Изучение перспектив приложения нанотехнологий в медицине
как фактор (способ) личностной социализации
Автор: Щелкова Анна; научный руководитель: Ампилова Н.Ф.
Человек, по выражению Денниса Габора, не в состоянии предсказать свое будущее, зато он может его построить.
Аурелио Печчеи, основатель Римского клуба.
…Денеш Габор (Gábor Dénes), венгерский физик, лауреат Нобелевской премии, как-то заметил: «Человек не в состоянии предсказать своё будущее, но он может его придумать». Аурелио Печчеи, основатель Римского клуба, трансформировал это высказывание, заменив слово «придумать» словом «построить».
Тем временем содержание их взглядов на историю человека и общества, по сути, идентично: учёные убеждены, что общество развивается, исходя из внутреннего, имманентного плана (не возможно строить, не придумав заранее план сооружения). «Будущее невозможно предсказать, но его можно запланировать, - указывал Александр Зиновьев, российский советский логик, социальный философ, выдающийся социолог, писатель. - История же есть стремление в какой-то мере и форме соответствовать плану. Проблема не в том, что произойдёт, а в том, что надо делать, чтобы история шла желанным для нас путём. Это как руководство к действию…».
Поскольку именно в человеке, – как описывает Аурелио Печчеи, – заключены источники общественных проблем, в нём все начала и все концы, и в нём же основы надежд общества»[1], постольку вопросы социализации в общем и проблемы социализации личности в частности с течением времени не теряют своей актуальности и приоритетной значимости в жизни социума.
Это объясняется тем, что человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. А потому то, каким будет человек, как он будет вести себя в обществе; станет ли он источником общественных проблем или будет позитивно влиять на развитие общества, зависит от того, каким путём пойдёт его социализация – процесс становления его личности.
В этой связи учёные-социологи, психологи задаются вопросом: «Что надо делать, чтобы социализация шла в желанном направлении?» и признают, что социализация представляет собой процесс, которым крайне сложно (многие учёные считают, что невозможно) управлять, поскольку он зависит от множества факторов; социализация идёт не только в стенах школы, но также дома, внутри социальных групп, микрогрупп и макро-, мегагрупп; она – результат влияния на личность всего окружающего её мира.
Тем не менее, социологи, педагоги, психологи ищут и находят разнообразные эффективные средства и способы позитивного влияния на социализацию личности; решают вопросы корректирования процессов десоциализации и дезадаптации; изучают факторы, обусловливающие эти процессы, социальные среды.
Поскольку социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[2], постольку успешная личностная социализация во многом зависит также от качества и адекватности, современности представлений об окружающем мире, социоприродной среде.
Ввиду того, что нанотехнологии и наноиндустрия стали частью современной жизни общества, но одновременно являются его новеллой, стало интересным проследить влияние информационно-поисковой работы учащихся гимназии в области нанотехнологий на их личностную социализацию, что стало целью нашего исследования.
Объектом исследования стала информационно-поисковая работа Оськиной Марины, учащейся 10 «А» класса по теме: «Изучение прогнозируемых перспектив приложения нанотехнологии в решении медицинских проблем [абрис современных контуров прикладной нанохимии – медицинской нанохимии]».
Предметом исследования был процесс личностной социализации в ходе работы над информационно-поисковым исследованием
Гипотеза исследования – заключалась в том, что нанотехнологии, нанохимия и наноиндустрия как часть современного мира должны находить соответствующее отражение в картине мира современного человека. Поскольку эти знания актуальны и востребованы в современном обществе, они являются одной из составляющих успешной социализации личности.
Для проверки гипотезы была поставлены и решены следующие задачи исследования:
1) Выполнить литературный обзор теоретических основ личностной социализации учащихся в школьной среде.
2) Проанализировать на конкретном примере научно-исследовательскую деятельность учащейся в призме личностной социализации учащейся в процессе такой деятельности.
3) На основе анализа посредством обобщения сделать заключение о ценностно-смысловом значении научно-исследовательской работы учащихся в их личностной социализации.
В ходе работы над решением поставленных задач и проверкой рабочей гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: изучение научной, научно-популярной литературы по проблеме исследования; наблюдение, собеседование, анализ, изучение письменных документов – отчёта о поисково-информационном исследовании учащейся; обобщение.
В ходе работы были получены следующие данные.
Исследованная нами информационно-поисковая работа Оськиной Марины «Изучение прогнозируемых перспектив приложения нанотехнологии в решении медицинских проблем [абрис современных контуров прикладной нанохимии – медицинской нанохимии]» велась по общим принципам реализации проектных работ, насчитывающих 5-8 этапов, и насчитывала 7 этапов.
Собеседование с Оськиной Мариной показало, что в процессе реализации вышеуказанной работы Оськина Марина приобрела специализированные знания в области нанотехнологий; получила представления о современном уровне их развития; об их применении в медицине; о проблемах и перспективах этого применения; обогатила свой багаж профильных профессиональных (медицинских) представлений (учащаяся гимназии планирует связать свою профессиональную деятельность с медициной – стать терапевтом); научилась писать отчёт об информационно-поисковом исследовании; выстраивать многообразные диалоги в новом социальном качестве «исследователь – научный руководитель», «исследователь - консультанты», «исследователь - оппоненты», «исследователь – целевая аудитория», защищать результаты своего исследования. Оськина Марина стала победителем школьной конференции, получила диплом 2 степени за вышеуказанную работу.
Собеседование показало, что научно-исследовательская деятельность Оськиной Марины стала для неё также средством личностной индивидуализации (когда учащийся, разрабатывающий такую тему становится более квалифицированным в конкретной специфичной проблематике; может выделиться в школьном коллективе специфичными гранями кругозора и интеллекта).
Проанализировав данные собеседования с дипломантом, презентацию и отчёт об информационно-поисковом исследовании Оськиной Марины, мы пришли к следующему обобщению: научно-исследовательская работа учащихся качественно отличается от всем известных традиционных видов учебной деятельности: в ходе такой работы учащийся сталкивается с необходимостью решения ряда практических задач, не типичных для классно-урочной формы обучения:
1) проектировать, организовывать и реализовывать самостоятельную исследовательскую деятельность на протяжении от одного до нескольких месяцев для достижения результата – завершения исследовательской работы;
2)отбирать источники для теоретического обзора по проблематике исследования;
3) сопоставлять различные и в т.ч. полюсные точки зрения через призму проблематики собственного научного исследования;
4) искать и систематизировать информацию по заданной проблематике; ориентироваться в информационном пространстве, проявляя познавательно-волевую устойчивость (отсекая постороннюю проблематике информацию – особенно это характерно для поиска информации в глобальной сети Интернет);
5) изучать и применять методы обработки информации, эмпирических данных;
6) писать отчёты о научно-исследовательской работе; представлять полученную информацию общественности (в виде тезисов, аннотации, статьи, стендового доклада, презентации – в то время как в школьной практике, как правило, самое широкое распространение получают лишь устные доклады и рефераты); а также защищать свою работу; дискутировать с оппонентами;
7) критического осмысления хода и результатов исследовательской работы; направлений и перспектив дальнейшего самообразования и саморазвития.
На этой основе были получены следующие тезисы:
ПЕРВЫЙ. Поскольку в научно-практической работе учащиеся включаются в специализированное, профильное общение с учителями, с другими учащимися по проблематике исследования, приобщаются к научному дискурсу, приобретают новую социальную роль «исследователя»; обретают новые социальные связи «научный руководитель», «оппоненты», «консультанты» и т.п., постольку научно-исследовательскую деятельность школьников можно рассматривать как специфическую развивающую среду.
ВТОРОЙ. Поскольку научно-исследовательская работа планируется, проектируется, и реализуется в относительно жестких рамках организации этого процесса (учащиеся готовятся к конференциям, круглым столам, научному обсуждению хода и результатов их исследования; ограничены сроками и датами), постольку можно утверждать о сконструированной и построенной специфичной среде под названием «научно-исследовательская работа».
ТРЕТИЙ. Поскольку научно-исследовательская работа проявляется множеством различных ситуаций, возникающих в результате её организации, планирования, реализации, представления её результатов общественности, постольку совокупное влияние этих обстоятельств на учащихся требует от него определенного – не типичного для традиционного УВП – поведения и активности. Учитывая, что обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации, называют факторами социализации, научно-исследовательскую деятельность учащихся можно считать не просто средой социализации, но фактором социализации.
Принимая во внимание, что по А.В. Мудрику «факторы социализации – это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена» (что вытекает из второго тезиса нашей работы), получаем, что научно-исследовательская работа, в связи с тем, что ей присущи вышеперечисленные качества, может выступать не просто развивающей средой, но фактором социализации.
Таким образом, приходим к ВЫВОДУ о том, что научно-исследовательская работа, в частности «изучение перспектив приложения нанотехнологий в медицине» может выступать фактором личностной социализации учащихся. Кроме того, её можно также рассматривать и как средство досрочной социализации – то есть как своеобразную репетицию профессиональной деятельности.
Литература:
1) Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
2) Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21-29.
3) Ковалева А. И. Социализация. № 1. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2004).
4) Печчеи А. Человеческие качества. . — М.: «Прогресс», 1985. — 312 с.
[1] Актуальные проблемы культуры XX века. М, 1993. С. 120-121.
[2] Социализация — БСЭ — Яндекс. Словари
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_shchelkovoy.doc | 170.5 КБ |
XVI Окружная научно-практическая конференция учащихся
«Человек в изменяющемся мире. Человек – объект и субъект социализации»
ГБОУ Гимназия №1526 г.Москвы
Творческая работа
на тему: «Изучение перспектив приложения нанотехнологий в медицине как фактор (способ) личностной социализации»
Выполнила:
учащаяся 10 «А» класса
Щелкова Анна
Руководитель:
учитель химии
Ампилова Н.Ф.
Москва – январь, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
§1.1 Понятие личностной социализации
§1.2 Факторы и способы личностной социализации
Часть II: ОЭР по исследованию процесса работы учащихся над информационно-поисковым исследованием
§2.1 Описание методики и результаты собеседования с Оськиной Мариной, исследователем темы: «Изучение прогнозируемых перспектив приложения нанотехнологии в решении медицинских проблем [абрис современных контуров прикладной нанохимии – медицинской нанохимии]»
§2.2 Информационно-поисковое исследование области нанотехнологий как фактор личностной социализации учащегося в школе
Список использованной литературы
Введение
Человек, по выражению Денниса Габора, не в состоянии предсказать свое будущее, зато он может его построить.
Аурелио Печчеи, основатель Римского клуба.
…Денеш Габор (Gábor Dénes), венгерский физик, лауреат Нобелевской премии, как-то заметил: «Человек не в состоянии предсказать своё будущее, но он может его придумать». Аурелио Печчеи, основатель Римского клуба, трансформировал это высказывание, заменив слово «придумать» словом «построить».
