Уровни ионизирующего излучения (радиации) в ОС, действующего на все живые организмы не одинаковы на разных территориях и не постоянны во времени. Причинами возникновения в данной местности более высокого уровня радиоактивного излучения могут быть как естественные источники - космическое излучение, радиоактивные элементы, содержащиеся в горных породах или грунтовых водах, продукты их распада, рассеянные в окружающей среде; так и искусственное радиационное воздействие, связанное с атомной энергетикой, переработкой радиоактивных материалов, производством, испытанием и хранением ядерного оружия. В настоящее время радиоактивные элементы широко используются в различных областях. В ХМАО ядерные взрывы производились в целях разведования новых месторождений нефти и газа. Радиологический мониторинг, проводимый СЭС в крупных городах не в состоянии контролировать территорию Сургутского района. Выпадение радионуклидов с осадками, перенос ветром радиоактивной пыли носят кратковременный характер. Автор исследования считает, что для контроля радиоактивной обстановки в своем населенном пункте, школе, жилище неоходим радиологический мониторинг собственными силами. Цель данного исследования: определение уровня радиационного фона в помещениях Сайгатинской школы. Для этого автором освоены измерительные приборы "ЭКО-1М", "РКСБ-104", измерен радиационный фон в различных помещениях школы в течение двух лет. Проведены сопоставительный анализ и статистическая обработка результатов. Обнаружены помещения, где уровень радиационного фона несколько превышал предельно допустимый СанПиНами. Результаты исследования доведены до администрации школы. Автором предложена система мер по ликвидации зон повышенной радиоактивности.
Вложение | Размер |
---|---|
Школьный раиологический мониторинг | 277 КБ |
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
VI Районная научно-практическая экологическая конференция
«Молодежь исследует окружающую среду»
Тема исследования:
Мониторинг уровня радиационного фона в помещениях МБОУ «Сайгатинская СОШ»
Автор: Мулаков Николай Николаевич,
11 класс, МБОУ «Сайгатинская СОШ»
Научный руководитель:
Божко Н. В., учитель экологии
Содержание:
Список используемой литературы……………………………..……17
Приложение………….…………………………………….…….……18
Мониторинг уровня радиационного фона в помещениях МБОУ «Сайгатинская СОШ»
Мулаков Николай Николаевич
МБОУ «Сайгатинская СОШ», 11 класс, Сургутский район, д. Сайгатина.
Научный руководитель: к.п.н. Божко Н. В., учитель экологии
1. Введение
Явление радиоактивности было открыто в 1896 году французским ученым Анри Беккерелем. В настоящее время оно широко используется в науке, технике, медицине, промышленности. Радиоактивные элементы естественного происхождения присутствуют повсюду в окружающей человека среде (рис. 1, приложение 1). В больших объемах образуются искусственные радионуклиды, главным образом в качестве побочного продукта на предприятиях оборонной промышленности и атомной энергетики. Попадая в окружающую среду, они оказывают воздействия на живые организмы, в чем и заключается их опасность. Для правильной оценки этой опасности необходимо четкое представление о масштабах загрязнения окружающей среды, о выгодах, которые приносят производства, основным или побочным продуктом которых являются радионуклиды, и потерях, связанных с отказом от этих производств, о реальных механизмах действия радиации, последствиях и существующих мерах защиты [6].
Следует также иметь в виду, что радиация, связанная с нормальным развитием ядерной энергетики, составляет лишь малую долю радиации, порождаемой деятельностью человека. Большие дозы мы получаем от других источников, вызывающих меньше нареканий. Применение рентгеновских лучей в медицине, сжигание угля, использование воздушного транспорта, пребывание в хорошо герметизированных помещениях могут привести к значительному увеличению уровня облучения.
