Материал презентации дает представление об основных элементах одежды коренных народов ХМАО-Югры.К презентации прилагается текстовый документ.
Вложение | Размер |
---|---|
odezhda_korennykh_narodov_khmao-yugry.rar | 2.56 МБ |
Слайд 3.
Зимней мужской и женской одеждой были шубы. Этот распашной тип одежды был в коротком и длинном варианте. Меховые шубы украшали узорами, выполненными мозаикой из меха двух цветов и полосками цветного сукна, вшитыми в швы вдоль по узору и его контуру. Узорные полосы располагались вдоль основных швов одежды. Подол и полы отворачивались мехом иного тона, чем основной цвет шубы. Восточные ханты украшали шубы ажурными, оловянными бляшками собственного изготовления и шитьем из бисера; украшения располагались вдоль пол, по подолу , воротнику и рукавам. Причем, левая пола не украшалась, так как полностью закрывалась правой, а затем подвязывался пояс.
Слайд 4.
Малица от ненецкого " мал" , " малда" - " укутать с головой". Одежда глухого покроя из снятой под осень оленьей шкуры мехом вовнутрь.В зависимости от роста человека малица подставлялась по краю подола полосами оленьей шкуры мехом вовнутрь. Внизу по подолу пришивалась широкая опушка - конти из меха оленя или собаки. Подол сзади был длиннее, чем спереди. Рукава с ластовицами, обшлагами обшитыми тканью или выполненными из меха другого цвета, делались слегка суживающимися к концам. К ним наглухо пришивались рукавицы. У рукавиц был разрез, закрытый широким меховым кланом, благодаря которому можно было в любой момент освободится от рукавицы. Малица имела пришивной капюшон. Малицу носили как зимой так и летом.
Слайд 5.
Дорожная одежда , глухая, шита из зимних оленьих шкур темного цвета, без всяких украшений. Это очень длинная одежда с минимальным количеством швов, что обеспечивало тепло. Суконный гусь носился летом. Шился из разноцветного сукна с рукавицами и без них. Концы рукавов и подол могли обшивать узкими полосками разноцветной ткани или опушкой.
Слайд 6.
Летней одеждой обычно служила изношенная зимняя, или одежда сшитая из сукна или бумажных тканей, по покрою и украшениям совпадающая с зимней.
Типичным украшением летней одежды у северных хантов была аппликация из цветной ткани. Летняя суконная одежда манси делалась без боковых полотнищ или клиньев, причем стан выкраивался вместе с рукавами из одного полотнища, перегнутого по поперечной нитке. Женская одежда южной группы хантов по покрою отличается от остальных: спинка кроилась в талию, по бокам одежда была отрезная и собиралась у пояса в сборки.
Слайд 7.
Основным способом украшения одежды, обуви, головных уборов у народов Севера служит вышивка. Для украшения одежды применялись меха разных цветов, бисер, цветное сукно, длинная собачья белая шерсть, олений подшейный волос, конский белый крашеный волос , крашеные ремешки и кисти, металлические подвески, бубенчики. Одним из наиболее распространенных у коренных народов Севера способов украшения является меховая мозаика. Композиции из контрастных по цвету кусочков меха, сшитых между собой. Их вырезают от руки или по шаблону в виде полосок, ромбов, треугольников, кружочков и других геометрических фигур. Очень мелкие детали вырезаются без шаблона или при помощи линейки. Еще одним из наиболее популярных у северных народов способов ручной декоративной отделки является аппликация. Техника аппликации состоит в наложении одного материала на другой, служащий основой. Также для украшения был широко используем бисер. Старинный бисер ценился на Севере очень высоко. Эвенки за несколько красных бисеринок отдавали оленя.
Слайд 8.
Головным убором мужчин и женщин был плотно облегающий голову капор (авун), расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку, женщины иногда надевали платок. Из меха соболя или бобра шили женский праздничный головной убор (дьабака). Он имел вид колпака, спускающегося на плечи, с высоким верхом из красного или черного сукна, бархата или парчи, густо обшитым бисером, позументом, бляшками, и непременно с большой серебряной сердцевидной бляхой (туосахта) надо лбом. Самые старинные дьабака украшены султаном из птичьих перьев.
Слайд 9.
Обувь шили в зависимости от времени года из ровдуги или меха, женскую украшали бисерным орнаментом (ниса). Зимнюю обувь (нюмбуа мурэ) шили во всю длину ноги из камуса оленя или лося, в холодное время внутрь надевали меховые чулки (нонхаар мурэ, муруду). Летняя ровдужная обувь – до колен, башмаковидного покроя.
Слайд 10.
Основным видом оформления одежды является орнамент. Орнамент – это узор из одинаковых повторяющихся элементов. Орнамент из линий и геометрических фигур называют геометрическим. Орнамент из растительных узоров называется растительным. В этих узорах человек стремился запечатлеть увиденную красоту окружающей природы. Декоративное изображение птиц, рыб, зверей, превращенных в узор, называется зооморфным орнаментом. Как и растительный мотив, звериный узор не повторяет в точности облик животного, а изображает его условно. Иногда вместо всей фигуры животного изображалась его часть. Орнамент изображали разным способом. Изделия из кожи, кости, дерева выполняли мужчины. А с иглой и бисером лучше справлялись женщины. Нанесение орнамента занимало столько же времени, сколько изготовление вещи. Из глубокой древности тянутся представления, что вещь завершена и готова только тогда, когда покрыта узором.
В далекие времена узоры на бытовых изделиях служили не только украшением. Они придавали вещам свойства оберегов и играли роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментом украшали прежде всего ворот, рукава, подол, т.е. все отверстия, через которые все болезни и злые силы могут проникнуть внутрь. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест – человека или бога. Орнамент выполняют из кожи, меха и сукна; украшают бисером, тесьмой.
Где спят снеговики?
Простые новогодние шары из бумаги
Сторож
Повезло! Стихи о счастливой семье
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками