II место на XII республиканской НПК «Молодые исследователи — Республике Коми» (г. Сыктывкар, январь 2009г.). Руководитель - Зверева И.Г.
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние субкультур и неформальных молодежных движений на подростков г. Сосногорска | 254.5 КБ |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________________________________ 3.
I. ЧТО ТАКОЕ НЕФОРМАЛИЗМ? ________________________________________________ 4-5.
II. ВЛИЯНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЁЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА МОЛОДЁЖЬ СОСНОГОРСКА________________________________________________________________ 6-9.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________________________ 10.
ЛИТЕРАТУРА __________________________________________________________________ 11.
ПРИЛОЖЕНИЯ ______________________________________________________________12-18.
ВВЕДЕНИЕ
Тема данного исследования: «Влияние субкультур и неформальных молодёжных движений на подростков Сосногорска».
Эта тема особенно актуальна для нашего города, поскольку молодые люди Сосногорска становятся участниками тех или иных неформальных движений всё чаще, и этот факт зачастую неоднозначно воспринимается как сверстниками, так и людьми старшего поколения. Незнание сущности неформальных движений и субкультур стало причиной осуждения тех или иных молодёжных объединений и приписывания несвойственных им воздействий, якобы оказываемых ими на молодых людей.
Кроме того, подобное исследование может быть интересным и для подростков – членов неформальных движений, поскольку непосредственно касается их жизни.
Проблема состоит в том, что неформальные молодёжные организации оказывают определенное влияние на подростков, в т.ч. и негативное. Поэтому целью этого исследования является раскрытие смысловых основ различных субкультур и неформальных организаций, обнаружение их непосредственного воздействия на молодых людей, их жизнь и развитие. Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования являются субкультуры и неформальные молодёжные движения и их влияние, оказываемое на подростков.
Гипотетически я предположила, что влияние, оказываемое субкультурами на современную молодёжь, не всегда соответствует идее самой субкультуры. Далеко не все неформальные молодежные движения оказывают негативное влияние на современных подростков.
ЧТО ТАКОЕ НЕФОРМАЛИЗМ?
Википедия (свободная интернет-энциклопедия) характеризует неформалов так: Неформалы — социальная группа; общее название для представителей различных молодёжных движений в СССР 80-90-х годов XX века (см. Приложение I), [1].
Для того чтобы чётче проследить различия между понятиями субкультура и неформальное движение, приведу пример. Хип-хоп является субкультурой, включающей в себя несколько движений. Это такие движения как райтеры, брэйк-дансеры, рэперы. Таким образом, мы видим, что субкультуры порождают различные движения. Однако существуют примеры, когда одна субкультура порождает другую субкультуру (например: готы и панки и образовавшиеся из их слияния эмо).
Представители неформальных движений зачастую ведут асоциальный образ жизни. Главное внешнее отличие неформала – «ненормальность» одежды, причёски, макияжа. Внешние атрибуты участника неформальных движений: старомодные платья, металлические заклёпки, кожаные куртки, длинные и/или разноцветные волосы, различные механические аксессуары (всё: от болтов до микросхем), пирсинг, татуировки, вызывающий макияж и т.п. Главным духовным посылом неформала является протест. Типы протестов колеблются от политико-социальных до религиозно-духовных. Внешность участников движения и его идея взаимосвязаны и зачастую зависят от времени появления движения и событий, повлиявших на его возникновение.
В истории неформализма отчётливо прослеживается постепенное разделение основной субкультуры на различные меньшие отрасли, которые иногда отделяются от основной и становятся самостоятельными движениями. Такое отделение чаще всего обусловлено разрастанием определённых течений основной субкультуры, либо разногласиями между выходцами из одного движения. Постепенное расслоение и сепаратизм породили огромное множество различных неформальных течений. Сгруппировав неформальные движения, мы получим три основных группы: деятельные движения, стилевые и движения с социальной и/или политической направленностью (см. Приложение I-[21]).
Тройственная направленность неформальных движений означает, что, главным образом, субкультуры должны определять деятельность, стиль жизни и мировоззренческие принципы своих участников. Каждая из многочисленных организаций берёт на себя одну из этих задач. Но справляются ли молодёжные движения с этими задачами или ведут к совершенно неожиданным последствиям?
На примере двух разных неформальных движений, образованных в разное время в разных странах и имеющих различные направленности, можно выявить, что они постепенно менялись, следовательно, менялось их влияние. Любые, даже самые благопристойные и положительные идеи могут быть искажены до неузнаваемости (см. Приложение I-[22]).
Среди неформальной молодёжи часто встречается явление так называемых переходов из одного неформального движения в другое. К этому неформалов подталкивают изменившиеся взгляды на жизнь, желание раскрыть себя с другой стороны, желание найти себя в этих субкультурах, новые компании, а также дань моде и различные другие обстоятельства. Да, да, мода, как ни странно, тоже существенно влияет на субкультуры неформалов – людей, не признающих формальностей и условностей (sic!). Примеров такого влияния моды множество (см. Приложение I-[23]).
Также в определении отношения общества к неформализму большую роль играют СМИ. Приведём наглядный пример: в очередном номере газеты «Республика» от 2 сентября 2008 года статья с заголовком «Подросткам – о неформалах» привлекла моё внимание. В данной статье автор утверждает, что распространение неформализма - «одна из возможных причин всплеска подростковых суицидов» [2]. При этом ниже приводятся основные причины самоубийств – это «проблемы в семье, неразделённая любовь и ссоры со сверстниками». Каким именно образом неформализм влияет на увеличение количества самоубийств среди подростков, автор умалчивает. Мы воочию видим, как, не приведя никаких конкретных примеров, доказательств, журналистка поставила разом на всех неформалов клеймо: «В подростковом суициде – виновны»!
Выходит, что молодёжь, вступающая на путь неформализма, подвержена многочисленным влияниям (со стороны общества, родителей, друзей), которые в разной степени усиливают или уменьшают влияние самой субкультуры. При исследовании влияния субкультур на подростков мы должны учесть и данные факторы.
ВЛИЯНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЁЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА МОЛОДЁЖЬ СОСНОГОРСКА
Мы определили, что различные неформальные молодёжные организации по-разному влияют на подростков. Кроме того, мы выяснили, что влияние, оказываемое субкультурами, зависит не только от идейной подоплёки самой субкультуры, но и от других факторов, в т.ч. и от самого участника данного движения. Теперь мы можем проанализировать субкультуры и неформальные молодёжные движения, существующие в городе Сосногорске.
Для начала мы отправились в Отдел по делам молодёжи Администрации МР «Сосногорск» и побеседовали с Сизовой Л.Г., руководителем отдела. По официальным данным в нашем районе зарегистрированы следующие неформальные движения: панки, готы, скинхеды, эмо, хип-хоп. Также официальные органы выделяют движение «нефоров» (или «неформалов»), которые относят себя к неформалам вообще, а не к какому-либо определённому движению. Конкретных цифр нам, к сожалению, не назвали. Из беседы мы также выяснили, что из присутствующих в городе неформальных движений, проблемы доставляли только представители субкультуры готов.
Для того чтобы получить более конкретные сведения, среди учащихся 8-11 классов СОШ №2, СОШ №3 и СОШ №4 нашего города было проведено анкетирование. Данный возраст наиболее подходит для подобного опроса, поскольку формирование личности подростка в 14-17 лет ещё не окончено, и, следовательно, интерес к неформальным организациям находится на пике. Кроме того, легко подвергаясь в этом возрасте различным влияниям, учащиеся 8-11 классов все чаще становятся участниками тех или иных субкультур.
Всего было опрошено 125 человек. Респондентам были предложены следующие вопросы для размышления:
1. Какие из перечисленных субкультур и неформальных движений популярны в нашем городе? (Панки, Стрэйт-Эйджеры, Готы, Скинхеды, Рэперы, Хиппи, Эмо, Байкеры, Металлисты, Трейсеры, Регги, Растафари, Ролевики, Инди).
2. Относите ли вы себя к каким-либо субкультурам или движениям? Если да, то, к каким?
