Аннотация
Кристалл. Что можно себе представить, услышав это слово? Природные кристаллы всегда возбуждали любопытство у людей. Их цвет, блеск и форма затрагивали человеческое чувство прекрасного, и люди украшали ими себя и жилище. Сегодня кристаллы, помимо их свойства соблазна, нашли очень большое применение в науке и технике. Жилые здания и промышленные сооружения, самолеты и ракеты, теплоходы и тепловозы, горные породы и минералы слагаются из кристаллов. Мы едим кристаллы, лечимся ими и частично состоим из кристаллов.
Но, где взять столько кристаллов? В природе найти нужный кристалл сложно, да и нахождение в природе крупных однородных кристаллов - явление нечастое, а человек все чаще нуждается в таких подарках природы. Актуальность проблемы очевидна, человеку необходим способ искусственного создания кристаллов.
Объект исследования – кристаллы
Предмет исследования – способы выращивания кристаллов в домашних условиях
Цель: выращивание кристаллов в домашних условиях.
Для достижения цели сформулировали задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 108.5 КБ |
Городская научно-практическая конференция школьников «Гости из будущего» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КРИСТАЛЛОВ» Автор работы: Подбуртный Максим, учащийся 4 «Б» класса МБОУ «СОШ № 10» Руководитель: Шабанова Е.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 10», первая квалификационная категория
Эксперт: Лавренюк А.Н., учитель физики, МБОУ «СОШ № 10» г. Когалым. 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… | 3 | |
ГЛАВА 1. | ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КРИСТАЛЛОВ……………………………... | 4 |
1.1. | История возникновения кристаллов……..………………………… | 4 |
1.2. 1.3. | Что такое кристалл? ………………………………………………… Практическая значимость кристаллов для человека………………. | 4 5 |
ГЛАВА 2. | ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………….. | 5 |
2.1. | Образование кристаллов - удивительное действие природы…….. | 5 |
2.2. | Мастер – класс ………………………………………………………. | 7 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….. | 8 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….. | 9 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….................. | 10 |
Введение
«Чем больше вглядываешься в кристалл, тем
глубже он затягивает вас в свою глубину очарования»
И.Е.Репин
Кристалл. Что можно себе представить, услышав это слово? Природные кристаллы всегда возбуждали любопытство у людей. Их цвет, блеск и форма затрагивали человеческое чувство прекрасного, и люди украшали ими себя и жилище. Сегодня кристаллы, помимо их свойства соблазна, нашли очень большое применение в науке и технике. Жилые здания и промышленные сооружения, самолеты и ракеты, теплоходы и тепловозы, горные породы и минералы слагаются из кристаллов. Мы едим кристаллы, лечимся ими и частично состоим из кристаллов.
Но, где взять столько кристаллов? Думаю, что в природе найти нужный кристалл сложно, да и нахождение в природе крупных однородных кристаллов - явление нечастое, а человек все чаще нуждается в таких подарках природы. Актуальность проблемы очевидна, человеку необходим способ искусственного создания кристаллов.
Читая научно – популярную литературу я узнал, что кристаллы можно вырастить в домашних условиях. Я обратился к учителю, и мы решили исследовать данную тему. Обозначив для себя проблему, мы определили объект и предмет нашего исследования:
Объект исследования – кристаллы
Предмет исследования – способы выращивания кристаллов в домашних условиях
Мы поставили перед собой цель: выращивание кристаллов в домашних условиях.
Для достижения цели сформулировали задачи:
Методы исследования: обзор литературных источников, анализ, сравнение, эксперимент.
Глава 1. Загадочный мир кристаллов
1.1. История возникновения кристаллов
Кристаллы многих минералов и драгоценных камней были известны и описаны ещё несколько тысячелетий назад. Кристаллом (от греч. krystallos – «прозрачный лед») вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь), встречавшийся в Альпах.
Горный хрусталь принимали за лед, затвердевший от холода до такой степени, что он уже не плавится. Первоначально главную особенность кристалла видели в его прозрачности, и это слово употребляли в применении ко всем прозрачным природным твердым телам. Позднее стали изготавливать стекло, не уступавшее в блеске и прозрачности природным веществам. Предметы из такого стекла тоже называли «кристальными».
Удивительной особенностью горного хрусталя и многих других прозрачных минералов являются их гладкие плоские грани. В конце 17 века было подмечено, что имеется определенная симметрия в их расположении. Было установлено также, что некоторые непрозрачные минералы также имеют естественную правильную огранку и что форма огранки характерна для того или иного минерала. Возникла догадка, что форма может быть связана с внутренним строением. Поэтому, кристаллами стали называть все твердые вещества, имеющие природную плоскую огранку.
1.2. Что такое кристалл?
Кристалл — это обычно твердое вещество, но бывают и жидкие кристаллы. Каждое вещество состоит из маленьких частиц (молекул или атомов). Можно назвать их кирпичиками. Обычно в веществе кирпичики разные и по-разному соединяются друг с другом, т. е. получаются странные узоры. А в кристалле кирпичики одинаковые, они одинаково соединяются друг с другом, повторяются в точно такой же последовательности по всему веществу, выстраиваются в строгом порядке “как солдаты в строю” (в отличие от частиц в газах, жидкостях и в аморфных твёрдых телах), т. е. получаются узоры правильной формы. Благодаря такой повторяющейся структуре кристаллы сами могут принимать странные и интересные формы.
1.3. Практическая значимость кристаллов для человека
Применения кристаллов в науке и технике так многочисленны и разнообразны, что их трудно перечислить. Перечень видов применения кристаллов уже достаточно длинен и непрерывно растет. Поэтому ограничусь несколькими примерами.
