Работа посвящена анализу политики в сфере ИКТ в странах Ближнего Зарубежья: Таджикистан, Узбекистан и т.д.
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 38 КБ |
Сравнительный анализ политики в сфере ИКТ в странах Ближнего Зарубежья
Автор: Кривоногова Г.А.
ГБОУ СО СПО «Энгельсский политехникум»
Энгельс
Глобальные информационные системы связывают мир в единое целое и делают все государства информационно взаимозависимыми, заставляя проявлять максимум внимания к качеству информационного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества, с одной стороны, с другой - диктуют необходимость формирования собственного государственного информационного пространства, его развития и защиты. Это, в свою очередь, требует того, чтобы решение проблем информационного взаимодействия опережало по времени каждый очередной шаг в налаживании сотрудничества в той или иной сфере.
Мировая экономическая система вступила в эпоху формирования информационного общества, которое характеризуется качественно новым управленческим аппаратом, основанном на электронных орудиях труда и информационных технологиях. В качестве нового элемента информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) выступают средства информатики, которые уже выходят за рамки общих приложений, и должны занимать такое же место в жизни человека, как телефон, телевизор, книга, то есть станут как элементами общечеловеческой культуры, так и предметом ежедневной необходимости.
Глобализация и развитие ИКТ приводят к революционным изменениям во всех сферах жизнедеятельности общества. Опережающими темпами растет информационная индустрия высокотехнологического производства, а также индустрия услуг, спорта и отдыха. В результате этих изменений экономическая деятельность, связанная с получением и обработкой информации, в настоящее время играет как никогда важную роль в развитии страны. Соответствующие изменения произошли и на рынке труда: по оценкам экспертов 60-70% новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки информации. Информационно-коммуникационные технологии стали занимать центральное место в обновлении и реструктуризации всех видов деятельности, которые в совокупности составляют сущность государства.
За последние годы в стране принят ряд нормативно-правовых документов, непосредственно относящихся к информационно-коммуникационным технологиям. Это послужило увеличению в более чем два раза количества операторов связи и широкому использованию ИКТ во всех сферах жизнедеятельности страны - определенному прогрессу в развитии информационной инфраструктуры, осуществлению различных отраслевых проектов и программ информатизации. Достигнутый уровень развития ИКТ в стране позволяет приступить к выработке государственной политики, направленной на формирование и развитие единого информационного пространства - баз и банков данных, технологий, их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Государственная стратегия раскрывает организационные, экономические и финансовые механизмы реализации, в основу которых положены принципы программно-целевого подхода на основе мониторинга и прозрачности исполнения. Обосновывается стратегическая значимость информационных технологий и формулируются задачи.
Государственная стратегия является важнейшим факторов подъема национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, повышения авторитета страны в международном сообществе.
В комплексе мер предусмотрены решения проблем растущего "цифрового неравенства" как внутри страны, так и в пространстве Центральной Азии, СНГ с целью достойной интеграции страны в мировое информационное сообщество.
Реализация Государственной стратегии, ее основные цели должны быть внесены в Программы развития ИКТ в различных сферах деятельности страны, которые будут разработаны Правительством совместно с заинтересованными международными и неправительственными организациями, коммерческими структурами на основе изложенных в данном проекте принципов и положений.
В своей статье я хочу сравнить основные принципы развития информационно-коммуникационных технологий в странах ближнего зарубежья. Например, в Таджикистане, основными принципами является системность, открытость, доступность, социальная ориентированность, право первого руководителя. В Узбекистане основными принципами являются доступность, достоверность, конфиденциальность, открытость, масштабируемость, защищенность. Основными направлениями в Узбекистане являются: определение приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в отраслях и сферах экономики в соответствии со стратегией социально-экономического развития страны и современными международными тенденциями; обеспечение реализации государственной политики по вопросам информатизации, функционирования и развития информационных систем в отраслях и сферах экономики; разработка предложений по дальнейшему развитию информационных систем и ресурсов, рынка информационных технологий и услуг, совершенствованию структуры управления, модернизации и техническому перевооружению информационных систем и сетей в отраслях и сферах экономики, созданию условий для привлечения в данные сферы иностранных инвестиций и технологий; анализ хода внедрения информационно-коммуникационных технологий в отраслях и сферах экономики, их взаимоувязанного и сбалансированного развития в соответствии с международными стандартами и требованиями; выработка и реализация действенных и эффективных механизмов по ликвидации неравенства в использовании и развитии информационно-коммуникационных технологий между различными отраслями экономики и стимулированию развития информатизации в сельской местности; организация и контроль за исполнением законов Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, решений Кабинета Министров по вопросам информатизации, информационных систем в отраслях и сферах экономики; организация работы по разработке системы критериев и анализ состояния дел по развитию информационно-коммуникационных технологий в отраслях и сферах экономики, в системе управления, банковской и финансовой системах, в крупных производственных предприятиях; координация деятельности органов хозяйственного управления и предприятий по вопросам информатизации, функционирования и развития информационных систем;
подготовка предложений по стимулированию и организации широкого использования информационно-коммуникационных технологий в финансовом, банковском и страховом секторах, он-лайновых платежных системах, развитию электронной коммерции; выработка предложений по созданию эффективного механизма стимулирования развития отечественного производства качественных программных продуктов и их экспорта, организации разработки и производства компьютерной техники и комплектующих изделий к ней, созданию свободных научных и технологических зон; мониторинг состояния подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров для сферы информационных систем, разработка предложений по обеспечению потребности отраслей и сфер экономики в высококвалифицированных специалистах в области информационно-коммуникационных технологий;
организация международного сотрудничества в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в отраслях и сферах экономики, разработка предложений по расширению взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями и зарубежными странами.
В Таджикистане основные направления в сфере ИКТ должны охватить:
совершенствование законодательства и нормативно-технической базы (технических регламентов) в сфере ИКТ; разработку и внедрение новых приложений ИКТ; развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и создание единого информационного пространства;
информационную безопасность.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что мониторинг, анализ и подготовка предложений по дальнейшему внедрению информационно-коммуникационных технологий в сферы предпринимательства, производства, науки и образования, финансов, медицины, информационных и банковских услуг, транспорта, создание условий для широкого доступа различных слоев населения к современным компьютерным и информационным системам.
Рождественский венок
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Цветение вишни в лунную ночь
Как нарисовать черёмуху
Три загадки Солнца