На современном этапе времени отмечается повышенный интерес к такой проблеме как глобальное потепление, именно в этом мы видим актуальность данной темы.
Общеизвестно, что среднегодовая температура воздуха неуклонно растет вверх. Ее увеличение оценивается в 0,6°С за последние 100 лет.
Работа ставит своей целью изучить изменение температурного режима в селе Корлики за 2010-2014 год, основываясь на собственные наблюдения.
Важность этой проблемы для общества в целом очевидна: климат на Земле в последние годы меняется более интенсивно, нежели в предыдущие времена. Причиной данного обстоятельства, по мнению ученых, является все более прогрессирующая техногенная деятельность человека. Такое явление как «глобальное потепление» известно каждому жителю Земли из средств массовой информации. Мир сотрясают ужасные погодные катаклизмы. Дожди, снега и, как следствие, наводнения и снежные завалы распространяются на все большие территории. Большинство метеорологов уверено: все эти явления на глобальном уровне представляют собой звенья одной цепи. И основной версией, самой часто называемой, является – глобальное потепление, которое ускоряясь, делает климат все более экстремальным.
Но прежде всего нам важно знать какова опасность глобального потепления в нашем регионе? Оказывается, что на территории Ханты-Мансийского автономного округа, при потеплении климата на 3-4 оС ожидается повышение уровня рек к 2100 году на 10 м, а в период половодья до 20 м!!! На территории Югры уменьшение зоны многолетнемерзлых пород приведет к увеличению заболоченных площадей до 60% (в настоящее время 38.5%), что повлечет за собой изменение биотических сообществ, распространение ареалов природно-очаговых заболеваний.
Потепление климата повлияет на социально-экономическую деятельность округа, включая водные ресурсы, недропользование, рыбоводство, лесное хозяйство, условия проживания людей и здоровье населения. Наихудший сценарий развития изменения климата на территории ХМАО-Югры может быть связан с повышением уровня Мирового океана на 50 м. Подобную картину трудно представить в реальности! Под толщей воды окажется большая часть населенных пунктов, лицензионных участков и инфраструктуры! Судя по карте прогнозов зоны затопления, часть нашего населённого пункта тоже окажется под водой – именно поэтому эта тема очень важна лично для нас!
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_poteplenie_klimata_v_korlikakh_mif_ili_realnost.docx | 897.38 КБ |
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Корликовская общеобразовательная средняя школа».
«ПОТЕПЛЕНИЕ КЛИМАТА
В КОРЛИКАХ – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?»
Авторы: воспитанники
экологического объединения
«Лесовичок»
Руководитель экологического
объединения «Лесовичок»:
Федюнина Елена Андреевна
учитель географии
Корлики
2014
Аннотация.
Наименование образовательного учреждения: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Корликовская общеобразовательная средняя школа». Название работы: «Глобальное потепление в Корликах – миф или реальность?».
Авторы проекта: воспитанники экологического объединения «Лесовичок». Руководитель проекта: Федюнина Елена Андреевна, учитель географии, руководитель экологического объединения «Лесовичок».
Работа посвящена изучению проблемы глобального потепления климата и изменению температурного режима в селе Корлики на основе изучения архивных данных метеорологической станции, краеведческих источников и специальной литературы.
В первой главе (теоретическая часть) на основе литературных, краеведческих и Интернет - источников рассмотрен парниковый эффект как основная причина глобального потепления.
Во второй главе (практическая часть) представлена физико-географическая и климатическая характеристика села Корлики; обработаны и проанализированы статистические данные изменения среднесуточной и среднегодовой температуры воздуха на основе собственных наблюдений с 2010 по 2014 года; рассмотрены возможные последствия и меры по предупреждению глобального потепления климата; разработаны рекомендации для жителей по предупреждению возникновения глобального потепления в селе Корлики.
Заключение содержит результаты и выводы исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, Интернет-источников, дополнительных источников информации, глоссария. Приложение содержит карты, таблицы, графики, диаграммы, фотографии.
Сроки и продолжительность выполнения проекта: с ноября 2012 по октябрь 2014 года.
Введение. | 4 |
Глава I. Теоретическая часть. Глобальное потепление климата. | 6 |
1.1. Причины глобального потепления. | 6 |
1.2. Парниковый эффект как основная причина глобального потепления. | 8 |
Глава II. Практическая часть. Физико-географическая и климатическая характеристика села Корлики. | 12 |
2.1. Изменение среднесуточной и среднегодовой температуры воздуха на основе собственных наблюдений с 2010 по 2014 года. | 14 |
2.2. Возможные последствия и меры по предупреждению глобального потепления. | 19 |
2.3. Рекомендации для жителей по предупреждению возникновения глобального потепления в селе Корлики. | 20 |
Заключение. | 21 |
Список использованной литературы. | 22 |
Глоссарий. | 23 |
Приложения (1-16). | 24 |
Введение.
На современном этапе времени отмечается повышенный интерес к такой проблеме как глобальное потепление, именно в этом мы видим актуальность данной темы.
Общеизвестно, что среднегодовая температура воздуха неуклонно растет вверх. Ее увеличение оценивается в 0,6°С за последние 100 лет.
Работа ставит своей целью изучить изменение температурного режима в селе Корлики за 2010-2014 год, основываясь на собственные наблюдения.
Важность этой проблемы для общества в целом очевидна: климат на Земле в последние годы меняется более интенсивно, нежели в предыдущие времена. Причиной данного обстоятельства, по мнению ученых, является все более прогрессирующая техногенная деятельность человека. Такое явление как «глобальное потепление» известно каждому жителю Земли из средств массовой информации. Мир сотрясают ужасные погодные катаклизмы. Дожди, снега и, как следствие, наводнения и снежные завалы распространяются на все большие территории. Большинство метеорологов уверено: все эти явления на глобальном уровне представляют собой звенья одной цепи. И основной версией, самой часто называемой, является – глобальное потепление, которое ускоряясь, делает климат все более экстремальным.
Но прежде всего нам важно знать какова опасность глобального потепления в нашем регионе? Оказывается, что на территории Ханты-Мансийского автономного округа, при потеплении климата на 3-4 оС ожидается повышение уровня рек к 2100 году на 10 м, а в период половодья до 20 м!!! На территории Югры уменьшение зоны многолетнемерзлых пород приведет к увеличению заболоченных площадей до 60% (в настоящее время 38.5%), что повлечет за собой изменение биотических сообществ, распространение ареалов природно-очаговых заболеваний.
Объектом исследования является глобальное потепление.
Предмет исследования – температурный режим в селе Корлики за последние пять лет.
Выдвинутая нами гипотеза базируется на предположении о том, что повышение температурного режима в селе Корлики происходит динамичнее год от года.
Объект, предмет исследования, его цель и гипотеза обусловили ряд задач:
села Корлики.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней находит свое решение проблема интеграции научной литературы и используются собственные наблюдения по изменению климата в селе Корлики, что на наш взгляд делает работу более объективной.
Практическое значение работы заключается в том, что результаты исследования температурного режима села Корлики педагоги могут использовать на уроках географии, географического краеведения, биологии, экологии, внеклассной работе по изучению родного края.
В данной работе используются следующие методы исследования:
Глава I. Теоретическая часть. Глобальное потепление климата.
1.1. Причины глобального потепления.
Глобальное потепление – процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры атмосферы Земли и Мирового океана. Научное мнение, выраженное Межгосударственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК) ООН, и непосредственно поддержанное национальными академиями наук стран «Большой восьмерки», заключатся в том, что средняя температура по Земле поднялась на 0,6 °С с конца 20 века, и что «большая доля потепления, наблюдавшегося в последние 50 лет, вызвана деятельностью человека, в первую очередь выбросом газов, вызывающих парниковый эффект, таких как углекислый газ и метан. Ученые, оспаривающие мнение, что деятельность человечества сыграла существенную роль в наблюдаемом повышении температур, находятся в явном меньшинстве. Тем не менее, точно неизвестно, насколько значительными будут дальнейшие изменения климата, и что, если вообще что-либо, должно предпринимать человечество в свете этой проблемы.
Оценки, полученные по климатическим моделям, на которые ссылается МГЭИК, говорят, что средняя температура Земли может повыситься на величину от 1,4 до 5,8 °С между 1990 и 2100 годами. Как ожидается, это приведет к другим климатическим изменениям, включая подъем уровня Мирового океана и к изменениям в количестве и распределении атмосферных осадков. В результате могут участиться природные катаклизмы, такие как наводнения, засухи, ураганы и др., понизятся урожаи сельскохозяйственных культур и исчезнут многие биологические виды. Хотя потепление должно, по всей вероятности, увеличивать частоту и размах таких явлений, очень трудно однозначно связать какое-то конкретное событие с глобальным потеплением.
Климатические системы изменяются как в результате естественных внутренних процессов, так и в ответ на внешние воздействия, как антропогенные, так и не антропогенные.
Причины таких изменений климата остаются неизвестными, однако, среди основных внешних воздействий изменения орбиты Земли - циклы Меланковича, (разработал теорию периодичности ледниковых периодов), солнечной активности, вулканические выбросы и парниковый эффект. По данным прямых климатических наблюдений (изменение температур в течение последних двухсот лет) средние температуры на Земле повысились, однако причины такого повышения остаются предметом дискуссий, но, однако, одной из наиболее широко обсуждаемых причин является антропогенный парниковый эффект.
Науке известно, что добавление воды, углекислого или метана в атмосферу при прочих равных условиях повысит температуру планеты. Эти газы создают естественный парниковый эффект, без которого температура поверхности Земли была бы на 30 °С ниже, что сделало бы ее непригодной для жизни. Поэтому, нельзя сказать, что идет спор между теми, кто «верит» в теорию парникового эффекта. Скорее, оспаривается итоговый эффект увеличения количества парниковых газов в атмосфере Земли, т.е. не компенсируется ли потепление в силу парникового эффекта изменениями в распределении водяных паров, облаков, в биосфере или других климатических факторов. Однако, наблюдаемое последние 50 лет повышение температуры Земли, противоречит теориям скептиков о компенсирующей роли перечисленных выше обратных связей.
1.2. Парниковый эффект как основная причина глобального потепления.
В настоящее время средняя температура по всему миру неуклонно повышается. Это называется - глобальное потепление. Причиной тому могут служить разные факторы, однако, многие ученые связывают это с парниковым эффектом.
ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ.
Многолетние наблюдения показывают, что в результате хозяйственной деятельности изменяется газовый состав и запыленность нижних слоев атмосферы. С распаханных земель во время пыльных бурь поднимаются в воздух миллионы тонн частиц почвы. При разработке полезных ископаемых, при производстве цемента, при внесении удобрений и трении автомобильных шин о дорогу, при сжигании топлива и выбросе отходов промышленных производств в атмосферу попадает большое количество взвешенных частиц разнообразных газов. Определения состава воздуха показывают, что сейчас в атмосфере Земли углекислого газа стало на 25% больше, чем 200 лет назад. Это, безусловно, результат хозяйственной деятельности человека, а также вырубки лесов, зеленые листья которых поглощают углекислый газ. С повышением концентрации углекислого газа в воздухе связан парниковый эффект, который проявляется в нагреве внутренних слоев атмосферы Земли. Это происходит потому, что атмосфера пропускает основную часть излучения Солнца. Часть лучей поглощается и нагревает земную поверхность, а от нее нагревается атмосфера. Другая часть лучей отражается от поверхности Планеты и это излучение поглощается молекулами углекислого газа, что способствует повышению средней температуры Планеты. Действие парникового эффекта аналогично действию стекла в оранжерее или парнике (от этого возникло название " парниковый эффект").
ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ.
Рассмотрим, что происходит с телами в стеклянной оранжерее. Излучение высокой энергии проникает в оранжерею через стекло. Оно поглощается телами внутри оранжереи. Затем они сами испускают излучение более низкой энергии, поглощаемое стеклом. Стекло посылает часть этой энергии обратно, снабжая объекты внутри дополнительным теплом. Точно таким же образом земная поверхность получает дополнительное тепло по мере того, как "парниковые" газы поглощают, а затем выделяют излучение более низкой энергии. Газы, вызывающие своей повышенной концентрацией парниковый эффект, называют парниковыми газами. В основном это углекислый газ и водяной пар, но существуют и другие газы, поглощающие энергию, исходящую от Земли. Например, хлорфтор содержащие углеводородные газы, например, фреоны или хладоны. Концентрация этих газов в атмосфере также увеличивается.
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ.
Природный газ, используемый в энергетике, относится к не возобновляемым энергетическим ресурсам, в то же время это наиболее экологически чистый вид традиционного энергетического топлива. Природный газ на 98% состоит из метана, остальные 2% приходятся на этан, пропан, бутан и некоторые другие вещества. При сжигании газа единственным действительно опасным загрязнителем атмосферы является смесь оксидов азота. На тепловых электростанциях и в отопительных котельных, использующих, природный газ, выбросов углекислого газа, способствующего парниковому эффекту, вдвое меньше, чем на угольных энергетических установках, вырабатывающих тоже количество энергии. Применение сжиженного и сжатого природного газа на автомобильном транспорте дает возможность значительно снизить загрязнение среды обитания и улучшить качество воздуха в городах, то есть "затормозить" парниковый эффект. По сравнению с нефтью, природный газ не дает такого загрязнения среды в процессе добычи и транспортировки к месту потребления. Запасы природного газа в мире достигают 70 триллионов кубических метров. При сохранении нынешних объемов добычи их хватит более чем на 100 лет. Большинство месторождений природного газа располагаются в труднодоступных и экологически ранимых районах Заполярной тундры. Хотя природный газ и не вызывает парниковый эффект, его можно отнести к "парниковым" газам, так как при его использовании выделяется углекислый газ, способствующий парниковому эффекту.
УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ.
Углекислый газ - диоксид углерода, постоянно образуется в природе при окислении органических веществ: гниении растительных и животных остатков, дыхании, сжигании топлива. Парниковый эффект происходит из-за нарушения человеком круговорота углекислого газа в природе. Промышленность сжигает огромное количество топлива- нефти, угля, газа. Все эти вещества состоят в основном из углерода и водорода. Поэтому их еще называют органическим, углеводородным топливом. При горении, как известно, поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Вследствие этого процесса, каждый год человечество выбрасывает в атмосферу 7 миллиардов тонн углекислого газа! Даже представить трудно себе эту величину. Одновременно с этим на Земле вырубаются леса - один из самых главных потребителей углекислого газа, причем, вырубаются со скоростью 12 гектаров в минуту!!! Вот и получается, что углекислого газа в атмосферу поступает все больше и больше, а потребляется растениями все меньше и меньше. Круговорот углекислого газа на Земле нарушается, поэтому в последние годы содержание углекислого газа в атмосфере хотя и медленно, но верно увеличивается. А чем его больше, тем сильнее парниковый эффект.
ХЛОРФТОРСОДЕРЖАЩИЕ ГАЗЫ.
Хлорфторсодержащие газы широко применяются в химической промышленности. Фтор используется для получения смазочных веществ, пластмасс. Фреон выделяется аэрозолями и холодильными машинами. Считается также, что фреон разрушает озоновый слой в атмосфере. Хлор применяют в производстве соляной кислоты, хлорной извести, для стерилизации питьевой воды и обеззараживание сточных вод. Большое количество хлора используется для отбеливания тканей и целлюлозы, идущей на изготовление бумаги.
Помимо парникового эффекта существуют другие теории такие как:
В настоящее время, ни одна из этих альтернативных теорий не имеет заметного числа сторонников среди ученых-климатологов.
Глава II. Практическая часть.
Физико-географическая и климатическая характеристика села Корлики.
Зимой погода в Корликах суровая и морозная, снежный покров устойчивый, лето очень короткое и сравнительно теплое. Для осени и весны характерны ранние осенние и поздние весенние заморозки. Самые низкие температуры воздуха, которые были зарегистрированы в селе Корлики, доходили до - 63 ºC .
По данным многолетних наблюдений (данные Корликовской метеорологической станции) самым холодным месяцем года является январь (среднемноголетняя температура –22,2оС), самым теплым – июль (+17,4оС). В летний период погода в Корликах за неделю меняется по нескольку раз, но почти каждый год температура воздуха повышается до +32оС.
Продолжительность периода устойчивых морозов составляет 169 дней в году. Период с отрицательной температурой воздуха длится с октября по апрель. Самые высокие среднемесячные температуры отмечаются в летние месяцы, самые низкие - в декабре и феврале.
Продолжительность периода со снежным покровом составляет 201 день в году. Снежный покров появляется в первой декаде октября. В отдельные годы снег может выпадать в середине сентября, но устойчивый снежный покров образуется в среднем в средней декаде октября. Наиболее интенсивный рост снежного покрова происходит в период со второй половины ноября до начала января. В январе-феврале скорость накопления снега снижается. Максимальной высоты (77-85 см) снежный покров достигает в 3-ей декаде марта – к периоду снеготаяния. После разрушения устойчивого снежного покрова, снег может вновь выпасть на короткое время. Уплотнение снежного покрова происходит непрерывно в течение зимы. К весне плотность его достигает максимальных значений – 40г/см3.
В зимнее время преобладают юго-восточные, юго-западные и южные ветра, летом – северные и северо-восточные. Среднегодовая скорость ветра составляет 2,7 м/сек. Максимальная скорость ветра достигает 15 м/сек.
Годовое количество осадков составляет 625 мм, и почти полностью зависит от влаги, приносимой западным переносом воздушных масс атлантического происхождения. Зимний сезон относительно сухой. В этот период выпадает около 20% годовой суммы осадков в виде снега и 10% смешанных осадков. Наибольшее количество осадков выпадает в теплый период (248мм). Количество дней в году с осадками составляет 175-189. Среднегодовая относительная влажность воздуха составляет 75%.
Рельеф местности равнинный, с преобладающими высотами 110-155м и перепадами высот 10-15м. Территория изрезана множеством рек и ручьев. Большое количество болот и озёр.
Особенностью почвенно-растительного покрова является широкое распространение болотных типов почв и растительности. Развитию болот способствуют следующие природные факторы: осадков выпадает больше, чем испаряется, выравненность территории, длительное сезонное промерзание почвогрунтов, слабый сток и др. Болота и поверхностные водные объекты занимают 43,6% площадей.
Общая площадь леса составляет 3422535 гектар. Каждый год вырубается около 70 гектар делового и дровяного леса.
Лесной покров представлен сосновыми, елово-кедровыми, еловыми и березовыми лесами. Средняя высота древостоев составляет 10-12м. Под их покровом на глеево-подзолистых и мерзлотно-таежных почвах растут лишайники и зеленые мхи.
2.1. Изменение среднесуточной и среднегодовой температуры воздуха на основе собственных наблюдений с 2010 по 2014 года.
В процессе работы над практической частью проекта нам необходима была консультация и уточнение информации о климатических данных, поэтому мы посетили метеорологическую станцию села Корлики. Тудвласова Наталья Ивановна – техник-метеоролог, организовала для нас экскурсию, в ходе которой она подробно рассказала и показала нам работу метеорологических приборов: термограф – самопишущий прибор для непрерывной автоматической записи изменений температуры; гигрограф – прибор для непрерывной регистрации относительной влажности воздуха; барограф – самопишущий прибор для непрерывной записи значений атмосферного давления и др. Григорьев Михаил Алексеевич – начальник метеорологической станции М-2 Корлики, познакомил нас с архивными данными среднесуточных температур с 2010 по 2014 года, также оказал помощь в уточнении некоторых показателей и характеристик климата села Корлики (Приложение 16).
Затем нам предстояла самая большая часть работы с архивом данных метеорологической станции. Ведь для построения диаграмм среднесуточных температур необходимы были каждодневные показатели всех исследуемых нами годов с 2010 по 2014. Для этого мы разделились на пары, каждая пара выполняла задание по своему году (работа в Excle). (Приложение 3 - 14). По готовым данным мы построили диаграммы по каждому месяцу каждого года. Мы сделали вывод помесячно, и вот какие результаты мы имеем на сегодня:
Итак, при сравнении диаграмм среднесуточных температур воздуха с 2010 по 2014 года мы не наблюдаем потепления. А анализируя отдельно 2013 и 2014 года (без учёта ноября и декабря) мы видим, что в 2014 году все летние месяцы, а также февраль, май, сентябрь и октябрь оказались холоднее, чем в 2013 году.
Также мы вычислили среднегодовую температуру воздуха
с 2010 по 2013 года: (Приложение 15).
| Янв. | Февр. | Мар. | Апр. | Май | Июн. | Июл. | Авг. | Сент. | Окт. | Ноя. | Дек. | Ср.год |
2010 | -29,5 | -30,1 | -10 | -3,9 | 2,8 | 13,1 | 15,1 | 13 | 5,5 | 1,9 | -11,5 | -28,1 | -5,1 |
2011 | -23,9 | -21,1 | -7,3 | 2,8 | 7,5 | 18,8 | 13,1 | 12 | 9,4 | 2,4 | -14,4 | -16,5 | -1,4 |
2012 | -22,8 | -17,6 | -10,8 | -0,3 | 7,2 | 20,7 | 19,8 | 12,9 | 10,4 | -4,1 | -20,6 | -27,5 | -2,7 |
2013 | -26,9 | -20 | -16,3 | -1,5 | 3,1 | 13,9 | 19,7 | 15,4 | 6 | -1,9 | -7,1 | -11,8 | -2,3 |
По результатам данных среднегодовых температур воздуха с 2010 по 2013 год, ясно видно, что самым холодным годом является 2010 (-5,1 ºС), а самым тёплым 2011 год (- 1,4 ºС). Да, потепления климата не наблюдается! Может быть, мы сможем увидеть глобальное потепление за более длительный период времени? Тогда мы решили сравнить среднегодовую температуру воздуха с 2005 года по 2013, т.е. за 9 лет. И вот что мы получили:
Среднегодовая температура воздуха с 2005 по 2013 года. | |
2005 | -0,7 |
2006 | -3,8 |
2007 | -0,9 |
2008 | -1,6 |
2009 | -4,6 |
2010 | -5,1 |
2011 | -1,4 |
2012 | -2,7 |
2013 | -2,3 |
По данным таблицы видно, что самым тёплым годом был 2005, самыми холодными годами были 2009 и 2010, относительно тёплыми являются 2007, 2008, 2011года, а 2012 и 2013 года имеют средние показатели.
