Участие в XII республиканской НПК «Молодые исследователи — Республике Коми», победа в номинации «Лучшая презентация» (г. Сыктывкар, январь 2009г.). Руководитель - Зверева И.Г.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «г. СОСНОГОРСК»
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. СОСНОГОРСКА»
ХII РЕСПУБЛИКАНСКАЯ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ – РЕСПУБЛИКЕ КОМИ»
СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ имени В.И. ЛЕНИНА
(по материалам экспозиции школьного музея)
АВТОР
ТИТАРЕНКО ВАЛЕНТИНА АНДРЕЕВНА,
ученица 9 г класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2
г. Сосногорска»
РУКОВОДИТЕЛЬ
ЗВЕРЕВА ИРИНА ГЕННАДИЕВНА,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2
г. Сосногорска»
СОСНОГОРСК - 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение _____________________________________________________________3-4.
I. Из истории СОЗДАНИЯ всесоюзной пионерской организации ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА ____________________________________________________5-8.
II. Символы и атрибуты пионерской организации ________________9-14.
III. Экспонаты ШКОЛЬНОГО музея и их история _________________15-18.
Заключение ________________________________________________________19-20.
Литература ____________________________________________________________21.
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В ноябре 2007 года наша школа торжественно отметила свое 60-летие. В связи с этим событием было принято решение воссоздать музей истории школы. Раньше такой музей в школе был, но во время перестройки всё было утеряно, музей перестал существовать. Восстанавливать музей – дело очень трудное. Мы решили не оставаться в стороне и собрать материал хотя бы для одной экспозиции школьного музея, подготовить экскурсионное сопровождение.
Тема моей работы: «СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ имени В.И. ЛЕНИНА (по материалам экспозиции школьного музея)»
Эта тема показалась мне интересной, ведь сегодня вновь активизировалось молодежное движение: возникают новые молодежные организации, все больше юношей и девушек становятся членами таких организаций. Я захотела узнать как можно больше о Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина и попробовать создать экспозицию для школьного музея, ведь это история не только наших бабушек и дедушек, но и наших родителей. А не зная истории своего народа, невозможно понять, что происходит вокруг нас сегодня.
Поэтому целью данной работы стало создание одной экспозиции школьного музея, посвященной Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина.
Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:
1) изучить литературу, посвященную истории Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина;
2) узнать о символах и атрибутах Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина;
3) провести анкетирование среди учащихся, родителей и учителей;
4) собрать экспонаты для экспозиции школьного музея;
5) оформить экспозицию школьного музея, подготовить материал для проведения экскурсии.
Были использованы три метода:
1) реферативное исследование;
2) анкетирование;
3) экспертная направленная беседа.
Гипотезой стало предположение, что современные школьники имеют очень смутное представление о Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, членами которой в свое время были их родители; родители же, в свою очередь, хранят о своем пионерском детстве теплые воспоминания и не жалеют о том, что когда-то были пионерами.
ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА
Пионерское движение – это деятельность детских коммунистических организаций в СССР и в других социалистических странах. Истоки пионерского движения лежат в скаутинге (скаутском движении) [4]. В 1917 году в России существовала относительно разветвленная сеть детских скаутских организаций; всего скаутов было около 50 тысяч. В условиях наступившей Гражданской войны, скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. Происходя от скаутского движения, пионерское движение отличалось от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила главной своей целью воспитание детей в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и государству. При этом следует отметить, что, по мере эволюции пионерского движения, роль наследия скаутинга в нем падала (что хорошо прослеживается на эволюции пионерского лагеря от типа спортивно-туристического палаточного лагеря к типу санаторного комплекса). Среди частных отличий можно указать отсутствие отдельных организаций для мальчиков и девочек, что было в скаутинге.
Едва возникнув, комсомол объявил войну скаутизму, видя в нем своего соперника. Уже на съезде РКСМ 1919 г. было принято решение о роспуске скаутских отрядов. Были арестованы и расстреляны ряд руководителей скаутов.
Одновременно, в коммунистических кругах стала ощущаться необходимость создать собственную, коммунистическую организацию для работы с детьми. Идея была сформулирована Н. К. Крупской, которая в 20-х числах ноября 1921 года несколько раз в разных местах выступила с докладом «О бойскаутизме» (доклад был вскоре опубликован брошюрой под заглавием «РКСМ и бойскаутизм»), в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Руководители комсомола, крайне негативно относившиеся к скаутизму, первоначально восприняли эти идеи настороженно. Однако после выступления Н.К. Крупской на бюро ЦК РКСМ (29 ноября) для обсуждения вопроса «о применении скаутизма для воспитания рабочей молодёжи и детей» была создана специальная комиссия. В комиссию был представлен подробный доклад И. Жукова. 10 декабря по докладу комиссии было принято положительное решение Бюро, и начались поиски конкретных организационных форм. В начале 1922 г. была выдвинута идея о применении скаутских методов не среди комсомольцев, а среди детей и создания детского коммунистического движения (ДКД). И. Жуков предложил для новой организации название «пионеры» (заимствованное из скаутской практики). Символы ее представляли собой несколько видоизменённые скаутскую символику: красный галстук (вместо зелёного), белая (вместо зелёной) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» с изменением его направленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира и скаутский же ответ на него «Всегда готов!». От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов).
2 февраля 1922 г. бюро ЦК РКСМ разослало местным организациям циркулярное письмо о создании детских групп при комсомольских ячейках. 4 февраля соответствующее решение было принято Московским комитетом РКСМ. С этой целью было создано особое бюро, один из членов которого, бывший скаутмастер Валентин Зорин, 12 февраля организовал детскую группу в I Коммунистическом интернате имени III Интернационала (в Замосковоречье). Отряд, названный по-скаутски «Юные разведчики», вскоре распался, и Зорин переключился на организацию детей на заводе «Каучук». Одновременно, 13 февраля, другой бывший скаутмастер и член РКСМ, 19-летний Михаил Стремянников, организовал отряд «юных пионеров» в школе фабрично-заводского ученичества (фабзавуче) имени Н. А. Борщевского при бывшей типографии Машистова на Красной Пресне. Эта последняя группа обычно считается первым пионерским отрядом (при той же типографии Стремянников в апреле начал издавать пионерский журнал «Барабан», а впоследствии стал первым редактором газеты «Пионерская правда»). 2 марта при ЦК РКСМ было создано временное бюро детских групп с задачей разработать устав, который и был представлен в мае II Всероссийской конференции ВЛКСМ. Принятая 19 мая резолюция гласила: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы «скаутинг». Учитывая опыт Московской организации, Конференция поставляет распространить этот опыт на тех же основаниях на другие организации РКСМ под руководством ЦК». Было создано бюро по работе среди детей из 7 человек, из них 4 — бывшие скаутмастеры.
Этот день стал днем рождения пионерской организации [4].
На протяжении 1922 г. возникают пионерские отряды в целом ряде городов и селений. В октябре, V Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака».
К сожалению, следует и отметить тот факт, что уже зимой 1921—1922 г.г., одновременно с созданием первых пионерских отрядов, Советская власть повела решительное наступление на скаутизм. Скаутизм был объявлен буржуазными, контрреволюционным и монархическим явлением; членов скаутских организаций преследовали, со скаутов срывали символику, их «прорабатывали» на собраниях. Пионеры оказывали старшим товарищам активную помощь в этой травле. Было создано общественное движение: «Бей скаутов!». Так, в феврале 1923 года в пионерском журнале «Барабан» появилась следующая заметка, посвящённая разгрому скаутских организаций и озаглавленная «Чудеса животного мира»: «В последнее время в Москве и ее окрестностях стало появляться на свет божий большое количество животных, относящихся к роду скаутов, семейству пресмыкающихся. Зоологическим отделом ОГПУ предпринята экскурсия по городу Москве и ее окрестностям для пополнения своих коллекций. Между прочим, редчайшие экземпляры указаны краснопресненскими ребятами. В добрый час!» [4].
Уже весной 1923 года в Москве при пионерских отрядах стали возникать объединения младших детей. Эти группы малышей назвали октябрятами. Дети, которым в 1924 году исполнилось 7 лет, были ровесниками Великого Октября. Это название всем понравилось, так как оно подчеркивало общественно-политический смысл объединения младших школьников. Одновременно было определено, что октябрята - это не какое-то новое самостоятельное детское движение или организация, а часть пионерской организации.
4 августа 1924 года ЦК РКП (б) утвердил разработанное Центральным бюро юных пионеров «Организационное положение детской коммунистической организации юных пионеров имени тов. Ленина». В этом документе впервые официально объявляется существование октябрят, их деятельность определяется как органическая часть деятельности пионерской организации. Поэтому 4 августа 1924 года можно по праву считать днем рождения октябрят [11, стр.5].
21 января 1924 года, в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя Ленина, а в марте 1926 года установлено официальное название - Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина (сохранявшееся за организацией до конца ее существования) [13, стр. 136].
Пионерское движение получило широкое распространение не только в Советском Союзе, но и в странах, так называемого, социалистического лагеря. Пионерские организации были и в некоторых капиталистических странах (см. ПРИЛОЖЕНИЕ I).
СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ ВСЕСОЮЗНОЙ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА
У каждой организации есть свои символы и атрибуты, которые выражают сущность, то есть назначение, содержание организации. Символ - это знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию (объяснение). В отличие от образа, символ не самодостаточен и «служит» своему денотату (предмету), требуя не только переживания, но также проникновения и толкования [2]. Атрибут - необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта [2].
У пионерской организации были свои символы и атрибуты, которые сопровождали все торжественные ритуалыю Свято оберегать символы пионерской организации – долг каждого пионера [5, стр.14].
Объявленная цель пионерской организации - воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии Советского Союза - была выражена в девизе Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. На призыв: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» — следует ответ: «Всегда готов!». Гимном пионерской организации считается «Марш юных пионеров» - советская пионерская песня, написанная в 1922 году двумя комсомольцами - пианистом Сергеем Кайдан-Дешкиным и поэтом Александром Жаровым (см. ПРИЛОЖЕНИЕ II). Пионер был обязан выполнять законы пионеров Советского Союза (см. ПРИЛОЖЕНИЕ II).
В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Приём осуществляется индивидуально, открытым голосованием на сборе пионерского отряда или дружины (если она не делится на отряды), действующих в общеобразовательной школе. Вступивший в пионерскую организацию на пионерской линейке дает Торжественное обещание (см. ПРИЛОЖЕНИЕ II) пионера Советского Союза. Коммунист, комсомолец или старший пионер вручает ему красный пионерский галстук и пионерский значок. Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, чаще всего 22 апреля возле памятника В. И. Ленину [4].
Символы пионерской организации.
Пионерский галстук [см. ПРИЛОЖЕНИЕ II] - красная шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом, символ принадлежности к пионерской организации, символическая частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.
Пионерский галстук носили с парадной, повседневной пионерской, ученической формой. Красный галстук появился раньше, чем первые пионерские отряды. В 1919 году на первомайскую демонстрацию вместе с рабочими вышли и ребята. В руках у рабочих были красные флаги, а ребята повязали на грудь красные косынки.
За время своего существования пионерский галстук претерпел ряд эволюций. Вначале галстук не завязывался, а скреплялся специальным зажимом, на котором была изображена пионерская символика — костёр на фоне серпа и молота, окружённый надписью «Будь готов!». Изображение пяти поленьев костра и трёх языков его пламени символизировали пять континентов и III Интернационал, который должен был зажечь пламя революции на этих континентах. Концы галстука вдевались в проём зажима сверху при раскрытом его фиксаторе, который отклонялся нажатием большого пальца. Придерживая одной рукой концы галстука, другой рукой зажим подтягивали вверх до уровня шеи и, отпустив фиксатор, закрепляли концы галстука. В связи со сложностью изготовления, зажимы не получили по-настоящему массового распространения, и пионерские галстуки уже с момента зарождения в большинстве случаев завязывали специальным узлом. Специальный узел пионерского галстука был прост в исполнении: дети довольно легко приучались к тому, что нужно делать два раза простой узел так, чтобы правый конец галстука всегда заводился сверху левого.
Пионерские галстуки выпускались различных оттенков красного цвета и из различных тканей. Наиболее массовым был выпуск галстуков красно-оранжевого цвета из ацетатного шёлка. Был период, когда председатели совета дружин носили красные галстуки с жёлтой каймой. А юные пионеры ГДР носили пионерский галстук синего цвета [4].
Пионерскому галстуку посвящено множество литературных произведений. Одно из самых известных — одноимённое стихотворение Степана Щипачёва [см. ПРИЛОЖЕНИЕ II].
Пионерский значок [см. ПРИЛОЖЕНИЕ II] - свидетельство принадлежности к пионерской организации. Маленький металлический флажок. В центре - пионерский костер. Пять поленьев - символ единства горячих сердец пионеров. Над пламенем - серп и молот, а по серпу надпись: «Будь готов!». Таким был самый первый пионерский значок. 1 мая 1923 года с этими значками на груди вышли на демонстрацию пионерские отряды Замоскворецкого района столицы. После присвоения пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина появился значок с изображением красного знамени, Мавзолея Ленина и салютующего пионера. Значком пионеров 30-х годов был специальный зажим на галстуке. Последний пионерский значок появился в 1964 году. Пятиконечная звезда, изображенная на значке, символизирует силу и мощь Советского государства. В центре звезды силуэт В.И.Ленина, символизирующий верность пионеров заветам В.И. Ленина, свидетельствующий о том, что пионерская организация носит имя Ленин и награждена орденами Ленина. Пламя пионерского костра, развевающегося над звездой, - стремление пионеров к свету знания, а три языка этого костра, как и три конца пионерского галстука, символизируют революционное единство трех поколений. На ленте, обвивающей нижние концы звезды, - надпись «Всегда готов!» - ответ пионеров на девиз. Пионерский значок было принято носить на левой стороне груди [13].
Пионерский салют [см. ПРИЛОЖЕНИЕ II] - это приветствие и традиционный знак верности пионеров идеям коммунизма и пролетарского интернационализма. Плотно сжатые пять пальцев правой руки, символизирующие крепкую дружбу детей трудящихся пяти континентов, поднятые над головой, означают, что для пионера общественные интересы выше собственных. Салютом пионеры приветствовали Красное знамя, флаг, подъем государственного флага СССР и флагов союзных республик, пионерский и воинский строй, своих вожатых. Салют отдавался при исполнении Государственного гимна Советского Союза и союзных республик, партийного гимна «Интернационал», у мавзолея В.И.Ленина, у памятников Ленину, Борцам за свободу и независимость Советской страны. Находясь за рубежом, пионер СССР приветствовал салютом своих зарубежных друзей - пионеров, национальный флаг и гимн дружественной нам страны [4].
Шеврон [см. ПРИЛОЖЕНИЕ II] - отличительный знак, который представлял собой прямоугольник, заостренный снизу, с изображением пионерского значка; шеврон располагался на рубашке пионерской формы выше локтя. Над шевроном крепилась полоска для знаков различия. Знаками различия являлись звездочки, которые прикреплялись к специальной лычке (полоске). Звезды были двух размеров и обозначали следующее: 1 малая звезда - звеньевой, член Совета отряда. 2 малые звезды - Председатель Совета Отряда, Член Совета Дружины, Знаменосец Дружины. 1 большая звезда - Председатель Совета Дружины, член вышестоящих пионерских объединений [5].
Октябрятская звездочка (красная звездочка) [см. ПРИЛОЖЕНИЕ II] родилась вместе с октябрятскими группами 4 августа 1924 года. В этот день было утверждено и само название – октябрята, их обычаи, правила жизни. А отличительным знаком октябрят стала красная матерчатая звездочка, нашитая на рубашку. В сентябре 1926 года появился первый октябрятский значок. Он был металлическим и круглым, с пятиконечной звездой. За нею видны зубцы шестеренки и два хлебных колоска - это символ союза рабочих и крестьян, дружбы города и села, сельских и городских ребят. Внизу надпись: «Октябрята - внучата Ильича». В центре звезды был помещён портрет Володи Ульянова. Он изображен таким, каким его сфотографировали в детстве. В апреле 1933, а после, в ноябре 1957 года, появились новые значки. Звездочка и в центре её изображение маленького Володи Ульянова с тех пор навсегда остались главными символами значка октябрят [11].
Пионерская атрибутика.
Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие атрибуты и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась ритуальная стойка с пионерскими атрибутами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах пионерами выпускались и вывешивались рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты.
Пионерское знамя, пионерский флаг [см. ПРИЛОЖЕНИЕ II] - символы верности делу революции, делу коммунизма. Цвет пионерского знамени и флага - красный, как цвет государственного флага СССР, партийных и комсомольских знамен. Считалось, что красный цвет - цвет крови, пролитой старшими поколениями борцов в дни революции, в суровых битвах за свободу и независимость нашей страны. Каждой дружине принадлежало свое пионерское знамя, а каждому отряду - свой пионерский флаг.
Красные пионерские знамена и флаги хранились в пионерской комнате. Они выносились на сборах отрядов и дружин, торжественных линейках, а знамя Всесоюзной пионерской организации - на всесоюзных пионерских слетах, парадах пионеров на Красной площади, международных детских фестивалях в нашей стране.
Равняться на знамя и флаг - значит всегда и во всем оправдывать высокое звание юного ленинца.
Горн (фанфара) [см. ПРИЛОЖЕНИЕ II] - атрибут пионерского отряда, предназначен для сбора пионеров, подачи различных сигналов и сопровождения ритуалов. К горну крепился красный флажок с бахромой и изображением пионерского значка. Горны хранили в пионерской комнате около отрядных флагов. Горнист отряда, назначенный советом пионерского отряда, должен уметь выполнять строевые приемы с горном. Для проведения торжественных церемоний создавалась сводная группа горнистов и барабанщиков.
Барабан [см. ПРИЛОЖЕНИЕ II] является атрибутом пионерского отряда и предназначается для сопровождения строя во время походов, шествий, парадов. С 1922 года, с тех самых пор, как первые красногалстучные отряды зашагали по улицам Москвы, барабан неразлучен с пионерами. Барабанщик марширует рядом с горнистом. Они вместе стоят на пионерской линейке у лагерной мачты, в дружинном или отрядном строю. Вместе идут за красным знаменем или флагом [13].
Пионерская форма [см. ПРИЛОЖЕНИЕ II] в обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой — красным галстуком и пионерским значком. В торжественных случаях (праздники, приветствия на партийных и комсомольских форумах, встреча иностранных делегаций и т. п.) надевалась парадная форма, которая включала в себя: красные пилотки, пионерские галстуки и значки; у мальчиков — форменные белые рубашки с позолоченными пуговицами и нарукавными эмблемами, подпоясанные светло-коричневым ремнем с позолоченной пряжкой, синие брюки (шорты); у девочек — тоже форменные белые рубашки с позолоченными пуговицами и нарукавными эмблемами или просто белые блузки, синие юбки. У знамённых групп парадная форма дополнялась красной лентой через плечо и белыми перчатками. На парадной рубашке на левом рукаве над знаком пионерской организации находилась шлевка, на которой крепились знаки различия пионерской организации - пластиковые красные звезды с ушком для пришивания.
Пионерские издания. ЦК ВЛКСМ, ЦК ВЛКСМ союзных республик, крайкомы, обкомы комсомола, Центральный, Республиканские, краевые и областные советы пионерских организаций издавали пионерские газеты и журналы и необходимую для детей литературу, в том числе газету «Пионерская правда», журналы «Пионер», «Костёр», «Юный техник», «Юный натуралист» и др. Радио и телевидение регулярно выпускали передачи для пионеров, ежедневно в эфире звучали позывные радиогазеты «Пионерская зорька», на Центральном телевидении работала телестудия «Орлёнок», в кинотеатрах перед демонстрацией фильма показывали ежемесячный документальный киножурнал «Пионерия».
Пионерские лагеря. Подавляющее большинство пионеров проводило школьные каникулы в пионерских лагерях. В СССР функционировало до 40 тыс. летних и круглогодичных пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 млн. детей. Существовала их своеобразная негласная иерархия. Самым известным из них был Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Артек», имевший международный статус. Второе место по престижности занимал Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок» (Краснодарский край, РСФСР). Далее следовали республиканские лагеря отдыха «Океан» (Приморский край, РСФСР), «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР) и «Зубренок» (Минская область, БССР) [4].
ЭКСПОНАТЫ НАШЕГО МУЗЕЯ И ИХ ИСТОРИЯ
Сбор экспонатов для выставки школьного музея мы решили начать в своей школе. Поговорив с администрацией школы, выяснили, что из пионерской атрибутики в школе остались только два горна [см. ПРИЛОЖЕНИЕ III]. Они и стали первыми экспонатами нашего музея.
Затем мною было проведено анкетирование среди родителей одноклассников и учителей [см. ПРИЛОЖЕНИЕ IV]. Всего на анкеты ответили 15 человек. Все (100%) в свое время были членами Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Воспоминания об этом времени у большинства (14 человек – 93%) из них сохранились самые теплые. Одни запомнили торжественные линейки, приём в пионеры, другие - летние пионерские лагеря. Вспоминали о сборе макулатуры и металлолома. Было развито и тимуровское движение.
К сожалению, пионерские символы сохранились не у многих (всего 4 человека положительно ответили на этот вопрос – 27%), большая их часть была утеряна. В школьный музей родители и учителя предлагали свои пионерские значки.
На вопрос «Нужны ли детские и молодежные организации сегодня?» все респонденты (100%) дали положительный ответ.
Учащимся старших классов нашей школы была предложена другая анкета [см. ПРИЛОЖЕНИЕ IV], из которой видно, что школьники очень мало знают о Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина.
Всего на вопросы анкет ответило 20 учащихся. Из 20 человек только один (5%) знал, в каком году была создана пионерская организация. Символы пионерской организации назвали большинство (17 человек - 85), но, в основном, это были красный галстук и пионерский значок. Только 11 ученикам (55) родители рассказывали, о том времени, когда они были пионерами.
Анкетирование наглядно продемонстрировало актуальность выбранной нами темы, а также необходимость создания подобной экспозиции школьного музея.
Итак, следующим экспонатом нашего музея стал, конечно, пионерский значок [см. ПРИЛОЖЕНИЕ III]. Пионерский значок оказался у многих родителей моих одноклассников. Такой значок был и у нас дома. Но у моей мамы хранился и другой значок - пионерский значок «За активную работу», к нему прилагалось удостоверение [см. ПРИЛОЖЕНИЕ III]. И если пионером в то время был практически каждый школьник, а значит, и пионерский значок был у каждого, то значком «За активную работу» награждали только пионеров-активистов.
Значки принадлежали моей маме Носовой Александре Егоровне, 1966 года рождения. Из рассказов мамы я узнала, что лучших учеников в ряды пионеров принимали перед празднованием Дня Великой Социалистической революции (7 ноября), остальных школьников 22 апреля (в день рождения В.И. Ленина) или 19 мая (в день рождения пионерской организации). Существовал определенный порядок вступления в пионерскую организацию. В пионеры принимали школьников - учеников третьих классов, с 10 лет. Проводилась беседа с будущим пионером, о его правах и обязанностях, обсуждались личные качества вступающего и его достижения, учитывались успехи в учебе и поведение.
Мама училась в школе № 2 города Ухта. В пионеры её приняли в ноябре 1975 года на торжественной пионерской линейке. Она заранее учила Торжественное обещание пионера Советского Союза. На линейке мама очень волновалась, боялась забыть слова. У знамени пионерской дружины комсомолец повязал ей красный галстук и приколол значок. Отвечая на призыв вожатой: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!», Александра Носова ответила: «Всегда готов!», отдала свой первый салют и встала в общий срой.
Значок «За активную работу» был вручен маме в 1978 году. Она хорошо училась, активно участвовала в общественно полезном труде класса и школы. Её выбрали в совет дружины школы, который решал все организационные вопросы [см. ПРИЛОЖЕНИЕ III].
У моего учителя русского языка и литературы Зверевой Ирины Геннадиевны (пионерка с 1977 по 1984 г.г., училась в школе Усть-Вымского района Коми республики) тоже сохранились разные пионерские значки. Среди них три необычных значка [см. ПРИЛОЖЕНИЕ III]. Первый значок: красная звезда с изображением серпа и молота, сверху три языка пламени костра, на ленте слова: «Всегда готов!». Нет на этом значке изображения В.И. Ленина. Этот значок Ирина Геннадиевна нашла в вещах своей бабушки Костроминой Лидии Васильевны уже после её смерти. Бабушка всю жизнь проработала в школе учителем начальных классов (с. Айкино Усть-Вымского района Коми республики). Можно только предположить, что этот значок пионеры носили до того, как пионерской организации было присвоено имя В.И. Ленина. Второй значок: на красном флаге изображен пионерский значок. Его вручали, по словам Ирины Геннадиевны, уже комсомольцам, которые принимали активное участие в вожатской работе с пионерами. Третий значок - такой же, как обычный пионерский, только вокруг звезды - позолоченная резьба. Мне не удалось выяснить, за что вручали такой значок, быть может, за какие-либо заслуги в спорте.
Есть в нашей коллекции и пионерский галстук. Принадлежал Тумановой Инне Егоровне, двоюродной сестре мамы, 1972 года рождения. Училась она в школе поселка Якша, Троицко-Печорского района. В пионеры Инну приняли в 1981 году. Галстук сохранила её мама. Тете Инне очень нравилось носить галстук, а многие мальчишки, её одноклассники, уже в 6-7 классах в школе прятали его в карман, не хотели носить галстук на шее. Из воспоминаний тёти я узнала, что пионеры её школы шефствовали над лосефермой: помогали ухаживать за лосятами, заготавливали ветки для корма, разносили зимой соль в кормушки для взрослых лосей. Эта деятельность очень нравилась моей тете, и она с удовольствием вспоминает о своем пионерском детстве [см. ПРИЛОЖЕНИЕ III].
Октябрятских значков мы нашли два вида. Первый – пластмассовый принадлежал Носову Николаю Егоровичу, брату мамы, 1962 года рождения (октябрёнок с 1969-1971 год, ученик сельской школы Троицко-Печорского района д. Усть-Унья). В их классе, как вспоминает мой дядя, было всего три звездочки (в каждой по пять октябрят - символ пятиконечной красной звезды; вожатый группы - пионер). Дядя Коля хорошо помнит свой первый значок - пятиконечную звездочку рубинового цвета с портретом маленького Володи Ульянова, и как их группе октябрят вручили красный флажок за успехи в учебе и труде. Флажок был общий и должен был храниться в классе, а ему очень хотелось унести его домой [см. ПРИЛОЖЕНИЕ III].
Второй значок – металлический - принадлежал Носовой Александре Егоровне (моей маме). Она октябрёнок с 1973-1975 год, ученица средней школы №2 г. Ухты) [см. ПРИЛОЖЕНИЕ III].
Также мною была найдена октябрятская форма. Это, по сути, обычная школьная форма тех лет, на школьном фартуке полагалось носить октябрятскую звездочку. Форма была найдена благодаря соседке по даче. Эта форма принадлежала ее дочери Муштаковой Анне 1977 года рождения (октябрёнок с 1984-1986 год; пионерка с 1986-1991, ученица средней школы города Сосногорска) [см. ПРИЛОЖЕНИЕ III].
Еще мне удалось найти пионерскую парадную форму для девочки. Правда, собирала ее я по частям. Юбка синего цвета также принадлежала Муштаковой Анне, а форменную белую рубашку с позолоченными пуговицами и нарукавными эмблемами подарила нашему школьному музею руководитель Дома пионеров и школьников «Кудесник» г. Сосногорска Сизова Антонина Витальевна [см. ПРИЛОЖЕНИЕ III].
С надеждой найти еще какие-нибудь экспонаты для будущей экспозиции я отправилась в городской музей. К сожалению, там никаких материалов не оказалось. Все символы и атрибуты были уничтожены во время Перестройки, но руководители музея обещали сообщить, если вдруг что-то найдут. Вскоре нам передали знамя, которое в музей принес какой-то мужчина. Он нашел его на улице, не смог пройти мимо, ведь отношение к знамени всегда было особым у пионеров и комсомольцев тех лет. К сожалению, знамя оказалось не пионерской организации, а комсомольской [см. ПРИЛОЖЕНИЕ III]. Но мы привели знамя в порядок и решили оставить для нашего школьного музея.
Поиски экспонатов для музея нашей школы продолжаются.
.
С тех пор, как прекратили своё существование Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина, прошло 17 лет. Но в последнее время вновь активизировалось молодежное движение, создаются новые и новые организации для объединения детей разных возрастов.
Сегодня стотысячная Российская пионерская организация не имеет политических призывов. Её уставными целями являются социальное, культурное, образовательное развитие детей, формирование национального самосознания, уважения ко всем народам, защита прав и законных интересов членов организации. Пионерские организации, оказывается, существуют и в других странах, самая многочисленная - Пионерская организация Китая – насчитывает 130 миллионов пионеров [см. ПРИЛОЖЕНИЕ V].
Далеко не все знают, что в нашем городе тоже существует пионерская организация «Альтаир», которая не переставала работать со времен распада СССР. Побеседовав с руководителем этой организации Сизовой Антониной Витальевной, я выяснила, что все символы и атрибуты остались такими же, как и прежде. Изменились лишь девиз, торжественное обещание пионера и законы пионерской организации [см. ПРИЛОЖЕНИЕ VI].
В «Альтаир» принимают мальчиков и девочек с 10 лет, каждому полагается пионерская форма. Пионерская форма сегодня не выпускается промышленностью России, как это было раньше. Поэтому сотрудники Дома пионеров пионерскую форму нашли в старых, ещё с советских времен, запасах, на складах.
Пионер «Альтаира» должен посещать кружки Дома пионеров и школьников «Кудесник» и участвовать во всех мероприятиях. Летом «Кудесник» организует лагеря отдыха для ребят, не состоящих в организации. Пионеры становятся вожатыми в этих отрядах, проводят различные интересные конкурсы и соревнования, и вскоре школьники – члены таких отрядов - вступают в «Альтаир».
Также в нашем городе существует молодежная организация «Созвездие сердец». Две мои одноклассницы Зеленская Анастасия и Воронцова Кристина состоят в этой организации с прошлого года. Поговорив с ними, я узнала, что у «Созвездия Сердец» есть свои символы: значок, галстук, флаг, торжественное обещание и законы [см. ПРИЛОЖЕНИЕ VI].
Флаг - на желтом фоне эмблема ДОО «Созвездие сердец». Красный цвет - горячие, живые, неравнодушные сердца. Желтый цвет - цвет духовной возвышенности, нравственной чистоты, свет звезд и солнца освещающий и согревающий нашу жизнь. Галстук - частица флага, три угла - сотрудничество детей, педагогов и родителей. Значок - эмблема организации, звездочки-искорки объединяются в одно большое горячее сердце, готовое к добрым делам.
Школьники, вступившие в эту организацию, проводят различные праздники, классные часы в школах, игры, конкурсы для детей – учащихся младших классов. Самые активные ребята награждаются путевкой во Всероссийский лагерь «Орлёнок».
Я решила выяснить, состоят ли современные школьники в каких-либо детских организациях, нужны ли детские и молодежные организации в наше время. Мною было исследовано 20 анкет (100), которые заполнили школьники 10-16 лет. Всего 3 человека (15 ) состоят в современных организациях, и им это очень нравится. Большинство детей (16 человек - 80), не состоящих в молодежных организациях, считают, что молодежные объединения нужны.
Анкетирование показало: большинство детей в организациях не состоят, но они считают, что детские и молодежные объединения нужны.
В заключение хочется сказать, что современная молодежь практически ничего не знает о Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Я считаю, что созданная мною экспозиция, посвященная пионерской символике, поможет ребятам узнать больше о жизни пионеров, возможно, кто-то сам захочет стать пионером или вступить в другую молодежную организацию. Ведь история наших бабушек, дедушек, мам и пап не должна быть забыта, её должны знать все будущие поколения и бережно хранить, а не разрушать. Собранный мною материал может послужить основой для будущих экскурсий по нашему музею, а медиапрезентация – интересным дополнением к материалам экспозиции.
В будущем данную работу можно будет продолжить по нескольким направлениям. Можно создать еще одну экспозицию, посвященную Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи (у нас уже есть знамя комсомольской организации школы, разнообразные комсомольские значки). Подготовить материал для экскурсии. Я думаю, что это будет интересно более старшим школьникам, так как их возраст соответствует возрасту тех, кто когда-то вступал в ряды ВЛКСМ.
Интересна, на мой взгляд, будет и экспозиция, посвященная истории пионерской и комсомольской организации непосредственно нашей школы.
ЛИТЕРАТУРА
Зимний дуб
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Рождественский венок
Вода может клеить?
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка