Экспериментальное сравнительно-сопоставительное исследование возможностей влияния семьи и школы на формирование у гимназистов адекватных и современных представлений о нанотехнологиях, нанохимии и наноиндустрии (на примере социологического опроса родителей и учащихся 11 «А» класса ГБОУ Гимназии №1526)
Автор: Богданова Мария; научный руководитель: Ампилова Н.Ф.
Нанотехнологии и наноиндустрия в XXI веке стали неотъемлемой частью повседневности; они интенсивно и динамично развиваются, с каждым годом повышая качество жизни. В то же время, несмотря на эти успехи, нанотехнологии, нанохимия и даже наноиндустрия остаются до сих пор предметом преимущественно узкопрофессионального общения – общество обсуждает эти вопросы главным образом с точки зрения целесообразности траты бюджетных средств на разработку этой области научного знания и новых технологий.
В этих условиях стало интересным оценить сложившиеся представления о нанотехнологиях, нанохимии и наноиндустрии у родителей и учащихся нашей гимназии и на этой основе проанализировать возможности влияния семьи и школы на формирование у гимназистов соответствующих представлений приемлемого качества.
Была составлена анкета из 8 открытых вопросов и 1 закрытого, посредством которой были опрошены родители и учащиеся 11 «А» класса ГБОУ Гимназия №1526.
Результаты обработки данных анкет представлены в таблице.
Данные опроса | Родители % | Учащиеся % |
Слышали и знают о существовании нанотехнологий, наноиндустрии | 96 | 100 |
Слышали и знают о существовании новой научной дисциплины - нанохимии | 60 | 100 |
Могут привести примеры нанотехнологий и их применения в жизни и деятельности человека | 17 | 75 |
Сталкивались в своей жизни с нанотехнологиями и нанотехнологичными товарами | 17 | 25 |
Связаны в своей профессиональной или досуговой деятельности с нанотехнологиями, наноиндустрией | 0 | 5 |
Правильно интерпретируют понятие «наноиндустрия» | 96 | 100 |
Правильно интерпретируют понятие «нанотехнологии» | 96 | 100 |
Правильно интерпретируют понятие «нанохимия» | 35 | 79 |
Считают, что нанотехнологии влияют на их жизнь | 70 | 96 |
Табл.1: Результаты обработки данных анкет социального опроса родителей и учащихся 11 «А» класса на тему «Нанотехнологии. Нанохимия. Наноиндустрия».
Примечательно, что 80% родителей и 92% учащихся из числа тех, кто считает, что нанотехнологии влияют на их жизнь (это 56% родителей и 88% учащихся класса), оценивают это влияние положительным образом и только 14% родителей и 8% учащихся класса оценивают это влияние негативным образом, интерпретируя нанотехнологии, наноиндустрию и нанохимию как дополнительную нагрузку на окружающую среду.
Сопоставление результатов, полученных в двух выборках – родителей и учащихся – позволяет сделать вывод о том, что семья (даже высокообразованных родителей) обладает меньшими возможностями в формировании у учащихся адекватных и современных представлений о нанотехнологиях, наноиндустрии и нанохимии по сравнению с возможностями гимназии, которая является оптимальной средой для развития и воспитания одаренности и способна эффективно формировать адекватные современные представления об окружающем мире, обеспечивать ресоциализацию учащихся – корректировать ошибочные представления и негативные установки.
Вывод: гимназия обладает бóльшими (нежели семья) возможностями в решении задачи формирования у школьников адекватных, современных представлений в области нанотехнологий и наноиндустрии, нежели семья.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_bogdanovoy.doc | 358.5 КБ |
XVI Окружная научно-практическая конференция учащихся
«Человек в изменяющемся мире. Человек – объект и субъект социализации»
ГБОУ Гимназия №1526 г.Москвы
Творческая работа
на тему: «Экспериментальное сравнительно-сопоставительное исследование возможностей влияния семьи и школы на формирование у гимназистов адекватных и современных представлений о нанотехнологиях, нанохимии и наноиндустрии»
Выполнила:
учащаяся 11 «А» класса
Богданова Мария
Руководитель:
учитель химии
Ампилова Н.Ф.
Москва – январь, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I: Теоретические основы социализации учащихся в образовательном процессе
§1.1 Социализация и образование: школа и семья как институты социализации
§1.2 Адекватность представлений об окружающем мире как их важнейшая характеристика
Часть II: Теоретические основы личностной – семейной – социализации.
§2.1 Семья как основной институт социализации
§2.2. Особенности социализации ребёнка в семье
Часть III: Экспериментальное исследование влияния школы и семьи на формирование у гимназистов представлений о нанотехнологиях, нанохимии, наноиндустрии
§2.2 Аналитический обзор семьи и её влияния на нанотехнологические представления учащихся, охваченных экспериментальной выборкой
§2.3 Аналитический обзор возможностей старшей школы в её влиянии на представления учащихся о нанотехнологиях, нанохимии и наноиндустрии
Список использованных источников
Введение
Нанотехнлогии, – целью которых сегодня является создание наносистем, наноматериалов, наноустройств, способных оказать масштабное влияние на развитие цивилизации, – представляют собой ключевое понятие начала XXI века, символ третьей научно-технической революции.
Развитие нанотехнологии открывает большие перспективы при разработке новых материалов, совершенствовании связи, биотехнологии, микроэлектроники, энергетики, здравоохранении и вооружений. Среди наиболее вероятных научных прорывов эксперты называют значительное увеличение производительности компьютеров, восстановление человеческих органов, получение новых материалов, созданных напрямую из заданных атомов и молекул; новые открытия в химии и физике.
Д.А. Медведев в послании от 03 декабря 2008 участникам и гостям Междунароного форума по нанотехнологиям отметил, что «…Сегодня создание и применение нанотехнологий и наноматериалов во многом определяет темпы научнотехнического прогресса, а значит, и перспективы социально-экономического развития России».
24 апреля 2007 года Правительством Российской Федерации была утверждена «Программа резвития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года». Её цель – создание в России современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети (ННС) для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии.