3. Что, по вашему мнению, дают субкультуры для молодёжи? (Определить, по возможности, положительные и отрицательные стороны их влияния).
4. Откуда, по-вашему, появились субкультуры? Важно ли знать историю возникновения субкультур лично для вас?
Анализ анкет (см. Приложение II-[1]) выявил популярность следующих субкультур: готы (97%), эмо (97%) и рэперы (90%). Надо отметить большое преимущество популярности готов и эмо перед ролевиками (3%) и стрэйт-эйджерами (1%). Возможно, предпочтение молодёжи в нашем городе отдано этим субкультурам в связи с влиянием на психику подростков климатических условий и мрачных городских видов. Учёные, исследовавшие влияние окружающей среды на психику человека, давно доказали, что люди, живущие в северных краях, чаще испытывают депрессию и общий упадок настроения, чем южане или жители востока и запада. Такие удручающие результаты не должны быть оставлены без внимания общественности. Хрупкая психика подростка не должна подвергаться постоянному давлению внешних факторов, в том числе и окружающей среды, как это, к сожалению, происходит с молодыми людьми во многих северных городах.
Я бы особо хотела выделить из этого списка стрэйт-эйджеров. По данным опроса, это движение занимает последнюю строчку по популярности в Сосногорске. Но о нем все-таки известно подросткам нашего города. Для меня это было настоящим открытием, поскольку до этого опроса тема существования стрэйт-эйджа – одного из самых полезных (на мой взгляд) и положительных из всех неформальных движений (см. Приложение I-[20]) – в нашем городе никогда не поднималась. Присутствие представителей таких течений как стрэйт-эйджеры и трейсеры – показатель того, что наша молодёжь не так безнадежна, как кажется некоторым людям старшего поколения.
И все-таки некоторые результаты анкетирования заставляют задуматься. Всё ли мы знаем о жизни нашего города? Преобладание скинхедов (87%) над байкерами (70%) стало не меньшим открытием, поскольку национал-социалисты довольно редко встречаются в кругах неформальной молодёжи (из личного опыта).
Здесь, как исследователь, я вынуждена констатировать ещё один неприятный факт. Ни один респондент не поинтересовался, о каких скинхедах идёт речь. Каждый, кто заглянет в Википедию, обнаружит там несколько отраслей субкультуры скинхедов. Одним из них являются НС-скинхеды, те самые национал-социалисты, которых в нашем городе все называют скинхедами (см. Приложение I-[14]). Таким образом, подразумевая национал-социалистическое движение НС-скинхедов, большинство учеников записало скинхедов в одну из преобладающих в нашем городе субкультур. Данный факт говорит о поверхностных знаниях подростков о существующих субкультурах.
Следующий вопрос анкеты должен был дать представление о количестве представителей субкультур в школах Сосногорска. Из результатов опроса мы имеем: 11 (8,8%) рэперов, 6 (4,8%) трейсеров, а также по одному (0,8%): байкеру, эмо и металлисту. И здесь мы наблюдаем один, бесспорно, положительный факт – по большей части ученики старших классов школ нашего города увлекаются спортом и музыкой, поскольку трейсеры – движение со спортивной направленностью, хип-хоп - с музыкальной. Нет среди респондентов скинхедов или растаманов – представителей субкультур, несущих ярко выраженное негативное влияние. Большинство учеников 8-11 классов (75%) не причисляют себя к каким-либо субкультурам и неформальным движениям. Несколько человек ответили, что причисляют себя к субкультурам, но не назвали их.
Третий вопрос оказался самым трудным, он вызвал длительные дискуссии и споры. Наиболее часто встречающиеся ответы показаны в диаграмме (см. Приложение II-[2]). Значительное число учеников (24%), не давших ответа, говорит о том, что опрашиваемые не задумывались над влиянием субкультур.
Среди отрицательных влияний субкультур на общество было отмечено следующее: малое количество «позитивных» неформальных движений, т.е. улучшающих жизнь, прививающих положительные качества; агрессивность некоторых отдельно взятых движений; непримиримость субкультур к другим субкультурам; осуждение общественностью; бесполезное расходование своего свободного времени; ограничение кругозора и сложность общения с некоторыми представителями субкультур. Один респондент написал, что его раздражают участники любых неформальных движений. Ещё один – «все неформальные движения и субкультуры были придуманы с единственной целью – получение выгоды от людей, участвующих в них».
Среди положительных воздействий субкультур на молодёжь были названы: свобода самореализации; разносторонность взглядов неформалов, их внешний вид, индивидуальность; здоровый образ жизни (не все субкультуры); использование свободного времени с пользой; поддержка и понимание со стороны таких же участников неформальных движений; возможность узнавать что-то новое, приобретать опыт общения между людьми с различными интересами и индивидуальными особенностями. Всё это придаёт уверенность молодёжи, помогает развивать фантазию и прививает стремление к самопознанию.
Последнее качество, бесспорно, является одним из самых положительных влияний неформализма на молодёжь. В то время как остальные, и положительные, и отрицательные качества, не выдерживают критики. Для кого-то участие в неформальных движениях – пустая трата времени, для других – приносящие пользу времяпрепровождение. Такой разброс в оценках воздействия субкультур на подростков говорит о том, что для каждого конкретного человека конкретная субкультура привносит что-то своё, полезное или вредное. Но большой процент ответивших (21%): «Ничего хорошего не приносит», - указывает на безразличие людей, не участвующих в неформальных организациях, к влиянию их на молодёжь. Выходит, субкультуры оказывают влияние на тех, кто так или иначе взаимодействует с субкультурами и неформалами (знакомства, совместная учёба/работа/проживание, непосредственное участие в неформальных движениях и пр.).
Последний вопрос анкеты был направлен на выявление общей осведомленности о сущности различных субкультурах и важности этих знаний среди подростков. При ответе на этот вопрос многие воздержались от ответа (30,5% и 33%) (см. Приложение II-[3]).
Любопытно, что значительно больше тех, кто считает, что о происхождении субкультур надо знать (24%), чем тех, кто это знает (21,5%). Возможно, не хватает информации, а, скорее всего, времени или желания узнать об этом больше. Общие результаты таковы – 21,5% учащихся 8-11 классов имеют представление о субкультурах, к которым принадлежат сами или их друзья и знакомые. При этом 33% учащихся понятия не имеют и не желают знать о том, с чем каждый день сталкиваются. Здесь налицо равнодушное отношение к субкультурам, скорее всего, в виду возраста и отдалённости от объекта данного исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, из различных источников мы почерпнули информацию о сущности различных субкультур и их влиянии на молодёжь во всём мире и, в частности, в Сосногорске. Проведя свое исследование, мы можем сделать определённые выводы.
Молодёжь в Сосногорске в целом подчиняется общероссийским модным тенденциям в области неформализма. При этом показатели знаний о происхождении и истинной идее субкультур достаточно низкие. Данная ситуация объясняется склонностью молодёжи к подражанию, то есть перениманию определённых внешних признаков субкультуры и навязанных СМИ стереотипов.
В целом, сосногорские подростки доброжелательно относятся к неформалам. Не разделяя их на истинных и лженеформалов (что наблюдается во многих крупных городах).
Главными положительными факторами влияния неформальных организаций и субкультур на молодёжь являются: раскрытие творческих возможностей и мыслительного потенциала подростков, а также открытое поле для деятельности молодых людей. В нашем городе, как и во многих других провинциальных городах России, подростки не всегда получают должное внимание со стороны родителей в силу их занятости. Учителя, при всём своём старании, не в состоянии полностью обеспечить полноценное развитие подростка, удовлетворить все его запросы и развить все задатки. И здесь уже выявляется полезная функция некоторых неформальных движений. Они помогают молодым людям выстроить свою систему ценностей, понять окружающих, и, безусловно, учат терпимости и толерантности в общении. К таким, положительным, движениям я могу отнести: стрэйт-эйджеров, инди, трейсеров, райтеров, хип-хоп.
Однако не стоит забывать о таких субкультурах, как НС-скинхеды. Их влияние приносит только негативные последствия. Поэтому молодые люди должны избегать контактов со сторонниками подобных движений. Подросткам сначала надо узнать, кто такие скинхеды и откуда они появились. Элементарные знания о предмете, представляющем потенциальную опасность, могут в определённой ситуации спасти жизнь. Однако большинство молодых людей в Сосногорске над этим не задумываются. Анкетирование это доказало.
Эти выводы свидетельствуют о важности изучения сущности субкультур и неформальных движений, что позволило бы до минимума сократить негативное влияние со стороны некоторых из них на подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. /ru.vikipedia.org/
2. «Республика» - 2008, № 2, с. 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ , ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
[1] Анархо-панк - политически активное направление панк-субкультуры, поддерживающее идеологию анархизма.
[2] Ба́йкеры (англ. biker, от bike ← motorbike ← motorbicycle «мотоцикл») - любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.
[3] Брейк-данс (англ. breakdance) — уличный танец, один из элементов хип-хопа.
[4] Го́ты – представители субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX века на волне пост-панка. Готическая субкультура разнообразна и неоднородна, благодаря тому, что культивирует индивидуальность, тем не менее, выделяются многие общие для неё черты, такие как любовь к готической музыке (готик-року, готик-металу, дарквейву), мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к хоррор-литературе и фильмам.
Термин [5] «инди» (англ. indie) - короткая форма английского слова «индипендент» (англ. independent, «независимый»). Обычно употребляется по отношению к явлениям в современной культуре, стремящимся не быть частью коммерческого мэйнстрима (массовой культуры), не ограничиваться рамками высокой культуры, но быть совершенно независимыми от потребностей, представлений и ожиданий потребителей.
[6] Металли́сты (металхэ́ды или мета́ллеры) - это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле металл, появившаяся в 1980-е годы. Субкультура широко распространена в северной Европе, достаточно широко - в северной Америке, есть значительное количество ее представителей в южной Америке, южной Европе и Японии. На Ближнем Востоке, за исключением Израиля и Турции, металлисты (как и многие другие «неформалы») малочисленны и подвергаются преследованию.
[7] Неформалы — социальная группа; общее название для представителей различных молодёжных движений в СССР 80-90-х годов XX века. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и других, допускаемых властью. «Неформалами» в середине 80-х годов сотрудники органов внутренних дел и местных организаций КПСС называли различные неофициальные, самодеятельные сообщества молодых людей — группы социальной инициативы, клубы по интересам и подростковые банды («люберы» и т.д.). Первоначально слово «неформал» носило ярко выраженную негативную, презрительную окраску и не являлось самоназванием представителей субкультур. В современном обществе данный термин утратил свою отрицательную смысловую нагрузку и вошёл в обиход как обозначение представителей незарегистрированных молодёжных движений, имеющих особую направленность.
[8] Панк, панки, панк-рокеры (англ. punk) - молодёжная субкультура, возникшая в конце 60-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются любовь к музыке панк-рок, критическое отношение к обществу и политике. Внешний вид и идеи колеблются в зависимости от разновидности панка (имеется огромное количество отраслей).
[9] Парку́р / трейсеры (фр. parkour, искажённое от parcours, parcours du combattant - дистанция, полоса препятствий). Иногда используется сокращение - ПК. Паркур - вид спортивной дисциплины и стиль жизни, основанный французом Дэвидом Беллем. Сутью паркура является движение вперёд и преодоление любых, появляющихся на пути, препятствий.
[10] Психоделическая музыка — общее название музыки, имеющей непосредственное отношение к психоделии. Включает в себя как музыку, созданную под воздействием психоделиков, так и ту, к которой предрасположены слушатели под их воздействием. В последнем случае, часто слушается как для усиления эффекта психоделиков.
[11] Райтер (от англ. writer — писатель) - человек, занимающийся спрей-артом, граффити. Бомбер тоже райтер по определению. Синонимом является слово Граффитчик.
[12] Ролевое движение, ролевики — неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов и толкиенистов.
[13] Скинхе́ды, разг. скины́ (англ. skinheads, от skin — кожа и head — голова) - собирательное название представителей молодёжной субкультуры. Считается, что 1969 год был пиком популярности этой субкультуры. Основана на расизме.
[14] НС-скинхеды (англ. Nazi skinheads или англ. National Socialist skinheads) - придерживаются национал-социалистической идеологии, крайние националисты и/или расисты, ратуют за идею расового сепаратизма и превосходства белой расы (чаще всего под белой расой подразумевается то, что нацисты называли арийской расой). Значительная часть большинства неонацистских движений. Кроме частичного повторения внешнего вида, не имеют ничего общего с традиционными скинхедами. Противники НС-скинхедов (антифашисты, антирасисты и т. п.) называют их «бонхедами» (англ. boneheads — «костяные головы», «болваны») для того, чтобы не путать со скинхедами.
[15] Субкультура - свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура - суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.
[16] Толкинисты или толкиенисты (от Толкин или Толкиен) - поклонники книг Дж. Р. Р. Толкина, фэндом, имеющий тесную связь с субкультурой ролевиков.
[17] Хи́ппи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hеp, (в простонародье хиппари) - «модный, стильный»; согласно Оксфордскому словарю английского языка, происхождение hip неизвестно) — молодёжная философия и субкультура, популярная в США в 1960-х и 1970-х годах, выражавшая протест против общепринятой морали и стремление вернуться к природной чистоте через пропаганду свободной любви и пацифизма (главный их протест был направлен против Вьетнамской войны). Самый известный лозунг хиппи: «Make love, not war!», что значит «Творите любовь, а не войну!».
[18] Хип-хо́п (англ. Hip-hop) - молодёжная субкультура, появившаяся в конце 1970-х в среде афроамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая хип-хоп, рэп), свой сленг, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. К началу 1990-х г. хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира. В данной статье рассматривается музыка в стиле хип-хоп и общие элементы субкультуры хип-хопа.
[19] Эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональный), Эмо-киды (emo + англ. kid — молодой человек; ребенок) - представители молодёжной субкультуры, образовавшейся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Эмоции – главная составляющая данной субкультуры. Идеи: самовыражение, обязательно эмоциональное. Внешний вид: джинсы или брюки, чёрно-розовые толстовки, футболки и кеды; чёрные волосы, обязательно с чёлкой, закрывающей глаз.
[20] Straight edge (англ. четкая грань, сокращённо sXe) — более философское ответвление панк культуры, политико-мировоззренческое движение, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая законные алкоголь и табак), разборчивость в половых связях, а также политические взгляды, характерные для всего панк-движения.
[21] Группы: Первой группой, выделенной мной, была группа «деятельные движения». В неё вошли такие движения как трейсеры, райтеры, металлисты, ролевики, рэперы. Их главной особенностью является непосредственно деятельность – физическая или творческая.
Во вторую группу я выделила субкультуры с ярко выраженным стилевым подтекстом. Иначе говоря, основная идея таких движений – определённый стиль жизни и следование ему. Готы, эмо, стрэйт-эйджеры, хиппи, панки – все эти субкультуры выделяются ярким внешним видом и довольно своеобразным стилем жизни.
Третья группа – это организации, имеющие социальную или политическую направленность. Зачастую их участники не выделяются внешним видом, их цель – распространение своих идей и воплощение их в жизнь. К таким движением я отнесла инди, НС-скинхедов, кристиан- и анархо-панк.
[22] Хиппи, так называемые «дети цветов», носили одежду из натуральных тканей, без атрибутики современных формальных одежд и модных веяний. Длинные волосы хиппи были распущенны, на руках – многочисленные браслеты и самодельные фенечки с собственной символикой. Одним из главных символов хиппи является знак мира, а одна из главных идей – пацифизм. Хиппи образовались в Соединённых Штатах Америки из небольших групп, протестующих против войн и быстрой индустриализации общества. Изначальная идеологическая подоплёка движения хиппи была направлена на самые благие и мирные цели. «Нет войне», «мир и любовь во всём мире», «духовное развитие» были главными постулатами для родоначальников этой субкультуры. Протесты против вьетнамской войны, пацифистские демонстрации – это первые активные проявления движения хиппи.
Прошло всего несколько лет, и данная субкультура сильно эволюционировала. Появились некоторые аспекты жизни хиппи, которых прежде не было, или их попросту не замечали. Незыблемым атрибутом жизни хиппи стали наркотики, психоделическая музыка, неразборчивость в половых связях. Вскоре движение перестали воспринимать как социально-политическое, оно полностью перешло в разряд «субкультура, как стиль жизни» и, что самое неприятное, стало отрицательным примером, которым официальные фласти удачно манипулировали в борьбе с другими, только набирающими силы неформальными организациями.
Похожая судьба ждала и субкультуру панков. По всему миру прокатилась волна свободолюбия и протеста, посланная панк-рокерами. Именно из музыкального стиля берёт своё начало целая субкультура. Прямолинейность панк-рока и его резкость по отношению к политике своего правительства толкнули многих молодых людей на путь панка. И эту субкультуру с изначально безвредными идеями также ожидало искажение. Однако в отличие от хиппи панк-культура не встала на путь саморазрушения, панк-культура разбилась на многочисленные отрасли, которые имели схожие с панком черты, но отличались той или иной направленностью. Из многократно раздробленных ответвлений панка в наше время вошли такие отличные друг от друга движения как эмо и стрэйт-эйдж. В точности субкультура эмо образовалось из смешения культуры вамп-готов и эмо-хардкор-панк-кидов, переняв схожие черты обоих этих движения, соединив тем самым противоположности (апатичных и спокойных готов с шумными и эмоциональными панками).
Проследив историю развития двух наиболее известных и масштабных субкультур – панков и хиппи – можно сделать вывод о том, что первоначальные идеи молодёжных движений далеко не всегда соответствуют реальному влиянию субкультур на жизнь участника движения.
[23] Эмо сравнительно молодая субкультура – ей около 25 лет – но сейчас она занимает одно из первых мест по популярности среди неформальной молодежи по данным всероссийских соцопросов. Движение эмо не образовалось одновременно в двух (как панки) и более странах. Появившись сначала в США, субкультура эмо уверенно двинулась в Европу, позже и в Россию. Если обратиться к популярным субкультурам в какой-нибудь европейской стране, то мы обнаружим, что это движение уже отступило на несколько позиций вниз по популярности и сейчас занимает 3-4 место. Самым популярным в большинстве стран Европы сейчас является движение инди, которое пришло в нашу страну совсем недавно, но его популярность в России постепенно возрастает. Культура же эмо изжила себя в Европе, на смену старым музыкальным группам пришли новые, на смену «эмовскому» стилю одежды пришёл блеклый и неброский. Это не значит, что движение эмо исчезло, оно стало менее популярным, потеряло многих своих сторонников, но продолжает существовать на тех же правах как и все остальные субкультуры.
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Результаты анкетирования
Всего опрошенных – 125 человек (100%)
[1] Какие из перечисленных субкультур и неформальных движений популярны в нашем городе?
Субкультуры и неформальные молодежные движения | Кол-во отметивших С и НД | Процент |
Панки | 100 | 80% |
Стрэйт-эйджеры | 2 | 1% |
Готы | 121 | 97% |
Скинхеды | 108 | 87% |
Рэперы | 113 | 90% |
Хиппи | 10 | 9% |
Эмо | 121 | 97% |
Байкеры | 86 | 70% |
Металлисты | 92 | 73% |
Трейсеры | 70 | 56% |
Регги | 12 | 10% |
Растафари | 15 | 12% |
Ролевики | 4 | 3% |
Инди | 17 | 15% |
[2] Что, по вашему мнению, дают субкультуры для молодёжи? (Определить, по возможности, положительные и отрицательные стороны их влияния).
[3] Откуда, по-вашему, появились субкультуры? Важно ли знать историю возникновения субкультур лично для вас?
Ночная стрельба
Просто так
Зимний лес в вашем доме
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Рисуем ананас акварелью