Уровни ионизирующего излучения в окружающей среде, действующего на все живые организмы, в том числе и на человека (рис. 2, приложение 2), не одинаковы на разных территориях и не постоянны во времени. В такой громадной стране, как Россия, всегда можно найти места, многократно различающиеся по радиационному фону. Причинами возникновения в данной местности более высокого уровня радиоактивного излучения могут быть как естественные источники - космическое излучение, радиоактивные элементы, содержащиеся в горных породах, продукты их распада, рассеянные в окружающей среде, так и искусственные радиационное воздействие, связанное с деятельностью атомной промышленности (энергетикой, переработкой радиоактивных материалов, производством ядерного оружия и др.). Наибольшую опасность представляет радиоактивное загрязнение биосферы в результате деятельности человека. В настоящее время радиоактивные элементы достаточно широко используются в различных областях. Халатное отношение к хранению и транспортировке этих элементов приводит к серьезным радиоактивным загрязнениям. Радиоактивное заражение биосферы связано, например, с испытаниями атомного оружия (рис. 3) [5].
Во второй половине нашего столетия начали вводить в эксплуатацию атомные электростанции, ледоколы, подводные лодки с ядерными установками. При нормальной эксплуатации объектов атомной энергии и промышленности загрязнение окружающей среды радиоактивными нуклеидами составляет ничтожно малую долю от естественного фона. Иная ситуация складывается при авариях на атомных объектах.
Так, при взрыве на Чернобыльской атомной станции в окружающую среду было выброшено лишь около 5% ядерного топлива. Но это привело к облучению многих людей, большие территории были загрязнены настолько, что стали опасными для здоровья. Это потребовало переселения тысяч жителей из зараженных районов. Повышение радиации в результате выпадения радиоактивных осадков было отмечено за сотни и тысячи километров от места аварии.
Сейчас в мире все острее встает проблема складирования и хранения радиоактивных отходов военной промышленности и атомных электростанций. С каждым годом они представляют все большую опасность для окружающей среды. Таким образом, использование ядерной энергии поставило перед человечеством новые серьезные проблемы.
В настоящее время опасность для всего живого на Земле представляют радиационные «следы» от взрывов при испытаниях ядерного оружия (Новая Земля, Семипалатинск, Оренбург) и атомных катастроф, происходивших в прошлом (Кыштымская, Карачаевская и Чернобыльская аварии). С территорий, где произошло загрязнение, ветрами поднимается радиоактивная пыль, которая переносится на расстояние многих сотен и тысяч километров. Следы Чернобыля обнаруживаются даже в Антарктиде. Этот процесс переноса радиоактивных веществ по Земле происходит в наши дни, будет продолжаться и в обозримом будущем [1]. Также причиной повышенного уровня радиации в ХМАО являются произведенные на территории пять подземных ядерных взрывов во время нефтяных разведок.
Во всех крупных городах санитарно-эпидемиологические службы (СЭС) проводят радиологический мониторинг, постоянный контроль радиоактивности окружающей среды — воздуха, воды, почв, сельскохозяйственных угодий, а также продуктов питания населения. Однако не все радиационные «следы» могут быть отслежены СЭС — большинство поселков, сел и малых городов, угодий, садовых участков и огородов не обследуются. Кроме того, перенос ветром загрязнений с места выпадений радионуклеидов чаще всего имеет кратковременный характер, а выпадение радиоактивной пыли может происходить и на небольших территориях. Такие события и территории сотрудники СЭС просто физически не в состоянии контролировать. Для контроля радиационной обстановки на конкретной (небольшой) территории в своем поселке, микрорайоне школы, в школьном кабинете необходимо регулярно проводить измерения радиоактивности, школьный радиологический мониторинг.
В данной работе проанализированы результаты мониторинга радиационного фона в помещениях Сайгатинской школы, проводимого в течение 2003 – 2005 гг.
Объект исследования: помещения Сайгатинской школы.
Предмет исследования: уровень радиационного фона в помещениях Сайгатинской школы.
Цель:
Определение уровня и мониторинг радиационного фона в помещениях МБОУ «Сайгатинская СОШ».
Задачи:
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в помещениях школы может быть повышен уровень радиационного фона по ряду причин. Ежегодное измерение уровня радиационного фона и своевременное выявление случаев его превышения позволит предупредить возможность отрицательного влияния на здоровье школьников.
2. Теоретическая часть
2.1. История открытия радиации
Радиация - обобщенное понятие. Оно включает различные виды излучений, часть которых встречается в природе, другие получаются искусственным путем.
