Данная работа была представлена на региональной студенческой научной конференции, проходившей в колледже 10.04.2014.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.5 КБ |
БИОЭТИКА – МОСТ В БУДУЩЕЕ
Биоэтика представляет собой сложный феномен современной культуры, возникший в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого столетия в США как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом науки. Термин «биоэтика» предложил в 1970 г. американский онколог Поттер. Он призвал объединить усилия представителей гуманитарных наук и естествоиспытателей (прежде всего биологов и врачей) для того, чтобы обеспечить достойные условия жизни людей. По Поттеру, «наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности». Он предложил для ее обозначения термин биоэтика. В 70-е годы в США создаются первые исследовательские и образовательные центры биоэтики, а изучаемые ею проблемы начинают привлекать самое пристальное внимание врачей, биологов, политиков, журналистов, религиозных деятелей, юристов, психологов,вообще самой широкой публики. В следующем десятилетии биоэтика весьма быстро получает признание в Западной Европе, а с начала 90-х годов – в странах Восточной Европы (включая Россию) и Азии (прежде всего в Японии и Китае).
Научные и технические достижения последних десятилетий XX века показали, как велика (и в то же время разрушительна) власть людей над собственной и внешней природой, формировавшейся тысячи лет. Но в связи с возникновением кризисных ситуаций в различных сферах человеческого бытия приходит осознание ответственности за негативные последствия вторжения в естество окружающего мира, за попытку противопоставления человека и природы. К основным в биоэтике можно отнести следующие проблемы: защиты прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных, психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной компетентностью); взаимоотношения с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий); аборта, контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке» с последующей имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство); проведения экспериментов на человеке и животных; выработки критериев диагностики смерти; трансплантологии; современной генетики (генодиагностики, генной терапии и инженерии); манипуляций со стволовыми клетками; клонирования (терапевтического и репродуктивного); самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной).
Остановимся на двух из них.
Клонирование (от греч. - "веточка, побег, отпрыск") - в самом общем значении - точное воспроизведение какого-либо объекта любое требуемое количество раз. Объекты, полученные в результате клонирования называются клоном. Животные, произведенные на свет этим методом, уже так не удивляют, как еще лет 10-15 лет тому назад. Овца До́лли — первое клонированное млекопитающее животное, которое было получено путём пересадки ядра соматической клетки в цитоплазму яйцеклетки. Овца Долли являлась генетической копией овцы-донора клетки.Эксперимент был поставлен в Рослинском институте в Шотландии в 1996 году. Эксперимент считается прорывом в технологиях, сравнимым с расщеплением атома.
Сама Долли стала самой известной овцой в истории науки. Она прожила 6,5 лет и оставила после себя 6 ягнят.
Кстати, мало кто знает, что самая первая попытка по клонированию принадлежит советским ученым. В 1987 году впервые появилась на свет мышка Маша – результат удачного эксперимента советских исследователей. Млекопитающее было клонировано на целых 10 лет раньше, чем Долли . Это делается для будущего человечества, утверждают ученые. Ради возможности испытывать на клонах новые лекарства от тяжелых болезней, для воссоздания естественных популяций вымерших животных, для выращивания органов для трансплантации. Клонирование человека - этическая и научная проблема конца 20-го начала 21-го века, состоящая в технической возможности приступить к формированию и выращиванию принципиально новых человеческих существ, точно воспроизводящих не только внешне, но и на генетическом уровне того или иного индивида, ныне существующего или ранее существовавшего - вместе с полной этической неподготовленностью к этому общества. Является ли действительно реальным клонирование человека? Должны ли вообще существовать клоны человека? Австралийская компания Sidney IVF получила первую в мире лицензию на клонирование человека. В ней создаются эмбрионы-клоны человека, из которых получают стволовые клетки. Вопрос состоит даже не в том, был ли клон человека действительно создан, или в том, имеются ли технические способности создавать людей, а в том, что клонирование человека является нарушением морали и этики. Мы знаем, что у людей есть не только физические тела, но также души, мысли и нравственные стандарты. Поэтому, люди могут быть радостными, злыми, печальными или счастливыми, и у них существует разум. Это является фундаментальным различием между людьми и животными. Что, если, в противовес этому, "клон", созданный путём переноса ДНК, будет иметь только тело без человеческих мыслей и отличительных черт человека. Так называемая, технология клонирования, распознает только физическую материю людей, но не духовность. Она принимает человека просто за объект и превращает людей в объекты, которые могут быть контролируемы технологией. Если такой технологии позволить продуцировать, она будет продолжать идти по опасному пути, пока люди не станут продуктами, которые будут создаваться в широких масштабах. Жизнь человека, даже клонированного, не должна рассматриваться как потребительский продукт. Даже эмбрион человека на самом начальном уровне, как предполагается, имеет жизнь. Поэтому, это не этично, а также аморально создавать человеческую жизнь, не более чем для того, чтобы использовать клетки, а затем уничтожать её. Принять клонирование человека трудно не только с точки зрения этики, есть серьёзное беспокойство и с технической точки зрения. В настоящее время многие страны, включая Россию приняли закон о запрещении экспериментов по клонированию на людях.
Еще одной из проблем является проблема эвтаназии. Термин эвтаназия происходит от греческих слов eu -"хорошо" и thanatos - "смерть" и означает сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного и страдающего человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения неизлечимой боли и страданий. Обсуждается она давно. Однако особое внимание к ней возникло после ее легализации впервые годы нового тысячелетия в Голландии, Бельгии и Швейцарии. Понятие эвтаназии достаточно неоднородно. В теоретической литературе различают несколько видов. С практической точки зрения наибольшее значение имеет активная эвтаназия, представляющая собой действие врача, прерывающее жизнь пациента с целью прекращения тяжелого непереносимого страдания пациента. Вопрос о целесообразности легализации эвтаназии в России активно обсуждается в средствах массовой информации. Недавно он был включен в повестку дня для обсуждения соответствующего комитета Совета Федерации РФ. В российском законодательстве эвтаназия запрещена. Эта норма соответствует позиции отечественного медицинского сообщества. Со времен Гиппократа традиционная врачебная этика включает в себя запрет: «Я никому, даже если кто-то попросит, не дам вызывающее смерть лекарство и не предложу подобного». Таким образом, врачи должны до конца бороться за жизнь больных. Но бывают случаи, когда медицина бессильна; например, если человек попадает в серьезное ДТП, зачастую таких больных выписывают домой умирать. Этично ли заставлять таких людей жить? В последнее время растет число граждан, в том числе и некоторых врачей, юристов и политиков, которые настаивают на легализации эвтаназии. Опросы общественного мнения так же свидетельствуют о наличии значительной общественной поддержки эвтаназии. Мотивируется эта поддержка правом человека распоряжаться своей жизнью и необходимостью оказать помощь пациентам, страдающим от непереносимых телесных страданий. Однако, с консервативных и христианских позиций, использование понятий "милосердие" и "справедливость" для оправдания принудительной эвтаназии - это путь к возможному социальному беспределу.
В целом только обстоятельное публичное обсуждение поможет обществу осознать реальные проблемы биоэтики. Понятно, что прогресс в науке не остановить. Однако любое открытие можно использовать как во благо, так и на зло. Но хочется верить, что именно открытое обсуждение таких вопросов, как плюсы и минусы новых технологий (в том числе и в биологии и медицине) сделают их максимально безопасными и продуктивными для человечества.
Ведь на то людям и дан разум, чтобы использовать его для развития и продолжения рода.
Волшебная фортепианная музыка
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Две снежинки
Тигрёнок на подсолнухе
Круговорот воды в пакете