Компьютер дал нам всем большие возможности: подготовка рефератов, общение через сайты, хранение информации, развлечения в виде компьютерных игр.
Вложение | Размер |
---|---|
referat.doc | 99.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Исследовательская работа
Работу выполнил
Гребнев Иван
ученик 4-Б класса,
МБОУ Гимназия №2
Руководитель
Вершинина Людмила Владимировна
учитель начальных классов
г. Заозерный 2014г.
Содержание
1.Введение……………………………………………...3-4
2.Основная часть:
2.1.Компьютер и человек……………………………….5-6
2.2.Определение предпочтений и степени увлеченности
младших школьников компьютерными играми ….. 7-8
2.3.Установление взаимосвязи между уровнями агрессии и
видами компьютерных игр……………………………...9
3.Заключение…………………………………………….10
Введение
Актуальность.
Появление персональных компьютеров породило огромное количество мифов, касающихся как пользы, так и вреда от их использования. Современные дети проводят много времени за компьютером, в основном, играя в компьютерные игры. Существует много мнений о том, что компьютерные игры оказывают влияние, в том числе и отрицательное, на детей. Увлечения, порожденные компьютерными играми, привели к появлению нового термина - "компьютерная зависимость". Дети готовы просиживать, не отходя от компьютера, часами и даже сутками. Эта зависимость приводит к тому, что дети прогуливают школу, становятся замкнутыми, не общаются с ровесниками. Считается, что игры с элементами насилия и жестокости влияют на формирование у человека агрессивного поведения. . Проблема психологического пристрастия к компьютерным играм становится актуальной для России, а учитывая то, что количество людей, попадающих в компьютерную зависимость, с каждым днем растет, этот вопрос является актуальным.
Цель – выявить факторы негативного воздействия компьютерных игр и компьютера в целом на психологические процессы в организме (внимание, память, успеваемость) младших школьников.
Задачи:
1.Рассмотреть виды компьютерных игр и степень их влияния на человека.
2.Определить роль компьютера в жизни учащихся 4 класса: внимание, память, успеваемость.
3.Выявить уровень агрессивности учащихся.
4.Установить взаимосвязь между уровнями агрессии и видами компьютерных игр.
Объект: учащиеся 4 классов МБОУ «Гимназия№2»
Предмет: особенности агрессивности у детей, увлеченных компьютерными играми.
Гипотеза: предположим, что компьютерные игры негативно влияют на психику младшего школьника
Методы исследования:
1.Анализ литературы по теме исследования.
2.Проведение и анализ анкетирования среди младших школьников.
3.Тестирование младших школьников.
2.1. Компьютер и человек
Для того чтобы понять, какое влияние оказывает компьютер на наш мир, необходимо разобраться, что же представляет собой это чудо техники.
Современные компьютеры повсюду: они совершают научные открытия, изготавливают и конструируют сложные детали, собирают автомобили, обучают, вычисляют, хранят огромную информацию, с их помощью работает Интернет. Огромные вычислительные машины предсказывают погоду и даже играют в шахматы лучше человека.
Одним из мотивов приобретения компьютера домой для многих занятых родителей является обеспечение игрового досуга для детей.
Ведь, играя за компьютером, ребёнок не просто сидит. Он учится быстро нажимать на клавиши, строить в своей голове логические цепочки, без которых нельзя добиться успеха в современных компьютерных играх.
Под «компьютерными играми» подразумевают широкий класс программ и технических устройств.
Прежде чем говорить о влиянии компьютерных игр на ребёнка, необходимо разобраться в их классификации. Создание чёткой классификации компьютерных игр по их содержанию могло бы приблизить нас к пониманию механизмов воздействия конкретной игры на пользователя. Различают следующие виды игр:
Исходя из этого, влияние компьютера на детей может способствовать развитию определенных навыков. Компьютерные игры (головоломки, стратегии, спортивные) помогут детям научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей.
Отрицательно воздействуют игры агрессивного содержания. В плане воздействия на мозг человека “жестокие” компьютерные игры намного опаснее фильмов (или книг) с аналогичным содержанием. Играя на компьютере, человек сам принимает решения, тогда как при просмотре видеоряда он лишь наблюдатель. К тому же фильм длится пару часов, а за одной видеоигрой ребенок в среднем может провести до 100 часов. Японские психологи провели опрос среди школьников, которые большую часть времени посвящают играм, содержащим сцены насилия. На вопросы: «Становишься ли ты раздражительным после игры?» и «Не возникает ли у тебя иногда желание убить человека?» почти все ребята ответили утвердительно.
Ученые утверждают, чрезмерное увлечение жестокими компьютерными играми приводит к замедлению работы мозга.
А вот ещё одна опасность, о которой говорят российские специалисты: от долгого сидения перед экраном страдают глаза. Каждый четвертый пользователь компьютера имеет проблемы со зрением. Одна из причин в сокращении частоты морганий, что вызывает сухость и раздражение глаз. Дети, увлекшись, могут играть за компьютером часами, почти без перерыва. Специалисты рекомендуют через каждый час работы с компьютером делать перерыв на несколько минут.
2.2. Определение предпочтений и степени увлечённости младших школьников компьютерными играми
Исследование проводилось в два этапа. Во-первых, была проведена анкета, позволяющая определить предпочтения и степени увлечённости младших школьников компьютерными играми. Во-вторых, был определён уровень агрессивности учащихся и определена связь между уровнем агрессии и тем, какие игры предпочитают испытуемые.
В исследовании приняли участие 13 человек в возрасте 10-11 лет (4 класс). Среди них 6 мальчиков и 7 девочек.
Для определения степени увлечённости детей компьютерными играми мною была проведена анкета (Приложение 1) среди учащихся 4 классов нашей школы.
На вопрос «Играешь ли ты в компьютерные игры?»- все опрошенные ответили утвердительно. Тот, у кого нет дома компьютера, ответил, что играет у друзей.
Результаты ответов на вопрос «Сколько времени в день ты уделяешь
компьютерным играм?»
Результаты ответов на вопрос, «В какие компьютерные игры ты любишь играть?» оказались следующими. Одни из самых популярных игр - это стратегические . Так думают многие мои одноклассники – 6 человек (мальчишки). Компьютерные стратегии могут проходить как угодно: на танках, кораблях, самолётах, и т.д.
Самыми же любимыми являются игры на военную тему. Главная задача таких компьютерных игр – ликвидировать всех противников. В военных играх–стратегиях можно управлять целой армией или даже страной, строить дома для солдат, «кормить» свою армию и разрабатывать планы военных сражений.
Среди компьютерных игр особое место занимают логические игры, они больше нравятся девочкам — 6 человек.
Ролевые приключенческие компьютерные игры любимы только шестью учащимися нашего класса, такие игры позволяют погрузиться в фантастический мир, стать участником интересных событий, выполнить какое-нибудь важное задание. Приключенческие игры могут быть аркадами и логическими. Аркады обычно требуют от игрока хорошей реакции, а логические - предлагают разгадать тайну, не прибегая к оружию.
Также среди предпочитаемых игр были названы: стратегии (GTA, Subway Surfers, World of Tanks)— 2 человека, головоломки — 3 человека.
Таким образом, у 6 человек, играющих в компьютерные игры 1,5часа и более в день, существует определённый риск перехода в состояние выраженной компьютерной зависимости, что может негативно сказаться на состоянии их психического и физического здоровья.
Следует также отметить, что игры с элементами насилия выбрали 2 человека из 12 опрошенных. Кроме этого, выбор игр определяется половыми различиями. Среди ребят, выбравших кровавые игры, нет девочек.
2.3. Установление взаимосвязи между уровнями агрессии и видами компьютерных игр, а также временем, проведенным за компьютером.
Для этого было проведено анкетирование (методика Басса-Дарки). Это мы видим из приложений№1 и №2. Из представленных данных видно, что среди детей, предпочитающих играть в агрессивные компьютерные игры, количество испытуемых с высоким уровнем агрессии большое. Но и у ребят, проводящих за довольно безобидными компьютерными играми более 2,5 часов в день, агрессивность ничуть не меньше.
Таким образом, полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что компьютерные игры агрессивного содержания и большое количество времени, проведенное за компьютером , оказывают влияние на формирование агрессивности младших школьников.
Увлечение компьютерными играми может быть чревато негативными последствиями для ребенка: падением академической успеваемости, совершением противоправных действий, серьезными отклонениями от нормы в поведении (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайними проявлениями), проблемами со здоровьем (головные боли, ухудшение зрения, проблемы с желудком), риском возникновения компьютерной тревожности.
Заключение
Большинство современных детей не представляют себе без компьютера ни учебу, ни досуг, проводя все свободное время возле монитора.
Влияние компьютера на детей может быть различным. При разумном подходе, польза от детских компьютерных игр может быть явной: они помогают расслабиться, развивают у детей скорость реакции и логическое мышление, дают возможность выплеснуть накопившуюся энергию.
При неразумном увлечении компьютерными играми (длительное времяпровождение у монитора, чрезмерное увлечение жестокими играми) возможно негативное влияние на психическое и физическое здоровье младшего школьника.
Согласно рекомендациям врачей, детям в возрасте 10-11 лет желательно проводить у компьютера не более часа-полутора.
Компьютер в жизни испытуемых играет большую роль, так как практически все ребята имеют домашний компьютер и абсолютно все ежедневно играют в компьютерные игры.
Уровень агрессивности учащихся 4 класса зависит от характера предпочитаемых компьютерных игр и времени, проведенном за компьютером. Дети, играющие в жестокие компьютерные игры, имеют более высокий уровень агрессии. Кроме этого, выбор игр определяется половыми различиями детей.
Таким образом, компьютерные игры являются одним из факторов формирования агрессивного поведения младших школьников.
Список литературы
6. .http:// flogiston.ru
7. http://skillgamez.ru/
Приложение 1
Анкета изучения
степени увлечённости детей компьютерными играми
1. Фамилия, имя _____________________________________________
Да
Нет
3. Играешь ли ты в компьютерные игры?
Да
Нет
4. Сколько времени в день ты уделяешь компьютерным играм?
а) 30 минут — 1,5часа в) более 3 часов
б) 1,5 — 3часа
Приложение 2
Сводная таблица уровней агрессии учащихся 4 класса
МБОУ «Гимназия№2» (методика Басса-Дарки)
Ф.И. | Количество баллов 21 | Уровень агреcии | Количество баллов 7-10 | Уровень враждебности |
Гребнев Иван | 9 | Норм | 11 | выс |
Коротцев Максим | 19 | Норм | 12 | выс |
Кирсанов Даниил | 19 | Норм | 11 | выс |
Гранкина Галя | 3 | Норм | 10 | норм |
Глушкова Настя | 9 | Норм | 11 | выс |
Игнатенко Егор | 20 | Норм | 12 | выс |
Горячева Света | 13 | Норм | 15 | выс |
Каспирович Костя | 12 | Норм | 12 | выс |
Власов Никита | 21 | Норм | 19 | выс |
Пичкарева Соня | 8 | Норм | 13 | выс |
Астафьев Коля | 15 | Норм | 15 | выс |
Пылова Нина | 15 | Норм | 11 | выс |
Легенченко Ульяна | 13 | Норм | 12 | выс |
Золотой циркуль
Муравьиная кухня
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Самый главный и трудный вопрос