Цель работы: доказать, что подвижные игры являются средством развития двигательных качеств у младшего школьника.
Задачи:
1) Подобрать подвижные игры и изучить их.
2) Провести тестирование и выявить изменения результативности.
Объект исследования: младшие школьники
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_kak_sredstvo_razvitiya_dvigatelnykh_kachestv_mladshikh_shkolnikov.docx | 44.08 КБ |
Содержание.
Введение
Физическая культура – часть образа жизни человека – система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил.
В условиях современного мира с появлением устройств облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также различного рода заболеваниям. Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремленность, желание побеждать, ну и, конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким, то есть укрепляет организм.
Физическая культура входит в жизнь человека с раннего возраста. Она выполняет ряд важнейших функций: развивающую, воспитательную, образовательную, оздоровительно-гигиеническую, общекультурную. Для школьников развитие физических качеств имеет огромное значение
Таким образом, физическая культура в школе, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого ребенка и занимать достаточно важное место в школе. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, подвижные и спортивные игры.
Тема: «Подвижные игры как средство развития двигательных качеств младших школьников».
Цель работы: доказать, что подвижные игры являются средством развития двигательных качеств у младшего школьника.
Задачи:
Объект исследования: младшие школьники
3.
Факторы, способствующие повышению активности младших школьников на уроках физической культуры.
Активность младших школьников(1-4классы) на уроке во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются:
Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у младших школьников, выполняющих физические упражнения.
1. Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая все дело в шутку. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если младшие школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках.
2. Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывают у младших школьников сильную эмоциональную реакцию.
Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развить необходимые для этого физические и психические качества, и получали удовольствие от этих уроков.
Активность, проявляемая учениками на таких уроках, может быть предоставлена в двух видах:
Познавательная активность учащихся заключается во внимательном восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает прочное его освоение.
Двигательная активность учащихся связана с непосредственным, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений, подвижных и спортивных игр.
Игра как средства развития двигательных качеств
Подвижные игры могут быть малой, средней и большой интенсивности. Их в нашей практике очень много. Собственно, сюда относятся все дошедшие до нас и народные игры «Разрывные цепи», «Гуси-Лебеди», «Салки», «Чижик», «У медведя в бору» и т.д.
Каждое движение в игре служит выражением внутреннего чувства, как бы завершением определенного настроя играющего. В подвижных играх у ребят движения естественны, раскованы. Уже поэтому подвижные игры - важное средство развития двигательной активности ребенка.
4.
Подвижные игры многоплановы. Одни дают большую нагрузку ногам - например, такие игры, как «Удочка», «Не попадись», «У медведя во бору» и т.д. Другие упражняют и развивают мышцы рук
и пальцев - «Ловля Кузнечиков», «А-м», многочисленные игры с мячом, битой и т.д. Третьи –
универсальные: «включают в работу» весь организм ребенка. Подвижная игра для младших
школьников, является обязательным компонентом практически каждого урока. При проведении игр не только происходит повторение пройденного материала, по развитию движений, но и значительно повышается положительный эмоциональный тонус учащихся. Игра доставляет им радость, именно поэтому даже шалунов не следует исключать из игр.
Значение игр для младших школьников.
«Игра, есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.» - писала Н.К. Крупская.
Там же она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.
Игра имеет значение и для формирования самостоятельности, положительного отношения к физической культуре, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.
Игровая деятельность - особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
1. Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном возрасте, младшем школьном возрасте и подростковом.
Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.
Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников - их соревновательный, творческий, коллективных характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.
5.
Опытно-экспериментальная работа.
Целью данной работы является: доказать, что подвижные игры являются средством развития активности у младшего школьника.
Для решения поставленных задач были использованы методы тестирования, эксперимент, и наблюдение.
Исследование проводилось в общеобразовательной школе №8 возраст детей - 6-7 лет. Всего исследовано 10 человек 1«В» класса. Из которых девочек - 5, мальчиков - 5.
Эксперимент проводился в 2 этапа.
На первом этапе, использовались подвижные игры , направленные на выявление эффективности применения игры на уроках физкультуры для младших школьников.
Второй этап посвящен диагностике. На этом этапе эксперимента проанализирован прирост двигательных качеств младших школьников. Для определения двигательной активности использовались прыжки в длину с места, наклон вперед из положения сидя, челночный бег.
Результаты эксперимента.
В течение двух недель мы наблюдали, играли с 1 «В» классом. В начале эксперимента детям предлагалось закрасить зелёным цветом кружок, которые любят играть в игры. А красным - не любят. Затем в конце эксперимента проделали такую же работу. Результаты мы видим в таблице. (приложение №1,2).
Диагностику мы проводили тоже в начале и в конце эксперимента.
После проведения эксперимента были получены данные, которые приведены в таблицах (Приложение 3).
Результаты по диагностики значительно улучшились. В таблице прослеживается увеличение скоростно – силовых качеств у младших школьников .
Полученные данные свидетельствуют о том, что индивидуальное развитие организма происходит более эффективно на уроках, где применяется игра, т.к. различные органы и система ребенка формируются более интенсивно с учетом личностных особенностей с усилием его мотивационной сферы.
Исследование проблемы убедило нас, с одной стороны, в ее сложности, а с другой – в ее решаемости, хотя это и требует от учителя определенных усилий, самоорганизации.
Заключение.
В ходе эксперимента нами были решены следующие задачи:
1. Изучили и подобрали соответствующие игровые методики.
2. Выявили эффективность применения подвижной игры, как средства двигательной активности младших школьников на уроках физической культуры.
6.
Полученные результаты подтверждают данные литературных источников о том, что на уроках, где используется подвижная игра, младшие школьники с умственным отклонением выполняют упражнения легко и без психического напряжения, легко развиваются скоростно-силовые качества и выносливость, т.е. активное развитие мышечной системы, выход накопленной энергии, смекалка, ловкость реализуются в игре при высоком эмоциональном уровне. Таким образом, умение правильно использовать активную форму работы, такую как игру, и знание своего предмета помогают найти тот самый общий язык между учителем и учениками, необходимый для проведения плодотворной работы, помогающей стать детям сильными, ловкими и здоровыми.1. Приведенные в данной работе результаты эксперимента дают нам основание утверждать, что для результативности проведения урока необходимо вовлекать младших школьников в процесс обучения и воспитания посредством игры, которая развивает у них интерес к спортивным занятиям, укрепляет организм, закаляет его.
Игры и игровые упражнения, применяемые в ходе эксперимента
«Удочка». Дети образуют круг. В его центре учитель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Учитель вращает веревку с мешочком по кругу по самой земле, а дети подпрыгивают, стараясь не задеть веревку или мешочек. Тот, кто заденет, считается проигравшим.
«Не попадись». Чертится круг. Все играющие располагаются за кругом. Выбирается водящий, который встает в центр круга. По сигналу учителя все дети прыгают в круг и из круга, а по мере приближения водящего стараются быстро прыгнуть обратно. Тот, кто не успел выпрыгнуть, и был осален в пределах круга, считается проигравшим, но продолжает участвовать в игре. Через 30-40
секунд игра останавливается, и подсчитываются проигравшие. Выбирается новый водящий, но из числа тех, кто ни разу не был осален.
«Волк во рву». На середине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 70-80 см одна от другой - это ров. С одной стороны площадки очерчивается круг - дом коз. Один из играющих водящий - волк. Все козы располагаются в доме, а волк - во рву. По сигналу учителя «Козы, на луг!» козы бегут на противоположную сторону площадки и перепрыгивают через ров (волк в это время спит и не трогает коз). Затем учитель говорит: «Козы, домой!». Козы бегут в другую сторону площадки в свой дом, перепрыгивая через ров, а волк старается их поймать – коснуться рукой. Пойманные козы остаются во рву. После двух перебежек пойманные козы возвращаются в свой дом, выбирается новый водящий и игра продолжается.
«Кто быстрее до флажка». Играющие выстраиваются в 2-3 колонны с равным количеством играющих за стартовой линией. Напротив каждой команды, на расстоянии 6 метров ставятся по одному предмету – флажку (кубику, мячику). По сигналу учителя игроки, стоящие первыми в колонне прыгают на правой ноге до предмета, огибают его с определенной (внешней) стороны и бегом возвращаются обратно, касаются рукой второго игрока (передают эстафету) и затем встают в конце своей колонны и т.д. при повторении игры прыжки выполняются на другой ноге.
7.
«Парашютисты». Играющие делятся на 3 команды. По количеству команд ставятся гимнастические скамейки - самолеты. У каждого из концов скамейки обозначается круг диаметром 30-40см - это место приземления. За правильное приземление игрок получает очко. По первому сигналу учителя команды по одному выходят на скамейку - садятся в самолеты. По второму сигналу парашютисты по одному начинают прыгать с самолета, стараясь точно приземлиться в указанное
«Веревочка под ногами». Игроки становятся в 3-4 колонны по одному. Расстояние между ними примерно 2-2,5м. Первые игроки каждой команды получают по короткой скакалке. По сигналу учителя первые двое в каждой колонне проводят скакалку под ногами своей колонны, она почти касается пола (земли). Стоящие в колонне, прыгают через нее. Когда все игроки колонны перепрыгнут через скакалку, первый игрок остается сзади колонны, а второй бежит вперед и вместе с третьим игроком опять проводит скакалку под ногами стоящих в колонне ребят и т.д.
Игры, направленные на развитие равновесия.
Основная цель таких игр: развитие координационных способностей, смелости и расчетливости.
«Переправа по узким жердям». Основная цель: развитие ловкости, вестибулярного аппарата, внимания и расчетливости. Используется в качестве подводящего упражнения для учебной
работы на гимнастическом бревне.
Организация. Ребята делятся на две равные команды, строятся в колонну по одному за общей стартовой линией. Расстояние между колоннами – 3 м. Через 10 м перед каждой колонной вдоль устанавливают по две перевернутые гимнастические скамейки (параллельно и вплотную друг к другу), символизирующие походную переправу по узким жердям через воображаемую речку.
Проведение. По стартовому сигналу каждая команда, взявшись за руки, подбегает к своей «переправе» и начинает переходить «речку» по узким граням перевернутых скамеек - цепочкой, не отпуская рук соседей. Выигрывает та команда, члены которой быстрее совершат «переправу», не теряя равновесия и не разрывая групповой цепочки.
«Встреча на скамейке».
Основная цель: развитие устойчивости, ловкости и расчетливости.
Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий на гимнастическом бревне.
Организация. По стартовому сигналу направляющие игроки противостоящих колонн выходят с разных сторон на скамейку и, сойдясь на ее середине, толчками ладони в ладонь соперника стремятся вывести его из равновесия и столкнуть со скамейки. Игрок, добившийся этого, приносит своей команде выигрышное очко и сходит со скамейки победителем. Затем в игровое единоборство вступает следующая пара противостоящих участников, за ней - третья и так далее до последней. Выигрывает та команда, игроки которой наберут наибольшее количество очков.
8.
«Петушиный бой». Основная цель: развитие силы, ловкости, внимания и сообразительности.
Организация. Все дети разбиваются на пары. По сигналу все участники сгибают левую ногу и хватают ее левой ладонью за стопу, оставаясь стоять на одной правой ноге, а правую руку сгибают в локте и закладывают за спину. Из этого исходного положения соперники в каждой противостоящей пары начинают толкать друг друга, передвигаясь скачками на правой ноге и используя хитроумные обманные движения до тех пор, пока один из них не заставит противника опереться на правую ногу. Импровизированный бой повторяется несколько раз, с поочередной сменой опорной ноги.
Игры, направленные на развитие быстроты, силы и ловкости.
(Легкая атлетика)
«Тачка». Основная цель: развитие силы рук, быстроты и внимания.
Организация. Все дети встают парами. Расстояние между ними не менее 3-х метров. В 6 метрах перед ними ставится поворотный флажок.
Проведение. По сигналу педагога первые номера, приняв упор лежа, ноги врозь, изображают собой тачку, а вторые номера, взяв их за голени, как можно быстрее бегут к повторному флажку своей колонны, огибают его налево и возвращаются назад к линии начала. Затем меняются ролями.
Эстафета «Фантазеры».
В эстафете главное - интересный этап, который надо преодолеть за наиболее короткое время,
соблюдая все необходимые правила: передача эстафеты (палочка, предмет) партнеру: преодоление препятствий, выдумка, скорость. Например, бег на четвереньках, бег «задним ходом», бег прыжками на одной ноге, бег по - лягушачьи (руки вперед и на землю, прыжок ногами из положения на корточках), бег, вдвоем обнявшись и т.д.
По мере повышения интереса к занятиям физической культуры возрастает мышечная работоспособность, т.е. игра обеспечивает усиленный рост мышечной работоспособности. Игра помогает включить, сформировать и развить отдельные группы мышц. Наиболее сильные среди них – разгибание бедра и туловища.
9.
Приложение №1.
Фамилия, имя ребёнка | № урока | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1.Андросов Андрей | |||||
2.Ибрянкин Максим | |||||
3.Козлов Миша | |||||
4.Радаев Артём | |||||
5.Фролов Иван | |||||
6.Денисова Настя | |||||
7.Дубровина Вика | |||||
8.Раёк Вика | |||||
9.Рыбакова Вика | |||||
10.Стрельникова Маша |
Не нравится играть.
Нравится играть
10
Приложение №2.
Фамилия, имя ребёнка | № урока | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1.Андросов Андрей | |||||
2.Ибрянкин максим | |||||
3.Козлов Миша | |||||
4.Радаев Артём | |||||
5.Фролова Иван | |||||
6 Денисова Настя | |||||
7.Дубровина Вика | |||||
8 Раёк Вика | |||||
9. .Рыбакова Лера | |||||
10. Стрельникова Маша |
Нравится играть.
11
Приложение №3.
Фамилия, имя ребёнка | Начало эксперимента | Конец эксперимента | ||||
Прыжок в длину | Наклон вперёд из положения сидя. | Челночный бег 3*10м (с) | Прыжок в длину | Наклон вперёд из положения сидя. | Челночный бег 3*10 м (с) | |
1.Андросов Андрей | 150см | 2 см | 9.40с | 155 см | 3 см | 9.50с |
2.Ибрянкин Максим | 95 см | 1 см | 12.27с | 100 см | 1 см | 12с |
3.Козлов Миша | 100 см | 2 см | 12.30с | 105 см | 3 см | 12.20с |
4.Радаев Артём | 125 см | 2 см | 11.05с | 130см | 2 см | 11с |
5Фролов Иван | 120см | 1см | 11.10с | 125см | 2см | 11с |
6.Денисова Настя | 95см | 5см | 12.07с | 100см | 6см | 12с |
7.Дубровина Вика | 140см | 4см | 10.6с | 145см | 5см | 10с |
8.Раёк Вика | 115см | 6см | 9.5с | 120см | 7см | 9.3с |
9.Рыбакова Лера | 120см | 4см | 11.10с | 125см | 5см | 11с |
10.Стрельникова Маша | 80см | 5см | 10.5с | 85см | 5см |
12
Список литературы.
1. Аникина, Т. А. Избранные главы по возрастной физиологии [Текст] : учеб. пособие / Т. А. Аникина, Л. Г. Ковтун. - Казань, 1992. - 223 с.
2. Баландин, Г. А., Назарова, Н.Н. Урок физкультуры в современной школе [Текст] / Г. А. Баландин, Н. Н. Назарова. - М.: Советский спорт, 2002. - 295 с.
3. Больсевич, В. К. Физическая активность человека [Текст] / В. К. Больсевич. - М., 2000. - 187 с.
4. Бреев, М. П. Урок физической культуры в школе // Технология и педагогический анализ [Текст] : учеб. пособие / М. П. Бреев. - Новосибирск, 2000. - 234 с.
5. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебное пособие; под редакцией А. В. Петровского. – М., 1981. – 256 с.
6. Выгодский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] : учеб. пособие для преподавателей / Л. С. Выгодский. – СПб.: Союз С-П., 1997. - 375 с.
7. Головина, Л. Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников [Текст] / Л. Л. Головина. - М., 1986. - 279 с.
8. Дворкин, Н. П. Возрастные изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств [Текст] / Н. П. Дворкин, А. Л. Медведев. – М.,2001. – 187 с.
9. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта [Текст] / Г. Д. Горбунов. - М., 1986. - 251 с.
10. Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинга и уроки здоровья. 1 - 5 классы [Текст] : учеб. пособие для преподавателей / Н. И. Дереклеева. - М.: Вако, 2004. - 274 с.
11. Жуков, М. Н. Подвижные игры [Текст] / М. Н. Жуков. - М.: Академия, 2000. - 165 с.
12. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания [Текст] / Е. П. Ильин. - М., 1987. - 191 с.
13. Ильясов, И. И. Структура процесса учения [Текст] / И. И. Ильясов. - М., 1987. – 284 с.
14. Зимняя, И. Л. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / И. Л. Зимняя. – М., 1997. - 344 с.
15. Каджаспиров, Ю. Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5-11 классы [Текст] : методическое пособие / Ю. Г. Каджаспиров. - М.: Дрофа, 2003. – 176 с.
16. Коц, Я. М. Спортивная физиология [Текст] / Я. М. Коц. - М., 1986. – 299 с.
17. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст] / В. А. Урутецкий. - М., 1976. - 169 с.
18. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст] : учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. - 2-е изд. – М., 1997. – 285 с.
19. Лесгафт, А. П. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста [Текст] / А. П. Лесгафт. – М., 1999. - 230 с.
13
20. Лупандина, Н. А. ФК в школе [Текст] / Н. А. Лупандина. – М.,1976. – 175 с.
21. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания. 1- 11 класс [Текст] / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2004. – 264 с.
22. Мальгинова, Г. Д. Час здоровья в системе физического воспитания школьников [Текст] / Г. Д.
Мальгина. – М., 1998. - 249 с.
23. Матвеев, А. П. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы [Текст] / А. П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2005. - 271 с.
24. Матвеев, А. П. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по ФК [Текст] / А. П Матвеев, Т. В. Петрова. - М.: Дрофа, 2000. - 104 с.
25. Найминова, Э. Физкультура [Текст] : методика преподавания / Э. Найминова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 271 с.
26. Семкин, А. А. Возрастные особенности организма в связи с занятием спортом [Текст] / А. А. Семкин. - Минск., 1999. - 290 с.
27. Холодов, Ж. К. Теория и методика Физического воспитания и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М., 2001. - 299 с.
28. Янсон, Ю. А. Педагогика физического воспитания школьников [Текст] : книга для учителя / Ю.А. Янсон. - М., 2000. – 381 с.
14
Денис-изобретатель (отрывок)
Голубая лягушка
Сорняки
У меня в портфеле
Три загадки Солнца