В последнее время особенно модными и популярными стали книги о вампирах С. Майер из так называемой «Сумеречной саги». Прочитав их и посмотрев фильмы, я заинтересовалась более ранними произведениями на эту тему. Меня волновал один вопрос: почему и сейчас, и век назад тема «вампиризма» так интересует и подрастающее поколение, и взрослых, которые, может быть, не столько читают книги о вампирах, сколько смотрят фильмы данной тематики, такие как «Сверхъестественное», «Ван Хельсинг», «Интервью с вампиром» и многие другие. Более того, я поняла, что в современных литературных произведениях вампиры совсем не такие, какими их изображали до появления «Сумерек».
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 425.5 КБ |
prezentatsiya.ppt | 2.21 МБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 г. Тамбова
Эволюция образа вампира в литературе и кино
научно-исследовательская работа
Выполнила: Ермакова Яна Павловна
ученица 9А класса
Научный руководитель: Рязанова Елена Анатольевна
к.п.н., учитель английского языка
г. Тамбов, Защитная 1А
2014
Содержание
Введение
Глава 1. Предпосылки для создания образа вампира……………..…6
1.1. Хищный мир флоры и фауны…………………………………..6
1.2. Медицинский аспект………………………………………….8
1.3. Вампиризм в фольклоре………………………………...13
Выводы по первой главе………………………………….19
Глава 2. Эволюция образа вампира в литературе и кино 18-21вв….23
2.1. Образ вампира в 18 веке………………………………………..23
2.2. Образ вампира в 19 веке…………………………………….28
2.3. Образ вампира в 20 веке…………………………………31
2.4. Образ вампира в 21 веке……………………………...36
2.5. Анализ причин популярности образа вампира....39
Выводы по второй главе……………………………43
Заключение
Список литературы
Введение
В последнее время особенно модными и популярными стали книги о вампирах С. Майер из так называемой «Сумеречной саги». Прочитав их и посмотрев фильмы, я заинтересовалась более ранними произведениями на эту тему. Меня волновал один вопрос: почему и сейчас, и век назад тема «вампиризма» так интересует и подрастающее поколение, и взрослых, которые, может быть, не столько читают книги о вампирах, сколько смотрят фильмы данной тематики, такие как «Сверхъестественное», «Ван Хельсинг», «Интервью с вампиром» и многие другие. Более того, я поняла, что в современных литературных произведениях вампиры совсем не такие, какими их изображали до появления «Сумерек».
Актуальность данного исследования заключается в том, что обращение к истории литературы и истории интерпретации данной темы поможет объяснить причины популярности образа вампира.
Проблема исследования заключается в вопросе о том, почему в литературе встречаются совершенно противоположные по изображению образы вампиров.
Объектом исследования является история литературы и кино 18-21 вв.
Предметом исследования выступает образ вампира.
Цель исследования заключается в попытке выяснить, как менялся образ вампира на протяжении развития литературы и кинематографа 18-21 вв.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить историю возникновения и этапы развития образа вампира в мировой литературе и кино;
-установить тенденции развития образа вампира;
-объяснить причины устойчивости интереса читателей к произведениям «вампирской» тематики.
Гипотеза исследования состоит в том, что все трансформации образа вампира в истории литературы и кино имеют определенную направленность.
Для реализации поставленных цели и задач, в работе использовались следующие методы:
1. Теоретические:
-анализ и синтез (на этапе изучения литературы и кинематографа по данному вопросу);
-абстрагирование (на этапе формулировки выводов из изученного материала);
2. Эмпирические:
-сравнение (на этапе осмысления изученного материала)
Исследование проводилось в два этапа:
1.Технологический (анализ литературы по теме, подборка материала для анализа);
2.Аналитический (сопоставление изученных материалов, выводы и определение путей, причин трансформации темы «вампиризма» в истории литературы, особенностей развития цивилизации, которые в этом проявились, выявление причин популярности данного образа при помощи опроса учащихся МАОУ СОШ №24)
Практическая ценность исследования заключается в попытке систематизировать разбросанный по разным источникам материал, рассмотреть образ вампира, объяснить причины бытования и популярности произведений «вампирской» тематики. Данная научно-исследовательская работа может быть использована в качестве справочной статьи по истории литературы и кинематографа.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается проблема исследования, ее актуальность, формируется методологический аппарат исследования. В первой главе рассматриваются предпосылки для создания образа вампира.
Во второй главе анализируются эволюция образа вампира в литературе и кино 18-21 вв. и причины популярности данного образа.
В заключении формируются основные выводы исследования.
Список литературы включает 23 источника.
Глава 1. Предпосылки для создания образа вампира
1.1. Хищный мир флоры и фауны
В зоологии термин «вампиризм» используется по отношению к пиявкам, летучим мышам-вампирам, и другим организмам, которые питаются телесной жидкостью других существ. Клещи, блохи, вши, комары, клопы и оводы - все паразитируют за счет млекопитающих.
Рассмотрим наиболее популярных представителей вампиров в окружающем нас мире:
1) Пиявки питаются кровью позвоночных, моллюсков, червей и т. д., встречаются также виды-хищники, питающиеся не кровью, а заглатывающие добычу целиком [23].
2) Вампировые летучие мыши - подсемейство млекопитающих семейства листоносых летучих мышей, питающихся кровью. На конце носа у вампировых находятся специализированные инфракрасные рецепторы, позволяющие им отыскивать теплокровную добычу. Верхние резцы очень большие, с острыми режущими краями, способными рассекать кожу жертвы. Днём находят себе убежища в тёмных местах — пещерах, дуплах деревьев, строениях, старых колодцах. Активность начинается с наступлением темноты и достигает максимума к полуночи [21].
3) Клещи́ — подкласс членистоногих из класса паукообразных. Самая многочисленная группа в классе: в настоящее время описано свыше 48 тысяч видов. Такого расцвета клещи достигли в связи с тем, что в своем историческом развитии они приобрели микроскопически мелкие размеры, что позволило им освоить верхние слои почвы [4].
4) Блохи — отряд кровососущих насекомых, являющихся переносчиками различных возбудителей болезней человека и животных. Блохи обладают ротовым аппаратом, предназначенным для прокалывания покровов хозяина и насасывания крови [2].
5) Вши— подотряд эктопаразитов, отряда пухоедовых. Ротовой колюще-сосущий аппарат представлен двумя колющими иглами и хоботком. Слюна препятствует свёртыванию крови [3].
6) Клопы́ — подотряд насекомых из отряда полужесткокрылых, насчитывает около 40 тыс. видов из более 50 семейств. У большинства клопов имеются пахучие железы, отверстия которых располагаются между первой и второй парой ног. Ротовой аппарат колюще-сосущего типа. Есть хищники, паразиты-гематофаги и растительноядные виды [5].
7) Слепни - крупные мухи, с мясистым хоботком, внутри которого заключены твёрдые и острые колющие и режущие стилеты; Наибольшее количество слепней, встречается на заболоченных участках. Питание двойственно: самки большинства видов слепней пьют кровь теплокровных животных: млекопитающих и птиц; в то же время самцы всех без исключения видов слепней питаются нектаром цветковых растений [23].
8) Насекомоя́дные расте́ния (используются также термины хи́щные растения и плотоя́дные растения) — собирательное название около 630 видов растений из 19 семейств, которые приспособились к ловле и перевариванию небольших животных, в основном насекомых [1]. Наиболее распространенные виды – библис гигантский (ловит не только насекомых, но и лягушек и улиток), непентес, росянка, альдрованда (водяное растение).
1.2. Медицинский аспект
Специалисты утверждают, что люди с клыками и когтями, избегающие солнечного света, оказывается, существуют на самом деле. Только они вовсе не преступники, а, наоборот, – жертвы страшной болезни под названием «порфирия».
Интересная бледность, загадочный блеск печальных глаз, таинственный облик – таков облик сегодняшнего киношного вампира. В реальности упыри и вурдалаки представлялись людям куда менее симпатичными. Недаром их в течение многих веков истребляли почем зря. Причем вовсе не осиновыми колами и серебряными пулями, как предписывают легенды, а самым что ни есть обычным способом: их вешали или сжигали на костре. Только за одно столетие, начиная с 1520 года, в одной лишь Франции казнили более 30 тысяч человек.
Современные ученые считают, что в охоте на вурдалаков пострадали, как это часто бывает, люди невиновные. Хотя повод у преследователей все-таки был. Нет, те, кого обвиняли в вампиризме, не пили чужую кровь и не оборачивались по ночам дикими зверями, но выглядели они – ужасно, и образ жизни вели подозрительный.
Медики полагают, что люди, несправедливо обвиненные в вампиризме, на самом деле страдали редким генетическим заболеванием крови, называемым «порфирия».
Порфири́я или порфириновая болезнь — почти всегда наследственное нарушение пигментного обмена с повышенным содержанием порфиринов в крови и тканях и усиленным их выделением с мочой и калом, на фоне нервно-психического расстройства.
Считается, что распространению этой болезни способствовали браки между близкими родственниками. Недуг не обошел стороной и королевские фамилии. Например, историк Эндрю Уилсон в своей книге «Викторианцы» упоминает о наследственной порфирии, свирепствовавшей в британской королевской семье, и утверждает, что именно эта болезнь лишила разума деда королевы Виктории Георга III [12].
Королева Виктория широко известна как носитель гена гемофилии; по-видимому, эта мутация произошла в её генотипе, поскольку в семьях её родителей гемофилики не зарегистрированы.
Гемофи́лия— наследственное заболевание, связанное с нарушением свертывания крови; при этом заболевании возникают кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы. Возрастает опасность гибели пациента от кровоизлияния в мозг даже при незначительной травме. Обычно болезнью страдают мужчины, женщины же обычно выступают как носительницы гемофилии [15].
Из её детей один сын (Леопольд) сам страдал гемофилией, передав её через дочь также своему внуку Рупрехту Атлонскому, а по крайней мере две дочери (Алиса и Беатриса) были носительницами гена гемофилии, которой страдали некоторые их потомки мужского пола (цесаревич Алексей Николаевич, сын Алисы Гессенской Фридрих, два испанских инфанта, внуки Беатрисы и др.).
Сегодня ученые знают точно, что именно делает людей похожими на вампиров. При порфирии нарушается воспроизводство гема – небелковой части гемоглобина, что в свою очередь приводит к избыточному накоплению в организме токсических веществ – порфиринов, обладающих способностью разъедать ткани и связывать в организме металлы, прежде всего железо и магний. Избыток порфиринов оказывает токсическое воздействие на весь организм.
При запущенной форме порфирии кожа вокруг губ и десен у больных высыхает, отчего резцы обнажаются до десен, создавая впечатление оскала. К тому же на самих зубах откладывается особое вещество порфирин, которое окрашивает улыбку (а вернее, оскал) человека в красновато-бурый цвет. Кожа на лице и теле таких людей истончается и от воздействия солнечного света лопается, покрываясь шрамами и язвами, становится коричневого цвета. Она начинает гнить, издавая тошнотворный запах. Болезнь повреждает еще и хрящи, а также те органы, из которых они состоят (прежде всего, это нос и уши). Пальцы становятся скрюченными. Деформируются ногти, которые выглядят, как когти хищника. Солнечный свет доставляет бедолагам наиболее тяжкие мучения, ведь именно под воздействием ультрафиолета начинается распад гемоглобина. Поэтому днем люди, страдающие порфирией, стараются на улице не появляться, а активность проявляют только в сумерки, ближе к ночи. То ли от испытываемых мучений, то ли от внутренних процессов, происходящих в организме, эти люди страдают еще и нервно-психическими расстройствами и неадекватным, в том числе, агрессивным поведением. Облегчить страдания таких больных только одно – чужая кровь. Поэтому пораженный человек зачастую начинает есть сырое мясо, высасывая из него влагу…
Вид больных порфирией, вероятно, и положил начало легенде о вампирах-кровососах. Для довершения картины больные порфирией не могли есть чеснок, поскольку сульфоновая кислота, содержащаяся в чесноке, усиливает повреждения подкожных тканей. Это страшное заболевание могло быть вызвано и искусственным путем, при помощи некоторых ядов.
Что бы картина проблемы порфирии была полной, остановимся на особенностях умершего тела. Когда гроб подозреваемого в вампиризме вскрывали, иногда обнаруживалось, что труп выглядел необычным образом. Это часто воспринималось как доказательство вампиризма. Однако трупы разлагаются с разной скоростью, в зависимости от температуры и состава почвы. Это приводило охотников за вампирами к ложному выводу, что мёртвое тело не разлагалось вовсе. Трупы распухают из-за того, что газы от разложения собираются в туловище, и кровь пытается покинуть тело. Это придаёт телу «пухлый», «откормленный» и «румяный» вид. Следует отметить, что фольклорные записи почти всегда отмечают, что подозреваемый в вампиризме имеет румяную или тёмную кожу. Потемнение кожи также вызывается разложением.
У разлагающегося трупа можно увидеть кровь, текущую изо рта и носа, что может создать впечатление, будто труп — это вампир, недавно пивший кровь. Если вбить в тело кол, то тело может начать кровоточить, а накопившиеся газы начнут покидать тело. Может послышаться стон, когда газы начнут проходить мимо голосовых связок. После смерти кожа и дёсны теряют жидкость и сжимаются, обнажая часть волос, ногтей и зубов, даже тех, которые были скрыты в челюсти. Это создаёт иллюзию того, что волосы, ногти и зубы отросли. На определённой стадии ногти отпадают, кожа сходит - появившаяся кожа и ногти воспринимаются как «новая кожа» и «новые ногти». Наконец, при разложении тело начинает двигаться и искривляться, добавляя иллюзию того, что труп двигался.
Подводя итог под медицинским аспектом феномена вампиризма, хочется вспомнить о двоих детях британской семьи Каллен (рис.1). Они внешне похожи на вампиров, разве что они не пьют кровь и не умеют летать. У 13-летнего Саймона и 11-летнего Джорджа Каллена из графства Саффолк острые, как клыки, зубы и повышенная светочувствительность. Мальчики страдают редким генетическим заболеванием - врожденной эктодермальной гипогидротической дисплазией. Подобная болезнь встречается лишь у 7 тысяч людей во всем мире, она представляет собой смесь аномалий развития кожи, дистрофии зубов, рахита, конъюнктивита и других дефектов.
Братья Каллен вынуждены прятаться от солнца, поскольку из-за неработающих потовых желез могут перегреться и умереть. Перед тем, как выйти на улицу, они покрывают кожу толстым слоем солнцезащитного крема, одевают шляпы и темные очки. Также у них никогда не вырастет полный набор зубов. Но, тем не менее, они могут жить нормально - только нужно соблюдать некоторые меры предосторожности. Сами мальчики говорят, что главная их проблема - отношения с окружающими, ведь сверстники часто смеются над ними.
Первые отклонения в развитии Саймона родители заметили через несколько часов после рождения. Его температура тела резко упала. Тогда медсестра поместила младенца под специальную лампу, чтобы согреть. Однако после нескольких минут на коже мальчика, на руках и вокруг глаз начали образовываться пузырьки от ожогов. Во время второй беременности медики предупредили Мэнди Каллен, что ребенок снова может родиться с HED. Так и получилось.
1.3. Вампиризм в фольклоре
Рассказы о мертвецах, проливающих кровь, найдены почти во всех культурах по всему миру, включая самые древние. Вампироподобные духи, называемые Лилу, упоминаются в ранней вавилонской демонологии, а кровососущие акшары — в ещё более ранней шумерской мифологии. Эти демонессы скитались в темноте, охотясь и убивая новорождённых младенцев и беременных женщин.
Южно-славянские поверья связывают волколака с упырём (вампиром). По их поверьям волколак наводит голод, высасывает кровь из людей и собак; иной раз принимает образ красивого парня и заставляет молодую вдову вступить с ним в брачную связь, и плодом этой связи являются дети, у которых, обыкновенно, не бывает костей. Каждый человек, находившийся при жизни в дружеских отношениях с ведьмами, или злыми, и умерший без покаяния, делается после смерти волколаком. В волколака можно превратится, когда через покойника, в то время как он лежит на столе, перебежит кошка, собака или курица. В волколака превращаются также дети, рождающиеся от брачной связи волколака с женщиной. Ночью является к ним злой дух с волчьей шкурой и приказывает её надеть; после этого они начинают по ночам рыскать волками, а с рассветом, сняв с себя волчью шкуру, снова принимают человеческий образ. Он обыкновенно хитёр, мощен, безобразен, умирает он мгновенно. Народная фантазия яркими красками рисует образ волколака: желтоватое, изрытое глубокими морщинами лицо; всклоченные, стоящие дыбом волосы; красные, налитые кровью глаза; покрытые кровью до локтей руки; железные зубы — чёрные как смоль; голубоватые усы и отвисшая кожа на теле — вот внешний вид волколака. Но когда ночью покидает он тёмную могилу, он или превращается в летучую мышь, или же принимает человеческий образ, сохранивши только свои железные зубы. Впрочем, после первого петуха он спешит возвратиться к себе в могилу. Чтобы избавиться от посещений волколака, его нужно убить в собственной могиле колом из боярышника [11].
Литература, основанная на румынском фольклоре, выделяет два типа вампиров – морои и стригои. Морои являются живыми вампирами, а стригои — вампирами, восставшими из мёртвых. Хотя в румынском фольклоре это различие не всегда соблюдено. Мороем могут называть и простого призрака.
Штрига— персонаж карпато-балканской демонологии, совпадающий по основным признакам с ведьмой. Штрига была вампироподобным существом, известным в Албании. Она была подобна стригону — ведьме, живущей среди южных славян, особенно в Словении, стригою — в Румынии и въештице — в Черногории. Хотя Албания и не славянская страна, албанская мифология хитро переплелась с мифологией славянских соседей. Слово «стригия», которое имеет латинское происхождение и означает в оригинале «кричащая сова», относилось к летающему демону, нападающему по ночам. Существуют различные типы стригоев. Живые Стригои — это живые ведьмы, которые становятся вампирами после смерти. Ночью они могут посылать свои души на встречи с другими ведьмами или со стригоями, которые являются ожившими телами, возвращающимися, чтобы пить кровь членов своей семьи, домашнего скота и соседей. Другие виды вампиров в румынском фольклоре включают мороев и приколичей [9].
Даханавар — в древнеармянской мифологии вампир, который проживает в горах Ултиш Альто-тэм. Он прославился тем, что никогда не убивал жителей, которые жили на его землях [там же].
Хромающий труп — аналог вампира в китайской традиции; однако он питается жизненной эссенцией жертвы, а не кровью [там же].
Вета́лы — в индийской мифологии вампироподобные злые духи, которые могут вселятся в мертвецов и заставлять их действовать как живые люди. Входят в свиту бога Шивы. В Индии рассказы о веталах, вампироподобных созданиях, которые вселяются в трупы, были распространены в санскритской новеллистике [там же].
Вурдалак обозначает у славян оборотня. Этот неологизм получил широкое распространение также благодаря раннему рассказу А.К. Толстого на французском языке «La famille du vourdalak» («Семья вурдалака»), написанному в кон. 1830-х — нач. 1840-х. Сформированный литературой образ вурдалака представляет собой ожившего вампира-мертвеца или человека, укушенного другим вурдалаком. Пьёт кровь родных, самых близких людей, из-за чего пустеют целые деревни. Охотится ночью, обгладывает кости мертвецов на их могилах [там же].
Чанг-ши - это люди, отбывшие на тот свет в результате убийства, самоубийства или лишенные погребения. Блуждающие трупы, которые любят свежую кровь. Обитают в Китае. Его описывают бледным, с длинным языком. Он нередко излучает голубой или зеленый свет.Его сверъестественными способностями являются острый слух и нюх, многие могут летать и менять обличие. Однако он имеет и слабости - это слепота, не приемлет проточную воду, талисманы фен-шуй, соль, чеснок и колокольчики [там же].
Драуг - кровожадный ходячий мертвец-викинг, который выползает из своей могилы, чтобы выпить крови. Место его обитания - скандинавия. Обитает в могильных курганах или в заброшенных сельских домах. Он имеет зеленоватый, мертвенно бледный цвет. Он может быть уничтожен простым оружием [там же].
Ламассу - один из древних видов вампиров, зловещая Вавилонская богиня. Она питается кровью грудных детей, беременных женщин и юношей. Легенды о ней были распространены в древней Месапотамии. Внешность у нее необычная: она бледная, холодная, как мрамор, с косматыми крыльями за спиной. Она является дочерью неба Ану, и унаследовала от отца способность летать. Только бог Пазузу, имеющий вид дракона, может обратить ее в бегство [там же].
Ла́мия — общеупотребительное латинское слово, обозначающее ведьму; персонаж греческой мифологии, распространившийся в позднейших культурах.
Дочь Посейдона, Ламия, была возлюбленной Зевса, а Гера - жена Зевса - детей ее убила и превратила её в зверя. Когда безумствует, Ламия вынимает глаза и кладет их в чашу, чтобы заснуть; ест людей. В отчаянии Ламия стала отнимать детей у других матерей. Ламия может возвращать свою прежнюю красоту, чтобы соблазнять мужчин и пить их кровь [11].
Миф о вампирах, в том виде, в котором он нам известен, появился в Восточной Европе из славянского фольклора, где вампирами были существа, убивающие людей путём выпивания их крови, либо через удушение. Вампир мог быть уничтожен, если ему отрезать голову, вонзить осиновый кол в его сердце и сжечь труп.
Упы́рь — в славянской мифологии — заложный покойник, чаще всего умерший колдун, который встаёт по ночам из могилы и поедает людей или высасывает у них кровь. Таких покойников хоронили подальше от селений и особым способом. Наиболее сильна вера в упырей на Украине. Считалось, что они могут вызвать голод, мор, засуху. Вера в упырей связана с представлениями о существовании двух видов покойников: тех, чья душа после смерти нашла успокоение на «том свете», и тех, кто продолжает своё посмертное существование на границе двух миров.
Ночью упыри встают из своих могил и ходят по земле, благодаря своему человекоподобному виду легко проникают в дома и сосут кровь у спящих, затем возвращаются в свои могилы — обязательно до крика третьих петухов. Убить упыря, по поверью, можно было, проткнув его труп осиновым колом. Характерная особенность упыря — его необычайно красные лицо и глаза. Краснота сохраняется и после смерти от выпитой крови. Упырь приблизительно соответствует вампиру в западноевропейской мифологии и имеет много общего с вурдалаком в восточнославянской традиции, однако ещё в XIX веке в народном сознании персонажи эти чётко дифференцировались [14].
Асванга - это филиппинские девушки, которые были убиты.Они заманивают в чащу своих жертв и там душат их лианами, а потом выпивают кровь. Ночью они принимают образ гигантских птиц, которые садятся на крыши домов и запускают свой длинный язык в домоход [11].
Рабису - это древние демоны-вампиры. Они встречают у ворот ада вновь прибывших грешников, набрасываясь на них и высасывая их кровь. Они известны повсюду на Ближнем Востоке. Порой появляются в мире живых. Рабису упоминаются и на древних шумерских табличках и в Библии. Боятся только морской соли [там же].
Ну и совсем сказочный и неуловимый представитель "животного" мира - чупакабра, следы которого все чаще обнаруживают у загонов с домашним скотом. Чупака́бра — неизвестное науке существо, персонаж городской легенды. Согласно легенде, чупакабра убивает животных и высасывает у них кровь. Достоверных сведений о существовании чупакабры нет, тем не менее СМИ периодически распространяют свидетельства очевидцев, якобы видевших чупакабру, поступающие из различных регионов. Зачастую за «чупакабру» принимают животных (лисиц, койотов, шакалов, свиней) видоизмененных в результате мутаций или болезней. У чупакабры тело как у кенгуру, а лицо как у собаки. В современном фольклоре Пуэрто-Рико и Мексики чупакабра считается тем созданием, что питается плотью или пьёт кровь домашних животных. Это даёт основание считать её ещё одним видом вампира.
Вампиров в цыганском фольклоре часто называют просто мулло (мертвец, покойник). Считается, что вампир возвращается и делает злобные вещи и пьёт чью-нибудь кровь (обычно родственников, которые стали причиной их смерти или не соблюли должную погребальную церемонию, или которые сохранили имущество покойного вместо того чтобы уничтожить его, как того требует обычай). Женщины-вампиры могут возвращаться, вести обычную жизнь и даже выходить замуж, но будут изнурять мужа. Вообще, в цыганских легендах вампиры отличаются повышенным сексуальным аппетитом.
Цыганские легенды о живых мертвецах обогатили легенды о вампирах в Венгрии, Румынии и славянских землях. Чтобы защититься от вампира, цыгане вставляли стальные иглы в сердце трупа или клали кусочки стали ему в рот, на глаза, уши и между пальцев во время похорон. Они также клали боярышник в носок трупу, либо вбивали колья из боярышника в ноги. Дальнейшими мерами были вбивание кольев в могилу, проливание над ней кипящей воды, обезглавливание трупа или его сжигание [там же].
Выводы по первой главе
В наш рациональный век науки и разума, технического прогресса и освоения космоса, трудно поверить в существование вампиров. Мы победили многие болезни, укротили природу, объяснили необъяснимые явления.
Существуют ли вампиры? На этот вопрос можно ответить утвердительно. История человечества за последние столетия доказывает, что кровососы действительно живут на земле. Специалисты винят во всём порфирию. У заболевших ею нарушается пигментный обмен, и начинается распад гемоглобина в крови под воздействием солнечных лучей. Чтобы восстановить кровяной состав, больные пьют кровь животных и людей. Заболевание это передаётся по наследству. Поэтому очень много заболевших наблюдалось в Средние века в Трансильвании. Там практиковались браки между близкими родственниками. Именно в этих землях и зародились легенды об ужасных кровососах, сосущих кровь у живых людей.
Вампиры — мифологическая или фольклорная нечисть. Являются нежитью, питающейся человеческой или животной кровью. Образ вампира нередок для кинематографа и художественной литературы, хотя вампиры из художественных произведений обычно имеют некоторые отличия от вампиров мифологических. В фольклоре термин обычно используется по отношению к кровососущему существу из восточноевропейских легенд, но часто вампирами называют и схожих созданий из других стран и культур. Аналогичный фольклорный персонаж восточных славян — Упырь. Характерные черты вампира в различных преданиях сильно разнятся. Некоторые культуры имеют истории о нечеловеческих вампирах, например летучих мышах, собаках и пауках.
В зоологии и ботанике тема паразитизма очень популярна. Природа создала множество видов организмов питающихся кровью млекопитающих.
Термин «вампир» может использоваться, чтобы обозначить любое мифологическое магическое существо, которое является хищным паразитом, высасывающим силу, энергию или жизнь из жертв. Мифологические существа, которые действуют в схожей манере, часто рассматриваются как образец вампира, даже если они не наслаждаются кровью.
Сложно сделать общее описание фольклорного вампира, так как его особенности очень разнятся у разных культур.
Вампир — относительно бессмертное существо, убить его можно, но он не стареет. В различных произведениях европейского фольклора упоминаются вампиры, возраст которых составляет более 1000 лет. Вампир — это сверхъестественное существо и обладает физической силой, которая во много раз превосходит силу человека, не говоря уже о сверхъестественных способностях: он слышит и видит гораздо больше чем человек; он различает ауру, которая окружает все живые существа; острое обоняние помогает ему находить пищу и рассказывает о приближении соплеменников; он испытывает неутолимый голод и рождает непереносимую тоску.
Вампир имеет здоровый вид и румяную кожу (возможно и бледную), он часто бывает пухлым, у него отросшие волосы и ногти и ко всему прочему он совершенно не разложившийся.
Наиболее обычные способы уничтожить вампира — это вонзить осиновый кол в его сердце, обезглавить и полностью испепелить тело. Чтобы не дать тому, кто мог стать вампиром, восстать из могилы, тело хоронили лицом вниз, перерезали сухожилия в коленях или клали маковые семена на могильную землю предполагаемого вампира, чтобы заставить его считать их всю ночь. Известны случаи, когда людей, подозреваемых в вампиризме, хоронили вниз лицом, а в рот заталкивали большой кирпич, либо камень.
Предметами, защищающими от вампиров были чеснок (в большей степени свойственно европейским легендам), солнечный свет, соль, стебель дикой розы, боярышник и все священные вещи (крест, святая вода, распятье, чётки, звезда Давида и т. д.), а также алоэ, подвешенный за дверью или возле неё, согласно южноамериканским суевериям.
Иногда считается, что вампиры могут менять форму, не ограничиваясь распространённым стереотипом летучей мыши из фильмов и мультфильмов. Вампиры могли превращаться в волков, крыс, мотыльков, пауков, змей, сов, воронов и многих других.
В христианской традиции считается, что вампиры не могут входить в церковь или другое священное место, так как они слуги дьявола.
Во времена средневековья люди верили в вампиров и иногда увидев на захоронениях покойников с кровью на губах и с кусками савана на зубах, считали их за восставшую из мертвых нежить. Эти трупы тут же попадали в разряд вампиров, над которыми проводили особый ритуал, во время ритуала им вырывали клыки и засовывали в рот кусок камня.
Опираясь на факты, мы полагаем, что существа, названные вампирами имеют место быть. В фольклоре всех народов присутствуют мифологические существа, живущие рядом с человеческой расой на протяжении веков. И если природа не однократно порождала паразитов, живущих за счет крови млекопитающих, то почему бы ей не создать еще один вид человекоподобных созданий, похожих на нас, но являющихся полной нашей противоположностью, обладающих темной сущностью людей, подверженных порокам и жаждой крови, которую породила болезнь.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что люди, которые не могли объяснить природные явления, черпали ответы в других легендах, обвиняя во всем необъяснимые факты. Любой, кто имел необычную внешность, например, тот, у кого отсутствовал палец или были придатки, свойственные животным, была заячья губа или волчья пасть, ярко-голубые глаза и т. д. мог стать вампиром. Если никто не видел, как человек умер, то умерший становился вампиром; так же как если труп распух до того как его успели похоронить. Растения, собаки, кошки и даже инструменты для земледелия могли стать вампирами. Если тыкву или дыню держать в доме слишком долго, она начнёт двигаться, шуметь или на ней покажется кровь.
Глава 2. Эволюция образа вампира в литературе и кино в 18-21 вв.
2.1 Образ вампира в 18 веке
Художественные произведения о вампирах берут корни в «вампирском безумии» 1720—1730-х годов, которое достигло своей высшей точки во время странного официального исследования эксгумированных подозреваемых в вампиризме Благоевича и Паоле в Сербии.
Век Просвещения подошел к изучению проблемы вампиризма основательно: создавались научные трактаты, справочники-определители, в которых описывалось, как отличить вампира от других трупов и уничтожить его. Рассказы о вампирах появляются в газетных статьях и официальных донесениях, собственно, большинство «задокументированных» данных об упырях относится к этому времени. Следствием «научного подхода к делу» стали вспышки «вампирской истерии», которые сводились к поиску и уничтожению упырей. Они отмечались в 1710-1725 годах в Пруссии, в 1725-1730 годах в Венгрии и Австрийской Сербии, в середине и конце 18 века в Польше, Венгрии, Сербии, Силезии, Румынии.
Особую известность получили истории Арнольда Паоле и Петра Благоевича. Случай Арнольда Павле-возможно наиболее часто цитируемое сообщение о «реальном» вампиризме того времени из-за сравнительно детального исследования и документализации сообщенных событий. Именно он принес легенду о вампире в научные круги и вдохновил ученых на академическое исследование вопроса.
Арнольд Пауле был солдатом в австрийской Сербии в начале 1700х годов и утверждал, что был атакован вампиром на турецком фронте. Он верил этому настолько, что при жизни, чтобы не стать вампиром, ел землю с могил. Однако когда бывший солдат умер вследствие перелома шеи при падении с фургона сена, он стал появляться возле своего дома, нападать на животных и высасывать их кровь. Обеспокоенные жители деревни подали рапорт, и в декабре 1731 года австрийское правительство было вынуждено начать расследование под руководством полкового (полевого) хирурга Йоханнеса Флукингера, итогом которого стал доклад, подтверждающий, что Паоле стал вампиром. Согласно докладу, «когда тело указанного Паоле извлекли из земли на третий месяц после захоронения, то означенное тело было не тронуто тлением, а глаза были заполнены свежей кровью, которая текла также из его ушей и носа. Лицо же умершего отличалось неестественной краснотой. По решению деревенского старосты указанный Паоле был пронзен колом, причем голова его была отрублена…» На этом дело не закончилось, потому что вдова Паоле, все его родные и те, кто ел мясо покусанной Паоле скотины, стали вампирами, их гробы тоже пришлось впоследствии раскапывать. В результате в 1732 году среди солдат австрийской армии, находившихся в районе Сербии, было распространено письмо, где сообщалось об участившихся случаях вампиризма и давались рекомендации по мерам безопасности. Скорее всего, история эта является неправдоподобной, «документация», по предположению некоторых исследователей, была сфальсифицирована для обоснования необходимости австрийским войскам покинуть данную местность.
Похожая ситуация была с сербским крестьянином Благоевичем, после его смерти пошли слухи, что покойник вовсе не упокоился, а по ночам посещает членов семьи, требуя еды и одежды, а других людей убивает и пьет их кровь. В присутствии священника могила была вскрыта, отсутствие трупного запаха стало достаточным основанием для сожжения тела.
Другой не менее известный отчет об «уничтожении вампира» был сделан в 1717 году личным ботаником Людовика 14 Жозефом Питтоном Турнефором во время его пребывания в 1702 году на острове Миконос в ходе «путешествия в Левант», где он собирал редкие растения. Тон этого отчета отличен от австрийских и окрашен сухой иронией, сарказмом и презрением к крестьянским суевериям. Турнефор описывает «вспышку вампирской истерии», случившейся после того, как некий крестьянин, естественно, злобный и склочный еще при жизни, был убит, а через два дня после похорон стал досаждать соседям, «предпринимая насилие против людей и собственности». К десятому дню такого «поведения» было решено, что необходимо эксгумировать труп и, согласно местным представлениям, вырвать у него сердце. Турнефор не без черного юмора описывает, как некомпетентный и старый мясник без всякого знания человеческой анатомии искал в распространяющем смрадный запах теле сердце. Однако после сожжения сердца «бесчинства» продолжались, труп выкопали и сожгли полностью.
Все эти истории вдохновили появление псевдонаучной литературы о вампирах («Что мертвые люди жуют в их могилах Майкла Ранфта, «размышления о вампирах» Джузеппе Даванцатти, «Диссертация о телах мертвецов» Джона Кристиансона, «Диссертация о вампирах» Джона Хайнриха и тому подобное).
Научное общество в век Просвещения, особенно ученые Сорбонны, впервые стало выступать с предложениями по искоренению предрассудков о вампирах. Самой подробной и интересной работой того времени, написанной в этом русле, стала работа французского бенедиктинского монаха и ученого Августина Кальме (Огюстен Кальмет) «Диссертация о появлении ангелов, демонов и призраков, а также о появлении вампиров в Венгрии, Моравии и Силезии», изданная в 1746 году.
Хотя Кальме известен и как автор ряда работ по изучению Библии, этот труд сделал из него самого известного вампиролога 18 века. Будучи потрясен детальными и убедительными доказательствами случаев вампиризма, поступающими из восточной Европы, он считал, что было бы неразумным отмести их. В дополнение как богослов он признавал, что существование и деятельность подобных вновь вернувшихся существ, сосущих кровь, могут оказать важное влияние на различные богословские заключения относительно природы существования после жизни. Кальме определял вампиров как людей, которые умерли, а затем вернулись из могилы, чтобы тревожить живущих, пить их кровь и становиться причиной их смерти. Он собрал много записей о вампиризме, используя всевозможные источники-официальные отчеты, газеты, свидетельства очевидцев, записки путешественников и критические замечания своих коллег-ученых (большую часть работы составляет антология всех собранных им данных), проанализировал все существующие толкования этого феномена, включая местный фольклор, принял во внимание естественные, но мало известные перемены, происходящие с телом после смерти и последствия преждевременного погребения.
Затем Кальме предложил свои интерпретацию этих сообщений. Он осудил истерию, которая последовала за несколькими случаями вампиризма, и поддержал осуждение Сорбонной надругательства над телами, но оказался неспособен сделать окончательный вывод и оставил вопрос открытым. Впрочем, он скорее склонялся к идее существования вампиров, замечая, что «кажется невозможным не присоединиться к вере в то, что эти призраки действительно приходят из могилы и что они способны на те ужасные действия, которые им так широко и вполне определенно приписывают…».
Книга Кальме стала бестселлером. Она выдержала три переиздания во Франции: 1746, 1747, 1748. В Германии книга вышла в 1752 году, в Англии – в 1759 году и выходила повторно. » В издании 1877 года на русском языке книга названа «О вампирах. Собрание анекдотов, рассказов, поверий и суеверий о вампирах венгерских, моравских и богемских, и о бурколаках».. Все последующие вампирологи так или иначе ссылались на фундаментальный труд Кальме.
Охота на упырей была остановлена только скептически настроенной императрицей Марией-Терезией, которая, когда в Силезии случился очередной всплеск вампирской истерии, направила туда для расследования своего личного врача. Он составил отчет, разоблачая происшествия как чушь и осудил надругательства над телами умерших. В 1755 и 1756 году императрица издала законы с целью остановить распространение вампирической истерии, включая прекращение дел, связанных со случаями вампиризма, которыми занималась церковь, и передачу их гражданским властям.
В работе «Замечания о вампиризме» (1755) Герхарт Ван Свитен высказал точку зрения, что вампиризм является предрассудком, возникшим из невежества. Это мнение перекликалось со взглядами Кальме и провозгласило триумф научного рационализма, который доминировал в культуре конца XVIII столетия.
Таким образом, опираясь на все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в эпоху Просвещения вампир так же не стал пока литературным образом. Он - герой газетных репортажей, предмет дискуссий в научной среде, реальное существо для крестьян. До 19 века нет ни одного литературного произведения, где вампир был бы героем.
2.2. Образ вампира в 19 веке
Торжество рационального мышления в век Просвещения победило вампира, но не смогло изгнать его из воображения. Именно в 19 веке, веке, прошедшем под знаком романтизма, вампир из фольклора переходит в литературу и становится образом. Романтизм, с его интересом ко всему сверхъестественному, иррациональному, с интересом к фольклору и народным преданиям, восстал против материалистического позитивизма века 18, так как испытывал ностальгию по волшебному и захватывающему прошлому. Романтики "реанимировали" вампира.
В начале XIX века стали появляться, в основном в северной Европе, первые литературные работы о вампирах и вампиризме. Литературные вампирические традиции в Италии XIX столетия начинают отсчет с момента появления оперы «Вампир» А. Де Лжаспсрини (впервые представленной в Турине в 1801 году). Романтизм, популярное литературное движение, объектом размышлений которого был внутренний человеческий опыт, усилило мифический образ вампира, расставив акценты на символике крови, ночи, меланхолии и «эротической нежности к трупам». В северной части Европы вампиризм был привнесен в литературные столичные круги из массовых суеверий через работы Повалиса, Гете и Джона Китса. В 1819 году Джон Полидори создал лорда Рутвена — главного героя рассказа «Вампир». Во французской и русской литературе к образу вампира часто обращались Чарльз (Шарль) Нодье, Шарль Бодельер, Александр Дюма, Алексей Толстой и Николай Гоголь.
Первым вампирическим романом, опубликованным в Италии, был роман Франко Мистрали «Вампир» (1869). История Мистрали происходит в Монако в 1862 году. В ней много крови и любовников-кровосмесителей. Вампир был представлен в декадентской аристократичной манере, на которую оказал влияние стиль Китса, Гете, Полидори и лорда Байрона — современников автора. Исторические народные понятия о вампиризме в том виде, как они были задокументированы во время вампирической истерии, составили основу «Вампира» - романа, написанного в 1908 году Энрико Бони. Возможно, это была единственная работа, которая проиллюстрировала мир массовых предрассудков и страхов в деревенском быту.
Натуралистический подход к этому явлению был обнаружен в работе Луиджи Капуана «Вампир» (1904 год, 2-е изд. — 1907). Автор стремился к объективному описании) фактов и проявил научный подход (вампиризм рассматривался как галлюцинация), хотя некоторый скептицизм и конце романа все-таки присутствовал. Одновременно с "Вампиром" Капуана вышел роман «Черный доктор» Даниеля Оберто Маррама.
Наиболее значительными работами о вампирах последующих десятилетий были: "Пробудившиеся с кладбища" Нипо Cauapeca (1932), «Рассказ об оборотне» Томмаяо Ландольфи (1939), «Осенний рассказ» (1947), «Последний Ликантроп» Бачелли (1947) и «Черная собака» Гуадальберго Титта (1964). Как видно из названий, вампиры и оборотни шли в литературе рука об руку.
Таким образом, в романтической литературе начала XIX в. происходят изменения привычных архетипов: прежде всего, из мотива противостояния культурного героя и антигероя исчезает внешняя конкретика, антигерой перемещается во внутреннюю самость культурного героя, становясь метафорой его темной стороны; соответственным образом мотив инициации преобразуется в мотив само- и антиинициации (потерю себя, утраты общности с социумом), отчего традиционное противостояние культурного героя и его негатива или оборачивается гибелью героя (так, например, Хома Брут в повести Гоголя Вий погибает от взгляда всесильного демонического существа Вия, не выдержав испытания, т.е. не пройдя инициацию из-за отсутствия эпических качеств) или же перерастает в богоборчество. Отсюда черпает исток тема роковой разобщенности, неизбывного одиночества личности, той ужасающей жизни-в-смерти, которая станет определяющей для многих романтических произведений (от Кольриджа, Годвина, Байрона, Гофмана до Эдгара По). Эта тема впоследствии пройдет в различных вариантах и преображениях через мировую литературу на протяжении двухсот лет - через Бодлера, Достоевского, символистов до современного экзистенциализма. Демонический герой-противник, выражающий до того внешние силы хаоса, отождествляется в романтической литературе с самим героем - носителем упорядочивающего начала.
2.3. Образ вампира в 20 веке
«Дракула» Брэма Стокера (1897) стал наиболее полным описанием вампира в популярной литературе до 20-го столетия. Он изображал вампиризм как болезнь (заразная демоническая одержимость) с оттенками секса, крови и смерти, задев чувствительные струнки в Викторианской Европе, когда туберкулёз и сифилис были обычным явлением. Сочинения Стокера позже переняли во множестве более поздних работ.
Большинство художественных произведений о вампирах в 20-м веке имеют явное отношение к работе Стокера. Ранние фильмы, такие как «Носферату», фильмы с Бела Лугоши и Кристофером Ли являются тому примером. Хотя последующие работы о вампирах и не имеют Дракулу в качестве одного из персонажей, основные тематические связи остались. Они включают в себя ассоциации вампиров с огромным богатством и эротической силой, также как и частое использование Готической окружающей обстановки.
В 1921 году немецкий продюссер Альбин Грау обращается к вдове Брема Стокера с просьбой разрешить экранизацию романа в Германии. Она отказывает. Но режиссер Ф.В. Мурмау уже не может отказаться от замысла. Он меняет в сценарии имена персонажей: Дракула - Орлок, Харкер - Хаттон. Он переносит действие из Лондона в Бремен - и начинает съемки. Так рождается первый зримый образ вампира, захвативший и ужаснувший всю Европу. Фильм получает название "Носферату. Симфония ужаса". Именно этот образ годы спустя стал фундаментальным для традиции вампирского кино. Именно он вылез из гроба в фильме "Жребий Салема" С.Кинга (1979г.), именно ему пускали кровь главные герои "Блейда" и именно он возрадился на экране в гениальной "Тени вампира" (2000г.) с Джоном Малковичем и Уильямом Дефо в главной роли. Фильм сделал Мурмау легендой немого кинематографа. В 1931 году, когда звук прочно воцарился на экране, Мурмау погиб в автомобильной катастрофе.
Успех "Дракулы" был таким громким, что в кинокомпании решили сделать другие фильмы о вампирах. "Дочь Дракулы"(1936г.), "Сын Дракулы" (1943г.), "Дом Дракулы" (1945г.), "Невеста Дракулы" (1960г.), "Дракула, год 1972", "Дракула. Брема Стокера" Ф.Ф. Копполы (1992г.), "Интервью с вампиром" (1994г.), "Блейд" (1998г.). Но "Тень вампира" (2000г.), которая через 78 лет после выхода фильма "Носферату. Симфония ужаса" Ф.В. Мурнау вернула нас к тем же образам, но совершенно на другом уровне.
До середины 1950-х вампиров обычно изображали как сверхъестественных существ с мистической силой. Обсуждение передачи вампиризма было в лучшем случае поверхностным. Это изменилось с выходом книги Ричарда Мэтисона «Я — Легенда» (1954). Его история о Лос-Анджелесе из будущего, который заполонили кровососущая нежить и людоеды навсегда изменила жанр. Единственный выживший человек должен был отбиваться от орд ночных созданий, обнаружить секрет их биологии и разработать эффективные контрмеры. Это было первое художественное произведение с аналитическим подходом по отношению к вампирам.
Анжела Катер известная писательница создает романы в страшном готическом стиле. Ее "Кровавая комната" наполнена старинными сюжетами, переносимыми в наше время. Вампиры предстают ненасытными демоническими чудовищами, и вместе с тем, безмерно одинокими существами, отчаянно ждущими любви.
В книге 1981 года «Голод» (экранизированной в 1983) изучается биология вампиров и делается предположение, что своими особыми способностями вампиры обязаны свойствам своей крови. Вампиры в книге рассматриваются не как умершие люди, а как отдельный вид существ, живущий бок о бок с людьми.
В романе Брайана Стэблфорда «Империя страха» (1988), выдержанном в жанре альтернативной истории, описан мир, в котором вампиры подчинили себе большую часть человечества и используют людей как кормовую базу.
В 1991 году Джуэлл Гомес написал "Рассказы Джильды". Рабыня Джильда вспоминает о событиях своей жизни. Ее рассказ раскрывает стороны существования вампиров. А в 1992 году Поппи Брайт пишет "Потерянные души"- юноша по имени Никто, узнает, что он - вампир.
Выходят книги Лорел Гамильтон "Анита Блейк, охотник на вампиров" (1993-2009гг.), Кристофер Мур "Кровопийцы-маньяки" (1995г.), Шарлин Харрис "Детективы Южного вампира" (2001 - 2009гг.).
В серии книг «Вампирские хроники» Энн Райс, которая сейчас наиболее популярна в жанре современных историй о вампирах, вампиры изображаются скорее приверженцами сочувствия, нежели монстрами, или злодеями.
Вампиры оказались богатой темой для фильмов, начиная фильмами ужасов и заканчивая комедиями, например, «Граф Дракула мертв и доволен этим», "Колыбельная", "Вампирский засос", "Вампиронутые" и др.
Так же существуют мюзиклы о вампирах: Лестат, Танец Вампиров, Vampire Rose, Дракула Между любовью и смертью.
Книга «Сумерки» (2005- 2008гг.) Стефани Майер и одноименный фильм 2008 года снова пробудили интерес к вампирам. В двадцать первом веке аналитический подход к вампирам интенсивно развивается.
Так, в книге «Empire V» Пелевина, вампир представлен симбионтом человеческого тела, «языком», из крови человека способного узнать его мысли и передавать их хозяину.
В романе Питера Уоттса «Ложная слепота» вампирами названа вымершая за несколько тысяч лет до нашей эры ветвь человечества, более склонная к хищническому образу жизни.
Современные писатели в России так же не уступают западным коллегам: романы В. Панина "Царь горы", С. Лукяненко "Ночной дозор", "Дневной дозор", "Сумеречный дозор" и ранее упоминавшийся В. Пелевин.
Ришель Мид пишет роман "Академия вампиров" (2007-2010гг.), Гильермо дель Торро и Чак Хоган создают "Штамм. Начало" (2009г.)
Характерными чертами вампиров из художественных произведений являются не нежить, а раса, которой требуется кровь для нормализации обмена веществ. Хорошо известен набор преимуществ и уязвимости вампиров из кино и литературы:
Вампиры боятся солнечного света, но в некоторых случаях способны находиться на солнце — в случаях, если используют защитное снаряжение (например, плотную одежду и шлемы в кинофильме «Блэйд»), либо магические артефакты (защитные кольца, амулеты).
Вампиры, будучи мёртвыми, не нуждаются в человеческой пище, воде и даже воздухе. Они часто имеют бледный вид, и их кожа холодна на ощупь ("Сумерки").
Иногда они могут превращаться в животных, чаще всего в летучих мышей, крыс и волков. Некоторые вампиры умеют даже превращаться в туман или дым. Некоторые умеют летать ("Дракула").
Вампиры не отбрасывают тени и не имеют отражения. В современных произведениях можно встретить идею, что вампиры не могут быть сфотографированы. Эта идея впервые появилась у Стокера, который развил её из предположения, что зеркала отражают душу человека — как раз то, чего у вампира нет.
Некоторые суеверия утверждают, что вампир не может войти в дом без приглашения. Обычно приглашение нужно получить лишь однажды, после чего вампир может приходить и уходить когда захочет ("Впусти меня").
Некоторые рассказы сохранили идею о том, что вампир должен возвращаться в гроб или «родную землю» до рассвета, чтобы отдохнуть в безопасности. Другие вампиры кладут родную землю в свои гробы, особенно если они переезжают ("Интервью с вампиром").
Иногда оборотни становятся вампирами после смерти. В других историях оборотни являются смертельными врагами вампиров ("Другой мир").
Вампир может быть уничтожен серебряной или освящённой пулей, деревянным колом в сердце, через обезглавливание или кремацию. Однако одним из наиболее общих способов убить вампира является вытаскивание его под дневной свет ("Вампиры").
Идея, возможно, впервые появилась в фильме Носферату (1922), но уязвимость перед солнечным светом стало часто приниматься как стандартная слабая сторона вампира.
Во многих фильмах развита идея, что вампиры боятся серебра в любом его виде, это и пули, и колья, и мечи, и т. д. Особенно эта идея развита в фильмах "Блэйд" и "Ван Хельсинг".
2.4. Образ вампира в 21 веке
В наши дни разница между вампиром и человеком почти стерта. В современном мире вампиры не такие уж и монстры, некоторые из них не питаются человеческой кровью вовсе, едят обычную пищу, а чеснок, зеркало, и распятие больше не представляют для них угрозы. Вампиры внешне не отличаются от обычных людей, лишь бледность и краснота глаз являются их отличительной особенностью. Они ходят в школу, работают, влюбляются в обычных людей, живут в больших и маленьких городках. У них есть собственный мир, скрытый от людей.
Наиболее популярным произведением стала сага о вампирах «Сумерки». Книга о девушке Белле влюбившейся в вампира, мгновенно стала популярной - первое издание только в США разошлось тиражом 100 тысяч экземпляров. Писательница - Стефани Майерс - была простой домохозяйкой, воспитывавшей троих детей. В июне Стефани приснился сон. Она увидела сидящих на лугу девушку и парня неземной красоты. Они были влюблены друг в друга. А спустя какое-то время ее вдруг осенила идея написать роман, главными героями которого станут девушка и вампир из сна. Она всего за три месяца создала историю, которая потрясла мир.
Вампиры в произведениях культового фильма серии «Сумерки» отличаются от стандартных представлений о вампирах: им не приносит вреда ни чеснок, ни святая вода, ни серебро, ни религиозные символы; солнечный свет всего лишь заставляет их кожу светиться. Примечательно, что цвет радужки глаз вампира зависит от его рациона: у питающегося человеческой кровью они ярко красные, у питающегося кровью животных — жёлтого цвета. Независимо от предпочтений в пище от жажды глаза темнеют, пока не становятся совсем черными. Чем сильнее жажда, тем темнее радужка. Могут есть и человеческую пищу, хотя не в состоянии её переварить, поэтому позже вынуждены вызывать у себя рвоту. Они никогда не спят и обладают невероятной силой, например, могут выдергивать деревья с корнем, поднимать и бросать автомобили, стирать металлические предметы в порошок. Особенно сильны новообращенные вампиры в первый год после «рождения», так как в их организме по-прежнему присутствует много человеческой крови. В этот же период им наиболее трудно контролировать свою жажду.
Все пять чувств у вампиров необыкновенно развиты: они обладают чрезвычайно острым зрением, тонко чувствуют запахи, двигаются с такой скоростью, что человеческий глаз не в состоянии за ними уследить. Им не нужно дышать, хотя неудобно жить, не чувствуя запахов, и остановка дыхания сама по себе неприятна, так как противоречит рефлексам тела. Они отражаются в зеркалах и проявляются на фотографиях [8].
Вампиры обладают сверхъестественной красотой, позволяющей привлекать добычу. У них бледная светящаяся кожа, идеальное холодное тело, безупречные черты лица. Их кожа очень тверда и на ощупь похожа на мрамор, её практически невозможно повредить. Убить вампира можно только одним способом — разорвать на куски и сжечь, что под силу только другим вампирам или оборотням. Иногда после перерождения вампир получает сверхъестественные способности, как Эдвард Каллен, который начал читать мысли, Элис, которая видит будущее, её возлюбленный Джаспер, которому под силу почувствовать и изменить настроение окружающих, и Белла, обладающая щитом от всех мысленных воздействий, поддающимся проецированию и пробиваемым только даром её собственной дочери Ренесми.
Также вампир по своей природе может влюбиться только один раз в жизни, и такая любовь длится вечно: она не проходит и даже не слабеет ни при каких обстоятельствах. Поэтому если любовь неразделённая или пассия вампира погибает, душевная травма остаётся на всю жизнь, как в случае с Маркoм Вольтури.
Многочисленные ролевые игры включают в себя вампиров. В вымышленной вселенной World of Darkness вампиры являются одними из основных персонажей, наряду с оборотнями, магами, феями и тому подобными существами. Большинство вампиров Мира Тьмы вынуждены блюсти т. н. «маскарад», скрывая свою природу от смертных. Каждый вампир принадлежит к одному из кланов, различающихся набором сверхъестественных способностей и, кроме того, некоторыми ментальными особенностями.
Исходя из вышеизложенного, отметим, что в отличие от многочисленных и противоречивых верований о вампирах в традиционном фольклоре, в западной литературе образ вампира стал более или менее цельным. Этот образ сохраняет некоторые фольклорные черты, но отбрасывает другие. Этот новый образец вампира распространился в современном кино и массовой культуре, хотя некоторые отдельные работы могут отличаться от этой нормы. Мы полагаем, что художественный образ любого воплощения зла, с религиозной точки зрения, должен нести только одну функцию - испытания веры.
С момента возникновения кинематографа кинорежиссеров влечет к себе вампирская тема. Бессмертные, наделенные потусторонними обаянием и шармом существа с их запретным влечением к теплой крови, часто становятся героями экрана. Благодаря кино можно увидеть великих кровопийц прошлого в их среде обитания - в готических средневековых замках, в Новом Орлеане времен рабства, в знойной Африке, в деревушках Трансильвании и Валахии.
2.5. Анализ причин популярности образа вампира
Причины популярности образа вампира я разбила на две части: популярность с точки зрения читателя (зрителя) и популярность с точки зрения писателя.
Прежде всего, стоит отметить, что все эти люди не являются в полном смысле религиозными людьми. Вера в вампиров тем популярнее, чем глубже в обществе кризис веры вообще. Не только веры в религиозные догмы, но и веры в социальные институты, веры, как это ни странно, в науку. На протяжении трех последних столетий в европейской культуре (в широком смысле этого слова, то есть, не ограниченной территорией собственно Европы) мы наблюдаем своеобразные взмахи маятника. Примерно в конце первой четверти столетия в обществе пробуждается интерес к науке, как той силе, которая поможет решить чуть ли не все трудные вопросы человечества. В середине века и вплоть до конца третьей четверти столетия мы наблюдаем просто всеобщий восторг от достижений науки и техники, укрепляющий эту веру. Просвещение восемнадцатого века, техническая революция девятнадцатого, прорыв НТП в двадцатом. Но к концу очередного столетия накапливается разочарование в прежних идеалах, и происходит откат. И вот тут на смене эпох приходит время для поклонников романтизма и готического романа (рубеж XVIII- XIX веков), декаданса (XIX -XX) и черного фентези (XX-XXI). И каждый раз среди прочего приходит пора популярности темы вампиров.
Прелесть темы вампиризма в пронизывающей ее сексуальной чувственности на грани запретного.
Еще одна сторона вопроса – довольно понятный для знатоков человеческой природы восторг от восприятия мерзкого. Определенная, довольно значительная часть сообщества людей питает слабость к тому, что запретно, что ужасно.
Но все вышесказанное меркнет перед сиянием антитезы смерть – бессмертие, воплощением которой и является образ вампира. Более того, в вампире парадоксальным образом объединяется в одно целое и Смерть и Бессмертие. Ведь, с одной стороны, вампир это гламурно выглядящая, обольстительная, сладкая, но Смерть. Смертный человек для кровососа – жертва, еда, вроде котлеты или пирожного. С другой стороны, вампир – Бессмертное, практически высшее существо, которое, помимо прочего, может стать вашим личным пропуском в бессмертие.
И главное – очень легким, доступным пропуском. Всего то и надо для этого – позволить себя укусить. Не надо долгих молитв, строгих постов, добродетельной жизни. Наоборот – делай, что хочешь. Тебе все позволено. Плата за это – необходимость питаться кровью других людей, нести им смерть. Впрочем, массовая культура и тут идет навстречу, изобретая «добрых» вампиров. И сотни девочек и мальчиков по всему миру вслед за Беллой из «Сумерек» захлебываются в истерическом стоне: «Укуси!»
Для верующего человека ни такое бессмертие, ни такая плата за него не является приемлемыми. Он верит, что за свои добрые дела получит посмертное воздаяние в том виде, как это трактует та религиозная конфессия, к которой он принадлежит.
Следует, думаю, отметить еще одну особенность поклонников вампирской темы. Как правило, они довольно безграмотны в плане знания разных мировых религиозных учений. Они могут даже считать себя, к примеру, сторонниками христианства, но ни сути его, ни философских основ вероучения не знают и не понимают.
Причем, я не говорю о сугубо религиозном знании. Я часто наблюдаю, что просто грамотные люди, много знающие о религии, об истории формирования того же мифа о вампирах, относятся к этой теме скептически.
В качестве иллюстрации позволю себе привести результаты опроса, проведенные мною среди учащихся 8-11 классов МАОУ СОШ №24 г. Тамбова. Вопрос был в тему: «Что привлекает вас в теме вампиров?» В опросе приняло участие 200 человек. Ответы распределились следующим образом.
1. Сексуальные и неутомимые, загадочные дети тьмы, вампиры не могут не привлекать – 45%.
2. Некий эротизм, присутствующий при укусе, является моим фетишем. Обмен кровью между вампиром и жертвой может приносить как боль, так и удовольствие – 5%.
3. Множество современных книг, фильмов и сериалов поднимают эту тему на новый уровень популярности. Вампиризм - это попросту модно – 30%.
4. Меня привлекает классика вампирского жанра и только она, потому что вампиры, представленные в современном кинематографе, являются лишь пародией на настоящих носферату – 5%.
5. Я верю в то, что вампиры на самом деле существуют где-то среди нас. Дыма без огня не бывает – 15%.
Лично меня привлекают вампиры как загадочные существа тьмы.
Если же стать на позицию автора (писателя, сценариста, режиссера), то в образе вампира обнаруживается еще масса полезных свойств. Во-первых, он весьма декоративен. Причем, вампир не только сам по себе примечательная деталь интерьера произведения, но и легко вписывается в любые декорации. Действие вампирского романа может происходить где угодно: в сельской глубинке, в современном мегаполисе, на космической станции будущего, в африканской саванне и льдах Арктики.
Во-вторых, вампир очень удобный антигерой. У него есть такой перечень слабостей, что при всем могуществе вампира, его силе и быстроте реакции, уничтожить его может даже обычный, не примечательный человек. Вроде той же Баффи – девочки старшеклассницы. Достаточно иметь умного знающего очкарика – советчика. То есть, автору не приходится напрягать мозги, изобретая джентльмена без страха и упрека – охотника на вампиров, и объясняя, откуда этот супермен взялся.
В-третьих, вампир – очень интересный персонаж с точки зрения психоанализа. Здесь могу добавить еще только то, что образ вампира обычно получается не плоским, а многогранным и многозначным. А для хороших писателей вроде Энн Райс или Поппи Брайт это важно.
Выводы по второй главе
Переход образа вампира из народных сказаний в «большую литературу» начался с конца 18 – начала 19 века и произошел по нескольким причинам. Во-первых, в это время начинается становление фольклористики как целенаправленного изучения народных сказаний, и писатели-аристократы просто получают возможность узнать о таковых, обращаясь к новому источнику сюжетов, которые они, естественно, начинают активно эксплуатировать. Во-вторых, это время окончательного освобождения литературы из-под влияния церкви. Для нас это важно тем, что допустимость того, что после смерти душа человека не устремилась в Рай или Ад, а каким-то образом осталось в теле, появляется только тогда, когда общее давление церкви ослабевает. В-третьих, образ вампира оказался связан с распространением романтизма, для которого характерны личностный взгляд на вещи, отчасти свободный от общих штампов, и первая попытка создать врага не столько инфернального и лишенного положительных черт, сколько романтизированного, с человеческим лицом, врага, которого можно понять и воспринять не как лубочное зло, а как, по-своему, трагическую фигуру.
Как мы видим, вампир, популярный во второй половине 19 века, представляет собой образ демонического соблазнителя, обладающего сверхъестественными способностями, продлевающего себе жизнь и красоту за счет молодых девушек. Вампир Ратвен – это образ вампира аристократа, красивого и молодого с изысканными манерами, что весьма отличало его от фольклорного упыря.
В наши дни разница между вампиром и человеком почти стерта. В современном мире вампиры не такие уж и монстры, некоторые из них не питаются человеческой кровью вовсе, едят обычную пищу, а чеснок, зеркало, и распятие больше не представляют для них угрозы. Вампиры внешне не отличаются от обычных людей, лишь бледность и краснота глаз являются их отличительной особенностью. Они ходят в школу, работают, влюбляются в обычных людей, живут в больших и маленьких городках. У них есть собственный мир, скрытый от людей.
Помимо этого, современные вампиры обладают сверхъестественными способностями: они читают мысли, видят будущее, могут управлять природными стихиями, обладают даром внушения. Вампиры в саге Стефани Майер «Сумерки» не бояться солнца, их кожа бледная и сверкает, потому они и вынуждены прятаться от солнца.
Итак, современные вампиры весьма отличны от вампиров 18 века. Они наполнены любовью, чувствами, переживаниями. Образ жизни вампиров в современной литературе не назовёшь сверхъестественным. Современный вампир может жить мирно с людьми и не убивать, питаясь кровью добровольцев или животных. Они больше не кровожадные монстры, живущие в страшном замке, спящие в гробу и окруженные летучими мышами и туманом. Они ведут «людской» образ жизни. Больше нет необходимости бояться вампиров, теперь они всеобщие любимчики, они романтичны и невероятно очаровательны.
Представим эволюцию вампиров в плане уязвимости и их слабых сторон в виде таблицы (таблица 1).
Таблица 1 Уязвимость вампиров
ВАМПИРЫ | солнечный свет | чеснок | серебро | дерево | вербена | святые символы |
ФОЛЬКЛОРНЫЙ УПЫРЬ | нет | да | не всегда | да, но разное | нет | да |
РАТВЕН Байрона 18век | нет | нет | нет | нет | нет | да |
ДРАКУЛА Б. Стокера 19 век | ослабляет | отгоняет | да | нет | нет | да |
ЛЕСТАТ Энн Райс 20 век | убивает | нет | нет | нет | нет | нет |
ЭДВАРД С.Майер 21 век | светиться | нет | нет | нет | нет | нет |
МОРОЙ Р. Мид | ослабляет | нет | да | нет | нет | нет |
ДАМПИР Р. Мид | нет | нет | да | нет | нет | нет |
СТРИГОЙ Р. Мид | убивает | нет | да | нет | нет | нет |
ДЭЙМОН Л.Д.Смит | убивает | нет | нет | да, но разное | да | нет |
Как можно заметить, вампиры на протяжение своего существования в готической литературе теряли и приобретали те или иные признаки уязвимости. Если обратить внимание на последний пункт - боязнь святых символов, то можно заметить, что к началу 20 века он теряет свою актуальность, в связи ослаблением влияния церкви на сознание людей. Другие же предметы против вампиров меняются лишь в зависимости от фантазии авторов, но все остаются предметами, которые могут защитить человека от злых духов.
Набор способностей, характеризующих вампиров, делает их отличными от людей и позволяет доминировать и охотиться на жертву. Это физическая сила, дающая вампиру стойкость к внешнему воздействию, ментализм – способность очаровывать взглядом или просто подчинять своей воле, анимализм как набор способностей, позволяющих превращаться в животных или управлять ими, способности к внезапному появлению и исчезновению, скорость, способность принимать нематериальную форму – туман или сгусток энергии, полет, хождение по потолку. Вдобавок ко всему, магические способности, управление четырьмя стихиями, которые, возможно, присущи им в связи с их магическим происхождением. Вампиру суждено бродить по земле и искать каждую ночь себе жертву, чтобы утолить мучительную жажду, поэтому он обладает разнообразными способностями, которые помогают ему в этом деле.
Способности вампиров варьируются от скорости движения и мощной силы до бессмертия. Рассмотрим подробнее их отличительные черты (таблица 2).
Таблица 2 Способности вампиров
Разновидности вампиров/способности | физическая мощь | ментализм | анимализм | внезапность появления | магия | бессмертне |
ФОЛЬКЛОРНЫЙ УПЫРЬ | сильный | нет | нет | нет | нет | да |
РАТВЕН Байрона | сильный | очарование | нет | нет | нет | да |
ДРАКУЛА Б. Стокера 19 век | сильный | гипноз | да | хождение по потолку, туман | нет | да |
ЛЕСТАТ Энн Райс 20 в | сильный | Усыпляет, читает мысли или ауры | нет | хождение по потолку | нет | да |
ЭДВАРД С.Майер 21 в | сильный | читать мысли | нет | полет | нет | да |
МОРОЙ Р.Мид 21 век | не очень | внушение | нет | нет | да, 4 стихии: вода, воздух, огонь, дух | нет |
ДАМПИР Р.Мид | сильный | нет | нет | нет | нет | нет |
СТРИГОЙ Р.Мид | сильный | внушение | нет | быстрота | нет | да |
ДЭЙМОН Л.Д.Смит 21в | сильный | внушение | да | быстрота, полет, туман | нет | да |
Трансформируясь и видоизменяясь из романа к роману, проживая век за веком, вампир терял и приобретал новые черты характера и образа жизни, оставаясь для человека страшной загадкой, но становясь все более похожим на человека и эмоционально близким к человеку. Именно поэтому образ вампира до сих пор остается популярным.
Заключение
Основными предпосылками появления образа вампира послужили следующие аспекты: природный аспект, медицинский аспект, а также фольклор разных народов.
Первое, что можно отметить, - интерес к вампиру проявляется в конкретные исторические периоды, связанные с концом века, чувством непонятного будущего и связанным с этим брожением умов. Это - романтизм начала 19 века, декаданс конца 19 - начала ХХ и современная нам готика. Такой период возникает на рубеже веков, в миг смены культур, когда появляется упоение эстетикой увядания и игр со смертью.
Затем, вампир оказался очень приятным противником. Во-первых, он очень кинематографичен. Во-вторых, с точки зрения законов жанра вампир представляет собой очень удачное сочетание набора сверхъестественных способностей и уязвимостей, делающих возможность его уничтожения реальной не только для группы сверхкрутых героев, но и для простых людей. В отличие от демона, при всех своих особенностях вампир вполне убиваем - надо только знать как, или удачно выбрать время.
Опрос моих одноклассников также показал, что причина популярности данного образа обусловлена тем, что вампиры до сих пор остаются загадочными существами, вселяющими страх, ужас, любопытство.
Также, проанализировав сами образы вампиры в литературе и кино в 18-21 вв., я пришла к выводу, что можно выделить три тенденции в эволюции данного образа.
Первая тенденция — следствие рационализма 20 века. Современные люди стремятся подвести логическое обоснование под любой феномен. А потому и существование вампира объясняют не только мистическими, но и физиологическими причинами. Кровососущего монстра вытягивают из фантастики мистической в фантастику научную, для которой мутант более естественен, чем живой мертвец.
Естественно, каждый автор пытался написать свое "научное обоснование вампиров". Из всех гипотез наиболее стильной мне представляется “вирусная теория”, описанная Б. Хэмбли в книге “Те, кто охотится в ночи”. Не менее достойна “Империя ужаса” Брайана Стэйблфорда, где средневековый фон сочетается с физиологической версией, а само произведение выписано с достоверностью специалиста по социологии и биохимии.
Вторая тенденция заключается в "очеловечивании" монстра. Рационализм 20 века потребовал от автора психологически достоверных вампиров, чего фольклорный упырь был совершенно лишен. Ведь большая часть мифологических существ являются не столько сформировавшимися личностями, сколько порождениями суеверий. Они лишены логики, психологии и мотиваций поведения. В результате у вампиров появились психологические проблемы — они стали существами, имеющими более сложные мотивации, чем страсть или голод.
Есть два варианта изображения вампирской психологии. У одних авторов вампиры разрываются меж новым голодом и своим человеческим прошлым (как в культовом фильме “Голод”). Другие авторы отталкиваются от таких особенностей вампирской жизни, как сопряженное с паранойей бессмертие и образ жизни ночного хищника.
Наконец, третья эволюционная тенденция заключается в постепенной интеграции вампира в современное общество. Вампир влился в культуру современной цивилизации, и все позабыли, что когда-то он относился к одной, вполне конкретной мифологической традиции. Поэтому вампиры перестают реагировать на элементы, связанные с отдельными фольклорными или религиозными взглядами: они не умирают от чеснока, не отражаются в зеркалах и не страдают аллергией на святые символы.
Авторы 20-21 вв. отказались от вампира-чудовища, существующего в единственном экземпляре. Поначалу родилось представление о том, что вампиры могут существовать группами, состоящими из хозяина и подчиненной ему стаи вампиров второго порядка. Такие приспешники после смерти хозяина теряют организованность или даже снова превращаются в людей. Затем вампиров во множестве расплодили по всему миру, их историю увели в седую древность, им придумали старейшин, законы, иерархию и даже систему связи.
Список литературы
Слайд 1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 г. Тамбова Эволюция образа вампира в литературе и кино Научно-исследовательская работа Выполнила: Ермакова Яна Павловна ученица 9А класса Научный руководитель: Рязанова Елена Анатольевна к.п.н., учитель английского языка Тамбов 2014Слайд 2
Цель - выяснить, как менялся образ вампира Актуальность исследования заключается в том, что обращение к истории литературы и кино поможет объяснить причины популярности образа вампира. Объектом исследования является история литературы и кино 18-21 вв. Предметом исследования выступает образ вампира
Слайд 3
Задачи исследования - изучить историю возникновения и этапы развития образа вампира в мировой литературе и кино; - установить тенденции развития образа вампира; - объяснить причины устойчивости интереса читателей к произведениям «вампирской» тематики
Слайд 4
Этапы исследования 1. Технологический (анализ литературы по теме, подборка материала для анализа); 2. Аналитический (сопоставление изученных материалов, выводы и определение путей, причин трансформации темы «вампиризма» в истории литературы, особенностей развития цивилизации, которые в этом проявились, выявление причин популярности данного образа при помощи опроса учащихся МАОУ СОШ №24)
Слайд 5
Корни вампиризма Хищный мир флоры и фауны Медицинский аспект Фольклор Пиявки, летучие мыши, клещи, блохи, комары, слепни, вши, клопы, плотоядные растения Порфири́я - наследственное нарушение пигментного обмена с повышенным содержанием порфиринов на фоне нервно-психического расстройства Волколаки, морои, стригои, лары, ракшас, веталы, вурдулаки, чанг-ши, упыри, драуг,
Слайд 6
Причины перехода образа вампира из народных сказаний в большую литературу 1) В конце 18-начале 19вв. начинается становление фольклористики как целенаправленного изучения народных сказаний, и писатели-аристократы просто получают возможность узнать о таковых, обращаясь к новому источнику сюжетов, которые они, естественно, начинают активно эксплуатировать. 2) Происходит окончательное освобождение литературы из-под влияния церкви. Для нас это важно тем, что допустимость того, что после смерти душа человека не устремилась в Рай или Ад, а каким-то образом осталось в теле, появляется только тогда, когда общее давление церкви ослабевает. 3) Образ вампира оказался связан с распространением романтизма, для которого характерны личностный взгляд на вещи, отчасти свободный от общих штампов, и первая попытка создать врага не столько лишенного положительных черт, сколько романтизированного, с человеческим лицом, врага, которого можно понять и воспринять не как лубочное зло, а как, по-своему, трагическую фигуру.
Слайд 7
Вампиры 18-19 вв.
Слайд 8
Вампиры 20-21 вв.
Слайд 11
Что привлекает вас в теме о вампирах?
Слайд 12
Тенденции в эволюции образа вампира Первая тенденция — следствие рационализма 20 века. Современные люди стремятся подвести логическое обоснование под любой феномен. А потому и существование вампира объясняют не только мистическими, но и физиологическими причинами, например, «вирусной теорией». Вторая тенденция заключается в "очеловечивании" монстра. Рационализм 20 века потребовал от автора психологически достоверных вампиров. В результате у них появились психологические проблемы — они стали существами, имеющими более сложные мотивации, чем страсть или голод. У одних авторов вампиры разрываются меж новым голодом и своим человеческим прошлым. Другие авторы отталкиваются от таких особенностей вампирской жизни, как сопряженное с паранойей бессмертие и образ жизни ночного хищника. Третья тенденция заключается в постепенной интеграции вампира в современное общество. Вампир влился в культуру современной цивилизации, и все позабыли, что когда-то он относился к одной, вполне конкретной мифологической традиции. Поэтому вампиры перестают реагировать на элементы, связанные с отдельными фольклорными или религиозными взглядами: они не умирают от чеснока, не отражаются в зеркалах и не страдают аллергией на святые символы.
Растрёпанный воробей
Сказка "Морозко"
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Рисуют дети водопад
Привередница