В последнее время участились случаи переутомления школьников при увеличении физической и умственной нагрузки на их организм. Государство заботиться о сохранении здоровья нации, но невозможно сохранить здоровье нации без просветительской работы среди «подростков». Ученики должны знать, как лучше распределить порядок своего учебного дня во избежание переутомления. За последние 3 года, по данным диспансеризации учащихся общеобразовательных школ, практически в 2 раза вырос процент заболеваний, как гипертония, ишемическая болезнь, которые могут привести к более серьезным болезням и даже к инвалидности. Специалисты бьют тревогу: все больше школьников и студентов страдают от сильных головных болей и перепадов давления. Начала всего этого – переутомление. Проблема чрезмерного утомления у подростков волнует не только школьников и их родителей, но и многих медиков. Цель исследование на тему: «Влияние механической работы на организм школьников»: Задачи: • Изучить влияние механической работы на переутомление школьников во время учебного дня. • Выявить траектории движения учеников различных возрастных категорий во время учебного дня. • Рассчитать пути их движения. • Вычислить механическую работу, производимую учениками различных классов. • Дать практические рекомендации для уменьшения механической работы. • Предложить лечебный комплекс спортивных упражнений для профилактики против переутомления школьников. Методы исследования: 1. Сбор теоретического материала по выбранной теме 2. Расчет пути от различных кабинетов в школе. 3. Вычисление механической работы, совершаемой школьниками во время учебного дня. 4. Выяснить допустимые пределы физической нагрузки. 5. Провести анкетирование. Вывод: • Учитывать расположение кабинетов при составлении расписания. • Обращать повышенное внимание на урок физкультуры – необходимо, чтобы физическая нагрузка чередовалась с умственной, но не шла непосредственно после или перед ней. • Проводить больше физкульт-минуток в начальных классах. • Наблюдать за соответствием размеров парт с ростом и комплекцией учеников. • По возможности уменьшить «перенаселение» классов (больше 25и человек на класс)
Отдел образования администрации Волгодонского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Потаповская средняя общеобразовательная школа .
Научно-исследовательская (творческая) работа
По теме «Влияние механической работы на организм школьников»
Джунусовой Виктории Николаевны
8 «Б» класса МБОУ: Потаповская СОШ
Архипович Арины
7«А» класса МБОУ: Потаповская СОШ
Руководитель: Скляров Михаил Михайлович, учитель физики и информатики.
х. Потапов
2012-2013 уч.год.
Оглавление:
Введение:
В последнее время участились случаи переутомления школьников при увеличении физической и умственной нагрузки на их организм.
Государство заботиться о сохранении здоровья нации, но невозможно сохранить здоровье нации без просветительской работы среди «подростков». Ученики должны знать, как лучше распределить порядок своего учебного дня во избежание переутомления.
Цель:
Задачи:
План работы:
1. Сбор теоретического материала по выбранной теме
2. Расчет пути от различных кабинетов в школе.
3. Вычисление механической работы, совершаемой школьниками во время учебного дня.
4. Выяснить допустимые пределы физической нагрузки.
5. Провести анкетирование среди респондентов.
Актуальность темы:
За последние 3 года, по данным диспансеризации учащихся общеобразовательных школ, практически в 2 раза вырос процент заболеваний, как гипертония, ишемическая болезнь, которые могут привести к более серьезным болезням и даже к инвалидности.
Специалисты бьют тревогу: все больше школьников и студентов страдают от сильных головных болей и перепадов давления. Начала всего этого – переутомление. Проблема чрезмерного утомления у подростков волнует не только школьников и их родителей, но и многих медиков.
Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольное, физиологическое восстановление организма после нагрузки уже не происходит и необходимы специальные реабилитационные воздействия, программы, длительный отдых, а в некоторых случаях – лечебные процедуры, медикаментозная терапия.
Признаки переутомления:
1) резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания;
2) расстройства невротического характера (нарушение сна, чувство страха, плаксивость, раздражительность и т.п.);
4) снижение иммунитета.
Причины, вызывающие переутомление:
Несоблюдением гигиенических условий в школе и в классах являются:
Особо отметим следующие:
2. Теоретическая часть.
1.Немного истории.
Джоуль (Joull) Джеймс Прескотт (1818-1889 гг.), английский физик. Родился в г. Манчестере, Англия, где впоследствии жил и работал. Получил домашнее образование. В возрасте 19 лет начинает первые экспериментальные исследования. В 1841 г. опытным путем установил зависимость количества теплоты, выделяемое током в проводнике, от величины силы тока. Установив связь между механической работой и количеством теплоты, экспериментально обосновал закон сохранения энергии. Ставя опыты с индукционным током, пришел в 1841 г. к количественному закону теплового действия тока: Q = I2Rt (ныне – закон Джоуля–Ленца). В 1845 г. устанавливает, что внутренняя энергия газа не зависит от занимаемого им объема и определяется его температурой. В 1850 г. избирается членом Лондонского королевского общества. В год смерти ученого Международный конгресс электриков принял решение назвать единицу энергии в честь Джоуля.
2.Что такое работа?
Работа – скалярная физическая величина, равная произведению действующей силы тяжести на путь и на косинус угла .
Чтобы найти работу надо действующую силу тяжести умножить на пройденный путь и на Cos.
A = F * S * Cos
Способы уменьшения работы: уменьшить силу, действующую на тело, либо уменьшить пройденный им путь.
Работа совершается, если соблюдаются одновременно 2 условия: на тело действует сила и оно перемещается в направлении действия силы.
Работа не совершается (т.е. равна 0 ),если:
1. Сила действует, а тело не перемещается.
3.Практическая часть
Описание опыта:
Таблица №1
Сила тяжести, действующая на испытуемых.
1-4 классы | 5-9 классы | 10-11 классы | |
Масса, кг | 27 | 46 | 62 |
Действующая Сила тяжести, Н | 265 | 451 | 608 |
Выявление траекторий движения учеников:
Все пути, совершаемые учениками были разбиты на 4 основных группы:
Для подсчета путей были измерены:
Механическая работа, совершаемая при подъеме по лестницам равна произведению высоты одной ступеньки на общее количество ступенек и на действующую силу тяжести.
Механическая работа, совершаемая при подъеме по лестнице – 3.64 * F
Начальные классы (1-4)
Все начальные классы находятся в новом здании школы.
Ученики начальной школы в среднем имеют 4 урока в день, то есть 3 перемены, в течение каждой из которых они совершают путь по всему 1ому этажу школы.
Все ученики начальной школы посещают столовую 2 раза в день – для завтрака и обеда.
Младшие классы имеют 2 урока физкультуры в неделю. За один урок совершается один подъем по лестнице и четырехкратное пересечение длины спортивного зала.
Таблица №2
Механическая работа, совершаемая учениками
начальной школы.
Перемены | Столовая | Физ. культура | Общая сумма | |
Путь, м |
120 | 520 | 120 | 760 |
Работа, кДж |
31,8 | 137,8 | 31,8 | 201,4 |
*Для подсчета механической работы у каждой возрастной категории был взят учебный день, включающий в себя урок физкультуры.
Средние классы (5-9)
Следует отметить, что 4 класса среднего звена находятся в старом здании, а 4 – в новом, что важно при расчетах.
Ученики средних классов имеют 6 уроков в день и 5 перемен, в течении каждой из которых они пересекают всю школу вдоль, курсируют между кабинетами и совершают 2 подъема по лестнице.
Ученики среднего звена посещают школьную столовую один раз в день – для обеда.
Уроки физкультуры у средних классов проходят 2 раза в неделю, на каждом уроке ученики семикратно пересекают длину спортивного зала.
Таблица № 3
Механическая работа, совершаемая учениками
Средних классов.
Перемены | Столовая | Физ. культура | Общая сумма | |
Путь, м | 825 | 190 | 140 | 1155 |
Работа, кДж | 372,1 | 85,7 | 63,1 | 520,9 |
Старшие классы (10-11)
Все старшие классы находятся в старом здании школы.
Старшеклассники учатся 7 уроков в день и проводят в школе 6 перемен, за каждую из которых они пересекают треть длины школы и трижды поднимаются по лестнице.
Ученики старших классов посещают столовую 1 раз в день.
Старшеклассники имеют 3 урока физкультуры в неделю, в течении каждого из которых они пересекают длину зала 6 раз.
Таблица №4
Механическая работа, совершаемая учениками
старших классов.
Перемены | Столовая | Физ. культура | Общая сумма | |
Путь, м | 256 | 40 | 560 | 856 |
Работа, кДж | 155,6 | 24,4 | 340,5 | 520,5 |
Таблица №5
Отношения механических работ, совершаемых учениками разных возрастных групп:
1-4 классы | 5-9 классы | 10-11 классы | |
Путь, м | 760 | 1155 | 856 |
Механическая работа, кДж | 201,4 | 520,9 | 520,5 |
Диаграмма № 2
Количество нагрузки на учеников (кДж):
Вывод:
В результате полученных данных можно сделать вывод, что наибольшую механическую работу совершают ученики средних и старших классов, но средние классы совершают немного больше.Среди них же больше человек, страдающих гипертонией.
Мой вывод подтверждается школьной медсестрой. Среди обратившихся к ней учеников большая часть принадлежит к средним классам.
Таблица № 6
Количество учеников в МБОУ: Потаповской СОШ с заболеванием гипертония:
1-4 классы | 5-9 классы | 10-11 классы | |
Девочки | 2 человека | 5 человек | 2 человека |
Мальчики | 1 человек | 4 человека | 3 человека |
Проведя исследования, мы пришли к выводу, что во избежание переутомления школьников необходимо:
Рекомендации:
Литература:
Слайд 1
«Исследование влияния механической работы на организм школьников» Выполнили : Архипович Арина ученица 7 «А» класса, Джунусова Виктория ученица 8 «Б» класса Руководитель : Скляров Михаил Михайлович МБОУ: Потаповская СОШСлайд 2
Актуальность данной темы В последнее время участились случаи переутомления школьников при увеличении физической и умственной нагрузки на их организм. Ученики должны знать, как лучше распределить порядок своего учебного дня для избежание переутомления.
Слайд 3
Переутомление Обмороки, ишемическая болезнь, гипертония, стремительно быстрое развитие атеросклероза – все это результаты переутомления.
Слайд 4
Переутомление: Главными причинами, вызывающими переутомление учащихся, можно назвать следующие: перегруженность школьных учебных программ; переполненность классов учащимися (более двадцати пяти человек); несоблюдение гигиенических условий в школе и в классах;
Слайд 5
Переутомление Несоблюдением гигиенических условий в школе и в классах являются : воздействие шума, посторонних звуков, отвлекающих учащихся (например, жужжание ламп дневного света); недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное); физический дискомфорт от неудобного положения тела, который обычно возникает при несоответствии размера парты (стола и стула) росту и комплекции учащегося и при авторитарной тактике учителя, когда дети «боятся пошевелиться»; длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы (например, при проведении контрольной работы на спаренных уроках).
Слайд 6
Цель работы: Изучить влияние механической работы на переутомление школьников во время учебного дня.
Слайд 7
Задачи: Выявить траектории движения учеников различных возрастных категорий во время учебного дня. Рассчитать пути их движения. Вычислить механическую работу, производимую учениками разных классов. Дать практические рекомендации для уменьшения механической работы. Предложить лечебный комплекс спортивных упражнений для профилактики против переутомления и его последствий.
Слайд 8
План работы: 1. Сбор теоретического материала по выбранной теме 2. Расчет пути от различных кабинетов в школе. 3. Вычисление механической работы, совершаемой школьниками во время учебного дня. 4. Выяснить допустимые пределы физической нагрузки. 5. Провести анкетирование
Слайд 9
Большой вклад внес в изучение механической работы Джеймс Прескотт Джоуль.
Слайд 10
Джеймс Прескотт Джоуль Джеймс Прескотт Джоуль родился в Англии, в городе Манчестере, где впоследствии жил и работал. Посвятив свою жизнь физике, ученый сделал множество важнейших открытий в этой области.
Слайд 11
Формулы: A = F * S Работа равна произведению действующей силы тяжести на путь. F = m * g Сила тяжести равна произведению массы тела на ускорение свободного падения.
Слайд 12
Описание опыта: Были взвешены ученики трех возрастных групп: начальной школы, средних классов и старшего звена. Рассчитан вес учеников и вычислена действующая на них сила тяжести по формуле F = m * g . Был вычислен путь S и найдена работа Результаты измерений и расчетов представлены в таблицах
Слайд 13
Сила тяжести, действующая на испытуемых 1-4 классы 5-9 классы 10-11 классы Масса, кг 2 7 46 62 Действующая сила тяжести, Н 2 65 451 608
Слайд 14
Траектории движения учеников Были выявлены все траектории движения учеников различных возрастных групп по территории школы во время учебного дня.
Слайд 15
Траектории движения учеников: Все пути, совершаемые учениками были разбиты на 4 основных группы: Путь, совершаемый за одну обычную перемену по территории школы. Длина пути до школьной столовой Длина школьных лестниц. Путь, совершаемый на уроках физкультуры.
Слайд 16
Траектории движения учеников: Для подсчета путей были измерены: Путь между школами – 100 м. Длина 1ого школьного этажа – 40м. Длина спортивного зала – 20м.
Слайд 17
Траектории движения учеников Механическая работа, совершаемая при подъеме по лестницам равна произведению высоты одной ступеньки на общее количество ступенек и на действующую силу тяжести. Высота одной ступеньки – 14см = 0.14м. Общее количество ступенек – 26шт. Механическая работа, совершаемая при подъеме по лестнице – 3.64 * F
Слайд 18
Начальная школа. Все начальные классы находятся в новом здании школы. Ученики начальной школы в среднем имеют 4 урока в день, то есть 3 перемены, в течении каждой из которых они совершают путь по всему 1ому этажу школы.
Слайд 19
Начальная школа Все ученики начальной школы посещают столовую 2 раза в день – для завтрака и обеда.
Слайд 20
Начальная школа. Младшие классы имеют 3 урока физкультуры в неделю. За один урок совершается один подъем по лестнице и четырехкратное пересечение длины спортивного зала.
Слайд 21
Начальная школа Перемены Столовая Физ. культура Общая сумма Путь, м 120 520 120 760 Работа, кДж 31,8 137,8 31,8 201,4 *Для подсчета механической работы у каждой возрастной категории был взят учебный день, включающий в себя урок физкультуры.
Слайд 22
Начальная школа Таким образом полный путь, совершаемый учениками начальной школы во время учебного дня составляет 760 метров , а совершаемая ими механическая работа - 201,4 кДж.
Слайд 23
Средние классы Ученики средних классов имеют 6 уроков в день и 5 перемен, в течении каждой из которых они пересекают половину школы, курсируют между кабинетами и совершают 2 подъема по лестнице.
Слайд 24
Средние классы Ученики среднего звена посещают школьную столовую один раз в день – для обеда.
Слайд 25
Средние классы Уроки физкультуры у средних классов проходят 3 раза в неделю, на каждом уроке ученики семикратно пересекают длину спортивного зала.
Слайд 26
Средние классы Перемены Столовая Физ. культура Общая сумма Путь, м 825 190 140 1155 Работа, кДж 372,1 85,7 63,1 520,9
Слайд 27
Средние классы Согласно подсчетам, средние классы за 1 учебный день совершают путь в 1155 м, и механическую работу в 520,9 кДж.
Слайд 28
Старшее звено Старшеклассники учатся 7 уроков в день и проводят в школе 6 перемен, за каждую из которых они пересекают треть длины школы и трижды поднимаются по лестнице.
Слайд 29
Старшие классы: Ученики старших классов посещают столовую 1 раз в день. Старшеклассники имеют 3 урока физкультуры в неделю, в течении каждого из которых они пересекают длину зала 5 раз.
Слайд 30
Старшее звено: Перемены Столовая Физ. культура Общая сумма Путь, м 256 40 560 856 Работа, кДж 155,6 24,4 340,5 520,5
Слайд 31
Старшее звено: Таким образом, полный путь, совершаемый старшеклассниками во время учебного дня составляет 856 м, а совершенная механическая работа - 520,5 кДж .
Слайд 32
Отношение механических работ: Так были измерены механические работы, совершаемые учениками всех возрастных групп за один учебный день. Результаты измерений представлены в таблице.
Слайд 33
Таблица: Таким образом ученики средних классов совершают большую механическую работу в течение учебного дня. 1-4 классы 5-9 классы 10-11 классы Путь, м 760 1155 856 Механическая работа, кДж 201,4 520,9 520,5
Слайд 34
Диаграмма: Количество нагрузки на учеников (кДж)
Слайд 35
Вывод В результате полученных данных можно сделать вывод, что наибольшую механическую работу совершают ученики средних классов, среди них же больше человек, страдающих гипертонией.
Слайд 36
Проведя исследования мы пришли к выводу что во избежание переутомления школьников необходимо: Учитывать расположение кабинетов при составлении расписания. Обращать повышенное внимание на урок физкультуры – необходимо, чтобы физическая нагрузка чередовалась с умственной, но не шла непосредственно после или перед ней. Проводить больше физкульт-минуток в начальных классах. Наблюдать за соответствием размеров парт с ростом и комплекцией учеников. По возможности уменьшить «перенаселение» классов (больше 25и человек на класс)
Слайд 37
Рекомендации Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом Отказ от таких вредных привычек, как неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом); Наиболее оптимальное распределение работы и отдыха в течении дня.
Кто должен измениться?
Самый главный и трудный вопрос
Усатый нянь
Рождественский венок
Почему Уран и Нептун разного цвета