Тем временем содержание их взглядов на историю человека и общества, по сути, идентично: учёные убеждены, что общество развивается, исходя из внутреннего, имманентного плана (не возможно строить, не придумав заранее план сооружения). «Будущее невозможно предсказать, но его можно запланировать, - указывал Александр Зиновьев, российский советский логик, социальный философ, выдающийся социолог, писатель. - История же есть стремление в какой-то мере и форме соответствовать плану. Проблема не в том, что произойдёт, а в том, что надо делать, чтобы история шла желанным для нас путём. Это как руководство к действию…».
Поскольку именно в человеке, – как описывает Аурелио Печчеи, – заключены источники общественных проблем, в нём все начала и все концы, и в нём же основы надежд общества»[1], постольку вопросы социализации в общем и проблемы социализации личности в частности с течением времени не теряют своей актуальности и приоритетной значимости в жизни социума.
Это объясняется тем, что человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. А потому то, каким будет человек, как он будет вести себя в обществе; станет ли он источником общественных проблем или будет позитивно влиять на развитие общества, зависит от того, каким путём пойдёт его социализация – процесс становления его личности.
В этой связи учёные-социологи, психологи задаются вопросом: «Что надо делать, чтобы социализация шла в желанном направлении?» и признают, что социализация представляет собой процесс, которым крайне сложно (многие учёные считают, что невозможно) управлять, поскольку он зависит от множества факторов; социализация идёт не только в стенах школы, но также дома, внутри социальных групп, микрогрупп и макро-, мегагрупп; она – результат влияния на личность всего окружающего её мира.
Тем не менее, социологи, педагоги, психологи ищут и находят разнообразные эффективные средства и способы позитивного влияния на социализацию личности; решают вопросы корректирования процессов десоциализации и дезадаптации; изучают факторы, обусловливающие эти процессы, социальные среды.
Поскольку социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[2], постольку успешная личностная социализация во многом зависит также от качества и адекватности, современности представлений об окружающем мире, социоприродной среде.
Ввиду того, что нанотехнологии и наноиндустрия стали частью современной жизни общества, но одновременно являются его новеллой, стало интересным проследить влияние информационно-поисковой работы учащихся гимназии в области нанотехнологий на их личностную социализацию, что стало целью нашего исследования.
Объектом исследования стала информационно-поисковая работа Оськиной Марины, учащейся 10 «А» класса по теме: «Изучение прогнозируемых перспектив приложения нанотехнологии в решении медицинских проблем [абрис современных контуров прикладной нанохимии – медицинской нанохимии]».
Предметом исследования был процесс личностной социализации в ходе работы над информационно-поисковым исследованием
Гипотеза исследования – заключалась в том, что нанотехнологии, нанохимия и наноиндустрия как часть современного мира должны находить соответствующее отражение в картине мира современного человека. Поскольку эти знания актуальны и востребованы в современном обществе, они являются одной из составляющих успешной социализации личности.
Для проверки гипотезы была поставлены и решены следующие задачи исследования:
В ходе работы над решением поставленных задач и проверкой рабочей гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: изучение научной, научно-популярной литературы по проблеме исследования; наблюдение, собеседование, анализ, изучение письменных документов – отчёта о поисково-информационном исследовании учащейся; обобщение.
Новизна исследования заключается в том, что хотя проблеме факторов социализации учащихся в последние 6 лет уделяется некоторое внимание – за этот период написано и защищено 8 кандидатских и 1 докторская диссертация в области педагогических наук – в этих работах рассматриваются и обосновываются иные разнообразные факторы: туристско-краевая деятельность (Матвеева О.Н.), базовая гуманитарная культурная личность (Е.Б. Горлова), гражданское воспитание (Г.Я. Гревцева), образовательный процесс (Г.А. Смирнова), профильное обучение (Е.В. Громов), самоуправление (Е.А. Радомыльская), обучение в педагогическом классе (О.А. Серебрянская). Научно-исследовательская, проектная деятельность школьников получала до сих пор лишь феноменологическое описание (в работах Сайфутдиновой Н.Ш., Конышевой Н.М., Бехтеновой Е.Ф., Аранской О.С., Ермолаева С.А., Петровой И.И., Поливановой К.Н., Гилевой Е.А. Сафоновой О.В., Дика Н.Ф., Андреевской Е.Г.) и рассматривалась как способ формирования читательского интереса (Е.Е. Динерштейн).
В нашей работе мы впервые рассматриваем научно-исследовательскую, информационно-поисковую работу учащихся как фактор социализации учащихся. На примере единичного информационно-поискового исследования устанавливаем, что оно явилось для исследователя фактором её личностной социализации и на основании этого примера приходим к обобщению, что информационно-поисковое исследование по актуальным для общественности, современным темам, таким как нанотехнологии, могут служить фактором личностной социализации учащихся.
Исследование было проведено в 5 этапов: на первом этапе (ноябрь 2012) был осуществлен теоретический обзор литературы по теме исследования; на втором этапе (3-12 декабря 2012) была подобрана методика эксперимента; на третьем этапе (14-18 декабря 2012) была проведена ОЭР – собеседование с исследователем, анализ отчёта об информационно-поисковом исследовании Оськиной Марины, презентации работы; на четвертом этапе (24-28 декабря 2012) были обобщены результаты ОЭР; на пятом этапе (январь 2013) был составлен отчёт о творческой работе.
Часть I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
§1.1 Понятие личностной социализации
Термин "социализация", несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки [11]. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание".
Социализация личности – это процесс овладения человеком социальным и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.
