История многих учебных заведений чрезвычайно интересна, познавательна как с точки зрения профессионального образования в Татарстане, так и в краеведческом плане. Молодежи, сегодня выбирающей рабочие и инженерные профессии, очень полезно и просто необходимо знать, как работали ремесленные училища и школы ФЗУ раньше, в каких условиях получали образование их сверстники в конце 19 века и весь 20 век.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.doc | 177 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение “Дрожжановский техникум отраслевых технологий” Республики Татарстан
НОМИНАЦИЯ: исследования в области истории и краеведения.
Исследовательский проект на тему:
“ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН.”
Выполнил учащийся ГАПОУ
“ДРОЖЖАНОВСКИЙ ТЕХНИКУМ
ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ”
Группы №444 по профессии
“Автомеханик”,член поисковой группы музея
Мурасов Марат.
Руководитель:
Преподаватель истории
1 квалификационной категории
Халимова Г.А.
Москва - 2014год
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3
1.ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ .................................................................................................4
2.ВАЖНЕЙШИЕ ДОКУМЕНТЫ И СОБЫТИЯ........................................................................ 5
3.В НАЧАЛЕ БОЛЬШОГО ПУТИ...............................................................................................9
4.В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ................................................................................10
5.С ОПЫТОМ ЗА ПЛЕЧАМИ ЛЕГЧЕ ПЕРЕНОСИТЬ НЕВЗГОДЫ.....................................11
6.НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТАССР В ПОСЛЕВОЕННУЮ ЭПОХУ......................................................................................................12
7.НА НОВОЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ....................................................................................14
8.ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА ДРОЖЖАНОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН..........................................15
9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................................25
ВВЕДЕНИЕ
История многих учебных заведений чрезвычайно интересна, познавательна как с точки зрения профессионального образования в Татарстане, так и в краеведческом плане. Молодежи, сегодня выбирающей рабочие и инженерные профессии, очень полезно и просто необходимо знать, как работали ремесленные училища и школы ФЗУ раньше, в каких условиях получали образование их сверстники в конце 19 века и весь 20 век.
Этапы большого пути
2 октября 2014 года исполняется 74 года со дня выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР «О Государственных Трудовых Резервах СССР».
Этим указом предусматривалось: создание новых типов учебных заведений для подготовки рабочих кадров (ремесленных училищ, железнодорожных училищ, школ фабрично-заводского обучения); введение единого руководства сетью созданных учебных заведений посредством учреждения Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР; реализация единого государственного плана комплектования учебных заведений и распределения их выпускников (с обязательной отработкой по месту распределения в течение 4 лет); полное государственное обеспечение учащихся системы Трудовых резервов питанием, учебными пособиями и принадлежностями.
Конечно, сама история профессиональных учебных заведений в нашей стране началась не второго октября 1940 года, а намного раньше. Отмечая 74-летие системы профтехобразования в стране, нельзя не обратиться к ее истокам. Что касается развития профессионально-технического образования в СССР в целом, то здесь выделяются 2 периода.
Во время первого периода – это 1917-1940- шло становление и упрочнение советской системы профессионально-технического образования и профессиональной педагогики в условиях перехода от капитализма к социализму. В этот период выделяются 3 исторически и логически завершенных этапа.
1 этап вбирает в себя 1917-1920 годы, когда происходила ликвидация капиталистической системы ученичества и коренная перестройка старой ремесленной школы, поиск новых форм подготовки квалифицированной рабочей силы, централизация руководством дела профтехобразования, начало преобразования подготовки рабочих на принципах «новой педагогики социализма».
2 этап длился 12 лет – с 1921 по 1933 год – когда шло формирование государственной системы профтехобразования, становление советской профессионально-технической школы и превращение школ ФЗУ в основную форму подготовки квалифицированной рабочей силы из числа молодежи. В эти годы шло интенсивные развитие теории и методики профтехобразования. Создавались научные и методические центры.
3 этап, длившийся с 1933 по 1940 год, характеризуется развитием профессионально – технической школы как школы с выраженной профессиональной направленностью, массовым и широким развитием различных форм технического обучения на предприятиях. Для этого этапа характерны углубление децентрализации руководства учебными заведениями и обособление организационно – методического руководства, вызвавшие постепенное отставание подготовки квалифицированных рабочих в школах ФЗУ и в школах типа ФЗУ от потребностей народного хозяйства, что особенно выявилось в годы третьей пятилетки.
2 период включает 1940-1958 годы, его особенность – создание и развитие государственных трудовых резервов как единой централизованной системы подготовки и распределения квалифицированных рабочих из числа молодежи.
Отличительная черта 1940-1945 годов – это возникновение школ и училищ трудовых резервов в предвоенные годы и их развитие в годы Великой Отечественной войны. Специфическая особенность этих лет – превращение школ ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищ в важнейший источник пополнения трудовых коллективов заводов и фабрик квалифицированными рабочими, заменившими взрослых рабочих, ушедших на фронта Великой Отечественной войны. Учебные заведения трудовых резервов выполняли в эти годы еще одну важнейшую задачу – защиту подрастающего поколения от тягот войны.
В 1945-1958 годы шло дальнейшее развитие системы государственных трудовых резервов, это было непростое время восстановления народного хозяйства после войны. Особенность этого этапа – совершенствование и специализация учебных заведений трудовых резервов, укрепление связей между системами общего и профессионального образования в условиях всеобщего семилетнего образования.
1959-1980 годы – это период перестройки и совершенствования профтех -образования в соответствии с требованиями общества и научно-технической революции, повышения роли учебных заведений профтехобразования в подготовке высококвалифицированных рабочих и осуществление всеобщего среднего образования.
Этот период, охватывающий 21 год, тоже, в свою очередь, делится на 2 этапа.
1 этап – это 1959-1965 годы, когда происходила перестройка системы трудовых резервов и создание единого типа профессионально-технической школы – городских и сельских профессионально-технических училищ, перевод их на базу школ-восьмилеток.
2 этап, который длился с 1960 по 1980 год, - это этап осуществления долговременной программы подготовки квалифицированных рабочих на основе постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии профтех -образования (1969, 1972, 1975, 1977, 1979 г.г.).
В эти годы проведено широкое преобразование профессионально-технических учебных заведений в средние профессионально-технические училища, дающие наряду с профессиональной подготовкой общее среднее образование. Этот период характеризуется широким развитием научно-исследовательской и методической работы по подготовке квалифицированных рабочих, углублением воспитательной работы в училищах на основе комплексного подхода.
Важнейшие документы и события
1940 год, 2 октября
Вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О Государственных Трудовых Резервах СССР». Указом была учреждена единая централизованная система подготовки квалифицированной рабочей силы в ремесленных и железнодорожных училищах, школах фабрично-заводского обучения, а также распределения подготовленных кадров. Установлено двухлетнее обучение в ремесленных и железнодорожных училищах и шестимесячное – в школах ФЗО, готовящих рабочих массовых профессий.
Совнарком Союза ССР принял постановление «Об образовании Главного управления трудовых резервов при Совнаркоме СССР».
Совнарком принял постановление «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения».
Совнарком СССР принял постановление «О передаче помещений наркоматами в ведение Главного управления трудовых резервов».
6 ноября
Приказом Главного управления трудовых резервов введена форменная одежда для учащихся ремесленных и железнодорожных училищ.
1941 год
На начало 1941 года система Трудовых резервов имела 1550 учебных заведений, в том числе 622 ремесленных, 122 железнодорожных училища, 806 школ фабрично-заводского обучения.
5 мая
Состоялся первый выпуск учащихся школ фабрично-заводского обучения страны. Он дал народному хозяйству 250 тысяч квалифицированных рабочих.
27 июля
Принято решение Государственного комитета обороны СССР о переключении учебно-производственной деятельности учебных заведений Трудовых резервов на выполнение военных заказов.
Лето-Осень
Было эвакуировано на Восток 300 тысяч учащихся и инженерно-педагогических работников училищ и школ Трудовых резервов из районов страны, над которыми нависла угроза оккупации.
1942 год, январь
Принято постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Детей в возрасте 14 лет и старше зачисляли в ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО на полное государственное обеспечение.
27 июня
Вышло постановление СНК СССР «Об учреждении нагрудного знака «Отличник Государственных трудовых резервов».
Декабрь
К концу 1942 года в стране насчитывалось 1726 учебных заведений, в том числе 532 ремесленных, 128 железнодорожных училищ и 678 школ фабрично-заводского обучения, а также 388 школ для молодежи дополнительного призыва.
1943 год, август
Учащиеся Московского ремесленного училища №14 через газету «Комсомольская правда» обратились ко всем учащимся Трудовых резервов с призывом провести Всесоюзный воскресник под девизом «В фонд обороны страны», все средства от которого должны быть переданы на приобретение вооружения для Советской Армии. Обращение было горячо поддержано всеми учащимися и работниками Трудовых резервов. На собранные средства по решению Государственного комитета обороны страны были построены и переданы Советской Армии эскадрилья боевых самолетов, танковая колонна «Трудовые резервы», военные торпедные катера «Московский ремесленник», «Ремесленник Татарии», «Морской истребитель фашистов».
1944 год, 30 сентября
Постановлением Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки трудовых резервов и увеличению количества рабочих, подготавливаемых в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО» выдвинуто требование расширить перечень профессий для ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО.
1947 год, январь
Состоялось I Всесоюзное совещание работников Трудовых резервов. На нем обсудили вопросы подготовки квалифицированных рабочих для ведущих отраслей промышленности, улучшения качества обучения.
1956 год, 18 июля
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР учреждены почетные звания “Заслуженный мастер профтехобразования РСФСР”, “Заслуженный учитель профтехобразования РСФСР”.
9 августа
Постановлением Совета Министров СССР “О мерах по улучшению воспитания детей, оставшихся без родителей” в системе Трудовых резервов создано 30 профтехучилищ. В РСФСР такие училища созданы в городах Новосибирске, Саратове, Туле, Улан-Уде, Ленинграде, Калининской и Калужской областях.
1958 год, 11 июля
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР “Об улучшении руководства профтехобразованием в СССР” образован Государственный комитет Совета Министров СССР по профтехобразованию.
1961 год, 31 мая
Совет Министров РСФСР утвердил Положение “О профессионально-техническом училище РСФСР”.
1963 год, 13 декабря
Состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором было предложено увеличить сеть профессионально-технических училищ и контингент учащихся в них, создать курсы по подготовке рабочих массовых профессий, организовать их обучение на передовых предприятиях.
1965 год, 3 котября
ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета и Совет Министров СССР обратились с приветствием ко всем учащимся, мастерам, преподавателям, работникам профтехобразования по случаю 25-летия создания Государственной системы профтехобразования.
1973 год, 18 июля
На базе Подольского ГПТУ №27 Московской области прошел I Всесоюзный конкурс на лучшего учащегося по профессии «электросварщик ручной сварки». Первое место и приз ЦК ВЛКСМ завоевал Анатолий СЕРЕЖКИН ИЗ ГПТУ №27 города Подольска.
1980 год, июль
В Москве прошли XXII Олимпийские игры. В них приняли участие 16 спортсменов ВДСО «Трудовые резервы». Они завоевали 5 золотых, 2 серебряные, 3 бронзовые медали. Олимпийскими чемпионами стали легкоатлеты Н. Чернецкий и Л.Чернова (РСФСР).
1982 год
Более 150 тысяч выпускников профессионально-технических училищ направлено на ударные стройки страны: БАМ, объекты Западной Сибири, Дальнего Востока, Нечерноземной зоны РСФСР.
1984 год, 11 мая
Принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии системы ПТО и повышении ее рабочих кадров». Существующие профессионально-технические учебные заведения реорганизуются в единый тип – среднее ПТУ.
1989 год, 18 марта
Госкомитетом СССР по народному образованию и Всесоюзным советом по народному образованию одобрена Концепция непрерывного образования.
1990 год, 29 апреля
Приказом Гособразования СССР положено начало созданию высших профессиональных училищ (ВПУ, профессиональные лицеи, колледжи) – учебных заведений интегрированного типа, обеспечивающих повышенную подготовку квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена.
1992 год, 7 июня
Гособразованием СССР утверждено Положение «Об учебных комплексах». Оно способствовало развитию этих образовательных объединений, в состав которых на добровольной основе входили высшие и средние профессиональные учебные заведения, профессионально-технические училища, общеобразовательные школы и другие образовательные учреждения.
1992 год, 10 июля
Подписан Закон Российской Федерации «Об образовании».
