Каждое природное явление или процесс имеют свои причины. Природу надо не просто любить, а и наблюдать, устанавливать связи и причины явлений, обобщать и систематизировать знания с тем, чтобы сложилось реальное представление о природе, отдельных её объектах. Если создать условия приближенные к естественным природным, то получится вырастить сталактит из насыщенного раствора соды в домашних условиях.
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт по выращиванию кристалов соды к научно-практической конференции. | 216.5 КБ |
Научно-практическая
конференция школьников
Секция «Естествознание»
Изучение природных процессов
в экспериментальной работе
Студенкова Мишель
МБОУ«СОШ № 93»
4 класс В
Руководитель:
Алиева Марина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ«СОШ № 93»
Новокузнецк
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Экспериментальная часть………………………………………………………...9
Эксперимент № 1……………………………………………………9
Эксперимент № 2…………………………………………………..10
Выводы…………………………………………………………………………...12
Список литературы………………………………………………………………13
Введение:
Цель - данной работы направлена на лучшее понимание невидимых естественных процессов происходящих в природе.
Задачи:
Объект изучения – Кристаллы.
Предмет изучения – сталактиты и сталагмиты.
Актуальность: каждое природное явление или процесс имеют свои причины. Природу надо не просто любить, а и наблюдать, устанавливать связи и причины явлений, обобщать и систематизировать знания с тем, чтобы сложилось реальное представление о природе, отдельных её объектах.
Гипотеза: если создать условия приближенные к естественным природным, то получится вырастить сталактит из насыщенного раствора соды в домашних условиях.
1. Сталактиты.
Летом или весной постоянно наблюдаю такое явление, когда после дождя или таяния снега на земле оставались лужи, а через некоторое время лужи исчезали. На уроках окружающего мира я узнала, что часть воды испаряется, а часть воды просачивается под землю. Мне стало интересно, что происходит с водой, которая попадает под землю.
Изучая литературу и на уроках в школе, я узнала, что существуют горные породы, впитывающие воду как губка, например песчаник. В других горных породах, таких, как известняк, много трещин и расщелин, через которые просачивается вода. Известняк не особо прочная порода, имеет свойство растворяться. Когда вода просачивается через горные породы, она растворяет некоторые минералы, и в этой горной породе появляются пещеры. Процесс растворения горной породы с выносом растворенного вещества называется "карстом". Термин "карст" происходит от немецкого названия плато Крас в Словении (бывшая Югославия), где впервые стало изучаться это явление.
Дождевые капли просачиваются сквозь толщу горной породы, скапливаются на потолке. Одна капля, другая, третья – капель всё больше и больше. Известняк в этом месте начинает кристаллизоваться. Кристаллизованный известняк постепенно вытягивался в сосульки, разрастающиеся и увеличивающиеся в размерах. Сталактит имеет форму конуса и растет вниз. Поначалу кристаллы образуют трубочку, а вода просачивается в центре и стекает по стенкам; чем больше воды сбегает по трубочке, тем больше на ней осаждается кристаллов; и наконец, когда длина трубочки увеличивается, возникает сталактит. Так с потолка уже свешивается огромная сосулька известняка - сталактит.
2. Сталагмиты.
Дождевые капли падали и на пол пещеры, растворяя известковую породу и там. Известняк начинал кристаллизоваться и на полу, - так постепенно вырастали свечи. «Свечи» известняка называются сталагмитами.
Весь этот процесс занимает очень длительное время – от нескольких сотен лет до тысячелетий. Самый большой сталактит в мире находится в карстовой пещере в графстве Клэр в Ирландии. Его длина превышает 7м. Самый большой из известных сталагмитов находится около Лозер на юге Франции. Его длина составляет более 29м, и он продолжает расти.
Растут сталактиты и сталагмиты с разной скоростью: одни за год могут вырасти на 2-3 см, другим на это понадобится до сотни лет.
Известковые наплывы образовывают целые заросли, колонны сталактитов и сталагмитов. Если вода перестает просачиваться в пещеру, по сталактиты перестают расти, и про пещеру говорят, что она «умерла».
3. Сталагнаты.
Когда сталагмиты и сталактиты срастаются, в результате образуется каменный столб или колонна– Сталагнат.
4. Как различить сталактиты и сталагмиты.
Как же запомнить и научиться различать, где сталактиты, сталагмиты, а где сталагнаты.
Оказывается, таких «запоминалок» существует множество, но не все о них знают.
Вот некоторые из них:
Например, как запомнить цвета радуги. «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Зная только эту фразу, по первым буквам можно с легкостью перечислить по порядку все цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Каждый год весной и осенью мы переводим часы на летнее время и обратно. И каждый раз путаем, в какую же сторону переводить часы. Существует очень простое правило: «Весной – Вперед, Осенью – Обратно». Запомните его, и вы больше не опоздаете в школу или на работу.
Чтобы не путаться в падежах русского языка, полезно использовать следующую фразу: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». Падежи, соответственно, будут такие: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Как различать, растет месяц или убывает? И тут вам поможет простое правило: если серп месяца в виде буквы «С», то «Луна Стареющая», а если в виде петли буквы «Р», то наоборот – «Растущая».
Каждый слышал про сталактиты и сталагмиты. Но мало кто может запомнить, какая из них растет сверху, а какая снизу. Применяйте следующее правило, и никогда не запутаетесь.
«СталакТит» – растет сверху, как вертикальная палочка у буквы «Т».
«СталагМит» – растет снизу. Представьте себе, что буква «М» похожи на две стоящие рядом сосульки.
