В школьном курсе изучаются формулы корней квадратного уравнения, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения.
Проблемный вопрос: существуют ли кроме общепринятых приемов решения квадратных уравнений другие, которые позволяют быстро, рационально или устно решать квадратные уравнения?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наримановского района
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Учебный проект
Эти коварные квадратные уравнения
Авторы: Горбатова Анастасия,
Ралкина Анна
учащиеся 8 класса Руководитель: Каратушина С.Н.,
учитель математики
г.Астрахань
2014
Тезисы
При изучении в школе квадратных уравнений, мы очень заинтересовалась этой темой. Нам стало интересно узнать, какие же еще бывают способы решения квадратных уравнений.
Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования современного человека. Практически все, что окружает человека – это все так или иначе связано с математикой. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, в том числе и квадратных, которые необходимо научиться решать.
В данной работе мы изложила все известные виды и решения квадратных уравнений из школьного курса алгебры. Также в этой работе показали дополнительный материал, который не изучается в школьном курсе. Устное решение квадратных уравнений намного проще и быстрее, так как при решении уравнений не надо находить дискриминант и вычислять корни по формуле.
Однако, значение квадратных уравнений заключается не только в изяществе и краткости решения задач, хотя и это весьма существенно. Не менее важно и то, что в результате применения квадратных уравнений при решении задач не редко обнаруживаются новые детали, удается сделать интересные обобщения и внести уточнения, которые подсказываются анализом полученных формул и соотношений.
Вывод: квадратные уравнения играют огромную роль в развитии математики, при решении реальных задач . Эти знания могут пригодиться нам на протяжении всей жизни.
Так как эти методы решения квадратных уравнений просты в применении, то они, безусловно, должно заинтересовать увлекающихся математикой учеников. Наша работа дает возможность по-другому посмотреть на те задачи, которые ставит перед нами математика.
Эти коварные квадратные уравнения
Тема «Квадратные уравнения » является одной из самых актуальных. Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Они находят широкое применение в разных разделах математики.
В школьном курсе изучаются формулы корней квадратного уравнения, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения.
Проблемный вопрос: существуют ли кроме общепринятых приемов решения квадратных уравнений другие, которые позволяют быстро, рационально или устно решать квадратные уравнения?
Задачи:
1. Историческая справка (слайд 2)
Неполные квадратные уравнения и частные виды полных квадратных уравнений ( ) умели решать вавилоняне (около 2 тыс. лет до н.э.). Об этом свидетельствуют найденные клинописные тексты задач с решениями (в виде рецептов). Некоторые виды квадратных уравнений могли решать древнегреческие математики, сводя их решения к геометрическим построениям. х2 ± х = а (слайд 3)
Приёмы решения уравнений без обращения к геометрии даёт Диофант Александрийский (III в.). В дошедших до нас 6 из 13 книг «Арифметика» содержатся задачи с решениями, в которых Диофант объясняет, как выбрать неизвестное, чтобы получить решение уравнения вида ах=b или Способ решения полных квадратных уравнений не сохранились. (слайд 4)
Правило решения квадратных уравнений, приведённых к виду
, где a > 0, дал индийский учёный Брахмагупта (VII в.). В трактате «Китаб аль-джебр Валь-мукабала» хорезмский математик аль-Хорезми разъясняет приёмы решения уравнений вида , (буквами а, b и с обозначены лишь положительные числа, так как отрицательных чисел тогда не признавали) и отыскивает только положительные корни. (слайд 5)
Общее правило решения квадратных уравнений, приведённых к виду , было сформулировано немецким математиком М.Штифелем (1487-1567). Выводом формулы решения квадратных уравнений общего вида занимался Виет. Однако своё утверждение он высказывал лишь для положительных корней (отрицательных чисел он не признавал). (слайд 6-7)
После трудов нидерландского математика А.Жирара (1595-1632), а также Декарта и Ньютона способ решения квадратных уравнений принял современный вид. Формулы, выражающие зависимость корней уравнения от его коэффициентов, были выведены Виетом в 1591г. Для квадратного уравнения теорема Виета в современных обозначениях выглядела так:
корнями уравнения (а+b)х –х2 = ab являются числа а и b. (слайд 8)
2. Обобщение имеющихся знаний о квадратных уравнениях и способах их решения
1) Определение квадратного уравнения, его виды.
Квадратным уравнением называется уравнение вида ax2 + bx + c = 0,
где х - переменная, а,b и с - некоторые числа, причем, а ≠ 0.
2) Неполные квадратные уравнения
1) ах2 + с = 0, где с ≠ 0;
2) ах2 + bх = 0, где b ≠ 0;
3) ах2 = 0.
Способы решения неполных квадратных уравнений
3. Нестандартные способы решения квадратных уравнений.
1. СПОСОБ: Разложение левой части уравнения на множители.
Решим уравнение х2 + 4х – 32 = 0. Разложим левую часть на множители:
х2 + 4х – 32 = х2 – 4х + 8х – 32 = х(х – 4) + 8(х – 4) = (х – 4)(х + 8). Следовательно, уравнение можно переписать так: (х – 4)(х + 8) = 0
Так как произведение равно нулю, то, по крайней мере, один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается нуль при х = 4, а также при х = – 8. Это означает, что число 4 и – 8 являются корнями уравнения х2 + 4х – 32 = 0. (слайд 9)
2. СПОСОБ: Метод выделения полного квадрата. (слайд 10-11)
Решим уравнение х2 – 6х + 8 = 0. Выделим в левой части полный квадрат.
Для этого запишем выражение х2 – 6х в следующем виде:
х2 – 6х = х2 – 2• х • 3.
в полученном выражении первое слагаемое - квадрат числа х, а второе - удвоенное произведение х на 3. Поэтому чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 32, так как
х2 – 2• х • 3 + 32 = (х – 3)2.
Преобразуем теперь левую часть уравнения
х2 – 6х + 8 = 0,
прибавляя к ней и вычитая 32. Имеем:
х2 – 6х + 8 = х2 – 2• х • 3 + 32 – 32 + 8 = (х – 3)2 – 9 + 8= (х – 3)2 – 1.
Таким образом, данное уравнение можно записать так:
(х – 3)2 – 1 =0, (х – 3)2 = 1.
Следовательно, х – 3 =1, х1 = 4, или х – 3 = –1, х2 = 2.
Это означает, что число 4 и 2 являются корнями уравнения х2 – 6х +8 = 0.
3. СПОСОБ: Решение квадратных уравнений по формуле. (слайд 12-13)
Умножим обе части уравнения
ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0 на 4а и последовательно и прибавив b2 имеем:
4а2х2 + 4аbх + 4ас = 0,
((2ах)2 + 2ах • b + b2) = b2 – 4ac = 0,
(2ax + b)2 = b2 – 4ac,
2ax + b = ±,
2ax = – b ± ,
Выражение b2 – 4ac называют дискриминантом и обозначают D.
т.е. D = b2 – 4ac, и формула для нахождения корней выглядит так:
.
Отметим особо: если D>0, то уравнение имеет два корня ,
если D=0, уравнение имеет один корень , говорят также корень кратности два;
если D<0, уравнение не имеет вещественных (действительных) корней.
4. СПОСОБ: Решение уравнений с использованием теоремы Виета.
Как известно, приведенное квадратное уравнение имеет вид
х2 + px + q = 0.
Его корни удовлетворяют теореме Виета, которая при а =1 имеет вид
x1 x2 = q, x1 + x2 = –p (слайд 14)
5. СПОСОБ: Свойства коэффициентов квадратного уравнения.
А. Пусть дано квадратное уравнение ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0.
а) Если а + b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов уравнения равна нулю),
то х1 = 1, х2 = .
б) Если а – b + с = 0, или b = а + с, то х1 = – 1, х2 = –
Б. Если второй коэффициент b = 2k четное число, то формулу корней
можно записать в виде (слайд 15)
6. СПОСОБ: Решение уравнений способом «переброски старшего коэффициента». (слайд 16-17)
Рассмотрим 2 квадратных уравнения:
ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, и у2 + bу +ас = 0
D = b2 – 4ac и D = b2 – 4ac
и ,
т.е. всё отличие только в коэффициенте а в знаменателе. Значит, найдя корни уравнения у2 + bу +ас = 0 и поделив их на а, получим корни уравнения ах2 + bх + с = 0.
Окончательно получаем х1 = и х1 = .
Пример: Решим уравнение 60х2 – 119х – 2 = 0.
Решение. «Перебросим» коэффициент 60, как множитель, к свободному члену, в результате получим уравнение
у2 – 119у – 120 = 0.
Согласно свойству коэффициентов получаем:
у1 = –1 х1 = –1/60 x1 = –
у2 = 120 x2 = 120/60 x2 = 2. Ответ: – 2.
Способы 5 и 6 дают возможность решать многие уравнения устно.
7.СПОСОБ : Закономерность коэффициентов. (слайд 18-20)
1) Если в уравнении ax2 + bx + c = 0 коэффициент b равен (а2 +1), а коэффициент с численно равен коэффициенту а, то его корни равны
х1= –а; х2 = –. ax2 + (а2 +1)∙ х+ а= 0
Пример. Рассмотрим уравнение 6х2 +37х + 6 = 0.
х1= – 6; х2 = – .
2) Если в уравнении ax2 – bx + c = 0 коэффициент b равен (а2 + 1),а коэффициент с численно равен коэффициенту а, то его корни равны
х1= а; х2= .
ax2 – (а2 +1)∙ х+ а= 0
Пример. Рассмотрим уравнение 15х 2 – 226х +15 = 0. х1= 15; х2=
3) Если в уравнении ax2 + bx – c = 0 коэффициент b равен (а2 – 1), а коэффициент с численно равен коэффициенту а, то его корни равны
х= – а; х=
ax2 + (а2– 1)∙ х– а= 0
Пример. Рассмотрим уравнение 17х2 +288х – 17 = 0. х1 = –17; х2 =
4) Если в уравнении ax2 – bx – c = 0 коэффициент b равен (а2 – 1), а коэффициент с численно равен коэффициенту а, то его корни равны
х= а; х= –
ax2 + (а2– 1)∙ х– а = 0
Пример. Рассмотрим уравнение 10х2 – 99 х – 10 = 0. х1 = 10; х2 = –
4. Выводы
В процессе работы над проектом мы познакомились с нестандартными приемами решения квадратных уравнений. Разработали банк заданий, на основе которого проведена успешная апробация этих приемов.
Успешно выполненная работа, позволяет сделать следующие выводы:
Данный материал можно рекомендовать для внеклассных и факультативных занятий по математике. Можно использовать его как методическое пособие при изучении темы «Решение квадратных уравнений», а также, для контроля при решении
Материалом этого проекта могут воспользоваться и те, кто любит математику и хочет знать о математике больше.
Слайд 1
Эти коварные квадратные уравнения Авторы: учащиеся 8 класса Горбатова Анастасия, Ралкина Анна Руководитель: Каратушина С.Н.,Слайд 2
Из истории квадратных уравнений
Слайд 3
Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне Неполные квадратные уравнения и частные виды полных квадратных уравнений ( х 2 ± х = а ) умели решать вавилоняне (около 2 тыс. лет до н.э.). Об этом свидетельствуют найденные клинописные тексты задач с решениями (в виде рецептов).
Слайд 4
Как составлял и решал Диофант квадратные уравнения. (10+х)(10-х) =96 100 – х 2 =96 Решение х = – 2 для Диофанта не существует, так как греческая математика знала только положительные числа. Х 2 – 4=0 Х = 2
Слайд 5
Квадратные уравнения в Индии Правило решения квадратных уравнений, приведённых к виду , где a > 0, дал индийский учёный Брахмагупта (VII в.) ах 2 + b х = c буквами а, b и с обозначены лишь положительные числа, так как отрицательных чисел тогда не признавали.
Слайд 6
Квадратные уравнения в Европе ХIII - Х V II вв. х 2 + b х = с при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов b , с было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. М. Штифелем . Формулы решения квадратных уравнений по образцу ал-Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 г. итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Книга способствовала распространению алгебраических знаний в Италии, в Германии, Франции и др. странах Европы.
Слайд 7
В глубокой древности была найдена формула для решения квадратного уравнения с помощью радикалов (корней). Вывод формулы имеется у Виета, но он признавал только положительные корни. Итальянские математики Тарталья, Кордано , Бомбелли в XVI в.учитывают и отрицательные корни. В XVII в. благодаря трудам Жирара , Декарта, Ньютона способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
Слайд 8
О теореме Виета. «Если В + D , умноженное на А - А 2 , равно В D , то А равно В и равно D ». На языке современной алгебры вышеприведенная формулировка Виета означает: если имеет место (а + b ) х – х ² = ab , т.е. х 2 - (а + b )х + а b = 0, то х 1 = а, х 2 = b.
Слайд 9
Различные способы решения квадратных уравнений 1. СПОСОБ : Разложение левой части уравнения на множители. Решим уравнение х 2 + 4х – 32 = 0 . Разложим левую часть на множители: х 2 + 4х – 32 = х 2 – 4х + 8х – 32 = х( х – 4) + 8(х – 4) = (х – 4)(х + 8). Следовательно, уравнение можно переписать так: (х – 4 )(х + 8 ) = 0 Так как произведение равно нулю, то, по крайней мере, один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается нуль при х = 4, а также при х = – 8. Это означает, что числа 4 и – 8 являются корнями уравнения х 2 + 4х – 32 = 0.
Слайд 10
2. СПОСОБ : Метод выделения полного квадрата. Решим уравнение х 2 – 6х + 8 = 0. Выделим в левой части полный квадрат. Для этого запишем выражение х 2 – 6х в следующем виде: х 2 – 6х = х 2 – 2• х • 3. в полученном выражении первое слагаемое – квадрат числа х, а второе - удвоенное произведение х на 3. Поэтому чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 3 2 , так как х 2 – 2• х • 3 + 3 2 = (х – 3) 2 . Преобразуем теперь левую часть уравнения х 2 – 6х + 8 = 0, прибавляя к ней и вычитая 3 2 .
Слайд 11
Имеем: х 2 – 6х + 8 = х 2 – 2• х • 3 + 3 2 – 3 2 + 8 = (х – 3) 2 – 9 + 8= (х – 3) 2 – 1. Таким образом, данное уравнение можно записать так: (х – 3) 2 – 1 = 0 , ( х – 3) 2 = 1. Следовательно, х – 3 =1, и х 1 = 4, или х – 3 = –1, и х 2 = 2. Это означает, что числа 4 и 2 являются корнями уравнения х 2 – 6х +8 = 0.
Слайд 12
3. СПОСОБ : Решение квадратных уравнений по формуле. Умножим обе части уравнения ах 2 + b х + с = 0, а ≠ 0 на 4а и последовательно прибавив b 2 имеем: 4а 2 х 2 + 4а b х + 4ас = 0, ((2ах) 2 + 2ах • b + b 2 ) - b 2 + 4 ac = 0, (2ax + b) 2 = b 2 - 4ac, 2ax + b = ± , 2ax = - b ±
Слайд 13
Выражение b 2 – 4 ac называют дискриминантом и обозначают D , т.е. D = b 2 – 4 ac , и формула для нахождения корней выглядит так: . Отметим особо: если D >0 , то уравнение имеет два корня , если D =0 , уравнение имеет один корень говорят также корень кратности два; если D <0 , уравнение не имеет вещественных (действительных) корней.
Слайд 14
4 . СПОСОБ: Решение уравнений с использованием теоремы Виета . Как известно, приведенное квадратное уравнение имеет вид х² + px + q = 0. Его корни удовлетворяют теореме Виета , которая при а = 1 имеет вид Отсюда можно сделать следующие выводы (по коэффициентам p и q можно предсказать знаки корней). Теорема Виета для квадратного уравнения ах² + вх + с = 0
Слайд 15
5. СПОСОБ: Свойства коэффициентов квадратного уравнения. А. Пусть дано квадратное уравнение ах 2 + b х + с = 0 , где а ≠ 0. а) Если а + b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов уравнения равна нулю), то х 1 = 1, х 2 = . б) Если а – b + с = 0 , или b = а + с , то х 1 = – 1, х 2 = – Б. Если второй коэффициент b = 2 k четное число, то формулу корней можно записать в виде
Слайд 16
Рассмотрим 2 квадратных уравнения: ах 2 + b х + с = 0 , где а ≠ 0, и у 2 + b у +ас = 0 D = b 2 – 4 ac и D = b 2 – 4 ac , т.е. всё отличие только в коэффициенте а в знаменателе. Значит, найдя корни уравнения у 2 + b у +ас = 0 и поделив их на а, получим корни уравнения ах 2 + b х + с = 0. Окончательно получаем х 1 = и х 1 = . 6. СПОСОБ: Решение уравнений способом «переброски старшего коэффициента». и
Слайд 17
Пример: Решим уравнение 60х 2 – 119х – 2 = 0. Решение. «Перебросим» коэффициент 60, как множитель, к свободному члену, в результате получим уравнение у 2 – 119у – 120 = 0. Согласно свойству коэффициентов получаем: у 1 = –1 х 1 = –1/60 x 1 = – у 2 = 120 x 2 = 120/60 x 2 = 2. Ответ : – ; 2 Способы 5 и 6 дают возможность решать многие уравнения устно.
Слайд 18
7.СПОСОБ : Закономерность коэффициентов . Если в уравнении ax 2 + bx + c = 0 коэффициент b равен (а 2 +1), а коэффициент с численно равен коэффициенту а , то его корни равны х 1 = –а; х 2 = – ax 2 + (а 2 +1)∙ х + а = 0 Пример. Рассмотрим уравнение 6х 2 +37х + 6 = 0 . х 1 = – 6; х 2 = – . 2) Если в уравнении ax 2 – bx + c = 0 коэффициент b равен (а 2 + 1), а коэффициент с численно равен коэффициенту а , то его корни равны х 1 = а; х 2 = ax 2 – (а 2 +1)∙ х+ а= 0
Слайд 19
Пример . Рассмотрим уравнение 15х 2 – 226х +15 = 0 . х 1 = 15; х 2 = 3) Если в уравнении ax 2 + bx – c = 0 коэффициент b равен (а 2 – 1), а коэффициент с численно равен коэффициенту а , то его корни равны х = – а; х = ax 2 + (а 2 – 1)∙ х– а= 0 Пример. Рассмотрим уравнение 17х 2 +288х – 17 = 0. х 1 = –17; х 2 =
Слайд 20
4) Если в уравнении ax 2 – bx – c = 0 коэффициент b равен (а 2 – 1), а коэффициент с численно равен коэффициенту а , то его корни равны х = а х = – ax 2 + (а 2 – 1)∙ х– а= 0 Пример. Рассмотрим уравнение 10х 2 – 99 х – 10 = 0. х 1 = 10; х 2 = –
Свинья под дубом
"Морская болезнь" у космонавтов
Какая бывает зима
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Ребята и утята