Предмет данного исследования - изменение нравственного мира молодого человека в процессе изучения истории своей семьи. Автор работы ищет ответ на вопрос: «Кто может помочь юноше или девушке выбрать правильную дорогу в жизни?»
Решением проблемы становится обращение к прошлому. По мнению автора, изучение истории семьи формирует в человеке важные моральные качества, необходимые для правильного выбора.
Работа представляет интерес для всех, кто увлекается генеалогией, краеведением, историей. Автор желает привлечь внимание общественности к данной проблеме.
Вложение | Размер |
---|---|
slitnoe_lapsuy_12-13.doc | 542 КБ |
Анкета участника Х районной (очно-заочной) научно-исследовательской конференции учащихся общеобразовательных учреждений Ямальского района
«Мы выбираем жизнь!»
Лапсуй Марии Юрьевны
«История моей семьи: выбор жизненного пути»
« The history of my family: choice of life's path»
Секция: «История, этнология и этнография (краеведение)»
История моей семьи: выбор жизненного пути
Лапсуй Мария Юрьевна
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Ямальский район
с. Панаевск
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
9 класс
Краткая аннотация
Предмет данного исследования - изменение нравственного мира молодого человека в процессе изучения истории своей семьи. Автор работы ищет ответ на вопрос: «Кто может помочь юноше или девушке выбрать правильную дорогу в жизни?»
Решением проблемы становится обращение к прошлому. По мнению автора, изучение истории семьи формирует в человеке важные моральные качества, необходимые для правильного выбора.
Работа представляет интерес для всех, кто увлекается генеалогией, краеведением, историей. Автор желает привлечь внимание общественности к данной проблеме.
The history of my family: choice of life's path
Lapsuy Maria Yurievna
Yamalo-Nenets Autonomous Okrug
The municipal education Yamalsky region
with. Panaevsk
The municipal government institution secondary school-boarding school
«Panaevsk school-boarding school of the average (full) General education»
9 class
Brief annotation
The author became interested in the problem of the application of the knowledge on the history of his family in difficult life situations. Appeared hypothesis - to the faithful priorities in life a man of help not only to close relatives, but also distant ancestors. Studying materials on this issue, the author learned a lot of new about their ancestors, have found that knowledge on the history of the kind of help you select the right path in life; a person becomes moral, and arises the concept of the birth of honor; in addition, man acquires faith in themselves, in their own strength. The aim of the project is to learn the roots of your family tree, increase the interest of others to study the history of the family. In the course of the study has confirmed the hypothesis.
История моей семьи: выбор жизненного пути
Лапсуй Мария Юрьевна
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Ямальский район
с. Панаевск
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
9 класс
Аннотация
Автор данной работы ищет ответ на вопрос: может ли изучение истории семьи помочь юноше или девушке выбрать правильную дорогу в жизни? Наиболее актуальна эта проблема для учащихся 9-ых и 11-ых классов, ведь им предстоит выбрать профессию, решить свою судьбу.
Цель данного исследования состояла в том, чтобы проследить изменения, которые происходят в нравственном мире молодого человека, изучающего историю предков, а также привлечь внимание общественности к данной проблеме.
Основными методами исследования являлись беседа, интервью, работа с семейным архивом, изучение книжных источников, анализ, синтез, сравнение, визуализация данных.
Исследование состояло из 5 этапов:
Автор работы проследила жизнь членов своей семьи с первой половины ХХ века до наших дней по двум линиям – отцовской и материнской, отмечая те изменения, которые происходили в её отношении к прошлому и настоящему. Была составлена таблица родства, сделаны следующие выводы:
При изучении истории семьи формируются нравственные качества молодого человека: воспитывается чувство уважения к прошлому, к людям старшего поколения; возникает чувство гордости за достойную жизнь предков, возрождается чувство родовой чести; воспитывается стойкость, вера в себя и в свои силы. Именно поэтому юноши и девушки, знающие историю своего рода, выберут верный жизненный путь.
Работа представляет интерес для всех, кто увлекается генеалогией, краеведением, историей.
X районная (очно-заочная) научно-исследовательская конференция учащихся общеобразовательных учреждений Ямальского района
«Мы выбираем жизнь!»
История моей семьи: выбор жизненного пути
Автор: Лапсуй Мария Юрьевна, 9 класс
МКУОШИ «Панаевская школа-интернат
среднего (полного) общего образования»
с. Панаевск Ямальский район
Тюменская область ЯНАО
Российская Федерация
Руководитель: Бакулина Ирина Геннадьевна
МКУОШИ «Панаевская школа-интернат
среднего (полного) общего образования»
с. Панаевск Ямальский район
Тюменская область ЯНАО
Российская Федерация
с. Панаевск, 2013
История моей семьи: выбор жизненного пути
Лапсуй Мария Юрьевна, 9 класс
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
с. Панаевск Ямальский район Тюменская область ЯНАО Российская Федерация
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Из истории моей семьи………………………………………………………..4
1. 1 Что означает моя фамилия? Каково её происхождение?...................................4
1. 2 Истоки семьи Лапсуй. Кто были мои прадеды?.................................................5
Глава 2. Настоящее моей семьи………………………………………………………..7
2. 1 Мои дедушки и бабушки…………………………………………………………...7
2. 2 Мои родители………………………………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………………..12
Приложения (таблица родства, семейные фотографии)
История моей семьи: выбор жизненного пути
Лапсуй Мария Юрьевна, 9 класс
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
с. Панаевск Ямальский район Тюменская область ЯНАО Российская Федерация
Введение
Школьные годы летят быстро. Кажется, совсем недавно была первоклассницей, но вот уже учусь в 9 классе. И никуда не уйдешь от необходимости выбора жизненного пути. В этом учебном году главными вопросами для меня стали: куда пойти учиться, какую профессию выбрать? Раздумья и неожиданные прозрения, сомнения и радостная уверенность, что ты принял правильное решение, и вновь сомнения – эти чувства знакомы каждому, кто стоит на перепутье. Разве не логично в подобной ситуации обратиться за поддержкой к самым близким людям? Я решила обратиться именно к ним, моим многочисленным родственникам, живым и уже ушедшим.
Поэтому я выдвинула гипотезу: если изучить историю семьи, то можно обрести верные нравственные приоритеты, выбрать правильный жизненный путь.
Объектом исследования стало прошлое и настоящее семьи Лапсуй.
Предметом исследования – изменение нравственного мира молодого человека в процессе изучения истории своей семьи.
Цель исследования:
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Основными методами данного исследования стали беседа, интервью, работа с семейным архивом, изучение книжных источников, анализ, синтез, сравнение, визуализация данных.
Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:
Итогом работы стала таблица родства и собранные материалы о жизни предков.
Глава 1. Из истории моей семьи
Это первый вопрос, на который я попыталась ответить в своём исследовании.
Мои предки носят фамилию Лапсуй. Всем известно, что слово фамилия происходит от латинского familia и обозначает — семья. Фамилия — наследственное имя семьи, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка, или в более узком понимании — к одной семье.
В ненецком языке отсутствует термин, обозначающий семью, он заимствован из русского. Эквивалентом может быть мяд'тер или мядндер, что означает «житель чума». Для ненцев роль фамилии выполняло название рода, к которому принадлежал глава хозяйства. Интересны также следующие факты: во-первых, ненецкая антропонимическая система не предполагала отчества из-за соответствующих запретов; во-вторых, согласно традиционным правилам, у ненцев один и тот же человек мог иметь три имени: имя по предку с ограниченным употреблением, прозвище, дававшееся по обстоятельствам рождения, и русское имя. [1]
Ученые считают, что род Лапсуй обрел самостоятельность не ранее второй половины Х1Х века, до этого времени он числился в качестве 3-й ватаги рода Харючи.[2]
А вот что рассказала в одном из своих интервью о происхождении своей фамилии Анастасия Тимофеевна Лапсуй, журналист, сценарист, режиссер художественных и документальных фильмов: «Лапцуй и Лапсуй – это представители одного ненецкого рода. Разница в написании произошла из-за того, что отразить произношение ненецкой фамилии в русском языке можно и так, и эдак.
Ненецкая легенда гласит, что в одном стойбище жила бабушка с внуками. Однажды один из мальчиков проснулся утром и рассказал о страшном сне, в котором враги истребили всех жителей стойбища. Бабушка удивилась и решила проверить, является ли сон вещим. Старшего внука бабушка ночью тайком отправила из стойбища куда глаза глядят.
Через некоторое время на стойбище напали чужаки. Бабушка надежно спрятала второго мальчика, и враги его не обнаружили. Наутро он ушел вслед за старшим братом и пришел туда, где тот нашел пристанище. Люди спросили, какого они племени, но братья не знали, что ответить. Того, которого бабушка спрятала в ямку и снежком припорошила, стали звать Лапсуем, от ненецкого глагола «лапсаць» – сверху прихлопать, присыпать.
Все Лабсуи-Лапсуи-Лапцуи живут в разных местах, занимают разное социальное положение, но все мы роднимся, называем себя «членами одного огня», потому что род небольшой. Когда-то наши дедушки малышами сидели вокруг одного костра и кушали еду из одного котла, которая варилась над огнем в их чуме». [3]
Мой отец, Лапсуй Юрий Хасовович, рассказал такую историю о разделении семьи Лапсуй в первой половине ХХ века. На Ямале в 30-е годы, как и по всей стране, новая власть стала создавать колхозы. Оленеводов заставляли сдавать оленей в обобществлённые стада. А. В. Головин в своей книге приводит фрагмент воспоминаний Эсико Лаптандера, участника Ямальской смуты 30-х годов: «Когда началась советская власть, красноармейцы стали ходить по тундре, по чумам. По 10-15 человек ходили с ружьями. Все должны были давать им упряжки оленей. Хоть бедный, хоть богатый – всё равно должны дать оленей и нарты, если кто не даёт, значит, он за белых, его сразу стреляют. … Потом пошло другое дело. Сказали, что надо собирать по нашей тундре 300 оленей и отдать бесплатно. Люди не хотели отдавать оленей. … А потом стало ещё хуже. Красноармейцы стали ездить по чумам, искать золото. Если человек золото не отдавал, его самого увозили. Шаманов всех забрали…».[4]
Семеро братьев Лапсуй не захотели такой жизни и приняли решение разойтись в разные стороны. Кстати, они были не единственными, кто поступил так: «… 14 кулаков сошлись на том, что «жить стало трудно», и порешили не оставаться, а перекаслать в отдаленные районы…».[5]
Двое братьев Лапсуй ушли в район Надыма – так образовалась надымская ветвь семьи Лапсуй. Некоторые из потомков переселенцев поменяли род деятельности, стали рыбаками. Представителем этой ветви является Анастасия Тимофеевна Лапсуй. Двое других братьев обосновались в Панаевской тундре. Это были мои прадеды. Ещё трое отправились в Тазовский район, образовав самую крупную ветвь семейного древа Лапсуй.
Моего прадедушку звали Вэнуто, он родился, предположительно, в 1890 (точная дата неизвестна). Был оленеводом-частником. Умер в 1956 году. Годы жизни прабабушки Ландик (она имела ещё одно имя Мария) - 1905 (возможно, 1908) – 1979. Она всю жизнь работала, но трудового стажа у неё не было. Пенсии получала всего 20 рублей.
О ней вспоминает внук Лапсуй Юрий Хасовович: «Я очень любил свою бабушку. Когда жили в тундре, я всегда ездил на её нарте, за что соседи прозвали меня «бабушкиным внучком». Потом переехали в посёлок, жили у дяди. И снова про нас говорили: «непонятно, кто за кем ухаживает, внук за бабушкой или бабушка за внуком. Я водил её в гости к подругам, бабушка была очень общительной. Помню, что она с азартом играла в карты. Вообще была живой, увлекающейся натурой» (записано 02.04.2013).
Мой прадедушка по материнской линии, Лаптандер Михаил Данилович, был охотником и рыбаком, а прабабушка, Валеева Ульяна Антоновна, приехала в Панаевск из Малого Атлыма, работала на пекарне, затем в интернате ночной няней. (Валеева А. Н., записано 16.03.2013). Вывод: Сложной, суровой, порой трагичной была жизнь моих предков. Они были трудолюбивы, обладали чувством собственного достоинства, превыше всего ценили независимость и свободу. Я уважаю их за это. Они жили достойно и честно.
Глава 2. Настоящее моей семьи
2. 1 Мои дедушки и бабушки
Судьба дедушки и бабушки по отцовской линии Хасова Вэрутовича и Сэрне Тынчиковны не менее драматична и интересна, чем судьбы моих прадедов.
Мой дедушка, Лапсуй Хасова Вэрутович, родился 31 августа 1927 года в Панаевской тундре в семье оленевода. Его отрочество пришлось на суровые годы Великой Отечественной войны. Он участник трудового фронта, из поколения тех подростков, что ковали победу страны в тылу. Как не вспомнить строки поэта, ровесника моего деда, Леонида Васильевича Лапцуя:
Старший сын я – кормилец,
Наш отец на войне.
Бой гремит в Сталинграде,
Взрывы, смерть и огонь…
Я в колхозной бригаде.
Волдырится ладонь. [6]
В 1945 году Хасова Вэрутович был призван в действующую армию, на фронт, но, к счастью, война закончилась, и его вернули домой на работу. Затем дедушка отслужил один год в советской армии и больше уже никогда не покидал родные края. Много лет проработал в сельском хозяйстве, являлся Отличником рыбной промышленности СССР. Потом был оленеводом. Имел награды: юбилейные медали к 30- летию и 50- летию победы в Великой Отечественной войне. Дедушка - ветеран труда. Умер он в 2000 году (Валеева А. Н., записано 16.02.2013).
Ещё один интересный факт. Я уже говорила о нашей знаменитой родственнице, талантливой сценаристке и кинорежиссере Лапсуй Анастасии Тимофеевне. Но есть в нашем роду более известный человек – это выдающийся ненецкий поэт Лапцуй Леонид Васильевич. Он приходится двоюродным братом моему родному дедушке по отцовской линии Хасова Вэрутовичу (Лапсуй Ю. Х., записано 02.04.2013).
Бабушка, Лапсуй Сэрне Тынчиковна, родилась в 1932 году, прожила недолго, часто болела. Умерла в 1975 году, когда мой отец пошел в четвёртый класс.
Мой дедушка по материнской линии, Лаптандер Николай Михайлович, родился 25 февраля 1959 года в Ямальской тундре. С 1967 по 1977 годы учился в школе, затем отслужил в армии. Он большой труженик. Работать начал ещё до армии в совхозе «Россия», вернувшись, стал строителем, трудился и на звероферме. Имеет грамоты ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, Администрации совхоза, района. Избирался депутатом Окружного Совета Народных Депутатов. В настоящее время он, заслуженный пенсионер, продолжает трудиться, имеет стадо собственных оленей, любит охотиться, рыбачить.
Бабушка, Лаптандер Татьяна Ивановна, уроженка села Панаевск, многодетная мать, работала в интернате ночной няней. Односельчане отзываются о ней как об очень доброй, спокойной женщине. После её смерти дедушка второй раз женился на Лаптандер Светлане Мэйтивне. Он вырастил и воспитал десятерых детей. Все они выросли достойными людьми.
2. 2 Мои родители
Юрий Хасовович Лапсуй, мой отец, родился в семье Панаевских оленеводов 30 августа 1965 года. Семи лет пошёл в нулевой класс, жил в интернате. О школьных годах у него сохранились самые теплые воспоминания (Лапсуй Ю. Х., записано 02.04.2013):
«Жизнь была трудная, но интересная. Я был октябрёнком, одним из первых стал пионером, вскоре выбрали меня председателем Совета отрядов. В 1979 году вступил в комсомол. В составе школьного комсомольского актива ездил в лагерь «Ямал». Учился на «отлично» и «хорошо». Увлекался спортом, играл в футбол, настольный теннис, лапту, традиционные ненецкие игры.
В наше время трудиться школьники начинали рано. Уже в седьмом классе мы вовсю помогали по хозяйству не только в интернате, но и брали шефство над одинокими людьми: носили воду с реки, потому что водопроводов не было, кололи дрова, выполняли и любую другую работу, в общем, что скажут, то и делали.
Помню, часто ходили в тундру на лыжах ставить петли на куропаток и зайцев. Ездили с родителями на осеннюю и весеннюю охоту, рыбалку. В 9-10 классах заготавливали оленье мясо на забойке. В 1983 году я окончил школу.
И закрутилась-понеслась взрослая жизнь: 1983-1984 годы – служба в Советской армии; 1986-1987 годы – я уже на комсомольской стройке в городе Тюмень, на строительстве ТЭЦ-2; 1987-1988 годы – учёба в училище вездеходчиков (г. Ханты-Мансийск); 1988-1991 годы – направлен в Пуровскую геофизическую экспедицию (п. Тарко-Сале, Пуровского района); 1991-1992 годы – работаю управляющим делами в общественной ассоциации «Ямал – потомкам!», затем Панаевск (1993-2009 годы) – специалист по социальной защите населения Администрации сельского совета, специалист отдела социального обеспечения Администрации Ямальского района, главный специалист юридического отдела Панаевского сельского совета, специалист по технике безопасности и охране труда Панаевской школы-интерната, наконец, 2010-2013 годы – индивидуальный предприниматель. Оказываю юридическую помощь населению.
Все эти годы я не только работал, но и учился: 1994-1997 годы – исторический факультет Тюменского государственного университета; 1997-1999 годы – Челябинский юридический техникум; 2002-2006 годы – Российский государственный социальный университет в городе Москва».
За добросовестный труд Лапсуй Юрий Хасовович не раз награждён Грамотами глав Ямальского района, имеет Благодарность государственной Думы ЯНАО за перевод законов РФ и ЯНАО с русского языка на ненецкий (выпущена книга). За участие в проведении переписи населения РФ получил медаль от президента РФ. В 2012 году в честь празднования международного дня коренных народов мира награждён Благодарностью от общественного объединения ЯНАО ассоциации «Ямал – потомкам!».
Моя мама, Александра Николаевна Валеева, родилась 7 мая 1978 года в поселке Яр-Сале. Выросла в обычной многодетной ненецкой семье. Училась в Панаевской школе-интернате, окончила 11 классов. Сейчас работает в детском саду «Красная шапочка» поваром. Она – многодетная мама. Воспитывает четверых ребятишек. Все свободное время посвящает детям (Валеева А. Н., записано 15.02.2013).
Очень коротко расскажу о своих родственниках с отцовской стороны. Салиндер Анна Хасововна, старшая сестра отца, всю жизнь прожила в тундре. Наталья Хасововна, средняя сестра, предприниматель, долгие годы работала врачом. Татьяна Хасововна, младшая сестра, в настоящее время работает начальником почты в поселке Кутопьюган.
Большинство маминых сестер и братьев живут в селе Панаевск. Лаптандер Михаил Николаевич работает в пожарной части, Мельникова Оксана Николаевна воспитывает трёх дочерей. Илья Николаевич охраняет детский сад, воспитывает двух дочек и сына. Дыбина Екатерина Николаевна – медсестра, мать пятерых детей (Мельникова О. Н., записано 19.03.2013).
Вывод: Огромное трудолюбие, живой ум, смекалку, великий талант, удивительную стойкость, стремление к знаниям – такие качества я увидела в людях моего рода. Такими были и останутся для меня папа и мама, дяди и тети. За время работы над темой я ещё больше полюбила их. Я испытываю к ним уважение, я преклоняюсь перед их трудолюбием, стойкостью, стремлением к знаниям, к лучшей жизни.
Заключение
Работая над своей родословной, я узнала много нового о своём роде. Я убедилась, какая у меня необыкновенная, замечательная семья. Большинство моих предков были оленеводы, они много трудились. Считаю, что и мои родители унаследовали от них огромное трудолюбие, необыкновенную работоспособность. Я люблю своих родственников, горжусь своей родословной! Надо чаще обращаться к жизненному опыту наших предков, анализировать его, изучать, и, возможно, там, в глубине веков, мы найдём ответы на многие сложные вопросы сегодняшнего дня.
Я выдвигала гипотезу: если изучать историю своей семьи, то можно обрести верные нравственные приоритеты, выбрать правильный жизненный путь. В результате моего исследования гипотеза полностью подтвердилась. Я сделала следующие выводы:
Нет сомнения, что, обладая такими качествами, они выберут верный жизненный путь.
Практическая ценность исследования:
История моей семьи: выбор жизненного пути
Лапсуй Мария Юрьевна, 9 класс
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
с. Панаевск Ямальский район Тюменская область ЯНАО Российская Федерация
Список литературы
Приложение 1
Таблица 1
Век | Родство | По отцовской линии | По материнской линии |
ХIХ век | Прапра-прадедушка | 1.Лаптандер Ханута - шаман | |
Прапрадедушка | 1.Лаптандер Данил Ханутович | ||
Начало ХХ века | Прадедушки и прабабушки | 1.Лапсуй Вэруто 1908-1956 2.Лапсуй Ландик (Мария) 1905-1979 | 1.Лаптандер Михаил Данилович 2.Лаптандер Дарья Пивовна Семья прадедушки 1Лаптандер Татьяна Даниловна 2.Лаптандер Савва Данилович 3.Лаптандер Акрайне Даниловна |
Середина ХХ в. | Бабушки и дедушки | 1.Лапсуй Хасова Вэрутович 31.08.1927-2000 2.Лапсуй Сэрне Тынчиковна (Вануйто в дев.) 07.03.1932 – 1975 | 1.Лаптандер Николай Михайлович 25.02.1959 2. Валеева Татьяна (первая жена деда, родная бабушка) умерла 3.Лаптандер Светлана Мэйтивна (вторая жена деда) Семья дедушки 1.Лаптандер Николай Михайлович 25.02.1959 2.Лаптандер Егор Михайлович 1952 3.Лаптандер Арап Михайлович 01.02.1956 4.Лаптандер Евдокия Михайловна 01.01.1954 - ... 5.Лаптандер Таичи Михайлович 1948 Семья бабушки 1.Брат Захар |
Вторая половина ХХ века | Тети и дяди, мама и папа | 1. Салиндер Анна Хасововна (старшая сестра Лапсуй дев.) 15.08.1955 2. Лапсуй Наталья Хасововна 06.08.1961 3. Анагуричи Татьяна Хасововна (Лапсуй дев.) 20.09. 1963 4. Лапсуй Анатолий Хасовович 30.03.1969-2010 5. Лапсуй Александр Хасовович 25.01.1972 6. Лапсуй Юрий Хасовович 30.08.1965 | 1.Валеева Александра Николаевна 07.05.1978 2.Мелиникова Оксана Николаевна (Лаптандер в дев.) 20.01.1981 3. Лаптандер Илья Николаевич 20.09.1983 4. Дыбина Екатерина Николаевна (Лаптандер дев.) 25.05.1985 5. Лаптандер Михаил Николаевич 10.09.1988 6. Лаптандер Яна Николаевна (сводная сестра) 11.06.1995 7. Лаптандер Ханута Николаевич (сводный брат) 07.11.2002 |
Конец ХХ века -начало ХХI века | Сестры, братья | Лапсуй Мария Юрьевна 12.03.1997 Лапсуй Валерия Юрьевна 29.09.2000 Лапсуй Надежда Юрьевна 16.08.2003 Лапсуй Лев Юрьевич 12.12.2007 |
В настоящее время мой отец, Лапсуй Юрий Хасовович, поддерживает связь более чем с двадцатью родственниками, проживающими в разных районах ЯНАО. Мы подсчитали, что только с его стороны родственников насчитывается около 40 человек. Так, семья старшей сестры Салиндер Анны Хасововны состоит из 15 человек, средней сестры Лапсуй Натальи Хасововны - из 5 человек, младшей сестры Анагуричи Татьяны Хасововны – из 6 человек, Юрия Хасововича –из 6 человек, среднего брата Анатолия Хасововича – из 3 человека, младшего брата Александра Хасововича – из 2 человека.
Приложение № 2
Фотографии из семейного архива
2004 год. Лапсуй Юрий Хасовович; Мельникова Оксана Николаевна с дочерью Надеждой; Валеева Александра Николаевна; Толанова Оксана; Лапсуй Мария; Лапсуй Валерия, Ирина Мельникова
Семья Ласуй-Лаптандер на отдыхе
1990. Лаптандер Николай Михайлович и Валеева Татьяна с сыном
1991 год. Лаптандер Николай Михайлович с детьми
2003 год. Лаптандер Николай Михайлович с внуками
Лапсуй Наталья Хасововна 1990. Салиндер Анна Хасововна
Анагуричи Татьяна Хасововна 1997 год. Лапсуй Юрий Хасовович и Валеева Александра
[1] Харючи Г. П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса/ Под ред. Н. В. Лукиной. – Томск, Изд-во Том. Ун-та, 2001. - с. 154-155
[2] Хомич Л. В. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л.: Наука, 1976. – с. 275
[3] Интернет
[4] Головнев А. В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. - Екатеринбург: УрО РАН, 1995. - с. 186-187
[5] Там же с. 171
[6] Лапцуй Л. В. Песни мои – детям: Сб. стихотворений и поэм. Пер. с ненец./ Сост. Е. Г. Сусой, Н. И. Ного. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – с. 32
Сочные помидорки
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Заяц-хваста
Отчего синичка развеселилась
Пятёрки