Проведение исследовательской деятельности.Объект: школьный ранец
Вложение | Размер |
---|---|
novikova_yulya.docx | 25.44 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников
« Я –исследователь» 2012 год
Научно-исследовательская работа
по предмету Окружающий мир
на тему: « Школьный ранец и осанка: враги или друзья?»
Выполнила
НОВИКОВА ЮЛИЯ
ученица 2 «Б» класса
Научный руководитель:
Горбунова Л.В.
Узловая, 2012 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение стр.1-2
Глава I стр.2-4
1-1 Выбор ранца
1-2 На все есть свои нормы
1-3 Угроза за спиной
Глава II( экспериментальная часть) стр.4-7
Заключение стр.7-8
Приложения
1. Выбор темы.
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:
1. Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка?
2.Сколько должен весить ранец?
3.Как правильно выбрать ранец?
2. Цель
Обратить внимание на здоровье гимназиста (его осанку) путем ежедневного контроля за тяжестью ранца
3. Задачи
1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
2. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
4. Предложить свои способы решения проблемы.
4.Объект, предмет и база исследования.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: учащиеся 1-4-х классов МБОУ гимназии г. Узловая
5. Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.
6. Методы исследования.
Анализ; опрос; наблюдение; эксперимент,сбор информации из книг, журналов, газет.
7. Результаты исследования.
“ А что у вас, ребята, в рюкзаках?”
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период– с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, несоответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно – портфели. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Выбираем ранец
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего, его функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
При покупке обращаем внимание на жесткий каркас. Школьный ранец должен иметь ортопедическую спинку, повторяющую изгиб позвоночника ребенка. При покупке хорошо бы взять ребенка в магазин и испытать ранец в действии. Лямки должны быть плотными, иметь мягкую прокладку и быть не уже 4 см.Длина ремней должна регулироваться в соответствии с ростом .Нельзя, чтобы ремни были слишком длинными. И ,наконец, безопасность. Выбирать рюкзак следует со светоотражающими элементами со всех сторон. С таким рюкзаком не страшно будет возвращаться даже в темное время суток.
На все есть свои нормы.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные, проведенные санитарными врачами в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. В Российской Федерации введены в действие санитарные правила и нормы – “Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования”, в которых регламентирован вес одного учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
– 5-6-х классов – 400г;
– 7-8-х классов – 500г;
– 10-11-х классов– 600г
Масса школьного ранца с учебниками по новым нормам САНПИН
для 1-2 классов не более 1, 5 кг
для 3-4 классов не более 2 кг
Угроза за спиной
Большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Ученные в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20, 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выразительнее становились боли в спине. Начиная с 20% , давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика. А должен составлять не более 15 %
Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.
Наш эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своем классе. В эксперименте участвовало 24 человека
Кроме того, в эксперименте участвовали дети из других классов начальной школы гимназии
Всего было исследовано 35 ранцев и их содержание.
План эксперимента
1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.
2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса и выборочно у учащихся 1, 3, 4 классов
3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
5. Подвести итоги по позициям:
– самый правильный ранец (до 0,5 кг);
– самый тяжелый ранец;
– самый тяжелый ранец с принадлежностями;
– самый легкий ранец с принадлежностями;
– самый тяжелый учебник;
– самый “тяжелый” учебный день
– самый “ легкий” учебный день.
6. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.
1.Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас во 2-м классе пока не стоит. Нет учащихся с нарушениями осанки
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?