Ионизирующие излучения — любые излучения, взаимодействие которых со средой приводит к образованию электрических зарядов разных знаков. Видимый свет и ультрафиолетовое излучение к И. и. не относятся. Об И. и. стало известно после открытия в 1895 г. немецким физиком В. Рентгеном так называемого рентгеновского излучения, а также установления в 1896 г. французским ученым А. Беккерелем явления радиоактивности. Уже в 1899 г. было проведено успешное лечение И. и. злокачественных опухолей, появились первые рентгенограммы облучаемых объектов. Источниками И. и. являются естественные и искусственные радиоактивные вещества, исследованиями которых в 1-й половине XX века занимались супруги Пьер и Мария Кюри. Возможность получения искусственных радиоактивных изотопов появилась после открытия Ф. Жолио-Кюри и И. Жолио-Кюри (1934) искусственной радиоактивности. Космическое излучение также является ионизирующим и постоянно воздействует на растительный и животный мир Земли. Земная атмосфера поглощает значительную часть этого излучения и таким образом защищает обитателей Земли от его вредного воздействия.
Различают непосредственно ионизирующие и косвенно ионизирующие излучения. К первым относятся излучения заряженных частиц (альфа-, бета- и др.), которые, попадая в облучаемую среду, сами ионизируют ее атомы и молекулы. Косвенно ионизирующие излучения (рентгеновское, гамма-, нейтронное и др.) — это электромагнитные излучения и излучения нейтральных частиц, которые не производят сами ионизацию. При попадании в среду они взаимодействуют с атомом (атомным ядром или электронами его оболочки), передают энергию электрону (так называемому вторичному электрону) или атомному ядру (так называемому ядру отдачи). В дальнейшем ионизацию производят вторичный электрон или ядро отдачи.
Все И. и. разделяют на фотонные и корпускулярные. Фотонным является электромагнитное косвенно ионизирующее излучение. К нему относятся гамма-излучение, испускаемое ядрами атомов радиоактивных изотопов, а также излучения, испускаемые при торможении заряженных частиц в электронной оболочке атома (характеристическое) или в поле атомного ядра (тормозное). Тормозное и характеристическое И. и. в определенном энергетическом диапазоне (от единиц кэв до десятков Мэв) принято называть рентгеновским [2].
Корпускулярным излучением называют ионизирующее излучение, состоящее из частиц, масса покоя которых не равна нулю. К таким частицам относятся альфа-, бета- частицы, протоны, нейтроны и др.
Основное свойство И. и.— способность проникать через облучаемые среды, которая характеризуется длиной свободного пробега частицы или фотона в среде. Наибольшей проникающей способностью обладают косвенно ионизирующие излучения. Непосредственно ионизирующие излучения при попадании в среду быстро теряют свою энергию на ионизацию, поэтому у них сравнительно небольшая длина пути свободного пробега. Чем больше заряд и масса частиц, тем меньше путь их свободного пробега при одинаковых энергиях. За счет ионизации облучаемых биологических объектов в них происходят изменения, характер которых зависит от вида излучения, длительности и количества радиационного воздействия.
2.2. Радиоактивность в биосфере
Радиоактивные загрязнения имеют существенное отличие от других. Радиоактивные нуклеиды — это ядра нестабильных химических элементов, испускающие заряженные частицы и коротковолновые электромагнитные излучения. Именно эти частицы и излучения, попадая в организм человека, разрушают клетки, вследствие чего могут возникнуть различные болезни, в том числе и лучевая.
В биосфере повсюду действуют естественные источники радиоактивности. И человек, как и все живые организмы, всегда подвергался естественному облучению. Внешнее облучение происходит за счет излучения космического происхождения и радиоактивных нуклеидов, находящихся в окружающей среде. Внутреннее облучение создается радиоактивными элементами, попадающими в организм человека с воздухом, водой и пищей (рис.1).
Для количественной характеристики воздействия излучения на человека используют единицу - биологический эквивалент рентгена (бэр) или зиверт (Зв) (1 Зв = 100 бэр).
В результате внутреннего и внешнего облучения человек в течение года в среднем получает дозу 0,1 бэр и, следовательно, за всю свою жизнь около 7 бэр. В этих дозах облучение не приносит вреда человеку. Но если суммарная доза внешнего и внутреннего облучения превышает определенный предел, то это вызывает различные изменения в организме, что может привести к болезням и даже смерти человека. Вот почему каждый человек должен знать допустимые дозы радиоактивного облучения (рис. 2, приложение 2).
