Одежда в настоящее время, в процессе формирования культуры, существует в двух основных проявлениях - как традиционный костюм и как современная мода. В ходе истории развития цивилизации, такое разделение обусловлено несколькими первопричинами. Изначальный смысл формирования явления «одежда» существенно отличается от тех смыслов и последствий, которые, в процессе эволюции, одежда обрела сегодня.
Вложение | Размер |
---|---|
polyarnyy_garderob.rabota.docx | 17.99 КБ |
-
Научно-исследовательская работа на тему:
Полярный гардероб. Одежда людей Крайнего Севера
Ямало-Ненецкий автономный округ, с.Кутопьюган
Анагуричи Алена Егоровна
МОУ«Школа-интернат среднего(полного)общего образования», с.Кутопьюган
Научный руководитель:
Кайгородова Оксана Ивановна,
учитель немецкого языка,
МОУ «Школа-интернат среднего (полного)
общего образования», с.Кутопьюган.
Кутопьюган 2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 . Традиционная одежда людей Крайнего Севера ………………………6
Глава 2. Результаты исследования ………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………..11
Литература………………………………………………………………………...12
Введение
Одежда в настоящее время, в процессе формирования культуры, существует в двух основных проявлениях - как традиционный костюм и как современная мода. В ходе истории развития цивилизации, такое разделение обусловлено несколькими первопричинами. Изначальный смысл формирования явления «одежда» существенно отличается от тех смыслов и последствий, которые, в процессе эволюции, одежда обрела сегодня. Смысловое «наслоение», прежде всего, проявляется в универсальной культуре - современной моде и, напротив, в традиционной культуре-традиционном костюме сохраняется подлинное значение одежды, содержащее уникальную информацию, заложенную при ее создании предками и способную помочь разрешить многие кризисы современности.
Одежда – ценнейший источник для изучения истории народа. Материал, покрой, орнаментация, украшения выделяют костюмы ямальцев. Теплая, удобная, красивая одежда служит ненцам защитой в природных условиях Крайнего Севера, и ярко характеризует национальную культуру.
В фольклоре ненцев часто говорится о том, что хорошо живущий человек - это тот, у кого есть тёплая одежда, а счастливый человек - у которого есть про запас вторая одежда [8].
Ненцы до настоящего времени, особенно в зимнее время, сохраняют свою традиционную одежду, которая хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям Севера. Потребность в удобной и очень тёплой меховой одежде вызывается окружающей природой и суровым климатом Заполярья. Северная одежда – настоящее чудо, потому что одетый в неё человек не замёрзнет и ничего не обморозит во время отдыха, работы или ожидания лучшей погоды в куропаткином чуме (ямке в снегу, в которую ложатся ненцы в одежде, если их застала непогода или ночь в пути). Название очень точное: куропатки в мороз на ночь забираются в снег, где значительно теплее.
Ненецкая меховая одежда отличается совершенно особой архитектоникой. Нередко её декоративная выразительность достигается только за счёт выделения цветовой гаммы. Небогато расцвеченная узорами, почти не имеющая украшений, не расшитая бисером, она, тем не менее, красива своей строгостью, монументальностью. Красота эта основана на гармоничном сочетании всех элементов целого. С большим вкусом используются оттенки всех элементов целого. Также со вкусом используются оттенки меха и отделочные материалы: сукно и ровдуга (замша).
На цветовое решение одежды мастерицы всегда обращали большое внимание, они избегали резких, грубых сочетаний цветов. Особенно ценился красный цвет – цвет крови, огня, солнца – цвет жизни в отличие от чёрного [1].
При пошиве одежды из меха ненцы используют особенности строения кожного и волосяного покрова северного оленя и оригинальный покрой одежды и обуви, что позволяет комфортно чувствовать себя в любую стужу.
Объект исследования - это одежда, как уникальное поликультурное явление «соприкасающееся» с человеком и его компоненты, принадлежащие разным культурам -традиционный костюм и современная мода.
Предмет исследования - это культурный синтез традиций и инноваций в области одежды.
Цель исследования - это осуществление проектного синтеза традиционной и универсальной культур в одежде.
Задачи исследования:
- рассмотреть костюм в контексте традиционной культуры ;
- рассмотреть моду в контексте европейской культуры ;
- выстроить систему их культурного сравнения .
Методы исследования : сопоставление и анализ .
Гипотеза : одежда, созданная руками наших предков, и в наше время является самой «прочной» защитой от самых лютых морозов .
Актуальность темы данного научного исследования вызвана тем, что существует проблема нарушения гармоничного взаимодействия двух культур, так как универсальная культура современного мира в ходе своего развития стремится подчинить себе традиционные культуры всего мира.
Новизна: теплая, натуральная одежда на севере всегда в моде.
Структура исследования: работа состоит из введения, одной главы, результатов исследования и заключения.
Этапы проекта:
Этапы | Сроки | Направление деятельности | Исполнители |
Подготовительный | Декабрь | Поиск информации | Учащиеся 6-11 классов |
Внедренческий | Январь | Анализ информации | |
Поисково-исследовательский | Февраль | Анкетирование | |
Завершающий | Март | Обработка данных |
Глава1.Традиционная одежда людей Крайнего Севера.
Малица – мужская глухая (без разреза) одежда, сшитая из телячьих шкур (осенних) мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём перед делается несколько короче. Малица во всех районах расселения ненцев имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. При помощи продёрнутой тесёмки можно сужать или расширять отверстие, обрамляющее лицо. Капюшон шьют обычно из пыжика в два слоя (мехом наружу и внутрь). При этом считается красивым для верха капюшона тёмный или чёрный мех. Изредка по краю капюшона пришивается опушка из густошерстного белого оленьего меха для тепла, обычно применяется мех бобра.
К рукавам малицы наглухо пришивают рукавицы из камуса мехом наружу. На запястье, выше ладони, они имеют отверстие для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц .
Подол малицы обшивается опушкой высотой 20-25 см из шкуры осеннего крупного оленя.
Малицу носят с поясом, поверх талии образуется напуск, то пазуха заменяет карман и является своеобразным складом: там держат кисет с табаком и трубку [2].
Пояс – это главный атрибут ненецкой одежды мужчин в любое время года. Сама основа пояса делается из сыромятной кожи и украшается медными бляхами различной формы или пуговицами - сяр ся – металлическими украшениями, служащими оберегами, их количество должно быть нечётным [5].
Нож с ножнами – главный атрибут мужского пояса. Он подвешивается либо на ремешках, либо на цепочках. Встречаются пояса, у которых нож с ножнами подвешен на небольших фигурных пластинках из рога оленя, соединённых между собой кожаными тонкими ремешками .
Совики бывают летние и зимние. Зимний совик шили из меха трёхмесячного телёнка – няблюя осеннего забоя. Эта одежда отличается от малицы и шьётся мехом наружу, ворсом вниз из плотной шкуры осеннего или зимнего оленя. Совик не имеет рукавиц, но имеет капюшон с опушкой из оленьего меха с длинным ворсом или хвостов песца. Носят его без пояса, он является одеждой для улицы, и в чум обычно его не вносят, а оставляют на нартах.
Летние совики шили из сукна разного цвета .
Штаны мужские, меховые – верхняя зимняя одежда, которую шили из пыжика (шкуры телёнка в возрасте до одного месяца) или пашин телёнка мехом к телу. На изготовление меховых штанов идёт короткошёрстная шкура.
Верхняя часть штанов разреза не имеет, на талии они поддерживаются с помощью вздержки из ровдуги. Иногда ремешок просто пришивают и завязывают. Сшитые как натазники, штаны в нижней части имеют надставки в виде штанин, которые спускаются значительно ниже колена и заправляются в меховые чулки. От пояса опускаются два ремешка (часто с колечками), к которым привязывают обувь.
Кисы (пива) незаменимая обувь в условиях северного климата. Шьют их из камусов, шкурок оленьих ног. Подошву кисов шьют из щеток – шкурки меж копытной части ног оленя. На щетке волос жёсткий, упругий, благодаря этому снег не прилипает к подошве. Кисы подвязываются под коленом ремешком или шнурком (теэм), плетённым из покупной крашеной шерсти. Кисы украшают полосами белого, чёрного камуса ворсом сверху вниз [3].
Тобаки – разновидность ненецкой обуви, надеваемая поверх меховых чулок. Шьются тобаки из тёмного камуса, мехом наружу, но без всяких узоров..
Покрой тобаков сходен с покроев кисов (они, как и кисы, выше колен – до паха), однако головки шьются отдельно. Подошву делают из щётки (кусочков камуса с волосом, обрамляющие копыта оленей. Тобаки шьются без разделения на правый и левый. В верхней части обуви пришиваются кожаные ремешки, которые фиксируются на кольцах брюк или ремня. Под коленом они дополнительно подвязываются кожаным ремешком или цветной, сплетённой из шерстяных ниток, лентой [4].
Зимой ненки носят ягушку (паны) – женскую верхнюю одежду с разрезом впереди, украшенную полосами орнамента из белого и тёмного камуса, вставками из цветного сукна. Ягушка двухслойная, шьют её мехом внутрь и наружу. Она распашная, полы её соединяются встык с помощью кожаных завязок, которые называются сись. К рукавам пришиваются рукавицы из камуса с отверстием для вынимания рук [6].
Женщины обычно украшают ягушку меховой мозаикой. Мотивы узоров, их композиционный строй, цвета заимствованы в окружающем их мире природе. Каждый узор имеет свое название: «Красивые рога», «Оленьи рога», «Заячьи уши», «Локоть лисицы», «Головки», «Чумы».
Летняя ягушка называется «ной паны», т.е. суконная одежда.
Ягушку обычно носят с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую. Пояс плетут из разноцветных ниток длиной до трех метров, с обоих концов он завершается кистями. Пряжка пояса представляет собой медное кольцо с двумя-тремя перекладинами, расположенными одновременно горизонтально и вертикально[7].
Кисы (пива) женские – ненецкая национальная меховая обувь, которую ненецкие женщины шьют сами. Кисы - очень удобная при долгой ходьбе, тёплая и лёгкая обувь. Состоят кисы из сшитого мехом внутрь чулка и нижней части, сделанной из камуса мехом наружу.
Покрой женских кисов несколько отличается от покроя мужских: передняя полоса камуса гораздо уже и заканчивается узким мыском, не доходя до носка. Узор делается также значительно ниже – на самом мыске. Возможно, это связано с тем, что женская одежда длиннее мужской и узор делается ниже, чтобы он был виден.
По указанным признакам женские кисы всегда можно отличить от мужских. Кроме того, на женской обуви никогда не бывает подошв из оленьих лбов (а только из щётки), что является пережитком представления о том, что женская обувь «нечистая». Женщины обычно не носили кисов из нерпичьей кожи (нерпа считалась священным животным). В отличие от мужских кисов, женские подвязываются только ремнями к поясу и никогда не подвязываются под коленом. Помимо узора на переднем мыске, узор из полосок меха светлых и тёмных тонов и сукна делается сбоку, ограничивая часть кисов, и сзади – выше пятки. Считается большим мастерством сшивать по семь таких полосок. Красивыми считаются белые кисы.
Женские кисы часто украшены ромбовидным узором – «головешки», «телячьи рожки», а кисы девочки имеют рисунок «заячьи ушки», который свидетельствует, что обувь принадлежит пугливой как заяц девочке. В настоящее время в мех орнаментов изделий, в том числе и кисов, стали добавлять кисточки. От чего узор становится чётким и более ярким[7].
Кроме того, полоски из меха и сукна, украшающие обувь, обозначают запреты: нельзя воровать, нельзя убивать, нельзя сквернословить, нельзя обижать слабого, а полоска, которая идёт к носку обуви обозначает линию жизни
Пояс женский – обязательный важный атрибут национальной одежды ненецкой женщины. Пояса бывают зимние и летние. Зимний пояс был самотканым, его плетут из крашенной в разные цвета шерсти. Ближе к одному из концов пришивают медную пряжку, имеющую форму кольца, диаметром до 20 см. На уровне пряжки пояс складывают вдвое. Опоясав талию, более длинный конец продевают в кольцо, приходящееся спереди, и оба конца связывают вместе. В прошлом пряжки женских поясов достигали значительного размера (до 3-4 метров в длину) и веса. Этому придавалось гигиеническое и магическое значение[2].
Гигиеническое значение пояса заключается в том, он поддерживает пресс и предохраняет женщину от некоторых заболеваний, также пояс помогает сохранять тепло целый день. Кроме того, металл, в частности, пряжка на поясе, воспринимается ненцами как символ чистоты. Магическое значение состоит в том, что ненцы считают, что неподпоясанными ходят только ленивые , неряшливые люди и бездельники .
Шапка женская – головной убор ненецкой женщины, являющийся естественным дополнением к ягушкам. Встречается несколько видов шапок.
Пожилые женщины носят высокие шапки из пыжика с круглым дном и короткими ушами, одинаковые по покрою с мужскими. Подклад к ним шьют из телячьей кожи. Нарядные шапки этого типа отделывают сукном: квадратные или треугольные лоскутки сукна разных цветов (длиной 6-7 см, шириной – 2-4 см) вставляются на некотором расстоянии друг от друга вдоль швов шапки – вокруг донышка и по боковым швам. Концы полосок при этом свободно свисают.
Сзади к шапке пришивают две длинные полосы из камуса (шириной 8 см), обильно украшенные мозаичным орнаментом из сочетания белого и тёмного меха и суконными вставками. Посредине уши шапки соединяются между собой медными цепочками или нитками[1].
Другой тип женской шапки носят в основном молодые женщины и девочки-подростки. Этот головной убор представляет собой высокую шапку полукруглой формы, сшитую из двух кусков меха (пыжика), без донышка, с пришитыми короткими ушами. Перёд шапки несколько выше. Подкладка шьётся из брюшной части шкуры оленя, по покрою она аналогична верху. Но уши не пришиваются, а кроятся из одного куска (в случае нехватки материала просто делаются надставки в разных местах). Вдоль шва, который идёт полукругом от одного бока к другому через верх, вставляют такие же, как у первого типа, полоски сукна на некотором расстоянии одна от другой. Сзади к шапке пришиваются уши. Наличие ушей у шапки обычно говорит о принадлежности её к праздничной нарядной одежде. Уши шапки за пояс не заправляются. А свободно свисают поверх ягушки, опускаясь ниже талии.
Чижи – высокие, до паха, меховые чулки, позволяющие всегда держать ноги в тепле. Их шьют из телячьих зимних шкур мехом внутрь. Мех наполовину обстригается. Их пошив осуществляется из трёх кусков: голенища, подошвы и носка. Поверх надевается обувь кисы или тобаки. Чижи украшаются красивым национальным орнаментом.
Мужские и женские чижи очень похожи. Только женские чулки отличаются покроем, орнаментом и высотой: они короче. Под коленом их не подвязывают: они привязываются ремешками к поясу.
Глава 2 .Результаты исследования :
В исследовании нашей работы нами было проведено анкетирование среди учащихся 6-11 классов .Было опрошено 60 учащихся . Были предложены следующие вопросы :
1.Я горжусь своей национальной одеждой .
а) да ,б) нет , в) безразличен
2.Национальная одежда северян :
а)натуральная и теплая , б) сделана из искусственной ткани , холодная , в) безразличен
3.В сильные морозы лучше надеть :
а)меховую одежду , б)куртку на синтепоне ,в)безразличен .
Ответы на вопросы анкеты :
1.Я горжусь своей национальной одеждой .
Ответы | Количество человек |
Да | 52 |
Нет | 0 |
Безразличен | 8 |
2.Национальная одежда северян :
Ответы | Количество человек |
Натуральная и теплая | 48 |
Из искусственной ткани холодная | 0 |
Безразличен | 12 |
3.В сильные морозы лучше надеть :
Ответы | Количество человек |
Меховую одежду | 50 |
Куртку на синтепоне | 3 |
Безразличен | 7 |
Наше исследование показало, что более половины учащихся не стремятся за современной модой, а ценят и дорожат то, что оставили им их далекие предки – одежду, проверенную лютыми морозами и грозными ветрами. Недаром в фольклоре ненцев часто говорится о том, что хорошо живущий человек - это тот, у кого есть тёплая одежда, а счастливый человек - у которого есть про запас вторая одежда[8].
Заключение
В своем историческом развитии ненцы создали оригинальную культуру, приспособленную к суровым климатическим условиям. Современная их культура продолжает сохранять элементы традиционной, имеющей большую практическую ценность. Этническая специфика ненцев проявляется не только в оленеводстве и промысловой деятельности, но и в одежде, жилище, пище, в транспортных средствах, в праздниках, спортивных играх, искусстве и т.д. В настоящее время у оленеводов по-прежнему в ходу национальная одежда .
Одним из оригинальных видов северного народного декоративного искусства является шитье и украшение одежды, обуви и головных уборов. Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи. Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы, песца, белки, бобра. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой. Меховая одежда совершенствовалась веками. Отличительные особенности меховой одежды: монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоничное сочетание оттенков меха и отделочных материалов - сукна или ровдуги[8].
Роль маркера здесь прекрасно выполняют и особенности художественной отделки вещей. Богатство фактуры и цвета используемых материалов, кисточки, опушки, бисерные нити, цепочки, металлические подвески, простые полосы и сложнейшие узоры – это и многое другое призвано служить красоте и гармонии в рукотворном мире человека .
1. Адлер Б.О. Возникновение одежды. СПб.: А.К. Вейерман, 1903,с.51,с.85.
2.Гарин Н.П. Дизайн для условий крайнего Севера (принцип приемствования культуры коренного населения): Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1991,с.111, с.15.
3. Гарин Н.П. Кисы традиционная обувь северян//Северные просторы. - 1991. - № 39,с.92.
4. Гарин Н.П. Ненецкая люлька//Северные просторы. 1991. - № 44,с.76.
5. Гарин Н.П. Ни мужской пояс для добывания огня//Северные просторы. - 1991. - № 45,с.83.
6. Прыткова Н.Ф. Верхняя одежда//Историко-этнографический атлас Сибири.- М. -Л.: Изд-во АН СССР, 1961,с.45.
7.Приходько М.С., Приходько О.Б.,Хомани.-2002, с.96, с.34.
8.Сусой Е.Г. Из глубины веков.-Тюмень,1994, с.47, с.53.
Что такое музыка?
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Ворона
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Убунту: я существую, потому что мы существуем