выступление на районном конкурсе юнных эскурсоводов "История одного экспоната"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelkiy_proekt_frontovye_pisma.docx | 195.37 КБ |
Исследовательский проект
ученицы 7 класса
Ярзуткиной Арины.
Фронтовые письма
(Слайд 1)
Добрый день. Меня зовут Арина. Я учусь в 7 классе , Новоубеевской основной школы, увлекаюсь и люблю историю (краеведение). И я Вас приглашаю совершить виртуальное путешествие в наш школьный краеведческий музей «Наш край».
(Слайд 2)
Чего уж проще.
человек был - и нет…
И это в миг, а ЧТО веками..?
Былых стоянок наших след
Исчез под этими песками…
(Слайд 3)
Еще древние греки говорили: « музей это пристанище муз» . Это место , где встречаются прошлое и будущее. А народ , не знающий своего прошлого, не уважающий и не ценящий его- обречен.
(Слайд 4,5)
Наш музей является одним из самых старых в районе. Музей был открыт 7 ноября 1967 году, в честь 50 – летия Великой Социалистической революции. И вот уже 47 лет он работает безпрерывно, его двери всегда открыты желающим.
(Слайд 6)
Создателем и первым руководителем музея был учитель истории Ильин Михаил Григорьевич. Под его чутким руководством и энтузиазму, поисковые группы из нашей школы выезжали на экспедиции, встречались с ветеранами, и собирали материалы для музея. В нашем музее насчитывается более тысячи экспонатов. Все экспонаты зарегистрированы в инвентарной книге. Что касается профиля нашего музея, то он многосторонний. Здесь есть и предметы быта, и остатки из первобытных времен, и орудия труда и т.д. хронологические рамки тоже достаточно широкие: это с первобытных времен до сегодняшнего дня.
(Слайд 7)
В музее собранный материал расположили по разделам.
- раздел политологии;
- история образования села;
-история создания колхозов;
-раздел наш край до революции;
- быт и культура нашего края ;
-раздел История колхоза им. Чапаева;
-раздел Великая Отечественная война;
-раздел нумизматики;
в 2001 году было совершено вторжение в здание музея и большая часть собранного материала была утрачена. Пытаемся эту бесценную коллекцию восстановить . К сожалению в век коммерции это очень сложно. Сами понимаете…
Готовимся открыть раздел старинных значков.
(Слайд 8)
Наш музей небольшой, но каждый год он пополняется экспонатами, благодаря членам кружка " Юные краеведы", взрослых , родителей и учителей .
С 2004 года работой музея руководит Маркова Светлана Петровна.
Есть Совет музея:
Председатель совета – Козлов Д.Г. ( 9 класс)
Отдел редколлегии- Ефимова М. А. и Ярухина О.А. ( 8 класс)
Поисковый отдел – Павлов Д (5 класс)
- Волкова К.( 5 класс)
- Наумов Д ( 5 класс)
- Шигапова Д. ( 6 класс)
- Ипатов А. (9 класс)
Экскурсоводы – Ятманова Ангелина ( 7 класс)
- Ярзуткина Арина ( 7 класс)
Руководитель музея
↕
Председатель совета
↕ ↕ ↕
Отдел редколлегии Поисковый отдел Экскурсоводы
(Слайд 9)
Уже немного, и мы будем отмечать большую юбилейную дату – 70 летие Победы Великой Отечественной войне.
Пройдут века, уйдут слова из жизни,
Такие, как ВОЙНА, АТАКА, БОЙ.
Но тех, кто пал когда-то за Отчизну,
Чтить будем вечно – это долг святой!
Жизнь – это не случайный подарок, а чудо и тайна, которую даровано разгадать каждому, кто задумывается над нею. Мы приходим в этот мир, чтобы увидеть его собственными глазами и почувствовать своим сердцем. И у каждого это получается по-своему. Но есть одно дело, которое считалось и считается священным и традиционным, оно завещалось одним поколением другому. Это память о подвигах наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек .
(Слайд 10)
22 июня 1941 года в 4 часа утра, без объявления войны, немецкие войска атаковали границы нашей Родины. Началась самая страшная в истории нашей страны война. На борьбу с фашистами поднялся весь народ, от мала до велика. Все, кто мог держать в руках оружие, стремились попасть на фронт.
(Слайд 11, 12)
Военкоматы были переполнены добровольцами. Вслед за отцами уходили на фронт сыновья, безусые мальчишки, прямо из-за школьных парт шагнувшие в окопы. Вся страна жила одной мыслью: «Все для фронта! Все для победы!»
(Слайд 13,14)
Благодаря упорному труду учеников нашей школы была проделана огромная работа по сбору материала по военной тематике, про наших ветеранов, героев односельчан.
(Слайд 15)
С нашей деревни на фронт было мобилизовано 535 человек. Не вернулись с войны __255___ человек. Из Новых Убей – 118 Солдатов, из Малых Убей- 107, из поселка Ильмово (его сейчас нет) – 30
Среди фронтовиков у нас были и девушки. Это :
Они все награждены медалями.
(Слайд 16)
Среди наших односельчан 26 кавалеров орденов .
(Слайд 17,18)
Среди участников великой Отечественной войны был и легендарный руководитель колхоза им. «Чапай» - Герой Социалистического Труда , Дергунов Лазарь Васильевич. Его внуки, правнуки и правнучатые племянники гордятся своим родственником и что живут и работают в той же деревне что и он, в той же школе что и он.
(Слайд 19)
Ученик 7 класса принес нам гильзы и патроны . Так же имеется каска, которую мы получили в результате взаимообмена. Военные билеты товарища Смирнова В.А. Удостоверение медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг» товарища Верхеева Макара Данииловича. Сборник военных песен, собственноручно написанный солдатами в перерывах между атаками. Благодарственные письма за подвиг. Есть в наличии солдатская фляжка и ложка .
(Слайд 20)
Жизнь катится неумолимо!
Рубцы от шрамов оставляя в чьих-то душах.
И тех, кто раньше жил, и всех живущих ныне
Секунд шуршанье заставляет слушать.
(Слайд 21)
Одну из главных мест , среди остальных экспонатов, и представляющие очень большую ценность, для нас являются ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА. Их у нас несколько. В основном письма от братьев Ислановых Петра Ивановича и Василия Ивановича
( Малые Убеи) и братьев Тимофеевых Петра Федоровича и Василия Федоровича
( с.Новые Убеи)
Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом. Они бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. В них сама история, величие и трагедия ВОВ.
(Слайд 22)
Вслушаемся в солдатские письма… Письма с войны… С их страниц мы услышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы мы жили и сделали все то, что не успели сделать они.
Бумаги страшно не хватало, а писали бойцы обычно огромными корявыми буквами — бисерным почерком отличались только образованные. Так что помещалось в такое письмо немногое — только самое важное. Но начиналось и заканчивалось оно всегда одной из немногих обязательных «формул».
(Слайд 23)
Например, так: «Добрый день, веселый час, пишет вам, кто знает вас». Сын родителям пишет, вряд ли они ошибутся, но в письме все должно быть, как положено. А в конце — не менее обязательное: «Жив, здоров, ваш...» Он двумя строчками выше жаловался, что никак не может выздороветь, что рука не слушается и лопатка болит, но закончит письмо все равно именно так.
Раньше в деревнях были специальные люди, которые всем письма писали; наверняка были такие и в армии и уж тем более в госпиталях
(Слайд 24, 25)
Конечно, сразу приходит в голову мысль о цензуре: все о ней знали, так не поэтому ли?.. Доказать это, как и противоположное, очень трудно, но логичнее предположить, что поэтому многого не писали: о том, например, что не хотят воевать, а хотят убежать домой, или о том, что командир злой, как собака, или что вчера свои били по своим и кого-то убили.
И только когда я оказываюсь в нашем школьном музее , всматриваюсь в лица тех, кто в те годы защищал родную землю от врага, читаю их пожелтевшие письма с фронта, прошлое словно оживает.