Вывод: в результате исследования и сравнения среднесуточных и среднегодовых температур воздуха в селе Корлики за период с 2010 по 2014 года, мы выяснили, что для нашей местности глобальное потепление климата не характерно. Кроме того, мы видим, что среднегодовая температура понижается.
Почему когда во всем мире говорят о глобальном потеплении, у нас похолодание температуры воздуха?
На этот вопрос тоже нет однозначного ответа. Некоторые ученые считают, что в скором времени нас ждет - похолодание. И виновато в этом – солнце. Мы продолжаем греться на остатках тепла, которое планета накопила. Но запасы не вечны. Пройдет несколько лет, и температура начнет падать.
По другой версии – как показали наблюдения, северный полюс движется в сторону Сибири России со скоростью около 60 километров в год. И может быть это является причиной похолодания в нашей местности.
Если рассматривать историю климата на протяжении десятилетий, то можно увидеть цикличность климатических изменений, которые происходят и сейчас. Внимательно рассматривая график изменения температуры воздуха – на всем его протяжении можно увидеть спады и подъемы температуры. Рассматривая температуру воздуха в нашей местности, можно предположить, что сейчас наблюдается понижение температуры и скоро начнется подъем. Об этом свидетельствует и температура воздуха за последние 3 месяца:
| Август | Сентябрь | Октябрь |
2013 | 15,4 | 6 | -1,9 |
2014 | 12,7 | 4,5 | -2,5 |
Однако каким бы не был сценарий, все говорит за то, что мы должны перестать играть в опасные игры с планетой и уменьшить свое воздействие на нее. Лучше переоценить опасность, чем недооценить ее. Лучше сделать все возможное, чтобы ее предотвратить.
2.2. Возможные последствия глобального потепления.
1.Если температура на Земле будет продолжать повышаться, это окажет серьезнейшее воздействие на мировой климат.
2. В тропиках будет выпадать больше осадков, так как дополнительное тепло
повысит содержание водяного пара в воздухе.
3. В засушливых районах дожди станут еще более редкими, и они превратятся в пустыни, в результате чего людям и животным придется их покинуть.
4. Температура морей также повысится, что приведет к затоплению низинных областей побережья и к увеличению числа сильных штормов.
5. Повышение температуры на Земле может вызвать поднятие уровня моря так как:
а) вода, нагреваясь, становится менее плотной и расширяется, расширение морской воды приведет к общему повышению уровня моря.
б) повышение температуры может растопить часть многолетних льдов, покрывающих некоторые районы суши, например, Антарктиду или высокие горные цепи. Образовавшаяся вода в конечном итоге стечет в моря, повысив их уровень. Следует, однако, заметить, что таяние льда, плавающего в морях, не вызовет повышение уровня моря. Ледяной покров Арктики представляет собой огромный слой плавучего льда. Подобно Антарктиде, Арктика также окружена множеством айсбергов. Климатологи подсчитали, что если растают гренландские и антарктические ледники, уровень Мирового океана повысится на 70-80 м.
6. Сократятся жилые земли.
7. Нарушится водосолевой баланс океанов.
8. Изменятся траектории движения циклонов и антициклонов.
9. Если температура на Земле повысится, многие животные не смогут адаптироваться к климатическим изменениям. Многие растения погибнут от недостатка влаги, а животным придется переселиться в другие места в поисках пищи и воды.
Кроме отрицательных последствий глобального потепления, можно отметить несколько положительных:
1. При потеплении и увеличении содержания углекислого газа многие растения усилят фотосинтез. Значит, их биомасса будет увеличиваться.
2. Возрастут уловы рыбы.
На международном уровне подписываются соглашения и конвенции, которые необходимо предпринять для снижения влияния человека на изменение климата.
2.3.Рекомендации для жителей по предупреждению возникновения глобального потепления в селе Корлики.
Заключение.
Мы достигли цели исследования: изучили изменение температурного режима в селе Корлики за пять лет, основываясь на собственные наблюдения. Также в своей работе мы последовательно решили следующие задачи: рассмотрели глобальное потепление как термин и причины глобального потепления климата; составили физико-географическую и климатическую характеристику села Корлики; проанализировали среднесуточные и среднегодовые температуры воздуха с 2010 по 2014 года; разработали рекомендации для жителей по предупреждению возникновения глобального потепления в селе Корлики.
В результате исследования и сравнения среднесуточных и среднегодовых температур воздуха в селе Корлики за период с 2010 по 2014 года, а также с 2005 по 2013 года мы выяснили, что для нашей местности глобальное потепление климата не характерно. Кроме того, мы видим, что среднегодовая температура понижается. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о потеплении климата в селе Корлики не подтвердилась. Мы планируем продолжить свои наблюдения за изменением температурного режима в селе Корлики, чтобы быть более объективными в оценке изменения температуры.
Что лично нам дало участие в процессе выполнения данного проекта:
ЛИТЕРАТУРА.
ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКИ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.
(организации села)
ГЛОССАРИЙ.
ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ – общее повышение температуры на Земле, вызываемое скоплением в атмосфере парниковых газов, которые удерживают тепло у поверхности Земли.
ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ – предполагаемое потепление климата на Планете в результате накопления в атмосфере «парниковых газов», пропускающих кратковременные солнечные лучи и препятствующие тепловому излучению с поверхности Земли.
ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ – это газы, вызывающие своим повышенным содержанием в атмосфере парниковый эффект.
Приложение 1.
Зона затопления территории ХМАО при увеличении
на 20-метровом уровне поверхностных вод.
Зона затопления территории ХМАО при 50-метровом уровне Мирового океана.
Приложение 2.
Среднесуточные температуры воздуха января и февраля с 2010 по 2014 года.
