Статистике уделяется все больше и больше внимания. Этот раздел даже включен в ГИА и ЕГЭ по математике. В этой работе разобраны примеры на нахождение основных характеристик статистики.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектно-реферативная работа по математике. | 340.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Поисково-реферативная работа.
Роль статистики в жизни человека
Авторы: Перч Анна Михайловна и Усачёва Елена Андреевна,
Ученицы 11 «б» класса
Руководитель: Воропаева Ольга Валентиновна, учитель математики
пгт. Троицко-Печорск
Март 2012
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………………..3
2.Основная часть……………………………………………………………………………5
2.1.Понятие статистики………………………………………………………………...5
2.2.История математической статистики……………………………………………..5
2.3.Простейшие статистические характеристики……………………………………6
2.4.Статистические исследования…………………………………………………….8
2.4.1.Практическая часть…………………………………………………………..9
2.5.Сбор и группировка статистических данных……………………………………13
2.6.Наглядное представление статистической информации……………………….15
3.Заключение………………………………………………………………………………18
4.Список литературы………………………………………………………………………19
5.Приложение………………………………………………………………………………20
Есть три вида лжи: маленькая ложь,
большая ложь и статистика.
О.Бисмарк
Введение
В настоящее время никто не подвергает сомнению необходимость включения в школьный курс математики изучение элементов статистики и теории вероятностей. О необходимости изучения в школе элементов теории вероятностей и статистики речь идет очень давно. На рубеже третьего тысячелетия становится очевидной универсальность вероятностно-статистических законов, они стали основой описания научной картины мира. Современная физика, химия, биология, демография, социология, весь комплекс социально-экономических наук развиваются на вероятностно-статистической базе.
В нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов, которые основываются на элементах статистики.
Ведь именно изучение и осмысление теории вероятностей и статистических проблем особенно отражают реальность.
Цель работы: сформировать представления о статистических исследованиях; обработка собранных результатов, используя статистические понятия.
Исходя из этого, можно выделить следующие задачи:
1.Составить наглядную демографическую картину района.
2.Сформировать представление о возможности описания и обработки данных с помощью различных средних.
3.Научиться находить элементы статистики для ряда числовых данных, понимать их практический смысл;
4.Рассмотреть различные способы наглядного изображения результатов статистических исследований.
Объект исследования: статистика как метод исследования.
Предмет исследования: коэффициент рождаемости в Троицко-Печорском районе; результаты пробного ЕГЭ в 11-ых классах; физические данные (рост, вес) учащихся старшего звена и т.д.
Методы исследования:
1.Анализ и синтез научно-популярной литературы;
2.Эмпирические методы: выполнение практических расчетов для выявления коэффициента рождаемости в Троицко-Печорском районе с 1979 года по 2007 год; физических данных учащихся старшего звена;
3.Метод математического моделирования;
4.Систематизация материала;
5.Составление таблиц на основе полученных данных ;
6.Наглядное представление статистических данных. Подборка и составление задач согласно пунктам работы с решением;
Понятие статистики
СТАТИСТИКА – это наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных явлениях, происходящих в природе и обществе. В средствах массовой информации часто встречаются такие фразы, как статистика аварий, статистика народонаселения, статистика заболеваний, статистика разводов и др.
Одна из основных задач статистики состоит в надлежащей обработке информации. Конечно, у статистики есть много других задач: получение и хранение информации, выработка различных прогнозов, оценка их достоверности и т. д. Ни одна из этих целей не достижима без обработки данных. Поэтому, первое, чем стоит заняться — это статистическими методами обработать полученную информацию. Для этого есть много терминов, принятых в статистике.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА [mathematical statistics] — раздел математики, посвященный методам и правилам обработки и анализа статистических данных
История математической статистики
Учет населения возник в глубокой древности в связи с налоговой и военной деятельностью государств и задачами их административного устройства.Ещё в древнеиндийских законах Ману правителями предписывалось учитывать жителей, чтобы узнать свои силы и определить налоги.
В Египте учеты населения проводились, начиная с эпохи Древнего Царства (2800 – 2250 лет до н.э).
Имеются сведения о том, что учет населения велся в Древнем Китае и Древней Японии. На это время приходятся сведения о проведенных учетах населения в Месопотамии.
Известны учёты населения в Древней Греции, в Аттике, где еще в конце 4 века до н.э был проведен учет всех взрослых мужчин, и в Древнем Риме, где с 435 г. до н.э регулярно проводились цензы.
Первая публикация по статистике – это «Книга Чисел» в Библии, в Ветхом Завете, в которой рассказано о переписи военнообязанных, проведенной под руководством Моисея и Аарона.
Впервые термин «статистика» мы находим в художественной литературе – в «Гамлете» Шекспира (1602 г., акт 5, сцена 2). Смысл этого слова у Шекспира – знать, придворные.
Вначале под статистикой понимали описания экономического и политического состояния государства или его части. Например, к 1792 г. относится определение: «статистика описывая состояния государства в настоящее время или в некоторый известный момент в прошлом». В настоящее время деятельность государственных статистических служб вполне укладывается в это определение.
На Руси первая перепись населения с фискальными целями была проведена в 1245 г.
Однако постепенно термин «статистика» стал использоваться более широко. По Наполеону Бонапарту, «статистика – это бюджет вещей». Согласно формулировке 1833 г. «Цель статистики заключается в представлении фактов в наиболее сжатой форме».
Математическая статистика как наука начинается с работ знаменитого немецкого математика Карла Фридриха Гаусса (1777-1855). В конце XIX в. – начале ХХ в. крупный вклад в математическую статистику внесли английские исследователи, прежде всего К.Пирсон (1857-1936) и Р.А.Фишер (1890-1962). В 30-е годы ХХ века поляк Ежи Нейман (1894-1977) и англичанин Э.Пирсон развили общую теорию проверки статистических гипотез, а советские математики академик А.Н. Колмогоров (1903-1987) и член-корреспондент АН СССР Н.В.Смирнов (1900-1966) заложили основы непараметрической статистики.
В сороковые годы ХХ в. румынский математик А. Вальд (1902-1950) построил теорию последовательного статистического анализа.
Математическая статистика бурно развивается и в настоящее время.
Простейшие статистические характеристики
В повседневной жизни мы, не догадываясь, используем такие понятия: медиана, мода, размах и среднее арифметическое. Даже когда мы ходим в магазин или делаем уборку.
1.Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество. Среднее арифметическое является важной характеристикой ряда чисел, но иногда полезно рассматривать и другие средние.
Когда нужно и не нужно среднее арифметическое?
Имеет смысл вычислять средние траты в семье на продукты, среднюю урожайность картофеля на огороде, средние расходы на продукты, чтобы понять, как поступать в следующий раз, чтобы не было большого перерасхода, среднюю оценку за четверть – по ней поставят оценку за четверть.
Нет смысла вычислять среднюю зарплату моей мамы и Абрамовича, среднюю температуру здорового и больного человека, средний размер обуви у меня и у моего брата.
2.Модой называют число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто. Можно сказать, что данное число самое «модное» в этом ряду. Такой показатель, как мода, используется не только для числовых данных. Если, например, опросить большую группу учеников, какой школьный предмет им нравится больше всего, то модой этого ряда ответов окажется тот предмет, который будут называть чаще остальных.
Мода – показатель, который широко используется в статистике. Одним из наиболее частых использований моды является изучение спроса. Например, при решении вопросов, в пачки какого веса фасовать масло, какие открывать авиарейсы и т. п., предварительно изучается спрос и выявляется мода — наиболее часто встречающийся заказ.
Заметим, что в рядах, рассматриваемых в реальных статистических исследованиях, иногда выделяют больше одной моды. Когда в ряду много данных, то интересными бывают все те значения, которые встречаются гораздо чаще других. Их статистики тоже называют модой.
Когда нужна мода?
Мода важна для производителей при определении самого популярного размера одежды, обуви, размеров бутылки сока, пачки чипсов, популярного фасона одежды
Однако нахождение среднего арифметического или моды далеко не всегда позволяет делать надежные выводы на основе статистических данных. Если есть ряд данных, то, помимо средних значений, надо еще указать, насколько используемые данные различаются между собой.
Одним из статистических показателей различия или разброса данных является размах.
3.Размах — это разность между наибольшим и наименьшим значениями ряда данных.
Когда нужен и не нужен размах?
Размах ряда находят тогда, когда хотят определить, как велик разброс данных в ряду. Например, в течение суток отмечали каждый час температуру воздуха в городе. Для полученного ряда данных полезно не только вычислять среднее арифметическое, показывающее, какова среднесуточная температура, но и найти размах ряда, характеризующий колебание температуры воздуха в течение этих суток. Для температуры на Меркурии, например, размах равен 350 + 150=500 С. Конечно, такого перепада температур человек выдержать не может.
4.Еще одной важной статистической характеристикой ряда данных является его медиана. Обычно медиану ищут в случае, когда числа в ряду являются какими-либо показателями и надо найти, например, человека, показавшего средний результат, фирму со средней годовой прибылью, авиакомпанию, предлагающую средние цены на билеты, и т. д.
Медианой ряда, состоящего из нечетного количества чисел, называется число данного ряда, которое окажется посередине, если этот ряд упорядочить. Медианой ряда, состоящего из четного количества чисел, называется среднее арифметическое двух стоящих посередине чисел этого ряда.
Когда нужна и не нужна медиана?
Медиана чаще применяется с другими статистическими характеристиками, но по ней одной можно отбирать результаты, выше или ниже медианы.
Статистические исследования
«Статистика знает всё»,— утверждали Ильф и Петров в своем знаменитом романе «Двенадцать стульев» и продолжали: «Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики... Известно, сколько в стране охотников, балерин... станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок... Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!..» Зачем нужны эти таблицы, как их составлять и обрабатывать, какие выводы на их основании можно делать – на эти вопросы отвечает статистика (от итальянского stato – государство, латинского status – состояние).
Практическая часть
Обработка полученных данных с помощью элементов статистики.
Пример 1: Мы собрали информацию численности населения и рождаемости в нашем районе, начиная с 1979 года по 2007 год. С помощью формулы вычислили уровень рождаемости . Попытаемся к данной величине применить все статистические характеристики.
год | Численность, тыс. | Рождаемость | Коэффициент рождаемости |
1979 | 28,6 | 548 | 19 |
1980 | 28,7 | 521 | 18 |
1987 | 27,4 | 553 | 20 |
1989 | 26,2 | 452 | 17 |
1990 | 26,1 | 376 | 14 |
1991 | 25,6 | 392 | 15 |
1992 | 25,2 | 312 | 12 |
1993 | 24,8 | 272 | 10 |
1994 | 24,3 | 241 | 9,9 |
1995 | 23 | 216 | 9,3 |
1996 | 22,2 | 219 | 9,9 |
1997 | 21,3 | 195 | 9,1 |
1998 | 20,5 | 153 | 7,2 |
1999 | 19,9 | 142 | 7,1 |
2000 | 19,4 | 134 | 7 |
2001 | 18,2 | 159 | 8,7 |
2002 | 17,9 | 162 | 9 |
2003 | 17,5 | 189 | 10,9 |
2004 | 17,3 | 153 | 8,8 |
2005 | 16,8 | 152 | 9 |
2006 | 16,5 | 132 | 9 |
2007 | 16,2 | 175 | 10,8 |
1.Среднее арифметическое
Год | 1979 | 1980 | 1987 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Численность, Тыс. | 28,6 | 28,7 | 27,4 | 26,2 | 26,1 | 25,6 | 25,2 | 27,8 | 24,3 | 23,1 | 21,2 | 21,3 | 20,5 | 20,2 | 19,4 | 18,2 | 17,9 | 17,5 | 17,3 | 16,8 | 16,5 | 16,2 |
Рождаемость,% | 19 | 18 | 20 | 17 | 14 | 15 | 12 | 10 | 9,9 | 9,3 | 9,9 | 9,1 | 7,2 | 7,1 | 7 | 8,7 | 9 | 10,9 | 8,8 | 9 | 9 | 10,8 |
(28,6+28,7+27,4+26,2+26,1+25,6+25,2+27,8+24,3+23,1+21,2+21,3+20,5+20,2+19,4+18,2+17,9+17,5+17,3+16,8+16,5+16,2)/22=22,09– среднее арифметическое численности
(19+18+20+17+14+15+12+10+9,9+9,3+9,9+9,1+7,2+7,1+7+8,7+9+10,9+8,8+9+9+10,8)/22=
11,39 среднее арифметическое коэффициента рождаемости
2.Размах
Численность: 28,6; 28,7; 27,4; 26,2; 26,1; 25,6; 25,2; 27,8; 24,3; 23,1; 21,2; 21,3; 20,5; 20,2; 19,4; 18,2; 17,9; 17,5; 17,3; 16,8; 16,5; 16,2
Размах численности составляет: 28,7-16,2=12,5.
Рождаемость: 19; 18; 20; 17; 14; 15; 12; 10; 9,9; 9,3; 9,9; 9,1; 7,2; 7,1; 7; 8,7; 9; 10,9; 8,8; 9; 9; 10,8
Размах коэффициента рождаемости составляет:20-7=13.
3.Мода
Численность: 28,6; 28,7; 27,4; 26,2; 26,1; 25,6; 25,2; 27,8; 24,3; 23,1; 21,2; 21,3; 20,5; 20,2; 19,4; 18,2; 17,9; 17,5; 17,3; 16,8; 16,5; 16,2
Мода не определена
Рождаемость:19; 18; 20; 17; 14; 15; 12; 10; 9,9; 9,3; 9,9; 9,1; 7,2; 7,1; 7; 8,7; 9; 10,9; 8,8; 9; 9; 10,8
Мода равна 9
4.Медиана
Рождаемость:7; 7,1; 7,2; 8,7; 8,8; 9; 9; 9; 9,1; 9,3; 9,9; 9,9; 10; 10,8; 10,9; 12; 14; 15; 17; 18; 19; 20
Медиана равна: 9,6
Пример 2.Найдем статистические характеристики для роста учащихся 11-ых классов.
ФИО | Рост |
| 180 |
| 167 |
| 165 |
| 169 |
| 182 |
| 170 |
| 168,5 |
| 165,5 |
| 180,5 |
| 173 |
| 157,5 |
| 178 |
| 168 |
| 174 |
| 160 |
| 170 |
| 146,5 |
| 152 |
| 163 |
| 157,5 |
| 163,5 |
| 187 |
| 184 |
| 171,5 |
| 174,5 |
| 164,5 |
| 150 |
| 172 |
| 159 |
| 173,5 |
| 156,5 |
| 165,5 |
| 154 |
| 174 |
1.Среднее арифметическое
180+165+167+169+182+170+168,5+165,5+180,5+173+157,5+178+168+174+160+170+146,5+152+163+157,5+163,5+187+184+171,5+174,5+164,5+150+172+159+173,5+156,5+165,5+154+174=5696,5/34=167,5
2.Размах
187-146,5=40,5
3.Мода
Мода равна: 170, 165,5, 157,5 ,т.к эти числа повторяются по два раза
4.Медиана
(146,5+152)/2=149,25
Сбор и группировка статистических данных
Для исследования различных общественных и социально-экономических явлений, а так же некоторых процессов, происходящих в природе, проводятся специальные статистические исследования. Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении или процессе. Этот этап называется этапом статистического наблюдения.