Наибольшую опасность представляет радиоактивное загрязнение биосферы в результате деятельности человека. В настоящее время радиоактивные элементы достаточно широко используются в различных областях. Халатное отношение к хранению и транспортировке этих элементов приводит к серьезным радиоактивным загрязнениям. Радиоактивное заражение биосферы связано, например, с испытаниями атомного оружия (рис. 3, приложение 3).
Во второй половине нашего столетия начали вводить в эксплуатацию атомные электростанции, ледоколы, подводные лодки с ядерными установками. При нормальной эксплуатации объектов атомной энергии и промышленности загрязнение окружающей среды радиоактивными нуклеидами составляет ничтожно малую долю от естественного фона. Иная ситуация складывается при авариях на атомных объектах.
Так, при взрыве на Чернобыльской атомной станции в окружающую среду было выброшено лишь около 5% ядерного топлива. Но это привело к облучению многих людей, большие территории были загрязнены настолько, что стали опасными для здоровья. Это потребовало переселения тысяч жителей из зараженных районов. Повышение радиации в результате выпадения радиоактивных осадков было отмечено за сотни и тысячи километров от места аварии.
В настоящее время все острее встает проблема складирования и хранения радиоактивных отходов военной промышленности и атомных электростанций. С каждым годом они представляют все большую опасность для окружающей среды. Таким образом, использование ядерной энергии поставило перед человечеством новые серьезные проблемы.
Атомы одного химического элемента, ядра которого содержат разное число нейтронов, называются изотопами. Некоторые изотопы радиоактивны, другие — нет. Например, существует несколько изотопов кислорода, углерода. Радиоактивные изотопы нестабильны и при распаде превращаются в другие изотопы, испуская при этом излучение. Каждый радиоактивный изотоп характеризуется атомной массой и скоростью распада. Эту скорость принято оценивать периодом полураспада — величиной, постоянной для данного изотопа (внешние факторы не влияют на скорость разрушения). Период полураспада радиоактивных изотопов разных химических элементов варьируется от нескольких секунд до многих лет. Радиоактивные изотопы, за исключением крайне «короткоживущих», представляют значительный интерес с точки зрения экологии. Проникающая сила излучения зависит от его энергии. Большинство экологически значимых радиоактивных изотопов обладают энергиями от 0,16 • 10~13 до 0,8 • 10~12 Дж. Чем выше энергия, тем больше, в пределах данного типа излучения, потенциальный ущерб для биологического материала. Но, с другой стороны, изотопы с высокой энергией легче обнаруживаются в очень небольших количествах. Поэтому они более удобны в качестве «меток», или индикаторов.
Природные лучевые нагрузки на человека, особенно те, которые обусловлены внешним γ - излучением, связаны с радиационным фоном строений, который определяется тремя составляющими: вторичным космическим излучением, γ - излучением строительных материалов и радиоактивностью аэрозолей. Доза вторичного космического излучения находится в прямой зависимости от географического положения данного пункта и типа строения.
Фон континентальных районов в основном формируется γ-излучением радионуклеидов, рассеянных в окружающей среде, почве и почвообразующих горных породах. Содержание радиоактивных веществ в почве определяет и интенсивность их накопления в тканях растительных и животных организмов, составляющих сложные трофические цепи. Радиационный фонд ландшафта умеренного климатического пояса зависит от геохимических особенностей подстилающих горных пород [2].
2.3. Естественные источники радиации
Избежать облучения ионизирующим излучением невозможно. Жизнь на Земле возникла и продолжает развиваться в условиях постоянного облучения. Радиационный фон Земли складывается из трех компонентов:
- космическое излучение;
- излучение от рассеянных в земной коре, воздухе и других объектах внешней среды природных радионуклеидов;
- излучение от искусственных (техногенных) радионуклеидов.
Облучение по критерию месторасположения источников излучения делится на внешнее и внутреннее. Внешнее облучение обусловлено источниками, расположенными вне тела человека. Источниками внешнего облучения являются космическое излучение и наземные источники. Источником внутреннего облучения являются радионуклеиды, находящиеся в организме человека [9].
2.4. Внутренние источники радиации
Внутреннее облучение бионтов формируется радионуклеидами, накапливающимися в их тканях в процессе поглощения питательных веществ из окружающей среды. Количество этих радионуклеидов в организме, как правило, не превышает определенного уровня. У растений это достигается благодаря тому, что поступающие с питательными веществами радиоактивные изотопы в основном откладываются в растущих органах и частях, у животных — благодаря установлению подвижного равновесия между их поступлением и выделением [9].
2.5. Искусственные источники загрязнения
За последние несколько десятилетий в жизнь человека вошли искусственные (техногенные) источники радиации:
2.6. Последствия облучения для здоровья человека
Наступление тех или иных патологических последствий зависит главным образом от величины полученной дозы (табл. 2 [приложение 4], рис. 2).
Обычный средний уровень доз, зависящий от излучения, обусловленного техногенными причинами, складывается следующим образом:
• облучение при использовании ионизирующей радиации в медицинских целях - 25 мбэр/год (флюорография 10~2 мбэр/год);
• облучение в результате выпадения радиоактивных осадков после ядерных испытаний, аварий - 7 мбэр/год;
• облучение от потребительских товаров и электронных устройств, создающих ионизирующую радиацию (телевизионный экран 10-2 мбэр/год, светящийся циферблат часов 10-3 мбэр/год) – 2Мбэр/год.
Общий итог составляет около 35 мбэр/год, что не превышает 1/3-1/5 природного уровня радиации.
Санитарные нормы И. и. составляют 0,20 мкЗв для жилых помещений.
Ионизирующее излучение используют в медицине при диагностике болезней (рентгеновское излучение, радиоизотопная диагностика) и лечении больных (лучевая терапия).
Радиоактивные частицы могут оказать вредное влияние на здоровье изнутри (см. приложение 1), при употреблении зараженных продуктов питания. Чтобы этого не случилось, надо своевременно проверять радиационный фон этих продуктов.
В органах и тканях биологических объектов, как и в любой среде при облучении в результате поглощения энергии идут процессы ионизации и возбуждения атомов. Эти процессы лежат в основе биологического действия излучений. Его мерой служит количество поглощенной в организме энергии.
В реакции организма на облучение можно выделить четыре фазы. Длительность первых трех быстрых фаз не превышает единиц микросекунд, в течение которых происходят различные молекулярные изменения. В четвертой медленной фазе эти изменения переходят в функциональные и структурные нарушения в клетках, органах и организме в целом.
Первая, физическая фаза ионизации и возбуждения атомов длится 10-13 сек. Во второй, химико-физической фазе, протекающей 10-10 сек., образуются высокоактивные в химическом отношении радикалы, которые, взаимодействуя с различными соединениями, дают начало вторичным радикалам, имеющим значительно большие по сравнению с первичными сроки жизни. В третьей, химической фазе, длящейся 10-6 сек., образовавшиеся радикалы вступают в реакции с органическими молекулами клеток, что приводит к изменению биологических свойств молекул.
Описанные процессы первых трех фаз являются первичными и определяют дальнейшее развитие лучевого поражения. В следующей за ними четвертой, биологической фазе химические изменения молекул преобразуются в клеточные изменения. Наиболее чувствительным к облучению является ядро клетки, а наибольшие последствия вызывает повреждение ДНК, содержащей наследственную информацию. В результате облучения в зависимости от величины поглощенной дозы клетка гибнет или становится неполноценной в функциональном отношении. Время протекания четвертой фазы очень различно и в зависимости от условий может растянуться на годы или даже на всю жизнь [6].
3. Практическая часть
3.1. Устройство и работа дозиметра-радиометра «ЭКО – 1М»
Дозиметр-радиометр включает в себя следующие основные устройства:
• детектор излучения;
• блок обработки измерительной информации на основе микроконтроллера;
• жидкокристаллический дисплей.
Принцип действия дозиметров-радиометров ЭКО-1 и ЭКО-1М. основан на преобразовании детектором потока фотонного и бета-излучения в импульсную последовательность электрических сигналов, частота следования которых (скорость счета) после соответствующей обработки преобразуется в результат измерения, выводимый на ЖК-дисплей.
Конструктивно все узлы дозиметров-радиометров ЭКО-1 и ЭКО-1М размещены в корпусе из ударопрочного полистирола, на который надевается корректирующий фильтр. На фильтре нанесена метка, указывающая на эффективный центр детектора, относительно которого проводится градуировка и поверка дозиметра-радиометра (рис.5, приложение 5).
Конструкция дозиметра радиометра ЭКО-1М предусматривает размещение детектора как внутри корпуса прибора, так и в отдельном корпусе (внешний детектор), установленного на дистанционной штанге и соединенного кабелем-удлинителем с разъемом на корпусе прибора.
На лицевой панели дозиметра-радиометра расположены ЖК-дисплей и пленочная клавиатура с кнопками - «ВКЛ/ОТКЛ», «ЗВУКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ», «РЕЖИМ».
Кнопка «РЕЖИМ» предназначена для выбора режима работы.
Кнопка «ВКЛ/ОТКЛ» предназначена для включения (выключения) питания прибора.
Кнопка «ЗВУКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ» предназначена для включения (выключения) звуковой сигнализации и освещения ЖК-дисплея в дозиметре-радиометре «ЭКО-1М».
Питание дозиметра-радиометра осуществляется от аккумуляторов, размещенных внутри прибора, или от сетевого адаптера (рис. 6). При работе прибора от сетевого адаптера переключатель "3-Р" устанавливается в положение "Р". Конструкция дозиметра-радио метра предусматривает контроль за состоянием аккумуляторов и обеспечивает их заряд без извлечения из прибора.
Управление дозиметром-радиометром «ЭКО-IM» осуществляется при помощи системы меню, текст которых выводится на ЖК-дисплей.
При использовании внешнего детектора в дозиметре-радиометре ЭКО-1М питание внутреннего детектора отключается.
Выбор строки меню осуществляется переводом курсора (знак «>» ) в эту строку кратковременными (не более 1 с ) нажатиями кнопки "РЕЖИМ" и последующим длительным (более 2 с или до появления звукового сигнала) нажатием этой же кнопки.
Для измерения прибором «ЭКО-1М» радиационного фона (мкЗв) необходимы следующие последовательные действия:
Для измерения прибором «РКСБ - 104» радиационного фона (мкЗв) необходимы следующие последовательные действия:
Погрешность приборов составляет 0,005 мкЗв.
3.2. Эмпирическая база исследований
Исследования проводились на базе Сайгатинской СОШ (д. Сайгатина, Сургутский р-н) в 2003-2005 гг.
Сайгатинская СОШ была построена в 1988 г. Она расположена в центре д. Сайгатина по адресу: ул. Центральная, 24. Школа представляет собой двухэтажное здание с подвалом, железобетонными перекрытиями, центральным отоплением, водоснабжением и канализацией. Центральный вход смотрит в северную сторону (см. приложение 6).
Площадь помещений составляет 1400 м2. В школе 10 классных комнат, окна которых выходят на юг. Также в школе размещены библиотека, спортзал, актовый зал, методические кабинеты (3), буфет, гардероб, туалеты (4).
Для измерения радиационного фона в помещении школы были использованы такие приборы как «ЭКО – 1М» и «РКСБ - 104».
Измерения радиационного фона в помещениях школы проводились по методу конверта (см. приложение 7), кроме коридоров и маленьких комнат: буфет, гардероб. Радиационный уровень определялся во всех углах и в центре помещения утром (перед первой сменой в 08:00), днем (во время пересменки в 13:15) и вечером (после второй смены в 18:00). В каждой точке проводилось три измерения. Полученные данные и средние их значения заносились в сводные таблицы (см. приложение 8-9).
Результаты измерений уровня радиационного фона, произведенные в 2003 – 2004 гг. занесены в сводные таблицы (см. приложение 9).
3.4. Сопоставление и анализ результатов мониторинга радиационного фона в помещении Сайгатинской школы в 2003 - 2005 гг.
Сводная таблица (мкЗв) | |||||||
2003-2004 гг. | 2004-2005 гг. | 2005-2006 гг. | Средние значения | ||||
Место измерения (№каб.) | Общий показатель | Место измерения | Общий показатель | Место измерения | Общий показатель | Место измерения | Общий показатель |
2 | 0,12 | 2 | 0,13 | 2 | 0,16 | 2 | 0,14 |
4 | 0,11 | 4 | 0,13 | 4 | 0,16 | 4 | 0,13 |
5 | 0,12 | 5 | 0,13 | 5 | 0,15 | 5 | 0,13 |
6 | 0,12 | 6 | 0,12 | 6 | 0,15 | 6 | 0,13 |
рекреация 1 | 0,12 | рекреация 1 | 0,13 | рекреация 1 | 0,16 | рекреация 1 | 0,14 |
туалет 1 | 0,22 | туалет 1 | 0,22 | туалет 1 | 0,23 | туалет 1 | 0,22 |
11 | 0,13 | 11 | 0,12 | 11 | 0,16 | 11 | 0,14 |
12 | 0,12 | 12 | 0,13 | 12 | 0,18 | 12 | 0,14 |
13 | 0,12 | 13 | 0,13 | 13 | 0,17 | 13 | 0,14 |
14 | 0,13 | 14 | 0,14 | 14 | 0,14 | 14 | 0,14 |
15 | 0,12 | 15 | 0,12 | 15 | 0,16 | 15 | 0,13 |
16 | 0,11 | 16 | 0,12 | 16 | 0,14 | 16 | 0,12 |
Буфет | 0,12 | буфет | 0,12 | буфет | 0,15 | буфет | 0,13 |
рекреация 2 | 0,12 | рекреация 2 | 0,13 | рекреация 2 | 0,17 | рекреация 2 | 0,14 |
туалет 2 | 0,22 | туалет 2 | 0,22 | туалет 2 | 0,23 | туалет 2 | 0,22 |
Среднее арифм значение | 0,13 | Среднее арифм значение | 0,14 | Среднее арифм значение | 0,16 | Среднее арифм значение | 0,146 |
При сопоставлении результатов измерений уровня радиационного фона, проведенных в 2003 – 2005 гг., были выявлены следующие закономерности (см. диаграмму):
- средние значения уровня радиационного фона в помещениях школы, измеренные в 2003-2004 гг., отличаются очень мало;
- практически во всех помещениях значения уровня радиационного фона не превышают предельно допустимого (0,20 мкЗв);
- исключения составляли помещения туалетов 1 и 2 этажа, где уровень радиационного фона достигал 0,22 мкЗв;
- среднее значение уровня радиационного фона в помещениях школы составило 0,13 мкЗв (2003г.) - 0,14 мкЗв (2004г.);
- значения уровня радиационного фона, измеренные в 2005 г., оказались несколько выше, чем в 2003-2004 гг. (см. диаграмму);
- превышение предельно допустимого значения по-прежнему наблюдалось в помещениях туалетов, но в 2005 г. достигало 0,28 мкЗв (точечное разовое измерение);
- в 2005 г. превышение предельно допустимого значения уровня радиационного фона было зафиксировано в кабинете организаторов, смежных с туалетной комнатой (2 этаж);
- среднее значение уровня радиационного фона в помещениях школы составило 0,16 мкЗв (2005г.).
Для статистической обработки результатов исследования была использована программа Microsoft Excel. Все данные заносились в таблицы и по формулам высчитывались различные параметры:
- количество измерений (= 891)
- максимальное значение радиационного фона было зафиксировано в туалете на 2 этаже (=0,28 мкЗв, см. приложение 8)
- минимальное значение радиационного фона было зафиксировано в 16 кабинете (=0,04 мкЗв см приложение 8)
- частотное ранжирование (см. приложение 10)
- среднее арифметическое значение использовалось во всех сводных таблицах (см. приложение 11)
- корреляция результатов от времени измерения (см. приложение 12).
4. Выводы
6. Результаты и выводы исследования были доведены до сведения администрации школы (см. приложение 13). Состоялась встреча членов СООС с директором школы и обсуждение данного вопроса. Предполагается проведение специализированной экспертизы по соблюдению норм СанПин и принятие соответствующих мер.
Перспективой данной работы является продолжение мониторинга, проведения измерений рационного фона в помещениях и на территории школы в летний период.
Список используемой литературы:
Просто так
Лиса Лариска и белка Ленка
Ручей и камень
Девчата
Этот древний-древний-древний мир!