Месяцы дни | янв.10 | янв.11 | янв.12 | янв.13 | янв.14 | фев.10 | фев.11 | фев.12 | фев.13 | фев.14 |
1 | -40,8 | -36,7 | -6,8 | -24,1 | -13,2 | -29,9 | -21,6 | -24 | -26,9 | -40,1 |
2 | -42,4 | -36,3 | -11,5 | -23,2 | -15,8 | -31,9 | -26,8 | -17 | -16 | -27,1 |
3 | -41,3 | -38,5 | -18,6 | -25,5 | -36,1 | -34,1 | -14,4 | -11 | -18,7 | -22,1 |
4 | -34,9 | -35,9 | -24,3 | -22 | -37,3 | -32,8 | -24,6 | -15,1 | -24,8 | -24,6 |
5 | -30,2 | -26,5 | -22,1 | -23,5 | -21,8 | -31 | -31,7 | -17,7 | -27,5 | -24,2 |
6 | -33,4 | -24 | -22,6 | -27,9 | -25 | -37,2 | -33,8 | -11,5 | -25,7 | -22 |
7 | -34,3 | -22,4 | -15,8 | -26,2 | -23,6 | -33 | -22,5 | -20,2 | -25,7 | -30,8 |
8 | -35,7 | -22,9 | -11,4 | -27,4 | -19 | -36,1 | -20,8 | -27,1 | -27,2 | -28,1 |
9 | -37,6 | -24,1 | -8,5 | -30,1 | -19,1 | -36,3 | -16,9 | -21,7 | -17,1 | -25,8 |
10 | -34,7 | -21,9 | -9,3 | -26,8 | -14,8 | -34,8 | -12,9 | -25,8 | -16 | -27,7 |
11 | -30,2 | -28,4 | -11,4 | -25,2 | -15 | -32,7 | -9 | -22 | -20,2 | -31,4 |
12 | -23,1 | -31,7 | -14,6 | -38 | -10 | -25,4 | -7,7 | -15 | -19 | -31 |
13 | -24,4 | -13,1 | -18,6 | -24,3 | -11,8 | -21,1 | -20,6 | -6,8 | -14 | -31,3 |
14 | -22,6 | -8,9 | -17,4 | -17,8 | -13,1 | -20,4 | -31,4 | -9,6 | -17,5 | -26,1 |
15 | -28,4 | -11,4 | -26,6 | -22,8 | -7,9 | -19,8 | -34,2 | -11,2 | -26,5 | -24,6 |
16 | -32,9 | -16,9 | -30,5 | -28,9 | -9,4 | -23,2 | -23,1 | -14,7 | -32,6 | -25,3 |
17 | -41 | -24,3 | -33,3 | -27,1 | -15,2 | -23,6 | -26,8 | -23 | -17,8 | -20,5 |
18 | -35,2 | -27,2 | -27,4 | -37,9 | -26,2 | -10 | -17,8 | -27 | -13,8 | -29,5 |
19 | -23,1 | -30,8 | -25,6 | -48,1 | -11,9 | -27,3 | -21,8 | -25,8 | -15,3 | -37,7 |
20 | -20,5 | -28,3 | -19,4 | -46,2 | -16,9 | -30,4 | -30,7 | -18,4 | -14,6 | -36,3 |
21 | -22,5 | -28,5 | -23 | -32,1 | -22,7 | -24,4 | -31,6 | -25,1 | -18,6 | -27,3 |
22 | -18,4 | -30,8 | -24,6 | -22,3 | -31,6 | -29,2 | -24,4 | -22,5 | -18,3 | -31,7 |
23 | -23,2 | -29,3 | -26,7 | -9 | -32,7 | -35,9 | -19,8 | -14,7 | -13,6 | -36,7 |
24 | -14,3 | -27,5 | -28,8 | -13,1 | -36,6 | -37,5 | -15,6 | -13,3 | -14,6 | -24 |
25 | -33,5 | -29,9 | -26,4 | -21,7 | -38,4 | -43,7 | -11,7 | -10,5 | -25,7 | -20,1 |
26 | -34 | -19,1 | -30,3 | -28 | -45,7 | -41,6 | -13,3 | -11,4 | -25,4 | -26,2 |
27 | -20,6 | -16,7 | -30,2 | -21,4 | -45 | -30,2 | -14,7 | -15,4 | -17,5 | -24,4 |
28 | -14,5 | -11,3 | -37 | -33,4 | -41,8 | -28,5 | -11,3 | -16,2 | -8,6 | -23,2 |
29 | -20,1 | -11,2 | -35,3 | -27,3 | -43,8 | |||||
30 | -32 | -12,8 | -33,8 | -26,4 | -36,9 | |||||
31 | -33,6 | -14,1 | -34,3 | -27,5 | -44,5 | |||||
Среднее значение температуры | -29,5 | -23,9 | -22,8 | -26,9 | -25,3 | -30,1 | -21,1 | -17,6 | -20,0 | -27,9 |
Среднесуточные температуры воздуха марта и апреля с 2010 по 2014 года.
Месяцы дни | аар.10 | аар.11 | аар.12 | аар.13 | аар.14 | апр.10 | апр.11 | апр.12 | апр.13 | апр.14 |
1 | 30,1 | -7,8 | -17,3 | -4,6 | -26,8 | 0 | -5,9 | 2,5 | -8,8 | 6 |
2 | -31 | -10,6 | -17 | -24,1 | -19,9 | -4,9 | -6,8 | 0,7 | -7,7 | -2,5 |
3 | -25,2 | -17,9 | -8,4 | -17,5 | -13 | -10,3 | -9,1 | 4,9 | -8,2 | -0,6 |
4 | -24,9 | -9,2 | -15 | -19,8 | -22,3 | -12,4 | -6,4 | 4,6 | -8,9 | 3,1 |
5 | -16,9 | -10,2 | -21,3 | -27,5 | -18,4 | -17,6 | -3,8 | 1,2 | -2,7 | 0,4 |
6 | -9,7 | -12,6 | -10,6 | -22,3 | -10,9 | -14,7 | -2,4 | -0,8 | -7,8 | 0,8 |
7 | -8,2 | -9,3 | -6,9 | -21,2 | -10,8 | -16,6 | -4,8 | -4,2 | -7 | 3,1 |
8 | -15,9 | -9 | -12,7 | -17,7 | -11,1 | -17,5 | -4,7 | -3,2 | 2,7 | 2,3 |
9 | -15,8 | -16,9 | -17 | -13 | -19,8 | -10,6 | 5,5 | 2,4 | 0,3 | 1,6 |
10 | -11,9 | -11,4 | -17,1 | -16,6 | -8,8 | -12,6 | 5,8 | 6,8 | 0,6 | -1,9 |
11 | -11 | -18,7 | -17 | -22,4 | -4,1 | -11,5 | 3,5 | 4,9 | -4,7 | -13,5 |
12 | -13,1 | -6,6 | -16,2 | -13 | 0,3 | -9,7 | 8,3 | 0,6 | -5,6 | -8,7 |
13 | -13,7 | -3,1 | -16,7 | -19,3 | 0,4 | -7,2 | 3,5 | 2,6 | -3,4 | -0,3 |
14 | -10,4 | -4,6 | -14,8 | -26,6 | 0,1 | -6,3 | 2 | 4,1 | -4,2 | 3,4 |
15 | -3,7 | -11,6 | -12,1 | -15,1 | -3 | -7 | 5,8 | 5,1 | -8,4 | 6,3 |
16 | -3,4 | -8,3 | -12,5 | -21,2 | -2,6 | -5,2 | 9,8 | -1 | -5,7 | 6,3 |
17 | -4,4 | -14,4 | -6,9 | -14,6 | 2 | -2,3 | 5,1 | -5,1 | 1,4 | 2,7 |
18 | -13,4 | -14,6 | -4,2 | -16,6 | 0,9 | 0,5 | 7,6 | -5,5 | -0,5 | 7,2 |
19 | -11,7 | -1,2 | -6,9 | -13,4 | -1 | -0,1 | 13,1 | -0,5 | 0,2 | 6,5 |
20 | -11 | -4,6 | -10,6 | -21,8 | 2 | 4,1 | 12,3 | 1,2 | 2,1 | 2 |
21 | -13,4 | -5,1 | -14,8 | -25,1 | 0 | 4,5 | 8,5 | -1 | 4,8 | -2,6 |
22 | -12,3 | -2,3 | -11,4 | -22,2 | -3 | -0,4 | 6,8 | -3,5 | 3,2 | -7,4 |
23 | -8,1 | 0,3 | -1,5 | -9,9 | -0,6 | -3,1 | 6 | -0,2 | 2 | 0,6 |
24 | -2,5 | 0,5 | -4,9 | -10,3 | -7 | -3,1 | 2,8 | 2 | 3,6 | 1,8 |
25 | -0,9 | 2,8 | -16,7 | -14,3 | -3,2 | 8,2 | 6,4 | -6 | 1,5 | -1,2 |
26 | -3,4 | 3,4 | -9 | -20,3 | -7,4 | 8,6 | 5,6 | -7,1 | 1,2 | 2,7 |
27 | -4,1 | -4,2 | -4,6 | -17 | -5,2 | 13,7 | 2 | -5,9 | 1,9 | -0,3 |
28 | -8,9 | -4,9 | -8,3 | -5,6 | -9,8 | 8,9 | 0,6 | -5,2 | 4,4 | -7,4 |
29 | -11,5 | -5,3 | 1,1 | -5,2 | -10,7 | 4,5 | 3 | -3,3 | 6,1 | -5,6 |
30 | -12,8 | -3,5 | -1,4 | -2,2 | -15,2 | 3,1 | 4,8 | 0,3 | 3,7 | -0,2 |
31 | -7 | -4,6 | -0,7 | -3,8 | -2,4 | |||||
Среднее значение температуры | -10,0 | -7,3 | -10,8 | -16,3 | -7,5 | -3,9 | 2,8 | -0,3 | -1,5 | 0,2 |
Среднесуточные температуры воздуха мая и июня с 2010 по 2014 года.