Социализация – процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения в окружающую его социальную среду, и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Развитие психики включает в себя спонтанные процессы, обусловленные созреванием, и социальное развитие. Однако личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регуляторы которых могут противоречить друг другу. Так, например, ценности, «прививаемые» в школе ребенку, могут существенно отличаться от тех, которые приняты в его компании во дворе и пр. У человека может быть несколько референтных групп, и если ценности, принятые в этих группах, сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. В том случае, когда в системе референтных групп, т.е. в жизненном пространстве человека, нет глубоких и серьезных противоречий, то могут, тем не менее, быть отдельные, противоречащие друг другу правила или какие-либо ситуативные положения. Это не приводит к внутриличностному конфликту, но может стать причиной того, что человек задумается, будет «переживать», рефлексировать по поводу какой-то своей личностной проблеме. Такое переживание также способно привести и к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться социализацией.
Социализация - это включение, вхождение, встраивание человека в социальные отношения, социальный мир, усвоение им социальных ценностей, норм поведения, знаний, навыков и умений, сформированных и утвержденных в обществе.
Понятие «социализация» используется в философии, психологии, социологии, педагогике. Впервые это понятие описано в конце 40 - начале 50-х гг. у американских психологов и социологов (А. Парк, Д. Даллард, Дж. Кольман, В. Уолтер и др.).
Понятие «социализация» часто сводится к адаптации. Так в структурно - функциональной школе социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон) социализация раскрывается на основе понятия адаптации и толкуется как процесс вхождения человека в макро- и микро- социальную среду, приспособление индивида к существующим социальным процессам, как интеграция его с обществом - т.е. данный подход акцентирует внимание на человеке как объекте.
Напротив, в рамках гуманистической психологии (А. Маслоу,. К. Роджерс, А. Оллпорт и др.) социализация рассматривается как процесс самоактуализации личности, т. е. реализации ею своих потенций и творческих способностей. Индивид мыслится здесь как целостная самостановящаяся, саморазвивающаяся система на основе самосознания и самовоспитания, как активный субъект.
Таким образом, социализация личности представляет собой сложный процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в итоге которого формируются качества человека как полноценного субъекта социальных отношений. Социализация, следовательно, выступает как процесс и как результат усвоения социального опыта на основе общения и деятельности индивидов.
Корни (причины) социализации:
1. Биологические корни. Необходимость социализации обусловлена биологической ограниченностью человека: т.е. ряд способностей и качеств человека, без которых он неспособен существовать и реализовывать свою жизнедеятельность, - добывать пищу, одеваться, строить жилище и др. - человек, родившись, постепенно должен перенять от других (родителей и т.д.). Дело в том, что эти витальные сложные формы поведения не запрограммированы в генах человека и не передаются по наследству. Им человек должен обучиться, усвоить опыт других. Так, в течении первого года жизни обеспечение пищей зависит целиком от взрослых, тогда, как например, дети обезьян сами добывают себе пищу уже через 3-6 месяцев после рождения.
2. Социокультурные причины. Необходимость социализации обусловлена также рамками культуры данного общества, которая требует формирования у человека определенных, важных именно для данного социума качеств. Так, у американцев ценится прагматизм, деловая активность, независимость, свобода и пр. Именно эти качества формируются у американцев с помощью разных институтов и многообразными средствами. Таким образом, культура определяет направленность социализации и ее методы.
Социализация является непрерывным процессом и происходит в течении всей жизни человека. Вместе с тем имеются значительные различия социализации в детстве, молодости, в зрелом и пожилом возрасте. В детстве и молодости (юности) социализация происходит наиболее интенсивно - идет процесс становления личности и ее основных качеств - характера, интеллекта, сознания и самосознания, мировоззрения, личностных нравственных качеств, формирования половой идентичности (половая социализация). Конечно, каждое общество и каждая культура данного общества ценит определенные качества личности выше других, и эти качества дети усваивают в процессе социализации. Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм.
Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт. С другой – проявляется индивидуальность. Понятие "социализация" стало широко применяться на Западе уже с 30-х годов нашего века, в связи с началом систематического исследования противоречий между практикой детского воспитания и требованиями общества.
Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, это становление личности: деятельность, общение, самосознание. На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением “каталога” деятельностей [13], т.е. освоением всё новых и новых видов деятельности. При этом происходит ещё три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причём не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нём и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.
Социализация – непрерывный процесс, в котором происходит усвоение таких ключевых коммуникативных компетенций, как:
– получение социально-значимой информации из различных источников, ее осмысление;
– использование полученной информации в типичных жизненных ситуациях, предполагающих выбор;
– участие в проектной деятельности, играх, социальной практике;
– взаимодействие со сверстниками: в паре, малой группе, большой группе; взаимодействие со старшими: педагогами и работниками школы, родителями, представителями различных организаций; взаимодействие с младшими: учащимися школы, учителями и воспитанниками системы дополнительного образования;
– конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и реальной жизни;
– совместная деятельность в учебных социальных проектах в школе, микрорайоне.
§1.2 Факторы и способы личностной социализации
Факторы социализации — это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. Факторов социализации всего три – это макрофакторы (космос, планета, страна, общество, государство), мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) и микрофакторы (семья, группы сверстников, организации). Давайте рассмотрим каждый из них по подробнее.
Макрофакторы влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах. Современный мир насыщен глобальными проблемами, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества: экологическими (загрязнение окружающей среды), экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений.
