Работа посвящена изучению происхождения и функций знаков препинания в письменной речи, носит исследовательский характер: предполагает анализ собранных данных с изложением собственного мнения по поводу представленной проблемы с опорой на проведённое исследование. Предмет исследования – знаки препинания. Гипотеза: на письме без знаков препинания обойтись нельзя. В работе сравниваются определения значений и функций знаков препинания в различных источниках; прослеживается история возникновения знаков препинания; анализируется интернет - переписка чатов и форумов; проводится исследование значимости знаков препинания в письменной речи среди обучающихся 7-8 классов с выявлением причинно – следственных связей полученных результатов; отводится внимание мало изученным элементам: абзацу и смайликам; делаются выводы о необходимости использовании знаков препинания в письменной речи.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 144.5 КБ |
Презентация к работе | 1.06 МБ |
«Внимание! Внимание! Мы знаки препинания!»
Автор:
Никитина Ксения,
обучающаяся 7 «Б» класса,
МБОУ СОШ №7.
Руководитель:
Чижик Ирина Николаевна,
учитель русского языка
и литературы высшей категории
МБОУ СОШ №7.
Вязьма
2014
Аннотация.
Работа посвящена изучению происхождения и функций знаков препинания в письменной речи, носит исследовательский характер: предполагает анализ собранных данных с изложением собственного мнения по поводу представленной проблемы с опорой на проведённое исследование. Предмет исследования – знаки препинания. Гипотеза: на письме без знаков препинания обойтись нельзя. В работе сравниваются определения значений и функций знаков препинания в различных источниках; прослеживается история возникновения знаков препинания; анализируется интернет - переписка чатов и форумов; проводится исследование значимости знаков препинания в письменной речи среди обучающихся 7-8 классов с выявлением причинно – следственных связей полученных результатов; отводится внимание мало изученным элементам: абзацу и смайликам; делаются выводы о необходимости использовании знаков препинания в письменной речи.
Содержание
Точки, палочки, крючки...
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют прочтения.
А. Шибаев
Предмет исследования: значение и функции знаков препинания в письменной речи.
Цель: исследование значения и функций знаков препинания, выявление их роли в предложении и письменной речи через анализ справочной и энциклопедической литературы, в том числе электронных информационных источников.
Гипотеза: предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя.
История возникновения и развития знаков препинания очень интересна. А ведь раньше знаки вовсе не использовались. Именно с их появлением появилась и грамотность, и ясность мыслей и рассуждений. Без них человечество не имело бы всего того, что имеет сейчас. Не были бы сделаны важнейшие открытия в науке, не были бы написаны величайшие произведения мировой литературы, не было бы и нас. Поэтому нужно беречь знаки препинания. Именно в них путь к дальнейшему развитию всего мира.
Что такое знаки препинания?
Самая популярная Интернет энциклопедия «Википедия» дает такое толкование:
Зна́ки препина́ния — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.
Знаки препинания, синтаксически оформляющие текст, облегчают его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).
Типы и функции знаков препинания
В современной кириллической, латинской, арабской, еврейской, индийской письменности выделяются знаки препинания, выполняющие следующие функции:
Знаки препинания бывают одиночными и парными. К парным знакам препинания относятся две запятые и два тире (употребляемые при обособлении частей предложения как единые знаки), скобки и кавычки.
В других источниках объяснение этого термина «знаки препинания» дается такое же. Это значит, что у ученых нет разногласий по данному вопросу.
Но лингвисты спорят о количестве знаков препинания. Это происходит потому, что некоторые считают знаками препинания одно, а некоторые другое.
Как известно нам, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [" «].
Рассмотрим подробнее каждый из знаков препинания.
Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако, её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: «въоновремя•приближашесяпраздникъ•…» (Архангельское Евангелие, ХI век).
В.И. Даль в своём словаре даёт такое толкование слова «точка»: «Точка (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина».
Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный — точка удивления. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“ или „о точечном разуме“.
А какое современное значение этого слова?
В «Википедии» мы видим: «То́чка — знак препинания, который используется в письменности для:
- обозначения законченной мысли/предложения
Пример 1: «И всё». — законченная мысль.
Пример 2: «Я иду гулять». — законченное предложение.
- краткой формы слов и выражений
Пример 1: «до н. э.» — до нашей эры.
Пример 2: «сокр.» — сокращённо.
- образования других знаков препинания
Пример 1: «…» — многоточие.
Пример 2: «:» — двоеточие.
Пример 3: «;» — точка с запятой.
- формирования отточия
Пример 1: «ГЛАВА 1………………14».
«Большая Советская Энциклопедия» толкует, что: «Точка - знак препинания, обозначающий полную законченность повествовательного предложения. Точка, употребляемая при сокращении слов, не является знаком препинания ("т. е.")».
В Издательском словаре: «Точка — как условный знак в библиографии описании употребляется в следующих случаях:
1) взамен точки и тире перед каждой новой областью библиогр. описания, если область выделена шрифтом, записана с новой строки или если это библиогр. ссылка либо библиогр. описание составной части издания, где такая замена допущена в ГОСТ 7.1;
2) перед каждой новой фразой осн. заглавия при отсутствии между ними знака препинания на тит. л. (напр.: Античность. Средние века. Новое время);
3) в выходных данных перед названием филиала (отделения) изд-ва после его названия (напр.: Л.: Наука. СПб. отд-ние, 2003);
4) в области серии перед заглавием подсерии после заглавия серии; напр.: (Б-ка поэта / осн. М. Горьким. Большая сер.);
5) перед названием подчиненного учреждения после возглавляющего его учреждения (напр.: РАН. Ин-т всеобщ. истории)».
Экономико - математический словарь: «Точка- (в n-мерном евклидовом пространстве) — упорядоченная совокупность из n чисел. Такая точка называется вектором. Указанные числа (компоненты вектора) соответствуют тем или иным характеристикам моделируемой системы и, таким образом, Т. (вектор) описывает состояние системы в некоторый момент времени».
Как видим, слово точка имеет различное значение, в зависимости от того, в какой области применяется термин. Что же касается знака препинания, то у всех ученых сходятся мнения по применению и значению данной единицы языка.
2.2. Запятая.
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово запятая — это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“.
В словаре Брокгауза и Эфрона говорится, что: «Запятая-граммат., знак препинания (,), отделяющий главное предложение от придаточного, два главные краткие предложения, соединенные некоторыми. союзами и связанные по смыслу; внутри предложения запятые отделяют вводные выражения, приложения, слова обращения, однородные повторяющиеся члены предложения и пр.».
Ушаков в своем словаре говорит: «Запятая- 1. Знак препинания, разделяющий синтаксические группы в пределах одного синтаксического целого (грам.). 2. Препятствие, затруднение (разг. шутл.). Вот тут-то и з.!».
Википедия же дает более подробное толкование: «Запята́я — знак препинания. В русском языке запятая используется на письме:
- для обособления (выделения):
- между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
- между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
- при перечислении, то есть при однородных членах».
В числовой записи запятой отделяется целая и дробная части числа (см. десятичный разделитель). Данное правило действует в России и в большинстве стран Европы. Англоговорящие страны в качестве десятичного разделителя обычно используют точку.
И опять же в разной среде термин запятая используется по-разному. Ученые лингвисты же в один голос определяют ей одинаковые функции.
2.3. Точка с запятой.
«Википедия» толкует так значение этого слова: «То́чка с запято́й — отделительный непарный знак препинания. Точка с запятой впервые введена итальянским печатником Альдом Мануцием, использовавшим её для разделения противоположных слов и независимых частей сложносочинённых предложений. Шекспир уже использовал точку с запятой в своих сонетах. В русских текстах запятая и точка с запятой появились в конце XV в.».
Большая советская энциклопедия говорит так об термине: «Точка с запятой- знак препинания, состоящий из точки и расположенной под ней запятой. Ставится в бессоюзном сложном предложении между составляющими его частями (если они распространены и имеют внутри себя запятые); в сложносочинённом предложении между его частями, если они значительно распространены или имеют внутри себя запятые; между значительно распространёнными однородными членами простого предложения, особенно если внутри хотя бы одного из них есть запятые; между соподчинёнными придаточными предложениями, если они значительно распространены, имеют внутри себя запятые и не связаны сочинительными союзами».
2.4. Многоточие.
Знак многоточие под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.
В Российском гуманитарном словаре мы можем увидеть такое толкование:
«Многоточие — знак препинания, употребл. для обозначения незаконченности или прерванности высказывания, а также пропусков в тексте. В последней функции иногда используется вариант многоточия — отточие (..)».
Издательский словарь-справочник может дать такое толкование:
«Многоточие— знак препинания, который употребляется с целью:
1) обозначить незаконченность высказывания, заминку или перерыв в речи и т. п.;
2) обозначить паузу при неожиданном переходе от одной мысли к другой между предложениями
3) указать в начале текста, что продолжается речь, прерванная большим отступлением;
4) обозначить пропуск слов в цитате.».
В просторечии многоточие также иногда называют «троеточием».
В настоящее время в русском языке многоточие употребляют в следующих случаях:
По многоточию можно сказать, что этот знак препинания также не вызывает споров у ученых-лингвистов.
2.5. Двоеточие.
Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелентия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).
В Википедии: «Двоето́чие — знак препинания в виде двух расположенных одна над другой точек, употребляемый для:
В церковнославянской письменности двоеточие в целом эквивалентно русскому знаку «точка с запятой», но также используется и в функциях многоточия и даже точки на конце сокращений. Двоеточие как знак сокращения вообще было присуще старым европейским письменностям (в русском языке так было до середины XIX века); среди языков нового времени эта функция двоеточия сохраняется в шведском и финском, причём даже в середине слова: H:ki (Helsinki).
В фонетической транскрипции двоеточие после знака звука означает его долготу (в этом значении оно скорее является диакритическим знаком).
Также используется как символ, который вводит перечисление чего-либо, например: «Удивляло и восхищало в нём всё: его манера говорить, его отношение ко всем, всегдашняя приветливость…»
В армянском языке используется в конце предложения в качестве точки».
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона толкует:
«Двоеточие, знак препинания, ставится: перед перечислением нескольких предметов, перед предложением, поясняющим предыдущее, перед вносными словами и предложениями».
Толковый словарь русского языка Ушакова:
«Двоеточие - знак препинания, изображаемый двумя точками, расположенными одна над другой».
Двоеточие- хорошо изученный знак препинания, с богатой историей. На мой взгляд - самый интересный знак.
2.6. Вопросительный знак.
Вопросительный знак по определению «Википедии» - это знак препинания, ставится обычно в конце предложения для выражения вопроса или сомнения.
Встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке.
Начертание знака происходит от латинских букв q и o (quaestio — поиск]). Изначально писали q над o, которые затем трансформировались в современное начертание.
В некоторых языках, например, в испанском, также используется перевёрнутый вопросительный знак, который ставится в начале фразы в дополнение к обычному вопросительному знаку в конце. Например: ¿Como estás? (исп. Как дела?)
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона гласит:
Вопросительный знак, граммат., ?, ставится после главных вопросительных предложений, но не придаточных; в скобках (?) для выражения сомнения.
Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .
Вопросительный знак интересен происхождением своего начертания. У филологов не возникает вопросов о назначении знака.
2.7. Восклицательный знак.
Википедия толкует: «Восклица́тельный знак — знак препинания, который ставится в конце предложения для выражения изумления, призыва, сильного чувства, волнения и тому подобного. Может утраиваться для выражения большей экспрессии, сочетаться с вопросительным знаком для обозначения вопроса-восклицания (по правилам русской пунктуации первым пишется вопросительный знак) и с многоточием (в русской типографике многоточие после восклицательного знака имеет не три, а две точки)».
Применительно к церковнославянской и старинной русской письменности восклицательный знак называется удиви́тельным.
Так называемый сатирический восклицательный знак, заключённый в скобки и поставленный после слова или высказывания, указывает на нелепость или неверность сказанного.
В некоторых языках (прежде всего в испанском) также используется перевёрнутый восклицательный знак, который ставится в начале восклицательного предложения в дополнение к обычному восклицательному знаку в конце.
В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона можно увидеть следующее толкование: «Восклицательный знак, ставится после целых предложений или отдельных слов для выражения изумления, призыва для сильного чувства, волнения и тому подобное».
2.8. Тире.
Тире́ - один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак назывался «черта», а слово «тире» встречается с начала 1820-х.
В правилах русской пунктуации и в отечественной типографике упоминается единый знак «тире». В терминах компьютерных технологий он соответствует так называемому «длинному тире».
Тире ставится:
Издательский словарь-справочник может рассказать о тире вот что:
«Тире — знак препинания, употребляемый также как условный знак замены повторяемых слов в идущих подряд заголовках рубрик и подрубрик вспом. указателя.
Благодаря такой замене экономится место. Однако на практике тире используют и для того, чтобы графически обозначить подрубрики».
Как видим, все сложности с тире заключаются в его постановке. О происхождении и значении ученые споров не ведут.
2.9. Скобки.
В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.
В «Википедии» можно найти подробное описание этого знака препинания :
«Ско́бки — па́рные знаки, используемые в различных областях».
Различают:
круглые () скобки;
квадратные [ ] скобки;
фигурные { } скобки;
угловые скобки (или < > в текстах).
Обычно первая в паре скобка называется открывающей, а вторая — закрывающей. Почти всегда (за исключением некоторых математических обозначений) открывающая и закрывающая скобки соответствуют друг другу (квадратная — квадратной и т. д.). Используются также скобки, в которых открывающий и закрывающий знак не различаются, например, косые скобки /…/, прямые скобки |…|, двойные прямые скобки ||…||. В математике, физике, химии и др. используются при написании формул.
В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона можно увидеть более лаконичное описание знака:
«Скобки, 1) см. Арифметические знаки. -2) Граммат., знак препинания ( ) [ ], для отделения слов, поясняющих предыдущие, или фраз, не находящихся в тесной связи с основной мыслью текста второстепенного значения».
Из этого мы видим, что различные виды скобок применяются в разных ситуациях и в разных сферах.
2.10. Кавычки.
Слово «кавычки» в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире) принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием «лапки» даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“.
В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии: По своему рисунку различают следующие виды кавычек:
Французские кавычки («ёлочки»). Немецкие кавычки („лапки“). Английские двойные кавычки (“английские двойные”).
Английские одиночные кавычки (‘английские одиночные’).
Кавы́чки — парный знак препинания, который употребляется для выделения прямой речи, цитат, отсылок, названий литературных произведений, газет, журналов, предприятий, а также отдельных слов, если они включаются в текст не в своём обычном значении, используются в ироническом смысле, предлагаются впервые или, наоборот, как устаревшие, и т. п.
В русском языке традиционно применяются следующие виды кавычек: французские «ёлочки», а для «кавычек „внутри“ кавычек» и при письме от руки — немецкие „лапки“. Кроме того, при переводе значения иноязычного слова иногда также употребляют английские одиночные (или, так называемые, марровские) кавычки (‘ ’): например, англ. reader — ‘читатель’.
Толковый словарь русского языка Ушакова: «Кавычки- знак (" " или „ “) для выделения чужих слов, цитаты, прямой речи действующих лиц в литературном произведении, а также названий лит. и др. произведений и слов, употр. в ироническом или условном, несобственном смысле».
Большая советская энциклопедия: «Кавычки - парный знак препинания, выделяющий в тексте прямую речь, цитаты, названия, а также слова и высказывания, употребляемые с оттенком иронии либо не в обычном их значении. По рисунку кавычки бывают двух видов: так называемые ёлочки (" ") и так называемые лапки (,, ’’). Кроме того, существуют так называемые марровские (‘ ’) кавычки, которые иногда употребляются при переводе значения иноязычного слова».
Как видим, проблемы с кавычками заключаются в том, что их нужно правильно поставить. А в остальном различия только в названиях видов.
Каждый из нас учился либо учится в школе. Абсолютно каждый изучал знаки препинания, учил многочисленные правила их расстановки. Но никто никогда не задумывался: а зачем они нужны? Знаки препинания оформляют наши мысли или, наоборот, мешают их ходу? Это просто символы или возможность выразить смысл? Нужно их ставить или нет?
Чтобы ответить на все эти вопросы, я провела анкетирование в 7- 8 классах, спросив: «Нужны ли знаки препинания?» 30 % ответили – «да, нужны», 70 % - «нет, их существование вовсе не обязательно». Результаты показали, что большинство учащихся склоняются к такому мнению, что знаки препинания не нужны в языке. Почему получается так, что знаки при письме не нужны сегодняшней молодёжи?! Может, просто для выражения своих чувств и эмоций нужны совсем другие символы?
Давайте разберёмся!
Ставить или не ставить знаки препинания: вот в чём вопрос!
Что происходит со знаками препинания в Интернет-переписке? При анализе текстовых сообщений в Интернет-чатах, переписки в ICQ я убедилась, что, действительно, в этих текстах крайне мало знаков препинания. Пишущие стремятся общаться быстро, им некогда задумываться о постановке знаков препинания, если те сами не "напрашиваются". Так, один из пользователей при обсуждении проблемы грамотности ответил: " А мнэ всё равно!!!!!!! Попробуйте сами ответить на такое каличество вапросов без единой ашипки и все хатят пабыстрее и без зомедлений.!?,!","Да уж... Я тоже, вообще-то, трепетно отношусь к русскому языку, но на форумах, да еще с таким посещением, еще на запятые внимание обращать... Не в обиду будет сказано, но это уже занудство. Тут столько всяких претензий да недовольств, обоснованных и не очень, да на все надо вежливо ответить, разобраться, тут и без запятых работы..."
Однако, справедливости ради, следует отметить, что есть в чатах и "защитники языка": "А мне кажется, что может кто-то лишний раз задумается о своей грамотности и будет более внимателен, когда пишет (не обязательно на форуме, но и в обыденной жизни). У нас здесь неформальное общение, мы друг друга принимаем такими, как есть, но согласитесь, что может в жизни получится и смешная ситуация или ситуация не в вашу пользу – например, на работе или в госучреждении, где документ с ошибками вызовет недоумение или сформирует о вас представление, как о неграмотном человеке. Я не призываю всех взять в руки учебники, могу только посоветовать побольше читать хороших книг и повнимательней читать то, что написано вами."
Анализируя интернет-переписку, я заметила, что знаки препинания чаще встречаются в текстах, созданных взрослыми грамотными людьми. А в молодежном общении количество знаков препинания сокращается по причине безграмотности, из-за недостатка времени для проверки грамотности или чтобы не выделяться. Другая особенность письменного общения в молодежной среде: переизбыток знаков препинания с целью выражения эмоций пишущего.
В ходе моего исследования я заметила интересную особенность: в последнее время знакам препинания возвращается их первоначальное назначение – появляются комбинации знаков препинания, означающие эмоции.
Это всем знакомые смайлики :-) ;-Р =0 и еще множество других. На сайте Lingvoforum обсуждался вопрос "Считать ли смайлик знаком препинания?" Ряд пользователей ответил утвердительно: «Считать ли смайлик знаком препинания? Мне как-то подсознательно после него в конце предложения уже не хочется ставить точку. Да и не смотрится она. Естественно, что речь идет не о современном русском литературном языке, а об интернет-варианте языка с использованием различных пиктограмм.»
Большинство собеседников согласились: «Предлагаю считать! Смайлики состоят из знаков препинания, совокупность знаков препинания назвали пунктуацией, одно из назначений пунктуации - графическая организация печатного текста... А смайлики же организуют текст? "»
Что ждет знаки препинания? То ли еще будет! Я уверена: «За знаками препинания – будущее!» Ещё в 1969 году Владимир Набоков в одном из своих интервью упоминал о том, что стоит создать специальный знак пунктуации для графического отображения эмоций: "Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос".
Точно установить, кто придумал смайл, самый веселый и жизнерадостный символ Интернета, вряд ли возможно, так как многие претендуют на авторство.
Для Интернета смайлик, наверное, то же, что для человечества колесо. Он эволюционировал от веселого рисунка до набора знаков препинания: двоеточие и закрывающая скобка. С этимологической точки зрения все ясно: "smile" по-английски "улыбка".
Смайлики со скоростью гриппа распространились по миру. Зайдите на любой чат, и вы увидите, что половина информации передается посредством смайликов. Ученые, которые любят разложить все по полочкам и всему придумать определения, называют смайлики словами "эмограммма" или "эмотикон" (от слова "эмоция") и пишут что-то вроде "эмотикон - это стилизованное изображение мимики человеческого лица, реализованное в псевдографике, с целью передать оппоненту эмоциональный настрой говорящего".
По всему видно, что смайлики являются не новой пунктуацией, как думают некоторые, а самостоятельными семантическими единицами. Тем не менее, у смайликов совершенно определенно есть значение и способность транслировать информацию. Иначе говоря, смайлики – это невербальный код, адаптированный под письменную коммуникацию.
Cловарь по естественным наукам:
«Смайлик - схематическое изображение человеческого лица, используемое в электронных письмах для выражения эмоций. Смайлики конструируются из имеющихся на клавиатуре символов без применения графических редакторов. Смайлики нужно рассматривать, склонив голову влево. Наиболее популярными смайликами являются:
- :-) улыбка, :-))) хохот, :-~) насморк;
- :*) пьяница, :-{) усатый, :-[ вампир;
- :-Q курить, :-@ кричать, :-( грусть;
- :'-( плакать, ;-) хитрец, >:-( злиться;
- : 0 зевать, :-)~ пускать слюни, 8:-) маленькая девочка;
- :-* съел горькое, :'-) плакать от счастья, :-& поклялся молчать;
- O-) аквалангист, =8-) носит очки».
Значит смайлик не является знаком препинания. Он состоит из них. Но есть множество мнений и множество фактов, поэтому сказать определенно нельзя.
Абза́ц — отрезок письменной речи между двумя красными строками.
Абзац, обозначая своего рода «цезуру», является единицей членения, промежуточной между фразой и главой, и служит для группировки однородных единиц изложения, исчерпывая один из его моментов (тематический, сюжетный и т. д.). Выделение фразы в особый абзац усиливает падающий на неё смысловой акцент.
Абзац — малоисследованный компонент литературной формы, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора. Характерны, например, краткие абзацы в импрессионистической прозе — симптомы раздробленности, афористичности мысли; или например возвращение к длинному абзацу в несколько страниц.
Большинство источников указывают на то, что абзац не является знаком препинания.
Где чихнуть пришлось – запятая;
где икнулось – двоеточие,
а табаку понюхать точка.
В.И. Даль
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.
Берегите знаки препинания!
«Берегите знаки препинания!» - с мольбой просит в своём тексте автор Александр Каневский. И с ним очень трудно не согласиться. Знак препинания – это возможность выразить смысл предложения, оформить правильно мысли, сделать речь чёткой, ясной и понятной. С помощью знаков препинания можно выстроить логическую цепочку рассуждений. От одного знака может поменяться смысл всего предложения. Возьмём всем известный пример:
КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ или КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ.
Всего лишь одна запятая в корне не только может поменять смысл всего предложения, но и решить судьбу человека.
В своей работе я проанализировала значение и функции знаков препинания, выявила их роль в предложении и письменной речи:
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале моего исследования, доказана: на письме без знаков препинания обойтись нельзя.
Список информационных источников
Рецензия.
Работа Никитиной Ксении посвящена изучению происхождения и функций знаков препинания в письменной речи и носит исследовательский характер, так как составлена на основе нескольких источников информации: словарей, справочников, энциклопедий, в том числе электронных интернет – ресурсов, например: «Большой Светской Энциклопедии», «Википедии», «Издательского словаря», «Экономико-математического словаря», «Словаря Брокгауза и Эфрона», толковых словарей Ушакова, Даля и других информационных источников. Работа предполагает анализ собранных данных с изложением собственного мнения по поводу представленной проблемы с опорой на проведённое исследование. Сравнивая определения значений и функций знаков препинания в различных источниках, ученица проследила историю возникновения знаков препинания и сделала выводы об использовании знаков в письменной речи.
Исследовательская работа начинается с обоснования выбора темы, определения предмета исследования, цели, выдвижения гипотезы. Далее автор знакомит нас с историей появления знаков препинания, их функциями в письменной речи. Сообщая подробно о каждом знаке препинания русского языка, Ксения дополняет свой рассказ иллюстрациями и занимательными стихотворениями о знаках препинания. В работе постоянно присутствует исследовательская линия, так как автор сравнивает определения и функции знаков препинания в различных источниках, даёт анализ интернет - переписки из чатов и форумов, проводит исследование значимости знаков препинания в письменной речи среди обучающихся 7-8 классов, показывая результаты анкетирования, старается выявить причинно – следственные связи полученных результатов. Особое внимание в работе отводится мало изученным элементам письменного языка: абзацу и смайликам.
В заключении автор работы говорит о важности знаков препинания в письменной речи человека, таким образом подтверждая гипотезу, выдвинутую в самом начале исследовательской работы. Цель работы достигнута.
Обучающаяся использует в своей работе большое количество литературы и электронных ресурсов по данной теме. Ею выполнена компьютерная презентация в формате Power Point на тему «Внимание! Внимание! Мы знаки препинания!»
Данная исследовательская работа актуальна, интересна, носит обучающий и воспитательный характер. Собранный материал заключают в себе практическую ценность: его можно использовать при проведении уроков русского языка по синтаксису в 8,9 классов.
Работа рекомендована для представления на районном конкурсе «Школа – наука – ВУЗ».
Рецензент:
учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ №7 Чижик И.Н.
Слайд 1
Внимание! Внимание! МЫ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ! Руководитель: учитель русского языка МБОУ СОШ №7 г.Вязьмы Чижик Ирина Николаевна Работу выполнила обучающаяся 7А класса МБОУ СОШ №7 г. Вязьмы Никитина КсенияСлайд 2
Предмет исследования : знаки препинания. Цель: исследование значения и функций знаков препинания, выявление их роли в письменной речи через анализ справочной и энциклопедической литературы, в том числе электронных информационных источников, анализ интернет – чатов и анкетирование школьников. Гипотеза: предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя.
Слайд 3
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ - особые элементы письменности, служащие для обозначения на письме формально-грамматического, смыслового и интонационного членения речи. Точки, палочки, крючки... Неприметные значки, А во время чтения Требуют прочтения. А. Шибаев определение
Слайд 5
Знак препинания в конце повествовательного предложения или при сокращенном написании слова, когда записывается одна или несколько начальных букв слова. Точка ставится в конце. Правда же, подружки? Если точки на лице, Их зовут веснушки. ТОЧКА .
Слайд 6
Знак препинания (,), употребляемый для выделения и отделения друг от друга различных составных частей простого и сложного предложений. Я девица занятая, Мое имя Запятая Мне едва хватает дня, Все, чуть что, зовут меня! ЗАПЯТАЯ
Слайд 7
Знак препинания (;), употребляющийся в сложном, реже в простом предложении для разделения относительно самостоятельных или значительно распространенных его частей. Если вдруг подъем крутой Иль длинная дорожка, Встретив точку с запятой, Отдохни немножко. ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ !
Слайд 8
„ Знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в русской грамматике Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше. Многоточие употребляется для обозначения незаконченности или прерванности высказывания, а также пропусков в тексте. Рядом три Сестрички-точки, Значит, нет конца У строчки, На рисунке это здесь показано. Многоточием зовемся, Если за руки возьмемся, Значит, в строчке Что-то недосказано. ...
Слайд 9
Знак препинания (:), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним. Зовусь я двоеточие, И я не то, что прочие, Я знак ужасно важный, Взгляни - я двухэтажный! ДВОЕТОЧИЕ !
Слайд 10
Знак препинания (?), ставящийся в конце (в некоторых языках, напр., в испанском, и в начале, в перевернутом виде) вопросительного предложения. Разные вопросы Задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Слайд 11
Знак препинания (!), ставящийся в конце (а в некоторых языках, напр., в испанском, и в начале, в перевернутом виде) восклицательного предложения, иногда обращения и др. Восклицательный знак: Друзья мои, приятели, Живу я много лет, Примите восклицательный Мой пламенный привет! ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Слайд 12
(франц. tiret, от tirer — тянуть) Знак препинания в виде длинной горизонтальной черты (—), используемый для выделения или разделения синтаксических конструкций и т. п. Я не черточка, не минус, Я прошу, не путай ты нас. Все меня "тире" зовут, Нужно - буду тут как тут. ТИРЕ
Слайд 13
Парный знак препинания для выделения отдельных слов или частей предложения, содержащих пояснения к основному тексту. Бывают круглые ( ), квадратные [ ], фигурные, ломаные < > Нам друг без друга скучно, Друг с другом Неразлучны. СКОБКИ
Слайд 14
Парный знак препинания („ „ или « »), используемый для выделения в тексте прямой речи (в т. ч. цитат и заглавий), а также слов, употребленных не в обычном значении. Что за глупые привычки: Всюду врозь да всюду врозь. Мы кавычки, мы сестрички, Так у нас уж повелось … КАВЫЧКИ
Слайд 15
"А мнэ всё равно!!!!!!! Попробуйте сами ответить на такое каличество вапросов без единой ашипки и все хатят пабыстрее и без зомедлений.!?,!","Да уж... Я тоже, вообще-то, трепетно отношусь к русскому языку, но на форумах, да еще с таким посещением, еще на запятые внимание обращать... Не в обиду будет сказано, но это уже занудство. Тут столько всяких претензий да недовольств, обоснованных и не очень, да на все надо вежливо ответить, разобраться, тут и без запятых работы..." * *(орфография и пунктуация автора сохранена) "А мне кажется, что может кто-то лишний раз задумается о своей грамотности и будет более внимателен, когда пишет (не обязательно на форуме, но и в обыденной жизни). У нас здесь неформальное общение, мы друг друга принимаем такими, как есть, но согласитесь, что может в жизни получится и смешная ситуация или ситуация не в вашу пользу – например, на работе или в госучреждении, где документ с ошибками вызовет недоумение или сформирует о вас представление, как о неграмотном человеке. Я не призываю всех взять в руки учебники, могу только посоветовать побольше читать хороших книг и повнимательней читать то, что написано вами." « Знаки препинания, служащие нотами при чтении, расставлены у Вас, как пуговицы на мундире гоголевского городничего » . А.П. Чехов
Слайд 16
Смайлик - схематическое изображение человеческого лица, используемое в электронных письмах для выражения эмоций. :-) улыбка, :-))) хохот, :-~) насморк; :*) пьяница, :-{) усатый, :-[ вампир; :-Q курить, :-@ кричать, :-( грусть; :'-( плакать, ;-) хитрец, >:-( злиться; - : 0 зевать, :-)~ пускать слюни, 8:-) маленькая девочка; - :-* съел горькое, :'-) плакать от счастья, :-& поклялся молчать; O-) аквалангист, =8-) носит очки».
Слайд 17
Абзац – отрезок письменной речи между двумя красными строками, мало исследованный компонент литературной формы, имеющий композиционное, сюжетно - тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора. Большинство источников указывают на то, что абзац не является знаком препинания.
Слайд 18
«КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ!» или «КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ!». Пунктуационные знаки – неалфавитные графические средства, назначение которых – выявление синтаксической и смысловой структуры предложения и текста. Знаки препинания образуют центр пунктуационной системы. Знаки препинания помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. Это путеводные знаки для постижения содержания. Отсутствие знаков препинания в некоторых случаях затрудняет понимание текста, поэтому расстановка знаков на письме необходима. От правильного понимания текстов зависят отношения между людьми, поведение, настроение, здоровье, жизнь! Смайлики и абзац не являются - знаками препинания! Знаки препинания используются в Интернет-языке с разной степенью интенсивности: в молодежных текстах их меньше, чем в переписке людей старшего поколения. Знаки препинания – это залог интеллектуального развития человека, развитие человека как личности. Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию - раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно себе представить жизнь сегодня. На письме без знаков препинания обойтись нельзя! Берегите знаки препинания! Где чихнуть пришлось – запятая; где икнулось – двоеточие, а табаку понюхать точка. В.И. Даль
Слайд 19
Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика. Граник Г.Г. Секреты пунктуации, М., «Просвещение»,1987 Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990 Лопатин М. Опыт введения в теорию прозы. Повести Пушкина. Математический энциклопедический словарь. - М.: "Сов. энциклопедия". 1988 Русский язык. Энциклопедия. — М., 2007 Энциклопедический словарь юного филолога М. В. Панов, М., 1984 Электронный словарь: http://www.onlinedics.ru/slovar/brok.html Электронный словарь: http://slovari.yandex.ru/~книги/Издательский%20словарь Электронный словарь: http://slovari.yandex.ru/~книги/Лопатников/ Электронный словарь: http://ushakovdictionary.ru/search.php Электронная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Знаки_препинания Интернет-ресурс: http://teacher.fio.ru/index.php?c=142 Интернет-ресурс: http://bse.sci-lib.com/ Интернет-ресурс: http://lurkmore.to/%d1%ec%e0%e9%eb СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Карты планет и спутников Солнечной системы
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Хрюк на ёлке
Н. Гумилёв. Жираф