Для обобщения и систематизации данных, полученных в результате статистического наблюдения, их по какому – либо признаку разбивают на группы и результаты группировки сводят в таблицы ( таблицы частот, таблицы относительных частот).
Рассмотрим такой пример: Учитель провел тест по алгебре среди учащихся одиннадцатых классов по алгебре, состоящий из 12 заданий. Работу выполняли 17 учеников. При проверке каждой работы учитель отмечал число верно выполненных заданий. В результате был составлен такой ряд чисел:
6, 7, 9, 8,11, 12,0 ,4,4,5,6,6,5,9,8,4,5
Для того, чтобы удобно было анализировать полученные данные, упорядочим этот ряд:
0, 4, 4, 4, 5,5 ,5,6, 6, 6 ,8 ,8, 9 ,9,10,11,12.
Представим полученные данные в виде таблицы, в которой для каждого числа, верно выполненных заданий, записанного в верхней строке, укажем в нижней строке количество появлений этого числа в ряду, т.е. частоту:
Количество баллов | 0 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
частота | 1 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Такую таблицу называют таблицей частот.
В рассмотренном примере сумма частот равна общему числу проверяемых работ, т.е. 17.
Вообще, если результат исследования представлен в виде таблицы частот, то сумма часто равна общему числу данных в ряду. После сбора и группировки данных переходят к их анализу, используя для этого различные обобщающие показатели. Простейшими из них являются такие известные вам статистические характеристики, как среднее арифметическое, мода, медиана, размах.
Проанализируем результаты проведенной проверки работ учащихся.
Среднее арифметическое- 6,6; размах- 12; мода- 4,5,6; медиана -6. В рассмотренном примере для анализов результатов выполнения теста учащимися была составлена таблица частот. Иногда составляют таблицу, в которой для каждого данного указывается не частота, а отношение частоты к общему числу данных в ряду. Это отношение, выраженной в процентах, называют относительной частотой, саму таблицу, таблицей относительных частот.
В нашем примере общая численность совокупности- это число учащихся, писавших работы, т.е. 17. Таблица относительных частот выглядит следующим образом:
Количество баллов | 0 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
частота | 1 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Относительная частота | 5,8% | 17,6% | 17,6% | 17,6% | 11,7% | 11,7% | 5,8% | 5,8% | 5,8% |
Не трудно убедиться, что сумма относительных частот составляет 100%.
В рассмотренном в начале пункта примере были проанализированы результаты выполнения теста с учащимися одного 11 класса. Тот же тест можно было бы использовать для более широкой проверки математической подготовки учащихся, например, предложить его одиннадцатиклассникам всех школ района. Заметим, что организация такой проверки связана с серьёзными трудностями по пересылке текстов заданий в школы, сбору и проверки работ учащихся, обработке полученных результатов. Вообще, проведение любого массового исследования требует больших организационных усилий и финансовых затрат. Например, перепись населения страны связана с подготовкой разнообразной документации, выделение и инструктажем переписчиков, сбором информации, обработкой собранных сведений.
В тех случаях, когда бывает сложно или даже невозможно провести сплошное исследование, его заменяют выборочным. При выборочном исследовании из всей изучаемой совокупности данных, называемой генеральной совокупностью, выбирается определенная ее часть, т.е. составляется выборочная совокупность, которая подвергается исследованию. При этом выборка должна быть представительной, или, как говорят, репрезентативной, т.е. отражающей характерные особенности исследуемой генеральной совокупности.
Наглядное представление статистической информации
Для наглядного представления данных, полученных в результате статистического исследования, широко используются различные способы их изображения.
Одним из хорошо известных способов наглядного представления ряда данных является построение столбчатой диаграммы. Столбчатые диаграммы используют тогда, когда хотят проиллюстрировать динамику изменения данных во времени или распределения данных, полученных в результате статистического исследования.
В таблице показаны данные о коэффициентах рождаемости по годам. По этим данным была построена столбчатая диаграмма.
Год | 0,9 | 1980 | 1987 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Рождаемость, % | 19 | 18 | 20 | 17 | 14 | 15 | 12 | 10 | 9,9 | 9,3 | 9,9 | 9,1 | 7,2 | 7,1 | 7 | 8,7 | 9 | 10,9 | 8,8 | 9 | 9 | 10,8 |
Для наглядного изображения соотношения между частями исследуемой совокупности удобно использовать круговые диаграммы.
Заметим, что круговая диаграмма сохраняет свою наглядность и выразительность лишь при небольшом числе частей совокупности. В противном случае её применение малоэффективно.
Рассмотрим пример: Число рождённых в 2007 году составило 175. Из них до 17 лет родили 4 девушки, 18-24 лет родили 73 женщины,25-34 – 83 и от 34 и старше 16 женщин.
Покажем это на круговой диаграмме:
Динамику изменения статистических данных во времени часто иллюстрируют с помощью полигона. Для построения полигона отмечают в координатной плоскости точки, абсциссами которых служат моменты времени, а ординатами – соответствующие им статистические данные. Соединив последовательно эти точки отрезками, получают ломаную, которую называют полигоном. Полигоны используют для наглядного изображения распределения данных, полученных в результате статистического исследования. Если данные представлены в виде таблицы частот или относительных частот, то для построения полигона отмечают в координатной плоскости точки, абсциссами которых служат статистические данные, а ординатами – их частоты или относительные частоты. Соединив эти точки отрезками, получают полигон распределения данных.
Рассмотрим пример. В классе нам дали на дом тест для закрепления, состоящий из 20 заданий. Мы попросили учащихся 11-х классов зафиксировать приблизительное время, которое они затратили на выполнение этого теста. Эти данные мы обработали, составили таблицу частот и построили полигон.
Время (мин) | 40 | 60 | 75 | 80 | 90 | 120 |
Частота | 5 | 6 | 5 | 8 | 3 | 7 |
Заключение
Главным учетно-статистическим центром в РФ является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), созданный в 1994 г. В задачи его структур входят систематический анализ социально-экономического положения Российской Федерации, отражение динамических процессов перехода к рынку. Была принята Государственная программа по переходу на международную практику системы учета и статистики (1993-1996 гг.), разработана Федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997-2000 годах». Читая прессу, или глядя телевизор, часто встречается фраза: « По статистике…», «Статистика здравоохранения, статистика безработицы, статистика цен на недвижимость» и т.д. Меня, как выпускницу средней школы, заинтересовало: Что такое статистика и для чего она нужна? Может эта работа повлияет на выбор моей профессии. Данная работа предназначена для изучения статистических характеристик и статистического исследования. Она позволяет в ознакомительном плане узнать, что такое статистика и какие простейшие характеристики она изучает. В нашей работе содержательный смысл этих величин разъясняется на доступных примерах, опирающихся на информацию, собранную нами в нашей школе. Кроме этого, даются начальные представления о сборе и группировке статистических данных, составлении таблиц частот и относительных частот; происходит знакомство с нахождением по таблицам частот основных статистических характеристик- среднего арифметического, размаха, моды и медианы. Рассматриваются различные способы наглядного изображения результатов статистических исследований: построение столбчатых и круговых диаграмм, полигонов.
Предполагаем, что наша работа окажет помощь в изучении рассмотренных нами вопросов учащимся 9 классов и учителями для использования на уроках. Эта работа может быть использована для проведения элективных курсов в 9 классе, чтобы вызвать интерес в изучении математики. Это в дальнейшем поможет определиться с выбором профильного класса в старшем звене.
Думаю, что мы продолжим изучение этой темы, для дальнейшего формирования важных в современном обществе умений, как понимание результатов статистических исследований, широко представленных в средствах массовой информации.
Список литературы
Приложение
1)В течение четверти Сергей получил следующие оценки по математике: одну «двойку» ,три « тройки», пять «четвёрок» и одну « пятёрку».Найдите сумму среднего арифметического и моды его оценок.
2)Записана среднесуточная температура ( в градусах) в Москве в течении пяти дней в октябре месяце :6 ; 7; 7;9; 11.На сколько отличается среднее арифметического этого набора чисел от его медианы?
3)написан рост (в сантиметрах) пяти учащихсяч:156,166, 134, 132, 132. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?
4)Пятеро друзей нашли отклонения( в минутах) показаний своих наручных часов от точного времени: -2, 0,3,-5,-1. Найдите сумму среднего арифметического этого набора чисел и его медианы.
5)Записана стоимость (в рублях) глазированных сырков «Вкусняшка» в магазинах микрорайона: 3,5,6,7,9,4,8. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?
6)Записан расход электроэнергии ( в кВт) некоторой семьёй в течении первых пяти месяцев года: 138, 140, 135, 132, 125. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?
7)Среднее арифметическое ряда, состоящего из 10 чисел, равно 16. К этому ряду приписали число 27.Чему равно среднее арифметическое нового ряда чисел?
8) Среднее арифметического ряда ,состоящего из 10 чисел равно 16. Из этого ряда вычеркнули число 7.Чему равно среднее арифметическое нового ряда чисел?
9)Каждый из 9 участников соревнований по стрельбе произвёл по 10 выстрелов. Записано число попаданий в цель каждого из этих участников: 12, 10, 5, 4, 6, 8, 9, 5, 4. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?
10) Пять сотрудников отдела приобрели акции одинаковой стоимости некоторого акционерного общества. Записано количество этих акций, приобретённых каждым из сотрудников:5, 10, 12, 7, 3. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?
11) В университете ведут ежедневный учёт поступивших писем. На основании этого учёта получен следующий ряд данных( число писем, поступавших ежедневно в течении этой недели) : 39, 43, 40, 56,38 , 21, 1. . На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?
12)В течении четверти Алексей получил следующие оценки по физике: две «двойки», две «тройки», четыре «четвёрки», две «пятёрки». Найдите сумму среднего арифметического и медианы его оценок.
13) Записан рост ( в сантиметрах) пяти учащихся : 164, 162, 156, 132, 136. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы.
14)Пятеро друзей нашли отклонения (в минутах) показаний своих наручных часов от точного времени: -1, 0, -4, -1, 1. Найдите сумму среднего арифметического этого набора чисел и его моды.
15)Записана стоимость(в рублях) глазированных сырков «Малыш» в магазинах микрорайонах: 4, 4, 6, 7, 11, 9, 8. Найдите сумму среднего арифметического этого набора чисел и его моды.
16)В ряду чисел 3, 7, 15, _,21 пропущено одно число. Найдите это число ,если известно, что среднее арифметическое этого ряда чисел равно 12.
17) Записан расход электроэнергии (в кВт) некоторой семьёй в течении первых пяти месяцев года: 146, 140, 138, 136, 130. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?
18) Среднее арифметическое ряда , состоящего из 10 чисел, равно 18. К этому ряду приписали число 29.Чему равно среднее арифметическое нового ряда чисел?
19)Каждый из 9 участников соревнования по стрельбе произвёл по 10 выстрелов. Записано число попаданий в цель каждого из этих участников: 9, 8, 6, 5, 6, 9, 6, 5,9. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?
20)Записано среднесуточная температура( в градусах) в Москве в течении пяти дней в июне месяце: 25,27,29,24,25. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы?
Цветущая сакура
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
В поисках капитана Гранта
Разлука
За еду птицы готовы собирать мусор