На развитие человека оказывает влияние географический фактор (природная среда). В 30-е годы XX века В. И. Вернадский констатировал начало нового этапа развития природы как биосферы, который получил название современного экологического кризиса (изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на земле, включая человека). В настоящее время экологический кризис приобретает глобальный и общепланетарный характер, прогнозируется наступление следующего этапа: либо человечество активизирует взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо погибнет. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к окружающей среде.
Государство можно рассматривать с трех сторон: как фактор стихийной социализации, так как характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан; как фактор относительно направляемой социализации, так как государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.; как фактор социально контролируемой социализации, так как государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.
Мезофакторы социализации - это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры и др.).
Этническая или национальная принадлежность человека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру.
Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные, то есть жизненно важные (способы физического развития детей — вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др.) и ментальные, то есть духовные (менталитет — совокупность установок людей к определенному типу мышления и действия).
Микрофакторы социализации - это социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.).
Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы социализации подрастающего поколения не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет социализацию через институты социализации и агентов социализации (общепринятые социальные нормы, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации).
Ведущая роль в процессе социализации наряду с семьей принадлежит образовательным учреждениям — детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в группах детского сада, школьных классах, различных детских и подростковых объединениях. Учителя являются агентами социализации, ответственными за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
Школа как фактор социализации. Процесс социализации реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействие каких-то факторов. В связи с утратой старых социальных институтов необходима выработка новых технологий социализации, внедрение которых способствовало бы, во-первых, удовлетворению потребностей личности, группы, общества в целом; во-вторых, обучению человека осмысленно "обрабатывать" механизм реализации своего поведения, адекватного общим социальным условиям или конкретной социальной ситуации, в которой человек находится. Представляется, что наиболее эффективно применение этих технологий к такому институту социализации как школа.
Понятие «школа» используется в нескольких значениях:
Школа – специфическая социальная организация, поскольку:
• Подлинные результаты работы школы можно оценить лишь через длительное время после окончания пребывания в ней;
• Школа общественно подотчетна, обязательна для учащихся, а следовательно, не лишена элементов напряжения, принуждения;
• Учителя имеют в школе реальную автономию;
• Ученики как члены организации имеют особый, временный статус;
• Основными компонентами социальной организации школы являются содержание образования, процесс оценивания и распределения учащихся по статусам, группам и социальная среда;
• Социальный заказ на работу школы интерпретируется самой школой;
• Школа является изначально внутренне конфликтным институтом.
Выступая результатом творчества людей, развиваясь и совершенствуясь путем их осознанных целесообразных действий, школа сама активно воздействует на общественную жизнь, ее сферы и структуры и выступает источником и фактором социальных изменений. Она является самостоятельным микрофактором социализации, который влияет на молодое поколение, определенным образом унифицируя их развитие, во многом определяя не только будущие профессиональные возможности молодых людей, но и их личностные характеристики.
В школьной жизнедеятельности представлены все механизмы социализации, выделенные А.В.Мудриком:
1. психологические и социально-психологические механизмы социализации, такие как:
2. социально-педагогические механизмы социализации, включающие в себя:
Школьная социализация связана с длительностью и обязательностью пребывания ребенка в школе, что превращает этот этап социализации в нормативный (обязательный).
Традиционная организация школьной жизни более всего отвечала задаче воспроизводства существующих социальных отношений, образцов поведения, социальных установок: воспроизводство, а не созидание, репродукция, а не творчество. В современной ситуации требования к школе меняются. Свобода и саморазвитие как цель образования достаточно полно и четко освоены мировой педагогической наукой и практикой, однако для нашей школы такие задачи только осознаются как актуальные.
Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Передача происходит не только и не столько на уроках и классных часах, через публичные выступления и задушевные разговоры учителей, сколько всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни (связанной с тем, как коллектив учителей понимает цели образования вообще, своей школы и проч.) и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту социализации. Рассогласование этих составляющих может привести к разнообразным негативным последствиям, способствовать формированию "двойной морали", отрицанию нормативного поведения вообще, социальной апатии и др.
Необходимо развести две социально-психологические задачи школы как института социализации. Первая – усвоение учащимися нормативного поведения, вторая – построение собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям. На первый взгляд эти две задачи взаимоисключают друг друга. Однако это не совсем так. На самом деле они лишь отражают две стороны вхождения ученика в общество. Учащийся должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, но в то же время очень важной выступает позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции. Не углубляясь в психолого-педагогические тонкости, отметим, что одним из следствий наших рассуждений является требование создания для учеников условий обязательного сравнения различных жизненных позиций (ценностных систем) и реального их выбора.
В управлении процессом социального воспроизводства можно выделить пять основных элементов:
1. внутренняя среда индивида, т.е. моделируемое сознанием представление о "своей" среде, ее совокупный образ. Можно сказать, что это мысленная модель жизненной среды индивида, ее некоторая нормативная концепция. Основа этой модели – ядро жизненно-важных ценностей плюс представление о способах (ресурсах) их реализации;
2. первичная экоструктура индивида, т.е. его необходимое жизненное пространство, собственная "персонализированная" среда обитания. Степень ее субъективности очень высокая, контакты постоянны, носят личностный и часто интимный характер, основа организации – семейно-групповые ценности и нормы;
3. групповая экоструктура. Главным действующим лицом является неформальное объединение (группа). Это – среда сообщества, возникающая на основе общности целей и увеличенных ресурсных возможностей, создаваемых внутригрупповым разделением труда. Степень субъективности этой среды в целом высокая, однако зависит от статуса индивида в группе, который регламентирует и доступ к ресурсам;
4. организация (школа, учреждение, институт). Это также среда сообщества, но институционально организованного, формального. Здесь индивида окружают ролевые ожидания, возникающие на основе организационных установлений (норм, правил, предписаний);
5. внешняя среда. Для индивида это прежде всего нормативно-ценностный фон, т.е. нормы-рамки, а также нормы-цели, т.е. общественные ориентиры и идеалы. Это – объективная, но подчиняемая желаниям и действиям индивида среда.
Создание такой жизненной среды, которая способствовала бы воспроизводству нужных сегодня обществу человеческих качеств, не требует значительных дополнительных материальных ресурсов. Достижение названной цели потребует прежде всего изменений в общественном сознании и психологии как учителей, так и учащихся, чтобы выдвинуть проблему человеческих качеств и среды их воспроизводства в разряд центральных ключевых проблем реформ. Подчеркнем еще раз: именно от формирования человеческих качеств зависит перевод социальной системы на "рельсы" социального развития. Надлежащие принципы организации жизненной среды – важное средство социализации личности учащихся.
Школьная жизнедеятельность в сопоставлении с самоизменением личности может характеризоваться как:
• поддерживающая позитивное самоизменение;
• тормозящая (не стимулирующая) самоизменение;
• провоцирующая деструктивные формы самоизменения.
Приходя в школу, ребенок уже имеет определенный набор родительских предписаний, которые регулируют его поведение и, следовательно, тот или иной уровень развития активности. Дети, привыкшие к исполнению требований старших, как правило, становятся более успешными, так как, с одной стороны, им легче освоить школьные правила, с другой – они удобны учителю. Успешность импульсивных детей, не умеющих подчиняться общим правилам, зависит от учителя, его отношения к нестандартности и инициативе. Активность таких детей чаще всего проявляется в формах, вызывающих раздражение педагога. Пресекая активность, зачастую изначально позитивную по содержанию, учитель провоцирует деструктивную активность.
Школа активно влияет на мотивацию достижений успеха – одного из факторов самоизменений. Она привносит определенные характеристики в предлагаемую школьникам деятельность. К достижениям побуждает деятельность, соответствующая уровню притязаний школьника. Очевидно, что:
Необходимым условием становится адекватная оценка личностных проявлений и достижений школьников. Н. Немова так определяет требования к оцениванию, стимулирующему мотивацию достижений:
Часть II: ОЭР по исследованию процесса работы учащихся над информационно-поисковым исследованием
§2.1 Описание методики и результаты собеседования с Оськиной Мариной, исследователем темы: «Изучение прогнозируемых перспектив приложения нанотехнологии в решении медицинских проблем [абрис современных контуров прикладной нанохимии – медицинской нанохимии]»
В качестве методов ОЭР нами были отобраны:
Анализ отчёта об информационно-поисковом исследовании Оськиной Марины показал, что отчёт состоит из введения, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы. Объем работы – 27 машинописных страниц. Список использованных источников насчитывает 19 работ, из которых только 3 – печатные издания; остальные 16 – статьи, опубликованные в Интернете на следующих сайтах, посвященных нанотехнологической проблематике:
1) http://www.nanonewsnet.ru (российское on-line издание, посвященное вопросам наноиндустрии);
2) http://www.nanometer.ru (Нанотехнологическое сообщество: екоммерческий сайт, посвященный естественным наукам, образованию, срез нанотехнологического сообщества России - от школьников, до академиков и инновационных компаний, информационая площадка молодежных конкурсов и олимпиад школьников).
3) http://nauka.name/category/nano (Научно-популярный портал: нанотехнологии)
4) http://www.nanorf.ru (Российский электронный наножурнал)
5) http://www.nanojournal.ru (Российский электронный наножурнал)
6) http://www.nanoware.ru (Нанотехнологии и наноматериалы в России: официальный сайт потребителей нанотоваров и наноуслуг)
7) http://www.nano-edu.ulsu.ru/w/index.php (Введение в нанотехнологии)
8) http://www.rusnanonet.ru (Российская национальная нанотехнологическая сеть)
9) http://www.rusnor.org (Нанотехнологическое общество России)
В процессе собеседования с исследователем удалось установить следующее.
Исследованная нами информационно-поисковая работа Оськиной Марины «Изучение прогнозируемых перспектив приложения нанотехнологии в решении медицинских проблем [абрис современных контуров прикладной нанохимии – медицинской нанохимии]» велась по общим принципам реализации проектных работ, насчитывающих 5-8 этапов, и насчитывала 7 этапов.
Собеседование с Оськиной Мариной показало, что в процессе реализации вышеуказанной работы Оськина Марина приобрела специализированные знания в области нанотехнологий; получила представления о современном уровне их развития; об их применении в медицине; о проблемах и перспективах этого применения; обогатила свой багаж профильных профессиональных (медицинских) представлений (учащаяся гимназии планирует связать свою профессиональную деятельность с медициной – стать терапевтом); научилась писать отчёт об информационно-поисковом исследовании; выстраивать многообразные диалоги в новом социальном качестве «исследователь – научный руководитель», «исследователь - консультанты», «исследователь - оппоненты», «исследователь – целевая аудитория», защищать результаты своего исследования. Оськина Марина стала победителем школьной конференции, получила диплом 2 степени за вышеуказанную работу.
Собеседование показало, что научно-исследовательская деятельность Оськиной Марины стала для неё также средством личностной индивидуализации (когда учащийся, разрабатывающий такую тему становится более квалифицированным в конкретной специфичной проблематике; может выделиться в школьном коллективе специфичными гранями кругозора и интеллекта).
Проанализировав данные собеседования с дипломантом, презентацию и отчёт об информационно-поисковом исследовании Оськиной Марины, мы пришли к следующему обобщению: научно-исследовательская работа учащихся качественно отличается от всем известных традиционных видов учебной деятельности: в ходе такой работы учащийся сталкивается с необходимостью решения ряда практических задач, не типичных для классно-урочной формы обучения:
1) проектировать, организовывать и реализовывать самостоятельную исследовательскую деятельность на протяжении от одного до нескольких месяцев для достижения результата – завершения исследовательской работы;
2)отбирать источники для теоретического обзора по проблематике исследования;
3) сопоставлять различные и в т.ч. полюсные точки зрения через призму проблематики собственного научного исследования;
4) искать и систематизировать информацию по заданной проблематике; ориентироваться в информационном пространстве, проявляя познавательно-волевую устойчивость (отсекая постороннюю проблематике информацию – особенно это характерно для поиска информации в глобальной сети Интернет);
5) изучать и применять методы обработки информации, эмпирических данных;
6) писать отчёты о научно-исследовательской работе; представлять полученную информацию общественности (в виде тезисов, аннотации, статьи, стендового доклада, презентации – в то время как в школьной практике, как правило, самое широкое распространение получают лишь устные доклады и рефераты); а также защищать свою работу; дискутировать с оппонентами;
7) критического осмысления хода и результатов исследовательской работы; направлений и перспектив дальнейшего самообразования и саморазвития.
§2.2 Информационно-поисковое исследование области нанотехнологий как фактор личностной социализации учащегося в школе
Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомарной структурой путём контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами.
Нанотехнология — область прикладной науки и техники, занимающаяся изучением свойств объектов и разработкой устройств размеров порядка нанометра (по системе единиц СИ, 10-9 метра).
Новейший шквал научно-технологических революций, сотрясающих ныне космофизику, молекулярную биологию, нанофизику, нанохимию, когнитивные науки, компьютерсайенс, наноинформатику, наноэлектронику — приоритетный предмет постнеклассических исследований. Гигантски ускоряя гонку в сфере хайтек-индустрии, названные революции будут до конца ХХІ века определять горизонты научного мировоззрения. Именно поэтому философский дискурс о нынешних изменениях социальной роли науки и порождаемой ею хайтек-индустрии, о долговременных последствиях этих изменений становится самым влиятельным дискурсом нашего времени.
Благодаря упомянутым революциям процесс научно-технологического овладения человеком мира вышел на новый виток, связанный с созданием и использованием таких сверхтехнологий, как наноинженерийные, молекулярно-биологические, наногеномные, наномедицинские, технологии нейро-чипов, виртуальной реальности, искусственного интеллекта и др. Развертывая практику реализации таких грандиозных мегапроектов, как «Геном», «Геном человека», «Нанотех», «Биотех», «Искусственный суперинтеллект», человек осознает себя существующим не только в виде эволюционирующей биологической телесности, но и в форме многомерной разумной социокультурной среды, поступательно интегрирующей в себя все творения человеческого гения (от каменного скребка до искусственного суперинтеллекта). Прежняя форма существования человека, характерная для эпохи Модерна, теперь осознается не как единственно возможная, не как онтологическая константа, а как одна из преходящих эволюционных форм человеческого существования.
Важнейшее отличие нового витка глобальной эволюции Homo sapiens’a — максимально полное использование знаний о фундаментальных первоосновах неживой, живой и антропной материи. Знания об антропной материи — это знания о геноме человека, его телесности, его нейро-системе, сложнейшего комплекса взаимодействий его сенсорных каналов (зрительного, слухового, тактильного и прочих), разнообразных способов обработки информации. Практика использования столь могущественного знания (включающая в себя самосознание, самопроектирование, самоконструирование, самореализацию, заботу человечества о своем бытии), превращает человека в такого субъекта действий, который:
Входя в новый эволюционный режим, человечество покидает ту онтологию, ту реальность, которая формировалась как бы «самотеком» в ходе всей предшествующей глобальной эволюции Homo sapiens’a. Оно становится творцом и пользователем упомянутых выше наноинженерийных, молекулярно-биологических, наногеномных, наномедицинских технологий, технологий нейро-чипов, виртуальной реальности, искусственного интеллекта. Наращивая свое научно-технологическое могущество, человечество распространяет свою проектирующую, конструирующую, контролирующую деятельность не только на макромир, но и на наномир, т.е. мир атомарно-молекулярных структур живой и неживой материи. Благодаря такой научно-технологической экспансии будущее человечества предстает как суррогатная онтология, т.е. как бытие, которое творится человеком, орудующим все более могущественными наукоемкими технологиями. В XXI веке забота об этой суррогатной онтологии осмысливается как забота человечества о себе.
Индустрия наукоемких технологий XXI века настолько удешевила практику преобразования индивидуального и коллективного сознания, что она стала общедоступной и вездесущей. Технологии, с помощью которых стали осуществляться всевозможные изменения живого человеческого сознания (в отличие от high-tech (т.е. высоких технологий, направленных на изменение природы) получили название high-hume.
Наноинженерийные, геномные, наномедицинские, информационно-медийные технологии, а также технологии нейро-чипов, виртуальной реальности и искусственного интеллекта пока не стали базовыми для планетарного социума, т.е. такими, с помощью которых он самовоспроизводит свою тотальность в мире. Однако ведущие социальные эксперты утверждают, что таковыми они станут уже в ближайшие несколько десятилетий. К 2050 году, утверждает Р. Курцвейл, появится нейро-импланты, которые позволят людям непосредственно подключать к своему мозгу различные устройства (дополнительную память, обучающие программы, средства, позволяющие видеть другие области спектра). С их помощью люди смогут не только расширять свои знания и восприятие мира, но переводить свою личность в электронную форму. И как только технологии нейро-имплантантов станут повседневной реальностью, темпоритм эволюции планетарного социума приобретет такое ускорение, какого еще не знала вся предшествующая эволюция Homo sapiens’a. Под нарастающим прессингом практики применения базовых технологий XXI века материально-пространственная среда, в которой эволюционирует наш мегасоциум, будет изменяться с невиданным прежде ускорением. Практика применения новых технологий подвергнет глубоким изменениям геном человека, его телесность, его нейро-систему, его интеллект, его этико-онтологическое отношение к своему собственному бытию, к природе, к грядущей судьбе мегасоциума. Этот прогнозируемый экспертами лавиноподобный процесс преобразований человеческого бытия в мире сегодня именуется различными терминами: «прорыв в новую реальность», «вхождение в технологическую сингулярность», «гуманитарная революция».
Все эти изменения требуют мобильной трансформации сознания людей, составляющих социум, а также подготовки подрастающих поколений к новым социокультурным реальностям.
Такая подготовка заключается вначале с обретения учащимися представлений об изменяющемся мире, представлениями в области нанотехнологий и их применения в жизни и деятельности человека. Такие представления должны стать органичной частью картины мира человека, подготовленного к новым социокультурным реальностям.
Тем временем, как указывают Никандров Н.Д. и Гавров С.Н., «В России системой образования всегда занимались больше, чем системой социализации» [6, с.25]. В России исторически сложилось так, что система образования действует целенаправленно, рефлексируя по поводу своих целей, осознавая их. Она стремится не к произвольной социализации и формированию «случайного» человека, а человека с определенным набором личностных свойств, воспитанного в духе гуманистической традиции. В этой системе имманентно заложено стремление к идеальному образу «хорошего человека», разделяющего высокие морально-нравственные нормы, готового к самоограничению в интересах других людей, в отношении общественных интересов. Иными словами, нам всем хочется видеть человека, приближенного скорее к полюсу добра, а не зла. «Нам хочется видеть человека альтруистичного по отношению к обществу, согласующего свои жизненные планы и повседневное поведение с его интересами», - отмечают учёные.
Поскольку социализация включает в себя и актуальные в социуме знания, постольку информационно-поисковое исследование в области нанотехнологий может являться средством социализации личности учащихся, занимающихся такой исследовательской работой.
Заключение
На вышеизложенной основе были получены следующие тезисы:
ПЕРВЫЙ. Поскольку в научно-практической работе учащиеся включаются в специализированное, профильное общение с учителями, с другими учащимися по проблематике исследования, приобщаются к научному дискурсу, приобретают новую социальную роль «исследователя»; обретают новые социальные связи «научный руководитель», «оппоненты», «консультанты» и т.п., постольку научно-исследовательскую деятельность школьников можно рассматривать как специфическую развивающую среду.
ВТОРОЙ. Поскольку научно-исследовательская работа планируется, проектируется, и реализуется в относительно жестких рамках организации этого процесса (учащиеся готовятся к конференциям, круглым столам, научному обсуждению хода и результатов их исследования; ограничены сроками и датами), постольку можно утверждать о сконструированной и построенной специфичной среде под названием «научно-исследовательская работа».
ТРЕТИЙ. Поскольку научно-исследовательская работа проявляется множеством различных ситуаций, возникающих в результате её организации, планирования, реализации, представления её результатов общественности, постольку совокупное влияние этих обстоятельств на учащихся требует от него определенного – не типичного для традиционного УВП – поведения и активности. Учитывая, что обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации, называют факторами социализации, научно-исследовательскую деятельность учащихся можно считать не просто средой социализации, но фактором социализации.
Принимая во внимание, что по А.В. Мудрику «факторы социализации – это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена» (что вытекает из второго тезиса нашей работы), получаем, что научно-исследовательская работа, в связи с тем, что ей присущи вышеперечисленные качества, может выступать не просто развивающей средой, но фактором социализации.
ЧЕТВЕРТОЕ. Одним из условий, определяющим эффективность той или иной темы научно-исследовательской, поисковой работы как фактора социализации личности в социуме, является актуальность этой темы для указанного социума. Такой тезис вытекает из понятия социализации личности, включающей также и знания. Актуальные знания о социуме, окружающем мире являются неотъемлемой частью социализации личности. В этой связи чтобы приобщиться к какой-либо профессиональной группе, необходимо получить в том числе определенный объем знаний; чтобы приобщиться к социуму.
Таким образом, на основе четырех вышеуказанных тезисов, а также в связи с тем, что нанотехнологии являются актуальным и приоритетным направлением развития не только науки и техники, но и общественной жизни, приходим к ВЫВОДУ о том, что научно-исследовательская работа, в частности «изучение перспектив приложения нанотехнологий в медицине» может выступать фактором личностной социализации современного учащегося. Кроме того, её можно также рассматривать и как средство досрочной социализации – то есть как своеобразную репетицию профессиональной деятельности.
Список использованной литературы
[1] Актуальные проблемы культуры XX века. М, 1993. С. 120-121.
[2] Социализация — БСЭ — Яндекс. Словари
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Свинья под дубом
Солдатская шинель
Стеклянный Человечек
Машенька - ветреные косы