Работа посвящена подвигу водителей автомобилей в боях на Курской дуге. В ней отражены история создания автомобильных войск, описаны героические поступки военных шоферов, как хранят куряне подвиги своих земляков.
Вложение | Размер |
---|---|
avtomobilnye_voyska_v_boyakh_na_kurskoy_duge.docx | 40.09 КБ |
ОБОУ СПО
«КУРСКИЙ АВТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Автомобильные войска
в боях на Курской дуге
Выполнил: Давыдов Дмитрий -
студент группы ЧС-22
Руководитель: Власова Валентина Егоровна -
преподаватель математики
г. Курск
Содержание.
Слайд1
С 2000 года (слайд2) в России отмечают свой профессиональный праздник – День военного автомобилиста, люди которые своими подвигами и упорным многолетним трудом создавали военную автомобильную технику, обучали управлению и обслуживанию её, ну и конечно же военные водители, которые внесли неоценимый вклад в приумножение славы и процветания нашего Отечества. (сдайд3)
Автомобильные войска — специальные войска в Вооружённых Силах многих государств, предназначенные для перевозки личного состава, подвоза боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств, необходимых для ведения боевых действий, а также для эвакуации раненых, больных, техники. Кроме того, автомобильные войска могут перевозить войска, не имеющие своего автотранспорта. (сдайд4)
Заслуги военных водителей не окрашены краской «металлик». Их слава (как и их машины) – в камуфляже и не бросается в глаза. Писатель Михаил Шолохов в бессмертном рассказе «Судьба человека» главным героем избрал не кого-нибудь, а именно военного водителя, и наверно, не случайно.
Ведь ни один род войск на суше не выполнит боевую задачу без мужества и профессионализма воинов-автомобилистов. Неоценима тяжесть задач обеспечения грандиозных сражений на Курской дуге. Не выжил бы без жилистых, в масле и мазуте рук военных шоферов Курск.
Мужество и отвага воинов-автомобилистов, талант и организаторские способности офицеров автомобильной службы и автомобильных войск играют не последнюю роль в современном мире.
Однако подлинное становление отечественной автомобильной промышленности началось лишь в годы первой пятилетки.
2. История создания автомобильных войск в России.
Формирование первой регулярной Автомобильной роты относится к весне 1911 года, после чего состоялся первый автопробег грузовиков, которые планировалось принять на вооружение Русской Императорской армии. В следующем году такие же испытания были проведены для легковых автомобилей.
В 1914 году перед началом Первой мировой войны, в Российской армии насчитывалось пять авторот (слайд5) в которых было 418 грузовых автомобилей и 259 легковых.
Однако, несмотря на малочисленность, и отвратительное дорожное покрытие, автомобили сыграли большую роль в Первой Мировой войне и стали необходимым видом транспорта. Их использовали для перевозки военных грузов, личного состава и раненых, а так же как подвижные артиллерийские и пулеметные точки. В это же время автомобили стали одевать в броню. За годы войны в русской армии появилось более 400 бронеавтомобилей, которые были сведены в пятьдесят бронеотрядов, с успехом воевавших на полях сражений.
Ко времени Октябрьской революции в состав Русской Армии входило 22 автомобильные роты и порядка 10 000 автомобилей.
Главной задачей автомобильных войск в то время была перевозка грузов на дальние расстояния, так же их использовали и для оперативной переброски войск. Так же достаточно часто на автомобилях монтировалось вооружение – пулеметы или пушки. Кроме этого были автомобили санитарные, штабные и передвижные радиостанции.
После окончания Гражданской войны началось обновление изношенной техники автомобильных войск. Первыми отечественными автомобилями, поступившими в войска, стали грузовики АМО Ф – 15.(слайд6)
К тому же времени относится начало формирований при каждом военном округе учебных автотранспортных батальонов пятиротного состава, комплектующимися этими автомобилями. В 1933 году формируется механизированный корпус – первое в мире подвижное соединение, вся техника и вооружение которого имели механическую тягу. Согласно штату в нем было предусмотрено более 200 автомобилей. К 1936 году было четыре подобных корпуса.
Быстрыми темпами продвигалась индустриализация страны, и вместе с этим реконструировались старые автозаводы и строились новые. После реконструкции АМО и его переименования в завод имени Сталина на нем стали производить трехтонные грузовики ЗИС – 5 (слайд7)
Так же к этому времени на только что построенном автозаводе в Горьком начали выпускать легендарные полуторки ГАЗ-АА (слайд8)
Вместе с обновлением автопарка совершенствуется и управление службой в автомобильных войсках СССР. Изначально они подчинялись ведении Главному военно -инженерному управлению (ГВИУ), затем, в 1924 году, ГВИУ было преобразовано в Военно-техническое управление снабжения РККА, а в 1929 году создается Управление моторизации и механизации при Наркомате обороны.
Новым этапом в развитии автомобильных войск СССР стала Великая Отечественная война. (слайд 9). Быстрое изменение обстановки и нарастающий динамизм боевых действий вызывала необходимость переброски в короткие интервалы времени большого объема как материальных средств, так и личного войскового состава. Все это потребовало увеличение числа автомобильных подразделений и более совершенную форму их организации. В связи с этим через месяц после начала войны было создано Автодорожное управление. Общее количество грузовых, легковых и специальных автомобилей Красной армии составляло порядка 272 600.
В первые дни Великой Отечественной войны (слайд 10) на Горьковском автомобильном заводе, не прекращая производства грузовиков, начали делать боевые машины(слайд 11) и некоторые другие виды вооружения. В короткие сроки заводские инженеры создали образцы новой техники. Горьковский автозавод превратился в огромную кузницу оружия. Грузовиков ГАЗ-ММ было изготовлено в 1941 году больше, чем в довоенном 1940 году. Однако в последующие военные годы выпуск их был значительно сокращен. Упор был сделан на изготовление легких танков и самоходных пушек, а также джипов1 ГАЗ-64 и ГАЗ-67Б.
Еще в 1938 году на базе(слайд12) автомобиля М-1 были построены опытные образцы первого советского легкового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-61, (слайд 13), у которого все четыре колеса были ведущими. Это была первая отечественная серийная легковая машина с приводом на все колеса. На фронте она использовалась как командирский автомобиль. Автомобиль ГАЗ-61 выпускался только в 1941 году.
3. Участие автомобильных войск в боях на Курской дуге
Летом 1943 года, готовясь к наступлению на Курской дуге немцы неоднократно обрушивали на автозавод, на жилые кварталы города фугасные и зажигательные бомбы. Но завод продолжал работать…(слайд 14). четырьмя орденами отмечен трудовой подвиг коллектива Горьковского автозавода в годы Великой Отечественной войны.
Первые месяцы военных действий нанесли автомобильным войскам катастрофический урон как в материальной части, так и в личном составе. Частично потери удавалась компенсировать за счет мобилизации технических средств из различных отраслей народного хозяйства, частично – за счет выпуска новых автомобилей, но из-за оккупации западных промышленных районов страны их производство было невысоко.
Частично комплектование автотранспортных отрядов материальной частью происходило за счет поставок автомобилей, из-за рубежа (слайд 15). Так же широко использовались трофейные автомобили (всего с 1942 по 1943 год в качестве трофеев досталось 123 000 авто). Все это позволило значительно увеличить возможность военных автоперевозок.
В 1943—1945 гг. Красная Армия проводила широкие наступательные операции. Крупные ударные группировки войск стремительно перебрасывались на большие расстояния. В этих условиях автомобили сослужили незаменимую службу.
Объем армейских автоперевозок все возрастал. В 1943 г. он был уже вдвое больше, чем в 1942-м, а в 1944 г.— втрое. Улучшается использование автотранспорта. Увеличивается количество автомобильных частей. Только с января по июнь 1943 г. оно почти удвойлось, а к весне 1945-го увеличилось в пять раз! В конце войны войска имели 664,5 тыс. автомобилей.
...Курская дуга. Выжженные солнцем полевые дороги, простреливаемые вдоль и поперек...
В самой середине оборонительных рубежей Центрального фронта проходила линия обороны 65-й армии генерала П.И.Батова. (слайд16)И как назло, пути подвоза находились в плачевном состоянии, несмотря на все усилия дорожников. Но к тылам армии тянулась железнодорожная ветка. Немцы в свое время перешили ее на более узкую западноевропейскую колею. Кое-какие вагоны сохранились, а локомотива не было ни одного. И вот тогда-то родилась мысль — использовать в этой роли наши работящие грузовики ЗИС-5. Умельцы-ремонтники посовещались, прикинули и изготовили специальные металлические колеса-бандажи ДЛ1 движения по рельсам.
Бывший начальник тыла Центрального фронта Николай Александрович Антипенко вспоминает: «На этом участке железной дороги! стали курсировать своеобразные! автопоезда: один автомобиль тащил пять-шесть вагонов, по 10— 12 т грузов в каждом. Конечно, скорость была невелика. Особенно сложно было с торможением. Даже на небольших уклонах приходилось принимать особые меры предосторожности, чтобы избежать крушения. Однако все обошлось благополучно. Работали даже как-то весело». За короткое время войска получили более 20 тыс. т необходимых военных грузов.
Война есть война. И водителям нередко приходилось самим браться за оружие и вступать в бой.
Вот один из эпизодов. (слайд17) На позиции нашей артиллерийской батареи двинулись вражеские танки и пехота. Бой разгорелся жестокий...
Когда водитель Филимон Иосифович Земляных в очередной раз привел свой грузовик со снарядами на батарею, то увидел, что несколько орудий разбито и почти все бойцы-артиллеристы убиты или ранены. И тогда водитель бросился к уцелевшей пушке. Первый снаряд пролетел над башней фашистского танка. Но после второго выстрела вражеская машина запылала. А боец, управляясь один на целый расчет, продолжал вести огонь прямой наводкой. И вскоре беспомощно замер на месте второй танк.
На следующий день ситуация повторилась. (слайд18) Водителю снова пришлось стать к орудию, расчет которого вышел из строя. В итоге за три дня жарких боев Земляных лично уничтожил пять вражеских танков, вывез из-под огня четыре наши поврежденные пушки, спас двоих тяжело раненных офицеров и четверых солдат. За этот подвиг коммунист-фронтовик был удостоен высокого звании Героя Советского Союза. Когда в июне 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы, в рядах воинов-победителей, лучших из лучших, шел и водитель-артиллерист Филимон Иосифович Земляных.
В томе первом «Битва на Курской дуге» есть статья сержанта (слайд19) О. Лещук «Шоферы — отличники» о водителях – участниках Курской битвы. Отрывок из нее. «Днем и ночью водители машин Гончаров, Раенко и Гаврилов курсировали на склады, брали нужные грузы и спешили на передовую, туда, где танкисты Сафонова отбивали яростные атаки врага. Фашистские стервятники усиленно бомбили дороги, охотились за каждой машиной, но отважные водители не знали преград. Под вражескими бомбами и пулеметным огнем «Мессершмиттов» они побивались к переднему краю, бесперебойно питали танки боеприпасами, бензином и смазочными материалами. Однажды Гаврилов попал под бомбежку немецких самолетов. Фашистские самолеты заметили машину Гаврилова и стали разворачиваться над нею. Укрыться было негде, остановить машину – значит подставить ее под удар. Водитель увеличил скорость и погнал машину по дороге. Когда самолеты шли сзади и спустились в пике, Гаврилов остановился. Расчет удался. Вражеские бомбы пролетели вперед.
В другой раз На Гаврилова напали два «Мессера».Стервятники строчили из пулеметов, но напрасно. Гаврилов умело маневрировал. Он то останавливал машину, то гнал ее вперед, делая зигзаги и пули пролетали мимо. Также мужественно и мастерски водят машины с грузами Раенко и Гончаров. Как бы трудно не было отважные водители всегда своевременно подвозили горючее и боеприпасы на передовую, умело выходили из под огня фашистских самолетов».
Шофер – отличник гвардии ефрейтор Кулешов за бесперебойную доставку боеприпасов награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За боевые заслуги».
4. Роль автомобильных войск победе в Великой Отечественной войне.
Да, верно сказано во фронтовой песне: путь к Берлину был для шоферов не легок и не скор...
Но военные водители прошли через все это. Они проявляли высокое мужество, мастерство, солдатскую смекалку.
Ни одна операция в ходе Великой Отечественной войны не готовилась и не проводилась без участия специалистов автотранспортной и дорожной служб, воинов автомобильных и дорожных соединений и частей. . Всего автотранспортными частями и подразделениями Красной армии за годы войны было перевезено более 145 млн. тонн различных грузов, дорожными войсками построено и восстановлено 100 тыс. км дорог, более 700км протяженности мостов, на пунктах обслуживания отремонтировано 800 тыс. машин.
Сразу после окончания войны в Красной армии было 664 500 автомобилей, из них 10 % трофейных и 33 % - автомобили, поставленные по ленд – лизу.
Окончилась Великая Отечественная война. Отгремели бои. Отзвучали праздничные салюты. Машины победителей закончили свой славный боевой путь на автобанах поверженного гитлеровского рейха.
Май 1945 года. Какая это была пьянящая весна! Вдоль дорог цвели деревья, и автомобили мчались навстречу солнцу и ветру. И казалось, что даже в гудении моторов слышалась победная музыка. А на остановках водитель или кто-то из сидящих в кузове доставал видавшую виды гармошку — и не было такой силы, которая могла бы остановить пустившихся в пляс...
В те победные дни в Берлине было сделано неисчислимое множество снимков(слайд 20) Солдаты фотографировались на память и в одиночку, и с боевыми друзьями. Особенно часто снимались у стен рейхстага. В архиве Центрального музея Вооруженных Сил СССР хранится среди прочих и такой снимок: бойцы не позируют специально, а просто проезжают на своей трехтонке мимо рейхстага. Проезжают спокойно, не обращая на него особого внимания, как мимо чего- то уж привычного и обыденного. Такими их и запечатлел безымянный фронтовой фотограф,
Легендарный ЗИС-5 на фоне рейхстага! Снимок глубоко символичный. Ведь эти машины тоже причастны к тому, что мы дошли до фашистского логова и разгромили его. Именно на таких вот автомобилях солдаты за рулем внесли свой вклад в Великую Победу. За годы войны ими было перевезено 145 млн т военных грузов. А какой мерой измерить их мужество и героизм, их тяжелый ратный труд!
Родина по достоинству оценила подвиги воинов-автомобилистов. Пятнадцати автомобильным частям и соединениям присвоены почетные наименования. Ряд автомобильных частей получили звание гвардейских, многие отмечены правительственными наградами. Тысячи и тысячи офицеров и солдат награждены орденами и медалями. Особо отличившиеся удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
В июне 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы, Это был невиданный, незабываемый парад! И важное место на нем по праву занимали военные автомобили.
Впереди моторизованных подразделений двигались открытые командирские машины. (слайд 21)Катились по брусчатке Красной площади низкие удлиненные ЗИС-12 со смонтированными на них прожекторами или спаренными зенитными установками. Степенно ехали трехосные ЗИС-6 со звукоулавливателями ПВО, похожими на большие граммофонные трубы.
За время Великой Отечественной войны, (слайд 22) за образцовое выполнение заданий командования 15 автомобильных соединений и частей получили почетные наименования, а 94 — были награждены орденами Кутузова, Александра Невского, Красного знамени и Красной звезды. За героические подвиги и самоотверженный труд более 21 000 автомобилистов награждены орденами и медалями, а одиннадцати было присвоено звание Героя Советского Союза.
В те победные дни сорок пятого необычайно популярной стала «Песня фронтовых водителей». И были в ней такие слова:
Через горы, реки и долины,
Сквозь пургу, огонь и черный дым
Мы вели машины, объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым.
Путь для нас к Берлину, между прочим,
Был, друзья, не легок и не скор.
Шли мы дни и ночи, трудно было очень,
Но баранку не бросал шофер.
5. Заключение
В настоящее время автомобильные войска в своём составе имеют автомобильные бригады, отдельные автомобильные батальоны. (слайд 23)На факультетах военного обучения (военных кафедрах, циклах) шести гражданских ВУЗов Российской Федерации обучают будущих офицеров. Сегодня автомобильные соединения и части перевозят более 10 млн т воинских грузов в год. В перевозках задействовано более 100 тыс. автомобилей. Силами и средствами дорожных войск осуществляется восстановление мостов через водные преграды в районах ведения боевых действий и при ликвидации стихийных бедствий.
В Курске был создан (слайд 24) Музей автомобильного транспорта ТПО «Курскавтотранс» в соответствии с приказом № 152 от 26.10.1990 г. Экспозиция музея размещена в пяти залах и отражает историю развития автомобильного транспорта в Курской области.
Экспозиция «Автомобилисты на фронтах войны». (слайд25)
Представлены документы, фотографии, рассказывающие об участии курян в Великой отечественной войне
Экспозиция «Курская битва». (слайд26)
Представлены фотографии курян, участников Курской битвы и схемы-карты обороны и контрнаступления Советских войск на Курской дуге.
Экспозиция «Автомобили Великой Отечественной войны». (слайд27)
Представлены действующие модели таких легендарных автомобилей времен второй мировой войны, как: ГАЗ-ММ (полуторка), ЗИС-5 (трехтонка), Виллис-МВ.
Литература.
1.Военный энциклопедический словарь (ВЭС), Москва (М.), Военное издательство (ВИ), 1984 г., 863 стр.
2.Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969—1978 годах в 30 томах.
3.Под редакцией: В.А. Золотарева, В.В. Марущенко, С.С. Автюшина. Во Имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание / учебное пособие по общественно-государственной подготовке (ОГП) для офицеров и прапорщиков Вооружённых Сил Российской Федерации. — М.: «Русь-РКБ», 1999. — С. 336.
4. История военного искусства: Учебник для высших военных учебных заведений/ Под общ. ред. И. Х. Баграмяна. М., Военное издательство, 1970.
5. Великая Отечественная война, 1941--1945. События. Люди. Документы: Краткий ист. справочник / Под общ. ред. О. А. Ржешевского; Сост. Е. К. Жигунов.-- М.: Политиздат, 1990.
Три орешка для Золушки
Голубая лягушка
Подарок
Мост из бумаги для Киры и Вики
Дымковский петушок