Исследовательская работа о вреде веса школьного портфеля. Учащаяся в результате исследования, на примере собственного класса, показывает что вес школьных портфелей превышает допустимые нормы.
Вложение | Размер |
---|---|
malinkina_anastasiya.ppt | 2.3 МБ |
ves_shkolnogo_portfelya.docx | 45.91 КБ |
Слайд 1
ВЕС ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКАСлайд 2
Цель работы: Изучить возможность снижения веса портфеля школьника и разработать рекомендации по улучшению сложившейся ситуации. Обратить внимание учеников на необходимость контроля веса портфеля с целью охраны собственного здоровья.
Слайд 3
Задачи: Измерить вес школьных портфелей, вес школьных учебников (на примере 3 класса «Б» МБОУ г.Иркутска СОШ № 43, установить соответствие веса санитарным нормам для школьников. Выявить причины нарушений санитарных норм. Доказать влияние тяжелых портфелей на здоровье школьника. Разработать рекомендации по снижению веса портфеля.
Слайд 4
Предмет исследования : школьный портфель ученицы 3 класса школы № 43. Объект исследования : ученица 3 Б класса МБОУ № 43 г. Иркутска. Гипотеза: Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.
Слайд 5
Отчего портится осанка?
Слайд 6
320 гр. Выше нормы 260 гр. норма 290 гр. норма 240 гр. норма 2 69 гр. норма 181 гр норма 87 гр. норма 87 гр норма
Слайд 7
На всё есть нормы «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного пособия для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся: 1–4-х классов – 300г; 5–6-х классов – 400г; 7–8-х классов – 500г; 10–11-х классов – 600г.
Слайд 8
Вес ранца с учебным комплектом должен весить: 1-2 классы 1,5 кг 3-4 классы 2,5 кг 5-6 классы 3 кг 7-8 классы 3,5 кг 9-11 классы 3,5-4 кг
Слайд 9
Вес ранца В ес ранца должен быть меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. < 10%
Слайд 10
№ п.п. ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО ВЕС УЧЕНИКА,КГ ВЕС ПП,КГ ВЕС ПОРТФЕЛЯ, КГ П В С Ч П С 1 Акобян Артём Амбарцумович 25,5 0,5 2,5 2,5 2,3 4,0 4,0 2,0 2 Артамонова Ульяна Сергеевна 27,0 0,5 3,0 3,5 3,1 3,2 4,0 1,5 3. Булгаков Илья Вячеславович 25,5 0,75 2,5 4,0 3,5 3,1 2,7 1,0 4 Волосников Алексей Андреевич 30,0 3,2 2,7 3,2 3,5 4,0 2,0 5 Гагаркин Михаил Алексеевич 33,0 1,0 4,0 3,6 5,0 4,0 4,0 2,0 6 Голосник Владислав Дмитриевич 36,0 0,5 3,5 2,5 1,7 4,0 3,8 2,5 7 Горинов Михаил Александрович 29,5 - - - - - - - 8 Дарич Михаил Александрович 36,0 0,5 3,5 3,5 3,3 3,5 3,0 3,0 9 Домнина Анастасия Алексеевна 35,0 1,0 3,0 4,3 4,2 4,0 3,8 1,5 10 Малинкина Анастасия Алексеевна 28,0 1,0 3,0 3,0 3,0 3,5 3,4 2,0 11 Марусий Александр Андреевич 33,5 1,0 3,5 3,0 3,0 4,0 3,6 2,9 12 Мусин Тимур Рамильевич 25,0 1,2 3.0 3,2 3,0 4,0 3,5 2,1 13 Парыдина Анастасия Ивановна 27,0 0,5 - 2,3 3,5 4,0 3,8 2,5 14 Ромашин Константин Эдуардович 31,0 1,0 3,5 3,6 4,3 - - - 15 Рыжикова Маргарита Михайловна 39,0 1,0 3,5 3,4 3,0 3,5 3,9 3,0 16 Рябцев Егор Вячеславович 35,0 1,0 3,0 1,8 2,5 4,5 3,7 1,7 17 Скопенкова Александра алексеевна 37,0 1,0 2,8 3,2 3,2 3,5 3,5 2,0 18 Ставцева Ангелина Витальевна 31,0 0,5 2,0 1,7 2,2 2,0 2,5 2,5 19 Филатченкова Ольга Андреевна 27,5 1,0 3,8 2,8 2,3 4,0 3,5 2,5 20 Фитисов Кирилл Сергеевич 35,0 0,75 2,2 2,0 1,5 2,5 4,3 3,5 21 Черкашин Иван Анатольевич 35,0 0,75 3,0 1,8 1,5 3,5 3,3 2,0 22 Чумакова Юлия Дмитриевна 26,0 1,0 3,7 2,3 2,5 3,9 4,3 2,7 23 Якушевский Руслан Иванович 38,0 1,0 3,5 3,5 3,2 3,9 3,6 3,0
Слайд 12
Итоги эксперимента Самый легкий портфель 0,5 кг – 5 человек Самый тяжелый портфель с принадлежностями 5,0 кг – 1 человек Самый легкий портфель с принадлежностями 1,5 – 2 человека Самый тяжелый учебник 320 г «Русский язык» Самый «тяжелый» учебный день Пятница Самый «легкий» учебный день Суббота