1994 год, 11 января
Письмо Минобразования Российской Федерации №04-М «О порядке организации профессиональных лицеев (высших профессиональных училищ)».
1997 год, 21 июля
Постановлением Правительства РФ №908 одобрена Концепция реформирования системы начального профессионального образования на 1997-2001 гг.
2005 год
Передача учреждений начального профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации.
В начале большого пути
Указ Президиума Верховного Совета СССР «О Государственных Трудовых Резервах» предусматривал ежегодный набор от 800 тысяч до миллиона человек по всей стране для подготовки в ремесленных и железнодорожных училищах, школах фабрично-заводского обучения. В ремесленных и железнодорожных училищах был установлен срок обучения два года, в школах ФЗО – шесть месяцев. Эти учебные заведения системы Трудовых резервов должны были комплектоваться путем призыва (мобилизации) городской и колхозной молодежи в возрасте 14-15 лет для училищ и 16-17 лет – для школ ФЗО.
Одновременно с указом СНК СССР принял Постановлением от 2 октября 1940 года № 1851 «Об образовании Главного управления трудовых резервов при Совнаркоме СССР», которое возглавил П.Г.Москатов.
К декабрю 1940 года в стране было создано 1550 таких учебных заведений, и с 1 декабря они приступили к работе.
Управление трудовых резервов по Татарской АССР было создано 13 октября 1940 года, его возглавил Тихонов Григорий Порфирьевич. Новая структура активно включилась в процессы реорганизации начального профессионального образования региона. По данным, предоставленным Национальным архивом Республики Татарстан, в течение нескольких месяцев было намечено открыть 10 школ фабрично-заводского обучения с контингентом 3000 человек и 5 ремесленных училищ с контингентом 1800 человек. Школы фабрично-заводского обучения открываются в Казани, Зеленодольске, Юдино, Агрызе, Бондюге, Бугульме и Куйбышеве.
В одном из первых приказов по Управлению трудовых резервов по Татарской АССР говорится: «Три школы (Юдинская, Агрызская и Бугульминская) будут готовить рабочих несложных профессий для железнодорожного транспорта. Одна школа (Куйбышевская) – рабочих несложных профессий для речного транспорта. Пять школ города Казани и Зеленодольска будут готовить рабочих-строителей.
Ремесленные училища создаются на базе бывших школ фабрично-заводского ученичества.
Из 4-х училищ, открывающихся в Казани, три будут готовить кадры металлистов и одно – кадры химической промышленности. Чистопольское ремесленное училище – кадры для речного транспорта».
Выход Указа Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» вызвал большой резонанс. О значимости этого документа говорит и тот факт, что в газете «Красная Татария» - главной газете республики – в каждом номере несколько публикаций посвящалось именно теме Трудовых резервов. Например, в номере за 4 октября 1940 года в статье «Агитаторы разъясняют указ» читаем:
«На другой день после опубликования Указа о Государственных трудовых резервах в Тюлячинском районе в шести селах состоялись собрания сельского актива – председателей сельисполкомов, депутатов советов, председателей колхозов, агитаторов. Представители райкома партии разъяснили им Указ. На днях райком партии послал в села 25 агитаторов».
В условиях военного времени
До начала Великой Отечественной войны школы ФЗО успели организовать один выпуск, а ремесленные и железнодорожные – ни одного. Вся страна переходила на военные рельсы. Срочно перестраивалась и система профессионального обучения. С началом Великой Отечественной войны школы ФЗО и училища включаются в решение диктуемых ходом событий задач – это подготовка в сжатые сроки пополнения квалифицированных рабочих взамен уходивших на фронт, обеспечение необходимой рабочей силой предприятий, работавших на нужды фронта, и особенно эвакуированных из западных и центральных районов страны.
Велик был вклад в победу над фашизмом учеников ремесленных и железнодорожных училищ. Сейчас даже сложно представить, как справлялись с такими серьезными и сложными заданиями 14-16-летние подростки.
Вот что писал в статье «Кузница рабочих кадров» в газете «Красная Татария» №60 от 16 марта 1973 года начальник Республиканского управления трудовых резервов Константин Терентьевич Зянько, который возглавлял эту структуру с 1942 по 1945 год.
«Школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища Татарии за время войны подготовили для промышленных предприятий более 10 тысяч квалифицированных производственников. Молодые рабочие с успехом заменяли отцов и братьев, ушедших с оружием в руках защищать Родину. Работать по-фронтовому, не жалея сил – этим благородным стремлением жил каждый молодой труженик.
Участвуя во Всесоюзном социалистическом соревновании, многие школы и училища успешно выполняли ответственные заказы. Например, коллектив ремесленного училища №9 выпустил сверх плана три боевых изделия. Такой подарок преподнесло фронтовикам ко дню Красной Армии и другое училище. Силами подростков изготавливались комплекты инструмента для ремесленного училища и школы ФЗО, которые организовывались в освобожденных от немецких оккупантов районах Ставропольского края. Недавно из Казани выехали в машинно-тракторные станции пять ремонтных бригад».
В условиях военного времени подростки не просто зачислялись, а призывались на учебу в училища и ФЗО по месту жительства или эвакуации. В Татарскую АССР было эвакуировано много людей, в том числе подростков из Ленинграда, Донбасса, Сталинграда и других регионов страны. Все с энтузиазмом включались в учебу и работу, несмотря на то, что военизированный характер обучения в профшколе подкреплялся строгой дисциплиной, близкой к армейской. Кстати, военную напоминала и форма учащихся ремесленных и железнодорожных училищ, утвержденная еще в 1940 году. «Военной» составляющей обучения уделялось огромное внимание. Кстати, даже сотрудники Управления трудовых резервов ТАССР, которые ведали военной подготовкой учащихся, находились на особом счету. Об этом свидетельствует, например, такой любопытный документ.
Республиканскому Управлению трудрезервов
ПРИКАЗ
По Главному Управлению трудовых резервов при СНК СССР, г.Москва № 770, 19 июня 1943 г.
«О начальнике отдела военной подготовки учащихся республиканского Управления трудовых резервов Татарской АССР»
Утвердить предложение Начальника республиканского Управления трудовых резервов Татарской АССР тов. Зянько о назначении тов. Клевцова Ивана Никитича начальником отдела военной подготовки учащихся республиканского управления трудовых резервов Татарской АССР, с окладом 1000 рублей в месяц.
Запретить тов. Зянько освобождать или перемещать на другую работу тов. Клевцова И.Н. без согласия на это Главного Управления.
Замначальника Главного Управления трудовых резервов И.Шишков.
С опытом за плечами легче переносить невзгоды
Для многих учебных заведений Указ «О государственных трудовых резервах СССР», который вышел 2 октября 1940 года, стал не началом деятельности, а продолжением, вернее сказать, новой ступенью развития поэтому в большинстве своем учебные заведения основывались на богатом опыте, накопленном в предыдущие годы.
История многих учебных заведений чрезвычайно интересна, познавательна как с точки зрения профессионального образования в Татарстане, так и в краеведческом плане. Молодежи, сегодня выбирающей рабочие и инженерные профессии, очень полезно и просто необходимо знать, как работали ремесленные училища и школы ФЗУ раньше, в каких условиях получали образование их сверстники в конце 19 века, начале 20 века, в самый сложный и тяжелый для страны период – в период Великой Отечественной войны.
Пожалуй, ни одно учебное заведение системы начального профессионального образования Республики Татарстан не может не гордиться такой историей, как Казанское профессиональное училище №137. Ведь оно начало функционировать еще в 19 веке, то есть 180 лет назад!
В 1788 году в Казани начал работать пороховой завод. 12 июня 1830 года было утверждено положение о школах военных кантонистов. В школу было велено принимать не более 25 учеников не моложе 12 лет, причем выбор производить из тех семейств, в которых по три и более сыновей.
К столетнему юбилею завода были построены Главные ворота завода, те сааме, которые сегодня являются визитной карточкой Кировского района. В их строительстве принимали участие бывшие и настоящие кантонисты. В день юбилея здесь состоялись торжества, где в парадной форме строем прошли воспитанники школы.
2 октября 1940 года (год образования системы трудовых резервов) на базе ФЗУ было организовано ремесленное училище №1.
В годы Великой Отечественной войны училище стало настоящей кузницей кадров для порохового завода. Здесь ежегодно обучалось и выпускалось около двух тысяч квалифицированных рабочих. В основном это были дети-сироты, дети, эвакуированные из западных районов страны.
6 октября 1949 года ремесленное училище №1 преобразовано в специальное ремесленное училище №1, куда поступали для обучения и воспитания дети, оставшиеся без родителей в годы войны.
В тяжелые послевоенные годы восстановление экономики являлось главнейшей задачей нашей страны. Все силы были брошены на подъем тяжелой промышленности, сельского хозяйства, обороноспособностью страны в целом. К сожалению, в это время не было возможности уделить должное внимание сферам народного хозяйства, направленным на удовлетворение потребностей населения в различных услугах. В эти годы в училище выпускалось до 100 специалистов по профессии «Портной».
Начальное профессиональное образование ТАССР в послевоенную эпоху
После окончания Великой Отечественной войны система профессионально-технического образования постепенно стала переходить на старые рельсы. На повестку дня один за другим вставляли вопросы перепрофилирования народа, улучшения жилищно-бытовых условий и условий труда. В 1946 году для оптимизации руководства профшколой Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая Главное управление трудовых резервов при СНК СССР было преобразовано в Министерство трудовых резервов СССР. Министерство направило свою деятельность, в первую очередь, на расширение сети учебных заведений начального профессионального образования в тех регионах, которые показали себя экономически перспективными в пору военного лихолетья. К таким регионам и Татарская АССР.
С целью обеспечения технически грамотными кадрами интенсивно развивающейся промышленности СССР в 1954 году были учреждены технические училища (ТУ), осуществляющие подготовку высококвалифицированных рабочих из числа выпускников средних (полных) общеобразовательных школ.
В середине 50-ых годов Советским Союзом был взят курс на освоение целинных и залежных земель. Это обусловило повышение потребности государства в высококвалифицированных рабочих агропромышленного комплекса. Существовавшие на селе школы механизации сельского хозяйства были преобразованы в сельские училища механизации. Они были призваны обеспечить труженикам села более высокий и системный уровень профессиональной подготовки.
В нашей республике целый ряд училищ открылся в конце 40-ых начале 50-ых годов.
Так 23 августа 1954 года был подписан приказ №156 «Об организации на базе Министерства сельскохозяйственного технического училища в городе Буинске» в помещении бывшего сборного пункта военного комиссариата. (Данный район находится по соседству с нашим, Дрожжановским районом).
В 1955 году отмечалось 15-летие Трудовых резервов. В системе Татарстанского республиканского управления трудовых резервов к этому времени насчитывалось более 50-ти учебных заведений, в которых молодые люди осваивали десятки специальностей. За 15 лет из стен училищ было выпущено 117500 человек.
В послевоенные годы встала задача – быстрыми темпами восстанавливать разрушенные города и строить новые промышленные предприятия, железные дороги, жилые массивы. Понадобилось еще больше квалифицированных рабочих для фабрик и заводов. В связи с этим сеть училищ и школ ФЗО была расширена, приняты меры по улучшению их деятельности. Важным средством повышения качества подготовки кадров явилось введение нормирования учебно-производственных работ и переход на изготовление в процессе производственного обучения сложной продукции. Этому способствовало укрепление материально-технической базы и состава инженерно-педагогических работников, особенно мастеров производственного обучения.
Новым важным этапом в развитии системы государственных трудовых резервов явилось создание училищ механизации сельского хозяйства. Они образованы по решению сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Теперь 14 училищ республики готовят квалифицированных рабочих для села. За 2 года передано машинно-тракторным станциям и совхозам 14000 механизаторов и почти 2000 человек направляются на освоение целинных и залежных земель. Училища получили 159 тракторов, 35 комбайнов, более тысячи различных сельхозмашин, 3 электростанции, 40 станков и многое другое.
В 1958 году вышел в свет Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В соответствии с этим законом на все территории Советского Союза было введено всеобщее обязательное восьмилетнее образование.
Под влиянием модернизации общего образования естественной перестройке подвергалась система начального профессионального образования: все ранее существовавшие ремесленные, железнодорожные, сельские училища и ФЗО в течение ряда лет были преобразованы в профессионально – технические училища (ПТУ) с двухгодичной профессиональной подготовкой на базе восьми классов основной общеобразовательной школы.