2.Результаты исследований в 2-м классе
Фамиля ,имя учащегося | Масса пустого ранца | Масса полного ранца |
Айсин Владислав | 1,1 | 3,5 |
Андреева Ксения | 0,75 | 3.4 |
Буторин Руслан | 0,75 | 3,0 |
Жиряков Даниил | 1,0 | 3,9 |
Касторнов Денис | 1,1 | 4,2 |
Кузнецов Егор | 1,8 | 4,0 |
Марчук Сергей | 1,2 | 3,8 |
Меркулов Никита | 0,75 | 3,0 |
Новикова Юлия | 0,5 | 3,7 |
Низонина Юлия | 0,8 | 3,5 |
Панов Никита | 1,0 | 4,6 |
Попов Станислав | 0,9 | 2,4 |
Селиверстова Софья | 0,8 | 3,2 |
Симонова Ева | 1,3 | 4,4 |
Симонов Андрей | 1,2 | 4,6 |
Старцева Ирина | 1,0 | 3,4 |
Федотов Артем | 0,75 | 2,8 |
Филатова Инесса | 1,0 | 3,6 |
Шеина Софья | 1,2 | 3,6 |
Широков Игорь | 0,75 | 4,0 |
Эль-Хадиди Амира | 0,75 | 3,4 |
Юдаков Павел | 0,75 | 3,1 |
Юрчиков Владислав | 0,9 | 2,8 |
Юсупов Рафаил | 1,0 | 4,4 |
В данной таблице отмечены красным нарушения норм веса, а зеленым допустимые нормы веса пустых ранцев и полных.
Таким образом мы видим, что масса пустого ранца соответствует только у одного учащегося, а масса полного ранца, которая рассчитывалась по формуле масса ранца не должна превышать
15% от массы тела ученика, соответствует у 10 учащихся
Теперь посмотрим как обстоит ситуация с учащимися 1 класса
Мы взяли выборочно ранцы у троих детей
1. Захарова Софья- 3,2 кг масса полного ранца
2.Примакова Марина- 4.0 кг
3.Дубровин Тимофей- 3,0
Здесь явное превышение норм,но надо учесть то, что учащиеся первых классов не носят ранцы домой ежедневно, а забирают только раз в неделю в пятницу и в ранцах у детей все учебные пособия и тетради, какие нужны первокласснику
Мы измерили массу ранцев у учащихся 3 класса
1.Кострыкина Анастасия— 3,4 кг
2.Комбарова Лиана 4,2
3.Краснослободцева Евгения-4.5
4.Грицкевич Ульяна- 3.5
5.Мусатова Ульяна- 3.5
У троих учащихся из пятерых масса ранца превышает допустимую
Посмотрим, как обстоят дела в 4 классе
1. Елисеев Даниил- 4,8
2.Иванчикова Ирина- 4,8
3.Плюхина Елизавета-5.5
Для данных учащихся недопустимы такие тяжести.
3. Теперь проверим массу учебных пособий
Математика- 200 граммов
Русский язык- 180 гр.
Окружающий мир- 200 гр.
Литературное чтение- 200 гр.
Английский язык -400 гр.
Тетради с печатной основой по русскому языку и математике-200гр.
Вывод: по гигиеническим нормам только учебник английского языка превышает допустимое значение
4. Мы наблюдали за изменением массы ранца в связи с учебными нагрузками. Вот к какому выводу я пришла, измеряя массу своего рюкзака
Понедельник-3,4 кг
Вторник- 4,0
Среда 3,2
Четверг 4,0
Пятница 3,7
Самые « тяжелые» дни вторник и четверг
Как видим, вес ранца зависит не только от размеров, но и в большей степени от материалов, из которых сделан ранец. На это и должны обращать своё внимание родители при покупке ранца. Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.
Рекомендации ученикам:
– Не носите лишнего в ранцах.
– Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте убирать из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям:
- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы. Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300-500грамм.
– У ваших детей то тяжелых нагрузок портится осанка.
– Ваши дети быстрее устают, таская, за своей спиной, тяжеловесы.
– Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Рекомендации работникам школ:
– Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечнососудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
– использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
– найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один в школе один – дома);
– при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
– организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников, врачей и самое главное в поле зрения государства.
Два петушка
Щелкунчик
Что есть на свете красота?
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Рисуем белые грибы пастелью