Цель исследования: путем теоретического анализа источников по проблеме и практических результатов исследования выявить, как влияют суточные биологические ритмы на умственную работоспособность учащихся 8к класса.
Гипотеза: если заранее знать особенности своих биоритмов их степень их влияния на умственную деятельность, то путем разработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций можно повысить результативность обучения.
В результате работы были получены следующие результаты: структурирован теоретический материал по проблеме исследования; проанализированы данные тестирования, анкетирования по вопросу исследования. Продуктом деятельности являются памятки с практическими рекомендациями по организации оптимальной умственной работоспособности для учащихся с различными биоритмами.
Выводы:
Данная работа может быть полезна как школьникам, принявшим участие в исследовании (ведь каждому человеку необходимо знать свой индивидуальный ритм работоспособности), так и педагогическому коллективу для оптимальной организации учебного процесса. Основные материалы, выводы и рекомендации, приведенные в проекте, могут быть использованы при проведении уроков биологии, ОБЖ, информационного просвещения учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._a._tenyutina.rar | 2.46 МБ |
«Влияние биоритмов на умственную работоспособность учащихся»
Тенютина Анастасия Евгеньевна,
ХМАО-Югра, город Нефтеюганск, МБОУ «СОКШ №4», 9 «к» класс
Основная статья
В человеческом организме, как и во всем живом мире, постоянно повторяются определенные явления, связанные с жизнедеятельностью клеток, органов и систем. Среди множества биоритмов человеческого организма основным считается 24-х часовой, или суточный биоритм, в котором живет все население земли. В суточном ритме проявляется закономерная смена таких функциональных состояний человека, как сон и бодрствование, физическая активность и покой. А все функции организма (кровообращение, дыхание, пищеварение, нервная и эндокринная регуляция и др.) закономерно изменяют свою деятельность в соответствии с этими функциональными состояниями [5] . Работоспособность человека во многом зависит от индивидуальных способностей биологических ритмов. Не всем людям свойственны однотипные колебания. Примерно треть школьников живёт, осуществляя жесточайшую диктатуру над своими биологическими ритмами. Просыпаясь рано утром под звон будильника, они заставляют себя вставать и идти в школу. И нередко опаздывают. Учителя их ругают, одноклассники смеются, но опоздания не прекращаются. И не могут прекратиться, потому что у таких людей биоритмы настроены на позднее пробуждение. А есть люди, чьи биологические часы настроены на ранний подъем и столь же ранний отбой, за что таких людей прозвали «жаворонками». Проспать они просто не могут [1] . В последнее время в нашей стране и за рубежом проводятся большие работы по исследованию биоритмов человека, их взаимосвязи со сном и бодрствованием. Поиски исследователей направлены в основном на определение возможностей управления биоритмами с целью устранения нарушений сна [6].
Цель исследования: путем теоретического анализа источников по проблеме и практических результатов исследования выявить, как влияют суточные биологические ритмы на умственную работоспособность учащихся 8к класса.
Гипотеза: если заранее знать особенности своих биоритмов их степень их влияния на умственную деятельность, то путем разработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций можно повысить результативность обучения.
Задачи:
1. Получить представление о биоритмах и их влиянии на работоспособность человека, изучив литературу по данной проблеме.
2. Изучить особенности индивидуальных биоритмов учащихся класса, используя тест «Твой биологический ритм», методики «Изучение оперативной слуховой памяти» и «Изучение распределения и переключения внимания».
3. Выявить влияние суточных биоритмов на умственную активность и успеваемость учащихся.
4. Путем сопоставления результатов тестов, результатов наблюдений и научных точек зрения выявить характерные черты, присущие людям с различными биоритмами.
5. Предложить рекомендации для поддержания оптимальной работоспособности.
Объект исследования – учащиеся с различными типами суточных биоритмов.
Предмет исследования – особенности влияния типов суточных биоритмов на умственную работоспособность учащихся.
Наша работа может быть полезна как школьникам, принявшим участие в исследовании (ведь каждому человеку необходимо знать свой индивидуальный ритм работоспособности), так и администрации школы при организации учебного процесса. Основные материалы, выводы и рекомендации, приведенные в проекте, могут быть использованы при проведении уроков биологии, ОБЖ, информационного просвещения учащихся.
Анализ источников информации по теме исследования:
Глава 1. Биологические ритмы и работоспособность.