В настоящее время также реализуется Федеральная адресная инвестиционная программа, программы РАН и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и ряд федеральных целевых программ Министерства образования и науки Российской федерации, предусматривающих развитие различных специализированных направлений наноиндустрии.
Основные направления работ в области нанотехнологий – это федеральные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 2007 – 2012 годы», «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 – 2011 годы», «Национальная технологическая база на 2007 – 2011 годы», а также «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 – 2013 годы».
Актуальность нанотехнологического направления науки объясняется просто – словами Э. Теллера, создателя атомной бомбы: «Тот, кто раньше овладеет нанотехнологией, займёт ведущее место в техносфере следующего столетия». Этим объясняется рост интереса к этой отрасти знания – и научного, и общественного, и коммерческого и даже политического.
Тем временем пока нанонаука продолжает стремительно развиваться, разрабатываются новые устройства и материалы, появились новые термины и определения, произошёл ряд знаковых событий у нас в стране и за рубежом в этой области, вопросы формирования и развития представлений о нанотехнологиях, нанохимии, наноиндустрии в социологической и педагогической науке пока не нашли должного отражения.
В школе нанотехнологии, нанохимия изучаются элективными, факультативными курсами. Пока разработаны лишь учебные пособия для элективных курсов в средней общеобразовательной школе (авторы Зиновкин Р.А., Минкина Г. Т., Газизов И. С.), детская научно-популярная литература по теме (авторы Третьяков Ю.Д., Алфимова М.М.), учебные пособия для учителей (Чувелева Е.В., Козлова А.В.). Этими обстоятельствами обусловливается актуальность данной работы.
Целью исследования стало сравнение возможностей семьи и школы в призме формирования у учащихся адекватных и современных представлений о нанотехнологиях, нанохимии и наноиндустрии.
Объект исследования – родители и учащиеся 11 «А» класса ГБОУ Гимназия №1526.
Предмет исследования – представления о нанотехнологии, нанохимии и наноиндустрии.
Гипотеза исследования – гимназия как среда для развития и воспитания одаренности должна обладать бóльшими по сравнению с семьёй возможностями в формировании у школьников адекватных и современных представлений о нанотехнологиях, нанохими и наноиндустрии.
Для проверки гипотезы были поставлены и решены следующие задачи исследования:
В ходе работы над решением поставленных задач и проверкой рабочей гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: изучение научной, научно-популярной литературы по проблеме исследования; групповой опрос посредством анкетирования родителей и учащихся.
Новизна исследования заключается в том, что вопросы формирования у школьников адекватных представлений о нанотехнологиях, наноиндустрии, нанохимии пока не получили соответствующей научно-методической разработки.
В нашей работе мы впервые исследуем представления школьников и их родителей о нанотехнологиях, наноиндустрии и нанохимии. На основе сопоставления групп (родителей и учащихся) выявляем различия в этих представлений. Анализируя эти отличия, теоретические основы социализации учащихся в семье и школе, приходим к закономерному выводу о том, что гимназия обладает бóльшими возможностями в формиовании у учащихся адекватных и современных представлений о нанотехнологиях, нанохимии и наноиндустрии, чем таковые возможности имеются в семье.
Исследование было проведено в 4 этапа: на первом этапе (октябрь 2012) был осуществлен теоретический обзор литературы по теме исследования; на втором этапе (ноябрь 2012) была подобрана методика эксперимента и выполнено анкетирование родителей и учащихся; на третьем этапе (01 – 14 декабря 2012) были обобщены результаты ОЭР; на четвертом этапе (18 декабря 2012 – январь 2013) был составлен отчёт о творческой работе.
Часть I: Теоретические основы социализации учащихся в образовательном процессе
§1.1 Социализация и образование: школа и семья как институты социализации
Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений. Это усвоение происходит в процессе общения и деятельности, когда человек постепенно адаптируется к требованиям общества, усваивает многочисленные социальные роли, которые каждый выполняет в течение жизни. Социализация как явление и функция общества носит противоречивый, сложный, разнонаправленный характер. Она осуществляется как целенаправленными, контролируемыми действиями - через воспитание в семье и особенно в школе, так и посредством стихийных, спонтанных влияний со стороны разных социальных институтов и факторов.
Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет весомые общественные ценности и процедуры, которые удовлетворяют основные нужды общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или другую необходимую жизненную функцию. Социальный институт обеспечивает нас основными привычками и установками, определяет конкретные нормы, устанавливая свои общественные рамки. Школа, как социальный институт, выполняет, роль искусственно сформированной естественной жизненной среды. Среда, которая функционирует как маленький мир со своим условным делением. Делением на материки (классы), государства (начальная, средняя, старшая школа). С ветвями правления (директор, завуч, учитель), народ (ученики). Здесь впервые приоткрываются границы понятий «хорошо и неважно», «чисто и грязно», «верно и неверно», «друг, и враг», «начальник и подчиненный», «бедный и зажиточный». Этот перечень можно продолжать еще и еще, ведь школа дает грунт, основу для жизни, на которой, как на фундаменте, держится все.
Школа, образованная по заказу социума и выполняет его социальный заказ. О школе как социальный институт американский педагог Дж. Дьюи говорил, что «школа постепенно может создать такой тип общества, который нам хотелось бы видеть. Влияя на ум в этом направлении, мы постепенно изменили бы и взрослое общество». Кроме этого, важным является тот фактор, что школа является такой, которым является учитель, который не только выполняет свою профессиональную обязанность, а и стоит на передовых позициях прогресса.
К институтам социализации относятся семья, школа (образовательные учреждения), микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви. Как было сказано раньше, воспитание как социальная функция это и есть социализация. А воспитание как целенаправленное воздействие на развитие личности является функцией одного из агентов социализации - школы.
Следует признать большие, но все же ограниченные возможности школы в формировании личности, поскольку институтов и условий социализации много и они действуют часто несогласованно, жизнь общества не поддается всеобщему регулированию. Поэтому личность в процессе социализации имеет определенную независимость, автономию. Это надо, очевидно, признать нормой, из чего следует, что, с одной стороны, общество имеет много возможностей для влияния на формирование личности, обеспечивает богатство и разнообразие условий для развития и социализации. С другой стороны, это несет в себе элемент непредсказуемости, опасность развития индивида в антисоциальном направлении, уход в маргинальные группы, создает возможность развития отклоняющегося поведения. Задача общества - определить оптимальные соотношения между социальными воздействиями на личность и социальной саморегуляцей личности, ее саморазвитием. В социологии это находит выражение в концепциях, с одной стороны, "жесткой" и, с другой стороны, гуманистической, понимающей социализации. Эта же проблема в педагогике отражена в понятиях авторитарная и гуманистическая педагогика. Для учителя, воспитателя в школе, необходимо в первую очередь знание наиболее важных институтов социализации школьников, это семья, школа, микросреда ("улица"). Конечно, важно также знать и другие институты социализации, которые опосредованно влияют на формирование учащихся: это политика, экономика, культура, религия, средства массовой информации.
Семья как институт социализации. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, бюджета и взаимной моральной ответственностью. Она имеет ряд функций: репродуктивную, экономическую, экзистенциальную, досуговую и пр. Одна из главных ее функций воспитательная. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, особенно в первые пять лет жизни ребенка, сензитивный период, когда формируются психические процессы, эмоции, характер. Поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. На социализирующую функцию семьи оказывает влияние ряд факторов: социальное и материальное положение, род занятий и образование родителей, эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение, ценности. Особую роль играет воспитательная деятельность родителей. Имеет значение и тип семьи. Наука выделяет разные типы семьи: по главенству, по составу, по ценностным установкам и др. По ценностным установкам семьи бывают детоцентристскими: основная цель - вырастить детей, супружескими: главное - отношения супругов. В настоящее время большинство семей по типу главенства эгалитарны, в них отношения основаны на равенстве, партнерстве, демократизме, в отличие от патриархальной семьи, во главе с мужчиной. Раскрепощение женщин имеет и негативные последствия: мужчины, отцы должны проявлять меньше агрессивных, маскулинных черт и больше эмоциональности, тонкости, чуткости, чего они часто не могут. Современные женщины часто ведут себя по-мужски в деловой и семейной жизни, что тоже осложняет психологическую атмосферу в семье и воспитание. Ученые считают, что семья развивается в сторону персоналистской семьи, где ее ведущая функция - обеспечить развитие индивидуальности, способностей каждого на основе сотрудничества, толерантности. В настоящее же время семья, по мнению специалистов, переживает кризис, о чем говорят такие показатели: падение рождаемости (в России 15% бездетных семей), рост разводов, распад семей (Россия вышла на первое место в мире), сокращение уровня брачности и активный рост внебрачной рождаемости, массовый отказ от детей и сдача их в детские учреждения, жестокое обращение с детьми, их бегство из дома и бродяжничество, преступность. Имеются также данные о типах семей по их воспитательным возможностям ("благополучные" и "неблагополучные" семьи). Педагогически сильные и относительно сильные семьи составляют 50-60% от общего числа. Остальные относятся к воспитательно слабым и к семьям, не способным к руководству развитием ребенка. Состояние семьи зависит от общего кризиса общества, цивилизации, однако и в этих условиях возможны действия по улучшению семейного воспитания.
§1.2 Адекватность представлений об окружающем мире как их важнейшая характеристика
Представле́ние — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса», девербатив). Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса», субстантивированный инфинитив).
Представления человека об окружающем мире образуют его картину мира (его видение пространства и реальности) – его мировоззрение. От мировоззрения человека зависит поведение этого человека в конкретных жизненных ситуациях. В этой связи качеству представлений придаётся особое внимание.
Адекватный (лат. adaeguatis- приравненный) – соответствующий, равный, эквивалентный. В теории познания адекватным считается образ или знание, которые соответствуют своему оригиналу – объекту, благодаря чему они являются достоверными, имеют характер объективных истин. Вопрос о точности адекватности, т.е. о точности, глубине и полноте отражения объекта, связан с проблемой соотношения абсолютной и относительной истины.
"Адекватность" или "неадекватность" - это не ярлык к человеку. Адекватными или неадекватными бывают не люди, а конкретные представления в их головах. У каждого человека в голове есть как множество адекватных представлений, так и множество неадекватных. И вот этим конкретным представлениям уже можно дать оценку - соответствуют они реальности или нет.
Поскольку в основе ориентации человека в окружающем мире лежит картина этого мира, сотканная из многообразных представлений об этом мире, постольку такая характеристика, как адекватность этих представлений является важным показателем. Неадекватные представления ведут к формированию и последующему развитию неадекватной картины мира, а она, в свою очередь, обусловливает дезориентацию в реальной жизни и, как следствие, дезадаптацию.
Поскольку адаптация – это составная часть социализации, то, фактически, отсюда вытекает, что неадекватные представления человека об окружающем мире ведут в конечном счёте (при их критическом количестве и качестве) к десоциализации личности человека. И обратное – адекватные представления человека об окружающем социоприродном пространстве являются одним из факторов успешной социализации индивида в обществе.
Часть II: Теоретические основы личностной – семейной – социализации.
Семья всегда была институтом первичной социализации. Происходящие с семьей и в семье процессы безусловно отражаются на процессе становления личности. Возникающие в семье конфликты между родителями и детьми, младшими и старшими, конфликты между «старым» поколением и «новым». Усложняют процесс воспитания и социализации подрастающего поколения.
Конфликт поколений - это проблема не новая, так как проблема «отцов и детей» существовала всегда. В прежние времена было проще, так как молодёжь, чаще всего, повторяла путь, пройденный своими родителями. Воспитание шло по определённой системе. Родители воспитывали детей так, как воспитывали их. Сейчас всё меняется. Меняется семья как институт социализации, меняются ценности общества. У современной молодёжи уже совсем другие ценности, другие моральные установки. Она, как правило, отрицает социальный опыт родителей.
