Главная роль социальной рекламы заключается в привлечении внимания к самым важным проблемам общества. Возможности такой рекламы широки, а результаты рекламной деятельности могут быть благотворными. Поэтому социальную рекламу вполне можно использовать как инструмент вовлечения общества в социальные процессы. В связи с этим интерес к социальной рекламе достаточно велик. По отношению людей к социальной рекламе можно судить о развитости самого общества. Если к социальной рекламе относятся равнодушно, а тем более негативно, значит общество просто не готово к решению собственных проблем. Социальная реклама является своеобразным зеркалом, отражающим готовность человека решать проблемы, возникающие в нем самом.
В данное время Российская Федерация переживает довольно тяжелый и сложный исторический период. Состояние Российского общества и государства, свидетельствует о том, что страна остро нуждается в социальном оздоровлении. Социальное нездоровье же можно определить с помощью многих признаков, причем вполне очевидных. Это – рост преступности, экономический кризис, социальная апатия, алкоголизм, наркомания и курение, а помимо этого демография страны тоже страдает – низкая рождаемость, аборты, неблагополучные семьи, увеличение количества разводов и детей-сирот и многое другое. Такая социальная нестабильность в обществе может вызывать тревогу за будущее, за жизнь детей. Таким образом, многие проблемы можно решить при помощи социальной рекламы.
Объект исследования: социальная реклама.
Предмет исследования:отношение современного человека к социальной рекламе.
Вложение | Размер |
---|---|
fenomen_sots.rek_.doc | 90.5 КБ |
Автономное учреждение Чувашской Республики
Среднего профессионального образования
«Новочебоксарский политехнический техникум»
Министерства образования Чувашской Республики
Исследовательская работа
«Феномен социальной рекламы»
Выполнил:
Александров П.В
Гр.№ 40
Руководитель:
Никифорова И.Н.
Преподаватель
Истории и обществозн.
Новочебоксарск – 2013г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………… | 3 |
Глава 1. Теоретические основы социальной рекламы | 4 |
| 4 |
| 6 |
Глава 2. Исследование отношения современного человека к социальной рекламе 2.1. Методы сбора первичной информации ……………………………… | 8 |
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………… | 9 |
Заключение ………………………………………………………………… Список использованной литературы………………………………………. Приложения | 10 11 12 |
Введение
Актуальность:
Главная роль социальной рекламы заключается в привлечении внимания к самым важным проблемам общества. Возможности такой рекламы широки, а результаты рекламной деятельности могут быть благотворными. Поэтому социальную рекламу вполне можно использовать как инструмент вовлечения общества в социальные процессы. В связи с этим интерес к социальной рекламе достаточно велик. По отношению людей к социальной рекламе можно судить о развитости самого общества. Если к социальной рекламе относятся равнодушно, а тем более негативно, значит общество просто не готово к решению собственных проблем. Социальная реклама является своеобразным зеркалом, отражающим готовность человека решать проблемы, возникающие в нем самом.
В данное время Российская Федерация переживает довольно тяжелый и сложный исторический период. Состояние Российского общества и государства, свидетельствует о том, что страна остро нуждается в социальном оздоровлении. Социальное нездоровье же можно определить с помощью многих признаков, причем вполне очевидных. Это – рост преступности, экономический кризис, социальная апатия, алкоголизм, наркомания и курение, а помимо этого демография страны тоже страдает – низкая рождаемость, аборты, неблагополучные семьи, увеличение количества разводов и детей-сирот и многое другое. Такая социальная нестабильность в обществе может вызывать тревогу за будущее, за жизнь детей. Таким образом, многие проблемы можно решить при помощи социальной рекламы.
Объект исследования: социальная реклама.
Предмет исследования:отношение современного человека к социальной рекламе.
Цель:исследование отношения современного человека к социальной рекламе.
Гипотеза:мы предполагаем, что основная масса респондентов относится положительно к социальной рекламе, они считают, что она может решать проблемы общества.
Задачи исследования:
Основные методы исследования: социологический опрос, а именно анкетирование, так как данный метод позволяет получить полную и точную информацию по исследуемой проблеме.
Глава 1. Теоретические основы социальной рекламы
Официальная история социальной рекламы начинается только в XХ в.В дореволюционном обществе в России представления о добре и зле определялись религией. В принципиально атеистическом советском обществе на роль новой религии стала претендовать коммунистическая мораль. И именно для такой замены была необходима социальная реклама, пропагандирующая переход к новой жизни. Добродетелью должен был стать классовый фанатизм, счастьем — самоотречение во имя идей коммунизма, подвижничеством — жертвование личным счастьем для общего блага.
Основным средством социальной рекламы, особенно в начальный период советской власти, был плакат. Яркие и красочные, напоминающие или призывающие к действию, иногда даже несколько агрессивные, они изобиловали побудительными и вопросительными предложениями, восклицательными знаками. Темы плакатов отличались большим разнообразием, но все они были направлены на изменение общественного сознания. В целом социальная реклама советского периода была яркая, запоминающаяся, многие слоганы превращались в крылатые выражения. Социальная реклама направлена на изменение сознания общественности. В советское время правительство стремилось привить обществу «правильные» взгляды, «подвигнуть» на смелые, нужные обществу виды деятельности, например, переселение на неосвоенные земли. Переход всех государственных звеньев на военный режим в начале Великой отечественной войны означал значительную переориентацию основных коммуникативно-идеологических процессов, в том числе и социальной рекламы. Вся социальная реклама этого времени подчинена военной тематике.
В нашей стране о социальной рекламе впервые заговорили с появлением в 1994-1995 гг. на всех центральных телеканалах проекта «Позвоните родителям". И стоило ей в России появиться и заявить о себе, как она немедленно стала «слугой» политики. Классический пример — рекламная кампания президента «Верю. Люблю. Надеюсь». Она с самого начала задумывалась как политическая кампания, как русский проект с прицелом на выборы Президента Российской Федерации 1996 года. В серии роликов, в которых простые люди рассказывали о своих проблемах, событиях, судьбах, социальный фактор был основным. Политический контекст возник во второй части предвыборного периода — в роликах появился Борис Ельцин. То, что именно с ним стали ассоциироваться позитивные чувства избирателей, на 90% определило успех рекламной акции. Однако в целом в результате подобных политических манипуляций доверие к социальной рекламе в России упало на длительный период — вплоть до 2000 г. И только в последние годы вновь начался процесс ее реабилитации.
За период с 2002 г. можно выделить такие темы, преимущественно поднимаемые российской социальной рекламой: здоровый образ жизни, соблюдение правил дорожного движения, неукоснительное исполнение гражданских обязанностей (уплата налогов, служба в армии и т.п.), бережное отношение к природе, ценность семейных отношений (в том числе повышение рождаемости), воспитание патриотизма, гуманизма, чувства ответственности за судьбу социально незащищенных слоев населения.
По сравнению с рекламой прежних лет, современная социальная реклама использует больше носителей, она более разнообразна как технически, так и творчески. Отчасти это связано с техническим прогрессом, отчасти с тем, что создание социальной рекламы сегодня инициирует не только государство, как это было в советское время, но и бизнес, политика. Конечно, социальная реклама – это проявление доброй воли общества, ее принципиальной позиции в отношении социально значимых ценностей. Мы должны относится к социальной рекламе как к своеобразному социальному лекарству, инструменту профилактики социальных бед. Такова и должна быть высокая миссия социальной рекламы.
1.2 Социальная реклама: функции, виды, цели и задачи
Термин социальная реклама используется только в России. А во всем мире ему соответствуют понятия некоммерческая реклама и общественная реклама. Согласно статьи 18 Закона Российской Федерации «О рекламе» «социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей». (1) Социальная реклама носит некоммерческий характер и решает важные общественные задачи. Она призвана пропагандировать определенный образ жизни и побуждать к конкретным действиям.
Итак, социальная реклама – это особый вид распространяемой некоммерческой информации, направленной на достижение государством или органами исполнительной власти определенных социальных целей. Основным источником появления социальной рекламы является современная общественная жизнь, которая изобилует конфликтными ситуациями и противостоянием на уровне социальных групп и поэтому остро нуждается в созидательных стимулах и процессах. Социальная реклама использует тот же набор инструментов, что и коммерческая: телевизионные ролики, печатная, уличная, транспортная реклама и т.д. Основное отличие социальной рекламы от коммерческой заключается в цели. В то время как коммерческие рекламодатели стимулируют благожелательное отношение к тому, или иному товару или рост его продаж, цель социальной рекламы заключается в привлечении внимания к общественному явлению. Методы реализации (3):плакаты, заставки, клипы, щиты, листовки, значки и другая атрибутика, эмблемы на товарах массового потребления, граффити, компьютерная графика, комиксы, фотография, карикатура. Работы могут быть представлены также в литературной форме в виде: сценария спектакля, слогана, стихотворения, частушек, сказок, сочинения, актуального репортажа, фельетона, басни. Телевизионные ролики также можно подразделить на три группы: художественно постановочные; документальные (посвященные, напр., исповеди реальных людей) и информационные (ознакомительные). Задачи социальной рекламы формулируются следующим образом: формирование общественного мнения, привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни, активизация действий по их решению, формирование позитивного отношения к государственным структурам, демонстрация социальной ответственности бизнеса, укрепление социально значимых институтов гражданского общества, формирование новых типов общественных отношений, изменение поведенческой модели общества. Социальной рекламе присущи такие критерии психологической эффективности, как запоминаемость, привлекательность, информативность, побудительность, но с определенными ограничениями. Социальная реклама должна затрагивать общие человеческие проблемы, например: охрана природы, борьба с насилием. Эта реклама и ее действие рассчитана на широкую аудиторию. Такая реклама может и показывать проблемы определенного населенного пункта.
