О широком применении математики в жизни
Вложение | Размер |
---|---|
matematiki_i_sport.docx | 33.54 КБ |
АРСКИЙ РАЙОН
МБОУ «ШУШМАБАШСКАЯ СОШ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«МАТЕМАТИКА И СПОРТ»
Автор работы: Самигуллина Айгуль
Руководитель: Нуриева Рамля Равилевна
учитель математики
Аннотация
Взаимосвязаны ли математика и спорт? Есть ли точки соприкосновения между математикой и спортом?
Хочу заметить, как мы определим победителя того или иного состязания без математики?
Итак мои цели: выяснить как взаимосвязаны математика и спорт, представить примеры из жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Для решения проблемы гипотезой исследования стало следующее предположение: если правильно применять знания математики, то можно достичь высоких результатов в спорте.
Описание работы
Математика и спорт, казалось бы, далеки друг от друга. Но это только на первый взгляд. Лишь по разумению многим юношам и девушкам занятия точными науками и спортом представляются мало совместимыми. Среди школьников, способных и умных, встречается несколько пренебрежительное отношение к физкультуре, спортивным играм, к регулярным физическим нагрузкам. В то же время многие представители различных наук и, в частности, математики и физики старшего поколения с большим вниманием относятся к своим спортивным занятиям. Знают они, что занятия спортом способствуют гармоническому развитию личности, что спорт закаляет человека физически и духовно.
Ни для кого не секрет, что занятие спортом благотворно влияют на умственную деятельность и психику человека, укрепляют его волю. Этот факт бесспорен для многих ученых. Занимающихся плаванием, теннисом, бегом, лыжами, альпинизмом.
Можно утверждать, что удивительное творческое долголетие многих наших выдающихся математиков и физиков обеспечивается их дружбой со спортом.
Следует назвать многих крупных ученых — Б. Понтекорво, Дж. Литлвуда, Р. Пэли — сочетавших науку со спортом. Нильс Бор и Харольд Бор играли в классной футбольной команде, Нильс Бор был отличным лыжником, Альберт Эйнштейн увлекался вождением яхт. О математиках и физиках — об альпинистах можно было бы написать целую книгу. Чарли Чаплин, писал, что в минуты тяжелых переживаний и неприятностей он брал ракетку, отправлялся к тренировочной стенке и бил о нее час — два мячом, пока не становилось легче на душе и не возвращалось спокойствие.
Если сравнить детей, получивших физическое воспитание, с детьми, которые не увлекались спортом, то можно заметить, что первые легче преодолевают трудности в жизни, учебе, успешнее борются с болезнями.
Хорошо известно, что спорт является неисчерпаемым источником весьма интересных и трудных проблем, к которым имеют прямое отношение многие науки: медицина, биомеханика, гидродинамика и аэродинамика, социология, статистика и другие. Эти проблемы изучают, решают, о них рассказывают специалисты из соответствующих областей знаний.
Исследовательскую работу «Математика и спорт» я начала с изучения литературы по различным видам спорта, такие как волейбол, баскетбол, полиатлон.
Волейбол: В 1895 г. Вильям Дж. Морган, преподаватель физической культуры колледжа в г. Холиок, предложил занимающимся среднего и старшего возраста новую игру: перебрасывать наполненную воздухом камеру от баскетбольного мяча через теннисную сетку, которую он подвесил на высоту 197 см. В 1896 г. ее продемонстрировали в г. Спрингфилде на конференции Союза христианской молодежи, профессор Альфред Т. Хальстед дал ей название «волейбол», что в переводе с английского означает «летающий мяч». В настоящее время волейбол стал одним из самых распространенных видов спорта.
Баскетбол: Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновение которого доподлинно известны. Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс Найсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по бейсболу и футболу.
Найсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений. Найсмит хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы. Он нуждался в игре для закрытого помещения и относительно малого пространства. И вот, в декабре 1891 года, Джеймс Найсмит представил своему гимнастическому классу в Спрингфилде (YMCA) свое безымянное изобретение. Меньше чем за час, Джеймс Найсмит, сидя за столом в своем офисе в YMCA, сформулировал тринадцать правил баскетбола.
Современная молодежь стремится к здоровому образу жизни. В частности, это выражается в том, что молодые люди желают заниматься физической культурой и спортом, поднимая уровень своих физических возможностей и заполняя досуг полезными и интересными соревнованиями.
Для того чтобы ответить на вопрос «Три точки соприкосновения?» мы провели анкетирование среди учащихся 8-11 классов, любителями лыжного спорта, тренерами-преподавателями. Мнения у всех были различными, некоторые респонденты к нашему сожалению затруднились ответить на наш вопрос, так как не видели взаимосвязи между математикой и спортом.
В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что три точки соприкосновения: скорость, время и расстояние. По каждому из направлений мы попытались
указать эти точки.
Точки соприкосновения: | Спорт | Математика |
Скорость | Скорость броска Скорость бега Скорость движения по трассе | Измерение скорости |
Время | Время выполнения разминки Время прохождения тайма Время прохождения дистанции Отметка секундомера | Измерение промежутка времени |
Расстояние | Длина дистанции Длина прыжка Дальность полета мяча Игровая площадка | Измерение длины, площади |
В целях подтверждения гипотезы на основе личных примеров показали как применяем знание математики в спорте.
Математика на уроках физической культуры:
Многие спортсмены, как и я, думают, что спорт связан с математикой. Чтобы это доказать я представлю несколько доказательств.
Первое доказательство – это измерение пульса.
Второе доказательство-это измерение дыхания.
При занятиях физической культуры очень важно контролировать состояние здоровья. Как это правильно отследить нам непосредственно помогают знания по математике.
Я считаю, что спортивные танцы – это математическое искусство. Ну и, конечно же, это спорт, потому что цель всех тренировок - участие в соревнованиях.
В подтверждении нашей гипотеза: если правильно применять знания математики, то можно достичь высоких результатов в спорте.
По мнению специалиста, в настоящее время подготовка спортсменов с использованием математических методов при расчете тренировок применяется только на уровне олимпийских сборных. При подготовке олимпийских спортсменов применяются специальные программно - аппаратные методы оценки состояния спортсменов – расчет выхода на пик спортивной формы строится на основании анализа крови спортсменов до и после тренировок, физических параметров и т.д. С помощью специальных программных комплексов рассчитывается рацион питания.
За последние десятилетия произошли существенные изменения условий жизни, произошел качественный скачок в образовании, особенно в области точных наук. Возросший поток информации увеличил психологические нагрузки в сфере служебных обязанностей; занятия в школе стали более напряженными. Новые условия жизни, учебы и работы требуют от молодежи определенной психологической и физической устойчивости. Ученым, занятым творческой работой, известны и радость открытия, и напряженный труд, и усталость, которая сопутствует периодам напряженной работы.
Еще Норберт Винер писал: «Интенсивная исследовательская работа изматывает до предела. Если ученый лишится возможности отдыхать с такой же полнотой, с которой он отдается работе, это сразу же скажется на качестве его статей». Многие стремятся к «разрядке умственной напряженности». Однако разные люди эту разрядку обретают различными путями. Одни увлекаются шахматами (шахматное искусство достойно мудрых!), другие — эпизодическими прогулками и оченьнемногие — физической культурой.
Поклонникам интеллектуальных игр полезно знать, что в спорте и спортивных играх ум, образование, расчет — вещи далеко не лишние.
Вывод
Так в результате нашей работы мы сделали следующие выводы:
- в спорте и математике можно определить три точки соприкосновения: скорость, время и расстояние;
-спорт это интеллектуальный род занятий, практическая математика помогает добиваться высоких спортивных результатов.
- наша гипотеза подтвердилась: если правильно применять знания математики, то можно достичь высоких результатов в спорте.
Литература:
Учебник геометрии 7-9 классов
Интернет ресурсы
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Как зима кончилась
Рисуем акварельное мороженое
Сила слова
Можно от Солнца уйти...