В тоже время общество будет неспособно к жизнедеятельности и самовоспроизводству, если в нем исчезнет социализация, и особенно если семья утратит эту функцию.
§2.1 Семья как основной институт социализации
В современной социологии семья понимается в двух значениях -- как социальный институт и как малая социальная группа. За каждым из них стоит своя реальность и совокупность понятий, отображающих эту реальность.
Семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.
Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная (семейная социализация) и восстановительная.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Лучший пример – это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому - деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.
Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.
Типы семейной организации и жизненный цикл семьи. Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно- и полигамию. Моногамная семья - такая, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличие от полигамии, которая трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Расширенную (сложную) структуру семья приобретает в случае, когда кто-то из детей вступает в брак. Она включает в себя 3 и более поколения или же 2 и более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.
Для типологии семей, в частности нуклеарных, важно наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью с обоими супругами и неполную, с отсутствием одного из них.
В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие детей или без них. Сложные же семьи, состоящие из 2-х или более супружеских пар, составляют 4,3 % от всех семей в странах СНГ.
Семья проходит ряд этапов, из которых складывается жизненный цикл семьи. Выделяется различное число фаз этого цикла. Это образование семьи - вступление в первый брак; начало деторождения - рождение первого ребенка; окончание деторождения - рождение последнего ребенка; «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.
Жизненный цикл также называют моделью развития семьи, которая исследуется по шкале возраста супругов (или одного из них).
Роль отца и матери в семье. Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина - матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность - быть отцом, опорой в семье.
Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина - жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.
Однако, все равно отец - это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах.
Отцовство - также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые к нему. Ребенок - большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но не являясь при этом чем-то патологичным.
Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины - матерями. Молодые люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у мужчин с развитым духом собственичества, которые хотят иметь наследников, свое продолжение на земле.
В наше время российская действительность такова, что в детских садах и школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным.
Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т.д. - вот первостепенная задача отца.
Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов.
Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям в о всех его делах, должен быть другом своему ребенку.
В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.
Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях детям - увеличивается общее количество неврозов, растет пугливость, падает успеваемость. Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях.
Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т.д. – это прежде всего обязанность отца.
Некоторые отцы вообще всё сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство, и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию детей и домашним делам.
Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Келлер проводил интересные опыты с обезьянами. Сначала маленьких обезьянок отнимали от матерей. Для животных это обернулось трагедией, замедлилось психическое развитие малышей. Эксперимент пришлось прекратить. При втором эксперименте обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а в роли “мамы” выступало кресло с меховой обивкой. В спинку кресла встроили бутылку с соской и вскармливали обезьянок искусственно. К креслу обезьянки относились как к матери и когда кресло убирали, они начинали волноваться. Но вот эксперимент был закончен и выросших обезьянок пустили в общее стадо обезьян. Они оказались очень необщительны и были настолько агрессивны, что не смогли создать семейной пары. Искусственным путём дождались от обезьян, выросших без мам, потомства. Но они не проявили к собственным детям никаких нежных чувств. Одна даже оторвала руку своему ребёнку, а другая раскусила голову. Они не обращали внимание на то, что малышу плохо, тогда как в стаде в этих случаях к нему немедленно бросается мать или кто-нибудь из других обезьян. У тех животных, в роли матери которых был неодушевлённый предмет, совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считающийся врождённым, да и психическое развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как оказалось важным для малышей чувствовать материнское тепло её опеку.
Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.
Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.
Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что средняя домашняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина-мать имеет двойной рабочий день - на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.
Общение в семье. Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.
В семье, кроме взрослых, в общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой.
Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.
Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют доверительные отношения как с отцом, так и с матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты как между супругами, так и между родителями и детьми. В таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях. Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к полноценному общению.
Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.
§2.2. Особенности социализации ребёнка в семье
Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально-человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, когда сам начнет совершать деятельность. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без него.
Напротив, нестандартные ситуации регулируются с помощью норм- принципов, определяющих ценностную направленность действий.
Нормативное воздействие в семье принимается индивидом, чтобы сохранить свой межличностный статус и получить одобрение от других. Это, однако, не означает, что индивид обязательно разделяет принимаемые, им мнения.
При информационном воздействии семьи индивид разделяет семейную картину мира, принимает ее как истинную, но не ищет обязательного одобрения со стороны других.
Семьи "традиционные" и "современные" различаются между собой не как носители нормативного или информационного влияния, а по соотношению их участия в процессе социализации.
Ослабление сплоченности семьи уменьшает как силу ее нормативного воздействия, так и ее надежность и устойчивость как источника информации для индивида. Чем сплоченнее семья, тем сильнее семейное МЫ, тем отчетливее признаки и атрибуты того, что "мы свои".
Оппозиция своего и чужого распространяется и на общезначимые ценности. Так, было бы дико, если бы дома, в семье близкие люди вели себя как начальники и подчиненные и т.п. Такая тенденция характерна для учреждений общественного воспитания, для детских домов и приютов, воспитатели которых стремятся к тому, чтобы дети, находясь у себя дома, вели себя как "на людях" по "полным" нормам социального поведения.
Однако общечеловеческая норма "своего" поведения в стенах своего дома отменяет служебную субординацию и требует, чтобы, например, гость, даже если он генерал и вообще начальник, вел себя именно как гость и чтобы хозяева не вытягивались перед ним во фрунт, даже будучи в действительности вне домашней жизни его подчиненными.
Как известно, в разного рода неформальных группах и кликах (например, подростковых) эта тенденция "свойскости", временной отмены общезначимого абсолютизируется. Поэтому семья противостоит гипертрофии "чуждости", навязываемых детям в приютах, и свирепости "мы свои", обнаруживаемой в шайках и кликах (своеобразным проявлением этого является присущее диким племенам людоедов убеждение, что они никаким людоедством не занимаются: "Мы нас не ели, мы их ели, потому что они - не мы", т.е. не люди).
Именно в семье закладываются основы умения быстро переключаться со "своего" на "чужое" и обратно. Не принадлежность детей к "плохим" или "хорошим" семьям делает их самих "плохими" или "хорошими", а неспособность семьи (благополучной или неблагополучной) привить детям умение отменять там, где надо, общечеловеческое или ущемлять исконно свое. Именно поэтому важно изучать роль социальной структуры в этом процессе, социальные факторы подобного влияния семьи на социализацию личности, характеризующейся гибкостью или ригидностью механизма самоконтроля.
Нуклеарная семья является той изначальной социальной матрицей, внутрь которой уходят корни личности и откуда берутся ее истоки Я. Семья ориентирует ребенка, прежде всего, на членов семьи и других родственников и лишь затем - на социальное окружение и общество в целом. Для социолога важно знать, как именно в семье индивид (в момент рождения - еще только предпосылка и предусловие человека) делается личностью.
Недостаточно сказать только о конечном результате, надо раскрыть и механизмы социализации. Это заставляет взглянуть на поэтапное формирование личности с точки зрения вклада семьи в становление механизма, управляющего поведением, т.е. в формирование структуры диспозиционной регуляции индивидуального поведения.
Поскольку человек существует в истории и изменяется не за счет анатомических трансформаций или только наследственности, а благодаря изменениям своего поведения и культуры, постольку результаты действий зависят не просто от сочетания внутренних и внешних предпосылок, а от личностного определения возникающих жизненных ситуаций, т.е., говоря другими словами, от их индивидуальной оценки.
Индивид рождается с генетически заданным набором физиологических потребностей. Но это рождение происходит в разных по социально-экономическим условиям семьях (семейных ситуациях). Поэтому, анализируя процесс социализации, следует выделять типические ситуации в семьях разного типа, различным образом воздействующие на удовлетворение тех или иных потребностей.
Иными словами, надо знать, какие именно семейные ситуации по фазам семейного цикла и каким образом влияют на те или иные конкретные потребности социализируемого ребенка.
В разных теориях социализации подчеркиваются и разные аспекты семейной социализации, что, собственно, и отличает одну теорию от другой.
В психоанализе внимание фокусируется на инстинктивных влечениях и на роли бессознательного. Семейные ситуации типологизируются по взаимоотношениям матери - сына, отца - дочери. Среди потребностей выделяется либидо (половое влечение). Изначальная социокультурная конфликтность ролей родителей и детей обнаруживается, в самых ранних детских возрастах. И если она не находит своего разрешения в семье, то активизирует влечения взрослого все его оставшуюся жизнь. Психоанализ интересен структурированием личности как взаимодействия противоречащих друг другу «сверх Я» и «ОНО», достигающих уравновешивания в «Я».
Среди диспозиций центральное место принадлежит Я как главной ценности личности. Поэтому фрейдовская трактовка Я как регулятора между половым влечением к родителю противоположного пола и социальным ограничением этого влечения интересна не содержательным конфликтом между сексуальным и социальным, а моделированием конфликта между обществом и личностью в самой структуре человеческого Я. Важно, что подобная амбивалентность Я обнаруживается с первых дней социализации и что в психоанализе показан механизм самоограничения Я, формирования совести или социальной ответственности личности, умения подчинять индивидуальное общему. Любовь или ненависть к родителям порождают чувство вины и разные формы сублимации этих чувств.
В когнитивных теориях, акцентирующих рациональность человеческого поведения, роль семьи обнаруживается в моральном развитии ребенка. Например, теория перехода от эгоцентризма к релятивизму Ж. Пиаже рассматривает эгоцентризм как когнитивную незрелость, как веру в то, что и другие определяют ситуации и события точно так же, как и ребенок, т.е. помещая его в центр Вселенной. Любовь и забота родителей, согласно этой точке зрения, укрепляют этот "реализм", когда мир искривляется под себя и когда оказывается невозможной подлинная кооперация с другими.
В этот же период (до 6-7 лет) зависимость ребенка как младшего от старших связана с его эмоциональной односторонностью по отношению к родителям, чувствами "слепой" привязанности и любви. Именно это, кстати, больше всего нравится в малышах малодетным родителям (бэби-комплекс).
В полноценной семье после 7 - 8 лет освобождение ребенка от пут эгоцентризма, "реализма" и зависимого почитания родителей идет быстрее. Но процесс формирования более релятивистской картины мира может задерживаться. И тогда в среде сверстников могут разгораться бои за навязывание своей Я-центристской концепции другим. Причем обычно все успехи приписываются себе, своим способностям, а неудачи - обстоятельствам, "помехам" со стороны других. "Хорошая" социализация в семье позволяет избежать этой тенденции, формирует социально компетентную личность, способную брать ответственность на себя, а не списывать все на неблагоприятные условия.
В теории Дж. Мида процесс формирования Я рассматривается как своего рода отход от центристской тенденции, как включение в свой мир других людей, как, с другой стороны, умение войти в их роль. Подражая родителям, ребенок учится входить в роль и выходить из нее, но, главное, он научается видеть себя со стороны. "Я-образ" - это представление о себе, увиденное глазами других. Чем значимее эти другие для ребенка, тем больше вероятность, что Я-образ будет формироваться под влиянием оценок этих "значимых других". При общении ребенка с отдельными "другими" начинает формироваться обобщенный образ своего Я, причем лучше всего это происходит не при парном взаимодействии, а в групповых интеракциях.
"Генерализованный другой" - это обобщенный образ других, который легче конструируется в группах, а не в диадных (парных) контактах. В сплоченных семьях "генерализованный другой" идентифицируется с семейным МЫ и Я-образ складывается не как простая сумма образов других людей, а как концепция Я, присущая "генерализованному другому". Чем интегрированнее семья, тем непротиворечивей Я-концепция ребенка.
Различия Я-образов в разных группах - проводниках (агентах) социализации - будет заставлять человека подбирать таких "значимых других", которые будут подтверждать сложившуюся Я-концепцию.
Таким образом, умение входить в роль другого и видеть себя его глазами формирует ценность своего Я посредством переключения с одних ролей на другие. В теории Дж. Мида также подчеркивается та особенность ранней социализации, которая связана с неизбежностью уравновешивания противоположных тенденций, а, следовательно, с важной ролью семейного Мы в становлении Я.
Социализация в семье может трактоваться и как формирование базовой иерархии индивидуальных потребностей. Если выделить три основных уровня потребностей - потребности в физическом, психологическом и социальном самосохранении, то в принципе каждый из них может быть высшим и соответственно определять ту или иную направленность личности. Вместе с тем указанная последовательность этих потребностей раскрывает их изначальную иерархию - прежде чем ломать голову над смыслом бытия и стремиться оберегать свое Я в общении с другими, надо быть хотя бы относительно сытым и одетым. В повседневности все взаимосвязано и та или иная направленность личности обнаруживается лишь как тенденция в массе повторяющихся ситуаций.
Среди потребностей социального уровня - в образовании, труде, творчестве - выделим и потребности в браке и семье. Важно выяснить их значимость для социального самосохранения личности, то, какую роль они играют для сохранения и повышения социального статуса индивида, а также для творческого самосовершенствования личности, для ее полноценной самореализации.
Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен ныне для адекватной потребности в семье и семейных ролях - отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства и бытового самообслуживания, к редукции семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и потребности в "бремя". И, к сожалению, социальная проблема соотношения семейных и внесемейных (прежде всего профессиональных) ролей все чаще трактуется через перераспределение семейных ролей через разделение семейного бремени между мужем и женой.
Часть III: Экспериментальное исследование влияния школы и семьи на формирование у гимназистов представлений о нанотехнологиях, нанохимии, наноиндустрии
§2.1 Методика исследования
Цели и задачам исследования наиболее полно удовлетворяет преимущественно открытый тип анкетирования родителей и учащихся, т.к. такой тип анкетирования позволяет точнее оценить содержание представлений родителей и учащихся по существу поставленных вопросов.
Поэтому нами был выбран метод прямого анкетного опроса (опроса по анкете в присутствии анкетера), содержащим преимущественно открытые вопросы.
Для изучения представлений обеих групп – родителей и детей – нами был выбран метод группового опроса, поскольку этот метод позволяет собрать необходимую информацию в сжатые сроки и свести к нулю влияние самого опроса на субъективные мнения и оценки родителей и учащихся: общеизвестно, что если растянуть опрос, то к концу опроса в связи с изменением внешних обстоятельств такие подверженные колебаниям, воздействиям опроса и других обстоятельств, характеристики, как мнения и оценки индивидов могут изменяться, искажая общую картину реальную мнений и оценок респондентов.
Для этих целей нами была составлена следующая анкета, содержащая 9 вопросов – 8 открытых и 1 закрытый, см. рис.1: Анкета опроса мнений о нанотехнологиях, нанохимии и наноиндустрии.
Проанализируем вопросы анкеты с позиции надежности получаемой информпции (по Г.И. Сабоненко и О.Б. Божкову):
1) Вопросы анкеты состоят из вопросительных предложений. В каждом вопросе использовано от 3 слов (вопрос №1-3) до 10 слов (вопрос №4), что характеризует вопросы как простые.
2) В вопросах не использованы двойные отрицания; вопросы используют профессиональную (не обыденную) лексику. Это гарантирует ясность смысла вопросов анкеты.
3) оценка трудности формирования ответа – простая, поскольку анкетными вопросами выявляется лишь уровень компетентности – в заданиях не требуется воображать ситуации; припоминать события; сравнивать значительное количество отдельных событий и т.п.
рис.1: Анкета опроса мнений о нанотехнологиях, нанохимии и наноиндустрии.
В анкету мы не стали включать вопросы имени анкетируемого; образования, семейного положения, поскольку эти сведения уже имеются в личных делах учащихся, у классного руководителя 11 «А» класса ГБОУ Гимназия №1526.
На обратной стороне анкеты мы проставляли шифр, по которому при обработке вычисляли личность респондента. В выборке школьников это был номер, под которым учащийся значится в классном журнале. Для родителей шифр состоял из двойного номера: первые 2 цифры соответствовали номеру, под которых их ребенок значится в школьном журнале (от 01 «А. Артём» до 26 «Ш.Дмитрий»); последняя цифра означала родителя:
1 – мама учащегося;
2 – отец учащегося;
3 – бабушка учащегося;
4 – дедушка учащегося;
5 – иной родственник учащегося.
Нумерация анкет родителей, таким образом, выглядела следующим образом: «01/1» - мама Артёма А.; или «26/2» - отец Дмитрия Ш.
Обработку результатов исследования открытого анкетирования было решено проводить аналитическим путём с применением математического инструментария: сначала изучать открытые ответы на их соответствие теории и практике нанонауки, затем стандартизировались по дихотомическому принципу «верно» (+) и ошибочно (-).
Эти стандартизированные ответы далее можно переводить в относительные показатели (%) и сравнивать между собой выборки родителей и учащихся.
§2.2 Аналитический обзор семьи и её влияния на нанотехнологические представления учащихся, охваченных экспериментальной выборкой
Вышеописанное (с.20-21) анкетирование родителей было проведено на родительском собрании, в самом его начале. На родительском собрании присутствовали в основном мамы учащихся (17 человек) и 2 отца, поэтому нумерация «3», «4» и «5» осталась в эксперименте не востребованной.
Социальный анализ контингента родителей (на основе данных классного руководителя 11 «А» класса) показал, что 96% родителей учащихся – лица с высшим образованием; оставшиеся 4% - с незаконченным высшим образованием. Среди родителей в классе нет лиц со средним специальным или получивших только законченное общее среднее образование. Родители имеют преимущественно гуманитарное образование; есть специалисты с высшим техническим образованием. Тем не менее, к нанотехнологиям, наноиндустрии, нанохимии родители никоим образом не причастны. В наноиндустрии и аффилированных с нею секторах экономики не работают и никак не связаны.
Семьи преимущественно полные (есть оба родителя).
Рис.2: Распределение родителей учащихся 11 «А» по категориям их трудовой занятости
Возраст родителей учащихся лежит в диапазоне 35 – 45 лет. В этой связи в соответствии с рис.3 родителей учащихся 11 «А» класса следует относить к категории лиц, относящихся к периоду стабилизации уровня социализации.
Уровни социализации
Быстрая Медленная Стабилизация Медленное Быстрое социализация социализация затухание затухание Высокий уровень Порог социализации Средний уровень Обычный уровень Низкий уровень 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 лет |
Рис № 3: Уровни и порог личностной социализации (по Аверьянову Л.А.)
Результаты обработки данных анкет представлены в таблице №1.
Данные опроса | Родители % | Учащиеся % |
Слышали и знают о существовании нанотехнологий, наноиндустрии | 96 | 100 |
Слышали и знают о существовании новой научной дисциплины - нанохимии | 60 | 100 |
Могут привести примеры нанотехнологий и их применения в жизни и деятельности человека | 17 | 75 |
Сталкивались в своей жизни с нанотехнологиями и нанотехнологичными товарами | 17 | 25 |
Связаны в своей профессиональной или досуговой деятельности с нанотехнологиями, наноиндустрией | 0 | 5 |
Правильно интерпретируют понятие «наноиндустрия» | 96 | 100 |
Правильно интерпретируют понятие «нанотехнологии» | 96 | 100 |
Правильно интерпретируют понятие «нанохимия» | 35 | 79 |
Считают, что нанотехнологии влияют на их жизнь | 70 | 96 |
Табл.1: Результаты обработки данных анкет социального опроса родителей и учащихся 11 «А» класса на тему «Нанотехнологии. Нанохимия. Наноиндустрия».
Примечательно, что 80% родителей и 92% учащихся из числа тех, кто считает, что нанотехнологии влияют на их жизнь (это 56% родителей и 88% учащихся класса), оценивают это влияние положительным образом и только 14% родителей и 8% учащихся класса оценивают это влияние негативным образом, интерпретируя нанотехнологии, наноиндустрию и нанохимию как дополнительную нагрузку на окружающую среду, см. рис.4: «Соотношение оценок учащихся и их родителей о влияние нанотехнологий, нанохимии и наноиндустрии на их повседневную жизнь».
Рис.4: Оценка влияния нанотехнологий, наноиндустрии, нанохимии на повседневную жизнь: родители и учащиеся
Поскольку нанотехнологии и наноиндустрия ценны именно тем, что они позволяют оптимизировать технологические процессы промышленного производства товаров, снижая нагрузку на окружающую среду, минимизируя вредные выбросы в окружающую среду, количество вредных побочных продуктов, и улучшая качество производимых продуктов, то их влияние на повседневную жизнь человека может быть, фактически, преимущественно позитивным, но никак не негативным.
Примечательно, что число родителей, ошибочно оценивающих влияние нвнотехнологий на жизнь человека, больше числа учащихся с аналогичными оценками: 14% родительских оценок к 8% оценок учащихся.
Анализ совокупности вышеперечисленных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что родители – в силу своего возраста, относительной новизны нанонауки (которая стала динамично развиваться и получила широкий общественный резонанс лишь в последние 5-7 лет), не могут являться источниками формирования адекватных современных представлений о нанотехнологиях, нанохимии, наноиндустрии.
В силу потребительских возможностей родители могут делиться с их детьми возможностями и свойствами нанотоваров; однако только 1 родитель в классе оказался осведомленным в области нанотоваров – поскольку является продвинутым автолюбителем, широко применяющим автокосметику, среди которой есть нанотехнологичные товары и прошлым летом (2011) занимался мелким строительством на даче, в результате которого познакомился с нанотехнологичными материалами в строительстве.
§2.3 Аналитический обзор возможностей старшей школы в её влиянии на представления учащихся о нанотехнологиях, нанохимии и наноиндустрии
Анкетирование учащихся 11 «А» класса было выполнено тем же методом, по той же анкете на классном часе в декабре 2012. Частично результаты анкетирования уже были обсуждены в предыдущем параграфе.
К характеристике класса нужно добавить, что в целом (90%) 11 «А» класс ориентирован на гуманитарную область профессиональной деятельности. В классе есть 1 учащийся, который интересуется областью нанотехнологий и входит в школьную микрогруппу учащихся-исследователей области нанотехнологий. Ещё 1 учащийся планирует связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с физикой.
Рис.5: Распределение познавательных интересов учащихся 11 «А» класса
Сопоставление результатов, полученных в двух выборках – родителей и учащихся – позволяет сделать вывод о том, что семья (даже высокообразованных родителей) обладает меньшими возможностями в формировании у учащихся адекватных и современных представлений о нанотехнологиях, наноиндустрии и нанохимии по сравнению с возможностями гимназии, которая является оптимальной средой для развития и воспитания одаренности и способна эффективно формировать адекватные современные представления об окружающем мире, обеспечивать ресоциализацию учащихся – корректировать ошибочные представления и негативные установки.
Характеризуя ГБОУ Гимназия №1526, нужно отметить, что история гимназии исчисляется 30-ю годами. Гимназия № 1526 входит в рейтинг 150 школ города Москвы по результатам ЕГЭ, ГИА, олимпиад и конкурсов, который дает право учреждению стать городской инновационной площадкой, является первой школой в Южном округе, получившей статус Гимназии.
В гимназии значительный сегмент учащихся, чьи родители сами являются выпускниками этого же образовательного учреждения. Родители неизменно отдают ей своё предпочтение и убеждены, что она определённо лучшая. Родители гимназии полностью удовлетворены (что подтверждается отзывами, получаемыми в ходе родительских собраний) ходом, качеством и результатами учебно-воспитательного процесса, который даёт возможность развиваться детям в условиях психологического, нравственного и эмоционального здоровья.
В ГБОУ Гимназия №1526 ведётся кропотливая работа по соответствию самым высоким уровням и жестким стандартам в области критериев, по которым родители выбирают школу для своих детей:
Наша гимназия неустанно трудится над созданием условий и инновационных механизмов развития образования в гимназии как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления. Совершенствует условия и обновление механизмов обеспечения качества образования на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования в целях максимального удовлетворения социально-образовательных запросов. Создаёт условия для продуктивного использования ресурса детства в целях получения образования, адекватного творческой индивидуальности личности и социализации. Формирует стабильный педагогический и управленческий кадровый ресурс в целях удовлетворения потребностей в компетентных, высокомотивированных специалистах.
Создала и поддерживает эффективную систему психологического сопровождения обучения как условия формирования и развития человеческого ресурса, повышает качество и объёма психологических услуг, систематически работает над повышением психологической безопасности в гимназии.
Гимназия занимается формированием ИКТ-компетентности учащихся, воспитанием нравственного, инициативного, самостоятельного, активного гражданина, с чётко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию; сохранением и укреплением здоровья обучающихся, воспитанников; обеспечением благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Грамотный коллектив, обеспечение педагогических, психологических условий, специально организованное общение по теме позволяют достигать значительно большей осведомленности учащихся в области нанотехнологий, наноиндустрии и нанохимии; обеспечивать адекватность формируемых представлении.
В этой связи гимназия, с нашей точки зрения, обладает бóльшими (нежели семья) возможностями в решении задачи формирования у школьников адекватных, современных представлений в области нанотехнологий и наноиндустрии, нежели семья.
Заключение
Возможности семьи в формировании адекватных и современных представлений школьников о нанотехнологиях, нанохимии, наноиндустрии ограничены, во-первых, личностным опытом родителей – не все из них являются продвинутыми автолюбителями; занимаются строительством; не высоко доверие к нанотехнологичным товарам рубрики «Здоровье. Гигиена. Красота. Спорт ». В этой связи – хотя нанотехнологичные товары появляются на рынке со скоростью 3-4 наименования в неделю (по оценкам маркетологов группы «Продвижение нанотехнологичных товаров» из США)[1] – число людей, реально воспользовавшихся новыми разработками, остаётся невелико. И если директор PEN Дэвид Реджески отмечает, что необходимо повышать уровень общественного доверия к нанотехнологиям, то мы по результатам анкетирования, применяя в дополнение к нему метод выборочного интервьюирования, получили данные о том, что многие, кто пользуется нанотехнологичными разработками (например, автокосметикой; в ещё большей мере – строительными материалами), попросту даже не имеют понятия о том, что эти товары относятся к категории нанотехнологичных товаров. Так, многие используют современные противоударные, противопожарные стекла в обустройстве собственного быта, но не имеют понятия о том, что современные противоударные и противопожарные стекла представляют собой нанотехнологичные товары. Такое происходит потому, что родители как потребители товаров и услуг чаще опираются в выборе товара на рекомендацию друзей и знакомых, консультанта по продажам, специалистов автосервисов, рекламные статьи в СМИ и т.п., чем изучают содержимое этикеток этих товаров.
Второе ограничение семьи заключается в том, что родители старших школьников пересекают рубеж 35 лет и находятся в периоде, когда их социализация достигла периода стабилизации. В этой связи новейшие достижения, к которым относятся нанотехнологии, нанохимия и наноиндустрия, представляют для них тот информационный пласт, с которым они не сталкивались ранее. И в силу свойств социализации (стабилизационного периода) накопление такой специальной информации у родителей идёт медленно и весьма ограниченно. В этих условиях родители не могут сегодня являться основным источником социализации в этих вопросах.
Третье ограничение семьи обусловлено психолого-педагогическими характеристиками учащихся: лица, достигшие подросткового и юношеского возраста, расширяют круг своего общения, и родители утрачивают ведущую роль в социализации личности учащихся. В этих условиях школьникам интереснее получать соответствующую информацию из других источников – от сверстников, специалистов, СМИ, но не от родителей. Школьники охотнее возьмутся в этот период за информирование родителей о достижениях науки и техники, нежели будут ждать соответствующего информационного просвещения от родителей.
Четвертое ограничение – обусловлено специфическими условиями общения родителей и учащихся в семье: даже если бы родитель имел о современных технологиях полноценные знания, организовать такое общение, направленное на передачу всех этих знаний было бы весьма сложно. При такой попытке родители неизбежно бы приходили к такой форме взаимодействия, как «семейное образование». Не многие родители готовы посоперничать со школой в профессиональной подготовленности к такому виду организованного общения с детьми. Семейное общение больше вытекает в практикоориентированное усвоение самых общих представлений об окружающем мире, которое наиболее просто выражается в слогане «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас». И поскольку семейная социализация – это период до 10 лет, то в 12-15 школьникам интереснее «делать лучше взрослых» и самим быть «светочами новейших научно-технических достижений», пересказывая родителям о новых товарах, их новых возможностях и т.п.
Возможности школы в формировании адекватных и современных представлений о нанотехнологиях, нанохимии, наноиндустрии существенно шире. Это происходит и благодаря профессионально выстроенном и специально организованном общении с учащимися, и благодаря возможностям УВП (например, проводить знакомство с новейшей лабораторной техникой, посредством которой ведутся нанотехнологические исследования), и благодаря возрастным особенностям (периодизации) социализации. Благодаря построенной среде для развития и воспитания одаренности в гимназии эффективно протекают процессы социализации учащихся, формируются адекватные и современные представления, в том числе в области нанотехнологий, нанохимии, наноиндустрии.
Из вышеизложенного следует обобщенный вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась: гимназия – как среда для развития и воспитания одаренности – обладает бóльшими (нежели семья) возможностями в решении задачи формирования у школьников адекватных, современных представлений в области нанотехнологий и наноиндустрии, нежели семья
Список использованных источников
[1] пресс-релиз «Проекта по отслеживанию развития нанотехнологий» (Project on Emerging Nanotechnologies, PEN)
Кто грамотней?
Мороз Иванович
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Попробуем на вкус солёность моря?
Знакомые следы