В свое работе Аня доказывает, что чтение книг - это одно из важных условий успешного обучения. Книги помогают хорошо окончить школу, университет с отличием, и стать успешной в работе. Многие знаменитые люди добились успехов в жизни, благодаря книгам.
Вложение | Размер |
---|---|
kak_khorosho_umet_chitat_prokhorova.doc | 927 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23 имени С.В. ДОБРИНА
Как хорошо уметь читать!
Проектно - исследовательская работа
Выполнена ученицей
4 В класса МАОУ СОШ № 23
г. Липецка
Прохоровой Анной Алексеевной
Руководитель – Голубкова Н.Е.
Липецк, 2014
Введение
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны Земли и движенье планет –
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
Б. Раевский
Здравствуйте, меня зовут Прохорова Анна. Я учусь в 4В классе. Мое любимое занятие в свободное время – чтение хороших книг. Каждый образованный человек должен постоянно читать, для того чтобы повышать свою эрудицию и накапливать ценные знания, и книга в этом – лучший помощник. Главная ценность книги – в ее содержании. Жизнь человека быстротечна, а книга – практически единственный способ передачи знаний через время и пространство.
Личные библиотеки, где хранились не только документы, а также и литература для чтения – поэзия, исторические и философские труды появились очень давно, ещё до изобретения бумаги. Особенно много библиотек было в Древнем Риме. Чтение среди граждан Рима было очень популярным занятием. Люди читали везде – на прогулках в саду, на пирах, даже в банях. Понятно, что разворачивать длинные свитки было неудобно, и был придуман выход – нарезанные листки папируса стали сшивать в аккуратные книжечки в кожаном переплете. Такие книги – так называемые «кодексы» - со стихами известных поэтов римские аристократы дарили друг другу; быть может, тогда родилось выражение «книга – лучший подарок».
Сейчас библиотеки стали доступны всем, и каждый желающий может собрать свою библиотеку из любимых книг. У меня уже есть библиотека, в ней, правда, ещё не очень много книг, но я люблю каждую из них. Мои родители, бабушки, дедушки и тёти всегда дарят мне книги, и для меня книга – лучший подарок.
Слайд 2
Ни для кого не секрет, что, читая, человек в разы расширяет свой кругозор. И это лишь малая часть того влияния, которое на него может оказывать художественная литература. К сожалению, в наше время, далеко не все дети притрагиваются к книгам в свободное время, считая, что их вполне могут заменить Интернет и телевидение. Книга – это возможность прожить сотни жизней и испытать тысячи эмоций, путешествовать в другие страны или миры, находясь дома. За чтением книг приятно провести свободное время.
Слайд 3
После того, как я для себя открыла чудесный мир детской литературы, мне захотелось, чтобы и мои одноклассники тоже полюбили чтение книг. К тому же меня очень взволновала информация, которую я услышала в одной из телепередач. В этой передаче сообщили, что, россияне перестали быть самой читающей нацией, уступив пальму первенства не только индийцам и китайцам, но и таиландцам, филиппинцам и египтянам. По данным экспертов, больше всех сейчас читают индийцы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю. Согласно опросу, проведенному фондом «Общественное мнение» весной 2009 года: каждый второй россиянин читает только газеты, каждый третий – только журналы. Кстати, четвертая часть опрошенных заявила, что не читает НИЧЕГО вообще.
Согласитесь, такое положение вещей не может не огорчать, не волновать, не заставлять задуматься о том:
Поэтому я решила, что моё исследование обязательно будет связано с чтением. Во время подготовки, мы с мамой изучили материал по теме моего выступления, а вместе с Натальей Евгеньевной провели анкетирование в классе по теме «Любите ли вы читать?».
Слайд 4
Итак, цель моей работы – определить место чтения в жизни моих одноклассников и их читательские интересы, привлечь внимание школьников к чтению книг.
Объект исследования: книги.
Предмет исследования: значение книг для людей.
Начиная исследование, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Познакомиться с историей появления книги.
2. Узнать, какие бывают книги.
3. Узнать ценность книги.
4. Выяснить значение чтения в жизни человека.
5. Рассказать одноклассникам о значении книги и о пользе чтения.
6. Провести анкетирование и проанализировать читательские дневники.
7. Предоставить полученную информацию одноклассникам в виде презентации.
Слайд 5
Мною использованы следующие методы исследования:
Слайд 6
Гипотеза: я предположила, что читать книги очень полезно.
Глава 1
История создания книги
История книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по-разному пришли к письменности, используя для письма разный материал: камень, кость, дерево, металл, шёлк, кожу, кукурузные стебли.
Слово «книга» происходит от церковно–славянского выражения «кънигы», что означает буквы или вообще письмо.
В седой древности материалом для письма служил КАМЕНЬ. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. Впоследствии на скалах, на каменных плитках и столбах высекали законы, имена царей, памятные события.
слайд 7
ГЛИНЯНЫЕ КНИГИ – самые древние. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечку сушили и обжигали в печах, как горшки. По размеру глиняные плитки были 32х32 см и толщиной в 2,5 см – настоящий плоский кирпич. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавалась книга. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии.
А в соседнем Египетском государстве книги делали из ПАПИРУСА – речного тростника с высоким и толстым стволом, разрезанным на полосы и высушенным. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка, обычно длиной около 6 метров. После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре.
Много веков люди пользовались папирусом. До нас дошли египетские, еврейские, греческие, персидские папирусы, которые хранятся в крупнейших музеях мира. В Британском музее в Лондоне хранится папирус длиной 40 метров, но встречались и свитки 45-метровой длины. Свиток – это одна сплошная страница. На свитках записаны исторические документы, научные труды, литературные произведения народов Древнего Востока, Греции и Рима.
На смену папирусу пришел новый писчий материал – ПЕРГАМЕНТ.
В древнем Пергамском государстве его выделывали из шкур животных (коз и овец, а самый тонкий получали из телячьей кожи). На нем можно было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Четвертинка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивалось, и получалась книга, в которой можно было писать и рисовать, и называлась она кодексом. По внешнему виду кодекс напоминает современную книгу. На написание одной книги уходило целое стадо баранов. Книга писалась от руки несколько лет.
Папирус и пергамент были дороги. Да и сама переписка книг стоила дорого, потому что мало было ученых людей, которые могли бы правильно переписывать. Поэтому писали только самые важные сообщения, которые нужно было сохранить надолго. Для каждодневного употребления пользовались дощечками, на которых можно уничтожать написанное. Иногда дощечки покрывали тонким слоем воска и писали тонким острием. Когда запись становилась ненужной, воск нагревали, он растапливался и запись стиралась; когда воск застывал, можно было писать снова.
В Древней Руси писали на березовой коре – БЕРЕСТЕ. Знаки на кору наносили костяным стерженьком с ушком вверху, сквозь которую продергивалась тесемка. Стерженёк подвешивали к поясу.
Во II веке н.э. в Китае изобрели БУМАГУ. Это был более дешевый материал. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность.
1 марта 1564 года появилась первая русская печатная книга «Апостол». Позднее создал во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола». В 1580-81 гг. издал первую полную славянскую Библию («Острожская библия»).
Книги интересны не только по содержанию. Существуют издания разного формата, формы, цвета и даже состава.
Например…
…вот книга, которую можно удержать лишь подушечками пальцев.
А эта похожа на теннисный мячик и сделана из того же материала.
Книжка-раскладушка.
Деревянная книжка с необычной, выпуклой обложкой.
Издаются книги и с таким оформлением.
В Санкт-Петербурге есть даже скульптура в виде книги. На ней высечены строки Пушкина "Люблю тебя, Петра творенье..."
Двадцатый век подарил нам новую разновидность книги – электронную. Такая книга хранится в памяти компьютера. В нее можно поместить не тысячи, а десятки тысяч и даже миллионы произведений. Кстати, электронная книга и традиционная не соревнуются между собой, а мирно соседствуют. И это не удивительно. Ведь многотомная энциклопедия может поместиться на маленьком компакт – диске, вместо того чтобы занять целую полку книжного шкафа. Однако большинство нужных нам книг лучше иметь напечатанными – им в отличие от компьютера не требуется электричество, и их можно брать куда угодно.
Итак, первый вывод, к которому я пришла, занимаясь этой темой, состоит в том, что книга – это бесценное наследие, ведь именно книги – главные хранители и свидетели истории человечества.
Как бы ни менялся мир вокруг нас, не неслось вперед время, меняя образ жизни и лица правителей, книга всегда остается рядом с человеком, дает ему информацию, успокаивает и ободряет в трудную минуту, питает надеждой и вдохновляет
Интересное о книге
Глава 2. Исследование
Глава 2.1. Роль книги в нашей семье
К сожалению, в наше время не только дети, но и взрослые очень редко берут в руки книги. А между тем давно доказано, что умение мыслить развивается двумя путями: математикой и чтением классической литературы. Так что все взаимосвязано и неделимо.
У меня есть своя небольшая домашняя библиотека. Началом создания моей домашней библиотеки можно считать день моего рождения, а было это в 2003 году. Первые мои книги мне подарили родители. В нашей библиотеке около ___ книг, из них ___ – для детей. В моей детской домашней библиотеке такие разные книги: это и сказки, и стихи, и рассказы, и сказочные повести, мифы, повести и рассказы о животных, детская фантастика. Но кроме художественных книг есть ещё и энциклопедии. Они помогают мне в написании докладов по окружающему миру. В этих книгах можно найти ответы на многие вопросы, которые меня интересуют.
Моя мама Прохорова Светлана Анатольевна с детства любила читать. Её любимыми книгами были: ________________________________________. Книги помогли ей хорошо закончить школу.
Я тоже очень рано полюбила книги. Мама рассказывала, что в годик я уже с удовольствием слушала, как мама читает потешки, потом мама перечитала мне очень много книг Корнея Чуковского, в 3 года я знала наизусть «Федорино горе», «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Муха-Цокотуха». Любовь к чтению мне привили мама и бабушка.
Сейчас я люблю читать ______________________________________.
Я очень часто хожу в школьную библиотеку, там много интересных книг и журналов. Мой навык чтения составляет ____ слов в минуту.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
На начальном этапе своей работы мы дома разработали небольшую анкету.
Анкета по чтению
Анкета (рисунок 1) составлена для получения ответа на вопросы, вставшие передо мной: любят ли мои одноклассники читать, как часто они читают, какие жанры предпочитают.
В анкетировании приняло участие 20 человек, это ученики моего класса. Анкеты были анонимными, поэтому, мне кажется, что все отвечали честно. Результаты обработки анкет показаны в диаграммах.
Вот что получилось
Эта диаграмма нам показывает, что чтение является все-таки любимым занятием. Так, на этот вопрос большинство учащихся моего класса ответило положительно (13 человек), 4 человека читать любят, но не совсем и 3 человека читать не любят вообще.
2. Интересуются ли родители вашим чтением?
На этот вопрос 18 человек из 20 ответили, что «Да, интересуются». 1 человек ответил, что «Редко интересуются» и 1 учащийся не знает ответа на этот вопрос.
Очень важно выбирать для чтения хорошие книги и в этом должны помогать взрослые.
Хорошо, когда родители советуют своему ребёнку книгу, которую они сами прочитали и знают о чём она.
3. Что нравится читать?
В основном школьники любят читать книги. Это 15 человек из 20 опрошенных. Журналы нравятся читать 4 учащимся. Наименьшее предпочтение отдаётся газетам. Всего лишь 1 ученик любит читать газету «Золотой ключик».
4. С какой целью вы читаете?
На вопрос о цели чтения многие учащиеся ответили, что добыть какую-либо информацию (10 человек), 5 учеников читают, потому что вынуждает школьная программа и для 5 учеников – это любимое занятие.
5. Когда обычно ходите в библиотеку?
Книги есть в каждой семье, но далеко не все. Для этого и существуют библиотеки. Из диаграммы мы видим, что почти все ребята (17 человек) ходят в библиотеку по своему желанию, лишь 3 человека никогда не посещают библиотеку.
6. Какие книги любите читать?
Наибольшее предпочтение учащиеся моего класса отдают фантастическому жанру (15 человек).
На втором месте – книги о природе и животных (8 человек), сказки и книги о войне занимают 3-е место (по 5 человек), детективы предпочитают 4 человека. Меньшее предпочтение отдают стихам – 3 человека и книгам по истории и о сверстниках (по 2 человека).
Важно, чтобы дети читали разные книги: рассказы о сверстниках, сказки, стихи о природе, интересные познавательные издания, журналы с ребусами и шарадами.
7. Для чего надо читать?
На вопрос: «Для чего надо читать?» учащиеся ответили следующим образом:
чтобы узнавать что-то новое, интересное – 9 человек;
чтобы быть умным – 5 человек;
чтобы развивать навык чтения – 11 человек;
чтобы повысить свой словарный запас, свою эрудицию – 1 человек;
это интересно – 2 человека.
1-2 книги – 7 человек;
3-4 книги – 7 человек;
5 книг – 2 человека;
не знаю – 1 человек.
До 5 страниц читают 7 человек.
От 5 до 10 страниц – 8 человек.
Более 10 страниц – 5 человек.
До 30 минут – 12 человек.
От 30 до 1 часа – 5 человек.
Более 1 часа – 3 человека.
Большинство учащихся нашего класса – это дети, читающие в свободное время около 30 минут в день.
На вопрос: «Ведёте ли вы читательский дневник?» голоса разделились поровну: 10 человек ведут дневник, а 10 – нет.
ВЫВОД
Таким образом, в ходе исследования было установлено, что большинство школьников любят читать и читают много, несмотря на то, что сейчас легко можно добыть любую информацию из компьютеров. Детям нравится фантастика, книги о природе и животных. Наименьшим спросом пользуются стихи, книги по истории и книги о сверстниках. Для многих ребят чтение является любимым занятием в свободное время. В основном те ребята, которые читают, и учатся хорошо.
Заключение
Итак, нужно ли читать книги? Это один из первых вопросов, которые должен задать себе человек, решивший начать свой путь к успеху.
Я советую всем читать. Читать как можно больше. Ведь из книг человек добывает знания, которые помогают успешно справляться с заданиями на уроках и в контрольных работах, разных конкурсах и во многом другом. Кроме того, читать книги очень интересно и полезно. Они расширяют наш кругозор, помогают правильно выражать свои мысли, обогащают духовный мир.
Чтение развивает речевые способности и напрямую влияет на качество и количество словарного запаса. Благодаря чтению человек учится концентрировать внимание, тренирует память. Книга способствует развитию образного мышления и обучению грамоте. Ведь во время чтения человек запоминает правильное написание слов и применение их в определенном контексте. Благодаря книге человек обретает навыки глубокого мышления и анализа. Появляется способность читать между строк, улавливать двойной смысл. Также чтение литературы развивает остроумие. Чтение вслух развивает способности оратора.
Читая, мы учимся очень важному умению: слушать и слышать, воспринимать то, что сказано кем-то другим, размышлять над чужой идеей. Такое умение необходимо каждому из нас в общении с людьми. Человек учится переживать за других, а порой осуждает те или иные поступки. Чтение помогает разобраться в инструкциях по использованию различной техники, правилам поведения в каких-либо местах.
Даже те, кто сейчас не любит читать, потом часто будут сидеть за книгой потому, что любимая книга и её герои найдутся у каждого из нас и останутся в сердце навсегда.
Книга учит мыслить, книга учит говорить, книга учит понимать людей. Книга может стать настоящим другом! Поэтому читайте книги, действуйте и улучшайте свою жизнь
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. “Хочу все знать!” (“Привычные вещи”). М.: Издательство “Астрель”, 1999 г.
2. А.И.Савенков “Я — исследователь”. Самара: Издательство “Учебная литература”, 2005 г.
3. Большая советская энциклопедия.
4. Сайты Интернета.
1. Абрамов К.И. История библиотечного дела. - М.: Книга,
1970.
2. Бакун Д. О временах давно минувших и теперешних
//Библиотека.- 1997.- №4.
Заяц, косач, медведь и весна
За чашкой чая
Мороз Иванович
Ручей и камень
Мать-и-мачеха