Центральным руководящим органом в системе начальной профессиональной подготовки стал Государственный комитет СССР по профтехобразованию, пришедший на смену Главному управлению трудовых резервов в 1958 году, а функции руководящих органов на местах выполняли областные и республиканские управления профессионально-технического образования. В нашей республике Татарское республиканское управление профессионально-технического образования просуществовало до августа 1988 года.
Все эти преобразования привели к возникновению в республике новых учебных заведений. Целая плеяда профессионально-технических училищ была открыта в Татарии в 60-ые годы прошлого века.
2 апреля 1969 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №240 «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в системе ПТО». Этим документом предусматривалось постепенное преобразование профессионально-технических училищ в новый тип образовательных учреждений – средние профессионально-технические училища (СПТУ) с трехгодичным сроком профессиональной и полной средней общеобразовательной подготовки учащихся.
На новой ступени развития
В 1980 годы происходит дальнейший процесс преобразования системы профессионально-технического образования. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» ставится задача реорганизовать существовавшие на рубеже 70-80-ых годов различные типы профессионально-технических учебных заведений в единый тип учебного заведения «Среднее профессионально-техническое училище». В наименовании СПТУ упразднялось территориальное деление на «городские» и «сельские», вводилась единая нумерация с указанием города или района, где они располагались. Предусматривалось также дальнейшее укрепление учебно-материальной базы оборудованием, техникой, техническими средствами обучения, шло совершенствование учебно-воспитательного процесса и что очень важно, - повышение оплаты труда педагогических работников профессионально-технических учебных заведений, улучшение их жилищных и социальных условий, закрепление кадров в учебных заведениях.
4 февраля 1987 года по Указу Президиума Верховного Совета ТАССР Татарское республиканское управление профтехобразования было преобразовано в Государственный комитет ТАССР по профессионально-техническому образованию. Но он просуществовал недолго. В 1988 году в связи с общесоюзным реформированием управленческих структур Татарское республиканское управление профессионально-технического образования и Министерство просвещения ТАССР были упразднены и на их базе было организовано Министерство народного образования ТАССР.
В августе 1991 года при Министерстве народного образования Республики Татарстан было создано Республиканское объединение учреждений начального профессионального образования. К 1991 году в Республике Татарстан насчитывалось 123 учреждения начального профессионального образования, из 9 лицеев и колледжей. В учебных заведениях обучалось 49934 учащихся, работало 5165 инженерно-педагогических работников.
В августе 1992 года был принят новый Закон РФ «Об образовании», предоставивший право государственным учреждениям профессионального образования заниматься платными образовательными услугами наряду с бюджетной подготовкой. Полученные средства позволяли училищам поддерживать оплату труда педагогов, основная часть использовалась на текущее содержание профобразования.
К 2000 году в Татарстане действовало 110 учреждений НПО, из них 39 лицеев и колледжей.
С начала 90-ых годов 20 века в системе НПО произошли значительные
изменения: разработаны и внедрены с 1994 года государственные стандарты по 297 рабочим профессиям. В эти годы организованы инновационные учреждения и созданы условия для подготовки специалистов с высшим образованием на базе НПО и СПО по интегрированным учебным планам и программам. Все учреждения НПО прошли аттестацию и получили государственную аккредитацию.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года номер 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет о переименовании отдельных государственных профессиональных образовательных организаций Республики Татарстан, подведомственных Министерству образования и науки Республики Татарстан.
История образования и развития профессионального училища Дрожжановского района Республики Татарстан.
Дрожжановский район расположен на западе Республики Татарстан. Основная часть его границ приходится на Чувашию и Уляновскую область. Район входил в состав Сибирской губернии, после революции он был предан в распоряжение Татарстана Исполнительного Комитета от 10 августа 1930 года был образован Дрожжановский район центром в с.Старое Дрожжаное с 1 Февраля 1963 года район был ликвидирован, а территория передана Буинскому району. 30 декабря 1966 года район был вновь восстановлен. Территория 1029, 5кв.км, в т.ч 77,6 гектаров пахотных земель.
16 октября 1968 года в селе Старое Дрожжаное был открыт филиал Буинского СПТУ -15, который готовил для сельского хозяйства трактористов –машинистов 3 класса. Заведующим филиала был назначен Хафизов Мубаракша Адизянович. Он родился 20 декабря 1930 года в деревне Малая Цильна Дрожжановского района. В 1948-51 годах служил в армии, потом работал в колхозе «Гигант» комбайнёром-механизатором, шофёром, бригадиром тракторной бригады, председателем сельского Совета. В1965-70 годах заочно учился в Казанском сельскохозяйственном институте на агрономическом факультете. После окончания учёбы работал начальником механизированного отряда в Дрожжаное. С 1966-1967 работал инструктором райкома. С1968 года возглавил Дрожжановский филиал Буинского СПТУ-15. 29 мая 1975 года назначен директором СПТУ-24. По состоянию здоровья в1981 году был переведён преподавателем агрономии.
Преподавателем специальных дисциплин назначается Галимов Людвиг Шайдуллович, выпускник механического факультете Ульяновского сельскохозяйственного института. С 20 октября 1968 года к обязанностям мастера производственного обучения приступает выпускник Цивильского совхоза – техникума Чамин Николай Петрович 1937 года рождения, который с 1982 – 2001 год работал мастером на базе районного объединения «Райсельхозтехника». Обучение по вождению трактора проводилось на базе колхоза «Россия». Для проживания учащихся были выделены под общежитие два списанных здания бывшей инкубаторной станции. Для проведения производственного обучения Буинским СПТУ -15 были выделены два трактора: колёсный МТЗ-50 и гусеничный ДТ -54.
В 1969 году состоялся первый выпуск в количестве 60 человек по профессии «Тракторист –машинист»
В 1973 году был построен учебный корпус, в котором оборудовали три кабинета для проведения теоретических занятий и два кабинета для проведения лабораторно – практических занятий.
В 1975 году филиал Буинского СПТУ-15 был преобразован в самостоятельное учебное учреждение – СПТУ- 24.
В 1976 году завершилось строительство пристроя к учебному корпусу, в котором разместили два учебных кабинета и столовую на 160 мест
В 1980 году построили второй учебный корпус, где открыли еще пять учебных кабинетов.
До 1980 года училище готовила трактористов – машинистов 3 класса, каменщиков 3 разряда и мастеров машинного доения.
С 1980 по 1985 год училище возглавляет Андрей Андреевич Ермолаев, родившийся 10 августа 1929 года с. Убей Дрожжановского района. Его отец, Андрей Григорьевич, был первым председателем колхоза «Урожай». Начальную школу Андрей Андреевич окончил в Тетюшах, в 1943 – 1944 годах учился на токаря в Самарканде, работал токарем-слесарем. Экстерном окончил среднюю школу. В 1947 году, приехав в с. Старое Дрожжаное, работал шофером в районном исполнительном комитете. Избирался II секретарем, и В 1954 году – I секретном Дрожжановсого района ВЛКСМ. В последующие годы работал на различных руководящих должностях. В 1980 году, благодаря стараниям А.А. Ермолаева, были построены два больших учебный корпуса, в которых открылись пять учебных кабинетов для проведения теоретических занятий.
Хусаинов Вазых Файзрахманович родился 25 января 1931года в деревне Новая Задоровка. Окончив семилетнюю Стародрожжановскую школу, поступил в педагогическое училище, работал учителем, 3 года служил в армии в ГДР. Заочно закончил Казанский государственный педагогический институт историко-филологического факультета, работал директором восьмилетней школы в деревне Шланга. Решением бюро районного комитета КПСС был направлен секретарём партийной организации в колхоз имени Калинина. С 1985-1997 г. работал директором СПТУ-90 Дрожжановского района. В 1986 г. были построены два здания общежития на 240 мест. С 1987г. начали готовить, кроме вышеуказанных профессий, поваров 3-5 разрядов, с 1988 г. швеи – мотористок и бухгалтеров сельского хозяйства, с 2001 г. хозяйка усадьбы, электросварщиков и водителей автомобиля категории «С» .
Хусаинов В.Ф.являлся “Отличником просвещения”, ветеран труда.С1985-1997 год работал директором СПТУ-90 Дрожжановского района, являлся «Отличником просвещения”, ветеран труда.
С 1998-2009 год Зарипов Корбангали Хасиатуллович. Родился в селе Чепкас-Ильметьево, окончив среднюю школу, учился в Казанском ветеринарном институте. Работал после института ветеринарным врачом в колхозе имени Ямашева. С 1977 года назначен председателем колхоза имени Фрунзе. В этот период были построены мельница, Дом культуры, сад-ясли, проложена асфальтированная дорога до районного центра протяжённостью 27 км, средняя школа на 500 мест, на базе которой был организован филиал профтехучилища, где учащиеся получали не только аттестат о среднем образовании, но и профессию механизатора. С 1998 года возглавил профессиональное училище №90. В годы его работы были открыты следующие группы по профессиям: «Пчеловод-водитель», «Оператор ветеринарной обработки сельскохозяйственных животных», «Сварщик-водитель», «Бухгалтер», «Оператор ЭВМ», введены платные трёхмесячные курсы водителей. На площади 306 гектаров выращиваются различные сельскохозяйственные культуры, тем самым решается вопрос снабжения столовой училища собственной продукцией. Организуется учебное хозяйство, где были построены фермы для содержания коров, телят, овей, лошадей, свиней, кроликов, гусей. Был посажен большой плодово-ягодный сад (100 яблонь различных сортов, 300кустов смородины, малины), ежегодно увеличивалось количество пчелосемей. Каждый год выращивалась на 50 гектарах земли сахарная свекла, в таком же количестве высевалась гречиха (в основном для сбора пчелами гречишного нектара),10 гектаров подсолнуха, 20 гектаров рапса и эспарцета. Поголовье животных ежегодно увеличивалось до 200 голов свиней и поросят,30голов крупного рогатого скота. В учебном хозяйстве учащиеся, во главе с преподавателями и мастерами, проходили лабораторно-практические занятия и часть производственной практики. Старое здание аэропорта в селе Старое Дрожжаное было переоборудовано под теплицу площадью 32кв.м, где выращивались с ранней весны экологически чистые огурцы и зелень для столовой училища.
Зарипов К.Х. является заслуженным работником сельского хозяйства, ветераном труда,награждён юбилейной медалью “1000 лет Казани”.
С 2009.г профессиональное училище № 90 возглавил Ахметов Рамил Рафикович. В 2012.г. была наброна первая группа учащихся по профессии “Продавец, котролёр-кассир”.В 2013 г. набирается группа учащихся по профессии” Автомеханик”. За период работы в училище велось обучение по следующим профессиям:
1. Тракторист-машинист с/х производства .
2. Плодоовощевод, повар .
3. Повар, кондитер .
4. Повар .
5. Оператор ветеринарной обработки животных
6. Оператор ЭВМ
7. Сварщик , водитель категории В, С
8. Пчеловод , водитель В, С
9. Бухгалтер
10. Хозяйка усадьбы
11. Швея -мотористка
12.Оператор доильного аппарата
13. Электросварщик
14. Каменщик , штукатур , маляр .
15. Водитель военной машины
16. Продавец
17 . Водитель автомабиля категории “В”.”С”
18. Электрогазосварщик
19.Контролер – кассир
20. Мастер общестроительных работ
21. Мастер отделочных строительных работ
К 2014г. общее число выпусников,получивших рабочие профессии, составляет 7843 человека.
С 30 мая 2014 г. профессиональное училище №90 переименован и изменил статус на “Дрожжановский техникум отраслевых технологий”.
С 1 сентября 2014г. начали обучение первые студенты техникума по специальности “Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта”, “Технология продукции общественного питания”.
16 октября 2004г. в профессиональном училище №90 состоялось открытие музея училища, где собраны материалы, рассказывающие о жизни училища со дня его организации. В октябре 2014г. исполнится 10 лет музею! Работу мрузея ведут студенты техникума по следующим направлениям:
Самыми первыми эксурсоводами музея были учащиеся 427 группы по профессии “Повар-кондитер”: Шигапова Фания, Князева Наташа, Ахмерова Танзиля(выпуск 2004г., Гаврилова Ольга, Хуснутдинова Ильмира, Шигапов Булат выпуск 2005г.) и многие другие.
В нашем музее много различных стендов, рассказывающие о судьбах людей, внесшие вклад в образование и воспитание учащихся училища.
Например, Ахмеев Иван Дмитриевич родился 18 августа в 1918 года в Чувашской АССР Чкаловского района в деревне Яншихово в крестьянской семье. После семилетней школы поступил в 1935 году в педагогическое училище города Алатырь. В 1938 году поступил на заочное отделение в Чувашский государственный педагогический институт на исторический факультет. Свободно владел немецким языком. До войны работал учителем. 6 августа 1941 года был призван на войну Чкаловским районным военным комиссариатом Чувашской АССР.
6.08 1941 год-курсант артиллерийского училища Среднеазиатского военного округа.
23.05.1942 год- командир огневого взвода 985 артиллерийского полка, 320 стрелковой дивизии, 4 Украинского фронта.
07.1943 год-командир батареи 995 артиллерийского полка, 320 стрелковой дивизии, 4 Украинского фронта.
05.1944 год- слушатель высшей артиллерийской школы МВЗ города Семёнова.
07.1944 год- заместитель командира дивизиона по стрелковой части 846 артиллерийского полка,277 стрелковой дивизии.
09.1945 год- помощник начальника штаба полка по разведке 850 миномётного полка 27 стрелковой дивизии Приморского военного округа.
30.10.1946 год- уволен в запас. До 1954 года работал учителем в Чувашии, с 1954 по 1978 год учителем истории в Стародрожжановской средней школы.
С 1978 года Иван Дмитриевич работал преподавателем истории в СПТУ- 90.
Воинские звания:
1) Лейтенант (приказ №28 от 7.05.1942 года)
2) Старший лейтенант (приказ Западно-Белорусского фронта от 23.01.1944 года )
3) Капитан (приказ №343 от 10.03.1944 года)
Калимуллин Назир Идиатуллович родился в 1925 в деревне Новое Дрожжаное. В 1942 году семнадцатилетним парнем ушёл на войну. Был трижды ранен, один раз контужен. Дошёл до Берлина. Воевал на Украинском фронте №55 танковая бригада. Был командиром взвода противотанкового орудия. Воинское звание-лейтенант. Их командиром танковой бригады был полковник Тогромыш Николай Васильевич.
Быть первым всегда нелегко, но дорогу,как известно,осилит идущий.
Первыми возглавили группу» «Каменщиков» Айметдинов Фарид Гаязович, который был мастером производственного обучения и Залялова Раиса Кузьминична, преподавателем спецдисциплин в 1975 году.
Хакимов Раис Мингалиевич родился в 1953 году в деревне Малая Цильна.
После окончания средней школы поступил в 1970году в КСХИ на механический факультет.
В 1975 году приехал работать по направлению в СПТУ-24 в качестве преподавателя трактора. Работал в училище с перерывами: с 1975-1981.
Награждён за годы работы в училище удостоверением и знаком “Мастер-умелец”21 февраля 1987г.
Махмутова Флюра Шагиахметовна в 1969 году училась в УПК города Казани по профессии «Мастер детского и женского лёгкого платья», «Закройщица». С 1971-1988 год работала в ателье второго разряда по пошиву одежды в деревне Старое Дрожжаное. С 1988-1995 год работала мастером производственного обучения в СПТУ-90. За годы работы выпустила 4 группы-84 человека по профессии «Швея-мотористка».
Афинагентова Зинаида Фёдоровна родилась в селе Новое Ильмово в 1961 году, училась на бухгалтера в Ульяновске, заочно окончила сельскохозяйственный техникум по специальности «Бухгалтер» в Ярославле. С 1986-1994 год работала бухгалтером в колхозе имени Баумана. С 1995 года возглавила первую группу №186 по профессии «Бухгалтер сельского хозяйства», преподавала спецдисциплины. В группе было 36 человек из разных деревень Дрожжановского района. Из этой группы первыми выпускниками являются Айсина Резида Шамилевна, работающая бухгалтером РУЭС, Бахитова Гульназ –оператор связи и др. На круглые «пятёрки» окончила училище Марина Алеева из Чувашского Дрожжаное.
Азизов Ильмир Рафикович родился в 1968 году 1 июля в деревне Старое Дрожжаное. В 1985 году поступил в ПУ-7 в городе Казани по специальности электрик, окончил Казанский индустриально-педагогический техникум № 2 по специальности «Технология сварочного производства». С 1986-1985 год служил в ВМФ на Камчатке. Награждён медалью «За отличие в охране государственной границы СССР» 5 ноября 1989 года, о чём свидетельствует удостоверение, хранящееся в музее.
Халилова Гульфара Имамагзамовна родилась в Мензилинском районе республики Татарстан. Окончила сельхозтехникум по специальности «Техник- пчеловод», по направлению в 1975 году начала работать зоотехником по пчеловодству в Дрожжановском Управлении сельского хозяйства. С 2000-2010 год работала преподавателем спецдисциплин в ПУ-90, выпустила 10 групп, а это почти 300 человек-пчеловодов. Гульфара Имамагзамовна- единственный специалист-техник-пчеловод нашего района!
Шарафутдинова Венера Рифкатовна окончила Ульяновский сельскохозяйственный институт, факультет ветеренарии. С 1988-1995 год работал ветеринарным врачом в зверосовхозе «Волжский». Возглавила 1 группу во профессии «Оператор по ветеринарной обработке сельскохозяйственных животных» в 1999 году, выпустила 3 группы. Многие выпускники данных групп окончили Казанскую ветеринарную академию.
Бакиров Арифзян Адизянович родился 10 марта 1960г. в дер. Шланги Дрожжановского района. После окончания школы, отслужил в рядах Советской армии,
Закончил Казанский сельскохозяйственный институт по специальности «Экономист». С 1982г. по 1986г. работал заместителем главного бухгалтера в колхозе «Чулпан». С 1987г по 1996 г. работал бухгалтером районного производственного управления бытового обслуживания населения. С 1996г. переквалифицировался на преподавателя высшей категории по спецдисциплине « Информатика и вычислительная техника». За годы работы выпустил 18 групп учащихся по профессии «Оператор ЭВМ». Это 360 специалистов.
Арифзян Адизянович – творческая натура: являясь владельцем прекрасного голоса, любимцем публики с большой любовью исполняет татарские народные песни. Является организатором и руководителем театра сатиры «Тормыш мизгеллэре» (Мгновения жизни ) техникума с 1997г. , с которым ежегодно гастролирует по селам района, посещая также соседей: зрителей Чувашской Республики и Ульяновской области.
Он является лауреатом 3–его Всесоюзного фестиваля народного творчества, Дипломантом конкурса «Голоса Татарстана» 1990г.
Ларионов Михаил Иванович родился 10 июня 1958 г. в деревне Хайбулдино Дрожжановского района. После окончания школы в 1976-1978 гг. служил в рядах Советской армии на Украине. С детства интересовался техникой. Окончил Цивильский совхоз-техникум по специальности «Механизация и электрификация животноводства». Работал токарем на машиностроительном заводе. С 1985 – 1993гг. избран секретарем партийной организации колхоза «Родина». С 1993 -2010гг работал главным инженером Сельхозэнерго. С 2010г работает мастером производственного обучения, возглавил в училище первую группу №444 по профессии «Автомеханик». Имеет множественные награды, в том числе «Почетная грамота» Министерства с\х и продовольствия РТ.
Стенд “Афганистан живёт в моей душе” рассказывает о выпускниках училища, которые погибли в Афганистане,выполняя интернациональный долг. Нуртдинов Наир Исмагилович родился 16 сентября 1965года в деревне Шланга Дрожжановского района. После окончания 9 классов с 1980 - 1983 год учился в профессиональном училище №90 по специальности "Тракторист ,водитель". В ряды Советской армии был мобилизован 23 апреля 1984г. Наиру дали новую бортовую машину ЗиЛ -131, на котором сопровождал колонны. С первого апреля 1985года начинается служба в Демократической республике Афганистан. Был водителем-мотористом электростанции военной части п. п.39803, командиром которой был Заводский. 20 апреля 1985г. около 9 вечера афганскими контрреволюционерами была предпринята террористическая акция. Территория военной части п.п.39803 была обстреляна. Наир был на посту часовым в карауле, отражал нападение душманов. В этом тяжелом бою наш земляк погиб, будучи тяжело раненым, от рук моджахетов. Наир в сложной боевой обстановке доказал верность военной присяге, воинскому долгу. Выпускник нашего училища посмертно награжден Орденом Красной Звезды.
Родители Наира Кавсария Салеховна и Исмагил Абдуллович подарили нашему музею самое дорогое, что у них осталось в память о сыне: его личные письма из Афганистана, военную форму, в которой Наир встретил смерть.
Пришельцев Николай Фёдорович родился в деревне Новое Ильмово Дрожжановского района. В 1980 г. Окончил школу, поступил в СПТУ-24 по профессии ”Тракторист-машинист широкого профиля”. В 1983 г. Был призван на службу в армию. Сначала 6 месяцев служил в Самарканде,потом был отправлен в Афганистан. Перед вылетом всех ребят, которые летели с ним, сфотографировали на память. Данная фотография хранится в музее. На обратной стороне фотографии есть несколько адресов, члены поисковой группы неоднократно писали письма по данным адресам, но, к сожалению, безрезультатно. Пришельцев Николай был водителем военной части 25982,рядовой. Выполняя боевую задачу, погиб 10.07.1984 г. Родственники Николая подарили музею училища его сохранившиеся письма из Афганистана, датируемое 04.04.84, 26.04.84. Похоронен в деревне Новое Ильмово.
Хайбуллов Ильдус Хуснуллович родился 1 января 1969г. В деревне Старое Дрожжаное. После школы в 1984 г. Поступил в СПТУ-90 по профессии “Тракторист-машинист широкого профиля”. Ильдус был одним из лучших учащихся училища. Его родители подарили в наш музей его письма из Афганистана, “Книжка успеваемости” (Ильдус учился на одни “5”), свидетельство №013146 тракториста-машиниста широкого профиля, водительское удостоверение серии АБЮ №489594 от 29.07.87. После окончания училища Ильдус работал трактористом в колхозе “Россия”. 31 октября 1987г.его призвали в армию. С марта 1988г. служил в Афганистане. Ильдус был танкистом-наводчиком крупнокалиберного пулемета БТР-34. Зарекомендовал себя отличным воином, награжден знаком “Отличнк погранвойск 2 степени”. Ильдус погиб от осколков при обороне города Меймен на заставе Дженипрес. Посмертно награжден Орденом Красного Знамени приказом №540743 от 24.01.1989года.
Ежегодно проводятся встречи с ветеранами техникума, которые долгие годы посвятили свою жизнь подрастающему поколению. Например, Шакуров Рафаэль Халимович родился в 1938г. 15 декабря в деревне Новое Дрожжаное в семье колхозника. После окончания средней школы с 1957-1961г. служил в пограничных войсках в Аджарии. После службы в армии работал секретарем РОНО. с 1962-1975г. учительствовал в деревне Шланга , был директором школы. С 1975-2001г. работал преподавателем истории в СПТУ-24 (СПТУ-90,ПУ-90). С 1978-1989г. был заведующим филиалом при колхозах и школах в Дрожжановском районе и Чувашии. с 1998г. является ветераном труда.
Шамсутдинова Фарида Нурулловна родилась в 1948г. 20 ноября в деревне Малое Шаймурзино Дрожжановского района. В1967г. окончила Бугульминское торговое училище,работала продавцом продовольственного магазина. С 1980-2009г. работала кассиром в СПТУ-24 (СПТУ-90,ПУ-90). Большакова Валентина Андреевна родилась в 1932г. в семье колхозника в деревнеЧувашское Дрожжановского района. Окончила семилетнюю школу , работала разнорабочей в колхозе , была свинаркой, работала поваром в детском садике. С 1978-1996г. работала в СПТУ-24 (СПТУ-90,ПУ-90) комендантом общежития.
Садыков Дамир Калимуллович родился в 1947г. в деревне Татарские Шатрашаны Дрожжановского района в крестьянской семье с 1965-1969г. учился в Тетюшском сельскохозяйственном техникуме на отделении "Агрономия", работал агрономом в деревне Старые Чукалы в колхозе "Чишмя". С 1971-1978г. возглавлял мехотряд в Чукалинском отделении СХТ Татмехтреста. С 1978-2010г. работал в професиональном училище. Награжден нагрудным знаком "За заслуги в образовании", является ветераном труда.
В данный момент студенты ведут поисковую работу по сбору материала “Генералы Дрожжановского района” к 70-летию Победы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Четыре художника. Осень
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Простые новогодние шары из бумаги
Выбери путь
Зимний лес в вашем доме