Я с удовольствием занимаюсь выжиганием. Изготовил уже тринадцать картин. Их можно подарить друзьям на день рождения, ими можно украсить квартиру. Можно выжечь разделочную доску и подарить маме или бабушке.
Выжигание - один из видов декоративной отделки поверхности древесины, ткани, кожи, бересты. Техника выжигания по дереву - несложное и увлекательное занятие среди художественных ремёсел, которое тесно связано с традициями русского народного творчества. Наилучшими материалами для выжигания по дереву является древесина или фанера мягких пород - осина, липа, тополь, ольха, каштан, груша. Существует много видов выжигания, но я продолжил свои исследования выжигания по дереву.
Я решил узнать больше о выжигании, Светлана Витальевна, учитель географии меня поддержала, предложила выполнить выжигание трёх различных видов.
Цель: Выполнить выжигание по дереву трех разных видов: плоское, глубокое, кислотное на различных видах древесины.
Задачи:
1.Изучить особенности плоского, глубокого и кислотного выжигания.
2.Изучить свойства древесины
3. Научиться пользоваться Интернетом.
4.Изготовить поделки.
Вложение | Размер |
---|---|
no_vidy_i_priyomy_vyzhiganiya_po_derevu.doc | 490 КБ |
vyzhiganie.pptx | 29.09 КБ |
Конкурс научных проектов школьников
в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика»
Малой академии наук учащихся Кубани
Виды и приёмы выжигания по дереву
(научно – исследовательская работа)
Выполнена учеником
7 «Б» класса
МОБУ СОШ № 25
ст. Платнировской
МО Кореновский район
Краснодарского края
Россия, 353177
Полуниным Ярославом
Владимировичем
Научный руководитель
учитель географии
высшей категории
Полунина Светлана Витальевна
МО Кореновский район
ст. Платнировская, 2012-2013
«Виды и приёмы выжигания по дереву»
Автор: Полунин Ярослав Владимирович, ученик 7 «Б» класса МОБУ СОШ № 25 ст. Платнировской,
МО Кореновский район Краснодарского края Россия
Научный руководитель учитель географии высшей категории Полунина Светлана Витальевна
МОБУ СОШ№ 25 станицы Платнировской, МО Кореновский район Краснодарского края.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………..
Глава 1. Анализ литературы…………………………………………………………………...
1.1. Выжигание…………………………………………………………………………..
1.2. Виды выжигания по дереву………………………………………………………..
1.3. Отделка изделия …………………………………………………………………..
1.4. Свойства древесины ………………………………………………………………
1.5.Физические свойства древесины ………………………………………………..
1.6. Механические и технологические свойства древесины …………………………………..
1.7. Технологические свойства древесины …………………………………………………..
1.8. Характеристика основных пород древесины и их промышленное применение ……
Глава 2. Изготовление изделия…………………………………………………………………
2.1. Инструменты и материалы………………………………………………………….
2.2. Правила безопасного выжигания…………………………………………………..
2.3 Отделка изделия………………………………………………………………………
Глава 3. Изделия
3.1. Полезные вещи для дома
3.2. Мои готовые работы
Заключение …………………………………………………………………………………….….
Литература …………………………………………………………………………………….
Приложение ……………………………………………………………………………………
«Виды и приёмы выжигания по дереву»
Автор: Полунин Ярослав Владимирович, ученик 7 «Б» класса МОБУ СОШ № 25 ст. Платнировской,
МО Кореновский район Краснодарского края Россия
Научный руководитель учитель географии высшей категории Полунина Светлана Витальевна
МОБУ СОШ№ 25 станицы Платнировской, МО Кореновский район Краснодарского края.
Введение.
Я с удовольствием занимаюсь выжиганием. Изготовил уже тринадцать картин. Их можно подарить друзьям на день рождения, ими можно украсить квартиру. Можно выжечь разделочную доску и подарить маме или бабушке.
Выжигание - один из видов декоративной отделки поверхности древесины, ткани, кожи, бересты. Техника выжигания по дереву - несложное и увлекательное занятие среди художественных ремёсел, которое тесно связано с традициями русского народного творчества. Наилучшими материалами для выжигания по дереву является древесина или фанера мягких пород - осина, липа, тополь, ольха, каштан, груша. Существует много видов выжигания, но я продолжил свои исследования выжигания по дереву.
