С огнём ты должен быть умён.
Узнай его, огня, законы.
Он должен стать твоим знакомым -
Учись быть вежливым с огнём.
Непредсказуемость огня, его неукротимость и своенравие всегда вызывали в душах людей не только чувство уважения, но и страх. Больше всего люди во все времена опасались огня, который уже невозможно было сдерживать или контролировать. Такой огонь охватывал все вокруг за считанное время, не оставляя после себе ничего живого.
Со временем, когда появились более простые способы добычи огня, огонь превратился в повседневную вещь. Такого поклонения огненной стихии уже не было. Но это не значит, что огонь утратил свою силу. Выйдя из-под постоянного контроля человека, огонь стал уже не только созидательным и жизненным, он нес с собой разрушения. Любая неосторожность может привести к появлению неуправляемого пламени. И все чаще пожары случаются из-за человеческой безответственности. Хотя природный огонь несет с собой уничтожающую силу.
Актуальность темы:
С каждым годом все чаще и чаще из источников СМИ Иркутской области мы слышим о разрушительной силе огня, жертвами которого становятся не только природные и материальные ценности, но и, к сожалению, взрослые и дети: 2011г. – п. Култук, сгорел двухэтажный 12-квартирный жилой дом; 2012г. – г. Ангарск, взрыв нефтепродуктов в подземном резервуаре; 2013г. – крупные таёжные пожары.
Причина пожара каждый раз разнообразна по своей природе: неисправность проводки, несоблюдение техники безопасности при работе с огнем и легковоспламеняющимися материалами, молния, детские шалости, поджог и т.д. Но даже большие потери и не умение управлять огненной стихией не заставило человечество отказаться от огня, так как способы добывания его слишком трудоемки.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 65.22 КБ |
Огонь и способы его получения
Автор:
Шкляев Данил,
ученик 8 «Б» класса,
МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2»,
пгт. Усть-Уда, Иркутская область, РФ.
Руководитель:
Кочкина Олеся Сергеевна,
учитель физики и информатики,
МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2»,
пгт. Усть-Уда, Иркутская область, РФ.
2013г.
Оглавление.
I. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
II. Теоретическая часть: . . . . . . . . . . . . . . . . .
III. Практическая часть: . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Описание проведенных опытов . . . . . . . . . .
2. Сравнительный анализ способов получения огня . .
IV. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
V. Источники информации . . . . . . . . . . . . . . .
VI. Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
стр. 2
стр. 4
стр. 4
стр. 6
стр. 8
стр. 9
стр. 9
стр. 10
стр. 11
стр. 12
стр. 14
стр. 14
стр. 15
стр. 16
стр. 17
стр. 18
I. Введение
С огнём ты должен быть умён.
Узнай его, огня, законы.
Он должен стать твоим знакомым -
Учись быть вежливым с огнём.
Непредсказуемость огня, его неукротимость и своенравие всегда вызывали в душах людей не только чувство уважения, но и страх. Больше всего люди во все времена опасались огня, который уже невозможно было сдерживать или контролировать. Такой огонь охватывал все вокруг за считанное время, не оставляя после себе ничего живого.
Со временем, когда появились более простые способы добычи огня, огонь превратился в повседневную вещь. Такого поклонения огненной стихии уже не было. Но это не значит, что огонь утратил свою силу. Выйдя из-под постоянного контроля человека, огонь стал уже не только созидательным и жизненным, он нес с собой разрушения. Любая неосторожность может привести к появлению неуправляемого пламени. И все чаще пожары случаются из-за человеческой безответственности. Хотя природный огонь несет с собой уничтожающую силу.
Актуальность темы:
С каждым годом все чаще и чаще из источников СМИ Иркутской области мы слышим о разрушительной силе огня, жертвами которого становятся не только природные и материальные ценности, но и, к сожалению, взрослые и дети: 2011г. – п. Култук, сгорел двухэтажный 12-квартирный жилой дом; 2012г. – г. Ангарск, взрыв нефтепродуктов в подземном резервуаре; 2013г. – крупные таёжные пожары.
Причина пожара каждый раз разнообразна по своей природе: неисправность проводки, несоблюдение техники безопасности при работе с огнем и легковоспламеняющимися материалами, молния, детские шалости, поджог и т.д. Но даже большие потери и не умение управлять огненной стихией не заставило человечество отказаться от огня, так как способы добывания его слишком трудоемки.
В связи с вышеизложенным захотелось узнать побольше об огне, получить его различными способами.
Цель исследования: проанализировать и сравнить различные способы получения огня
Задачи:
Многие люди стараются не просто усмирить огонь, но и направить его в мирное русло. Удается укротить огненную стихию не каждому, ведь огонь не терпит слабых и безвольных людей, огню не нужны трусы. Только человек, переборовший свой страх перед огнем, сможет его укротить. А огонь в свою очередь не нанесет такому человеку вреда. Укрощение огня уже давно стало самым ярким шоу, которое готовы смотреть тысячи людей. Брызги пламени из человека, умывание огнем и прохождение через огонь на смельчаках не оставляет ни ожогов, ни царапин. Такие люди уже давно слились со стихией огня и стали с ним единым целым.
Огонь также широко используется в целительстве, как и вода. Любое лечебное дело не обходится без свечи: она очищает храм, отгоняя всякую нечисть, помогает творить молитвы и совершать различные обряды и ритуалы.
II. Теоретическая часть
1. Огонь и его возникновение.
С тех пор как Прометей преподнес огонь в дар человечеству, он (огонь) является неизменным спутником нашей жизни. Наши далекие предки считали огонь даром богов, философы Древней Греции и Рима строили различные гипотезы об огне как о физическом явлении, но окончательно понять, что такое огонь стало возможным только в 19 веке.
Сегодня общепринятым считается следующее определение – огонь – это совокупность раскаленных газов или плазмы, выделяющихся в результате различных обстоятельств. К этим обстоятельствам может относиться: различные химические реакции, нагревание горючего материала до определенной точки, контакт тока высокого напряжения с горючими материалами и т.д.
Объяснение огня с химической точки зрения выглядит следующим образом – огонь – это область пространства, в которой реагирующие между собой вещества и продукты их взаимодействия находятся в газообразном состоянии.
С физической точки зрения огонь объясняют так – это светящаяся горячая зона взаимодействия паров, газов или продуктов термического разложения горючего вещества с кислородом. Горючее вещество может быть твердым, жидким и газообразным. Химические вещества сгорают, окрашивая огонь отдельными своими атомами или ионами, которые высвобождаются под воздействием высокой температуры.
Разнообразие цвета пламени (в скобках указано сгораемое вещество):
Добиться бесцветного пламени, которое можно будет вычислить визуально только по колебаниям воздуха, можно только в специальных условиях.
Для возникновения и существования огня требуются два компонента — топливо, которое горит, и окислитель, который даёт протекать этому процессу. Чаще всего, газом, который является окислителем, является кислород. При отсутствии топлива горение может продолжаться лишь в виде искр, и притом весьма непродолжительное время. При нагревании тела до температуры, при которой данное тело воспламеняется, в полном вакууме, тело не может загореться — оно может лишь раскалиться, пусть и до такой температуры, что при соприкосновении с нагретым топливом можно получить серьёзные ожоги любой степени.
Согласно Б. Ф. Поршневу (советский историк и социолог, доктор исторических (1941) и философских (1966) наук, почётный доктор Клермон-Ферранского университета во Франции (1956)) открытие способа добывания огня явилось прямым следствием обработки камней. Первоначально огонь использовался для создания дыма против докучливых летающих насекомых и только потом древние люди освоили кулинарную функцию огня: сначала коптили пищу на дыму, затем стали жарить на открытом огне и печь в золе, освоили варение (с изобретением керамических сосудов). Наряду с кулинарной функцией огня были открыты его отопительная и осветительная функции (последняя потребовала изобретения просмоленных факелов). Также огонь стал широко использоваться для обжига глины, плавки металлов и очищения места под пашню (подсечно-огневое земледелие). С развитием цивилизации огонь использовался как оружие уничтожения и как средство передачи информации. Использование огня сразу выделило человека среди других живых существ на Земле.
