой деятельности. Система современного образования должна отвечать на «вызов» современного информационного общества.
4) Наша страна интенсивно входит в мировое информационное пространство. Если в системе образования в ближайшее время не будет освоена новая социальная и образовательная реальность мира Интернет, то неизбежно будет нарастать отставание от глобального мира.
Часть II: ОЭР по изучению использованных учащимися возможностей Интернет в разработке и реализации ими личных информационно-поисковых исследований
В настоящее время в Интернете существует достаточно большое количество сервисов, обеспечивающих работу со всем спектром ресурсов. Наиболее известными среди них являются:
Перечисленные выше сервисы относятся к стандартным. Это означает, что принципы построения клиентского и серверного программного обеспечения, а также протоколы взаимодействия сформулированы в виде международных стандартов. Следовательно, разработчики программного обеспечения при практической реализации обязаны выдерживать общие технические требования.
Наряду со стандартными сервисами существуют и нестандартные, представляющие собой оригинальную разработку той или иной компании. В качестве примера можно привести различные системы типа Instant Messenger (своеобразные интернет-пейджеры — ICQ, AOl, Demos on-line и т. п.), системы интернет-телефонии, трансляции радио и видео и т. д. Важной особенностью таких систем является отсутствие международных стандартов, что может привести к возникновению технических конфликтов с другими подобными сервисами.
Наиболее популярными услугами Интернета сегодня являются:
|
|
Поскольку в совокупности эти сервисы и услуги составляют социальный комплекс («Интернет»), постольку интересным представляется исследование возможностей Интернет в процессе социализации личности учащихся, занятых информационно-поисковой работой в области нанотехнологий, нанохимии и наноиндустрии.
В этих условиях становится доступным наблюдение за перечнем применяемых в такой работе средств (в качестве которого выступают сервисы и услуги Интернета): например, в информационно-поисковой работе учащихся средством такой деятельности вряд ли могут выступать многопользовательские игры; зато такие услуги как поисковые системы, блоги, Вики-проекты, файлообменные сети несомненно играют важную роль.
Образовательная сфера использует возможности Интернета не только для донесения информации до пользователей – она позволяет совершать коммуникации на качественно другом уровне; в этой связи Интернет-коммуникации необходимо рассматривать как особый тип социального взаимодействия, обладающего устойчивыми и регулярными формами.
§2.1 Общая характеристика микрогруппы учащихся гимназии, изучающих нанотехнологии и нанохимию
В сентябре 2012 в ГБОУ Гимназия №1526 образовалась разновозрастная микрогруппа учащихся в количестве 5 человек, которая увлеклась изучением области нанотехнологий.
В группу входят учащиеся 9-11 классов Гимназии №1526 – учащаяся 9 «А» класса Рогулина Анна, учащиеся 10 «А» класса Макаров Вячеслав, Оськина Марина и Щелкова Анна и учащаяся 11 «А» класса Богданова Мария.
Группа исследовала за первую половину 2012-2013 учебного года разнообразные вопросы разработки, теоретических основ, а также применения нанотехнологий, нанохимии и наноиндустрии в жизни и деятельности человека.
Так Рогулина Анна выполнила информационно-поисковое исследование по теме: «Сравнительно-сопоставительный анализ понятий «катализ» и «нанокатализ» [в призме исследования расширяющихся границ приложения нового понятия «нанокатализ»]».
Макаров Вячеслав занимался аналитическим обзором практики научной разработки умных наноматериалов (по материалам опубликованных новостей химической науки).
Оськина Марина, выполняя абрис современных контуров прикладной – медицинской – нанохимии, изучала прогнозируемые перспективы приложения нанотехнологий в решении медицинских проблем.
Щелкова Анна изучала понятийный аппарат новой науки – нанохимии.
Богданова Мария исследовала практические возможности нанохимии в решении современных экологических задач, выполняя контент-анализ содержания отчётов о научно-практических разработках, опубликованных в новостях химической науки.
Эта группа явилось звеном системы работы гимназии над культивированием среды по развитию и воспитанию одаренности. Сформировалась она под влиянием единого для всех её участников направления их познавательных интересов, устремленного в область нанотехнологий, нанохимии и наноиндустрии. Очевидно, не последнюю роль в объединении учащихся сыграл фактор отношения всех учащихся к единому для них периоду старшего школьного возраста, что обусловило наличие у участников этой микрогруппы и сходных интересов, и аналитических оценок, и взглядов, и мотиваций к изучению этой отрасли научного знания.
Поскольку микрогруппа образовалась для достижения конкретной цели – изучить теоретические основы нанотехнологий, нанохимиии, наноиндустрии – постольку отношения в группе выстраивались не на чувственной взаимооценке участников, но на деятельностном критерии и потому носил интеллектуальный, а не чувственный характер. Целеосознавание и целедостижение, вытесняющие потребностную динамику на периферию оценки происходящего, облегчили достижение рефлексивной взаимоинтеграции и самоорганизации в рамках движения к общезначимой цели.
В этих условиях в микрогруппе на протяжении её работы в первом полугодии 2012-2013 учебного года не выделился лидер: все участники общаются в группе на паритетных началах, обмениваясь между собой опытом организационно-методического обеспечения информационно-поискового исследования. При этом, несмотря на отсутствие в группе лидера, микрогруппа характеризовалась стабильностью и устойчивостью, что объясняется тем, что эта микрогруппа структурировалась не от динамики взаимного чувственного оценивания, а по основанию деятельностной самоорганизации, что и придало стабильность её жизнедеятельности. Более того – очевидно, что в группе и в дальнейшем, скорее всего, связи и отношения будут носить одноуровневый характер. Это объясняется тем, что поскольку в основании группостановления лежит цель, а не чувства, постольку каждый участник группы приобщен к деятельности группы до тех пор, пока участие в группе позволяет ему эффективнее решать личностные задачи в достижении общей для всех, но личностно значимой цели. И в этой связи, рассматривая данную цель как индивидуально значимую в рамках своей познавательной потребности, каждый из учащихся с готовностью входит в микрогруппу, выстраивая свои отношения в группе, согласовывая характер своего участия в достижении единой для всех цели не на чувственных и иерархичных, а на интеллектуально деятельностных основаниях.
Благодаря такому общению учащиеся сумели в короткие сроки выявить все научные и научно-популярные сайты – порталы, посвященные нанотехнологической тематике; обменивались информацией по нанотехнологической тематике, обогащая исследовательский кругозор друг друга; способствовали всестороннему раскрытию темы каждого из исследований, ведущихся в группе, посредством аналитического и критического осмысления достигнутых результатов на каждом из этапов информационно-поискового исследования.
Такие одноуровневые отношения (отсутствие лидеров и управляемых лидерами; равенство всех участников группы) обеспечили эффективное протекание процессов социализации и индивидуализации – каждый из учащихся выполнил самостоятельное и индивидуальное исследование, выступив при его разработке в качестве самостоятельного исследователя; каждый учащийся самостоятельно организовывал процесс и результаты своей исследовательской деятельности. Отсутствие лидера в группе обусловило становление у школьников собственной научно-исследовательской позиции в разрабатываемой им теме; личной ответственности за ход и результаты информационно-поисковой работы.
§2.2 Изучение использованных возможностей Интернет в решении задачи социализации учащихся гимназии
Возрастающая популярность Интернет-технологий позволяет рассматривать «всемирную паутину» как новую социальную среду. Предметом внимания социолога в ней может быть многое — от закономерностей поведения людей в Интернете и до влияния взаимоотношений в Сети на повседневную жизнь лиц, напрямую не занятых в сфере компьютерных технологий или электронной коммерции. А прогнозы сегодня делаются еще более радикальные: через несколько лет многое, что происходит в «виртуальной реальности», будет определять наше бытие в «реальном мире».
Бурное развитие коммуникативных технологий, реалии формирующегося информационного общества нуждаются в новых способах трансляции социального опыта и ставят перед учеными задачу адекватного объяснения происходящих процессов и прогнозирования Такие явления социальной жизни, как формирование общества потребления, качественно иной уровень интенсивности воздействия на человека средств массовой информации качественно меняют, коммуникативное поведение огромной части человечества
Фактически, создание Интернета привело к образованию виртуальной социальной реальности, где индивиды обучаются, общаются и «живут», как в обыденной реальной жизни, или зачастую подменяя ее Причина этого в том, что всякая техническая новация влияет на социум, являясь одновременно и порождением научно-технического прогресса и социальным заказом
В научной литературе все еще недостаточно отражены процессы «интернетизации» и «виртуализации», приводящие к новым формам социального расслоения на основе «знания и незнания», к радикальным изменениям в тенденциях и направлениях бизнеса, к трансформациям социальных коммуникаций посредством Интернет-технологий, процессы, которые приводят к изменениям ценностных ориентаций и моделей поведения личности и целых групп в виртуальном пространстве [11].
Образовавшаяся в ГБОУ Гимназия №1526 микрогруппа учащихся (5 человек), интересующихся вопросами нанотехнологий, нанохимии, наноматериалов, при разработке своих исследовательских проблем широко применяла ресурсы Интернет как источники информации.
Причина активного использования Интернет в качестве информационного ресурса заключалась в том, что, как оказалось, «бумажные» версии многих изданий в области нанотехнологий издаются очень ограниченным тиражом; стоят дорого (из-за необходимого качества печати фотоматериалов иллюстраций); отдельные издания невозможно найти даже в столичных библиотеках.
В этой связи основными информационными ресурсами выступили Интернет-порталы (сайты), посвященные нанотехнологической проблематике, нанохимии и наноиндустрии:
1) http://www.nanonewsnet.ru (российское on-line издание, посвященное вопросам наноиндустрии);
2) http://www.nanometer.ru (Нанотехнологическое сообщество: екоммерческий сайт, посвященный естественным наукам, образованию, срез нанотехнологического сообщества России - от школьников, до академиков и инновационных компаний, информационая площадка молодежных конкурсов и олимпиад школьников).
3) http://nauka.name/category/nano (Научно-популярный портал: нанотехнологии)
4) http://www.nanorf.ru (Российский электронный наножурнал)
5) http://www.nanojournal.ru (Российский электронный наножурнал)
6) http://www.nanoware.ru (Нанотехнологии и наноматериалы в России: официальный сайт потребителей нанотоваров и наноуслуг)
7) http://www.nano-edu.ulsu.ru/w/index.php (Введение в нанотехнологии)
8) http://www.rusnanonet.ru (Российская национальная нанотехнологическая сеть)
9) http://www.rusnor.org (Нанотехнологическое общество России)
Помимо информационных, мультимедийных и поисковых сервисов, учащиеся микрогруппы при разработке информационно-поискового исследования использовали материалы блогов, форумов по изучаемой ими проблематике.
Анализируя возможности Интернет в процессе социализации учащихся ГБОУ Гимназия №1526 г. Москвы, необходимо отметить, что в вопросах нанотехнологий, нанохимии и наноиндустрии Интернет среда остаётся на сегодняшний день ведущим средством формирования современных и адекватных представлений, которые, будучи образами знаний в этом разделе науки, востребованной и актуализированной обществом, являются частью личностной социализации учащихся, поскольку иных источников, откуда можно было бы черпать весь спектр информации по данной проблематике попросту нет в широком и свободном доступе: научно-популярной литературы мало; она издаётся незначительными тиражами. Та литература, которая снабжена иллюстрациями приемлемого качества, стоит очень дорого ввиду затрат на качественную печать; выпущена ограниченным тиражом в 1 тысячу экземпляров (что очень мало); та, которая такие иллюстрации не содержит, описывает процессы и явления чрезвычайно общо и поверхностно, не углубляясь «в детали», которые имеют для нанотехнологической отрасли знаний существенное значение.
В Москве есть нанотехнологическая лаборатория при Дворце творчества детей и молодёжи «Интеллект», на базе которой открылся и функционирует НАНОТРАК – передвижная нанотехнологическая лаборатория.
На базе указанной лаборатории осуществимо практическое ознакомление с миром нанотехнологий в сфере новейших разработок мирового уровня; лаборатория представляет собой, по сути, связь школьного кабинета с лабораторией учёного.
На базе лаборатории проводятся следующие лабораторные работы:
Урок в лаборатории знакомит обучающихся с достижениями науки в наши дни; помогает создать мотивацию для более глубокого изучения школьных предметов; подготавливает обучающихся к объективному восприятию и анализу современных тенденций в науке и технике; создаёт условия для активного включения детей в научно-исследовательскую деятельность и развития навыков научно-исследовательской деятельности у учащихся.
Обладая явными преимуществами, этот ресурс – лаборатория – имеет и один существенный недостаток: в учебном году лаборатория может принять лишь 500 учащихся г. Москвы, что явно не достаточно для того, чтобы быть средством массового обучения всех желающих. В этой связи Интернет остаётся ведущим и массовым средством развития познавательной активности в области нанотехнологий.
В связи с многочисленными формами взаимодействия, которые обеспечивает Интернет учащимся при разработке информационно-поискового исследования по проблематике в области нанотехнологий, нанохимии и наноиндустрии (потоковое мультимедиа, файлообменные и поисковые системы, Вики-проекты, блоги, веб-форумы), Интернет фактически становится средой для личностной социализации учащихся при решении вышеуказанных задач.
В Интернете микрогруппа учащихся смогла выстроить и многомерное общение по разрабатываемой ими проблематике – нанотехнологиям и нанохимии; развивать своё самосознание через самостоятельную работу с информацией, информационно-поисковую деятельность по проблематике их исследования; самооценку личных достижений (на основе сопоставления с достижениями других школьников, в т.ч. на материалах опубликованных в Интернет отчётов Летней школы СУНЦ по нанотехнологиям); включаться в многообразные виды деятельности. Это позволяет оценивать современный Интернет как обладающий возможностями выступать специфичной средой социализации учащихся, занятых научно-поисковой, исследовательской деятельностью.
При взаимодействии учащихся с Интернет-пространством развивается их медиаобразованность и медиакультура, под которыми подразумевается способность индивида к взаимодействию с медиасредой с целью извлечения смыслов и знаний. Медиаобразованность и медиакультура становится, таким образом, не только актуальным профессионально значимым качеством личности во многих областях деятельности, но и императивным качеством человека в современном обществе. При этом для приобретения этого качества требуется специальная образовательная подготовка, ориентированная, прежде всего, на использование Интернета и гипертекстовых и интерактивных интернет-медиа в решении конкретных практических задач. И в наибольшей степени эту подготовку обеспечивает проведение учащимися самостоятельного информационно-поискового исследования по интересующей учащегося проблематике.
Обобщая вышеизложенное, приходим к следующему выводу: Интернет, предоставляя разнообразные возможности учащимся и обеспечивая разнообразные ситуации для поведения (ситуации информационного выбора, определения стратегии поиска, общения, самокритики и самооценки – например, на основе сравнения своих достижений с достижениями участников виртуальных, а также реальных сообществ), является средой личностной социализации учащихся.
Заключение
В рамках данного исследования на примере микрогруппы учащихся ГБОУ Гимназия №1526 было изучено влияние Интернет среды на процесс социализации учащихся при выполнении ими информационно-поисковых работ в области нанотехнологий, нанохимии и наноиндустрии.
В ходе данного исследования было установлено, что микрогруппа учащихся смогла выстроить в Интернете многомерное общение по разрабатываемой ими проблематике – нанотехнологиям и нанохимии; развивать своё самосознание через самостоятельную работу с информацией, информационно-поисковую деятельность по проблематике их исследования; самооценку личных достижений (на основе сопоставления с достижениями других школьников, в т.ч. на материалах опубликованных в Интернет отчётов Летней школы СУНЦ, дистанционно-очной школы по нанотехнологиям при МГУ); включаться в многообразные виды деятельности. Это позволяет оценивать современный Интернет как обладающий возможностями выступать специфичной средой социализации учащихся, занятых научно-поисковой, исследовательской деятельностью. Среди Интернет-источников были также материалы Летней школы СУНЦ () для учащихся 8-11 классов; специализированные форумы.
На этой основе было получено заключение о том, что по совокупности воздействий Интернета на личностную социализацию учащихся (общение, самосознание и деятельность) его следует рассматривать как специфическую среду социализации учащихся, занятых информационно-поисковой работой в области нанотехнологий, нанохимии и наноиндустрии.
Базовые свойства сети Интернет позволяют выстраивать индивидуальную траекторию личностного развития учащихся на основе инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса по предметам, подразумевающих бóльшую – в сопоставлении с традиционными дидактическими принципами и технологиями - степень самостоятельности учащихся. Новые формы представления и работы со знанием и новые дидактические приемы приводят не только к изменениям образовательной парадигмы в целом, но и качественно иной социализации учащихся, более ранней индивидуализации; фрагментами – к досрочной социализации учащихся.
В этой связи Интернет может выступать средством социализации учащихся, занятых научно-исследовательской деятельностью в области естественнонаучных дисциплин.
Взаимодействии учащихся с Интернет-пространством обусловливает развитие у школьников медиаобразованности и медийной культуры, под которыми подразумевается способность индивида к взаимодействию с медиасредой с целью извлечения смыслов и знаний. Медиаобразованность и медиакультура становится, таким образом, не только актуальным профессионально значимым качеством личности во многих областях деятельности, но и императивным качеством человека в современном обществе. При этом для приобретения этого качества требуется специальная образовательная подготовка, ориентированная, прежде всего, на использование Интернета и гипертекстовых и интерактивных интернет-медиа в решении конкретных практических задач. И в наибольшей степени эту подготовку может обеспечить проведение учащимися самостоятельного информационно-поискового исследования по интересующей конкретного школьника проблематике.
В завершение остаётся заключить, что гипотеза исследования подтвердилась; результатом исследования является следующий обобщенный вывод: Интернет может выступать средой и средством социализации учащихся, занятых научно-исследовательской деятельностью в области естественнонаучных дисциплин.
Список использованных источников
[1] Всё неизвестное представляется величественным. Гай Корнелий Тацит. «Агрикола»
[2] Алексеева, И.Н. Возникновение идеологии информационного общества [Текст] / И.Н. Алексеева // Информационное общество. - 1999. -№ 1. - С. 30-35.
[3] Bell, D. The Coming of Postindustrial Society. A venture in Social Forecasting / D. Bell. - N.-Y.: Basic Books, Inc., 1973.
[4] Кихтан В.В. Образовательный контент в интернет-медиа: история становления и тенденции развития : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.10 / Кихтан Валентина Вениаминовна; [Место защиты: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания]
9 11-2/1173. – М. – 2011.
Рисуем домики зимой
Крутильный маятник своими руками
Никто меня не любит
Загадка Бабы-Яги
Снежная книга