Тезисы
к проектно исследовательской работе:
« Убранство русской избы сто лет назад»,
выполненной Лебедевым Николаем и Коробейниковой Анной
учениками 2 «А» класса МБОУ «Начальная школа»
Руководитель Ильина Л.Н.
Данная работа представляет собой исследование учащихся с целью узнать особенности внешнего и внутреннего убранства избы .
Задачами данной работы было- привить любовь и вызвать интерес к истории своего края.
Было выдвинуто предположение: Русская изба – удивительный объект ,выполненный руками человека.
Для изучения темы использовались методы:
- изучения темы «Человек и земля» на уроках технологии,
- изучением литературы (см.литература) в библиотеке, в сети интернет(Википедии),
- были совершены экскурсии в музей г.Радужный и в музей «Русской избы» во Владимирские палаты.
-практический (изготовление макета)
В ходе исследовательской работы дети узнали:
- о постройки избы, её традиционных особенностей во внешнем и внутреннем убранстве, их назначении и целесообразности;
- о традициях русского народа.
На основе этих исследований учащимися был выполнен макет «Убранство русской избы» и доказана гипотеза об удивительности избы как рукотворного объекта.
Вложение | Размер |
---|---|
ubranstvo_russkoy_izby_2_klass_nosh.pptx | 2.45 МБ |
Слайд 1
«Убранство русской избы» . (проектно-исследовательская работа) Работу выполнили: Ученики 2 «А» класса МБОУ «Начальная школа» Лебедев Николай Коробейникова Анна Руководитель работы: Ильина Л. Н. Научный руководитель: Дроздова Т.И.Слайд 2
Цель : Узнать о значении избы для человека, об особенностях внешнего и внутреннего убранства, об обычаях на Руси
Слайд 3
Гипотеза: «Русская изба – удивительное творение рук человека»
Слайд 4
Задачи : Исследовать быт русского народа, живущего 100 лет назад. Узнать об особенностях внешнего и внутреннего убранства. Расширить кругозор по истории своей малой Родины .
Слайд 5
: Пути решения 1.Изучение литературы по данной теме. 2.Посещение музеев: - г. Радужный (ЦВР «Лад») - Владимирские палаты (экспозиция«Русская изба»).
Слайд 6
Издавна люди с уважением относились к своим жилищам. Существует много пословиц «Мой дом - моя крепость», «В родном доме и стены помогают», «В гостях хорошо, а дома лучше». Дом называли «родным», «родимым». Сто лет назад такие дома называли избами. И строили их из дерева, так как вокруг было много лесов, а этот материал был прочным и тёплым. Возводили избы из сложенных рядами брёвен. Такие ряды назывались венцами. Недалеко от конца бревна вырубали топором углубление. С помощью этих углублений брёвна прочно соединялись без гвоздей. Между брёвнами для тепла прокладывали мох.
Слайд 7
С внешней стороны крышу, крыльцо и окна украшали резьбой. Каждый мастер украшал дом по-своему. Интересно, что резные наличники на окнах переносились со старых домов на новые. Так сохранялись народные традиции.
Слайд 8
Cyberlink You Cam Чтобы в избе сохранялось тепло, над дверью делали низкую притолоку, а внизу высокий порог. С крыльца начинались сени (по- нашему прихожая). Там хранили верхнюю одежду, а в тёплое время года там можно было спать. Полы настилали из половинок брёвен- половиц.
Слайд 9
Важное место в доме занимала печь и находилась она в центре избы. Печь строили на определенном расстоянии от стены, чтобы не было пожара. Между печкой и стеной находились полати. Там хранилось имущество . По русскому поверью за Печкой живёт домовой. Он охраняет дом и своих хозяев от бед
Слайд 10
. Внутри печки горели дрова. Эта часть называлась устьем. Оно закрывалось заслонкой с ручками. Печка грела и кормила. В ней варили еду, пекли пироги, сушили грибы и ягоды. Суп и каша получались особенно вкусными. Пища долго оставалась в печи тёплой, поэтому её могли кушать на протяжении всего дня, не разогревая С другой стороны печки находилась лежанка, где спали старики и грелись дети За это печку все любили. Но более всего времени там проводила хозяйка дома.Место около устья печи так и называлось женский угол. У печки был обязательно шесток, куда ставили горшки и чугунки. Чтобы ставить их в печку или доставать из неё служил ухват - это «рогатое» полукруглое приспособление с ручкой. Чтобы поместить в печь хлеб использовали большую деревянную лопату. Когда в печи прогорали дрова, нужно было выгребать золу. Для этих целей использовали кочергу. Рядом с печкой находился рукомойник - глиняный кувшин для мытья рук.
Слайд 11
Красный угол Но главным местом в доме всё-таки был красный угол. Здесь висела особая полочка с иконами – божница, под ней находился обеденный стол. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался. Таких людей называли «крестьянами» от родственного слова «христианин». Не помолясь , они не начинали никакого дела, очень любили иконы: их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. У икон зажигали лампады - специальные небольшие сосуды с маслом. Божницу украшали вышитыми полотенцами- рушниками.
Слайд 12
Другой угол – около двери был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин занимался починкой утвари, плетением или шитьём обуви
Слайд 13
В повседневной жизни нельзя было обойтись без посуды. Её делали из дерева. Чаще всего из осины, реже из берёзы, клёна и липы и конечно использовали глину. Из дерева делали ложки, тарелки, миски, солонки, черпаки, ковши, вёдра, бочки. В ходу были плетёные изделия- лукошки, коризины из лыка и прутьев. Русскую избу отличала чистота: уборки делались регулярно.
Слайд 14
Умели русские люди трудиться и отдыхать. Под вечер и по праздникам собирались, пели песни, устраивали весёлые игры с детьми.После экскурсии по русской избе мы поирали в русские народные игры.
Слайд 15
Вывод: Проведя эту исследовательскую работу мы убедились в правоте своей гипотезы. Русская изба – действительно удивительное творение рук человека. Эта работа помогла узнать интересные факты из исторической жизни нашего народа, зародила желание познать свой край, свою Родину.
Ласточка
Акварель + трафарет = ?
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Знакомимся с плотностью жидкостей
Весёлые польки для детей