Современные технологии рассчитаны на усовершенствование внешнего мира человека, его материального благосостояния, в то время как знание строителей сейдов было обращено на работу с внутренним миром и достижение единения человека с природой.
Это и определило тему моего исследования «Сейды - священные камни Севера».
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 192.5 КБ |
Школьная научно-практическая конференция школьников
«Юные исследователи – будущее Севера»
Священные камни Севера
Автор: Метельский Дима,
3 «А» класс, МБОУ
г. Мурманска СОШ № 31
Научный руководитель:
Агафонова Надежда Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ г. Мурманска СОШ № 31
Мурманск
2014
Научная статья
Оглавление
Введение | 3-4 | |
Глава I. Теоретическая часть | ||
1.1 | Что же такое сейд? | 5 |
1.2 | Типология сейдов | 5 |
1.3 | Как выглядят сейды? | 6-7 |
1.4 | Где встречаются сейды? | 7 |
1.5 | Противоречие гипотез | 8 |
1.6 | Воздействие сейдов на человека | 8 |
1.7 | Воздействие сейдов на окружающий мир | 8-9 |
1.8 | Образцы пьезо-электрических конструкций | 10 |
Глава II. Практическая часть | ||
2.1 | Гипотеза. Эксперимент | 11 |
2.2 | Обработка и анализ полученных результатов | 11 |
Заключение | 12-13 | |
Источники информации | 14 | |
Приложение | 15 |
Введение
В древних индийских ведах можно найти высказывание
о том, что «камни – это лишь кристаллизованное Время»
и, если добавить к этому слова русского гения Козырева –
«время является самой мощной энергией во всей Вселенной»,
то получается, что сейды созданы теми, кто способен
использовать Энергию времени.
Современные технологии рассчитаны на усовершенствование внешнего мира человека, его материального благосостояния, в то время как знание строителей сейдов было обращено на работу с внутренним миром и достижение единения человека с природой.
Это и определило тему моего исследования «Сейды - священные камни Севера».
Цель исследования:
Объект исследования:
саамская земля
Предмет исследования:
сейды на Кольском полуострове
Предварительный анализ проблемы позволил выдвинуть следующие гипотезы исследования:
Нельзя однозначно ответить на вопрос: Каково же происхождение сейдов? У ученых существуют 2 гипотезы:
Постараюсь найти ответы на поставленные вопросы.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить материал в разных источниках;
- посетить Краеведческий музей;
- проанализировать и систематизировать полученную информацию;
- провести анкетирование, установив проблему вопроса;
- сделать вывод, создать презентацию.
Практическая значимость исследования заключается в наглядном обосновании существующей проблемы.
В процессе работы использовались следующие методы исследования:
Глава I. Теоретическая часть
1.1 Что же такое сейд?
Сейд — священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов. Может представлять собой чем-то особенное место в горах, тундре, тайге, (выделенную скалу, приметный камень, пень, озеро) иное природное образование. К понятию сейда также относятся артефакты — сооружения из камней.
У саамов существует множество предположений, что такое сейды. Первое — это саамские колдуны, умирая, превращаются в священные камни. Второе — это просто обычные камни, заряженные колдунами. Третье — нойды за какую-нибудь провинность превращают в камни самых обыкновенных людей. Четвёртое — это передатчики энергии.
Кстати, женщины и дети к сейдам не допускались.
1.2 Типология сейдов
Сейды Кольского полуострова порождают самые разнообразные версии их происхождения и предназначения. Интриги добавляет разнообразие типов самих сейдов, их присутствие как в виде отдельных памятников, так и внушительных по площади скоплений. Встречаются одиночные сейды, причём есть и особый «кольский» вариант - установленный на краю обрыва массивный камень, который нависает над пропастью.
Сейды бывают самых разных форм, чаще всего округлые, размерами от полуметра до 10 и весом до 30, а иногда и больше тонн, стоящие в неустойчивом положении.
Условно сейды можно разделить на несколько основных типов, отличающихся конструктивными особенностями:
1. в виде камня с одной стороны приподнятого на булыжник-подставку;
2. камень, полностью поставленный на камни-подставки, количеством от трех до десятков;
3. камень, сверху которого установлен один или несколько камней («шапки»);
4. камень на подставках, сверху которого установлено один или несколько камней;
5. пирамидка из небольших камней на вершине валуна;
6. камень, установленный на ребро, или узкой частью вниз;
7. камень, просто поставленный вершиной вниз.
Данную типологию сейдов можно увидеть на слайде.
1.3 Как выглядят сейды…
Наиболее известным комплексом сейдов Кольского полуострова является скопление сооружений на горе Двойной (север полуострова). Данное место получило название «Плато сейдов». Прежде всего, впечатляет масштаб комплекса - по некоторым данным, общее число находящихся здесь сейдов приближается к трём тысячам. Средний вес камней около тонны, хотя встречаются валуны, вес которых оценивается в более чем десять тонн.
«Два брата» — два каменных сейда, расположенные прямо на берегу моря полуострова Рыбачий. 30-метровые каменные изваяния, напоминающие готовящихся к взлету птиц, с вытянутыми шеями и тревожно повернутыми в сторону моря головами. С ними связано множество легенд и преданий. Саамы считали, что “Два Брата” — это могучие нойды (колдуны), которые 10 тысяч лет тому назад властвовали в этих краях. Они стоят тут в наказание за причиненное ими зло.
Есть предположение, что эти каменные сооружения были созданы для древних мистических таинств, где реальный мир встречался с потусторонним, и энергия, накопленная в них, помогала исцелять людей, общаться с умершими предками и духами. Саами считали, что шаманы - нойды, когда приходило время умирать, уходили в тундру, и там их душа переселялась в камни, передавая им свои колдовские свойства. Саами верили, что поддержкой сейдов можно было заручиться только принося им в жертву животных (чаще всего оленей), оленьи рога, рыбу, табак, кусочки тканей, а также вещи. Сейдам, расположенным на недоступных местах, жертву приносили, смачивая камень кровью жертвенного животного и бросая его в направлении сейда. Поэтому сейд всегда требовал уважения к себе, соблюдения тишины, воздержания от брани.
Как правило, каждый сейд имел свою легенду, связанную с жизнью шамана, от которого произошёл. Подобные случаи упоминаются в связи с сейдом «Бабушка» (высотой 5 метров) возле Бабозера в центре Кольского полуострова. Вот что записал Николай Волков в 1935-36 годах о сейде «Бабушка»: «…Некоторые откровенно заявляли, что боятся этого места и поэтому не бывают там. Лет 15 тому назад Антон Пьянов, вернувшись с военной службы, решил на Бабозере пониже камня построить вежу. Народ отговаривал его, но он стоял на своем и от намерения не отказывался. Однажды он заблудился, будучи на берегу озера. Передаю его рассказ дословно: "И место хорошо, как будто, знаю, а как ни пойду – все на "бабушку" выйду. Потом начал вежу строить и приснился мне сон: лежу, сплю, бабушка идет. "Неужели, говорит, ты, Антон, не мог себе другого места выбрать? Уходи, отсюда, а то плохо будет. Больше ничего не сказала и ушла. Ну, я думаю, сон. Начал уже крышу делать. Раз прихожу доделывать там кое-что и что-то нехорошо со мной стало: как будто и ничего, а не могу сообразить, вроде как ума лишился. И начал хворать с тех пор. Месяца два болел. Думал, покойником стану. Потом ничего, стал поправляться. А в вежу больше ни ногой. Сожгли ее потом. Вот дай мне хоть тысячу рублей, а жить сюда ни за что не пойду".
1.4 Где же встречаются сейды?
1. Исследователи отмечают, что комплексы сейдов размещаются в энергетических центрах Земли, так называемых, «местах силы».
2. Интерес представляет и выбор места для «капищ» - как правило, все они находятся в геологически - активных точках.
3. Непременным условием их местонахождения является и близкое расположение от водоемов (рек, озер, источников).
В некоторых местах Кольского полуострова сейды являются своеобразными маяками, указующими неведомую дорогу - если идти от сейда к сейду, то от каждого открывается вид на следующий.
1.5 Противоречия гипотез
Если проанализировать места расположения сейдов, то можно сделать вывод, что это признаки деятельности человека.
Тогда, признаками воздействия природы можно считать, что во времена таяния ледников мелкие камни проваливались вниз, оставляя наверху более крупные. А так же, что валуны «убирались» из-под большого камня, пока не оставалось 3 точки опоры. Здесь мы видим противоречия гипотез.
Продолжим изучение сейдов и исследуем, как же сейды влияют на окружающий мир и человека.
1.6 Воздействие сейдов на человека
Есть интересные факты, указывающие на некое воздействие сейдов на психику человека, вызывая порой галлюцинации и измененные состояния сознания; давно известен так называемый эффект «мерячение», присущий только этим местам.
«Мерячение» -(истор.; диалектное "мирячить" быть в припадке безумия) - форма расстройства психики при истерии в виде автоматической подчиняемости.
1.7 Воздействие сейдов на окружающий мир.
1. Некоторые экспедиции наблюдали уникальное явление самопроизвольного передвижения или переворачивания гигантских камней. Так, посещая плато сейдов в Ловозерских горах повторно, обнаруживали, что некоторые сейды находятся на других местах, причем следы какого-либо передвижения под валунами отсутствуют. Вспоминаются распространенные повсюду саамские легенды о священных сейдах — летающих камнях, а известный советский этнограф Владимир Владимирович Чарнолусский образно назвал всю Лапландию «Страной летучего камня». Впервые упоминание о летучем камне было в 1926-1929 годах.
Сейд «Летучий камень» - находится на горе Сейдпахк (высота 188 метров) в среднем течении реки Поной к западу от Серебрянского водохранилища ГЭС II, на северном берегу озера Сейдъявр. Абсолютная высота 309 метров.
2. На некоторых фотографиях изображения сейдов получаются размытыми, как будто происходит мелкая вибрация камней.
3. Интересным фактом является и то, что, например, на горе Воттоваара рядом с сейдами раздаются щелкающие звуки, а также "гудение горы" ночью. Летом 2004 года в районе карельского города Кемь экспедицией был найден, так называемый «поющий камень» – древний сейд, установленный на вершине сопки так, что воздушные потоки проходя под камнем издают звуки, напоминающие пение. В зависимости от силы ветра и наклонения неустойчиво расположенного камня изменяется и тональность звуков – данная находка фактически подтверждает возможное использование сейдов и как резонаторов акустических колебаний.
4. Нередко можно встретить глубокие трещины в скалах, заложенные камнями. Работа исследователей с биолокационными рамками показывает, что камни, закрывающие трещины в этом случае блокируют сильнейший энергетический поток, исходящий из них. Также заслуживает внимание реакция рамок на белые камни, которые часто ставились на видных местах. Рамки показывали, что белые камни «нейтрализовывали» своей постановкой некие природные силы, вызывающие сильное отрицательное вращение рамок.
5. Кроме биолокационных отклонений один из сейдов Воттоваары является и источником магнитной аномалии – стрелка компаса вокруг этого сейда буквально движется по кругу. Является сам камень магнитной аномалией или просто поставлен над ней, остается невыясненным.
6. Разнопородный выбор камней для сейдов и их подставок, приподнимающих их над землей, наводит на мысль некоторых исследователей о пьезо-электрических свойствах конструкций. Сторонники этой гипотезы, рассматривающие сейды, как некие «технические устройства», объясняют, что большое скопление сейдов в местах разломов, служило для усиления земных энергий и направляло их в определенное место.
1.8 Образцы пьезо-электрических конструкций
- Кому знакомо понятие «пьезо-электрические конструкции?»
- Где в жизни можно встретить пьезо-электрические конструкции?
7. В Ловозерских горах вокруг некоторых из них не растет мох и ягель, хотя расположены они на вершинах, поросших буйной растительностью; или трава растет под углом, копируя наклон сейда, как будто её рост идет вдоль неких «силовых линий» валуна. А в некоторых местах можно увидеть сильно разрушенные скальные террасы, где на одном единственном целом месте оказывается, приподнятый на три подставки сейд, весом около 3 тонн, создавая впечатление, что землетрясение разрушило все скалы, оставив только участок с сейдом.
Глава II. Практическая часть
2.1 Гипотезы. Эксперимент
Чтобы провести исследование, я выбрал социологический метод - групповой анонимный анкетный опрос. Для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез мной была составлена и проведена анкета. На 6 вопросов отвечали 25 учеников моего класса.
Анкета представлена на слайде.
1. Что такое сейд?
2. Знаете ли вы, каково происхождение сейдов?
3. Нужно ли знать о сейдах? Почему?
4. Где их можно встретить?
5. Слышали ли вы о «Летающих камнях»?
6. Хотелось бы вам совершить путешествие к сейдам? Почему?
Инструкция перед началом работы с бланком анкетного опроса.
Добрый день! Я провожу исследование, которое помогло бы определить, насколько хорошо вы знаете наш северный край. Кроме этого я хочу выяснить, знакомы ли вы с понятиями «сейд», «летающие» камни. В связи с этим, прошу ответить на вопросы анкеты (внимательно прочитай вопрос, в графе «да/нет», напиши галочку или нужное слово, соответствующее твоему ответу). Анкета является анонимной, фамилию указывать не нужно, так как ответы будут использованы в обобщенном виде. Спасибо!
2.2 Обработка и анализ полученных результатов
Результаты анкетирования были занесены в таблицу 1 (Приложение 1). Суммарный балл был подсчитан, исходя из предлагаемых ответов.
Полученные результаты представлены на диаграмме 1 (Приложение 2).
Заключение
Для подтверждения выдвинутой гипотезы и опираясь на изученный материал, была разработана анкета и проведено анкетирование. В результате анализа полученных данных были сформулированы следующие выводы.
Выводы по анкетированию: Мы видим, что:
Выводы по исследованию:
Обобщив все вышеуказанные факты, нельзя сказать со стопроцентной уверенностью о разгадке тайн сейдов, можно лишь сделать несколько предварительных выводов:
1. Почитание сейдов саами скорее всего является архаическим отголоском более древней веры основанной на непонятной, но достаточно обширной системе знаний.
2. Комплексы сейдов не могли быть построены саами, находящимися на той стадии развития и численности, которая известна от раннего средневековья до 20 века. Логично сделать два предположения - либо раньше этот народ был более организован и многочислен, либо данные памятники сделаны другим неизвестным народом. Возможно, что мегалиты создавались неизвестным нам способом.
3. Культуру, возводившую комплексы сейдов, можно характеризовать как мегалитическую по следующим признакам:
- умение перемещать и устанавливать крупногабаритные и тяжелые валуны;
- многоплановое сходство сейдов с мегалитами Европы, северной Америки, Восточной Азии...
- особым отличительным признаком можно признать умение работать с камнями, знание геологических особенностей Земли, наличие явных инженерных и эстетических представлений, при крайне малом количестве случаев обработки камня.
Интерес к этой теме исследований с каждым годом только увеличивается. В наше время новые поисковые группы, отправляясь изучать сейды, все больше приближают нас к разгадкам тайн священных камней саами.
Источники информации.
1. Большакова, Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем [Текст]/ Н.П. Большакова.—Мурманск: Кн. изд-во, 2005.—416 с.: ил.
2. Дёмин, В.Н. Тайны русского народа [Текст]/ В.Н. Демин.—М.: Вече, 2006.—352 с.: ил.—(Великие тайны).
3. Евтушенко, В.А. Разгадка тайны древних каменных лабиринтов [Текст]/ В.А. Евтушенко, Л.А. Наумова // Наука и бизнес на Мурмане.—2001.-- №6.—С. 33-43.
4. Ершов, Л.В. «Игра Святого Петра, или загадка лабиринта» [Текст]/ Л.В. Ершов // Наука и бизнес на Мурмане.—2001.-- №6.—С. 8-32.
5. Лихачев, В.А. Петроглифы Канозера [Текст]/ В.А. Лихачев // Наука и бизнес на Мурмане.—2001.-- №4.—С. 1-16.
6. Рыбаков, Б.А. Рождение богов и богинь [Текст]/ Б.А. Рыбаков // Мифы древних славян. Велесова книга / А.С. Кайсаров, Г.А. Глинка, Б.А. Рыбаков; сост. А.И. Баженова, В.И. Вардугин.—Саратов, 1993.—320 с.: ил.
7. Супруненко, Ю. Вход в таинственную Гиперборею [Текст]/ Юрий Супруненко // Чудеса и тайны планеты Земля.—2008.-- №1.—С.16-19.
8. Федоров, К. В поисках Гипербореи [Текст]/ Константин Федоров // Всемирный следопыт.—2008.-- №4.—С.49-56.
9. Шумкин, В.Я. Наскальные изображения реки Умба – новый уникальный петроглифический комплекс Северной Европы [Текст]/ В.Я. Шумкин // Наука и бизнес на Мурмане.—2001.-- №4.—С. 26-41.
Иллюстративный материал:
1.В поисках Гипербореи [Изоматериал] // Всемирный следопыт.—2008.-- №4.—С.49.
2. Бескрайние просторы Лапландии – земли саамских шаманов [Изоматериал] // Чудеса и тайны планеты Земля.—2008.-- №1.—С. 16-17.
3. Куйва – тайна священного озера [Изоматериал] // Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем / Н.П. Большакова.—Мурманск, 2005.—С.288.
4. Сейд – летучий камень [Изоматериал] // Заповедная Лапландия: времена года: фотоальбом о Лапландском заповеднике.—М., 2005.—С.69.
5. Расположение лабиринта в бухте Варзина [Изоматериал] // Наука и бизнес на Мурмане.—2001.-- №6.—С.56.
6. Принцип устройства северных каменных лабиринтов [Изоматериал] // Наука и бизнес на Мурмане.—2001.-- №6.—С.43.
Приложение 1
№ | Вопросы | Да | Нет |
1 1 | Что такое сейд? | 6 | 19 |
2 2 | Знаете ли вы, каково происхождение сейдов? | 2 | 23 |
3 3 | Нужно ли знать о сейдах? Почему? | 23 | 2 |
4 4 | Где их можно встретить? | 3 | 22 |
5 5 | Слышали ли вы о «Летающих камнях?» | 14 | 11 |
6 6 | Хотелось бы вам совершить путешествие к сейдам? | 24 | 1 |
Приложение 2
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Заповеди детства и юности
Рукавичка
Сила слова
Городецкая роспись