Слайд 13
Рекомендации от учеников 3 «Б» класса: Оставлять все учебники в школе Сделать в школе меньше предметов Не брать пенал Не носить все школьные принадлежности. Ежедневно проверять ранцы и вытаскивать из него все ненужные предметы.
Слайд 15
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Школьника невозможно представить без портфеля. Только по его наличию можно выделить ученика из толпы. Однако, нося за плечами тяжелые рюкзаки, российские школьники, оказывается, грубо нарушают санитарные нормы, но за этим никто не следит.
Новость о том, что с октября 2010 года вступили в силу новые санитарные нормы для школьников, которые ограничивают вес ранца ученика до 1 - 2 килограммов, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Все тут же ринулись взвешивать ранцы своих детей, и пришли к ошеломляющим результатам. Оказалось, что вес портфеля первоклашки как минимум в три раза превышает норму. Более того - он весит больше, чем ранец старшеклассника. Мы выяснили, что никаких новых норм нет, но существуют старые, которые давно никто не соблюдает на практике, так как это попросту невозможно.
Современные школяры все чаще сегодня напоминают туристов. Их рюкзаки помимо умных книжек набиты тетрадями, канцелярией, личными вещами, продуктами...
Сегодня по статистике если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20. Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в детских поликлиниках России, выходят, чуть ли не на первое место.
Вот почему мы считаем тему исследования «Влияние веса портфеля на здоровье школьника» актуальной и заслуживающей внимания.
Цель работы:
Изучить возможность снижения веса портфеля школьника и разработать рекомендации по улучшению сложившейся ситуации. Обратить внимание учеников на необходимость контроля веса портфеля с целью охраны собственного здоровья.
Задачи:
Предмет исследования: школьный портфель ученицы 3 Б класса
Объект исследования: ученица 3 Б класса СОШ № 43 г.Иркутска
Гипотеза: мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.
Глава 1. ПРАВИЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ
Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.
Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. Не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля.
Год из года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования показывают, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5– 3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного пособия для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
• 1–4-х классов – 300г;
• 5–6-х классов – 400г;
• 7–8-х классов – 500г;
• 10–11-х классов – 600г.
Вес ранца с учебным комплектом не должен превышать
1-2 классы 1,5 кг
3-4 классы 2,5 кг
5-6 классы 3 кг
7-8 классы 3,5 кг
9-11 классы 3,5-4 кг
Кроме того, считается, что вес школьного портфеля не должен превышать 10 % от веса школьника.
1.2. Опыт зарубежных стран в решении проблемы снижения веса портфеля
Указанная проблема стоит не только в нашей стране. Например, в августе 1996 г. министерство образования Австрии приняло решение об ограничении максимального веса школьных портфелей и рюкзаков 10 % от веса тела школьника.
На Тайване уже создали 10-дюймовый планшетный ПК, который имеет массу чуть более килограмма.
О намерении заменить учебники ноутбуками пару лет назад заявили и власти Малайзии. Они предложили компьютерным компаниям разработать дешевый и практически невесомый компьютер стоимостью не более 50 долларов, который ученики могли бы использовать от начальных классов до института. Загружаешь в него нужный диск – и читаешь учебник, даже клавиатура не нужна.
В Америке уже давно нашли выход в двойном комплекте учебного набора. В школах за каждым закреплен личный ящик, в который ученик может положить все, что потребуется на занятиях. Очень удобно – один комплект дома, другой в школе.
Школьные рюкзаки, без которых невозможно представить современных российских учеников, во многих штатах Америки запрещены. Калифорнийский закон предусматривает приличных размеров штрафы родителям и школам за ношение рюкзаков, которые могут спровоцировать искривление позвоночника. Тамошние школьники должны пользоваться исключительно сумками на колесиках. Российские врачи не так категоричны, считается, что правильно подобранный рюкзак или портфель не только не испортит, но, наоборот, сформирует хорошую осанку.
В Европе облегчают вес портфелей по-своему – детям на занятиях выдают листы с раскрытой темой урока и снабжают ксерокопиями страниц того же учебника. Они ходят в школу налегке, а дома подшивают в папку школьную лекцию.
В России также думают о том, чтобы заменить учебники техникой. Рассматривается вариант разделения учебника по четвертям. У этого решения есть свои сторонники и противники. Вес портфеля станет легче, но реализация этой идеи потребует больших средств, да и ученику будет трудно заглянуть в тот материал, который уже пройден или еще предстоит пройти (если не носить с собой все четыре части учебника).
Если присмотреться к мировому опыту, то становится понятно, что мы, как всегда, безнадежно отстали. В западных странах уже выпустили бронированные ранцы и рюкзаки, которые защищают даже от пуль. А в Японии родители покупают своим детям портфели с GPS-навигацией, чтобы всегда быть в курсе их перемещений. Возможно, в скором времени у наших школьников вместо учебников появятся ноутбуки, может быть все останется по-старому. Нам остается только ждать.
Таким образом, из изложенного следует, что:
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕСА ПОРТФЕЛЯ
СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
(НА ПРИМЕРЕ 3 Б класса МБОУ г Иркутска СОШ № 43)
2.1. Исследование фактического веса портфелей учеников 3 «Б» класса
Мы Исследовали фактический вес портфелей учеников 3 «Б» класса
Во-первых, мы замерили вес портфеля каждого ученика 3 «Б» класса в каждый учебный день недели, а также вес пустого портфеля, без школьных принадлежностей.
Во-вторых, мы рассчитали индивидуальный правильный вес портфеля для каждого ученика 3 «Б» класса, исходя из веса тела и постулата о том, что вес портфеля должен быть равен 10% от веса школьника.
Таким образом, по данным таблицы видно, что только у одного ученика 3 «Б» класса портфель не превышает норму. У остальных 22 (1 человек не принимал участие в замерах) вес ранца превысил гигиеническую норму. При этом ранцы – тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системы.
Сравнение правильного веса портфеля со средним значением фактического веса портфеля учащихся 3 «Б» класса
№ п.п. | Фамилия, имя ученика | Вес ученики, кг. | Вес правильного портфеля, кг. | Максималь-ный факти-ческий. вес портфеля, кг. | Вывод. |
Акобян Артём Амбарцумович | 30 | 3,0 | 4,0 | Слишком тяжелый | |
Артамонова Ульяна Сергеевна | 27,0 | 2,7 | 4,0 | Тяжелый | |
Булгаков Илья Вячеславович | 34,0 | 3,4 | 4,0 | Тяжелый | |
Волосников Алексей Андреевич | 30,0 | 3,0 | 4,0 | Слишком тяжелый | |
Гагаркин Михаил Алексеевич | 28 | 2,8 | 5,0 | Слишком тяжелый | |
Голосник Владислав Дмитриевич | 25 | 2,5 | 4,0 | Тяжелый | |
Горинов Михаил Александрович | 29,5 | 2,95 | - | - | |
Дарич Михаил Александрович | 31,0 | 3,1 | 3,6 | Тяжелый | |
Домнина Анастасия Алексеевна | 35 | 3,5 | 4,0 | Слишком тяжелый | |
Малинкина Анастасия Алексеевна | 28,0 | 2,8 | 3,5 | Слишком тяжелый | |
Марусий Александр Андреевич | 33,5 | 3,4 | 4,0 | Тяжелый | |
Мусин Тимур Рамильевич | 25.0 | 2,5 | 4,0 | Слишком тяжелый | |
Парыдина Анастасия Ивановна | 35,0 | 3,5 | 4,0 | Слишком тяжелый | |
Ромашин Константин Эдуардович | 34,0 | 3,4 | 4,3 | Слишком тяжелый | |
Рыжикова Маргарита Михайловна | 27,0 | 2,7 | 3,9 | Тяжёлый | |
Рябцев Егор Вячеславович | 35,0 | 3,5 | 4,5 | Слишком тяжелый | |
Скопенкова Александра алексеевна | 37,0 | 3,7 | 3,5 | Норма | |
Ставцева Ангелина Витальевна | 33,0 | 3,0 | 2,5 | Норма | |
Филатченкова Ольга Андреевна | 26,0 | 2,6 | 4,0 | Слишком тяжелый | |
Фитисов Кирилл Сергеевич | 35,0 | 3,5 | 4,9 | Сишком тяжелый | |
Черкашин Иван Анатольевич | 22,5 | 2,2 | 3,6 | Слишком тяжелый | |
Чумакова Юлия Дмитриевна | 23,0 | 2,3 | 4,3 | Слишком тяжелый | |
Якушевский Руслан Иванович | 35,0 | 3,5 | 3,9 | Тяжёлый |
Мы видим, что вес «правильного» ранца не соответствует его реальному весу. Может быть, причина излишней нагрузки в том, что сам портфель слишком тяжел? Для этого мы и производили замер пустых ранцев, без школьных принадлежностей. Как свидетельствуют данные таблицы 2, вес пустого портфеля соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает 0,6 кг только у 5-х человек учащихся 3 «Б» класса. У остальных вес пустого портфеля превышает гигиеническую норму почти в 2 раза.
Замеры веса портфелей учащихся 3 «Б» класса
№ п.п. | ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО | ВЕС УЧЕНИКА,КГ | ВЕС ПП,КГ | ВЕС ПОРТФЕЛЯ, КГ | |||||
П | В | С | Ч | П | С | ||||
Акобян Артём Амбарцумович | 25,5 | 0,5 | 2,5 | 2,5 | 2,3 | 4,0 | 4,0 | 2,0 | |
Артамонова Ульяна Сергеевна | 27,0 | 0,5 | 3,0 | 3,5 | 3,1 | 3,2 | 4,0 | 1,5 | |
Булгаков Илья Вячеславович | 25,5 | 0,75 | 2,5 | 4,0 | 3,5 | 3,1 | 2,7 | 1,0 | |
Волосников Алексей Андреевич | 30,0 | - | 3,2 | 2,7 | 3,2 | 3,5 | 4,0 | 2,0 | |
Гагаркин Михаил Алексеевич | 33,0 | 1,0 | 4,0 | 3,6 | 5,0 | 4,0 | 4,0 | 2,0 | |
Голосник Владислав Дмитриевич | 36,0 | 0,5 | 3,5 | 2,5 | 1,7 | 4,0 | 3,8 | 2,5 | |
Горинов Михаил Александрович | 29,5 | - | - | - | - | - | - | - | |
Дарич Михаил Александрович | 36,0 | 0,5 | 3,5 | 3,5 | 3,3 | 3,5 | 3,0 | 3,0 | |
Домнина Анастасия Алексеевна | 35,0 | 1,0 | 3,0 | 4,3 | 4,2 | 4,0 | 3,8 | 1,5 | |
Малинкина Анастасия Алексеевна | 28,0 | 1,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,5 | 3,4 | 2,0 | |
Марусий Александр Андреевич | 33,5 | 1,0 | 3,5 | 3,0 | 3,0 | 4,0 | 3,6 | 2,9 | |
Мусин Тимур Рамильевич | 25,0 | 1,2 | 3.0 | 3,2 | 3,0 | 4,0 | 3,5 | 2,1 | |
Парыдина Анастасия Ивановна | 27,0 | 0,5 | - | 2,3 | 3,5 | 4,0 | 3,8 | 2,5 | |
Ромашин Константин Эдуардович | 31,0 | 1,0 | 3,5 | 3,6 | 4,3 | - | - | - | |
Рыжикова Маргарита Михайловна | 39,0 | 1,0 | 3,5 | 3,4 | 3,0 | 3,5 | 3,9 | 3,0 | |
Рябцев Егор Вячеславович | 35,0 | 1,0 | 3,0 | 1,8 | 2,5 | 4,5 | 3,7 | 1,7 | |
Скопенкова Александра алексеевна | 37,0 | 1,0 | 2,8 | 3,2 | 3,2 | 3,5 | 3,5 | 2,0 | |
Ставцева Ангелина Витальевна | 31,0 | 0,5 | 2,0 | 1,7 | 2,2 | 2,0 | 2,5 | 2,5 | |
Филатченкова Ольга Андреевна | 27,5 | 1,0 | 3,8 | 2,8 | 2,3 | 4,0 | 3,5 | 2,5 | |
Фитисов Кирилл Сергеевич | 35,0 | 0,75 | 2,2 | 2,0 | 1,5 | 2,5 | 4,3 | 3,5 | |
Черкашин Иван Анатольевич | 35,0 | 0,75 | 3,0 | 1,8 | 1,5 | 3,5 | 3,3 | 2,0 | |
Чумакова Юлия Дмитриевна | 26,0 | 1,0 | 3,7 | 2,3 | 2,5 | 3,9 | 4,3 | 2,7 | |
Якушевский Руслан Иванович | 38,0 | 0,5 | 3,5 | 3,5 | 3,2 | 3,9 | 3,6 | 3,0 |
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжёлым ранец бывает в пятницу. Самым лёгким ранец оказался в субботу. После проведенного эксперимента мы подвели итоги, и оказалось, что «Самый правильный ранец» оказался у 5-х учеников. «Самый тяжёлый ранец» - у 1 ученика. «Самый лёгкий ранец с принадлежностями» - у 2-х учеников. «Самый тяжёлый учебник» - это «Русский язык», «Самый тяжёлый учебный день» - это пятница, «Самый лёгкий учебный день» - это суббота .
2.2. Анализ веса учебных пособий
При анализе веса школьного портфеля нельзя обойти массу его содержимого, а именно вес школьных учебников, тетрадей и прочих школьных принадлежностей. Информацию о весе школьных принадлежностей мы поместили в таблицу.
Вес школьных принадлежностей учащихся 3 «Б» класса
№ п.п. | Наименование учебника | Вес, г |
Литературное чтение. | 290 | |
Тетрадь по литературному чтению | 45 | |
Русский язык. | 320 | |
Тетрадь для самостоятельных работ по русскому языку | 87 | |
Математика. | 260 | |
Тетрадь для самостоятельных работ по математике | 87 | |
Дневник | 196 | |
Окружающий мир. | 240 | |
Тетрадь для самостоятельных работ по окружающему миру | 114 | |
Тетрадь по математике | 59 | |
Тетрадь по русскому языку | 54 | |
Пенал | 280 | |
Альбом для рисования | 113 |
Все книги соответствовали гигиеническим нормам- 300 гр. для ученика начальной школы. «Нарушителем» - является только учебник «Русский язык». Его вес составил 320 гр.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ТЯЖЕСТИ ПОРТФЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
В качестве третьего этапа исследования был выбран метод социологического опроса. В опросе принимали участие учащиеся исследуемого 3 «Б» класса 22 ученика ( 2 ученика в опросе не учавствовали).
Мы просили опрашиваемых ребят дать свои рекомендации, каким образом можно снизить вес школьных портфелей.
Вот какие рекомендации дали ученики 3 «Б» класса:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над темой исследования, мы пришли к выводу, что основой всего является здоровье. Тяжелый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечно-сосудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей постоянно носящих тяжести развивается плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает успеваемость.
Здоровье учеников зависит от многих факторов, на многие мы не в состоянии повлиять. Но сделать все возможное для того чтобы изменить то, что мы можем изменить вполне по силам взрослым. Острота сложившейся ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учащихся.
Список литературы:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для учащихся.
1. Как облегчить школьный портфель? Ваши предложения
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за участие в опросе!
Воздух - музыкант
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Без сердца что поймём?
Марши для детей в классической музыке
Зимовье зверей