Я решил узнать больше о выжигании, Светлана Витальевна, учитель географии меня поддержала, предложила выполнить выжигание трёх различных видов.
Цель: Выполнить выжигание по дереву трех разных видов: плоское, глубокое, кислотное на различных видах древесины.
Задачи:
1.Изучить особенности плоского, глубокого и кислотного выжигания.
2.Изучить свойства древесины
3. Научиться пользоваться Интернетом.
4.Изготовить поделки.
«Виды и приёмы выжигания по дереву»
Автор: Полунин Ярослав Владимирович, ученик 7 «Б» класса МОБУ СОШ № 25 ст. Платнировской,
МО Кореновский район Краснодарского края Россия
Научный руководитель учитель географии высшей категории Полунина Светлана Витальевна
МОБУ СОШ№ 25 станицы Платнировской, МО Кореновский район Краснодарского края.
Глава 1. Анализ литературы
1. 1. Выжигание
В старину для выжигания пользовались металлическими стержнями, концы которых на огне калили докрасна или употребляли металлические клейма с рельефным узором. В наше время выжигание по дереву осуществляется специальным прибором - электровыжигателем, который состоит из блока с понижающим трансформатором накаливания. Игла изготовляется из молибденовой, вольфрамовой, нихромовой проволоки или иного тугоплавкого материала.
Приемы выжигания. Прежде чем браться за сложные орнаменты, нужно вначале овладеть общими приемами выжигания. Проделайте несколько подготовительных упражнений. Например, на небольшие дощечки нанесите несколько прямых и кривых линий различной ширины и глубины, потом займитесь штриховкой, нанося штрихи в разных направлениях, различной ширины и тона.
Попробуйте освоить приемы выжигания фона в виде точек, затенений, глубокой выемки ножевидными штифтами и т.д. Тогда уже можно перейти к несложным рисункам.
В настоящее время существует несколько способов выжигания: пирография (горячее рисование), пиротипия (горячее печатание), выжигание в горячем песке или на огне, увеличительным стеклом на солнце, выжигание кислотой и трением на токарном станке.
Лучше всего подходит для выжигания липа, ольха, тополь или каштан. У них светлая и однородная структура древесины. Она должна быть сухой и без сучков. Обязательно отциклюйте и зачистите наждачной поверхность перед выжиганием; потом отшлифуйте порошком мела с водой; затем древесину покройте мебельным лаком и ещё раз отшлифуйте. Это удалит все ворсинки и заусенцы с поверхности.
Чтобы избежать загрязнения поверхности во время работы, необходимо наклеить лист прозрачной бумаги с рисунком на подготовленную дощечку. Теперь можно начать работу. Бумага будет сниматься по мере того, как будет выжигаться рисунок. (Вот так загрязнения удалятся вместе с бумагой). Рука, держащая выжигательный инструмент, должна опираться на стол.
Закончив работу по выжиганию, необходимо тщательно и осторожно зачистить мелкой наждачкой всю поверхность.
Готовый рисунок можно расписать красками (акварельными, акриловыми или масляными) - это прекрасный декоративный приём, который замечательно дополнит выжженный рисунок, сделает его ещё более нарядным и ярким.
Для придания матового шелковистого блеска и для сохранности натурального цвета дерева используют восковую отделку, т.н. вощение.
Также можно выжигать на таком мягком материале, как кожа.
Выжигание по дереву
Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.
В старину для выжигания пользовались металлическими стержнями, концы которых на огне калили докрасна или употребляли металлические клейма с выгравированным по мотивам народной резьбы рельефным узором.
В наше время применяют многие способы выжигания: пиротипию (горячее печатание), пирографию (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.
Выжигание — это один из видов декоративной отделки поверхности древесины. Его применяют при изготовлении сувениров, мебели и различных мелких изделий из древесины. Наилучший материал для выжигания — фанера, заготовки из липы и ольхи.
Перед выжиганием поверхность шлифуют наждачной бумагой.
Рисунок переводят на деталь через копировальную бумагу.
Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя (см. рис.).
Он состоит из понижающего (до 6-12 вольт) трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки.
Его рабочая часть — перо или штифт (согнутая проволока, разогреваемая электрическим током) — закреплена в пластмассовой ручке. Проволочный штифт позволяет выжигать наиболее сложные сюжеты, добиваться большого разнообразия в техническом исполнении рисунка.
Проволочные штифты разнообразной формы делают из нихромовой и вехралевой проволоки.
Изготовить их очень просто: нарезают проволоку кусочками и плоскогубцами придают желаемую форму.
Поверхность, которая соприкасается с деревом, тщательно шлифуют наждачной шкуркой.
Крепятся штифты к ручке по-разному, в зависимости от конструкции - маленькими болтиками, зажимным винтом и другими способами. Во всех случаях штифт должен быть закреплен устойчиво и прочно.
Перед выжиганием поверхность циклюют и зачищают наждачной шкуркой, затем шлифуют порошком мела с водой. После шлифовки древесину покрывают светлым мебельным лаком и еще раз шлифуют. Чтобы уберечь работу от загрязнения, нужно на поверхность дощечки наклеить лист папиросной бумаги с нанесенным на него рисунком. Затем можно приступить к выжиганию. По мере того, как выжигают отдельные части рисунка, снимают наклеенную бумагу. Таким образом загрязнения удаляются вместе с бумагой.
Ручку с нагревательным пером берут в правую руку как карандаш. Прибор включают в электрическую сеть и переключателем (см. рис.) устанавливают необходимую степень накала пера. Начинают работать тогда, когда перо разогреется до темно-красного цвета.
При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво лежать на столе (см. рис.). Через 10 - 15 мин работы электровыжигатель выключают на 2 - 3 мин для остывания.
Выжигать можно только по сухой древесине.
На нанесенном рисунке сначала ставят точки, затем проводят линии. Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро.
Толстую линию получают при медленном движении пера. В конце линии перо надо быстро отрывать от рисунка. Вести перо следует без нажима.
Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям и точкам.
Меняя накал штифта, придавая ему различный наклон, можно добиться глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом меняется и интенсивность окраски линии от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов.
Нельзя продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку.
Если края выжженных канавок обуглены, то, видимо, движение штифта было слишком медленное или штифт не в меру перегрет.
Охладить наконечник штифта можно, прикоснувшись им к мраморной плитке или подержав штифт некоторое время в вертикальном положении.
Выжигание ведут сразу в разных частях рисунка. Временно оставляют какой-то участок, переходят к другому, а затем вновь возвращаются к первому.
Это необходимо для того, чтобы не получились промежуточные прожиги, возникающие от сильного нагрева близлежащих частей дерева. Поэтому не стоит сразу выжигать несколько почти соприкасающихся линий или штрихов, прежде чем нажечь новый штрих, нужно дать остыть соседнему.
Выжигая кривые линии или точки, штифт держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий - наклонно, как карандаш при рисовании.
Если необходимо нажечь (затенить) сравнительно большой участок, сначала выжигают контур (абрис), а затем внутри него жгут широкой стороной штифта. При обработке фона можно пользоваться различными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины или, используя фигурные наконечники, покрыть поверхность квадратами, треугольниками и другими фигурами.
Закончив выжигание рисунка, поверхность тщательно чистят мельчайшей наждачной бумагой. Зачистку шкуркой надо производить тщательно, но осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить грани выступов.
1. 2. Виды выжигания по дереву
Плоскостное выжигание по дереву - изображение и фон находятся в одной плоскости. Выразительность достигается разнообразием штрихов и линий и точек.
Глубокое выжигание по дереву - рисунок остается на уровне плоскости доски, а фон углубляется. Работу выполняют следующим образом: вначале вокруг изображения выбирают две канавки, одна будет соприкасаться с фоном, другая - с рисунком, получится узкая кайма. Далее приступают к углублению фона. Для этого пользуются широким ножевидным штифтом. Выбрав фон, переходят к окончательной отделке ножевидными и обычными штифтами. Закончив обжиг рисунка, можно вновь вернуться к фону, придав ему желаемую фактуру.
Кислотное выжигание по дереву. При декоративной отделке древесины выжиганием кислотами продолжается от получаса до двух часов. В зависимости от времени тон и насыщенность линии или штрихов будут различны. Под воздействием кислот древесина приобретает такой же коричневый цвет, что и под действием тепла. Для выжигания кислотами наиболее подходящим материалом будут твердые лиственные породы - каштан и груша. Поверхность доски после общей предварительной подготовки покрывают тонким слоем парафина или воска, затем твердым предметом тщательно соскабливают покрытие, выявляя будущий рисунок. После этого всю поверхность с помощью травяной щетки смачивают крепкой серной кислотой.
Парафин или воск играют защитную роль, поэтому в покрытых ими местах древесина остается нетронутой, а в местах, где снят защитный покров, проявится коричневый рисунок. Выжигание кислотами можно вести и на темных дощечках, протравленных в коричневый или черный цвет. В этом случае выжженный рисунок будет светлее фона доски. Для того чтобы получить коричневый цвет, поверхность доски или фанерки травят раствором, состоящим из одной весовой части марганцовокислого калия и 20 весовых частей теплой воды. После того, как древесина окончательно просохнет, на поверхность доски любым способом наносят рисунок. Затем, взяв 3% раствор лимонной кислоты, кистями и обыкновенными стальными перьями наносят кислоту на рисунок. В тех местах, кислоты уничтожит частицы краски. Для получения черного цвета клен или светлый бук пропитывают 10 % раствором марганцевокислоко калия. В посуду наливают приготовленный раствор, кладут в него дощечки и кипятят в течение часа. Закончив травление, их высушивают на солнце, а затем промывают водой. Далее поступают так же, как на дощечках с коричневым фоном. Наносить растворы кислот на поверхность доски следует, работая только в резиновых перчатках. Чтобы нейтрализовать кислоту, попавшую на кожу или окружающие предметы, нужно всегда иметь под руками раствор питьевой соды и воду.
В выжигании, применяют и другие способы: пиротопию и спирографию (горячее выжигание).
1.3. Отделка изделия.
Закончив выжигание рисунка, поверхность тщательно чистят мельчайшей наждачной бумагой. Рисунки, нанесенные способом глубокого выжигания, предварительно обрабатывают стальной щеткой, чтобы удалить толстый слой в глубоких местах. Зачистку шкуркой и щеткой надо производить тщательно, но осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить выступов.
Выжженный рисунок можно расписать акварельными или масляными красками. Роспись, как своеобразный декоративный прием, дополняет выжженное изделие, делает его ярким и нарядным.
Для росписи по дереву потребуются высокого качества акварельные или масляные краски и достаточный набор мягких круглых и плоских кистей. Лучшей отделкой выжженных, а затем раскрашенных работ нужно признать вощение. Восковая отделка придает рисунку матовый шелковистый блеск и натуральный цвет дерева, вощение совершенно не красочный слой, положенный цвет сохраняет свой тон и насыщенность.
1.4. Свойства, определяющие внешний вид древесины.
К ним относятся цвет, блеск, запах и текстура.
Цвет зависит от породы, возраста, района и условий произрастания и состояния (наличия пороков) древесины. Древесина может иметь различные оттенки. Например, дуб насчитывает до 20 цветовых оттенков, а орех — до 40. Цвет учитывается в производстве мебели и художественных работах.
Блеск зависит от плотности, количества и размеров сердцевинных лучей и плоскости разреза. Красивым блеском обладают дуб, бук, ильм, клен и другие древесные породы. К потере блеска приводит загнивание. Блеск древесины учитывается при изготовлении изделий без подкраски.
Запах зависит от содержания в древесине смолистого эфирового масла, дубильных и ароматических веществ. Наиболее cильным запахом обладают деревья хвойных пород (сосна, кедр), содержащие смолу, из лиственных — дуб. Поражение грибами, а также загнивание и длительное хранение вызывают выветривание ароматических веществ и потерю естественного запаха. Запах древесины учитывается при изготовлении тары под пищевые продукты. Для этой цели применяют в основном древесину липы и тополя, которая не имеет запаха.
Текстура — естественный рисунок, получаемый на поверхности древесины в результате перерезания ее волокон, годичных слоев и сердцевинных лучей. Характер рисунка зависит от направления разреза, расположения волокон, размера сердцевинных лучей, ширины годичных слоев и различий в окраске между ранней и поздней древесиной. Древесину с красивой текстурой имеют дуб, ясень, орех, красное дерево. Химические окраски и грибные поражения вызывают изменение этого свойства. Текстура древесины имеет существенное значение при изготовлении мебели и в художественных работах.
Влажность. Она характеризуется содержанием влаги в древесине. Наличие влаги связано с ростом дерева. Влажность древесины срубленного дерева и неверные условия хранения являются причинами ее гниения. В зависимости от степени влажности древесина делится на: мокрую — длительное время находившуюся в воде, ее влажность выше 100%; свежесрубленную — влажность 50—100%; воздушно-сухую — долгое время хранившуюся на воздухе, влажность 15—20%; комнатно-сухую — влажность 8—12%; абсолютно сухую — влажность 0%. Влажная древесина труднее поддается отделке, но лучше гнется.
1.5.Физические свойства древесины.
Плотность. Это физическая величина, определяемая отношением массы образца к его объему. Плотность древесины зависит от ее породы и влажности. С уменьшением влажности древесины снижается ее плотность, и она становится легче почти в 2 раза. Плотность поздней древесины годичного слоя в 2-3 раза больше, чем ранней.
Теплопроводность. Это способность древесины проводить тепло через свою толщу от одного слоя к другому. Она зависит от ряда факторов, основными из которых являются температура, влажность и плотность древесины, а также направление теплового потока относительно волокон. Вследствие пористого строения древесина плохо проводит тепло. Теплопроводность древесины вдоль волокон в 1,5-2,0 раза выше, чем поперек волокон.
Звукопроводность. Это свойство древесины проводить звук. Звукопроводность древесины несколько выше, чем у других материалов, что следует учитывать в жилищном строительстве, где необходима звукоизоляция перегородок, дверей и стен.
Электропроводность. Это способность древесины проводить ток. Электропроводность древесины в основном зависит от ее влажности, породы, направления волокон и температуры. Древесина в сухом состоянии не проводит электрический ток, т. е. является диэлектриком, что позволяет применять ее в качестве изоляционного материала.
1.6. Механические и технологические свойства древесины
Механические свойства древесины. К ним относятся прочность, твердость и ударная вязкость (см.табл.). Эти свойства характеризуют способность древесины сопротивляться воздействию внешних сил (растяжению, изгибу, сдвигу и кручению).
Показатели физико-механических свойств древесины.
Древесные породы | Плотность, кг/м3 (при 12% влажности) | Предел прочности, МПа | Торцовая твердость, МПа | Ударная вязкость, Дж/м2(при 12% влажности) | |||
Сжатие | Статический изгиб | Скалывание вдоль волокон | |||||
Радиальное | Торцовое | ||||||
Хвойные | |||||||
Лиственница | 660 | 65 | 112 | 9,9 | 9,4 | 44 | 51 993 |
Ель | 445 | 45 | 80 | 6,9 | 6,8 | 26 | 39 240 |
Сосна обыкновен. | 500 | 49 | 86 | 7,5 | 7,3 | 29 | 41 202 |
Пихта сибирская | 375 | 39 | 69 | 6,4 | 6,5 | 28 | 29 430 |
Лиственные | |||||||
Граб | 800 | 60 | 137 | 15,6 | 19,4 | 91 | 99 081 |
Ясень | 680 | 59 | 127 | 13,9 | 13,4 | 80 | 88 290 |
Бук | 670 | 56 | 109 | 11,6 | 14,5 | 61 | 80 442 |
Дуб | 690 | 58 | 108 | 10,2 | 12,2 | 68 | 76 518 |
Береза | 650 | 55 | 110 | 9,3 | 11,2 | 47 | 93 195 |
Прочность — это способность древесины сопротивляться разрушению (разделению на части) под действием механических усилий. Прочность древесины зависит от направления и скорости действия нагрузки, породы древесины, ее плотности, влажности и наличия пороков: пороки, особенно сучки и трещины, сильно снижают прочность древесины; с увеличением плотности древесины увеличивается и ее прочность; влажность уменьшает прочность древесины. Прочность зависит от характера и направления действия нагрузок. Например, прочность древесины вдоль волокон под действием растягивающих нагрузок около 130 МПа, а под действием сжимающих нагрузок — около 50 МПа; прочность под действием изгибающих сил — около 100 МПа, прочность при скалывании — около 0,5 МПа.
Твердость характеризуется способностью древесины сопротивляться внедрению в нее более твердого тела. Твердость древесины в торцовом направлении выше твердости в тангенциальном и радиальном направлениях в среднем на 30-40%. Твердость древесины, высушенной до 12% влажности, в 1,5-2,0 раза больше твердости древесины 30%-ной влажности. Чем выше твердость древесины, тем труднее ее обрабатывать.
Ударная вязкость — это способность древесины поглощать работу при ударе без разрушения. Вязкость древесины деревьев лиственных пород примерно в 1,5-2,0 раза выше вязкости древесины хвойных пород (см. табл.).
1.7. Технологические свойства древесины.
При оценке свойств древесины, как конструкционного материала учитывают ее способность удерживать металлические крепления (гвозди, шурупы и т. п.), износостойкость, способность древесины к изгибу и сопротивление раскалыванию.
Рассмотрим способность древесины удерживать металлические крепления (гвозди, шурупы, скрепы и др.). Для выдергивания гвоздей, забитых поперек волокон, требуется усилие в 1,5 раза выше, чем гвоздей, забитых в торец. Для выдергивания шурупов требуется приложить значительно большее усилие, чем для выдергивания гвоздей, так как приходится преодолевать трение и разрушать волокна, между которыми находится резьба шурупа. Однако забитый шуруп удерживает соединение слабее гвоздя. Поэтому необходимо правильно выполнять соединение шурупами, т. е. шурупы следует завинчивать. Способность древесины удерживать металлические крепления возрастает с увеличением ее плотности.
Износостойкость характеризуется способностью древесины противостоять разрушению в процессе трения. Наибольшей износостойкостью обладают торцовые поверхности. Износ уменьшается с повышением твердости и плотности древесины (см. табл.), а также с уменьшением влажности.
Раскалываемость — способность древесины под действием клина разделяться на части вдоль волокон. Сопротивление древесины раскалыванию увеличивается с повышением ее вязкости. Наличие пороков, например сучков, ухудшает раскалываемость древесины.
1.8. Характеристика основных пород древесины и их промышленное применение
Береза — заболонная порода древесины белого цвета с красноватым оттенком. Имеет узкие, едва заметные на радиальном разрезе сердцевинные лучи.
Техническая характеристика: отличается высокой прочностью, особенно при ударных нагрузках, но малостойкая и во влажной среде быстро загнивает. Хорошо обтачивается.
Используется для изготовления лущеного шпона, фанеры, лыж и мебели.
Осина характеризуется древесиной белого цвета с зеленоватым оттенком.
Техническая характеристика: древесина легкая и мягкая. Хорошо обрабатывается, склонна к загниванию.
Применяется в спичечном производстве, а также для изготовления игрушек, посуды и стружки.
Ольха обладает однородным строением. Белый цвет древесины с течением времени приобретает красноватый оттенок.
Техническая характеристика: древесина мягкая, легкая. Легко поддается лущению, хорошо гнется и имитируется под красное дерево.
Применяется в фанерном и столярно-мебельном производстве.
Липа имеет невысокие физико-механические свойства.
Техническая характеристика: древесина белого цвета с легким розоватым или красноватым оттенком, мягкая, легкая. Хорошо точится, мало трескается и слабо коробится.
Из древесины липы изготовляют чертежные доски, тару под пищевые продукты и другие изделия.
Название | Растение | Устойчивость | Твёрдость | |
4: невысокая | 660 | |||
3 или 4: от умеренной до невысокой | 1200 | |||
4: невысокая | 350—500 | |||
3 или 4: от умеренной до невысокой | 380—1240 | |||
5: низкая | 1260 | |||
5: низкая | 1300 | |||
нет данных | 950 | |||
4: невысокая | 1350 | |||
3: умеренная | 1010 | |||
5: низкая | 1260 | |||
2: высокая | 1360 | |||
5: низкая | 400 | |||
5: низкая | 590 | |||
5: низкая | 420 | |||
5: низкая | 770 | |||
2: высокая | 1320 |
«Виды и приёмы выжигания по дереву»
Автор: Полунин Ярослав Владимирович, ученик 7 «Б» класса МОБУ СОШ № 25 ст. Платнировской,
МО Кореновский район Краснодарского края Россия
Научный руководитель учитель географии высшей категории Полунина Светлана Витальевна
МОБУ СОШ№ 25 станицы Платнировской, МО Кореновский район Краснодарского края.
Глава 2. Изготовление изделия.
2.1 Инструменты и материалы:
2.2 Правила безопасности при выжигании:
2.3 План работы:
Плоскостное выжигание с элементами рисования.
Перед работой я отполировал фанеру. Затем иглой держателя слабого накала обвёл рисунок. После этого начинал рисовать иглой выжигателя, начиная с переднего плана рисунка. Когда возникали небольшие огрехи при выжигании, то их выбирал лезвием. Старался исключать ошибки, т.к. большие ошибки при выжигании исправить невозможно. Во время работы рука, держащая штифт, должна твердо опираться на стол, чтобы не уставать.
Выжженный рисунок можно расписать акварельными или масляными красками. Роспись, как своеобразный декоративный прием, дополняет выжженное изделие, делает его ярким и нарядным.
Для росписи по дереву потребуются высокого качества акварельные или масляные краски и достаточный набор мягких круглых и плоских кистей.
Лучшей отделкой выжженных, а затем раскрашенных работ нужно признать вощение.
Восковая отделка придает рисунку матовый шелковистый блеск и сохраняет натуральный цвет дерева, вощение совершенно не затрагивает красочный слой, положенный цвет сохраняет свой тон и насыщенность.
«Виды и приёмы выжигания по дереву»
Автор: Полунин Ярослав Владимирович, ученик 7 «Б» класса МОБУ СОШ № 25 ст. Платнировской,
МО Кореновский район Краснодарского края Россия
Научный руководитель учитель географии высшей категории Полунина Светлана Витальевна
МОБУ СОШ№ 25 станицы Платнировской, МО Кореновский район Краснодарского края.
Глава 3.
1.1 Древесина
Несложно понять, что чем тверже древесина, тем труднее резать. Однако это вовсе не значит, что лучше всего выбирать для работы мягкие сорта древесины. Дело в том, что термины «твердая древесина» и «мягкая древесина» не всегда отражают плотность одной. Некоторые твердые сорта уступают мягким как в плотности, так и в массе. Рассмотрим свойства некоторых видов древесины, наиболее часто используемых при резьбе.
Выбор древесины
К твердым сортам относится древесина всех лиственных пород деревьев, теряющих листву осенью. К мягким сортам относят древесину сосен и елей. Твердая древесина плотнее и однороднее по структуре, чем мягкая. Поэтому при ее обработке результат более предсказуем. Степень плотности твердой древесины сильно зависит от вида дерева. Например, осина и тополь намного легче, чем дуб, но дуб легче большинства экзотических деревьев.
Липа (твердая древесина)
Считается, древесина липы лучше всего подходит для резьбы – независимо от того, какого стиля вы придерживаетесь. Она имеет высокую плотность, однородную структуру, а масса ее невелика, поэтому работать с ней - настоящее удовольствие. Светло – бежевый или желтый цвет и почти незаметные волокна позволяют создавать сложные изделия, в которых ничто не отвлекает внимание от узора. Похожие свойства имеет также древесина тополя и осины.
Орех (твердая древесина)
Древесина ореха примерно на 29 процентов тяжелее древесины липы, но режется почти так же легко. Серый орех темнее липы, его структура выражена более отчетливо. Резчики обращают особенности этого вида древесины себе на пользу, так как он позволяет работать прозрачными покрытиями или светлой морилкой.
Красное дерево (твердая древесина)
Резчику следует, пользуется любой возможностью поработать с красным деревом. Древесина красного дерева тяжелее, чем древесина липы, обрабатывать ее нелегко, но очень приятно; кроме того, она подходит для самых изделий. Часто красное дерево выбирают потому, что оно хорошо сочетается с мебелью в комнате. При работе с красным деревом избегайте чересчур сложных узоров и острых гребешков. Замысловатые узоры не слишком хорошо смотрятся на нем, а острые гребешки быстро обламываются. На мореном красном дереве хорошо выглядят надписи.
Сосна (мягкая древесина)
Для мелких поделок или фигурной резьбы часто используют древесину сосны. Дело тут не столько в технических преимуществах, сколько в дешевизне и распространенности этого вида древесины. Но, хотя сосна – материал дешевый, не стоит начинать освоение искусства резьбы именно с нее. На то есть две причины.
Во – первых, низкая плотность древесины сильно ограничивает возможности резчика. Ее непрочность заставляет избегать рисунка с острыми гребешками или ребрами (которые часто ломаются из – за недостатка твердости).
Во–вторых, более темные участки сосновой доски намного тверже светлых. При распиливании доски механической или ручной пилой на эту на эту характеристику можно не обращать внимания, но если вы начнете наносить на такую доску выемки поперек волокон, то скоро убедитесь, что правильно сделать очень трудно.
Отнюдь не стоит совсем отказываться от работы с сосной. Наоборот, если у вас есть изделия из нее, например шкатулки, сундучки или книжные полки, вы можете украсить их резьбой. Если вы вырежете на сосновой шкатулке имя или незамысловатый орнамент. Она моментально станет семейной реликвией. Просто избегайте острых гребешков.
Если же у вас есть выбор, работайте с липой: результат будет намного лучше.
Другие виды древесины
Конечно, профессиональный резчик может работать с любой древесиной, но это не значит, что работать с ней целесообразно. Всегда задавайте себе вопрос, стоит ли конечный результат затраченных на него усилий.
Если вас устраивает свойства древесины, но не устраивает цвет, проблему можно решить с помощью морилки.
Довольно легко морилка придает ореху цвет пекана или дуба, а липе – цвет клена, сосны и даже вишни. Древесина липы легко пачкается, поэтому перед морением обязательно обработайте изделие из нее герметиком.
ОПЫТЫ ПО ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ
Разные твердые вещества по-разному проводят тепло. Лучше всего это делают металлы. Но и среди металлов есть чемпионы по теплопроводности. К ним относятся так называемые «благородные металлы» — платина, золото, серебро.
Опыт с железным гвоздем
В толстую чурку забей гвоздь и поставь ее на противень.
Снизу к этому длинному гвоздю прилепи пластилином, или воском несколько маленьких гвоздиков. Под шляпку гвоздя подставь горящую свечу.
Смотри: вот отвалился один гвоздик.., другой… третий…
Строго по порядочку, по очереди. Сначала самый близкий к огню, потом все дальше, дальше…
Значит, тепло передается по гвоздю от нагретого конца к холодному. И передается постепенно.
Опыт с деревом
Когда гвоздь остынет, выдерни его и в оставшееся отверстие вставь лучинку.
Повтори тот же опыт с ней.
Картина будет совсем другая!
Конец лучинки загорится, а гвоздики будут держаться по-прежнему. Выходит, что дерево проводит тепло гораздо хуже, чем железо.
«Виды и приёмы выжигания по дереву»
Автор: Полунин Ярослав Владимирович, ученик 7 «Б» класса МОБУ СОШ № 25 ст. Платнировской,
МО Кореновский район Краснодарского края Россия
Научный руководитель учитель географии высшей категории Полунина Светлана Витальевна
МОБУ СОШ№ 25 станицы Платнировской, МО Кореновский район Краснодарского края.
Заключение
Чтобы заниматься выжиганием, помимо художественного вкуса требуются ещё и специальные знания и умения, которые надо всегда развивать.
Ведь чтобы выполнить работу нужно знать определенные правила в работе с древесиной, как правильно ее приготовить, какая древесина лучше подходит, как обработать уже готовую работу и др.
Мне кажется, что художественное выжигание по дереву это очень увлекательное занятие. Свои умения и знания в своем увлечении я хотел бы разнообразить и развивать и в дальнейшем.
«Виды и приёмы выжигания по дереву»
Автор: Полунин Ярослав Владимирович, ученик 7 «Б» класса МОБУ СОШ № 25 ст. Платнировской,
МО Кореновский район Краснодарского края Россия
Научный руководитель учитель географии высшей категории Полунина Светлана Витальевна
МОБУ СОШ№ 25 станицы Платнировской, МО Кореновский район Краснодарского края.
Литература
«Виды и приёмы выжигания по дереву»
Автор: Полунин Ярослав Владимирович, ученик 7 «Б» класса МОБУ СОШ № 25 ст. Платнировской,
МО Кореновский район Краснодарского края Россия
Научный руководитель учитель географии высшей категории Полунина Светлана Витальевна
МОБУ СОШ№ 25 станицы Платнировской, МО Кореновский район Краснодарского края.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Смекалка против Змея-Горыныча
Домик зимней ночью
Ах эта снежная зима
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Сказка об одной Тайне