Все живое на нашей планете несет отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для нашей Земли. В сложной системе биоритмов, от коротких – на молекулярном уровне – с периодом в несколько секунд, до глобальных, связанным с годовыми изменениями солнечной активности, живет и человек. Биологический ритм представляет собой один из важнейших инструментов исследования фактора времени в деятельности живых систем и их временной организации. Повторяемость процессов — один из признаков жизни. При этом большое значение имеет способность живых организмов чувствовать время. С ее помощью устанавливаются суточные, сезонные, годовые, лунные и приливно-отливные ритмы физиологических процессов. Как показали исследования, почти все жизненные процессы в живом организме различны. Ритмы физиологических процессов в организме, как и любые другие повторяющиеся явления, имеют волнообразный характер. Расстояние между одинаковыми положениями двух колебаний называются периодом, или циклом. Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Их можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях.
Многие биологические ритмы поддаются систематизации. Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические. Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления. Имеются данные о влиянии, например, магнитного поля Земли на период и амплитуду энцефалограммы человека [2] .
Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. К ним относятся суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря экологическим ритмам, организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым условиям существования. Так, некоторые цветки раскрываются незадолго до рассвета, как будто зная, что скоро взойдет солнце. Многие животные еще до наступления холодов впадают в зимнюю спячку или мигрируют. Таким образом, экологические ритмы служат организму как биологические часы.
Циркадианные (от лат.circa – «около»), или околосуточные, биоритмы длятся с цикличностью от 20 до 28 ч. Им подчинены режим сна и бодрствования, колебание температуры тела и артериального давления (утром эти показатели ниже, а во второй половине дня – выше), изменения выработки гормонов и даже восприимчивость к лекарствам. Циркадианные ритмы – главные в организме. С ними сверяют часы все остальные биоритмы.
Околонедельные биоритмы отвечают за трудовой настрой. Благодаря ним в середине недели работоспособность больше, а в начале и конце – меньше. Околомесячные (28-31день) регулируют скорость роста бороды и усов у мужчин, менструальный цикл у женщин, а также изменения веса и трудоспособности в течение месяца у тех и других. Сезонные биоритмы совпадают по длительности со временами года (3 месяца). Они руководят многими вещами. Например, зимой человеку хочется спать дольше. Весной и летом интенсивнее происходят обменные процессы, выше устойчивость к стрессам. Наконец, окологодовые биоритмы совпадают по скорости со временем оборота Земли вокруг Солнца (12 месяцев). Они заставляют детей расти быстрее в первом полугодии, и медленнее – во втором. Есть у каждого и собственный годовой ритм, связанный с днем рождения: в преддверии этого дня и некоторое время после ощущается спад жизненных сил организма – выше утомляемость, слабее иммунитет [5] . Сезонные колебание присущи всем проявлениям жизнедеятельности человека: работоспособность, питание и самые важные события в жизни – рождение и смерть – имеют сезонный ритм.
По степени зависимости от внешних условий биоритмы подразделяются на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Экзогенные ритмы полностью зависят от изменения внешней среды. Это биохимические процессы. Эндогенные ритмы протекают при постоянных оптимальных условиях внешней среды и имеют широкий диапазон частот: от двух тысяч циклов в секунду до одного цикла в год. К эндогенным относятся ритмы сердцебиения, пульса, дыхания, кровяного давления, умственной активности, изменения глубины сна и другое.
Биологические ритмы описаны на всех уровнях, начиная от простейших биологических реакций в клетке и кончая сложными поведенческими реакциями. Таким образом, живой организм является совокупностью многочисленных ритмов с разными характеристиками [5] .
Имея понятия об основных биологических ритмах, можно рассмотреть влияние биологических ритмов на трудоспособность человека.
Окологодовыми (цирканнуальными) называют ритмы, соответствующие смене времен года, т.е., годичные или сезонные, имея в виду, что эти ритмы подобно циркадианным не отличаются жесткой стабильностью периода. Эти ритмы обусловлены вращением Земли вокруг Солнца. Сезонные ритмы сформировались в ходе естественного отбора и закрепились в естественных структурах организма. Весна - это довольно трудное время года, весной совершается больше самоубийств, чаще наблюдается депрессия у лиц с неуравновешенной психикой. Осень же является оптимальным сезоном года для человека. Годовые ритмы свойственны всем физиологическим и психическим функциям. Психическая и мышечная возбудимость у людей выше весной и в начале лета, зимой она значительно ниже. Значительно изменяется обмен веществ, артериальное давление, частота пульса: он становится реже весной и осенью, а учащается зимой и летом. В окологодовом ритме наибольшая работоспособность человека наблюдается осенью. Поэтому для реализации творческих замыслов, бесспорно, хороша осень. Лето лучше использовать для закаливания, формирования выносливости. Хорошо известно, что летом дети растут быстрее. Скорость развития костной системы у детей повышается весной и несколько замедляется осенью. Это связано с увеличением продолжительности и интенсивности солнечного облучения, с употреблением пищи, богатой витаминами и т.д.
Рассмотрим влияние месячного, недельного и суточного цикла на работоспособность организма человека. Месячный цикл в отличие от недельного существует объективно в окружающей нас природе. Это период вращения Луны вокруг Земли и время от одного новолуния до другого. Это важно знать и учитывать гипертоникам и гипотоникам. Итак, гипертоникам надо остерегаться полнолуния, когда кровь максимально приливает к голове, а гипотоникам - новолуния, когда кровь отливает к ногам. На смене лунных фаз необходимо делать перерывы в работе для восполнения сил, а также делать кратковременные перерывы в работе на пиках фаз. Поэтому, желательно, в течение месячного цикла планировать нагрузку на работе в соответствии с биологическими ритмами, т.к. в критические дни цикла снижается работоспособность и ухудшается общее самочувствие.
Динамика работоспособности испытывает влияние недельного ритма: в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает. Следовательно, в понедельник и пятницу рабочую нагрузку стоит уменьшить за счет других рабочих дней. Недельному биоритму подвержены не только физиологические, но и психические процессы, а точнее целостное протекание тех и других. Вот почему особенно удачным распорядком оказывается тот, когда попеременно усиливается то физическая, то интеллектуальная активность человека. Недельный ритм упорядочил трудовую деятельность, приспособив ее к физическим возможностям и потребностям организма. Ритм этот не случаен, и борьба с ним - это борьба человека с его же собственными, но еще не познанными законами.
Конечно, нельзя жить строго по расписанию, но учитывать особенности каждого дня и, сообразуясь с этим, контролировать себя вполне возможно. Распределяя рабочую нагрузку, учитывайте следующее: а) не планируйте трудовые подвиги в понедельник. Понедельник – день конфликтов, инфарктов и инсультов; б) дни активных действий – вторник, среда, четверг; в) пятница – день спокойной работы, не требующей нагрузки и напряжения.
Смена дня и ночи, времени года приводит к тому, что органы человека также ритмично изменяют свою активность. Суточный цикл, один из основных циклов, влияющих на работоспособность человека.
Самочувствие человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам. Между ритмом жизни и здоровьем есть прямая и тесная связь, которую можно сформулировать так: ритм – это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма – нездоровье [8] .
Центральное место среди ритмических процессов занимает циркадианный ритм, имеющий наибольшее значение для организма. Понятие циркадианного (околосуточного) ритма ввел в 1959 году Халберг. Циркадианный ритм является видоизменением суточного ритма с периодом 24 часа, протекает в константных условиях и принадлежит к свободно текущим ритмам. Это ритмы с не навязанным внешними условиями периодом. Они врожденные, эндогенные, т.е. обусловлены свойствами самого организма. Поскольку организмы обычно находятся в среде с циклическими изменениями ее условий, то ритмы организмов затягиваются этими изменениями и становятся суточными [3] .
В многочисленных опытах на животных установлено наличие циркадианных ритмов двигательной активности, температуры тела и кожи, частоты пульса и дыхания, кровяного давления и диуреза. Суточным колебаниям оказались подвержены содержания различных веществ в тканях и органах, например, глюкозы, натрия и калия в крови, плазмы и сыворотки в крови, гормонов роста и др. По существу, в околосуточном ритме колеблются все показатели эндокринные и гематологические, показатели нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. Этому же циркадианному ритму подчинены чувствительность организма к разнообразным факторам внешней среды и переносимость функциональных нагрузок. Всего к настоящему времени у человека выявлено около 500 функций и процессов, имеющих циркадианную ритмику.
Проблема суточных периодических изменений физиологических функций в организме человека с давних пор привлекает внимание ученых различных специальностей, и прежде всего физиологов, врачей, биологов. Суточный ритм организма человека определяется различными физиологическими функциями (а их, как мы знаем, в настоящее время насчитывается более сотни). Физиологические функции постоянно изменяются на фоне бодрствования и сна, активной деятельности и покоя. Интенсивность их проявления различна в разное время суток. В одно время она максимальна, в другое — имеет минимальное значение.
Исходя из сказанного, возможно, следовало бы самую трудную и ответственную работу выполнять в периоды естественного подъема работоспособности, оставляя для других, менее важных дел, остальное время относительно низкой работоспособности. В циркадном ритме имеется два подъёма работоспособности: с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Но из правил есть исключения. Стремительно развивающаяся наука биоритмология (наука, изучающая циклические биологические процессы, имеющиеся на всех уровнях организации живой системы) делит людей на большие группы в зависимости от того, кто и когда встает и ложится спать. Традиционно эти группы называются по аналогии с птицами, ведущими сходный с людьми образ жизни: «жаворонки», «совы» и «голуби» [9] .
Для людей, отнесённых к утреннему типу, характерно то, что они встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы. «Жаворонки» наиболее работоспособны в первой половине дня. Во второй половине дня их работоспособность заметно снижается. Это — тип наиболее адаптированных к существующему режиму обучения учащихся, поскольку их биологический ритм совпадает с социальным ритмом школы. Работоспособность людей вечернего типа — «сов» — начинает повышаться после обеда. Пики работоспособности у «сов» выявлены вечером. Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены, поэтому находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь в школе в 1-ю смену. "Голуби" являются аритмиками, так как легко могут подстроиться по социальным часам, и каких-либо проблем с режимом дня у них не возникает. У «голубей» пик активности физиологических функций приходится на дневные часы [9] .
В среднем «сов» около 30%, «жаворонков» около 25%, «голубей» около 45% (Приложение 1) [7] .
Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определённые психофизические особенности, например, перцепции (перцепция - психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.; физиологические - состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.
В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Взаимодействие некоторых из них представлено на рис. 1.
Работоспособность в учебной деятельности в определённой степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на неё влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определённого конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень двигательной активности.
Рис.1. Причинно-следственные связи при наступлении усталости и снижении работоспособности
Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспособности человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных - внутренних (ритм и частота сердечных сокращений (ЧСС), ритм дыхания, изменение кровяного давления и т.п.) факторов. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологическим ритмам организма (рис. 2).
Рис. 2. Изменение работоспособности человека в течение суток
Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций.
Есть учащиеся с устойчивой стереотипностью и последовательностью изменения работоспособности (ритмики) и их большинство, и учащиеся с неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности, ритмики подразделяются на утренние («жаворонки») и вечерние («совы») типы (рис. 3.)
Рис. 4. Работоспособность учащихся в процессе учебного дня
Учащиеся - «жаворонки» встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения учащиеся. Их биологический ритм практически совпадает с ритмом обучения в школе в первую смену.
Учащиеся - «совы» наиболее работоспособны с 18 до 24 часов. Они поздно ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь в школе в первую смену.
Очевидно, период спада работоспособности у обоих типов учащихся целесообразно использовать для отдыха. Для «сов» целесообразно с 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программ.
Аритмики занимают промежуточное положение между рассмотренными двумя группами, но всё-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа.
Глава 2. Исследование вопросов влияния различных типов суточных биоритмов на умственную работоспособность и успеваемость учащихся.
Чтобы рассмотреть – действительно ли существуют изменения в организме человека в зависимости от биологического ритма, было решено провести исследование биологического профиля учащихся. В исследовании принимали участие учащиеся 8к класса. Был использован тест для определения индивидуального биологического профиля по Доскину В. А. (Приложение 2) [4]. Испытуемым предлагалось ответить на 18 вопросов, выбрав ответы, наиболее подходящие для своего профиля. Данный тест позволил выявить, к какому типу относится каждый испытуемый. Выделяют следующие типы биологического профиля: четко выраженный утренний тип, слабо выраженный утренний тип, аритмичный тип, слабо выраженный вечерний тип, четко выражен вечерний тип. Для удобства мы взяли основные типы – утренний тип («жаворонок»), вечерний («сова»), промежуточный («голубь»).
В результате тестирования выяснилось, что из 25 учащихся 8к класса 15 человек принадлежат к вечернему типу (64%), 7 человек – к смешанному типу (27%), 3 человека – к утреннему типу (9%) (Приложение 3).
Мы решили выяснить, влияют ли биоритмы на успеваемость. Проанализировав успеваемость учащихся 8к класса за 1 полугодие 2012-2013 учебного года, мы узнали количество отличников, хорошистов, троечников. Из 25 учащихся 12 хорошистов, 12 троечников и 1 отличник.
По данным анализа успеваемости школьников нами была составлена таблица и диаграмма (Приложение 4). Проанализировав эту таблицу, можно судить о влиянии биоритмов на успеваемость учащихся нашего класса. Как показывают данные, большая часть хорошистов являются «совами». Такой же результат наблюдается и среди троечников. Количество среди «сов» хорошистов и троечников различается на 2 человека. Мы делаем вывод, что биоритмы не оказывают существенного влияния на успеваемость школьников.
Причины снижения успеваемости некоторых учащихся нашего класса следует искать в других факторах учебного процесса. Можно выдвинуть предположение об отрицательном влиянии на успеваемость курения, нарушений режима дня, низкой мотивации к обучению, низкого уровня здоровья и т. д.
Для того чтобы выявить влияние биоритмов на умственную работоспособность учащихся использовались разные методики. Всего в исследовании приняли участие 9 человек – представителей каждого из биологических профилей. Исследование проводилось в течение 2-х дней в первой и второй половине дня. Каждый раз участникам исследования предлагались одни и те же методики, но различные варианты заданий.
Первая методика предназначалась для изучения оперативной слуховой памяти. Учащимся необходимо было запомнить и воспроизвести 12 слов. Порядок воспроизведения значения не имел. В протоколе фиксировалось количество правильно воспроизведенных слов. Затем это количество переводилось в баллы (Приложение 5).
Вторая методика использовалась для изучения переключения и распределения внимания. В течение 5 минут учащимся нужно было отыскать в таблице числа в крупном шрифте от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а в мелком от 24 до 1 в убывающей. Делать это надо было поочередно. Оценка результатов производилась по количеству правильных ответов (Приложение 6).
Полученные данные были занесены в таблицы (Приложение 7). Уровень оперативной слуховой памяти в первой половине дня выше у «жаворонков», чем у «сов», и наоборот. У «голубей» этот уровень почти одинаков в течение дня. За некоторым исключением степень распределения и переключения внимания у
«жаворонков» больше в первой половине дня, а у «сов» во второй половине дня. У «голубей» такой закономерности не наблюдается. Все эти результаты свидетельствуют о влиянии биоритмов на умственную активность учащихся. В первой половине дня биоритмы положительно влияют на работоспособность «жаворонков», во второй половине дня – на «сов».
Если успеваемость учащихся не зависит от биоритмов, а умственная активность выше у «жаворонков» (при занятиях в первую смену), то «совам» для хорошей успеваемости приходится прилагать значительные усилия и нарушать свой индивидуальный биологический ритм.
Вести рабочий ежедневник, записывая все важные дела и задания, чтобы ничего не забыть [10]
Рекомендации – в приложении №1.
Заключение
Окружающий нас мир построен на биоритмах. Поэтому биоритмология – это наука будущего. Громадные возможности открывает биоритмология в повышении производительности труда. В часы максимального подъема всех жизненных функций человек может сделать очень много, а правильное сочетание напряженного физического труда и активного отдыха принесет громадную пользу.
В ходе своей работы над этим проектом, мы выяснили следующее:
1. Большинство учащихся нашего класса по типу биологической активности относятся к так называемым «совам», т. е. к людям, у которых работоспособность повышена во второй половине дня.
2. Особого влияния биоритмы на успеваемость школьников не оказывают.
3. Биологические ритмы оказывают влияние на умственную работоспособность учащихся: у «жаворонков» во время занятий в первую смену умственная работоспособность выше, чем у «сов».
Это подтверждает выдвинутую гипотезу.
Учитывая, что в 8к классе преобладает хронобиологический тип – «совы», необходимо учебные предметы, связанные со значительной умственной нагрузкой ставить в расписание с третьего урока. Все контрольные и самостоятельные работы необходимо проводить в середине недели в наиболее продуктивное время. Во избежание перегрузки учащихся облегчить расписание уроков в начале и конце недели. Провести занятие по биоритмологии с анализом проведенного исследования в 8к классе.
Каждому человеку, а тем более учащимся, необходимо знать, к какому определённому физиологическому типу он относится. Зная свой тип, можно достичь оптимальных результатов в работе.
Выводы:
Список литературы.
1. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1967. – 215 с.
2. Бюннинг Э. Ритмы физиологических процессов. – М.: Мир, 1969. – 75 с.
Голиков А. П. Сезонные ритмы в физиологии и патологии – М.: Медицина, 1973. – 120 с.
3. Детари Л. Биоритмы / Л. Детари, В. Карцаш – М.: Мир, 1984. – 160 с.
4. Доскин В. А. Биологические ритмы растущего организма / В. А. Доскин, Н. Н. Куинджи. – М.: Медицина, 1989. – 224 с.
5. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. – М.: Медицина, 1991. – 176 с.
6. Куприянович Л. И. Биологические ритмы и сон. – М.: Наука, 1976. – 66 с.
Ах эта снежная зима
Сказка "Морозко"
Подарок
Девчата
Несчастный Андрей