(слайд 26, 27 )
Документы войны… За их скупыми строками сложные и прекрасные судьбы людей – моих земляков. И на многих стендах рядом с фотографиями пожилых, убеленных сединами ветеранов их фронтовые фотокарточки, на которых юные солдаты, почти мои ровесники. Но в нашем музее много фотографий тех, кто остался молодым навечно.
(Слайд 28, 29)
Вы меня спросите: «Почему именной фронтовые письма меня так привлекли?»
Отвечу. Письма у нас хранятся давно. Часть писем передали семьи, письма Тимофеевых предала наша любимая тетя Аня, которая проработала всю жизнь техперсоналом у нас в школе, и всю жизнь хранила эти письма у себя, с трепетом и нежностью. И перед уходом на пенсию решила передать в дар музею этот бесценный дар. Им она приходилась племянницей.
(слайд 30)
Один из дядей Тимофеевых Илья Федорович пропал безвести. Другой умер. Мне как то заинтересовала дальнейшая судьба авторов этих писем. А может он жив. У нас столько примеров из передачи «Жди меня», когда действительно происходили чудеса. Мы начали по интернету искать информацию, писать письма и запросы. Понимаю, данных пока мало, но все же кое что мы уже узнали про этих авторов писем. Мы будем продолжать. Наша задача выяснить где захоронение Тимофеева И.Ф.
(слайд 31, 32)
Письмо семье.
Письмо от 1942 года, апрель 25 ого
Здравствуйте родные. С первых же строк я вам посылаю пламенный привет, особенно Ивану. И вместе с этим я вам всем желаю здоровья. Как у вас там дела, скотина, дом? У меня сложно. С момента выезда у меня с ног не снималась еще обувь, на теплой и чистой кровати не лежал. Все носочки уже давно износились. Говорят что к первому мая раздадут. С едой тоже трудности. 5о гр. хлеба, и то он не качественного муки. Недавно были на лесоповале, лес валили, там простудился очень сильно. И окопы копаем, и лес валим, и в бою сражаемся. Везде русский солдат. Завтрак с утра дают где то к 10 часам . эти пол тарелки похлебки и кусочек черного хлеба мы смакуем до последней крошки. Вскроем времени после окончания учебки, нас перебросят в район Сталинграда. Где- то в 35 км от нее. Очень хочется помыться в бане и постираться , не хватает .
Я вам высылаю 3 рубля, купи Васе обувь. Жду ответа. Всех очень люблю. Бог даст- встретимся.
Как трогательно, даже с фронтовых посылали домой
(слайд 33)
Письмо от 1941 года декабрь
С первых же строк примите от меня большой привет. Вся семья, от меня от сына красной армии. Почему на мои письма не отвечаете. Я уже три письма отправил, а ответов нет. Уточняю адрес: Полевая почта, станция №490. Караульная рота Исланов Петр Иванович. У меня пока все хорошо. Жив, здоров. за меня не переживайте. Мама, папа как сами? Не болеете ли? будьте здоровы. Ваш сын Исланов.
А вот еще одно письмо от Исланова Василия Ивановича.
(слайд 34)
Письмо Исланова Василия Ивановича.
Письмо родной семье от 6 сентября 1942 года
В первых строках вам, родные мои, посылаю пламенный привет. Как у вас дела? У нас все хорошо. Скоро убебка закончиться. Но могут и заранее отправить на фронт. Многих уже отправили. Сегодня здесь завтра там. У меня к вам большая просьба. Если кто то из нашей деревни будет отправляться в мою сторону , вы можете через него мне посылочку передать. Хотелось бы в дорогу сухариков. Они очень бы пригодились в дороге. И махорочки немножечко. Было бы очень кстати. Мама, я часы отремонтировал. Работает хорошо. Хочу его передать Федору. Знаешь мам, до отправки на фронт, не смогу наверное домой съездить. Здесь ходят слухи, трудные времена настают. Враг жесток. Вот и все наверное. От отца получил письмо. Их на юг перебрасывают. Куда, пока точно не ясно. Письмо было отправлено с станции в городе Самара. От Пети пока ничего не получал. Серафиме передай, пусть старательно учиться. Пусть голову дурными мыслями о фронте не забивает. Полине тоже надо учиться. На счет еды, нужно сделать так как я написал. Мед подешевел. Но это ненадолго же. Не надо ждать меняйте на зерно. На этом у меня все. Пока. Я вас всех люблю. До встречи.