Месяцы дни | май.10 | май.11 | май.12 | май.13 | май.14 | июн.10 | июн.11 | июн.12 | июн.13 | июн.14 |
1 | 2,6 | 3,8 | 1,1 | -1,2 | 2,2 | 9,3 | 20,4 | 22,4 | 1,6 | 1,3 |
2 | 1,2 | 2,6 | 3,6 | -0,4 | 11,6 | 11,4 | 22,3 | 21,9 | 5,5 | 6,6 |
3 | 5,6 | 0,5 | 3,7 | 1,7 | 5,4 | 9,8 | 20,8 | 22,5 | 7 | 7,1 |
4 | 1,4 | 2,3 | 5,4 | 2,4 | 13,1 | 5,2 | 21,2 | 14,6 | 7,9 | 4,1 |
5 | 3,9 | 7,1 | 7,2 | 4,4 | 4,3 | 9,6 | 21,9 | 12,3 | 10,7 | 5,4 |
6 | 4,4 | 9,1 | 6,1 | 4,5 | -0,6 | 12,8 | 22,4 | 18,7 | 12,9 | 3,6 |
7 | 5,4 | 3,9 | -1,1 | 4,1 | 7,9 | 18,4 | 21,8 | 21 | 15,8 | 3,8 |
8 | 2 | -1,4 | -2,3 | 1,7 | 10,6 | 13,5 | 23,1 | 24,4 | 13,5 | 3,9 |
9 | -3,2 | 0,5 | 2,3 | 5,2 | 2,4 | 14,4 | 23,3 | 21,9 | 14,3 | 5,6 |
10 | -1,7 | 5,6 | 5,9 | 5,2 | -0,6 | 15,1 | 20,9 | 21,1 | 15,4 | 7,1 |
11 | -1 | 4 | 7,7 | -2,5 | 3,6 | 13,1 | 16,9 | 23,2 | 17,2 | 8,1 |
12 | 3,1 | 8 | 11,1 | -0,5 | 10,4 | 11,5 | 12,2 | 23,7 | 17,8 | 9,4 |
13 | 7 | 3,8 | 16,3 | 2,5 | 9,8 | 10 | 17,9 | 24,3 | 18,7 | 11,8 |
14 | 4,9 | 3 | 16,6 | 3,9 | 4,3 | 9,9 | 13,4 | 24,6 | 18 | 17,7 |
15 | 6,9 | 1,2 | 1,9 | 3 | 7,8 | 13,4 | 11,7 | 23 | 9,7 | 22,9 |
16 | 3,7 | -0,9 | 2,5 | -0,2 | 9,6 | 10,1 | 9,5 | 21,9 | 12,3 | 24,4 |
17 | -0,3 | 2,8 | 2,1 | -0,1 | 2,2 | 11,6 | 11,9 | 24,5 | 14,7 | 24,4 |
18 | -2,9 | 10,8 | 1,2 | 3,2 | 0,3 | 14,3 | 15,3 | 22,3 | 15,3 | 16,5 |
19 | -1,7 | 18,1 | -0,8 | 4,4 | 2,6 | 21,8 | 18,1 | 17,6 | 19 | 15,1 |
20 | 0,1 | 18,4 | 4,2 | 6,6 | 5,8 | 13,3 | 23,9 | 15,8 | 20,6 | 17,3 |
21 | 1,4 | 18,4 | 9,8 | 7,2 | 2,2 | 10,7 | 19,6 | 17 | 20,3 | 16,6 |
22 | 2,6 | 12,4 | 12,5 | 9 | 6 | 11 | 17 | 25,4 | 14,2 | 19,5 |
23 | 1,6 | 7,2 | 8,7 | 9 | 4,2 | 15 | 18 | 27,8 | 13 | 21 |
24 | 1,8 | 2,6 | 4,8 | 0,4 | 2,7 | 18,8 | 15,9 | 25,2 | 15,3 | 23 |
25 | 2,2 | 6,6 | 1,3 | 1,6 | 0,7 | 11,6 | 19,8 | 23,5 | 15,5 | 24,6 |
26 | 5,4 | 9,6 | 5,7 | 6,4 | 0,8 | 11,4 | 20,1 | 12,6 | 17,3 | 22,1 |
27 | 6,6 | 14,4 | 14,9 | 5,4 | 3,9 | 12,7 | 22,2 | 15,9 | 19,3 | 20,3 |
28 | 5,2 | 14,9 | 13,9 | 1,5 | 3 | 13,7 | 22,8 | 15,2 | 13,5 | 15,9 |
29 | 6,2 | 13,7 | 14,4 | 5,5 | 6,5 | 19,9 | 23,3 | 17,7 | 9,5 | 13,8 |
30 | 7,1 | 15,3 | 20 | 2 | 3,7 | 19,9 | 17,6 | 18,5 | 11,1 | 18,1 |
31 | 6,2 | 15,6 | 21,9 | 1 | 0,5 | |||||
Среднее значение температуры | 2,8 | 7,5 | 7,2 | 3,1 | 4,7 | 13,1 | 18,8 | 20,7 | 13,9 | 13,7 |
Среднесуточные температуры воздуха июля и августа с 2010 по 2014 года.
Месяцы дни | июл.10 | июл.11 | июл.12 | июл.13 | июл.14 | авг.10 | авг.11 | авг.12 | авг.13 | авг.14 |
1 | 13,5 | 13,3 | 19,2 | 11,4 | 18,3 | 13,7 | 13,1 | 19,1 | 19,5 | 14,2 |
2 | 12,6 | 10,6 | 21,5 | 15,7 | 19,3 | 12,9 | 14,6 | 12,5 | 19,9 | 12,5 |
3 | 12,6 | 10,1 | 24,6 | 18,2 | 21,5 | 17,8 | 13,2 | 13,5 | 22,7 | 15,1 |
4 | 14,5 | 12,2 | 23,9 | 19,2 | 21,6 | 14,3 | 14,1 | 15,5 | 21,5 | 17 |
5 | 13,9 | 13,4 | 22,9 | 19,6 | 22,7 | 10,2 | 12,3 | 14 | 20,3 | 16,8 |
6 | 17 | 14 | 20,2 | 20,6 | 22,1 | 12,9 | 11 | 14,8 | 18,4 | 14,2 |
7 | 18 | 13 | 15,8 | 18 | 22,8 | 15,2 | 12,7 | 13,8 | 16,5 | 9,8 |
8 | 16,6 | 14,8 | 13,1 | 13,2 | 18,6 | 13,8 | 15,8 | 17,3 | 17,3 | 10,2 |
9 | 16 | 12,8 | 12,7 | 14,6 | 12,9 | 13,7 | 14,7 | 18,7 | 18,4 | 9,9 |
10 | 16,5 | 14,2 | 16,8 | 12,2 | 15,1 | 11,5 | 14,1 | 18,8 | 17,4 | 13,2 |
11 | 19,8 | 11,8 | 16,6 | 16 | 14,6 | 12 | 15,5 | 17,3 | 16,1 | 10,4 |
12 | 15,9 | 13,7 | 14,6 | 18,3 | 18,9 | 12 | 15,7 | 12,3 | 15,9 | 7,5 |
13 | 15,5 | 17,1 | 17,4 | 20,5 | 20,1 | 13,5 | 17,2 | 9,9 | 16,5 | 10,2 |
14 | 17,6 | 15,7 | 18 | 22,9 | 15,8 | 12,9 | 19,2 | 11 | 15,7 | 13,6 |
15 | 20,1 | 14,5 | 15,6 | 22,7 | 13,8 | 8,4 | 16,1 | 10,5 | 14 | 13,7 |
16 | 20,1 | 14,5 | 15,3 | 24,2 | 13 | 10,4 | 14,4 | 11,2 | 12,8 | 15,9 |
17 | 16,9 | 15,8 | 18,1 | 24,6 | 13,9 | 15,8 | 9,2 | 10,7 | 18,3 | 18,9 |
18 | 12,3 | 17,6 | 24,7 | 25,2 | 13,7 | 15,9 | 9,7 | 9,8 | 19,7 | 18,1 |
19 | 10,3 | 15,5 | 23,9 | 25,2 | 18,1 | 9,9 | 11 | 10,5 | 18,5 | 15,9 |
20 | 9,9 | 12,3 | 26 | 24,3 | 16,7 | 10,3 | 11,5 | 12 | 13,3 | 12,7 |
21 | 12,7 | 13,1 | 25,2 | 23,5 | 19,7 | 11,5 | 10 | 14,2 | 10,9 | 11,7 |
22 | 15,9 | 12,6 | 26,1 | 23,4 | 21,3 | 17,1 | 8,5 | 9,2 | 11 | 14,8 |
23 | 16 | 14,5 | 22,1 | 23,6 | 19,2 | 9,1 | 9,9 | 10,5 | 10,3 | 16,2 |
24 | 20,8 | 14,1 | 20,4 | 19,1 | 17 | 10,4 | 10,2 | 10,2 | 12,2 | 13,9 |
25 | 19,7 | 13,1 | 20 | 20,8 | 15,3 | 10,6 | 10,1 | 9 | 16,4 | 15,8 |
26 | 10,8 | 10,3 | 20,8 | 21,7 | 12,5 | 12,2 | 8,5 | 9,6 | 14,5 | 7,5 |
27 | 10,3 | 12,4 | 20,8 | 22 | 11,5 | 12,2 | 7 | 12,3 | 11 | 6,2 |
28 | 11,8 | 9,9 | 19,7 | 17,9 | 12,5 | 18,1 | 7,5 | 13,4 | 9,7 | 7,1 |
29 | 14,1 | 9,8 | 18,7 | 15,7 | 11,1 | 17 | 8,1 | 12,8 | 9,9 | 8,8 |
30 | 15,5 | 10,6 | 19,8 | 18,4 | 11,2 | 12,7 | 7,5 | 14 | 10,8 | 8,6 |
31 | 12,1 | 10,3 | 20,1 | 18,4 | 15,4 | 14,1 | 9,8 | 10,3 | 9 | 12,7 |
Среднее значение температуры | 15,1 | 13,1 | 19,8 | 19,7 | 16,8 | 13,0 | 12,0 | 12,9 | 15,4 | 12,7 |
Среднесуточные температуры воздуха сентября и октября с 2010 по 2014 года.
Месяцы дни | сен.10 | сен.11 | сен.12 | сен.13 | сен.14 | окт.10 | окт.11 | окт.12 | окт.13 | окт.14 |
1 | 12,6 | 9,1 | 15,3 | 10,4 | 10,3 | 7,3 | 7,6 | 7,2 | 2,5 | 2,4 |
2 | 7,6 | 6,2 | 12,8 | 10,5 | 5,9 | 1,5 | 5,7 | 0,8 | 3,6 | 3,6 |
3 | 7,8 | 6,2 | 10,5 | 9,1 | 6,4 | 1,7 | 2,1 | -0,7 | 2,5 | 5,4 |
4 | 9 | 8,3 | 12,5 | 13,1 | 4,2 | 1,4 | 5,5 | 3,2 | 1,1 | 5,3 |
5 | 14,2 | 7,7 | 9,2 | 8,2 | 5,3 | 2,1 | 7,2 | 6,2 | 0,5 | 0,8 |
6 | 11,3 | 7,7 | 9,3 | 6,2 | 8,9 | 1,4 | 6,2 | 4,4 | 2,4 | -1,4 |
7 | 6,9 | 13,3 | 9,7 | 7,5 | 11,4 | -0,1 | 6,1 | 2,2 | 0,5 | -2,6 |
8 | 4,3 | 11,9 | 13,8 | 11 | 8,2 | 2,8 | 7,5 | 2,2 | 0,6 | -1,9 |
9 | 2,5 | 7,7 | 19 | 8 | 5,6 | 5,4 | 6,1 | 4,2 | 1,7 | -2,3 |
10 | 3,7 | 8,5 | 18,1 | 11,2 | 3,9 | 2,3 | 11,7 | -1,4 | -2,5 | -0,9 |
11 | 2,1 | 7,8 | 17,8 | 6,2 | 3,4 | 1,8 | 7 | -2,7 | -7,2 | -2 |
12 | 1,4 | 6,6 | 14 | 4,4 | 3,3 | 3,4 | 2,7 | -4,5 | -4,1 | -7 |
13 | 2,6 | 7,2 | 15,8 | 7,8 | 5,8 | 4,8 | 11,6 | -4,2 | -1,8 | -9 |
14 | 2,4 | 8,3 | 9,7 | 8,2 | 5,8 | 10,4 | 10,2 | -0,9 | 1,4 | -7,9 |
15 | 1,6 | 8,5 | 10,9 | 4,3 | 3 | 6,5 | 9,1 | -0,8 | 3,1 | -7,7 |
16 | 2,4 | 7,4 | 7 | 4,6 | 6,3 | 4,3 | 6,4 | -3 | -1,8 | -9,8 |
17 | 2,3 | 9,2 | 7,7 | 4,9 | 7,4 | 2,8 | 4,3 | -9 | -0,6 | -12,6 |
18 | 3,5 | 11,5 | 7,5 | 5 | 9,2 | 1,6 | 0 | -7,7 | -8,7 | -25,9 |
19 | 4,8 | 17,5 | 7,6 | 4,3 | 3 | -0,4 | 0,5 | -9,2 | -11,2 | -8,3 |
20 | 8,2 | 16,5 | 8,2 | 3,8 | 1,9 | -1,3 | 1,7 | -4,6 | -9,4 | -6,4 |
21 | 13,1 | 11,6 | 9,5 | 5,4 | 2,3 | -0,6 | 1,3 | -6,8 | -1,8 | -13,9 |
22 | 9,1 | 8,3 | 7,2 | 5,9 | 4,7 | -3,4 | 2,6 | -10,3 | -2,6 | -22,4 |
23 | 4,6 | 6,7 | 8,3 | 5,6 | 8 | -1,5 | 2,7 | -14,9 | -4,8 | -19,7 |
24 | 0,8 | 10,7 | 6,5 | 8,7 | 5,8 | 2 | 2 | -18,1 | -7,8 | -10,3 |
25 | -0,8 | 9,5 | 5,5 | 4 | 0,2 | 2,1 | -0,2 | -22,3 | -4,4 | -10 |
26 | 3,2 | 9,2 | 9,9 | -2,1 | -0,4 | 1,4 | -2,8 | -18,6 | -2,3 | -13,4 |
27 | 7,2 | 12,2 | 10,2 | -0,6 | -2,2 | 2,3 | -5,2 | -6,2 | -2,8 | -17,7 |
28 | 7,6 | 12 | 7,5 | 2,1 | -1,1 | 1,2 | -7,2 | -3,5 | -4,9 | -15,5 |
29 | 5,9 | 8,9 | 3,9 | -1,1 | -0,6 | -1,7 | -8,7 | -2 | -7,5 | -6,8 |
30 | 3,5 | 6 | 6,9 | 2,1 | -0,1 | -3,2 | -14,9 | -0,9 | 2 | -13,3 |
31 | 1,7 | -15,3 | -5,5 | 3,9 | -5,5 | |||||
Среднее значение температуры | 5,5 | 9,4 | 10,4 | 6,0 | 4,5 | 1,9 | 2,4 | -4,1 | -1,9 | -7,6 |
Среднесуточные температуры воздуха ноября и декабря с 2010 по 2013 года.
Месяцы дни | ноя.10 | ноя.11 | ноя.12 | ноя.13 | дек.10 | дек.11 | дек.12 | дек.13 |
1 | -0,9 | -19 | -10,1 | -7,2 | -35,7 | -13,6 | -34,5 | -2,5 |
2 | -1,1 | -14,6 | -6,4 | -9,2 | -31,4 | -18,2 | -16,3 | -15,8 |
3 | -0,2 | -9,5 | -1,8 | -17,8 | -32,2 | -23,2 | -16,8 | -13,2 |
4 | -0,3 | -5,9 | -16,6 | -16,2 | -14,8 | -26,3 | -20,5 | -6,2 |
5 | -0,2 | -5,8 | -26 | -19,7 | -12 | -22,8 | -22,5 | -10,5 |
6 | 3,1 | -9,4 | -31,5 | -19,7 | -17,1 | -14,3 | -23,6 | -9 |
7 | 4 | -6,5 | -28,1 | -24,7 | -30,3 | -6,3 | -14,7 | -18,5 |
8 | -0,1 | -17 | -30,4 | -13,1 | -34,6 | -2,6 | -22,2 | -17,6 |
9 | -5,7 | -22,3 | -23 | -1,6 | -37,9 | -8,2 | -30,9 | -5,3 |
10 | -10,2 | -27,2 | -11,2 | -1,8 | -35,4 | -7,9 | -35,2 | -8,3 |
11 | -15,2 | -20,5 | -19,6 | -1,5 | -39,8 | -19,6 | -40,2 | -10,2 |
12 | -10,4 | -12,3 | -16,7 | -1,6 | -24,8 | -21,5 | -36,5 | -10,9 |
13 | -0,9 | -12,6 | -17,3 | -0,6 | -19,3 | -22,3 | -40,1 | -13,2 |
14 | 1 | -21,3 | -24,8 | -3,3 | -12,3 | -24,7 | -35,3 | -7,7 |
15 | 1,6 | -16,1 | -22,4 | -3 | -13,8 | -27,5 | -29,6 | -2,8 |
16 | -3,2 | -12,7 | -13,3 | -0,7 | -17,9 | -31,8 | -22,7 | -3,3 |
17 | -16,2 | -9,1 | -21,1 | -0,4 | -28,5 | -27,8 | -28,5 | -9,3 |
18 | -17,2 | -4,6 | -33,5 | -4,4 | -36,9 | -18 | -25,8 | -15,2 |
19 | -7,2 | -8,6 | -28,4 | -2 | -38,8 | -10,3 | -21,4 | -20,3 |
20 | -7,4 | -13,8 | -14,8 | -12,7 | -37,4 | -10,1 | -31 | -19,1 |
21 | -17 | -11,8 | -6 | -7,2 | -39,5 | -10 | -29,6 | -23,3 |
22 | -19,6 | -7,4 | -5,5 | -2,7 | -32,6 | -13,7 | -32,3 | -27 |
23 | -13,6 | -13,4 | -14,2 | -6,6 | -24,4 | -10,3 | -40,7 | -13,4 |
24 | -24 | -21,9 | -12,9 | -11,3 | -23,9 | -10,3 | -38,1 | -14,8 |
25 | -23,2 | -25,8 | -18,1 | -6,3 | -31,4 | -21,2 | -36,6 | -17 |
26 | -31,7 | -35,1 | -24 | -3 | -25,9 | -19,7 | -26,4 | -12,5 |
27 | -34,6 | -16,2 | -30,7 | -4,3 | -31,4 | -27,9 | -21,7 | -6,4 |
28 | -30,7 | -8,3 | -38,4 | -8,1 | -31,6 | -19,2 | -15,5 | -2,4 |
29 | -33,4 | -8,3 | -39,6 | -1,8 | -26,4 | -8,1 | -14,5 | -9,4 |
30 | -31,3 | -15,4 | -31 | -0,8 | -21,8 | -4,5 | -21,2 | -15,5 |
31 | -32,8 | -8,1 | -28,2 | -4,6 | ||||
Среднее значение температуры | -11,5 | -14,4 | -20,6 | -7,1 | -28,1 | -16,5 | -27,5 | -11,8 |
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
Приложение 9.
Приложение 10.
Приложение 11.
Приложение 12.
Приложение 13.
Приложение 14.
Приложение 15.
Приложение 16.
Экскурсия на метеорологическую станцию села Корлики.
Тудвласова Наталья Ивановна – техник-метеоролог.
Метеорологическая площадка села Корлики.
Термограф – самопишущий прибор для непрерывной автоматической записи изменений температуры.
Работа с архивом данных метеорологической станции в кабинете информатики.
Работа в школьной библиотеке по составлению физико-географической и климатической характеристики села Корлики.
За еду птицы готовы собирать мусор
Северное сияние
Как нарисовать зайчика
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари