Наблюдая за Луной, человек осознал зависимость свой жизни от ее движения по ночному небу. Поэтому за всю свою историю человечество разработало много методик и календарей, которые помогали людям придерживаться лунных ритмов в своей повседневной жизни, не только указывая на лучшие сроки совершения религиозных ритуалов, но выбирая наиболее эффективное время для посева зерна, уборки дома, гадания, очищения организма и т.д. Практическое применение исследования: данные моего исследования можно использовать в организации учебного процесса. Учителю можно учитывать лунный календарь при составлении календарно-тематического планирования, при планировании контрольных и самостоятельных работ, планировать изучение сложных тем в зависимости от влияния фаз на успеваемость учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_lunnykh_faz_na_uspevaemost_shkolnikov.doc | 587 КБ |
Частное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа «Новый путь» г. Армавир
Исследовательская работа по теме:
«Влияние лунных фаз на успеваемость школьников»
Работу выполнила
ученица 5 «А» класса ЧОУ-СОШ «Новый путь»
города Армавира Краснодарского края
Бабакехян Анастасия Артуровна.
Руководитель: учитель физики
ЧОУ-СОШ «Новый путь» Мкртычян Е.Г
г.Армавир.
Исследовательская работа по теме:
«Влияния лунных фаз на успеваемость школьников»
ПЛАН.
I.ВВЕДЕНИЕ
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Общие сведения о Луне.
2. Лунные циклы.
3. Влияние Луны на процессы в организме человека.
4. Исследований влияния фаз Луны на успешность обучения.
5.Выводы.
6.Рекомендации.
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. ВВЕДЕНИЕ
Когда Луна сверкнёт во мгле ночной
Своим серпом, блистательным и нежным,
Моя душа стремится в мир иной,
Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.
Константин Бальмонт
Человек всегда стремится к познанию нового, неизвестного в окружающем его мире.
С незапамятных времен его взоры были обращены на небосвод, на котором он видел Солнце, Луну, звезды. Древний человек еще на заре цивилизаций обращал свой взор на ночное небо, ища в нем смысл своего существования, оправдания своей дневной деятельности. И этот горящий ярким светом диск Луны казался ему глазом какого-то бога или богиней: он то полностью открыт, как это бывает в полнолуние, его почти не видно, когда наступает новолуние. Между этими крайними точками серп Луны казался прищуренным глазом божества, взирающим на человека со своих звездных высот. Вот так до сих пор человек и Луна созерцают друг друга по ночам.
Уже давно учеными подмечено, что приливы и отливы управляются Луной.
Лунная гравитация вызывает подъем уровня океана на 1,5 метра, а в узких заливах эта величина достигает 12-16 метров. Даже твердая оболочка Земли реагирует на движение Луны - она поднимается на 50 сантиметров (происходит такой подъем достаточно равномерно, поэтому мы не замечаем этого). Поэтому неудивительно, что человеческий организм, состоящий на 80% из жидкости, подвержен лунному влиянию.
Власть этого спутника над земной жизнью была отмечена еще Цицероном. Он указывал, что «каждый месяц Луна проходит траекторию, совершаемую Солнцем за год. Она в значительной степени способствует созреванию растений и росту жизни».
Наблюдая за Луной, человек осознал зависимость свой жизни от ее движения по ночному небу. Поэтому за всю свою историю человечество разработало много методик и календарей, которые помогали людям придерживаться лунных ритмов в своей повседневной жизни, не только указывая на лучшие сроки совершения религиозных ритуалов, но выбирая наиболее эффективное время для посева зерна, уборки дома, гадания, очищения организма и т.д.
Актуальность темы. Прошли времена, когда воздействие Луны на наш организм подвергали сомнению. Огромное значение для нас имеют процессы, происходящие на Солнце. Без участия Солнца жизнь на Земле вообще была бы невозможна. Но Луна, которая значительно меньше Солнца по размерам, находится к Земле гораздо ближе. Поэтому соотношение массы Луны и расстояния до неё приводит к гораздо большему влиянию Луны на планету Земля и все находящиеся на ней объекты. В своей работе я хотела выяснить взаимосвязь лунных фаз с изменениями в успеваемости учеников 4 и 5 классов.
Цель исследования: исследовать влияние лунных фаз на успеваемость школьников.
Гипотеза: лунные фазы влияют на успеваемость школьников.
Задачи:
1.Проанализировать изучение этой проблемы в литературе.
2.Выявить основные периоды влияния Луны на организм человека.
3.Провести исследование по выявлению влияния лунных фаз на успеваемость школьников
4.Доказать влияние фаз Луны на успешность в обучении школьников (на примере 4 и 5 классов нашей школы).
Практическое применение исследования: данные моего исследования можно использовать в организации учебного процесса. Учителю можно учитывать лунный календарь при составлении календарно-тематического планирования, при планировании контрольных и самостоятельных работ, планировать изучение сложных тем в зависимости от влияния фаз на успеваемость учащихся. В период полнолуния заменить обычный школьный звонок спокойной музыкой, символизирующей начало и конец урока.
1. Общие сведения о Луне.
Луна — естественный и единственный спутник Земли, находящийся от нее на расстоянии 384 тысячи километров, что равно примерно 30 диаметрам Земли.
Радиус Луны 1738 км, что всего в 3,6 раза меньше радиуса Земли. Диаметр Луны чуть больше четверти земного З 476 км.
Луна представляет собой холодное, скалистое шаровидное тело с твердой поверхностью, без атмосферы и воды. Сила тяжести на Луне в 6 раз меньше земной. Плотность Луны всего в 3,3 раза больше плотности воды, что меньше, чем у любой из планет земной группы: самой Земли, Меркурия, Венеры и Марса. Масса Луны составляет 0,0123 Массы Земли (приблизительно 1/81) или 7 кг. Луна движется вокруг Земли со средней скоростью 1,02 км/с по приблизительно эллиптической орбите в том же направлении, в котором движется подавляющее большинство других тел Солнечной системы, то есть против часовой стрелки.
Землю и Луну иногда называют двойной планетой, так как размеры и массы этих тел близки.
Происхождение Луны окончательно еще не установлено. Существует огромное количество гипотез, пытающихся объяснить происхождение Луны. Теория, возникшая не так давно и принятая сейчас как наиболее правдоподобная. Это гипотеза гигантского столкновения. Основная идея состоит в том, что, когда планеты, которые мы видим теперь, только еще формировались, некое небесное тело величиной с Марс с огромной силой врезалось в молодую Землю под скользящим углом. При этом более легкие вещества наружных слоев Земли должны были бы оторваться от нее и разлететься в пространстве, образовав вокруг Земли кольцо из обломков, в то время как ядро Земли, состоящее из железа, сохранилось бы в целости. В конце концов, это кольцо из обломков слиплось, образовав Луну.
Возраст Луны. Изучая радиоактивные вещества, содержащиеся в лунных породах, ученые сумели вычислить возраст Луны. Измерив пропорцию урана и свинца, содержащихся в породе, можно вычислить ее возраст: чем больше свинца, тем она старше Камни на Луне стали твердыми около 4,4 млрд. лет назад. Луна формировалась, по-видимому, незадолго до этого; ее наиболее вероятный возраст — около 4,65 млрд. лет
Поверхность Луны. Атмосферы на Луне нет. Небо над Луной всегда черное, даже среди дня, потому что для рассеивания солнечного света и образования голубого неба, как на Земле, необходим воздух, который там отсутствует.
Также на Луне царит полная тишина, так как звуковые волны в вакууме не распространяются. По этой же причине погоды на Луне тоже нет; дождь, реки и лед не формируют лунного ландшафта, как это происходит на Земле.
В дневное время, не будучи защищенной атмосферой, температура лунной поверхности под прямыми лучами Солнца поднимается значительно выше точки кипения воды (до +110 °С), а по ночам температура падает до 150. Поверхность Луны довольно темная, она отражает в среднем лишь 7,3 % солнечных световых лучей, а в полнолуние она посылает на Землю в 465 000 раз меньше света, чем Солнце. В зависимости от фаз, это количество света уменьшается гораздо быстрее, чем площадь освещенной части Луны, так что когда Луна находится в четверти, и мы видим половину ее диска светлой, она посылает нам не 50 %, а лишь 8 % света от полной Луны.
Даже невооруженным глазом на Луне видны неправильные протяженные темноватые пятна, которые были приняты за моря; название сохранилось, хотя и было установлено, что эти образования ничего общего с земными морями не имеют. Телескопические наблюдения, которым положил начало в 1610 году Г. Галилей, позволили обнаружить гористое строение поверхности Луны. Выяснилось, что моря — это равнины более темного оттенка, чем другие области, иногда называемые континентальными (или материковыми), изобилующие горами, большинство которых имеет кольцеобразную форму (кратеры). Обширные светлые участки лунной поверхности, называемые материками, занимают около 60% видимого с Земли диска. Это неровные, гористые районы. Остальные 40% поверхности — моря, ровные глад кие области. Материки пересечены горными хребтами. Они расположены главным образом вдоль «побережий» морей. Наибольшая высота лунных гор достигает 9 км
ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЛУНЫ. Под лунной корой расположена мантия, в которой, подобно земной, можно выделить верхнюю, среднюю и нижнюю. Толщина верхней мантии около 250 км, а средней примерно 500 км, ее граница с нижней мантией расположена на глубине около 1000 км. В самом центре Луны, по-видимому, находится небольшое жидкое ядро радиусом менее 350 километров. Ядро может быть железо-сульфидным либо железным. Его масса не превышает 2 % от массы всей Луны.
2. Лунные циклы.
Вследствие вращения Земли с запада на восток Луна восходит на востоке и заходит на западе, двигаясь вокруг Земли в направлении с запада на восток. Вращаясь вокруг нашей планеты, Луна непрерывно меняет свою видимую форму, то она видна как полностью освещенный диск, то, как узкий серп, рога которого могут быть обращены как вправо, так и влево. Все это объясняется разными положениями Луны относительно Земли и Солнца, отчего Луна и бывает по-разному освещена им. Это порождает смену лунных фаз (фазой называется доля диска небесного тела, освещенная Солнцем).
Полный цикл изменения лунных фаз проходит за 29,53 суток. Это так называемый синодический месяц, он примерно на 2,2 суток длиннее звездного месяца — промежутка времёни, в течение которого Луна «облетает» Землю и возвращается в прежнее положение.
Лунный месяц делится на четыре фазы.
Первая и вторая фазы — растущая Луна, третья и четвертая фазы — убывающая Луна.
ПЕРВАЯ ФАЗА ЛУНЫ ( Рacтущaя Лунa)
1 фаза соответствует 1-7 лунным суткам. Начало фазы – Новолуние. Солнце и Луна в это время находятся на одной стороне от Земли, и происходит суммирование их сил гравитации, что вызывает максимальные приливы и отливы.
В этот момент Луна практически неразличима, так как она обращена к Земле своей неосвещенной - стороной. Время наступления этой фазы точно устанавливается по специальным астрологическим таблицам. Но со временем, ночью, начинает проглядывать узенький тонкий серп. Этот серп — не что иное, как освещенный край поверхности лунного диска. Луну в этот период называют «молодым месяцем», «растущей луной».
ВТОРАЯ ФАЗА ЛУНЫ соответствует 8-15 лунным суткам. Начало фазы – 1-я четверть.
Вторая фаза наступает после новолуния примерно через неделю. Лунный диск при этом освещен наполовину. Завершается эта фаза полнолунием. Лунный диск во время полнолуния полностью освещен. Яркость его наибольшая ведь Луна находится почти напротив Солнца. Полнолуние наступает в конце второй недели после новолуния.
ТРЕТЬЯ ФАЗА ЛУНЫ соответствует 16-22 лунным суткам. Нaчaлo фaзы – пoлнoлуниe. Лунa и Солнце противостоят друг другу, и противодействуют их силы гравитации. В это время приливы и отливы минимальные, соответственно, меньше штормов и наводнений.
После полнолуния освещение лунного диска постепенно снижается. К концу недели он уже будет освещен лишь наполовину. Луна начинает убывать.
ЧЕТВЕРТАЯ ФАЗА ЛУНЫ соответствует 23-29, 30 лунным суткам. Начало фазы - четверть последняя. Луна продолжает убывать. С каждым днем серп Луны становится все тоньше и тоньше, пока не сойдет на нет.
НОВОЛУНИЕ И ПОЛНОЛУНИЕ
В новолуние бывают приливы, ведь именно в это время Солнце и Луна находятся по одну сторону относительно Земли.
Именно поэтому такое время называют днями «темной» луны — ночного светила вообще не видно на небе (происходит это потому, что Солнце в это время освещает обратную сторону Луны). А так как оба светила находятся по одну сторону от нашей планеты, то и водную оболочку они тянут сильнее, ведь к силе притяжения Луны добавляется еще и сила притяжения Солнца. Начинается сильный прилив (а на противоположной стороне Земли — отлив). Во время полнолуния Солнце и Луна, наоборот, находятся по разные стороны от Земли. В этом случае Солнце тянет водную оболочку Земли на себя, а Луна - на себя. Прилив наблюдается и в том, и в другом случае, но слабее, чем во время новолуния.
3. Влияние Луны на процессы в организме человека.
Рассмотрим влияние Луны на процессы в организме человека. Тело человека включает в себя значительный процент воды. С возрастом этот процент уменьшается. Но в среднем, примерно на 70 % человеческий организм состоит из воды. И поэтому хотим мы того или нет, признаём мы это или нет, но тело наше подчиняется элементарным законам физики.
Весь лунный месяц условно делится на 4 части, характеризующие положение Луны на линии Солнце - Земля - Луна. В зависимости от этого положения, к гравитационным силам Земли и Солнца, действующим на человека, добавляется
Новолуние. Поскольку в новолуние снижается давление жидкостей в организме, оно может стать трудным периодом для гипотоников, людей, у которых давление крови и так понижено. Эмоциональный спад может неблагоприятно сказаться на людях, склонных к депрессиям. Вряд ли в этот период можно ожидать высокой работоспособности и вдохновения от трудового коллектива, успехов в учебе от школьного класса, быстрого выздоровления больного.
Первая четверть. В организме в этот период особенно вероятны сбои в работе системы пищеварения, обострения хронических заболеваний, разного рода нарушения равновесия. Физиологические процессы в это время как бы бросаются из одной крайности в другую, им не хватает стабильности. Общая напряженность часто приводит к возникновению головной боли, повышенной нервозности.
Полнолуние. Период полнолуния может оказаться трудным, кризисным для тех, кто склонен к перевозбуждению, чья психика нестабильна. Наш разум в это время так активен, что трудно заснуть, поэтому полнолуние может создать дополнительные трудности для людей,страдающих бессонницей.
Последняя четверть. К ней относится все то, что было сказано для первой четверти; некоторое различие связано с тем, что в качестве сферы приложения своей энергии в последнюю четверть люди чаще всего выбирают работу, карьеру, отношения с начальниками.
4. Исследование влияния фаз Луны на успешность обучения.
Для того чтобы проверить как влияют фазы Луны на успеваемость учащихся четвертых и пятых классов, мы проводила эксперимент, суть которого заключалась в следующем: с учащимися перечисленных классов проводили математические диктанты. Диктанты были несложные, они проводились в одно и то же время (3 урок). Эти диктанты мы проводили вместе с преподавателем в новолуние, среднюю фазу и полнолуние. Результаты диктантов оформила в виде трёх нижеприведённых таблиц. Количество учащихся в 5 кл-16 человек,
а в 4-м классе-14 учеников.
Класс | 5 | 4 | 3 | 2 | качество | успеваемость |
4 (14 уч.) | 2 (14 %) | 3(22%) | 8 (57%) | 1 (7%) | 36% (5 чел) | 92,9% |
5(16 уч.) | 2(12,5%) | 2 (12,5%) | 11 (68,75%) | 1(6,25) | 25% | 93,75% |
Результаты исследований, проведенных в новолуние.
Результаты исследований, проведенных в средней фазе
Класс | 5 | 4 | 3 | 2 | качество | успеваемость |
4-14 уч. | 4 (28,6 %) | 5 (35,7%) | 5 (35,7%) | - | 64% | 100 |
5-16 уч. | 4(25%) | 4 (25%) | 8 (50%) | - | 50% | 100 |
Результаты исследований, проведенных в полнолуние
Класс | 5 | 4 | 3 | 2 | качество | успеваемость |
4 -(14) уч. | 1(7%) | 1(7%) | 10(71%) | 2(14,28%) | 14,3% | 85,7% |
5-16 уч. | 1 (6,25%) | 1 (6,25%) | 12(75%) | 2( 12,5 ) | 12,5% | 87,5 |
Вывод:
Результаты диктанта в полнолуние гораздо хуже, чем в новолуние. Учащихся 4-х классов, написавших на двойки в новолуние, составляет 7%, когда в полнолуние 14,28%, а в 5-х классах – в новолуние 6,25% двоек, а в полнолуние -12,5 %. Увеличилось и количество троек: в 4-м классе с 57% до 71%, в пятом классе количество работ выполненных на «3» увеличилось с 68,75 % до 75%. Наблюдая за поведением учащихся в новолуние и полнолуние, мы заметили, что некоторые учащиеся или очень возбуждены, или очень пассивны. Из этого следует, что трудоспособность человека в полнолуние снижается. Фаза полнолуние влияет на людей легковозбудимых, у которых психика нестабильна, и в полнолуние они элементарно не высыпаются и, придя утром в школу, не очень успешно выполняют контрольную или проверочную работу. Может быть, в новолуние и полнолуние не следует планировать серьёзных контрольных работ и экзаменов. Ведь в нашей школе, по данным медосмотра, абсолютно здоровых детей всего 14 процентов. Значит, в полнолуние и новолуние оставшиеся 86 процентов будут испытывать воздействия (кто-то подъём, кто-то спад в зависимости от артериального давления). Чтобы условия для всех были одинаковы, лучше контроль проводить в средние фазы Луны.
Для подтверждения влияния лунных фаз на учебную деятельность школьников мы проанализировали успеваемость учащихся 4 и 5 классов по классным журналам по основным предметам: русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру. Мы подсчитали наибольшее количество «5»,«4», «3» и «2» в разные фазы Луны.
Результаты данного эксперимента представлены в виде графика. Из графика видно, что наиболее сильно на учебную деятельность влияет полнолуние. В этот период учащимися было получено наибольшее количество «3» и «2».
Было замечено, что в это время у ребят очень рассеяно внимание, они не могут сосредоточиться. Исследование показало, что наиболее удачное время для учения выпадает на среднюю фазу в период новолуния. В этот период учащиеся получали наибольшее количество «5» и «4». В период средней фаза убывающей Луны и новолуния ребята достаточно пассивны, безразличны к учебе.
Это можно объяснить следующим образом: в эксперименте принимали участие ученики четвертого и пятого классов, в общей сложности - 30 учеников нашей школы. Чтобы проанализировать состояние их здоровья, я обратилась за помощью к школьной медсестре. Она выдала мне следующую информацию: оказывается из 30 учеников: 5человек имеют пониженное давление и 9 – повышенное давление, а именно в полнолуние люди с высоким давлением имеют много проблем.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Данной работой я занималась в течение двух месяцев. Идея этих опытов принадлежит не мне. Я использовала телевизионную передачу о том, что одна из московских школ учится по лунному календарю. Контрольные работы, срезы, трудные темы в этой школе даются в определенные дни месяца, наиболее благоприятные для этого. Я очень заинтересовалась этим. Мне захотелось убедиться в справедливости такого режима. Я поставила перед собой цель проверить, действительно ли Луна оказывает влияние на успешность обучения. Влияние это действительно наблюдается, но оно, как пишут ученые, в настоящее время не такое уж сильное, как было много веков назад. Это объясняется тем, что веками человеческий организм приспосабливался к нему. Но все, же влияние Луны проявляется и в наши дни.
По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие
выводы:
1.Наиболее благоприятным периодом для учебной деятельности явились дни соответствующие первой и второй лунной фазе.
2.Неблагоприятное влияние на учащихся оказывают дни, соответствующие новолунию и полнолунию (особенно полнолунию)
3.Наиболее пассивны ученики в период четвертой четверти. Резко снижается работоспособность и успеваемость.
Предполагаю, что делать такой эксперимент для большого количества людей без учета медицинских показаний, биоритмов человека, его психики нецелесообразно. На полнолуние и новолуние организм разных людей откликается по-разному, поэтому сложные задания нужно давать в среднюю фазу возрастающей Луны. Мы думаем, что в этот период ученики и учителя с повышенным, пониженным и нормальным давлением будут в равных условиях.
Хотелось бы, чтобы мои наблюдения и выводы были полезны, чтобы наши потомки учились по лунному календарю. Надеюсь, что моя работа станет еще одним шагом к тому, чтобы человечество учитывало особенности окружающей среды и природы при планировании своей деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Болдуин Р. Что мы знаем о Луне.- М.: Мир, 1967.
2.Дубровский Е.В. «Разум побеждает»: Рассказывают ученые/ Сост. – М.:
3.Интернет источники: http:// sex-for-future.narod. ru /luna 005/ html - исследование Луны зондами; http://www.ussr. to/Russia/kornilov/moont.htm - гиперкарта Луны, полученная с АМС «Клементина». Содержит два миллиона снимков Луны.
4.Маковецкий П.В. «Смотри в корень!»: Сборник любопытных задач и вопросов. – 4-е издание, испр. и доп. – М.: Наука, 1979 год, 384 с. Страницы 213 – 220. Политиздат, 1979. – 351 с., ил.
5.Назаровская Т.И. Луна день за днем. – СПб: А.В.К.- Тимошка, 2001.
6. Народные поверья о Луне / Авт.- сост. А.В. Купрейчик.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
7.Перельман Я.И. Занимательная астрономия.- М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1985.
8.Уманский С.П. Луна- седьмой континент. – М.: Знание, 1989.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
ПРИМЕРЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ.
4 класс
Диктант №1
1.25 увеличить в 100 раз.
2.Чему равно второе слагаемое, если первое слагаемое- 60, а сумма- 310?
3.Найди частное 360 и 4.
4.500 без 59.
5.На сколько надо увеличить 170, чтобы получить 25?
6.Сколько центнеров в 8 т?
7.Сколько дней в 3 неделях?
8.Найди произведение 7 и 400.
9.2000 г Сколько это кг?
10.Отцу 36 лет, сын в 4 раза моложе отца. Сколько лет сыну?
Диктант №2
1.100 уменьши в 5 раз.
2.100 уменьши на 5.
3.Какое число в 2 раза больше 68?
4.Сколько метров в 5 км?
5.В пакете 800 г риса. Сколько надо добавить риса до 1 кг?
6.На сколько 100 меньше 800?
7.Найди разность чисел 500 и 50.
8.Увеличь в 4 раза число 300.
9.Делимое 99, делитель 9. Чему равно частное?
10.Сердце здорового человека делает 75 ударов в минуту. Сколько ударов сделает сердце за 2 минуты?
5 класс.
Диктант №1.
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник
1. Как называется многоугольник с наименьшим числом вершин?
Выразите в метрах:
2. Четырнадцать километров.
3. Тридцать километров семьдесят метров.
Выразите в миллиметрах:
4. Пять сантиметров.
5. Пять метров.
Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»):
6. Четыре дециметра пять миллиметров равны сорока пяти миллиметрам.
7. В одном метре одна тысяча миллиметров.
8. Один метр семь сантиметров равны ста семи сантиметрам
Диктант № 2
Обозначение натуральных чисел
1. Запишите самое маленькое натуральное число.
2. Запишите самое большое трехзначное число.
Запишите цифрами число:
3. Десять миллионов сто тысяч двадцать.
4. Шесть миллиардов двадцать миллионов пять.
5. 15 млpд. 3 млн. 20 тыс.
6. Как читается число, которое записывается единицей с пятью последующими нулями?
Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»):
7. За числом две тысячи девятьсот девяносто девять следующее натуральное число три
тысячи.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Повезло! Стихи о счастливой семье
Просто так
"Разделите так, как делили работу..."