(слайд 35)
Исланов Василий Иванович. Родился 6 января 1918 году. В 1926-1930 гг учился в начальной школе и в 1931-1935 гг окончил 8 классов в Хорновар- Шигалинской школы. В 1935 году поступил учиться в ульяновский педрабфак. с 24 ноября 1936 года член ВЛКСМ . в 1937-1938 гг работал учителем Матаковской неполной школе. С 1938 года учился на артиллериста. Мобилизован на фронт в 1941 году. Участвовал в боях под Смоленском. Получил орден Красной Звезды. После этого был отправлен учится на танкиста. Был командиром танка в 5- ой ударной танковой дивизии . погиб в Запорожье в 1943 году, сгорел в танке. За проявленную храбрость под городом Запорожье награжден орденом Отечественной войны 1 степени под № 28329.
Его брат Петр Иванович Исланов. Родился в Малых Убеях. Окончил 4 класса. Работал в колхозе. В 1941 году ушел добровольцем на фронт. Был пулеметчиком. Был ранен. Умер в госпитале в 1942 году. До сих пор родным не известно где его захоронение.
(слайд 36)
А вот письма Тимофеева Ильи Федоровича
Письмо от 1942 года май 8
С добрым здоровьице любимая мама , Лиза, брат Николай и Иван. Посылаю вам пламенный привет. Мы так то нормально. На прежнем же месте. До сих пор был с Василием, скоро нас поделят. Восьмерых пошлют. Володя тоже остается. Я вам выслал деньги, фронтовые. У меня пока есть, мне хватает. Мама, хочется вас увидеть, на глазах прям слезы наворачиваются. Увидимся ли еще? Не знаю. Пишу и на душе как то тяжковато. Постарайтесь как только получите письмо написать сразу ответ. Пока. Пишите. Я жду. От Тимофеева Ильи. Сталинград.
До мурашек трогательно и одновременно страшновато.
Еще одно его письмо, написанное уже незадолго до пропажи.
1942 год, май 19
Мама всем вам пламенный привет. Немного о себе. Мы под новороссийском . скоро на юг. Еды хватает. Рыба, сахар - все есть. Рыбы наелся. Сначала едой было похуже. Одна буханка хлеба стоило 200 рублей. Фронтовые дали 600 рублей. Николай сразу все истратил. Яйца 10 штук- 30 рублей, молоко – 10 литров, махорка- стакан стоит 10 рублей. В Сталинграде еще дороже: 10 штук яиц – 180 рублей, молоко- литр стоит 60 рублей, махорка- 150 рублей.
Мы чувашей здесь двое. Если что случись, мы договорились, родным друг друга сообщим. Долго не будете получать весточки можете спросить у них. Со мной здесь еще один татарин Салахов Амир. Двое из Ильмово. Из нашего района нас семеро здесь. Заканчиваю писать. Николай, Иван, Лиза, мама будьте здоровы, счастливы. Пусть ваша судьба будет счастливее моего. Мама, не голодайте. Пусть дети едят. Вот мне тут все хватает, мне сейчас ничего не нужно. Молодость моя украдена.если одежды не будет хватать ты им мою перешей. В лохмотьях пусть не ходят. Мне все хватает, ничего не нужно. Это письмо пишу вам с поля битвы, лежа в окопах. Будьте счастливы. Будьте здоровы. Ваш Тимофеев Илья.
Мы выяснили, что Тимофеев Илья Федорович , родился в 1922 году в поселку Канаш. Окончил 6 классов. До войны работал конюхом, а потом бригадиром. В 1942 году был мобилизован на фронт. Участвовал в боях под Сталинградом , а потом в Крыму, где пропал без вести . известно так же что он был сапером.
(Слайд 37)
В письмах человек обнажает свою душу.
С. Джонсон
Вот не помню точно кто сказал, но он был прав. Ведь страшно подумать, что осталось бы родным и семьям после смерти фронтовиков не будь тогда писем и раздав им тогда сегодняшние мобильники. Это страшно подумать.
Только представьте себе , прошло уже почти 70 лет, со дня Победы! Много это или мало? С каждым днем, увы, ветеранов становится все меньше. В нашем селе в прошлом году умерли два ветерана. Больше их нет. А наша благодарность им? Она тоже уменьшается? Да нет конечно, растет. Мы должны помнить наших прадедушек и прабабушек, которые были лишены своего детства и юности, а многие здоровья и жизни, во имя того, чтобы у нас, у наших детей, у наших внуков и правнуков ... было все: и детство, и счастье, и жизнь...
Всем людям приятно и даже жизненно необходимо получать весточки от родных и близких людей. Особенно это было важно во времена войны.
В военные годы было трудно с конвертами. А письмо — треугольник — это и письмо и конверт в одном. Наклейки тогда были не нужны, адрес писался на лицевой стороне треугольника. А запечатывание письма и вовсе было бы пустой тратой времени, ибо каждая строчка проходила жесткую цензуру.
А знаете ли вы почему их так ласково называли «треугольниками» и как их складывали?
В те времена складывать такое письмо умели даже дети. Для треугольника нужен обычный тетрадный листок или прямоугольный лист бумаги. Загибаем лист бумаги справа налево, потом слева направо, формируя фигуру похожую на домик. Теперь нижнюю часть бумаги, что под «крышей» домика вставить как клапан внутрь треугольника.
Слайд 38 (Видео)
Не хотите попробовать самим сложить это письмо?
(Смотрим видео и складываем письма треугольники)
19 января мы с вами отпраздновали 70-ю годовщину снятие блокады Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков. Сколько наших односельчан прошли через пороховой дым, кровь и пот военного лихолетья, а свыше 255 наших односельчан так и не встретили победную весну 1945 года.
(Слайд 39)
Письма с фронта, как исторические документы, имеют ряд особенностей.
1. Боец, отправляющий весточку домой, и не помышлял о том, что, спустя десятилетия, его послание будут читать и изучать посторонние люди. Поэтому он писал просто, откровенно, порой незатейливо, передавая многочисленные приветы родным и близким. Солдату были интересны самые мелкие бытовые подробности тыловой жизни, о которой он так тосковал.
2. Многие письма очень короткие, сдержанные. Они написаны в перерывах между боями, накануне сражения. Несколько строчек такого письма заканчиваются фразой: «Ухожу в бой».
3. Находясь в страшном аду войны, солдат стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. Поэтому письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу.
4. Фронтовики постоянно смотрели смерти в глаза: вокруг погибали друзья, однополчане, каждый из них сам был «на волосок» от смерти. Поэтому мужество, героизм стали повседневными, будничными. О своих подвигах писали скромно, как о само собой разумеющемся.
5. Не секрет, что письма просматривались военной цензурой. Строчки, содержащие важную информацию, военные данные, зачеркивались, закрашивались черной тушью. На фронтовом треугольнике ставился штамп «Просмотрено военной цензурой».
Писали их везде:
Писали их на смертном рубеже
Под скрежет танков, орудийный рев,
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
(Слайд 40)
У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив- здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.
Слайд 41 (Смотрим видео чтение стихотворения)
«Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет.
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
(слайд 42)
Если взять историю военно- полевой почты, то вот что я выяснила:
В декабре 1941 г. в армии началось создание Управления военно-полевых почт. Органы военной связи при армиях развернули военно-полевые почтовые базы
В 1941 г. в действующую армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем и более 30 млн. газет.
(слайд 43)
Какой путь проходили письма с фронта? Исследователь В.В. Синегубов описывает его так: "Солдат бросал письмо в почтовый ящик, сооруженный из подручных средств и укрепленный в удобном месте. Почтальон части ежедневно собирал конверты, "треугольники", открытки, секретки и относил на полевую почтовую станцию, там все послания обрабатывались календарными штемпелями и закладывались в мешки, которые транспортом части отправлялись на базу полевой почты. Нередко путь почтальона к блиндажам и окопам составлял десятки километров и проходил под пулями врага".
Я хочу рассказать о работе почтальона в тылу. Ее нам на классном часе рассказала наша первая учительница.
Валентину Меркулову «определили» в почтальоны, когда она училась в 4-м классе. До обеда она училась в школе, а после занятий занималась разноской писем. Из поселка Булгаковский, что в Орловской области, где она жила с больной матерью, эта девчушка отправлялась с письмами по близлежащим деревням каждый день, в любую погоду. Позднее Валентина, вспоминая военное время, поделилась с читателями местной газеты впечатлениями: «Теплой одежды у меня не было, но мама раздобыла у кого-то из соседей фуфайку и резиновые калоши. Так я и ходила». Уже тогда юной Валентине пришлось столкнуться и с горем и с радостью.
(Слайд 44-45)
С 1 марта 1942 г. на все постпакеты и мешки с военной почтой крепились отличительные адресные ярлыки "Воинский", и они отправлялись в первую очередь. Задержка корреспонденции или засылка ее не по назначению расценивались почтовыми органами как должностное преступление.
Самый распространенный вид почтовой корреспонденции между фронтом и тылом и внутритыловой – это листы бумаги, складывающиеся треугольником или маркированные и немаркированные стандартные почтовые карточки (чтобы проще с ними было знакомиться военным цензорам).
(слайд 46, 47)
Фронтовые письма являются самыми уникальными свидетелями того времени. Все письма с фронта проходили через руки военной цензуры, сыгравшей особую роль в период ВОВ. Поток писем из армии в тыл и обратно был огромен, и поэтому главной задачей цензуры было преcечение утечки информации: место действия войск, нахождение частей и фамилии командиров. Так же она была озабочена настроениями в действующей армии. Обратите внимание на вычеркнутые слова в этих письмах.
(Слайд 48)
Со всех писем, адресованных матерям, веет теплотой, беспокойством, любовью сыновей.
Слайд 49 (видео письмо маме)
(Слайд 50, 51,52,53)
Так же были трогательными и теплыми письма жёнам ,любимым, любимым дочерям, братьям и так далее.
Особое место занимают письма бойцов о гибели своих товарищей
- Какие чувства вызывали у меня эти письма?
Да очевидно- волнение, огорчение, боль, переживание, гордость, желание стать таким.
Заключение
Минута молчания (слайд 54)
- Письма согревали бойца, в холодном окопе, солдат, поднимавшихся в атаку, защищали от смерти. Годы уходят, но память о войне жива. Давайте, почтим минутой молчания. Пока мы помним с вами наших бабушек и дедушек, значит, есть у всех сердце.
Давайте зажжем свечу памяти и почтим минутой молчания всех, кто тогда отдал жизнь, ради спасения других.
(Слайд 55)
(Слайд 56, 57) О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за свое счастье, как трудиться, как беречь свое доброе имя. Наш священный долг – сохранить память о тех, кто отдал жизнь за Родину, сохранить и передать ее - нашим детям и внукам. Берегите память. Пишите друг другу письма, потому что в наш громкий век им нет цены. В них столько боли.
Слайд 58 (Видео с освобожденного концлагеря)
(Слайд 59)
На этом экскурсия заканчивается. Мы совершили с вами заочную экскурсию в наш школьный музей. У меня к вам просьба. Я вам раздам буклеты , у кого есть минутка и желание оставьте пожалуйста отзывы .
(Слушатели самостоятельно рассматривают экспонаты, пишут отзыв об экскурсии в специальную книгу.)
Список использованной литературы.
1.Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. –СПб.: -Каро. – 224 с.
2. Гера Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения // Воспитание школьников. -2005. -№6. –С.59
3. Зеленова Н.К. Школьный музей боевой славы как одно из направлений патриотического воспитания учащихся// Приложение к журналу «Методист». -2007. -№10.- С.53-56.
4.Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие. –М.: Айрис-пресс, 2005. -64с.
5. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1986. -144 с.
6. Подлинные письма с фронта (Экспонаты школьного музея «Наш край» МБОУ «новоубеевская основная школа» Дрожжановского муниципального района РТ)
Солдатская шинель
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Несчастный Андрей
Астрономический календарь. Октябрь, 2018