Социальная реклама имеет свои функции, которые были определены законом Российской Федерации «О рекламе» (1):
С первого раза эффективность рекламы оценить трудно. Социальная реклама рассчитана на долгосрочную перспективу. На территории России инициаторами социальной рекламы являются в большей мере государственные институты.
Глава 2. Исследование отношения современного человека к социальной рекламе
2.1. Методы сбора первичной информации
Социологический опрос – это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами. Социологический опрос занимает важнейшее место в социологических исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. Специфика этого метода состоит в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.
Наиболее распространенным видом опроса является анкетирование, это объясняется как разнообразием, так и качеством той социологической информации, которую можно получить с его помощью. Этот метод очень удобный: благодаря анкетам на вопросы смогли ответить и мужчины, и женщины. А главное, этот опрос не занял много времени. В исследование попали люди в возрасте от 17 и до 40 лет. Число опрошенных составило 40 человек, разного возраста, половой принадлежности. Это те люди, на которых, чаще всего направлено воздействие различных видов социальной рекламы. Выборка случайная.
Описание логики анкеты: 1. Первый блок вопросов включал в себя паспортые данные – пол, возраст. 2. После блока социально-демографических вопросов респондентам предлагалось заполнить блок вопросов посвященных отношению к социальной рекламе, а так же вниманию к ней, ознакомленности с термином социальная реклама.
2.2 Исследование отношения современного человека к социальной рекламе
В исследовании, посвященном отношению людей к социальной рекламе, приняли участие 40 респондентов. В возрасте от 17 до 40 лет.Понятие социальная реклама знакомо 75% респондентов, не знакомо 25% респондентов. Социальная реклама, несомненно, помогает в решении общественных проблем, так считают 60%. Есть также люди, считающие социальную рекламу абсолютно бесполезной – 30%.
65% считают, что социальная реклама уже меняет поведение людей. Но большинство полагает, что не меняет поведение.
Наиболее актуальной социальной рекламой сочли рекламу здорового образа жизни – 44% респондентов, после нее следует реклама по правилам дорожного движения (20%), важной социальную рекламу, дети-сироты отметили 20 % опрошенных.
На вопрос - приятнее ли Вам читать журнал, газету, смотреть телепередачи, если в них присутствует социальная реклама-35% опрошенных, ответили положительно, 37% посчитали такую рекламу раздражающей.
Значительное число россиян уверены в полезности социальной рекламы. Однако ее превращение в эффективный механизм современного общества требует значительных усилий по выведению социальной рекламы в России на качественно новый уровень - преодолению общего, безадресного характера многих рекламных сюжетов, ориентации на позитивное гуманистическое понимание человека, четкой дифференциации социальной, коммерческой и политической рекламы, использованию интерактивных коммуникационных технологий.
Заключение
В результате исследования выяснилось, что большинство респондентов относятся к социальной рекламе положительно, люди считают, что социальная реклама нужна обществу, т.к. в нем много проблем.
Стоит предположить, что у социальной рекламы в нашей стране есть огромный потенциал развития. Ведь, социальная реклама является мощным инструментом формирования общественного мнения. А это весьма необходимо российскому обществу в данный период, поскольку социальная реклама способствует социальной поддержке населения, восстановлению гуманистических отношений между людьми и на этой основе – развитию новых экономических связей и построению гражданского общества.
Если посмотреть на результаты исследования то, получится, что большинство людей интересуется проблемами, волнующими общество и им не безразлична судьба своей страны, социальная реклама, являясь отражением ситуации в обществе, может послужить мощным источником информации и побудить общество к действию. У каждого человека сложилось свое мнение насчет рекламы. Кто-то считает ее полезной и необходимой, кто-то считает, что социальную рекламу необходимо убрать, а кто-то просто не обращает на нее внимания.
Рекомендации:
Список использованной литературы
М.: Добросвет, 1999. – 338 с.
Приложение 1: « Анкетный опрос».
Уважаемый участник опроса!
Предлагаем Вам принять участие в социологическом исследовании, посвященном изучению отношения аудитории к социальной рекламе.
Прочтите различные варианты ответов, затем отметьте любым условным обозначением номер, который находится рядом с тем вариантом ответа, который соответствует Вашему мнению.
Опрос анонимный, фамилию и имя указывать не нужно.
Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!
5.Может ли социальная реклама изменить поведение людей?
6. Оказала ли социальная реклама влияние на Вас?
Спасибо, за то, что приняли участие в опросе!
5 зимних аудиосказок
Что есть на свете красота?
Рисуем зимние домики
Кто чем богат, тот тем и делится!
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт