Данная работа способствует форимированию творческого потенциала у учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа ученицы 6 класса. | 571.5 КБ |
Моховская неполная средняя школа
Проект
"Рисуем в координатной плоскости".
Автор: Елюбаева Камилла – ученица 6 класса.
Руководитель: Мусурова Раушан Владимировна
2014 год
Введение
При изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе я познакомилась с красивыми заданиями на координатной плоскости. Они вызвали у меня большой интерес.
Все учащиеся нашего класса с удовольствием рисовали рисунки.
Мы научились понимать, что из абстрактных точек можно получить знакомый рисунок: изображали не только отдельные точки, но и любые предметы, животных, растения, даже целые сюжеты.
В 7-9 классах при изучении темы «Функция» при построении графиков на координатной плоскости тоже получаются забавные рисунки.
Есть много нетрадиционных задач с новизной заданий, которые можно с успехом использовать при изучении темы «Координатная плоскость», но они не вошли в школьные учебники и методические пособия для учителя.
Я решила заполнить пробел в учебниках и создать свой сборник задач под названием «Красивые рисунки на координатной плоскости». В этом сборнике будут собраны многие интересные задания.
Цель проекта:
организовать поиск занимательных задач и создать сборник заданий на построение рисунков для работы на уроках математики с применением ИКТ.
Задачи:
В работе над проектом использовались следующие методы:
История возникновения координат
За 200 лет до нашей эры греческий ученый Гиппарх ввёл географические координаты. Он предложил нарисовать на географической карте параллели и меридианы и обозначить числами широту и долготу. С помощью этих двух чисел можно точно определить положение острова, поселка, горы или колодца в пустыне и нанести их на карту или глобус, Научившись определять в открытом мире широту и долготу местонахождения корабля, моряки получили возможность выбирать нужное им направление.
Восточную долготу и северную широту обозначают числами со знаком «плюс», а западную долготу и южную широту — со знаком «минус». Таким образом, пара чисел со знаками однозначно определяет точку на земном шаре.
Например, пара +70° , +60° определяет точку в центре острова Вайгач, расположенного в Карском море.
У писателя Жюля Верна, некоторые романы построены на ситуациях, связанных с географическими координатами. Это романы «Удивительные приключения дядюшки Антифера» и «Дети капитана Гранта».
Долгое время лишь география "землеописание" - пользовалась этим замечательным изобретением, и только в 14 веке французский математик Никола Орсем (1323-1382) попытался приложить его к "землеизмерению" - геометрии. Он предложил покрыть плоскость прямоугольной сеткой и называть широтой и долготой то, что мы теперь называем абсциссой и ординатой.
На основе этого удачного нововведения возник метод координат, связавший геометрию с алгеброй. Основная заслуга в создании этого метода принадлежит великому французскому математику Рене Декарту (1596 - 1650). В его честь такая система координат называется декартовой, обозначающая место любой точки плоскости расстояниями от этой точки до "нулевой широты" - оси абсцисс " и "нулевого меридиана" - оси ординат.
По традиции, введенной Декартом, "широта" точки обозначаются буквой x, "долгота" - буквой "y".
На этой системе основаны многие способы указания места.
Например, на билете в кинотеатр стоят два числа: ряд и место — их можно рассматривать как координаты места в зале.
Подобные координаты приняты о шахматах. Вместо одного из чисел берется буква: вертикальные ряды клеток обозначаются буквами латинского алфавита, а горизонтальные — цифрами. Таким образом, каждой клетке шахматной доски ставится в соответствие пэра из буквы и числа, и шахматисты получают возможность записывать свои партии.
Тот же принцип применяется на планах городов. План города разбивают на квадраты занумерованные с помощью букв и цифр, а на оборотной стороне перечисляют все изображенные улицы в алфавитном порядке и указывают, в каком квадрате они находятся.
Существуют на плоскости и другие системы координат.
Чтобы ввести полярную систему координат, выбирают начальную точку, называемую полюсом (поэтому система и называется «полярной»); из этой точки проводят луч, называющийся полярной осью. Чтобы определить координаты точки на плоскости, ее соединяют отрезком с полюсом и вычисляют длину этого отрезка и угол между ним и полярной осью.
Существуют также координаты, задаваемые одним числом. Это координаты на прямой. Достаточно задать одно число — расстояние от точки до начала отсчета, чтобы указать на прямой положение этой точки. В жизни мы очень часто сталкиваемся с такими координатами.
Например, железная дорога с километровыми столбами вдоль нее или номера домов на улице.
Три координаты зададут положение точки в пространстве. Такая система координат называется сферической. Нужно выбрать некоторую плоскость и ввести на ней декартову систему координат, а нашей точке сопоставим координаты ее проекции на эту плоскость и расстояние от нее до плоскости, взятое со знаком плюс для одной половины пространства и со знакам минус — для другой; так мы получим декартову систему координат в пространстве.
Сферической системой координат обычно пользуются на аэродромах. Рядом с аэродромом ставят радиолокатор. Этот прибор умеет определять дальность до самолета, угол, под которым самолет виден над горизонтом, и угол между направлением на самолет и направлением на север.
Сборник «Рисунки в координатной плоскости»
1. Цветок | 2. Пальма |
3. Самолетик | 4. Верблюд |
5. Слоник | 6. Рыбка |
7. Лиса | 8. Заяц |
9. Гриб | 10. Мишка
|
11. Волк | 12. Морская звезда |
13. Мышь | 14. Страус |
15. Кит |
Заключение
Мне было очень интересно работать над этой темой. Работу я продолжу и дальше, так как можно самим придумать много разных рисунков по координатам. В этом мне будут помогать мои школьные товарищи. Главным итогом моей работы над проектом стало создание сборника, которому дала название «Рисунки в координатной плоскости». В нем собраны интересные задания по теме проекта, которые будут полезными при изучении математики
В свободное время тоже можно порисовать. Красивые рисунки будут получаться даже у тех учеников, которые не умеют хорошо рисовать, потому что эти задания просты по формуле и разнообразны по внешнему выражению.
Выполнение таких заданий заставляют увидеть связь красоты и математики, соприкоснуться с миром прекрасного. Применение такого подхода в процессе обучения даст свои плоды - уроки математики станут интересными и красивыми.
Распределение заданий по уровням сложности и по прикладной тематике позволит выбрать ученику задания в соответствии со своими способностями и познавательными интересами.
Познавательной деятельности ученика можно придать еще большую привлекательность, если при выполнении заданий использовать компьютер.
Я надеюсь, что этот сборник будет пользоваться большим спросом у учеников и учителей.
\
Литература
Сказки пластилинового ослика
Два плуга
Развешиваем детские рисунки дома
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Усатый нянь