Кто может стать космонавтом? Какими чертами характера должен человек обладать? Какими физическими требованиям он должен удовлетворять? Что он должен уметь? Какими знаниями он должен обладать? На все эти вопросы дает ответ данная реферативная работа.
Вложение | Размер |
---|---|
professiya-kosmonavt.doc | 439 КБ |
МОУ Истринская СОШ № 3
Профессия - космонавт
Автор работы:
Бурмистров Иван,
учащийся 7 класса,
2000 года рождения,
проживающий по адресу:
г.Истра,
Руководитель работы:
Климова И.Н., учитель физики
2014 г
Содержание:
стр
Если верить рассказам отцов, когда-то половина школьников нашей страны мечтало стать космонавтами. Сегодня эта профессия уже не вызывает повышенного энтузиазма. Давайте попробуем вспомнить, что же это за профессия, и кто же эти люди - космонавты.
К выбору данной темы работы меня подтолкнула встреча с летчиком-космонавтом, Героем Российской Федераци, Юрием Валентиновичем Лончаковым,которая состоялась в октябре 2013 года в нашей школе. Перед нами стоял невысокий широкоплечий человек, явно с отличной физической подготовкой, по ответам на вопросы учащихся можно с уверенностью сказать, что он умен, доподлинно разбирается во всех вопросах космических полетов, имеет много увлечений.
Поэтому цель моей работы: выяснить, кто может стать в нашей стране космонавтом.
Задачи работы: собрать информацию по отбору людей в космонавты,каким требованиям они должны удовлетворять, чтобы стать космонавтами.
Согласно словаря Ожегова, космонавт - специалист, совершающий полет в космическом пространстве. Слово "космонавт" состоит из двух частей, двух греческих слов - "космос" (Вселенная) и "nautes" (мореплаватель). Космонавт - "космоплаватель"!
Когда было принято решение о полёте человека в космос, то сразу встал вопрос: представителей каких профессий следует предпочесть? Высказывались разные мнения. Например, врачей, поскольку основной задачей космонавта в первых полётах было исследовать состояние и реакции собственного организма. Или инженеров, принимавших участие в создании космического аппарата: кто лучше знает корабль, чем разработчики!
Сергей Павлович Королёв считал, что "для такого дела лучше всего подготовлены лётчики, в первую очередь, лётчики реактивной истребительной авиации. Лётчик-истребитель - это и есть требуемый универсал… Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер. Немаловажно и то, что он - кадровый военный, а значит, обладает ещё и такими необходимыми для будущего космонавта качествами, как собранность, дисциплинированность, непреклонное стремление к поставленной цели". И добавлял в шутку: "...он и швец, и жнец, и на дуде игрец". Королёв так сформулировал требования к кандидатам в космонавты: не старше 30 лет, безупречное состояние здоровья, высокая психическая устойчивость и общая выносливость организма, отличная лётная успеваемость, волевой характер, трудолюбие и любознательность. Космическая техника того времени определяла антропометрические характеристики: рост не выше 175 см, вес 70-72 кг.
В то время слишком мало знали о воздействии условий полёта на организм человека, поэтому медицинские требования при отборе были особенно жёсткими. Первый начальник Центра подготовки космонавтов полковник медицинской службы Евгений Анатольевич Карпов называл это "сверхотбором".
"Сверхотбор" был оправдан на начальном этапе, поскольку космос таил в себе много неизвестного, вероятно ужасного, и было не ясно, возможно ли пребывание там человека, не повредится ли он рассудком. После полёта Юрия Алексеевича Гагарина эти страхи исчезли, технические руководители программы стали выражать сомнение в необходимости столь жёстких требований, и их снижение произошло удивительно быстро.
3.Отбор космонавтов сегодня.
К профессии космонавта предъявляют два основных требования.
Первое: космонавт должен быть испытателем. Он обязан в полете контролировать и проводить испытания самого корабля и его бортовых систем - это необходимо для развития космической техники. Космонавт должен участвовать в создании космического корабля на всех этапах, начиная с проектирования, конструкторской разработки и кончая наземными испытаниями корабля и его систем. Конечно, это требует от него всесторонних технических знаний и проектно-испытательского опыта.
И второе: космонавт должен быть исследователем. Он должен уметь получить и передать на Землю ценную научную информацию об окружающем космическом пространстве, атмосфере и поверхности Земли. А для этого ему необходимы обширные знания в различных областях науки и техники, знание новейших проблем, стоящих перед учеными и инженерами.
Подготовка космонавтов к космическому полету требует очень большой работы на Земле. Космонавты проводят много времени в конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, лабораториях, обсерваториях. Они вместе с учеными и инженерами создают методики выполнения экспериментов в космосе. Иногда они участвуют в создании научной аппаратуры, испытывают ее на Земле. Космический полет осуществляется только тогда, когда самым тщательным образом подготовлена его испытательная и исследовательская программа. Космонавт идет в полет полностью подготовленный к выполнению сложной программы научных исследований и экспериментов.
Несомненно также, что космонавт должен иметь безукоризненное здоровье и высокие моральные и волевые качества, так как и подготовка к полету на Земле, и сам космический полет требуют напряжения всех его физических и моральных сил.
Космонавт в полете испытывает и самого себя, и свой организм. Без инженерного опыта, без научных знаний, без всесторонней физической, психологической и моральной подготовки, без высокой культуры невозможно совершить космический полет.
Как же стать космонавтом сегодня? Отбор кандидатов в космонавты в Российской Федерации проводится в рамках открытого конкурса. Его регламентирует "Временное положение по проведению открытого конкурса по отбору кандидатов в космонавты". К кандидатам предъявляются следующие требования.
Общие:
Кандидатом в космонавты Роскосмоса может стать только гражданин Российской Федерации.Возраст претендентов не должен превышать 33 лет.
Медицинские требования:
Соответствовать медицинским требованиям Центра Подготовки Космонавтов, в том числе иметь следующие антропометрические данные:
рост в положении стоя (150-190 см);
рост в положении сидя (80-99 см);
масса тела (50-90 кг);
максимальная длина ступни (29,5 см);
максимальный поперечный размер плечевой области (52 см);
максимальное расстояние между углами подмышечных впадин (45 см);
максимальная ширина бедер в положении сидя (41 см).
Морально-психологические требования:
личностные: темперамент, особенности характера, способности, потребности, мотивы и др.;
профессионально важные психологические: память, внимание, мышление, восприятие;
нравственные: моральные ценности, отношение к людям, готовность к самосовершенствованию и т.д.;
социально-психологические: способность к позитивному межличностному взаимодействию, толерантность, конфликтность.
Подлежит оценке интеллектуально-творческий потенциал претендентов, включая познавательную и творческую активность, готовность и способность к обучению.
Требования к физической подготовленности:
В состав профессионально значимых физических качеств, оцениваемых при отборе кандидатов в космонавты, входят: выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость.
Требования к профессиональной компетентности:
иметь опыт работы по специальности не менее 5 лет и не менее 3-х лет на одном месте работы;
обладать необходимым минимумом общих знаний в области основ пилотируемой космонавтики;
иметь способности к изучению космической техники (продемонстрировать умение разобраться в основах и принципах построения технических систем, понимать их физическую сущность, уметь запоминать техническую информацию и технические характеристики);
иметь способности к операторской деятельности. Претенденты, имеющие опыт испытательной работы, пользуются преимуществом;
знания русского языка (письменно и устно) должны быть не ниже хороших, относительно требований средней школы Российской Федерации;
знания английского языка на оценку не ниже «хорошо» по требованиям вузов Российской Федерации;
умение пользоваться персональным компьютером, Интернетом, электронной почтой, антивирусными программами и др.;
иметь необходимую осведомленность в области истории мировой и отечественной космонавтики;
обладать необходимым минимумом общих знаний в области культурологии.
Из числа претендентов, удовлетворяющих всем предъявляемым требованиям, отбирается необходимое количество лиц, определенное условиями отбора, с наилучшими результатами для представления в межведомственную комиссию.
Межведомственная комиссия рассматривает представленные документы и принимает решения об утверждении кандидатур кандидатов в космонавты персонально по каждому претенденту и выдает рекомендации о назначении их на должности «кандидат в космонавты-испытатели» или «кандидат в космонавты-исследователи» Отряда космонавтов Роскосмоса.
Каким бы тщательным не был профессионально-психологический и медицинский отбор кандидатов в космонавты, он сам по себе не может гарантировать того, что у будущих космонавтов будут достаточно развиты все психофизиологические качества, необходимые для успешного выполнения программ космических полетов. Поэтому профессия космонавта, как и любая другая, приобретается в процессе обучения и практической деятельности. Процесс этот достаточно длительный по времени — в среднем от 5 — 6 до 10 — 12 лет. Об этом свидетельствует опыт подготовки и осуществления пилотируемых космических полетов на современном этапе развития пилотируемой космонавтики.
Диапазон космических исследований простирается от процессов, происходящих на Солнце и в недрах звезд, до познания закономерностей функционирования организма космонавта в длительном космическом полете. В космическом полете космонавты научились получать новые знания для фундаментальных наук, отрабатывать высокопродуктивные технологические процессы, находить новые пути решения народнохозяйственных задач, включая проблему охраны окружающей среды. Перед космонавтами ставятся задачи углубленного познания геологии, океанографии, атмосферы и биосферы Земли, раскрытия природы процессов, определяющих климат Земли и поиск путей управления этими процессами.
Высокая ответственность за исход дорогостоящих исследований, проводимых современной наукой и техникой в лабораториях, вынесенных в космос с его уникальными условиями, стимулирует интенсивное самообразование космонавтов. Это еще одна из многих особенностей профессии космонавта.
Задачи, решаемые в космосе, требуют развитого интеллекта. Человек с высокоразвитым интеллектом сможет больше увидеть, больше воспринять и серьезно задуматься над увиденным.
В настоящее время информацией из космоса пользуются более 400 организаций и отраслей. Их число непрерывно растет. Для повышения эффективности деятельности космонавтов необходима большая предварительная работа на Земле. Это касается становления профессиональных операторских навыков, а также навыков испытателя и исследователя.
В ходе многогранной профессиональной подготовки, помимо получения комплекса специальных знаний, свойственных целому ряду земных профессий, у космонавтов формируется специфический стиль трудовой деятельности в условиях воздействия таких неблагоприятных факторов космического полета, как невесомость, перегрузки, сенсорная изоляция, гипокинезия и др. Эти факторы накладывают на деятельность и поведение космонавта свои особенности. Они изменяют чувствительность анализаторов человека и трансформируют его ощущения. Изменяется восприятие и внимание, память и мышление. Несколько по-иному протекают психические явления. Возрастает роль таких психологических категорий, как мотивация, самообладание и выдержка.
4.Виды подготовок космонавтов к полету.
В космическом полете человек подвергается суровым испытаниям, встречается с разными ситуациями, в которых нужно умение хорошо переносить интенсивные нагрузки. На организм человека в космическом полете воздействуют непривычные для человека условия, оказывающие огромное влияние на его психику и на работоспособность. До того как отправиться в космос, космонавт проходит несколько видов подготовок:
морально-психологическая;
сурдокамерные испытания нервно-психической устойчивости космонавтов;
летная подготовка;
парашютная подготовка;
тренировка космонавтов к действиям после приземления;
медико-психологическая;
групповая психологическая подготовка.
Морально-психологическая подготовка.
Преследует следующие задачи:
формирование у космонавтов психологической установки на необходимость осуществления космических полетов в интересах развития науки и техники, прогресса всего человечества, воспитание у них чувства высокой личной ответственности за выполнение патриотического долга перед Родиной;
формирование у космонавтов правильного представления о факторах и условиях космического полета, а также выработку на этой основе качеств, необходимых для успешных действий в условиях полета в любой сложной ситуации;
воспитание уверенности в своих силах и уверенности сохранить нервно-психическую устойчивость, высокую работоспособность в условиях невесомости, ограниченной подвижности, гиподинамии, относительной изоляции в пространстве малого объема;
формирование правильного отношения к таким факторам космического полета, как радиационная и метеоритная опасность;
развитие у космонавтов готовности к преодолению трудностей;
прогнозирование нервно-психического состояния космонавтов, подбор состава экипажа по принципу психологической совместимости;
воспитание космонавтов в духе высокой активности и инициативы;
разработку мероприятий по психологической поддержке экипажа в полете и при возвращении на Землю.
Сурдокамерные испытания нервно-психической устойчивости космонавтов.
Принципиально важное значение в изучении и воспитании личности космонавта на этапе общекосмической подготовки имеет испытание в сурдокамере для определения нервно-психической устойчивости к фактору длительного одиночества, выявления индивидуально-психических особенностей в процессе адаптации к необычным условиям жизнедеятельности, определения потенциальных резервов личности при выполнении операторской и творческой работы при различной суточной регламентации распорядка дня, а также в режиме непрерывной деятельности.
Экологически замкнутые системы предъявляют весьма специфические требования как к нервно-психической устойчивости операторов, так и их подготовленности. Операторы таких систем строго ограничены сигнально-кодовой символизацией окружающей среды, обычно жестко регламентированы обязательно-принудительным характером работы. Особенностью их деятельности является большая ответственность и необходимость сохранять хорошую работоспособность в течение длительного времени. Сурдокамерные испытания получили широкое научное признание и реализацию в практике подготовки космонавтов.
Летная подготовка.
Летная подготовка в профессиональном формировании космонавта обусловлена общностью многих сторон в деятельности летчика и космонавта по среде обитания, условиям труда и психофизиологическим характеристикам элементов трудовой деятельности. Вместе с тем, анализ и сопоставление структуры деятельности летчика и космонавта выявили и некоторые различия, которые обусловлены: длительно действующей невесомостью, общей продолжительностью космического полета, что требует рационального сочетания трудовой деятельности и отдыха, принципиальным различием систем управления и динамики полета.
Летная подготовка космонавта преследует цель формирования спектра психофизиологических качеств, обеспечивающих высокий уровень психофизиологической устойчивости космонавта при деятельности в экстремальных условиях космического полета. В связи с этим техника пилотирования становится средством, а не целью подготовки. То, что в подготовке летчика (формирование психофизиологической устойчивости) имеет важное, но сопутствующее значение, в подготовке космонавта приобретает самостоятельное и решающее значение.
Полеты на самолетах и вертолетах являются наиболее адекватной моделью для психофизиологической подготовки космонавтов с целью выработки психологической и функциональной устойчивости космонавта при деятельности в условиях комплексного воздействия факторов среды обитания на фоне нервно-эмоционального напряжения.
Специализированная летная подготовка космонавтов должна способствовать формированию, поддержанию и совершенствованию профессионально-значимых качеств космонавтов при минимально возможных затратах рабочего времени и при выборочном использовании различных сочетаний элементов полета на различных типах летательных аппаратов для целенаправленного формирования психофизиологической устойчивости космонавта.
Подготовка космонавта заканчивается формированием у него внутреннего психического образа предстоящего полета, его концептуальной модели.
Парашютная подготовка.
В большинстве случаев перечисленные выше испытания и тренировки не моделируют один из основных факторов космического полета — элемент риска и опасности, заставляющий космонавта быть постоянно бдительным и готовым к экстренным действиям. Последнее может быть в какой-то мере достигнуто в процессе выполнения космонавтом прыжков с парашютом.
Многократное выполнение прыжков с парашютом способствует постепенному снижению уровня нервно-эмоциональной напряженности, уменьшению степени выраженности неблагоприятных психофизиологических реакций, улучшению общей работоспособности и повышению психофизиологической устойчивости человека к экстремальным воздействиям факторов прыжка.
Спасение экипажей ПКА после вынужденной посадки в безлюдной труднодоступной местности или водной акватории — задача, которой в настоящее время уделяется большое внимание.
Однако выполнение поисковых операций может быть затруднено сложными метеорологическими условиями в районе вынужденной посадки, и сроки обнаружения терпящих бедствие могут увеличиваться от нескольких часов до нескольких суток. В этом случае жизнь и здоровье экипажей ПКА во многом будет зависеть от их подготовленности к действиям в случае аварийной посадки в любой климатогеографической зоне, при любых условиях погоды.
Умение противопоставить свои знания, находчивость, стремление выжить самым сложным ситуациям, возникшим после аварийной посадки, может обеспечить длительное автономное существование экипажа.
Благоприятный исход автономного существования во многом зависит от психофизиологических качеств космонавта: воли, решительности, собранности, изобретательности, выносливости, уровня физической подготовленности и т. д.
Основа успеха в борьбе с силами природы — умение человека выживать. Под выживанием понимаются активные, целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.
Эти действия заключаются в преодолении психологических стрессов, проявлении находчивости, изобретательности, эффективном использовании аварийного снаряжения и различных подручных средств от неблагоприятного воздействия факторов природной среды и обеспечения потребностей организма в пище и воде. Главный постулат выживания — космонавт может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых физико-географических условиях, если он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая природа. Но для этого необходимы определенные теоретические знания и практический опыт. В практике подготовки космонавтов большое значение придается тренировкам на выживаемость в различных климатогеографических зонах. Эти тренировки помимо прямого практического значения являются важным обстоятельством в формировании личности космонавта.
Медико - психилогическая подготовка.
Медицинский контроль за состоянием здоровья космонавтов носит динамический характер и осуществляется по согласованным программам с помощью:
медицинского и психологического наблюдения в процессе испытаний, исследований, тренировок, профессиональной деятельности, физической подготовки и в быту;
врачебных осмотров до и после каждого испытания (тренировки), а также циклов тренировок или испытаний, предусмотренных программами подготовки;
углубленных медицинских обследований один раз в три месяца.
Методами, реализующими решение этих задач, являются:
полеты по программе подготовки летчика на конкретном виде летательного аппарата;
полеты для выполнения отдельных элементов, моделирующих условия и факторы, возникающие в предстоящем космическом полете;
полеты для выполнения отдельных элементов, наиболее полно имитирующих условия профессиональной деятельности космонавтов.
Психологическая подготовка представляет совокупность целенаправленных психолого-педагогических воздействий на человека для развития морально-волевых качеств личности и совершенствования процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, способности в нужный момент мобилизовать свою эмоциональную сферу для решения задач профессиональной деятельности.
Этот вид подготовки не является самостоятельным, однако его элементы присутствуют на всех этапах становления личности космонавта и комплексной подготовки экипажа ПКА к космическому полету.
Групповая подготовка.
К основным задачам групповой психологической подготовки экипажей ПКА относятся: повышение уровня взаимодействия, взаимопонимания и сплоченности экипажа; формирования оптимального стиля групповой деятельности и внутригруппового управления; формирование системы взаимозаменяемости; формирование адекватной концептуальной модели предстоящей деятельности; накопление и обобщение данных для дальнейшего совершенствования комплектования и психологической подготовки экипажей.
5.Принципы формирования экипажа.
Для оценки развитости групповой совместимости важное значение имеют такие показатели, как взаимодействие, взаимопонимание, общение, внутригрупповое управление и сплоченность. Изучение характеристик группового функционирования играет ведущую роль в совершенствовании групповой совместимости экипажей ПКА.
Отсутствие единства, несходство социальных и мотивационных установок членов экипажа снижает групповую сплоченность и эффективность совместной деятельности.
К основным социально-психологическим показателям, учитываемым при формировании экипажа ПКА, относятся:
сходство ценностных ориентаций, социальных и мотивационных установок членов экипажа на целевую профессиональную деятельность;
сочетание взаимокорректирующих индивидуально-характерологических особенностей членов экипажа с превалированием позитивных личностных свойств и качеств у командира;
сочетание взаимодополняющих объективно-продуктивных познавательных стилей деятельности у членов экипажа;
сочетание взаимодополняющих индивидуальных качеств, профессионально-значимых для группового операторского взаимодействия;
положительные формы эмоциональных установок членов экипажа друг к другу;
быстрая и эффективная обучаемость членов экипажа.
Итак, только после долгой всесторонней подготовки кандидат в космонавты приобретает, наконец, профессию "космонавт". Профессия космонавт – это самая опасная и ответственная профессия.
6.Заключение
Профессия космонавта многогранна. Она включает функции пилота, испытателя и исследователя. В ходе космического полета космонавт выполняет контрольные и управленческие функции, связанные с решением задач многих областей науки и техники. В последнее время на космонавтов возлагается значительный объем производственной деятельности, связанной с научно-прикладными и народнохозяйственными задачами, вплоть до управления космическим производством. При этом роль научно-исследовательской и испытательной работы на борту орбитальной лаборатории непрерывно возрастает. Все новые отрасли науки и техники «выходят» в космос с комплексами аппаратуры и оборудования, управление которым и возлагается на космонавтов. Познание природы явлений и процессов, протекающих в условиях космического полета, весьма специфично, так как происходит в необычных и нередко критических ситуациях. От космонавтов требуются широкие знания, творческое мышление и объективность при проведении испытаний и исследований с целью получения достоверных данных нередко по поводу явлений, ранее неизвестных науке.
7.Список используемой литературы и Интернет-сайтов:
Гильзин К.А. Три..Два..Один..Пуск!: Твоя первая книга о космонавтике – М.:Дет.Лит.,1978.
Костикова Л.П. Детская энциклопедия. – М.: Росмэн-пресс, 2005.
Леонов А. Выхожу в открытый космос. – Малыш,1980.
Уолд Бук Инк. Я познаю мир. Вселенная. Ренессанс, 1994
Шевченко В.В. На зов таинственного Марса: Научно-популярная литература. – М.: Дет. лит., 1991.
Интернет источники.
Весенняя сказка
Лепесток и цветок
Хитрый коврик
Эта весёлая планета
Злая мать и добрая тётя