Рис.1.
Глава 2. Выращивание кристаллов
2.1. Образование кристаллов - удивительное действие природы
Вместе с папой, я прочитал в интернете, что природные кристаллы не всегда достаточно крупны, часто они неоднородны, в них имеются нежелательные примеси. При искусственном выращивании можно получить кристаллы крупнее, однороднее и чище, чем встречаются в природе.
Очень эффектно выглядят "доморощенные" кристаллы медного купороса ярко-синего цвета и хромокалиевых квасцов (фиолетовые), хороши и бесцветные кубики поваренной соли. Мне показалось странным, что кристалл растёт. Почему же он может расти? Ведь это не растение.
Прочитав инструкцию и изучив меры предосторожности, свою деятельность я начал с выращивания кристаллов из поваренной соли. Данное исследование является моим первым опытом работы в проведении научно- практического изучения.
Опыт 1
Выращивание кристалла поваренной соли:
1. Приготовил нитки разного качества, соль, банку. (Приложение 1)
2.Развёл раствор поваренной соли следующим образом: налил воды в банку и поставил его в кастрюлю с тёплой водой.
3. Насыпал пищевую соль в банку и оставил минут на 5, предварительно помешав. За это время банка с водой нагрелась, а соль растворилась.
4.Добавлял и перемешивал соль ещё несколько раз до тех пор, пока соль уже не перестала растворяться и начала оседать на дно банки. Я получил насыщенный раствор соли.
5.Перелил его, избавившись при этом от лишней соли на дне.
6.Опустил в банку нитки разного качества, закрепил их так, чтобы один конец был в банке с раствором, а другой конец был с внешней стороны.
В результате этого опыта кристалл начал расти на нити, находящейся с внешней стороны, У меня получилась красивая кристаллическая нить из мелких кристалликов, похожая на украшение, но кристалл был очень хрупкий, при неосторожном движении рассыпался.
Мне стало интересно, а можно ли вырастить кристалл большой формы и более прочный. Я решил продолжить исследования, и вырастить кристалл медного купороса.
Опыт 2
Выращивание кристалла медного купороса:
1.Выбрал место с постоянной температурой, где кристалл никто не будет трогать, пока он растёт. (Приложение 2)
2.Вскипятил воду и налил её в ведёрко.
3.Высыпал порошок для выращивания кристаллов в ведёрко с кипятком.
4.Перемешал раствор до полного растворения порошка. Перемешивал в одном направлении.
5.Опустил в ведёрко камешек.
6.Закрыл ведёрко, подождал один час, чтобы раствор остыл.
7.Осторожно высыпал заправочные кристаллы в центр ведёрка на камешек.
8.Ждал появление первого кристалла 24 часа.
9.Каждый день наблюдал за ростом кристаллов с помощью фонарика.
10.Через 30 дней кристалл начал выступать над поверхностью воды.
Я вылил раствор из ведёрка.
11.Надев перчатки, я вытащил кристалл из ведёрка на два дня, чтобы он обсох.
12.Кристалл я храню в прозрачной коробочке с плотно закрытой крышкой, оберегаю его от контактов с воздухом и влагой, не выставляю его на солнце.
Вывод: В результате проведённого опыта я получил, можно сказать, чудо какое-то, большой, крепкий кристалл, красивого голубого цвета, т.к. это кристалл медного купороса. Но кристалл боится высокой температуры и солнечных лучей.
2.2. Мастер – класс
Своими результатами в опытах я поделился с одноклассниками на уроке «Окружающего мира», ребята заинтересовались и тоже захотели вырастить кристаллы в домашних условиях. Для них, я подготовил рекомендации. (Приложение № 3)
Заключение
Процесс выращивания кристаллов в домашних условиях это очень интересное и увлекательное занятие, позволяющее сознательно отнестись к закономерностям природы. Данная работа сделала меня более наблюдательным, терпеливым, расширила мой кругозор, приобщила к науке. Мне было интересно работать вместе с моими родителями, им тоже было интересно.
В ходе работы я познакомился с историей возникновения кристалла; выяснил практическое значение кристалла и определил условия выращивания кристаллов в домашних условиях.
Выращенные мной кристаллы получились красивыми, разными, яркими, но не практичными. На них можно смотреть и любоваться, но использовать их в жизни трудно, т.к. кристалл соли – хрупкий, а из медного купороса – боится высокой температуры и солнечных лучей;
В будущем хотел вырастить красивые кристаллы разных цветов другими способами;
Закончить свою работу хочу словами Ильи Репина «Кристаллы будоражат наше воображение гармонией, поражают яркостью и многообразием окраски, своими замечательными свойствами, немеркнущей со временем красотой, тайнами зарождения и роста».
Список используемых источников
2. Энциклопедический словарь / Пер. с Англ. М.: Ридерз Дайджест -368 с.
3. Энциклопедия для детей т.4 М. Аванта . 1995 г
Электронный ресурс:
1. Выращивание кристаллов в домашних условиях. Как вырастить кристалл // Занимательная химия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kristallikov.net/page6.html
2. Жидкие кристаллы // Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.
3. История кристалла // Кристаллы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kristal.21428s12.edusite.ru/p2aa1.html
4. Кристаллы // "Рисуя Минералы..." [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/pochemu-rastet-kristall - #http://mindraw.web.ru/cristall1.htm
5. Применение кристаллов в науке и технике // Мир кристаллов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://course-crystal.narod.ru/p2aa1.html
Про пингвинов
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Проказы старухи-зимы
Как Дед Мороз сделал себе помощников