«СталагНат» – сросшиеся сосульки. Соединительная черта посередине буквы «Н» поможет запомнить, что сосульки соединились, то есть срослись.
5. Пещеры Кемеровской области:
5.1 Азасская пещера.
В Кемеровской области много красивых заповедных мест. Одно из них - Азасская пещера. Находится она в Горной Шории.
Достопримечательностью этой пещеры являются красивые ледяные сосульки, вызывающие интерес и привлекающие внимание многих туристов.
Дно пещеры глинистое. Но довольно твердое. Слева от входа - прямо внутри пещеры - протекает большой ручей. Вода в нем теплая. И имеется углубление, похожее на купель. Сама пещера проходима метров на 30 - 40. Дальше она перегорожена каменной насыпью. Когда и как появилась насыпь, никто не знает. В ней есть лаз, который ведет вглубь. Подземные полости дальше разветвляются и тянутся довольно близко от поверхности земли на несколько десятков километров.
5.2 Гавриловские пещеры.
Достопримечательностью этих пещер тоже являются сталактиты и сталагмиты. Пещеры расположены в 2-х километрах от деревни Гавриловка Гурьевского района Кемеровской области.
Пещера Гавриловская
Протяженность пещеры около 280 м, глубина - 15м. Пещера расположена в нижней половине левого склона долины реки Большой Толмовой, в 20 метрах от тупика Салаирской железной дороги и на высоте 25-30 метров. Пещера залегает в кристаллических известняках. Вход выражен каналом округлой формы диаметром 1.5 метра на протяжении 9 метров. Канал заканчивается небольшим гротом. Из грота налево идёт ход. Он то сужается, то расширяется в широкие камеры. На дне накоплены крупные глыбы и щебень. В средней части хода вправо отходит кольцевое ответвление. Ход приводит в наклонный небольшой грот. Местами на стенках и потолке встречаются сталактиты. После грота ход продолжается горизонтально и через 13 метров расширяясь переходит в следующий грот с куполовидным потолком. Высота зала 1.8-2 метра и ширина 3.5-4 метра. На дне накоплены глыбы и красная глина. От грота продолжается ход в виде щели, которая, приподнимаясь вверх, заканчивается тупиком, заполненным мокрой красной глиной.
Пещера Гавриловская-2
Она заложена в толще известняков. Входное отверстие представляет собой узкую полуовальную горизонтальную щель, шириной 2м и высотой до 30см, открывается на юго-запад. Оно переходит непосредственно в привходовый зал овально вытянутой формы, длиной 10м и шириной от 10м. Высота зала, также, меняется от 0.7м до 2.5м. Пол зала ровный, горизонтальный далее опускается довольно резким метровым уступом и представлен глыбовым завалом. В передней части зала пол замыт глиной вперемешку с мелкими обломками известняка. Потолок зала от входа до уступа ровный, почти горизонтальный, слабо наклонен к входному отверстию, сглажен действием воды, сухой, покрыт мелкими сталактитами. Температура воздуха на уровне пола +10°C при наружной +28°C (июль). Правая стена зала образована глыбовым завалом.
Продолжением зала является узкий щелеобразный ход, образовавшийся внутри глыбового завала. Ход заканчивается среди завала узким, неправильной формы лазом.
Экспериментальная часть:
Эксперимент № 1:
Для проведения эксперимента беру:
Что делаю:
Что происходит:
Наблюдения провожу в течение недели. Нить пропитывается раствором соды. Это называется капиллярным эффектом. Через некоторое время вода начинала испаряться, оставляя лишь микроскопические кристаллики соды
Из этих кристалликов со временем получается крошечные сталактиты и сталагмиты. Сталактит на середине нитки не растёт.
Продолжаю наблюдение еще три дня. Выросли красивые кристаллы соды на краях банки. Вся нитка покрылась кристаллами соды. Сталактит в середине нитки не растёт.
Эксперимент № 2:
Решаю провести другой опыт. Наполняю другие банки водой. Соды насыпаю больше, чем в первом опыте. Соду развожу в горячей воде. Наливаю воду почти до краёв. Беру другую нитку.
Что происходит:
Раствор соды медленно пропитывает нитку. Затем скапливается на нитке и начинает капать вниз. Сначала на нитке скапливаются содовые кристаллы. По мере того, как вода испаряется, на нитке остаётся осадок соды, и сталактиты начинает расти. Сталактиты растут в том месте, где содовый раствор капал вниз. За день он растёт на 5 мм. За время проведения эксперимента сталактит вырос на 20 мм.
Выводы
Изучив литературу, посвященную сталактитам и сталагмитам, и проведя эксперимент по выращиванию сталактитов и сталагмитов в домашних условиях, я пришла к следующим выводам:
Список литературы.
1. Большая книга экспериментов для школьников /Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э.М. Мотылевой. – М.: ЗАО «Издательство «РОСЭН – ПРЕСС»», 2005.-260с.
2. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка» - электронный вариант.
3. Научные эксперименты / Пер. с англ. А. Филоновой. – М.: «Издательство «Эгмон Россия Лтд.»», 2006 – 208с.
4. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка:80000 слов и
фразеологических выражений» / Российская академия наук. Институт русского
языка им. В.В. Виноградова. - 4-е. изд., дополненное.- М.: ООО «А ТЕМП», 2
006. – 944стр.
5. Словарь Брокгауза и Эфрона - электронный вариант.
6. Энциклопедия для детей. Физика. М., Аванта+, 2001.
Хризантема и Луковица
Сочини стихи, Машина
Сказки пластилинового ослика
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
"Портрет". Н.В. Гоголь