Открытие огня, по словам Фридриха Энгельса (немецкий философ), "впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства".
2. Значение огня в мифологии.
Загадочность огня породило огромное количество мифов и легенд, которые связаны с происхождением этой стихии, а также ее контролированием на земле. Практически у всех народов, огонь имеет божественное происхождение. Великая сила, которой обладает огонь, не позволяла людям думать о том, что сам человек мог добыть ту искру, из которой разгорелся огонь.
Огонь всегда считался священным. Первобытным людям чтобы добыть огонь, нужно было сильно постараться, поэтому очаг всегда оберегался и поддерживался. Ведь без огня не возможно было согреться или приготовить еду. Знания об огне передавались из поколения в поколение, о его силе отцы рассказывали своим детям, а оберегать огонь было священным долгом каждого человека.
Но появлялся огонь не только рук человека. Часто огонь сходил с неба в виде молний и огненных раскатов. Такой огонь считался божественным проявлением. А все это со временем позволили сложить огромное количество легенд о происхождении огненной стихии. Практически во всех легендах разных народов говориться о том, что за огонь шла борьба, и не сразу пламя появилось у человека. Изначально огонь был силой богов, и только по их неосторожности небольшой уголек свалился на землю, где нашел его человек и начал применять для собственных нужд.
Мифы о происхождении огня - в числе наиболее распространённых, особенно у отсталых народов, для которых добывание и использование огня - самый наглядный и универсальный признак выделения человека из животного царства. Чаще всего в мифах присутствует мотив похищения огня: некое существо (выполняющее функцию культурного героя) похищает его у другого существа и передает людям.
В других мифах налицо мотив прецедента: кто-то научился добывать огонь трением двух деревяшек, и с тех пор люди это делают. В таком мотиве не было бы ничего мифологического, если бы этот прецедент не приписывался зачастую опять-таки птицам либо тотемическим предкам в птичьем облике. В некоторых австралийских мифах происхождение огня связывается с солнцем: люди отбили от него кусочек и так получили огонь.
В мифах африканских народов в числе других мотивов часто повторяется мотив получения огня от верховного существа - или тайком, или по его доброй воле.
В мифах индейцев Северной Америки особенно част мотив похищения: оно приписывается койоту, лани, бобру, кролику, лисице, мускусной крысе, ворону, дрозду (животные, обычно выступающие в роли культурных героев). Сама техника похищения включает в себя во многих мифах характерную деталь: похититель отвлекает внимание владельца огня при помощи пляски и пения.
В других мифах похищение заменено поисками огня где-то в отдалённой стране, или добыванием огня с луны, от грома и пр., или получением огня в виде выкупа за похищенного ребёнка.
В некоторых мифах вопросом, как добыть огонь, озабочено не одно, а все животные.
В некоторых мифах, где фигурируют человеческие существа, первоначальное обладание огнем приписано женщинам, мужчины же получили его позже. В этих вариантах мифов об огне нашли отражение некоторые черты реальной действительности (у всех древних народов хранительница домашнего огня - обычно женщина).
В примитивных мифах о происхождении огня сам огонь не олицетворяется: он изображается как простой, чисто вещественный, бытовой огонь (пламя, искры, тлеющая головешка), а олицетворёнными выступают окружающие его персонажи (владелец, похититель, даритель огня).
В древнеиранской религии огонь выступает как сугубо священная стихия, как воплощение божественной справедливости, арты.
Римская мифология олицетворяла неугасимый культовый огонь и огонь домашнего очага как богиню Весту, греческая - как Гестию. В то же время в греческой мифологии вновь оживает глубоко архаичный мотив похищения огня. Но здесь этот мотив радикально гуманизирован и окрашен моральной идеей, притом богоборческой: боги ревниво берегут огонь для себя, не давая его людям, а друг и защитник людей - культурный герой Прометей похищает для них огонь с Олимпа. Обучает людей добыванию огня близкий образу Прометея герой древнего грузинского народного эпоса - Амирани.
Олицетворение огня и его культ, несомненно, вырастали из разных корней: огонь как спутник и помощник человека в борьбе с хищными зверями; огонь как очищающая и целительная сила; огонь как грозная и опасная стихия; домашний очаг, символ и покровитель семьи.
3. Способы получения огня.
Не сразу человек научился высекать огонь. Зачастую, наши предки брали огонь, который получался при ударе молнии о дерево или другие предметы, после чего оно вспыхивало. Это пламя считалось даром богов, которые позволили людям согреться и приготовить себе пищу. Позднее же началось самостоятельное освоение огня, который был так необходим для жизни. Искры начали высекать из камня, а также путем долгого трения двух деревяшек. Этот процесс был очень длительным и требовал от человека большого терпения. Все это приводило к тому, что добытым огнем очень дорожили, его поддерживали круглые сутки, его передавали своим детям.
В современном мире выделяют четыре основных способа получения огня:
Механический способ
Не очень удобный, но очень трудоемкий способ, придуманный еще в каменном веке. Обычно таким способом получить огонь удается очень редко, и сделать это очень сложно, но шанс есть всегда. Данный способ основан на механическом воздействии тел друг на друга: трение, высекание и т.д.
Известно три способа добывания огня трением дерева о дерево: пиление, вспахивание (огневой плуг) и сверление. Добывание огня способом “пиления”. Эластичность лучинки, скорее ленты, позволяла действовать ею как веревкой, взятой за оба конца руками. Она подводилась под трут, прижатый к земле, поочередно натягивая концы, пока в точке трения не возникала критическая температура. Трут зажат в расщепе сухой веточки или куска бамбука. При таком способе дым появляется через 4 сек, а через 8 сек., обуглившаяся деревянная лента разрывается и одновременно на трут падали искры огня. Что же касается “огневого плуга”, то здесь вероятно, мы имеем дело с особым видом древесины из семейства мареновых, способное давать искру через 2-3 минуты. Добывание огня “сверлением”, т.е. вращением стержня между ладонями, один конец которого находится в выемки древесины. Большая часть неудач при добывании огня данным способом объясняется недостатком сухости дерева. Сыроватое дерево дает много дыма, смешанного с испаряющейся водой, но не загорается.
Добывание огня ударами стали о кремень. Можно добыть огонь, нанося по камню твердой породы (лучше всего по кремню) соскальзывающие удары кресалом – напильником, обратной стороной ножа, лезвием топора – таким образом, чтобы искры попадали на уложенный под камнем трут. От найденного камня надо отколоть несколько продолговатых кусков, которые удобно носить с собой и использовать по мере надобности.
Химический способ.
Данный способ основан на смешивании химических ингредиентов в определенных пропорциях, иногда требуется механическое воздействие: трение, встряхивание и т.д.
Марганцовка и глицерин: насыпьте немного сухой марганцовки сверху и капните чуть глицерина, в течение 2-3 секунд между этими двумя веществами начнется химическая реакция, которая приведет к вспыхиванию огня.
Холодный огонь — одна из низкотемпературных разновидностей пламени в химии. Воспроизвести реакцию получения холодного огня можно из эфиров органических и неорганических кислот. Ингредиенты: сухая борная кислота (чайная ложка), этиловый спирт (чайная ложка), концентрированная серная или соляная кислота (одна капля). Приготовление: все ингредиенты помещается в блюдце, перемешивается и слегка подогревается на теплой (чтобы можно было держать руку) водяной бане, выделяющийся эфир борной кислоты можно поджечь (не поднося спичку близко к блюдцу, чтобы не зажечь спирт). Эфир борной кислоты горит очень объемным, слегка зеленоватым пламенем, которое не только не обжигает, но даже не греет ощутимо, в нем спокойно можно держать руку.
Оптический способ.
Всё, что потребуется для получения огня — это линза, необходимая для концентрации солнечного света на определенном месте. Лупа, очки или бинокулярные линзы прекрасно подойдут. Если добавить на поверхность линзы немного воды, можно усилить луч. Единственный недостаток этого метода — то, что он работает только тогда, когда есть солнце. Поэтому если дело происходит вечером или в пасмурный день, линза будет бесполезна.
В дополнение к простому методу разжигания огня при помощи линзы есть два дополнительных метода добывания огня при помощи линз, которые также позволяют получить огонь.
Воздушные шары. Заполняя воздушный шар водой, можно сделать линзу, которая поможет раздобыть огонь. Нужно заполнить воздушный шар водой и завязать кончик. Придать шару максимально шарообразную форму. Сжать воздушный шар, придавая ему форму, которая позволит сфокусировать луч. У воздушных шаров фокусное расстояние меньше, чем у обычных линз, поэтому помещать их нужно на расстоянии 2–5 см от трута.
Добываем огонь с помощью льда. С помощью куска льда реально можно добыть огонь. Всё, что нужно делать для этого — придать куску льда форму линзы и затем использовать его по назначению, как и любую другую линзу. Этот метод особенно хорош для туристов в зимнее время.
Если лед мутный или содержит какие-либо примеси, то огня с его помощью не добудешь. Кусок льда должен быть приблизительно 5 см толщиной, для того чтобы служить хорошей линзой. Нужно придать куску льда форму линзы с помощью ножа. Помни, что линза является более толстой в середине и более узкой около краев. После того как ты получишь линзу грубой формы, отполируй ее руками. Тепло рук расплавит лед достаточно, чтобы получилась хорошая гладкая поверхность. Начни добывать огонь. Установи ледяную линзу под углом к солнцу точно так же, как если бы это была обычная линза из стекла.
Электрический способ.
Данный способ основан на взаимодействии искры (мельчайшая частичка горящего или раскалённого вещества) и легковоспламеняющегося материала.
Искровой разряд (искра электрическая) — нестационарная форма электрического разряда, происходящая в газах. Такой разряд возникает обычно при давлениях порядка атмосферного и сопровождается характерным звуковым эффектом — «треском» искры. Температура в главном канале искрового разряда может достигать 10 000 К. В природе искровые разряды часто возникают в виде молний.
По некоторым данным, первый огонь был добыт человеком с лесных пожаров, вызванных ударом молнии, или же с выхода на поверхность источников природного газа, рядом с которым ударила молния. Молния - гигантский электрический искровой разряд в атмосфере.
Коротком замыкании - резкое и многократное возрастание сила тока, протекающего в цепи, что приводит к значительному тепловыделению, и, как следствие, расплавлению электрических проводов, с последующим возникновением возгорания и распространением пожара.
Батарейки и натуральная шерсть: необходимо, чтобы полоска шерсти была примерно 15 см в длину и 1 см в ширину. Потри батарейку куском шерсти. Держи полоску шерсти в одной руке, а батарейку в другой. Подойдет любая батарейка, однако оптимальная мощность — 9 Вт. Натри сторону батареи с «контактами» шерстью. Шерсть воспламенится. Легко подуй на нее. Переложи горящую шерсть на трут.
4. Техника безопасности при работе с огнем.
1. Четко знать и выполнять установленные правила пожарной безопасности, не допускать действий, могущих привести к пожару или загоранию.
2. При тушении бензина, спирта, эфира, пользоваться песком, которым следует засыпать на вспыхнувшее пламя.
3. При распознавании газа по запаху, который выделяется, нюхать газ только на определенном расстоянии, направляя его струю движением руки от сосуда к себе.
4. При работе следует соблюдать следующие требования: выполнять работу нужно аккуратно, добросовестно, внимательно, экономно, быть наблюдательным, рационально и правильно использовать время, отведенное для работы.
5. По окончании работы следует привести в порядок свое рабочее место: помыть посуду, протереть поверхность рабочего лабораторного стола, закрыть водопроводные краны, выключить электрические приборы.
6. При возникновении пожара, прежде всего надо выключить все нагревательные приборы, затем тушить пламя. Его нельзя задувать. Если горят органические вещества, не следует заливать пламя водой. Используйте песок, пожарные одеяла, огнетушители (лучше углекислотные).
8. При пожаре звонить: 01.
III. Практическая часть
1. Описание проведенных опытов
Чтобы приступить к добыванию огня вышеизложенными способами, первым делом нужно приготовить трут. Трут — это любой материал, воспламеняющийся от одной искры. Это может быть:
Не забывайте, что трут необходимо хранить от сырости.
Механический способ: трение проволоки о дерево.
Материалы: брусок сухого дерева, кусок проволоки, трут.
Ход работы:
Химический способ: калий перманганат и глицерин.
Материалы: калий перманганат, глицерин, лист бумаги, шприц.
Ход работы:
Оптический способ: получение огня при помощи лупы.
Материалы: лупа (оптическая система), трут.
Ход работы:
Электрический способ: пьезо-механизм и аэрозоль.
Материалы: аэрозоль, пьезо-механизм (механизм для получения высокого напряжения на разряднике до искрового пробоя воздуха), трут.
Ход работы:
2. Сравнительный анализ способов получения огня
Механический способ | Химический способ | Оптический способ | Электрический способ | |
Конечный продукт опыта | Обугливание поверхности → огонь | Пламя огня → огонь | Обугливание поверхности → огонь | Искра → огонь |
Время получения огня | 15-30 минут | 1-2 минуты | 5-15 минут | 5-20 секунд |
Энергетические затраты | Трудоемкий способ | Нетрудоемкий способ | Трудоемкий способ | Нетрудоемкий способ |
Материальные затраты | Дерево, проволока, трут (бытовой материал) | Калия перманганат (50 руб.), глицерин (30 руб.) | Лупа (150 руб.), трут | Аэрозоль, трут, пьезо-механизм |
Мера опасности | Низкая | Высокая | Низкая | Высокая |
IV. Заключение
Трудно представить себе человека без огня. Возможно, первые люди были привычны к внешней температуре: они жили в пещерах и приспособили свою жизнь к солнечному свету. Открытие огня внесло огромные изменения в жизнь древних людей. С помощью огня они освещали свои жилища, отпугивали опасных зверей; используя его тепло, они защищались от холода и готовили пищу. Значительно позже благодаря огню они стали обрабатывать металл и делать различные орудия. Кроме, того, огонь способствовал налаживанию более тесных отношений между различными группами людей, как, например, на ритуальных праздниках.
Применение огня не только изменило жизнь древнего человека, оно самым непосредственным образом повлияло на его мышление. Первые орудия труда - это попытка человека приспособиться к окружающей его природе, добыть пропитание, защититься от хищников и стихии. Применение огня - это первая попытка изменить саму окружающую природу, приспособить ее к своим потребностям.
Из проведенного мною исследования, можно сделать следующие выводы:
- наиболее простым, но при этом и опасным способом получения огня является химический способ;
- самым опасным способом получения огня является электрический способ, так как может привести при несоблюдении правил техники безопасности к летальному исходу;
- самым трудоемким способом получения огня является механический способ, так как время получения огня доходит до нескольких часов, при этом нужно приложить максимум силы;
- оптический способ получения огня требует максимум концентрированности и спокойствия.
Начав с примитивного костра, пережив множество грандиозных катастроф - от гибели Помпеи, до пожаров, уничтоживших великие города древности, - человечество построило современную цивилизацию, частью которой является и служба борьбы с огнем - пожарная охрана. Освоив космос и построив атомный реактор, мы до сих пор не придумали принципиально новых способов добывания огня. И тушим огонь по старинке - заливаем его водой, засыпаем песком или просто ограничиваем доступ кислорода.
V. Источники информации
Список использованной литературы:
1. «Большая книга вопросов и ответов», М., «Эксмо» 2003 г., под ред. Мишиной К., Зырковой А.
2. Занимательная физика. В двух книгах. 21-е изд., испр. и доп. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1983. – 224с.
3. Беседы по физике. Ч.2. Изд. 2-е, переработ. М., «Просвещение», 1972.
4. Хрестоматия по физике: Учебное пособие для учащихся/ Сост.: А. С. Енохович, О. Ф. Кабардин, Ю. А. Коварский и др.; под ред.Б. И. Спасского. – М.: Просвещение, 1982. – 223с.
5. Софронов М. А., Вакуров А. Д. Огонь в лесу. — Новосибирск: Наука, 1981. 124 с.
Интернет - источники:
1. http://renitherm.ru/ogon.html
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/
3. http://brodude.ru/9-sposobov-razzhech-ogon-bez-spichek/
4. http://fire-element.ru/proishogdenie.html
5. http://www.urano.ru/proisxozhdenie-ognya-mif-indejcev-kovichan/
6. http://pagandom.ru/drevnii-mir/mify-ameriki/mifologiya-atsctekov.-pohischenie-ognya.html
VI. Приложение
Приложение 1. Мифы и легенды об огне.
Изначальное предание о возникновение огня
(по цыганской Традиции)
Было время, когда боги думали, что огонь слишком опасен для людей. Цыганам в те дни «джал а дром» (странствовать по дорогам) было приятно только летом, зимой же приходилось очень тяжело.
Однажды племя цыган сидело на камнях посреди атчин-тана и наслаждалось теплым днем. Пуридаи посмотрела на солнце и сказала:
— Если бы у нас был хотя бы его кусочек, нам было бы тепло всю зиму.
Тут заговорил юный Бокка, он был младшим сыном изготовителя повозок:
— Я пойду и попрошу у богов кусочек солнца. Его старшие «пралы» (братья) рассмеялись, но Пуридаи серьезно кивнула.
— Это было бы неплохо, — сказала она.
Мальчик взял немного еды, которую приготовила его мать, и отправился в дорогу. Он шел по холмам и долинам, пересекал реки и ручьи, леса и поля. Однажды он проходил мимо старого сарая, стоявшего на краю крестьянского поля, и из этого сарая донесся тоненький голосок.
— Помоги мне, помоги!
Бокка остановился и заглянул в сарай. В нем хранились зерно и орехи, занимавшие почти все помещение, но перед дверью было расставлено несколько ловушек. В одной из них оказалась большая черная крыса. Бокка, конечно же, не знал, что это была не простая крыса, а король всех крыс.
— Ты звала меня? — спросил мальчик крысу. Король крыс кивнул.
— Я попал в ловушку, поставленную крестьянином, — сказал он. — Ты цыган, ты знаешь, что значит быть свободным. Разве тебе бы понравилось оказаться в ловушке?
— Не понравилось бы, — ответил Бокка. — Но я бы не дал себя поймать. — Он посмотрел на большую кучу зерна и орехов и спросил: — Ты хотел взять зерно крестьянина?
— Тут его хватит для всех, — ответил король крыс. — Зерно общее. Боги дали его нам всем. Крестьянин не должен жадничать и лишать меня моей крохотной доли.
— Согласен, — сказал Бокка, опустился на колени и быстро открыл ловушку. Король крыс оказался на свободе.
— Благодарю тебя, — произнес он. — Меня зовут Яг. Я теперь навсегда твой должник. Позволь мне сидеть на твоем плече и сопровождать тебя, ведь я могу оказаться полезным.
Бокка посадил крысу на плечо, и они пошли дальше. По дороге мальчик рассказал о цели своего путешествия: он должен найти богов и попросить у них кусочек солнца. Яг в ответ поклялся, что поможет ему.
После долгих поисков Бокка однажды поздним вечером разыскал атчин-тан богов. Их яркие, разноцветные вардо стояли по краям большой лесной поляны. Боги сидели по кругу за веселой трапезой. А в центре круга Бокка увидел кусок солнца. Он лежал на земле, распространяя свет и тепло. Боги поставили на него котел с кипящей водой, над ним также держали длинные вертела с «суши» (кроликами) и «хотчи-витчи» (ежами).
От аппетитного запаха рот Бокки наполнился слюной. Приятное тепло он чувствовал даже на краю поляны, за деревьями.
— Я должен попросить богов дать мне немного солнца и отнести его домой, к своему племени, — сказал он Ягу.
Тот рассмеялся:
— Они не дадут тебе солнца.
— Но солнце ведь как зерно, орехи и плоды на деревьях, — сказал Бокка. — Оно принадлежит всем.
— Тогда почему у тебя до сих пор нет ни кусочка от него? — спросил Яг. Мальчик не смог ответить и понуро опустил голову.
— Ну что же, — сказал Яг, посмотрев на своего спутника. — Мне кажется, что вреда от того, что мы попросим немного солнца, не будет.
Бокка живо поднялся и направился в сторону теплого света. Боги с удивлением посмотрели на приближающегося к ним человека.
— Приветствую вас, о могущественные, — сказал Бокка, поклонившись. — Я пришел попросить у вас кусочек солнца, чтобы отнести домой, своему племени. Им холодно и очень хочется согреться.
Пуридаи богов, мудрая старуха, которой было много веков, сказала:— Мы приглашаем тебя поесть и попить с нами, но ты не должен ничего забирать с собой.
Мальчик жадно принялся за еду. Яг забрался на его плечо и тоже стал грызть какие-то коренья. Боги смотрели на них молча. Наконец Бокка встал и попытался снова выпросить огонь.
— Неужели мне все-таки нельзя забрать с собой кусочек солнца? — спросил он с надеждой.
— Нельзя. Таково наше решение, — сказала старуха.
Бокка повернулся и грустно пошел прочь. Яг же подбежал туда, где у края костра, среди углей, лежал стебель фенхеля. Он схватил его зубами и помчался в лес.
Боги засмеялись.
— Твой друг, видно, и впрямь голодный, — сказали они. — Пусть заберет себе этот стебель.
Между тем Бокка уныло шел по лесу, удаляясь от богов. Слезы капали с его щек. Все пропало. Он отправился в путь с надеждой, но теперь его мечтам настал конец. Он знал, что дома его ждут лишь презрительные насмешки братьев.
Потребовалось много дней, чтобы мальчик вернулся домой. Наконец он все-таки вступил в круг родных вардо.
Но радости не было. Настало время рассказать о своем путешествии и о своей неудаче.
— Вот! Передай им это, — вдруг услышал Бокка тоненький голосок.
Он посмотрел вниз и увидел у своих ног Яга. Крыса до сих пор держала в зубах стебель фенхеля.
— Передать им это? — спросил Бокка. — Но зачем?
— Делай, как я сказал, — ответил Яг. Бокка взял стебель фенхеля и подошел к встречавшим его цыганам.
— Вот, — сказал он и протянул им стебель.
И вдруг мальчик заметил небольшой дымок, идущий от одного конца стебля. У стебля фенхеля мягкая сердцевина под прочной оболочкой. В этой-то сердцевине и теплилась крохотная частичка солнца.
Когда тлеющий фенхель раздули и зажгли от него солому и дрова, было много ликования и радости. Вскоре в цыганском лагере горел тот самый, божественный свет, дающий тепло.
— Как мне отблагодарить тебя? — спросил Бокка своего друга.
— Я просто вернул тебе долг, — ответил Яг. С этого дня цыгане для обозначения огня используют слово «яг» — в честь короля крыс.
В день летнего солнцестояния, который называется «Шанти», многие цыганские племена разводят большой костер. Накануне ночью они сидят в темноте, и каждый думает о временах, когда не было огня, не было тепла и уюта, не на чем было готовить пищу.; Все сидят тихо, никто не разговаривает. Нет ни песен, ни веселья. Затем, с первыми лучами восходящего солнца, предводитель племени разводит костер. Один из юношей берет головешку и обходит вардо, зажигая в них семейные огни.
На костре готовят обильный завтрак и разливают по кружкам горячий, ароматный чай. После завтрака все веселятся.
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Новый снимок Юпитера
Сочини стихи, Машина
Как нарисовать черёмуху
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного