Исследование проводилось целенаправленно. Участвовали в исследовании педагог и ребята 2 «в» класса МОУ гимназии №4, дедушки, бабушки, папы и мамы обучающихся. Коллектив состоит из 28 человек из них 14 мальчиков, в состав которых входят 2 близнеца и 14 девочек. Педагог и ребята стремились строить исследовательский процесс в дружбе и взаимопонимании.
В течение учебного года под руководством педагога проводились практически работы: сбор информации, подбор и изучение необходимой литературы, игры, анкетирование, опросы, беседы. Обработка результатов, сообщение полученной информации, подготовка презентации велись близнецами Спасёновым Артёмом и Спасёновым Иваном, так как они инициаторы исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
igrushka_-_znakomaya_neznakomka.doc | 83.5 КБ |
Совместная исследовательская работа с обучающимися младших классов.
Тема: «Игрушка – знакомая незнакомка»
Оглавление.
2.1.История исследования………………………………………………..4.
2.2.Методы исследования………………………………………………...6.
2.3.Результаты……………………………………………………………..7.
3. Практическая работа.(Приложение)……………………………………..8.
4. Выводы……………………………………………………………………..8.
5. Заключение ………………………………………………………………..8.
6. Используемая литература ………………………………………………..8.
Введение.
Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте.
Мир полон удивительных вещей и событий. Но люди очень часто не замечают, сколько замечательных моментов могут подарить друг другу: улыбку, восхищение, повод к поиску…. А поиск – это всегда интересно, привлекает к наблюдениям, особенно если речь идет о хорошо знакомых, любимых нами игрушках.
Во время одной из перемен между ребятами нашего класса разгорелся спор.
-- Самая лучшая игрушка – это мяч, - важно сказал Ярослав. – Его любят дети и даже взрослые. Когда футбольный мяч влетает в ворота, десятки тысяч вскакивают с мест в восторге или в огорчении. Могут ли сравняться с этой славой куклы и погремушки? Или кубики с картинками?
-- Вы, мальчики, слишком зазнались. Куклы куда лучше, - возразила Вика.
-- Автомобили. Какой у них интересный механизм! – подхватил Миша.
-- Плюшевые зверюшки! Их ласкают, кормят кашей, - сказала Полина.
-- Нет! Мяч! Он развивает ловкость и укрепляет мужество, - сказал Влад – Это очень важно для мальчиков.
-- К чему спорить, друзья? – вмешался Артем. – Любая игрушка нужна детям. Они все помогают расти нам детям мужественными и ласковыми, ловкими и смышлёными. Малыша радует погремушка, а ребят по старше – «Конструктор - Лего». Многим эта чудесная игрушка помогла полюбить технику, машины, сделала их руки умелыми. А ведь это очень важно в наше время, которое называют веком технического прогресса. И если вам хочется найти ответ на вопрос, лучше вспомнить историю игрушек. С этого разговора всё и началось.
1.2. Цель исследования: Создание презентации, которая откроет ребятам новую информацию об игрушках.
Задачи исследования:
1) Изучить сведения об истории детских игрушек
2)Собрать информацию об игрушках, которыми играли наши бабушки, дедушки, мамы, папы, разработать опросник для сбора информации.
3) Проанализировать информацию, подготовить презентацию.
Идеи, гипотезы исследования.
Наши дедушки и бабушки, мамы и папы играли в другие игрушки, дорожили самыми любимыми. Все игрушки важны, все игрушки дороги.
2. Основная часть
2.1. История исследования.
Исследование проводилось целенаправленно. Участвовали в исследовании педагог и ребята 2 «в» класса МОУ гимназии №4, дедушки, бабушки, папы и мамы обучающихся. Коллектив состоит из 28 человек из них 14 мальчиков, в состав которых входят 2 близнеца и 14 девочек. Педагог и ребята стремились строить исследовательский процесс в дружбе и взаимопонимании.
В течение учебного года под руководством педагога проводились практически работы: сбор информации, подбор и изучение необходимой литературы, игры, анкетирование, опросы, беседы. Обработка результатов, сообщение полученной информации, подготовка презентации велись близнецами Спасёновым Артёмом и Спасёновым Иваном, так как они инициаторы исследования.
2.2. Методы исследования: сбор и анализ информации, изучение литературы по теме, поиск информации в Интернете, опрос, анкетирование.
2.3. Ход исследования.
1.Сбор информации об истории игрушек.
(Энциклопедии, интернет)
1) Игрушки существуют с самых давних времен. Даже в КАМЕННОМ ВЕКЕ дети любили играть в куклы. И очень радовались всем незатейливым игрушкам, вырезанным из щепок или костей, сплетенным из соломы или травы. На территории Сибири были найдены фигурки животных: мамонта, носорога, медведя, верблюда, птиц. Они сделаны из мягкого камня задолго до нашей эры. Изделия из бивня мамонта и мягкого камня найдены также в Москве и в других регионах. На Украине были найдены фигурки человека и коня, выполненные из глины и датируемые 4-3 тысячелетием до нашей эры. На территории Новгорода археологи обнаружили большое количество поделок из дерева. Ранние игрушки Древнего Египта датируются серединой III тысячелетия до нашей эры и, вероятно, имели в основном религиозное значение. Это деревянные фигурки коров, тигров, крокодилов. Впервые встречаются игрушки с несложным проволочным механизмом движения. Большое количество кукол было найдено на территории Древней Греции и Рима. Эти куклы также носили культовый характер. Но были и детские куклы. Делались они из глины, дерева и часто имели подвижные руки и ноги, за счет того, что прикреплялись к телу с помощью ниток и палочек. Более тщательно и из дорогих материалов выполнялись куклы для детей знати. В то время существовали уже куклы-марионетки. Вообще в древней Греции получило огромное развитие использование механических кукол (по свидетельству современников существовали даже целые механические театры со сложным действием). В средние века производством игрушек занимались исключительно столяры Лиможа, резчики по дереву в горах Юра к северо-востоку от Лиона и примитивные ремесленники старого Нюрнберга. В Париже производили совсем немного: маленькие деревянные флейты, свистки, шары, кии. Наибольшее количество игрушек во Францию уже тогда привозилось из Нюрнберга. В XVI веке возникло ремесло по изготовлению кукол на заказ. Цены на кукол были очень высоки, поскольку эти игрушки были миниатюрными моделями: матери изучали по ним моду, а дочери забавлялись ими. Дешевые детские игрушки появились во Франции в конце XVI века, но производство их было кустарным. И только в XIX веке образовывается «Синдикат французских фабрикантов игрушек». С этого времени начинает развиваться индустрия новой отрасли промышленности. История немецкой игрушки ясно показывает тесную связь игрушек с культурой, укладом жизни, семейным строем, промыслом. Из игрушек высшего сорта, дорогих, изготовляющихся в Германии, наиболее интересными памятниками культуры являются знаменитые кукольные дома с полной обстановкой, посудой и домашней утварью. Это были очень дорогие игрушки и даже те, кто мог позволить себе купить их, разрешали детям только любоваться ими. Кустарно-игрушечное искусство было распространено в Саксонии и в Тюрингии. Спрос на игрушки возрастает с ростом городов, а вместе с тем торговля ими становится прибыльной. Производство игрушек становится еще разнообразнее, когда начали использовать тесто, приготовленное из дешевой ржаной муки (впервые игрушки становятся по настоящему мягкими). Первый шаг к крупному производству был настоящей революцией во всей игрушечной промышленности: игрушки стали делать из папье-маше - смесь бумаги с песком, цементом и мукой. Наряду со старым резчиком, который делает домики и лошадок из дерева, в истории игрушек появляется формовщик. Формовщик делает игрушки не от руки, а вдавливает густую массу в определенную форму. Этим завершается переход к полному механическому характеру производства. Из всех видов игрушек, мягкая игрушка - самая поздняя. Мягкие игрушки прототипы различных животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из лоскутков ткани, набивали ватой, украшали, используя различные навыки рукоделия, вязание и вышивку, появились в XIX веке. В конце XIX века широкое развитие получило кустарное производство мягкой игрушки в промышленных масштабах. И стали возникать многочисленные фабрики мягкой игрушки.
2)Некоторые известные фабрики: г. Красноярск «БИРЮСИНКА», г. Киев «ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ», г. Рязань «ИГРУШКА», г.Тула. «ИГРУШКА», г.Ковров «КОВРОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА», г.«Демидов «КОМЕТА ПЛЮС», г.Иваново «СОЮЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ИГРУШЕК», г. Смоленск «ПАРИТЕТ», г. Воронеж «РУССКАЯ ИГРУШКА», г. Орёл «СМОЛТОЙС».
3) Игрушка в России. Теплотой человеческих рук и сердечной любовью согреты образы народной игрушки, и никакое фабричное изделие их не заменит. Игрушка в России до XVIII века называлась потеха, потешка. В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах, или изготовлялись дома. Игрушки — деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, львы, петушки, собачки, кошечки, мужички, немки (куклы); деревянные и глиняные сосуды, игрушечными ковшики, стаканы, чашки и т. д. Игрушечные домики, колодцы, избы, городки, беседки и т. д.
Федосеевская деревянная игрушка получила название "щепьё" (изделия из щепы – тоненьких дощечек) или "балясы", то есть "шутки". Из тесаных дощечек разной конфигурации и лучинок-столбиков топором и ножом изготовляли мастера эти чудесные поделки: мебель для кукол, лошадок с возами и без них, всадников и возничих, мельницы и карусели, миниатюрный плотницкий инструмент, саночки, разнообразные каталки.
Одной из первых игрушек был мячик (мечик). Мячики из тканей, с бубенцами внутри. В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами. Вероятно, это традиция осталась от обряда сажания на живого коня. С взрослением царевичу покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи, воеводские знаки, алебарды.
Царевны играли в куклы. Куклам покупали потешные кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки, каптуры и т.д.
2.Социальный опрос ближайших родственников.
Цель: собрать информацию в какие игрушки играли дедушки, бабушки, папы, мамы.
Анкета для БАБУШЕК. (Ф.И.О.)
В какие игрушки Вы играли в детстве ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая игрушка была самая любимая_____________________________________________________________________________________________________________________________________________Какую игрушку очень хотелось иметь __________________________________________________________________________
Анкета для ДЕДУШЕК. (Ф.И.О.) Спасибо за участие.
В какие игрушки Вы играли в детстве __________________________________________________________________________
Какая игрушка была самая любимая_____________________________________________________________________________________________________________________________________________Какую игрушку очень хотелось иметь __________________________________________________________________________
Анкета для МАМЫ.(Ф.И.О.) Спасибо за участие.
В какие игрушки Вы играли в детстве __________________________________________________________________________
Какая игрушка была самая любимая_____________________________________________________________________________________________________________________________________________Какую игрушку очень хотелось иметь __________________________________________________________________________
Анкета для ПАПЫ. (Ф.И.О.) Спасибо за участие.
В какие игрушки Вы играли в детстве __________________________________________________________________________
Какая игрушка была самая любимая_____________________________________________________________________________________________________________________________________________Какую игрушку очень хотелось иметь __________________________________________________________________________
Ход опроса - исследования.
1) Взрослым предлагалось вспомнить детство, игрушки, в которые играли.
2) Далее получившиеся результаты анализировались.
В опроснике принимало участие 60 взрослых: 15 дедушек, 12 бабушек, 18 пап, 15 мам. Опрашиваемые вспомнили более 25 игрушек. Самые популярные ответы: СВИСТУЛЬКИ, НЕВОЛЯШКА, ОРУЖИЕ, КОЛЛЕЙДОСКОП, ПУПСЫ, МАШИНЫ, ПИАНИНО, КУКЛЫ.
Анализ результатов: появились свистульки на русской земле с незапамятных языческих времен, существовали они у нас повсюду
Когда-то свистом наши предки пытались отогнать «нечистую силу» и призвать к ребенку добрых духов или ангелов-защитников. Погремушка или мяч, изображающие Небесный мир, в руках ребенка должны были защитить его от темных сил. Они как бы соединяли его с силами добра.
В русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло,
Потом свистульки стали служить забавой ребятишкам.
Неваляшку в каждый дом! Наверно такие игрушки покупали всем без исключения мальчикам и девочкам. Разница была лишь в размерах и цветах. А на вопрос: «Как зовут эту неваляшку с головой крокодила?» Любой советский ребенок сходу отвечал: «Гена!» А какие могут быть сомнения? Популярнее крокодила Гены и его друга Чебурашки никого не было. Первые куклы-неваляшки появляются в Японии в 6 веке н.э.. Наверное, это самая старая игрушка, в которой человек сознательно использовал принцип устойчивого равновесия.
Каждая советская девочка выпрашивала у родителей игрушечное пианино, металлофон или другой игрушечный музыкальный инструмент. Всем хотелось попробовать себя в музыке.
Маленькие куклы-пупсики пользовались особой любовью. Их можно было носить с собой в кармане, а так же без особых затрат шить им много одежды и потом во дворе показывать подружкам обновки своего пупса.
Наряду с родными игрушками, кукла из ГДР остается мечтой каждой советской девочки. Часами они возились со своими любимицами, их причесывали и одевали, укладывали спать и выводили на прогулку. У каждой куклы свое имя, и не обязательно то, что было написано на ценнике при покупке. Конечно же, к куклам закупался целый арсенал сопутствующих принадлежностей: мебель для кукольного дома, посудка, именно «посудка», посудой как-то не принято было называть маленькие тарелочки и чашечки.
3. Социальный опрос обучающихся.
Цель: собрать информацию в какие игрушки играют современные дети.
Анкета для РЕБЯТ. (Ф.И.) Спасибо за участие.
В какие игрушки Вы играете __________________________________________________________________________
Какая игрушка самая любимая___________________________________________________________________Какую игрушку очень хочется иметь __________________________________________________________________________
Ход опроса - исследования.
1) Ребятам предлагалось вспомнить свои игрушки, ответить на вопросы.
2) Далее получившиеся результаты анализировались.
В опроснике принимало участие 28 ребят: 16 девочек, 12 мальчиков.
Анализ результатов. Опрашиваемые вспомнили более 30 игрушек. Самые популярные ответы: СОЛДАТИКИ, ОРУЖИЕ, КУКЛЫ БАРБИ, МАШИНЫ, ГАДЖИТЫ, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ.
3. Практическая работа. (Презентация)
Цель: представить материал в виде презентации.
Презентация составляет 24 слайда содержащих краткое содержание работы. Время показа с докладом обучающихся 4 минуты. (Приложение)
4.Вывод. Первые игрушки начали делать еще первобытные люди. Тогда они представляли из себя каменные, глиняные или, позднее, металлические фигурки, которые преследовали как художественные, так и религиозные цели. Конечно, эти первые игрушки выглядели не так красиво как, кукла Барби. Но менялась жизнь людей, менялись и игрушки. Звонкие мячи давно уже делают из резины – они скачут очень высоко, красивые волосы кукол сделаны из искусственных волокон, а сама она целиком из пластмассы. Все игрушки раскрашены в красивые цвета и радуют глаз.
На все времена, игрушка – одно из начал в жизни ребенка и играет огромную роль в воспитании личности.
5.Заключение.
Мы узнали, что игрушка во все времена была значима для ребят, всегда были любимые игрушки. Игрушек было и есть большое количество, но они менялись со временем. Наши дедушки и бабушки, мамы и папы играли в другие игрушки, дорожили самыми любимыми. Взрослые с желанием рассказывают о своих игрушках, делятся секретами о любимых.
Практическая значимость работы в том, что нам удалось найти ещё одну тему для общения между тремя поколениями: бабушки и дедушки, мамы и папы, дети. Объединять ребят в классе. Мальчики проявляют интерес к играм девочек, девочки проявляют понимание к играм мальчиков. Исследование будет продолжаться, так как оно помогает ребятам узнать интересы друг друга, объединиться и дружить.
6.Используемые источники.
.
Ворона
Заповеди детства и юности
Несчастный Андрей
Снегири и коты
Ёжикина Радость